Быть личностью трудно быть свободным значит взять на себя бремя сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Быть личностью трудно, быть свободным - значит взять на себя бремя. Легче всего отказаться от личности и от свободы, жить под авторитетом.

Путь реализации человеческой личности лежит от бессознательного через сознание к сверхсознательному. Для личности одинаково неблагоприятна и власть низшего, бессознательного, когда человек целиком определяется природой, и затверделость сознания, замкнутость сознания, закрывающего для человека целые миры, ограничивающего его кругозор. Сознание нужно понимать динамически, а не статически, оно может суживаться и расширяться, закрываться для целых миров и открываться для них. Нет абсолютной, непереходимой границы, отделяющей сознание от подсознательного и сверхсознательного. То, что представляется средне-нормальным сознанием, с которым связывается общеобязательность и закономерность, есть лишь известная ступень затверделости сознания, соответствующая известным нормам социальной жизни и общности людей. Но выход из этого средне-нормального сознания возможен, и с ним связаны все высшие достижения человека, с ним связаны святость и гениальность, созерцательность и творчество. Потому только человек может быть назван существом себя преодолевающим. И в этом выходе за пределы средне-нормального сознания, притягивающего к социальной обыденности, образуется и реализуется личность, перед которой всегда должна быть открыта перспектива бесконечности и вечности. Значительность и интересность человека связаны с этой открытостью в ней путей к бесконечному и вечному, с возможностью прорывов. Очень ошибочно связывать личность, главным образом, с границей, с конечностью, с определением, закрывающим беспредельность. Личность есть различение, она не допускает смешения и растворения в безличном, но она также есть движение в беспредельность и бесконечность. Потому только личность и есть парадоксальное сочетание конечного и бесконечного. Личность есть выход из себя, за свои пределы, но при недопущении смешения и растворения. Она открыта, она впускает в себя целые миры и выходит в них, оставаясь собой. Личность не есть монада с закрытыми дверями и окнами, как у Лейбница. Но открытые двери и окна никогда не означают смешения личности с окружающим миром, разрушения онтологического ядра личности. Поэтому в личности есть бессознательная основа, есть сознание и есть выход к сверхсознательному.

Конец всегда близок. Есть внутренний апокалипсис истории. Апокалипсис не есть только откровение конца истории, но также откровение конца и суда внутри истории. Революции являются таким концом и судом. Христианская история никогда не осуществляла истинного христианского персонализма, она осуществляла противоположное. Христиане вдохновлялись не Нагорной проповедью, а силой и славой государств и наций, воинствующей волей к экспансии. Христиане оправдывали гнет и несправедливость, были невнимательны к участи земного конкретного человека, не считали личность высшей целью. И потому христианская история должна была кончиться и начаться не христианская, а антихристианская история. И в этом была большая правда с христианской точки зрения. Было много революций в истории, которые были судом над прошлым, но все революции заражались злом прошлого. Никогда не было революции персоналистической, революции во имя человеческой личности, всякой человеческой личности, во имя реализации для нее полноты жизни. И потому неизбежен конец истории, последняя революция.

Недостаточность и дефективность гуманистической антропологии была совсем не в том, что она слишком утверждала человека, а в том, что она недостаточно и не до конца его утверждала. Гуманизм имел христианские истоки, и в начале нового времени существовал христианский гуманизм. Но в дальнейшем своем развитии гуманизм принял формы утверждения самодостаточности человека. Как только провозглашают, что нет ничего выше человека, что ему некуда подыматься и что он довлеет себе, человек начинает понижаться и подчиняться низшей природе. В дальнейшем своем развитии, в ХVIII и ХIХ вв., гуманизм принужден был признать человека продуктом природной и социальной среды. Как существо исключительно природное и социальное, как создание общества человек лишен внутренней свободы и независимости, он определяется исключительно извне, в нем нет духовного начала, которое было бы источником творчества. Признание самодовления и самодостаточности человека есть источник унижения человека и ведет неотвратимо к внутренней пассивности человека. Возвышает человека лишь сознание, что человек есть образ и подобие Божие, то есть духовное существо, возвышающееся над природным и социальным миром и призванное его преображать и над ним господствовать. Самоутверждение человека приводит к самоистреблению человека. Такова роковая диалектика гуманизма. Но мы должны не отрицать всякую правду гуманизма, как делают многие реакционные теологические направления, а утверждать творческий христианский гуманизм, гуманизм теоандрический, связанный с откровением о Богочеловечестве.

В чем религиозный смысл человеческого творчества? Смысл этот гораздо глубже обыкновенного оправдания культурного и социального творчества. Творческий акт человека, в сущности, не требует оправдания, это внешняя постановка вопроса; он оправдывает, а не оправдывается (см. мою книгу "Смысл творчества. Опыт оправдания человека"). Творческий акт человека, предполагающий внебытийственную свободу, есть ответ на Божий призыв к человеку, и он нужен для самой божественной жизни, он имеет не только антропогоническое, но и теогоническое значение. Последняя тайна о человеке, которую он с трудом способен понять, связана с тем, что человек и его творческое дело имеют значение для самой божественной жизни, являются восполнением божественной жизни. Тайна человеческого творчества остается сокровенной, не откровенной в Священном Писании. Во имя человеческой свободы Бог предоставляет самому человеку раскрыть смысл его творчества. Идея самодостаточности, самодовольства (Aseitas) божественной жизни есть экзотерическая и, в конце концов, ложная идея, и она существенно противоположна идее Богочеловека и Богочеловечества. Через Богочеловека Христа человеческая природа причастна Св. Троице и глубине божественной жизни. Существует извечная человечность в Божестве и, значит, и божественность в человеке. Поэтому творческий акт человека есть самообнаружение в полноте божественной жизни. Не всякий творческий акт человека таков, может быть и злое, дьявольское творчество, но оно всегда есть лжетворчество, всегда обращено к небытию. Подлинное творчество человека христологично, хотя бы в сознании этого совершенно не было видно. Гуманизм не понимает этой глубины проблемы творчества, он остается во вторичном. Христианское же сознание, связанное с социальной обыденностью, оставалось закрытым для творческой тайны о человеке, оно было исключительно обращено к борьбе с грехом. Так было до времени. Но возможно возникновение нового человеческого самосознания в христианстве. Антропологические исследования должны подготовлять его с разных сторон. Традиционные христианские антропологии, как и традиционные философские антропологии, идеалистические и натуралистические, должны быть преодолены. Учение о человеке как творце есть творческая задача современной мысли.

Солженицын.Цитирует Померанца. Ему
приходится выделять "лучшую часть интеллигенции", это "даже не прослойка, а
кучка людей", "собственно интеллигентно лишь маленькое ядро интеллигенции",
"узкий круг людей, способных самостоятельно открывать вновь святыни,
ценности культуры", даже: "интеллигентность - это процесс".

впечатления, развлечения, красивая жизнь, валютная оплата, покупка цветных
тряпок. Думаю, самый захудалый дореволюционный интеллигент по этой причине
не подал бы руки самому блестящему сегодняшнему столичному образованцу.

Солженицын."Образованщина"Как же остаться было народу? Были насильственно выкинуты из избы иконы и послушание старшим, печка хлебов и прялки. Потом миллионы изб, самых
благоустроенных, вовсе опустошены, развалены или взяты под дурной догляд, и
5 миллионов трудоохотливых здравых семей вместе с грудными детьми посланы
умирать в зимней дороге или по прибытии в тундру. (И наша интеллигенция не
дрогнула, не вскрикнула, а передовая часть её даже и сама выгоняла. Вот
тогда она и кончила быть, интеллигенция, в 1930-м

И слой, и народ, и масса, в образованщина - состоят из людей, а для
людей никак не может быть закрыто будущее: люди определяют своё будущее
сами, и на любой точке искривленного и ниспадшего пути не бывает поздно
повернуть к доброму и лучшему.
Будущее - неистребимо, и оно в наших руках. Если мы будем делать
правильные выборы.

И как разнообразны формы лжи, так разнообразны и формы отклонения от
неё. Тот, кто соберёт своё сердце на стойкость и откроет глаза на щупальцы
лжи, - тот в каждом месте, всякий день и час сообразит, как нужно поступить.
Ян Палах - сжёг себя. Это - чрезвычайная жертва. Если б она была не
одиночной - она бы сдвинула Чехословакию. Одиночная - только войдёт в века.
Но так много - не надо от каждого человека, от тебя, от меня. Не придётся
идти и под огнеметы, разгоняющие демонстрации. А всего только - дышать. А
всего только - не лгать.
И никому не придётся быть первым - потому что "первых" уже многие сотни
есть, мы только по их тихости их не замечаем. (А кто за веру терпит - тем
более, да им-то прилично работать и уборщицами, и сторожами.) Из самого ядра
интеллигенции я могу назвать не один десяток, кто уже давно так живёт -
годами! И - жив. И - семья не вымерла. И - крыша над головой. И - что-то на
столе.
Да, страшно! Дырочки фильтра в начале такие узкие, такие узкие - разве
человеку с обширными запросами втиснуться в такую узость? Но обнадежу: это
лишь при входе, в самом начале. А потом они быстро, близко свободнеют, и уже
перестают тебя так сжимать, а потом и вовсе покидают сжатием. Да, конечно!
Это будет стоить оборванных диссертаций, снятых степеней, понижений,
увольнений, исключений, даже иногда и выселения. Но в огонь - не бросят. И
не раздавят танком. И - крыша будет, и будет еда.
Этот путь - самый безопасный, самый доступный изо всех возможных наших
путей, любому среднему человеку. Но он - и самый эффективный! Именно только
мы, знающие нашу систему, можем вообразить, что случится, когда этому пути
последуют тысячи и десятки тысяч, - как очистится и преобразится наша страна
без выстрелов и без крови.
Но этот путь - и самый нравственный: мы начинаем освобождение и
очищение со своей души. Ещё прежде, чем мы очистим страну, - мы очистимся
сами. И это - единственно правильный исторический порядок, ибо зачем очищать
воздух страны, если сами остаёмся грязными?
Возразят: но как жаль молодежь! Ведь если на экзамене по общественной
науке не проговоришь обязательной лжи, - двойка, отчисление из института, и
перебито образование и жизнь.
В одной из следующих статей нашего сборника обсуждается, так ли
правильно понимаем мы и осуществляем лучшие пути в науку. Но и без того:
потеря в образовании - не главная потеря в жизни. Потери в душе, порча души,
на которую мы беззаботно соглашаемся с юных лет, - непоправимее.
Жаль молодежь? Но и: чьё же будущее, как не их? Из кого ж мы и ждём
жертвенную элиту? Для кого ж мы и томимся этим будущим? Мы-то стары. Если
они сами себе не построят честного общества, то и не увидят его никогда.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Проблема

Что такое свобода и как она проявляется?

Отношение автора к проблеме

Понятие свободы подразумевает возможность поступать в соответствии с собственными взглядами и предпочтениями. Во все времена свобода очень высоко ценилась, люди были готовы даже расстаться со своей жизнью ради идеи всеобщей свободы. Большинство войн и революций начиналось именно из-за желания свободы, которая притеснялась. Современному обществу повезло больше своих предков: человек имеет гражданские права, может свободно передвигаться по миру, свободен в выборе веры, у него есть возможность самостоятельно выбирать свой образ жизни в целом. В прошлом люди могли только мечтать об этом. Но всё же абсолютной свободы не существует, у человека есть не только права, но и обязанности. Его свобода заканчивается там, где начинаются права другого человека.

Аргументы

Абсолютная, безбрежная, безграничная, безусловная, бесконтрольная, благоденственная, бродяжническая, благотворная, вечная, временная, всемирная, всеобщая, всесильная, гордая, действительная, дорогая, драгоценная, желанная, заветная, золотая, исключительная, истинная, ложная, любимая, мимолетная, мнимая, настоящая, неограниченная, неприкосновенная, нерушимая, ограниченная, подлинная, полная, полноправная, полноценная, постылая, прекрасная, призрачная, разумная, святая, священная, совершенная, угнетенная, тайная, фальшивая, веселая, новорожденная, просвещенная, убогая, буржуазная, внутренняя, гражданская, демократическая, душевная, интеллектуальная, крестьянская, литературная, личная, моральная, народная, национальная, нравственная, общественная, политическая, социалистическая, творческая, физическая, экономическая, великая, гордая, громадная, железная, закаленная, каменная, крепкая, могучая, монолитная, настойчивая, неколебимая, необоримая, непоколебимая, непреклонная, несгибаемая, несокрушимая, неукротимая, огромная, сильная, слабая, смелая, стальная, стойкая, страстная, сумасбродная, твердая, твердокаменная, титаническая, упорная, упрямая, фанатическая, холодная, целеустремленная, безукоризненная, безупречная, блестящая, высокая, громкая, добрая, заслуженная, идеальная, исключительная, кристальная, незапятнанная, непогрешимая, общепризнанная, отличная, отменная, превосходная, прекрасная, признанная, прочная, святая, солидная, упроченная, хорошая, чистая, чудесная.

Независимость, освобождение, вольность, право, суверенитет, выбор, воля, непринуждённость, доступность, непосредственность, простота, простор, приволье, раздолье, развязность, беспрепятственность, раскованность.

Примеры из художественной литературы

Мцыри хотел повидать родные места, мечтал ступить на землю, где был его дом. Однако этой мечте не было суждено исполниться. Три дня он скитался, рисковал собственной жизнью, но ни на минуту не пожалел о содеянном. Перед смертью Мцыри с гордостью рассказывает во время исповеди о том, что ему всё же удалось увидеть свободную жизнь. Эти несколько дней на свободе стоили целой жизни в неволе для него. Молодой горец вдохнул горный воздух, увидел живописные пейзажи лесов и рек, наслаждался женской красотой. Юноша любовался бушующей природой, такой же мятежной, как и он сам. Буря, гроза, горящее от удара молнии дерево – всё это символизировало внутреннюю борьбу главного героя. Мцыри был по своей натуре истинным бойцом, поэтому, не раздумывая, вступил в смертельную схватку с барсом, в которой победил дикого зверя ценой собственной жизни.

В конце поэмы главный герой погибает, но он умирает свободным и непобеждённым. М.Ю. Лермонтов показал на его примере, на что способен человек ради своей свободы.

Ларра желает своей личной свободы, он рос вдали от общества и не признавал человеческие законы. Он осуждал и презирал старейшин, отрицал общественные порядки и правила. Единственное, что имело значение в его жизни – это собственные интересы и нужды, чужие чувства сыну орла были безразличны. Получив отказ от понравившейся девушки, Ларра жестоко её убивает, даже не задумываясь о том, что нарушил чужую свободу. Он не понимает, что не имел права посягнуть на чужую жизнь. Выходит, что свобода для Ларры заключается только в вольности поступать, как ему вздумается. Поэтому она же и стала его наказанием: после убийства невинной девушки он обрёл полную свободу, но, не выдержав полнейшего одиночества, стал мечтать о смерти. Такая свобода была ему не под силу, ведь Ларра был человеком, а не орлом, как его отец.

Понимание свободы старухой Изергиль было в чём-то схоже с позицией Ларры. В отличие от него она не отказывается от общества, но живёт только ради собственного удовольствия, не считаясь с чужими чувствами и желаниями. Она делает всё, что ей захочется. Свобода для неё заключается в независимости от мужчин. Однако подобный образ жизни не сделал главную героиню счастливой, она не смогла стать свободной внутренне, чувство невыполненного предназначения тяжким грузом легло в её душе.

Совсем в другом смысле представлялась свобода Данко. Он мечтал не о собственной свободе, а о свободе своего народа. Данко пожертвовал собой ради счастья других, он отдал сердце, чтобы вывести из тьмы своё племя. Он оказался свободным душой, что намного важнее физической независимости.

М. Горький в своём рассказе противопоставил свободу Ларры свободе Данко, а отношение к этому понятию самой старухи Изергиль оказалось смешанным.

Ещё в давние времена люди мечтали о безграничной свободе, эта мечта отразилась в древнегреческой легенде о Дедале и его сыне Икаре. Афинянин Дедал был самым талантливым скульптором и строителем своего времени. В каждом городе были его творения, статуи Дедала называли живыми. Его единственным учеником был родной племянник Тал, который даже превзошёл своего учителя. Ещё в юности он изобрёл гончарный станок, сделал первую пилу из змеиных зубов и множество других строительных инструментов, упрощающих жизнь человека.

Дедал завидовал Талу, не хотел оставаться в тени своего ученика, поэтому в порыве злости столкнул его с городской стены. Чувство вины и стыда за содеянное убийство заставили его сбежать из родного города на остров Крит, где царь Минос дал известному скульптору сложное задание. Ему нужно было построить лабиринт для Минотавра, в котором бы он смог скрыться от человеческих глаз. Дедал блестяще справился с заданием, создав целую сеть извилистых ходов, из которых было невозможно найти выход.

Каждые девять лет народ Крита должен был отдавать в жертву Минотавру семь красивых юношей и девушек. Их приводили в лабиринт и отпускали навстречу чудовищу. Дедалу были не по нраву такие жестокие обычаи, и он начал безумно тосковать по своей родине. Однако Минос не хотел отпускать от себя такого талантливого мастера, поэтому о возвращении домой не было и речи.

Поразмыслив, Дедал пришёл к выводу, что раз не получается сбежать по морю, он это сделает по воздуху. И начал создавать искусственные крылья, связывая короткие и длинные перья нитками и воском. Маленький сын Дедала Икар с удовольствием помогал своему отцу, поэтому работа была быстро окончена. После испытания собственных крыльев, греческий скульптор сделал такие же для своего сына.

В день, когда Дедал и Икар собрались бежать, отец дал своему сыну наставление, чтобы он летел прямо за ним, опустившись слишком низко, он намочит крылья в морской воде, а поднявшись слишком высоко – пострадает от солнца, которое расплавит воск, скрепляющий перья. Их полёт начался прекрасно, они словно две большие птицы летели в родные края, и вот, когда уже был виден берег Греции, Икар, опьянённый безграничной свободой, отстал от отца и полетел вверх к солнцу. Жаркие лучи мгновенно растопили воск и крылья распались за считанные секунды. Мальчик упал в морские волны, так и не успев позвать отца на помощь. Когда Дедал обернулся, уже никого не увидел, лишь заметил остатки крыльев на морских волнах.

Этот миф является напоминанием о том, что у любой свободы есть ограничения, которых необходимо придерживаться.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

С древних времен величайшие умы разных культур и эпох анализировали положительную и негативную стороны личностной и общественной свободы.

В древней философии основной целью свободы является самостоятельный выбор в судьбе и избавление от политического деспотизма. В средние века подразумевалась свобода от греха, зачастую возникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и религиозными канонами. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее проявление и развитие человеческой личности. Со времен Просвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философии естественного права, первоначально сдерживаемое научным взглядом, признающим только господство всемогущей естественной причинности и закономерности.

Без взаимного принятия и уважения люди не смогут добиться мирного и равноправного органичного сосуществования. Именно ксенофобия, расизм, сексизм, шовинизм и другие формы необъективной дискриминации и открытого проявления ненависти являются основной причиной невозможности реализации и утопической окрашенности всеобщей свободы.

Иначе говоря, не любая свобода является однозначным благом. Единственно верной является только та, которая ограниченна признанием свободы других.

В заключении хотелось бы сказать о том, что свобода является достаточно абстрактным понятием, ее невозможно однозначно оценить без конкретизированного уточнения формы проявления и понимания. Лично я считаю, что свобода физического и психологического насилия, открытого проявления необъективной ненависти является безобразным искажением и уродством истинной ценности свободы - незыблемости прав и индивидуальных возможностей для реализации человека, основанной на взаимоуважении. Обращаясь к богатой мировой истории и культуре, а также к трудам величайших правозащитников и общественных активистов мы способны создать свободу нового поколения, лишенную омрачающих безнравственных и аморальных проявлений вседозволенности.

Я согласна со словами автора, так как считаю, что каждый человек есть личность, и каждый человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, строит свою судьбу. Мы рождаемся индивидами, в процессе жизни становясь личностями. На это становление оказывает влияние множество факторов, не последний из которых – принятие осознанных решений. Утверждение Николая Бердяева поднимает проблему, актуальную на все времена. Ведь, независимо от эпохи, человек всегда стоял перед вопросом, каким и кем он должен стать в этой жизни.

Личность – это понятие, которое мы используем для определения человека, как субъекта социокультурной жизни, имеющего своё индивидуальное начало, социальную природу, раскрывающуюся в процессе социализации. Другими словами, личность – это социальный и психологический облик человека, характеризующий индивида, как члена общества. Безусловно, способность определить свою роль в обществе принадлежит только самому человеку. То есть, личность и правда есть выбор и решение.

Подтвердить слова Бердяева очень просто. То, какой личностью был Адольф Гитлер, был его личный выбор, его решение. Он был желанным ребенком в семье, его любили. До определенного возраста Адольф хорошо учился. Но с течением времени Гитлер стал избирательным в учебе, стал упрямым, своевольным, вспыльчивым. Вскоре прилежного мальчика, любящего своих родных, сменил юноша, которого всё больше поглощала ненависть ко всему, что его окружало. Со временем эта ненависть вылилась в антисемитизм со всеми вытекающими последствиями. При этом Адольф был талантливым юношей, увлекавшимся изучением иностранных языков и истории.

Но Гитлер мечтал стать художником. Два года подряд юноша безуспешно пытался поступить в Венскую художественную академию и дважды провалил экзамены. Но ректор академии увидел в его работах явный талант к архитектуре и посоветовал развиваться именно в этом направлении. И вот, когда по завершению Первой мировой войны перед Гитлером стал выбор, идти в архитекторы или в политики, он выбрал второй вариант. Ведь, помимо всех его способностей он безупречно владел ораторским искусством, что позволяло ему проникать в головы и сердца других людей, плотно укореняя там свои разрушительные убеждения. Да, на жизнь Гитлера и на становление его личности повлияло много факторов. Но главный жизненный выбор он сделал самостоятельно и осознанно. Что из этого вышло, знает и стар, и мал.

Да, можно опровергнуть, встать на защиту и сказать, что этот юноша прошел тяжкие испытания – он достаточно рано потерял родителей и младшего брата, которых, несмотря на свой нрав, очень сильно любил и заботился о них до последнего. Да, когда на чашу весов становились его способности и его характер и поведение, все смотрели только на негативные стороны его личности, не замечая хорошего, считая его не достаточно талантливым. Да, можно сказать, что это повлияло на его судьбу, на его выбор, на его решение. Но…

Приведём, для сравнения, случай, когда человек прошел не меньшее количество жизненных испытаний, но при этом остался человеком. Как, например, американка Элизабет Мюррей. Сегодня эта женщина известна, как профессиональный спикер бюро Washington Speakers и уже разменяла пятый десяток лет. Однако с самого появления на свет у девочки, казалось бы, не было ни единого шанса стать кем-то значимым в этой жизни.

Лиз родилась в одном из бедных районов Нью-Йорка в семье ВИЧ-инфицированных родителей и росла среди бедняков и наркоманов. В возрасте пятнадцати лет Элизабет стала бездомной – мать умерла, а отца поместили в приют для нищих. Заботясь о себе и сестре, девушке подвернулся шанс посещать гуманитарный курс Подготовительной академии в Манхэттене. Окончив курс в два раза быстрее однокурсников, Лиз получила стипендию для нуждающихся студентов от New York Times, и в сентябре 2000 года была принята на обучения в Гарвардский университет.

Читайте также: