Был один математик в нашей школе который отличался от всех других сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Рассказ – основной жанр малой повествовательной прозы. По сравнению с более развёрнутыми повествовательными формами в рассказах немного действующих лиц и одна сюжетная линия.

Сюжет – это система событий в определённой последовательности.

Повесть – художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объёму.

Рассказчик – образ человека, от лица которого ведётся повествование в художественном произведении.

Эпитет – образное определение.

Фразеологизм – устойчивое словосочетание, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов

Градация – постепенное нарастание смысловой или эмоциональной значимости ряда выражений.

Сатира – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни.

Юмор – изображением героев в смешном виде, доброжелательный смех.

Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии.

Комедия – драматическое произведение, в основе которого лежит юмор.

Трагедия – драматическое произведение, в основе которого лежит конфликт.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288

Дополнительная литература

1. Энциклопедия литературных героев. – М.: Аграф, 1997, стр. 496

2. Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл. Под ред. М. Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб.: Паритет, 2009

4. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007

5. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2009

9. Черных О. Г. Практикум по литературе: 6 класс. – М.: ВАКО, 2011

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Фазиль Искандер на всю жизнь сохранил память о родных местах: высокие горы Абхазии, быстрые горные реки, морские просторы и особенный национальный колорит.

Герои его книг – в основном земляки автора, весёлые, жизнерадостные люди, хранящие верность и в дружбе, и в любви.

Многие его произведения были экранизированы, и фильмы с успехом прошли на экранах нашей страны.

И особняком в рассказе стоит образ строгого учителя математики Харлампия Диогеновича.

С первых строк мы погружаемся в обычную школьную жизнь, которая идёт своим чередом, несмотря на военное время.

Чтобы понять смысл названия рассказа, нужно вспомнить, кто такой Геракл, и какие подвиги он совершал.

Геракл – величайший герой древнегреческой мифологии, сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены, наделённый необычайной силой. Наиболее известен цикл о 12 подвигах Геракла.

Главный герой рассказа Фазиля Искандера, пятиклассник, не решил задачу, заданную на дом. Опасаясь двойки, мальчик решил схитрить: он пригласил врачей, которые направлялись в 5 А, в свой 5 Б, чтобы они сделали уколы. Он надеялся на то, что учитель не успеет спросить домашнее задание.

Можно ли назвать поступок главного героя, рассказчика, подвигом?

Что мы можем сказать об этом мальчике?

Его имя не называется на протяжении рассказа, так как он сам и есть рассказчик.

Каким он себя представляет?

Он чувствует себя настоящим героем, уверен, что совершает подвиг, спасая класс от неминуемых двоек.

Врачи сделали уколы и ушли. До конца урока осталось несколько минут. Учитель математики Харлампий Диогенович, конечно же, понял, почему в классе появились врачи, кто привёл их и зачем.

Параллельно автор даёт нам возможность увидеть реакцию класса, который зорко следит за тем, как у доски мучается над решением задачи одноклассник.

Для передачи эмоций класса автор использует градацию.

Сначала класс сдерживал хихиканье, затем смеялся, потом уже хохотал.

Что же вызвало безудержный хохот класса?

Харлампий Диогенович рассказывает ребятам о подвигах Геракла, совершавшего их во имя справедливости.

Поступок же мальчика, решившего сорвать урок, он расценивает как тринадцатый подвиг, недостойный славы настоящего героя.

Смех одноклассников заставляет рассказчика понять, что его поступок, основанный на обмане и трусости, нельзя считать подвигом.

Какова же роль учителя в этом рассказе?

В чём необычность его методов воспитания?

Главная идея – очистительная сила смеха, который помогает бороться с ложью, фальшью, обманом.

Теоретический материал для углубленного изучения

10 фактов о Фазиле Искандере:

• отец Фазиля Искандера был по происхождению наполовину абхазом, наполовину персом. Когда мальчику было 9 лет, его отца депортировали из СССР, и больше они никогда не встречались;

• жанр произведений Искандера определить трудно. Это скорее смесь жанров: эссе-диалог, повесть-притча, эпос и так далее;

• Искандер был оптимистом с прекрасным чувством юмора, поэтому практически ни одно его произведение не имеет трагического финала;

• сам писатель восхищался творчеством Пушкина, Тургенева и Бродского;

• за свои литературные заслуги писатель был удостоен четырёх орденов и такого же количества государственных премий (премии вручались и в советские годы, и в современной России);

• писатель так и не освоил компьютер и до последних дней писал на бумаге, при помощи печатной машинки;

• Искандер рассказывал, что мог долгое время собирать впечатления и не записывать ни строчки, формируя будущее произведение у себя в голове. Когда замысел обретал форму, он садился за печатную машинку и не прекращал писать, пока не ставил последнюю точку;

• открытый в 1983 году астероид Iskander был назван в честь Фазиля Искандера.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Сортировка элементов по категориям

Работая над характеристикой героя, нужно сопоставить его поведение у доски с реакцией класса, определить эмоциональное состояние ученика, выявить, что вызывает смех у его одноклассников.

Необходимо заполнить предложенную таблицу примерами из текста.

Состояние главного героя

В воздухе запахло какой-то опасностью

Смотрел на меня и ждал

Захлопнулся маленький капканчик

Ждал, что я буду проваливаться

Сердце моё с размаху влепилось в спину

Хотел, чтобы я проваливался как можно медленнее и интереснее

Голос мой подымается прямо из живота

Ужас и отвращение

Задание основано на знании текста. Правильно заполненная таблица выглядит так:

В воздухе запахло какой-то опасностью

Смотрел на меня и ждал

Захлопнулся маленький капканчик

Ждал, что я буду проваливаться

Сердце моё с размаху влепилось в спину

Хотел, чтобы я проваливался как можно медленнее и интереснее

Голос мой подымается прямо из живота

Ужас и отвращение

Выбор элемента из выпадающего списка

Среди вариантов ответа надо найти правильный. Можно обратиться к тезаурусу, чтобы вспомнить значение каждого из понятий.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека


Человек, как известно, мыслит на языке. Мы как бы говорим сами с собой на родном языке, когда обдумываем что-нибудь. Так же и свои чувства мы выражаем с помощью слов.


Например, в отрывке из рассказа Ф.Искандера говорится о том, как учитель боролся с недостатками детей с помощью юмора, шуток, иногда довольно резких. Харлампий Диогенович, например, сравнил одного ученика с черным лебедем, потому что он выворачивал шею, стараясь списать работу у более сильного ученика. Но это одновременно и намек на грязную, немытую шею мальчика. То есть в одном образе, в одной метафоре автор выразил сразу две насмешки, давая развернутую характеристику дурных поступков школьника.


В предложении 26 автор использует однокоренные слова, показывая отличие в значении этих слов и одновременно – в степени недостатков человека. Смешным, даже обидно смешным, быть еще как-то можно, хоть и неприятно, а быть смехотворным невозможно совершенно.


Удачно подобранное слово может очень точно и красиво выразить любую мысль.


Эту фразу надо понимать в общем контексте рассказа. Каждый человек может вдруг оказаться смешным. Например, если упадешь в лужу или случайно обольешься соусом. Но в некоторых случаях ты сам виноват, что попал в такое положение. Например, не сделал уроки и попытался придумать ответ. Или наврал что-нибудь глупо. Это уже обиднее, и в таком положении не все люди оказываются: если бы сделал уроки или не врал, то и не выглядел бы посмешищем. Но смехотворный человек – это тот, кто и не может выйти из дурацкого положения, продолжает в нем упорствовать и, например, настаивать на лжи.


Скажем, в отрывке из рассказа Ф.Искандера Авдеенко ведет себя смешно, пытаясь списывать у хорошиста. Но если бы он продолжил списывать или стал спорить с учителем, он был бы не просто смешон, а смехотворен.


Автор считает, что смех врачует человеческие души. Если человек старается доказать, что он не смехотворен, то он делается лучше и избавляется от вредных привычек.

15.3 Как вы понимаете значение слова УЧИТЕЛЬ?


Учитель – это человек, который имеет очень большое влияние на формирование характера человека. Педагоги не только ведут разные уроки, но и передают нам хорошие моральные установки. На примере учителей мы понимаем, как надо поступать в тех или иных случаях, их оценки очень важны для нас.


Например, в рассказе Ф.Искандера говорится об учителе, который имел большой авторитет в классе. Ребята вели себя на его уроках очень дисциплинированно. Харлампий Диогенович никого не ругал и не запугивал. Он использовал в качестве оружия смех. Это было очень удачное решение. Ведь если хулигана наказать, класс будет на стороне провинившегося ученика. А если выставить его смешным, то другие ребята будут над ним смеяться, и ученик поймет, что сделал глупость, а не совершил подвиг. Автор показывает, как учитель назвал черным лебедем Авдеенко за то, что мальчик списывал.

(1)Был один математик в нашей школе, который отличался от всех других.
(2)3вали его Харлампий Диогенович. (3)Появился он в нашем классе с нового учебного года, а до этого мы о нём не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть.
(4)Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. (5)Бывало, входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. (6)Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. (7)Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. (8)Все эти штучки были ему ни к чему.
(9)Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, запросто организованное сверху самим же учителем. (10)Оно не нарушало дисциплины, оно служило ей, как в геометрии, доказательством от обратного.
(11)Бывало, во время контрольной работы оторвётся от книги и говорит:
— (12)Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.
(13)Сахаров встаёт и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно, потому что он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо учится.
— (14)Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею, потому что он думает, что он лебедь, — поясняет Харлампий Диогенович.
(15)А через мгновение добавляет, намекая на загорелое, угрюмое лицо Авдеенко.
— (16)Чёрный лебедь. (17)Сахаров, можете продолжать. (18)И вы тоже, — обращается он к Авдеенко, но что-то в голосе его едва заметно сдвинулось.
— (19)Если, конечно, не сломаете шею. чёрный лебедь! — твёрдо заключает он, как бы выражая мужественную надежду, что Александр Авдеенко найдёт в себе силы работать самостоятельно, и вновь берётся за чтение.
(20) Шурик Авдеенко сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи.
(21) Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным.
(22) Ученик, отступающий от школьных правил, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. (23)Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним.
(24)И когда учитель выставляет тебя смешным, сразу же распадается круговая порука учеников, и весь класс над тобой смеётся. (25)Все смеются против одного.
(26) И если уж ты оказался смешным, хотелось во что бы то ни стало доказать, что ты хоть и смешной, но не такой уж окончательно смехотворный.
(27) Позже я заметил, что почти все люди боятся показаться смешными.
(28) Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого.
(29) Мне хочется благодарно возвысить метод Харлампия Диогеновича.
(30)Смехом он, безусловно, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора. (31)По-моему, это вполне здоровое чувство, и любую попытку ставить его под сомнение я отвергаю решительно и навсегда.
(По Ф. Искандеру)

Тринадцатый подвиг Геракла

Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными. Так что утверждение насчет того, что пифагоровы штаны якобы во все стороны равны, навряд ли абсолютно точно.

Возможно, у самого Пифагора так оно и было, но его последователи, наверно, об этом забыли и мало обращали внимания на свою внешность.

И все-таки был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать слабохарактерным, ни тем более неряшливым. Не знаю, был ли он гениален, – сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего был.

Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть.

Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион.

Стадион находился рядом со школьным двором и постоянно, особенно во время больших состязаний, мешал педагогическому процессу. Директор даже писал куда-то, чтобы его перенесли в другое место. Он говорил, что стадион нервирует школьников. На самом деле нас нервировал не стадион, а комендант стадиона дядя Вася, который безошибочно нас узнавал, даже если мы были без книжек, и гнал нас оттуда со злостью, не угасающей с годами.

К счастью, нашего директора не послушались и стадион оставили на месте, только деревянный забор заменили каменным. Так что теперь приходилось перелезать и тем, которые раньше смотрели на стадион через щели в деревянной ограде.

Все же директор наш напрасно боялся, что мы можем сбежать с урока математики. Это было немыслимо. Это было все равно что подойти к директору на перемене и молча скинуть с него шляпу, хотя она всем порядочно надоела. Он всегда, и зимой и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. И всегда чего-нибудь боялся.

Со стороны могло показаться, что он больше всего боялся комиссии из гороно, на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина. Когда-нибудь я напишу о ней поэму в байроновском духе, но сейчас я рассказываю о другом.

Конечно, мы никак не могли сбежать с урока математики. Если мы вообще когда-нибудь и сбегали с урока, то это был, как правило, урок пения.

Бывало, только входит наш Харлампий Диогенович в класс, сразу все затихают, и так до самого конца урока. Правда, иногда он нас заставлял смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху самим же учителем. Оно не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного.

Происходило это примерно так. Скажем, иной ученик чуть припоздает на урок, ну примерно на полсекунды после звонка, а Харлампий Диогенович уже входит в дверь. Бедный ученик готов провалиться сквозь пол. Может, и провалился бы, если б прямо под нашим классом не находилась учительская.

Иной учитель на такой пустяк не обратит внимания, другой сгоряча выругает, но только не Харлампий Диогенович. В таких случаях он останавливался в дверях, перекладывал журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход.

Ученик мнется, его растерянная физиономия выражает желание как-нибудь понезаметней проскользнуть в дверь после учителя. Зато лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием необычности этой минуты. Он дает знать, что само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для него, Харлампия Диогеновича, что его никто не ожидал, и раз уж он пришел, никто не посмеет его упрекнуть в этом маленьком опозданьице, тем более он, скромный учитель, который, конечно же, пройдет в класс после такого замечательного ученика и сам закроет за ним дверь в знак того, что дорогого гостя не скоро отпустят.

Все это длится несколько секунд, и в конце концов ученик, неловко протиснувшись в дверь, спотыкающейся походкой идет на свое место.

Харлампий Диогенович смотрит ему вслед и говорит что-нибудь великолепное. Например:

Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле электростанции. Потому что она образцовая. В крайнем случае, если б ему вздумалось прийти именно к нам, нас бы давно предупредили и подготовили класс к его приходу.

Потому-то мы и смеялись, понимая, что наш ученик никак не может быть принцем, тем более каким-то Уэльским.

Но вот Харлампий Диогенович садится на место. Класс мгновенно смолкает. Начинается урок.

Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Кроме журнала, у него был блокнотик, куда он что-то вписывал после опроса. Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал, или уговаривал заниматься, или грозил вызвать родителей в школу. Все эти штучки были ему ни к чему.

Во время контрольных работ он и не думал бегать между рядами, заглядывать в парты или там бдительно вскидывать голову при всяком шорохе, как это делали другие. Нет, он спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, желтыми, как кошачьи глаза.

Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать ее. Так что списывали мы только в самом крайнем случае, если уж никакого выхода не было.

Бывало, во время контрольной работы оторвется от своих четок или книги и говорит:

– Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Сахаров встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к Авдеенко, который плохо учится.

– Пожалейте Авдеенко, он может сломать шею.

Авдеенко тупо смотрит на Харлампия Диогеновича, как бы не понимая, а может быть, и в самом деле не понимая, почему он может сломать шею.

– Авдеенко думает, что он лебедь, – поясняет Харлампий Диогенович. – Черный лебедь, – добавляет он через мгновение, намекая на загорелое, угрюмое лицо Авдеенко. – Сахаров, можете продолжать, – говорит Харлампий Диогенович.

– И вы тоже, – обращается он к Авдеенко, но что-то в голосе его едва заметно сдвинулось. В него влилась точно дозированная порция насмешки. – …Если, конечно, не сломаете шею… черный лебедь! – твердо заключает он, как бы выражая мужественную надежду, что Александр Авдеенко найдет в себе силы работать самостоятельно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Автор: Светлана Егорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ответ оставил Гуру

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Характеристика учителя

Характеристика 2

Именно так он поступил с учеником, от лица которого написано это произведение. Мальчишка не справился с заданным на дом уроком и придя в школу значительно раньше начала занятий, вместо того, чтобы обратиться к какому-нибудь отличнику за помощью, присоединился к футбольной игре.

Вскоре после начала урока, в класс нечаянно заглянули врач с медсестрой. Воспользовавшись ситуацией, мальчик, схитрив, уверил медиков, что прививки в первую очередь необходимо сделать именно их классу. После того, как был привит последний ученик, Харлампий Диогенович, начал рассказ об одном древнегреческом герое. Он всегда рассказывал какую-нибудь историю перед тем, как прозвенит звонок на перемену. Но в этот раз выяснилось, что учитель рассказывает об юноше, совершившим тринадцатый подвиг Геракла, но отнюдь не от храбрости, а наоборот, от того, что струсил. В конце своего повествования, учитель пригласил горе – героя к доске и весь класс начал над ним потешаться. После этого случая, мальчик уже не решился относиться к домашним заданиям столь легкомысленно.

Необычное отчество учителя в повести наверное, придумано не случайно, Диоген, как известно был знаменит своей мудростью. Харлампий Диогенович тоже наделён этим качеством. Воспитать в детях сильный характер, посредством чувства юмора – такая задача не каждому по плечу. Только обладая умом и с годами накопленным опытом можно добиться определенных результатов, каких добился Харлампий Диогенович, благодаря своей мудрости.

Другие сочинения: ← Анализ романа Гюго Собор Парижской Богоматери↑ ДругиеГлавные герои новеллы Дары волхвов →

Читайте также: