Бывает летом пора полынь пахнет сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

Нам бы про душу не забыть

Познакомить с творчеством В.Шукшина. Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины, Астафьева. Закрепить коммуникативные навыки в работе. Форсировать нравственность.

Оборудование:

1) Портреты Шукшина, Астафьева, Солженицина.

2) Листы для групповой работы.

Вид работы: групповая.

Тип урока: мастерская.

I . Вступительное слово.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицын, Астафьев.

Назван урок по-шукшински: “Беседа при ясной луне”. И хотя сейчас день, светит солнце, но с помощью авторов, мы можем представить себе поздний деревенский вечер, светлую луну, которую так любил Василий Шукшин и его герои, подумаем над теми вечными вопросами, в поисках ответа на которые мучились герои Шукшина и Астафьева, Солженицина и Распутина.

Главное помнить страстный призыв Шукшина “Нам бы про душу не забыть!”

II. Этап. А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова?

Работа на I листе

III. Шукшин размышляет о жизни своих земляков о своей жизнью

А как же она прошла?

Группы представляют домашнее задание.

I гр. Шукшин-писатель

II гр. Шукшин-актер

III гр. Шукшин-режиссер

Вы прочитали достаточно много рассказов писателя. Назовите центральный образ его творчества.

Пласты жизни, которые затрагивает этот вопрос.

Что есть человек, в чем суть его бытия на земле?

исторические ß -----à философские

конкретныеß -----à всеобщие

личныеß -----à общественные

/Лист передается группам соседним, добавляются, исправляются, затем обсуждаются./

IV этап. Посмотрите рассказ “Дядя Ермолай”. Что, по мнению писателя, составляет смысл жизни старшего поколения.

В чем извечная тайна притяжения земли и дома?

V этап. Если Шукшина в первую очередь интересует человек, то надо отметить, что характеры обычно изображаются в напряженно-кризисных моментах. Внутреннее состояние героя обнажено.

Прокомментируйте отрывки из рассказов.

Из рассказов Шукшина мы узнаем все о человеке, угадываем дисгармонию души, разлад с миром, драматуры нравственных поисков, или напротив-высшую гармонию с миром, людьми. Напряженно-кризисное духовное состояние героя рождается в момент высшей гармонии-слияния с природой. Писатель акцентирует внимание читателя на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.

VI этап. Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда люди-земля выделен образ матери. В ней писатель видит опору человека в превратностях судьбы. Она для писателя – воплощение надежды, мудрости, доброты, милосердия.

Угасание старых семейных отношений острее и болезненнее протекают в деревне.

II гр. “Как помирал старик”

III гр. Ответить на вопрос, обращенный к отцам и детям. “ Кто из нас умнее? Кто из нас прав?”

Прямого ответа нет. Нельзя ответить на этот вопрос конкретно и односложно.

В старых людях много доброго , понимания, душевной твердости, всепрощения.

У молодежи – преемственность.

VII этап. Напишите после анализа произведений критерии нравственности.

вера в жизнь деятельное бытие, активное, разумное творчество преодоление будущие в борьбе со злом. уважение к человеку

Добавить в таблицу душа Шукшинское понимание человечности, совесть, доброта.

VIII этап. Мелодия.

“ И все и больше ничего на земле не слышно. И висит на веревке луна”

Да, жизнь продолжается. И идет новый день.

“Чуть занималось светлое утро. И огромное весёлое солнце выкатилось из-за горы.

И так хорошо было сидеть и беседовать. Так славно чувствовать, что жизнь за окнами большая и ты тоже есть в ней. И придёт завтра день, а ты – и в нем тоже есть, и что-нибудь, может, хорошее возьмет и случится. Если умножить, можно и на хорошее надеяться” “Беседы при ясной луне”

IX.Сочинение: “Светлые души” по Шукшину, Астафьеву и Солженицину.

Д.З: реферат худ. особенности рассказов Шукшина.

“Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжелыми запахами трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку; кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской – только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле…

Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости.

Потом было горе”

“Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притомился где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко мало у нас в жизни таких ночей”

Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки… В том месте реки-затон. Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг. Деревня рядом, и в деревне тоже как повымирало все. “Что же это такое – никого нет-то?” - удивился человек. Бросил камень в воду. Он беззвучно пошел ко дну. Человек охватил страх. Камень без звука утонул. Человека охватил страх. “Что-то случилось”,- подумал он. И проснулся. И не мог больше заснуть. Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке. А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба . Попадаются еще небольшие озерки: вечерами вода в них гладкая – гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать… В душу с тишиной вместе вкрадываться беспокойно – нежное чувство ко всему на свете.

Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле!

Заря медленно гаснет. Как будто остался ты на земле совсем-совсем одни. Не страшно, не одиноко… но очень неспокойно”

Известно, что с возрастом ребенок развивается физически. А нравственно? Тоже. Многие жизненные ситуации помогают ему взрослеть духовно.

Проблема

В. Шукшин затрагивает проблему нравственного взросления. Повествование ведется от имени рассказчика, который вспоминает о том, как он в детстве увидел страдания старого человека. Важность данной проблемы остается на высоком уровне.

Комментарий к проблеме. Первый пример

Вначале автор описывает благоухание лета и таинственные летние ночи. Именно в одну из таких удивительных ночей мальчик наблюдал за старичком, у которого умерла жена, а он все с ней разговаривал. Ребенок испытал страх и ужас и побежал за своим дедушкой, который позаботился о соседе, повел его домой, постарался его успокоить и рассказал ему военную историю. Мальчик слушал дружескую беседу стариков, видел, как заботился дедушка о другом человеке.

Комментарий к проблеме. Второй пример

Авторская позиция

Описание события заканчивается философским размышлением В. Шукшина. В природе всегда все идет своим чередом. А в человеческой жизни радостные картины сменяются горестными. И человек уже в детстве может столкнуться и со вторыми. И если ребенок небезразличен к горю другого, значит, происходит нравственное взросление, которое полезно ему.


Собственное мнение

Еще раз в эту ночь баба Дуня вспоминала войну. Она рассказывала, как добиралась к мужу в госпиталь и просилась переночевать. Она боялась, что ее не пустят без документа и показала его, а потом успокоилась, когда внук сказал, что документ правильный.
После этой ночи внук решил все рассказать бабушке, но потом понял, что не надо этого делать. Надо молчать, всегда молчать и исцеление придет.

Такой нравственный урок преподнесла жизнь подростку, и он выдержал его с достоинством - нравственно повзрослел.

Вывод

Итак, проявление сочувствия – одно из доказательств нравственного взросления. В ходе соприкосновения ребенка с жизненными обстоятельствами происходит его нравственное мужание, что очень важно для формирования личности.



Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон


Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020


Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Данное итоговое зимнее сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант № 8. Задание 27 на написание сочинения ЕГЭ - ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :


Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Бывает летом пора; полынь пахнет так, что сдуреть можно Как написать краткое сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.

Любое значительное действие во благо общества дается человеку тяжело, ведь для совершения этого действия приходится отодвинуть свои интересы на второй план. Об этом пишет В. Шукшин, поднимая проблему подвига.

Описывая выдающийся поступок Павла и реакцию его коллег, автор дает понять читателю, что подвиг — это не осознанное дело, а порыв души, иррациональный и непостижимый.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Автор: Шукшин В.М.

Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо. Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже -- не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притаишься где-нибудь на задах огородов, в лопухах, -- сердце замирает от необъяснимой тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей.

Одна такая ночь запомнилась мне на всю жизнь.

Было мне лет двенадцать. Сидел я в огороде, обхватив руками колени, упорно, до слез смотрел на луну. Вдруг услышал: кто-то невдалеке тихо плачет. Я оглянулся и увидел старика Нечая, соседа нашего.

Это он шел, маленький, худой, в длинной холщовой рубахе. Плакал и что-то бормотал неразборчиво.

У дедушки Нечаева три дня назад умерла жена, тихая, безответная старушка. Жили они вдвоем, дети разъехались.

Старушка Нечаева, бабка Нечаиха, жила незаметно и умерла незаметно. Узнали поутру: "Нечаиха-то. гляди-ко, сердешная", -сказали люди. Вырыли могилку, опустили бабку Нечаиху, зарыли -- и все. Я забыл сейчас, как она выглядела. Ходила по ограде, созывала кур: "Цып-цып-цып". Ни с кем не ругалась, не заполошничала по деревне. Была -- и нету, ушла.

. Узнал я в ту светлую, хорошую ночь, как тяжко бывает одинокому человеку. Даже когда так прекрасно вокруг, и такая теплая, родная земля, и совсем не страшно на ней.

Длинная, ниже колен, рубаха старика ослепительно белела под луной. Он шел медленно, вытирал широким рукавом глаза. Мне его было хорошо видно. Он сел неподалеку.

-- Ничо. счас маленько уймусь. мирно побеседуем, -- тихо говорил старик и все не мог унять слезы. -- Третий день маюсь -- не знаю, куда себя деть. Руки опустились. хошь што делай.

Помаленьку он успокоился.

-- Шибко горько, Парасковья: пошто напоследок-то ничо не сказала? Обиду, што ль, затаила какую? Сказала бы -- и то легше. А то-думай теперь. Охо-хо. -- Помолчал. -- Ну, обмыли тебя, нарядили -- все, как у добрых людей. Кум Сергей гроб сколотил. Поплакали, Народу, правда, не шибко много было. Кутью варили. А положили тебя с краешку, возле Давыдовны. Место хорошее, сухое. Я и себе там приглядел. Не знаю вот, што теперь одному-то делать? Может, уж заколотить избенку да к Петьке уехать. Опасно: он сам ничо бы, да бабенка-то у его. сама знаешь: и сказать не скажет, а кусок в горле застрянет. Вот беда-то. Чего посоветуешь?

Я струсил. Я ждал, вот-вот заговорит бабка Нечаиха своим ласковым, терпеливым голосом.

-- Вот гадаю, -- продолжал дед Нечай, -- куда приткнуться? Прям хошь петлю накидывай. А это вчерашней ночью здремнул маленько, вижу: ты вроде идешь по ограде, яички в сите несешь. Я пригляделся, а это не яички, и цыпляты живые, маленькие ишо, И ты вроде начала их по одному исть. Ешь да ишо прихваливаешь. Страсть господня! Проснулся. Хотел тебя разбудить, а забыл, что тебя- нету. Парасковьюшка. язви тя в душу. -- Дед Нечай опять заплакал. Громко. Меня мороз по коже продрал -- завыл как-то, как-то застонал протяжно: -- Э-э-э. у-у. Ушла. А не подумала: куда я теперь? Хошь бы сказала: я бы доктора из города привез. вылечиваются люди. А то ни слова, ни полслова -- вытянулась! Так и я сумею. -- Нечай высморкался, вытер слезы, вздохнул. -- Чижало там, Парасковьюшка? Охота, поди, сюда?

(1)Я (не)торопливо дош..л до самой корчмы(не)жилой разваливш..йся хаты и стал на опушк.. хвойного леса под высокой сосной с прямым голым стволом.(2)Было так тихо как только бывает в лесу з..мою в безветре(н,нн)ый день.(3)Нависшие на в..твях пышные комья снега давили их (к)низу пр..давая им чудес..ный праздничный и холодный вид.(4)По временам срывалась с вершины тоненькая веточка и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задевала за другие ветви.(5)Снег р..зовел на солнце и с..нел в тени.(6)Мной овл..дело тихое оч..рование этого торжестве(н,нн)о холодного безмолвия и мне казалось что я чу..ствую как время медле(н,нн)о и бе..шумно проходит мимо меня.

(7)Мне казалось судя по направлению лая что собака гон..т (в)лево от меня и я т..ропливо побежал через полянку что(бы) перехватить зверя. (8)Но (не)успел я (с,з)делать и двадцати шагов как огромный серый заяц выск..чил из(за) пня и как(будто) (бы) (не)торопясь зал..жив (на)зад дли(н,нн)ые уши высокими резкими прыжками перебежал через дорогу и скрылся в молодняке. (9)Следом за ним стр..мительно вылетел Рябчик. (10)Увид..в меня он слабо махнул хвостом торопливо куснул несколько раз снег и опять погнал зайца.

  1. Определите стиль и тип речи текста.
  2. Укажите виды придаточных и вид подчинения в предложении №6.
  3. Укажите № предложения, которое состоит из двух односоставных безличных.
  4. Укажите № предложения, в котором есть приложение.
  5. Подчеркните грамматические основы в предложении №2, укажите виды сказуемых.
  6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании придавая им (предл.№3)
  7. Укажите количество сложноподчинённых предложений в тексте.
  8. Укажите, какой частью речи является слово мимо из предл.№6.

Комплексный анализ текста.

(1)Бывает летом пора когда полынь пахн.т так что (с,з)дуреть можно. (2)Особе(н,нн)о почему(то) (по)ночам. (3)(Не)спокойно на душе томительно. (4)И думает.ся в такие огромные светлые ядовитые ночи вольно дерзко сладко. (5)Пр.таиш.ся где(нибудь) на задах огородов и сердце зам.рает от (не)об.яснимой тайной радости. (6)Жалко что мало у нас в жизн. таких ночей поэтому одна такая ноч. запомнилась мне на всю жизнь.

(7)Было мне лет двена.цать.(8)С.дел я в огороде обхватив руками колени упорно до слёз смотрел на луну. (9)Вдру.. услышал что кто(то) (не)вдалеке тихо плач..т.(10) Я огл..нулся и увид..л старика Нечая соседа вашего. (11)Это он ш..л маленький худой в дли(н,нн)ой х..лщ..вой рубах…(12)Плакал и что(то) б..рмотал (не)разборчиво.

(13)У дедушки Нечая три дня назад ум..рла жена тихая безответная старушка.(14) Жили они (в)двоем дети раз..ехались. (15)Я забыл сейчас как она выгл..д..ла.(16) (Н..)(с)кем (н..)ругалась. (17)Была и нету ушла.

(18)…Узнал я в ту светлую хорошую ноч.. как т..яжело бывает одинокому человеку. (19)Даже когда так пр..красно вокруг и такая теплая родная земля и совсем (не)страшно на ней.

1.Определите стиль и тип речи текста.

2. Укажите виды придаточных и вид подчинения в предложениях № 1, 6.

3. Укажите номер предложения, в котором одна из частей является односоставным определенно – личным предложением.

4.Укажите № предложения, которое осложнено распространённым обособленным обстоятельством.

5. Подчеркните сказуемые в третьем предложении и укажите их вид.

6. Из предложения №14 выпишите словосочетание со связью примыкание.

7. Укажите количество сложноподчинённых предложений в тексте.

8. Из второго абзаца выпишите притяжательное местоимение.

Комплексный анализ текста.

(1)(В)это время (не)вольно ост..новился перед ла..кою художникЧартков.(2) Старая ш..нель и (не)щ..гольское плат..е показывали (в)нем того человека который с самоотвержением предан был своему труду и (не)имел врем..ни заботит..ся о своем н..ряде всегда имеющ..м т..инстве(н,нн)ую пр..вл..кательность для молодости.(3) Он ост..новился перед лавкою и сперва внутре(н,нн)о см..ялся над этими уродл..выми картинами. (4) (На)конец овл..дело им (не)вольное размышление он стал думать о том кому(бы) нужны были эти произведения. (5) Это казалось (не)были вовсе труды ребенка(самоучки).

(6)Те(же) краски та(же) м..нера та(же) набившаяся приобвыкшая рука пр..надлежавшая скорее грубо (с,з)дела(н,нн)ому автомату нежели человеку. (7) Долго стоял он пред этими грязными картинами уже (не)думая вовсе о них. (8) А хозяин лавки серенький человеч..к во фризовой ш..нел.. с б..родой (не)бритой с самого воскресенья толковал ему уже давно т..рговался и условливался о цене ещё (не)узнав что ему понравилось и что нужно.

  1. Определите стиль и тип речи текста.
  2. Укажите виды придаточных и вид подчинения в предложении №8.
  3. Укажите номер предложения, которое является односоставным назывным.
  4. Укажите № предложения с вводным словом.
  5. Подчеркните грамматические основы в предложении №4, укажите виды сказуемых.
  6. Из предложения №3 выпишите словосочетание со связью согласование.
  7. Укажите количество сложноподчинённых предложений в тексте.
  8. Из второго абзаца выпишите все страдательные причастия.

Комплексный анализ текста.

(1)Огромный дом в котором родился Грэй был мрачен (в)нутри и величествен (с)наружи.2)К переднему ф.саду пр.мыкали цветник и часть парка. (3)Лучшие сорта тюльпанов серебристо(голубых) ф.олетовых и чёрных с розовой тенью изв.вались в г.зоне линиями пр.хотливо броше(н,нн)ых ож.релий. (4)Старые деревья парка др.мали в ра(с,сс)е.(н,нн)ом (полу)свете над осокой извилистого ручья. (5)Ограда замка состояла из витых чугу(н,нн)ых столбов соединё(н,нн)ых железным узором потому что это был настоящий замок. (6)Каждый столб оканчивался (на)верху пышной чугу(н,нн)ой линией. (7)Эти чаши по торжестве(н,нн)ым дням наполнялись маслом пылая в ночном мраке обширным огне(н,нн)ым строем.

1. Определить стиль и тип речи текста.

2. В сложноподчинённых предложениях обозначьте главные и придаточные предложения, укажите, словами какой части речи придаточные присоединяются к главным. Если это союзные слова, подчеркните их как члены предложения. Укажите виды придаточных.

3. Укажите № предложения с обособленным распространённым обстоятельством, обстоятельство выпишите.

4. Приведите пример составного именного сказуемого (из текста).

5. Дайте общую характеристику предложения №3.

6. Выпишите определительное местоимение.

7. Из предложения №3 выпишите словосочетание со связью примыкание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Комплексный анализ текста в 5-8 классах.

Данный материал поможет организовать подготовку по анализу текстов разного уровня сложности при подготовке к итоговой аттестации.


Читательская компетенция (комплексный анализ текстов по ФГОС 5 класс)

В работу включены задания по читательской компетенции: умение понимать смысл текста, точно отвечать на поставленный вопрс. выбрать главный фрагмент текста, умение соотносить содержание текста с заглав.

Читайте также: