Бунт маленького человека в поэме медный всадник сочинение для 10 класса

Обновлено: 02.07.2024

Он не умеет мыслить в масштабах государства, но ему это и не нужно. За государство должны думать правители. Но нельзя им забывать и о маленьком человеке.

Интересы Евгения

Правители и маленький человек

Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке? Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях. Когда маленькие люди устают от такой жизни – они пытаются способ достучаться до правительства. Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры. Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто – ни обычные люди, ни цари.

На первых страницах поэт представляет нам образ главного героя Евгения. Он живет и служит в Коломне, мелкий чиновник, беден. Все стремления и амбиции этого молодого человека обосновываются вокруг мечты о создании семьи с девушкой по имени Параша. Пушкин даже не дает ему фамилию, потому что характер и положение Евгения типичны для того времени. Он — не личность, а отражение петербургской жизни вдали от дворцов и поместий. Так было со всеми маленькими людьми. Правитель уходил далеко вперед со своими реформами, а народ страдал от их последствий где-то вдалеке от знати: тихо, робко и тяжело.

Сам поэт не разделяет взглядов Евгения на жизнь, ведь он не стремится к чему-то высокому, его амбиции и желания ограничены бытовыми идеалистическими радостями: дом, семья, очаг. Нет в нем того, чтобы выдавало личность, чтобы отличало его среди массы серых петербургских сослуживцев.

Но есть и другая сторона медали, на которую обратил внимание автор: это бесчеловечные амбиции власть имущих, породившие трагические последствия. В образе Петра скрывается господствующий класс, который не бережет народ, распоряжается им небрежно и жестоко. Никто не подумал о жителях низин, никто не спас их. Государство работало исключительно на государя. В таких условиях любой человек мал и незначителен.

Автор: Анастасия Фёдорова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Бунт маленького человека и бунт стихии

Святое безумие

Образ

Эта тема всегда была в центре духовных исканий автора.

Особенности жанра

Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма – произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией рыцарского романа, популярного в средневековье.

Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока.

Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.

Каков же образ маленького человека в русской литературе? Этот человек мал в социальном плане. Он находится на одной из низших ступеней общественной иерархии. Кроме того, мир его притязаний и духовной жизни до крайности беден, узок, наполнен множеством запретов. Философских и исторических проблем не существует для этого героя. Он находится в замкнутом и узком мире своих жизненных интересов.

Евгений — маленький человек

Александр Сергеевич намеренно не дает подробную характеристику этого героя. У него даже нет фамилии, что говорит о том, что на его место можно поставить любого другого человека. В фигуре Евгения отразилась судьба множества подобных людей, чья жизнь пришлась на петербургский период истории.

Евгений в сцене наводнения сидит, сжав руки крестом (в чем видится параллель с Наполеоном), однако без шляпы. За его спиной находится Медный всадник. Эти две фигуры смотрят в одном направлении.

Тем не менее взгляд Петра отличается от взгляда Евгения. У царя он направлен в глубь веков. Петр не заботится о судьбах простых людей, поскольку он решает главным образом исторические задачи.

Главное отличие между Петром и Евгением

Евгений способен мучиться, мечтать, печалиться. То есть, невзирая на то что Петр размышляет о судьбах всего государства, то есть озабочен благоустройством жизни всех людей, в абстрактном смысле (включая и Евгения, который в будущем должен стать жителем Петербурга), в глазах читателя Евгений, а не царь становится более привлекательным.

Именно он пробуждает в нас живое участие.

Наводнение в судьбе Евгения

Для Евгения трагедией оборачивается произошедшее в Петербурге наводнение. Оно делает из этого невзрачного человека настоящего Героя. Евгений сходит с ума. Это, безусловно, сближает его с персонажами романтических произведений, поскольку безумие – популярная черта романтического героя.

Евгений бродит по улицам города, враждебного ему, однако в его ушах раздается мятежный шум ветров и Невы. Именно этот шум вместе с шумом в его собственной душе пробуждает в Евгении то, что было основным признаком человека для Пушкина – память. Героя приводит на Сенатскую площадь именно память о наводнении.

Здесь он встречается с бронзовым Петром во второй раз. Пушкин великолепно описал, какое это было трагически прекрасное мгновение в жизни смиренного бедного чиновника. У него вдруг прояснились мысли. Герой понял, в чем состоит причина как его собственных несчастий, так и всех бед города.

Евгений узнал виновника их, человека, по роковой воле которого город основался. В нем вдруг родилась ненависть к этому державцу полумира. Евгению страстно захотелось ему отомстить. Герой поднимает бунт.

Протест

Неизбежность и естественность протеста рождается благодаря духовной эволюции героя. Преображение его показано автором художественно убедительно.

Протест поднимает Евгения к новой жизни, трагической, высокой, которая таит в себе неминуемую близкую смерть. Он грозит царю будущим возмездием.

Самодержцу страшна эта угроза, поскольку он осознает огромную силу, скрытую в этом маленьком человеке, протестующем, поднявшем мятеж.

В то мгновение, когда Евгений вдруг прозревает, он превращается в Человека в его связи с родом. Следует отметить, что в этом отрывке герой ни разу не назван по имени. Это делает его в определенной степени безликим, одним из многих.

Пушкин описывает противостояние олицетворяющего самодержавную власть грозного царя и Человека, который наделен памятью, имеет сердце. Обещание возмездия и прямая угроза слышатся в шепоте прозревшего героя.

Безумие Евгения

Читателю понятно, что протест Евгения единичный, к тому же он произносит его шепотом. Тем не менее герой должен понести наказание. Символично также то, что Евгений определяется как безумец.

Согласно Пушкину, безумие – неравный спор. С позиции здравого смысла выступление одного человека против могущественной государственной власти – самое настоящее безумие.

Последствия бунта

Духовная эволюция Евгения одновременно порождает и естественность бунта. Классик показывает и трансформацию героя. Внутренний протест приподнял его к новой, переполненной драматизмом жизни, в дальнейшем она заканчивается скорой смертью.

Внутренний протест Пушкин описывает так:


Необходимо сказать, что ни разу в этом эпизоде писатель не назвал своего персонажа по имени — он опять стал безликим, таким, как и весь народ. В этом случае можно увидеть противостояние деспотичного государя и Человека, у которого есть душа и воспоминания. В протесте героя отображена угроза для всего самодержавного строя, возможность народной кары. Однако оживший памятник наказывает Евгения. В этом состоит основная трагедия в произведении Пушкина.

Особенности жанра

Согласно традиции, сложившейся с давних пор, поэма — произведение, которое имеет лирический или повествовательный характер. Если первоначально она была скорее творением историческим, то с некоторых пор поэмы начали приобретать все чаще романтическую окрашенность. Это было связано с традицией популярного в средневековье. Еще позже нравственно-философская, личностная проблематика выдвигается на первый план. Начинают усиливаться лирико-драматические аспекты. В поэме вместе с тем прорисовываются центральные герои или один персонаж (это характерно для творчества писателей-романтиков) в качестве самостоятельных личностей. Они перестают быть выхваченными автором из исторического потока. Теперь это не просто расплывчатые фигуры, как раньше.

В произведении Александра Сергеевича Пушкина "Медный всадник" рассказывается о многих проблемах людей, о буйстве природы, о взаимоотношениях государства и простого, "маленького человека", и о скоротечности жизни, невозможности остановить опасность и полностью себя обезопасить

К примеру отношение автора поэмы к правителю России и основателю Санкт-Петербурга — Петру Первому. Писатель сначала говорит о Петре, как о кумире людей, властителе полумира, но к концу произведения автор меняет своё представление о нём, называя его "грозным царём", и, показывая на примере статуи безразличие правителя к простому человеку. Пример такого человека — Евгений, потерявший дом и возлюбленную, во время страшного затопления Невой Санкт-Петербурга, и не вынеся горя от утери он сошёл с ума.

Скитаясь по разрушенному городу, безумец набредает на площадь с памятником Петру Первому — "Медным всадником" и говорит ему: "Добро, строитель чудотворный! Ужо тебе. ".

И вдруг Евгений побежал, ему кажется, что за ним скачет Всадник Медный, разгневанный колкой фразой безумца.

Потоп возможно было бы избежать, если не стратегическое расположение города, связанное войной с шведами. Город расположен не на правильном, — сухом, удобном для строительства месте, а на болоте. Евгений впал в горе, но понимая, что смерть любимой можно было избежать, очень разгневан на Петра Первого. Для основателя Петербурга, стояли стратегические цели, а не цели безопасности населения от буйств природы, простым людям была не важна, ни победа над первой армией мира, ни крупный торговый порт с европейскими странами, ни выход страны в Балтийское море, а спокойная безопасная жизнь. Понимая всё это Евгений устроил бунт, его не устраивает такое отношение государства к "маленькому человеку", к населению страны, государство слишком увлекается внешней политикой, забывая о внутренней. Так Евгений, потеряв смысл своей жизни, возвращается в дом его возлюбленной, понимая одновременную и виновность, и не виновность основателя Петербурга, Петра Первого. В своём горе Евгений умирает.

На мой взгляд бунт "маленького человека" в поэме Александра Сергеевича Пушкина заключается в различии взглядов и целей "больших" и "маленьких" людей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Поэма вызывает бурю неподдельных эмоций. Значимость этой поэмы трудно переоценить. Это не та книга, которая пылится на библиотечных полках и остается живой только на страницах школьной программы по литературе, это подлинно великая вещь, обращаться к которой будет еще не одно поколение, ведь вопрос личности и государства, остается и по сей день незакрытым.

В фигуре Евгения отразилась судьба множества подобных людей, чья жизнь пришлась на петербургский период истории. Он лишен каких-либо стоящих особенностей (цитата). Его мечты- скромные, его планы – мелочные, его счастье – тихое, беззвучное для других людей. Его целью является умиротворение семейной жизни с его любимой невестой, Парашей, уютный дом и воспитание детей. Это то, чем он дышит, и в этом заключается смысл его существования. Но его идеалы полностью не совпадают с грандиозными, необъятными планами Петра 1. Он мечтает о нерушимой державе, пренебрегая судьбами простых людей, проявляя при этом глубокое равнодушие к их проблемам.

Если во вступлении поэмы, мы видим парадную сторону Петербурга с его роскошной архитектурой, пышными балами, одним словом – перед нами предстает мощнейший город, являющийся символом новой России, то уже в первой части поэмы Пушкин беспощадно обнажает перед читателем другую сторону Петербурга– с его бедностью, ветхими жилищами и несчастными людьми. Обращаясь к личной драме Евгения, Пушкин надвигает читателя на мысль, что люди-есть беспомощные жертвы, на крови которых Петр 1 пытается построить великое государство. Простые жители – всего лишь жалкие винтики в его жестоком механизме реформаторства, с помощью которого он пытается превратить в явь свои самые смелые планы и мечты о нерушимой державе. Его искренне не волнует судьба этих людей, его мысли заняты великим. Но можно ли назвать великим государство, в котором жизнь и права человека стоят на самом низком месте? Пушкин дает очевидный ответ – нет.

Смерть Евгения остается никем не замеченной. Это еще раз подчеркивает, что его жизнь, как и жизнь остальных людей, в государстве Петра Великого не стоит ровным счетом ничего. Поэтому дело Петрово не может быть совершено – оно не народное. Таким образом, А.С. в своих рассуждениях о неразрешимом конфликте власти и человека делает вывод о том, что подлинная ценность любой политической системы – это человек и его права.

Правители и маленький человек

Медный всадник стоит и смотрит величественно, свысока на город и государство, на миллионы таких маленьких людей. Правитель мыслит в масштабах страны, он не может думать о каждом таком маленьком человеке. Но кто же тогда позаботится об этом маленьком человеке? Ему приходится выживать в странных и иногда страшных условиях. Когда маленькие люди устают от такой жизни – они пытаются способ достучаться до правительства. Одним из таких способов и является бунт. Маленькие люди собираются вместе по всей стране и говорят государю о том, как сложно им живется. А если царь не слышит их, то им приходится идти на крайние меры. Но когда стихия выходит на тропу бунта не в силах ей противостоять никто – ни обычные люди, ни цари.

Интересы Евгения

Взгляд Петра и Евгения


Противопоставление личности и власти

Сочинение на тему бунт маленького человека в поэме медный всадник кратко

Бунт в душе

Бунт маленького человека и бунт стихии

К чему приводит протест

Духовная эволюция главного героя также порождает и естественность протеста. Также великий русский поэт показывает и преображение Евгения. Внутренний протест поднимает его к новой, наполненной трагизмом жизни, которая должна закончиться скорой гибелью. И Евгений отваживается грозить самому Петру своим возмездием. Эта угроза вызывает у императора страх, поскольку он осознает, какая сила заключается в духовном протесте человеческого сердца.

Развивающая: развивать умение анализировать художественный текст, развивать навыки выразительного чтения, комментированного чтения;

Воспитательная: воспитывать в обучающихся любовь к прекрасному, воспитывать внимательного, вдумчивого читателя;

Тип урока: урок изучения нового материала, практическое занятие

Методы проведения: урок-беседа, работа с художественным текстом;

Межпредметные связи: мировая художественная культура, история;

1. Организационный момент

2. Актуализация познавательной деятельности

Ученики отвечают: Незначительный, не выделяющийся из толпы, не защищающий свои права.

Над этим вопросом мы будем размышлять в ходе урока и в конце сделаем вывод. (Запись вопроса на доске)

Учитель: — Назовите прочитанные произведения, в которых мы встречаем образы «маленьких людей

Ученики отвечают — Портрет, монолог, поступки героя, авторские детали, интонации, повествования, интерьер, пейзаж… если затрудняются – наводящие вопросы – например – является ли портрет таким средством/Как отражается этот образ в портрете героя? (5 мин)

Запишите тему сегодняшнего урока.

Вступление преподавателя: 5 мин.

Обратимся к художественному тексту. Все обратили внимание, что вступление к поэме занимает четверть всей поэмы.

Учитель: Какой подзаголовок имеет поэма?

Ученики отвечают : петербургская повесть

Учитель: Что такое повесть? Какой дополнительный смысл дает нам такой подзаголовок?

Данный подзаголовок подсказывает нам, что главным героем повествования все-таки является Евгений, а не Петр I, и именно о его судьбе будет повествование.

Учитель: Какая роль отводится Петру в поэме?

Учитель: верно, вот мы и подошли к теме нашего урока. Давайте проанализируем особенности конфликта между властью и маленьким человеком. Начнем с образа Петра. Назовем и запишем в тетрадь все наименования Петра

.(ученики работают с текстом, ищут разные названия правителя) (Запись в тетрадь) (5 мин)

Ученики отвечают: — кумир на бронзовом коне — кумир с простертою рукой — строитель чудотворный — мощный властелин судьбы — державец полумира — горделивый истукан — грозный царь — Всадник Медный)

Ответ учащихся: Петр представляется нам грозным властителем, в руках которого судьба России и каждого отдельного человека. Большинство определений содержат негативную оценку.

Учитель: как вы думаете, почему именно таким Пушкин изображает Петра I?

Это одна из проблем, которую поднимает Пушкин в своей поэме. Но эта проблема не единственная, давайте выделим основные конфликты поэмы.

конфликт стихии и человека

конфликт города и деревни. (Запись в тетради

Все эти конфликты важны в произведении, но особенно нас интересует первый конфликт. Давайте приступим к его подробному рассмотрению.

Обратимся к образу героя поэмы – Евгению. Давайте дадим характеристику герою, какой человек предстает перед читателем.

Работа с текстом: «Приют смиренный и простой// И в нем Парашу успокою.

Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Евгений решил сосредоточиться на поисках личного счастья в семье. Однако герой вынужден переосмыслить свою жизнь и свои отношения с миром.

Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его.

Найдите описание наводнения.

Что напоминает вам наводнение, описанное Пушкиным в поэме, и его последствия? Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?

Какие метафоры и сравнения помогают представить разбушевавшуюся стихию живым существом?

Начался бунт беспощадной стихии, город захвачен. Гибнет все, даже ни в чем не виноватое, ибо природное, стихийное разливается по всем пространству Петербургу.

Что происходит в это время с Евгением, что происходит с его мечтой о личном счастье?

Найдите в тексте цитаты о состоянии героя во время наводнения?

Работа с текстом: Сидел недвижный, страшно бледный// Евгений. Он страшился, бедный// Не за себя. Он не слыхал// Как подымался жадный вал// Ему подошвы подмывая// Как дождь ему в лицо хлестал…

Почему Евгений лишается рассудка, что с ним происходит, как происходит переосмысление жизни?

Работа с текстом: Но бедный, бедный мой Евгений …// Увы! его смятенный ум// Против ужасных потрясений// Не устоял. Мятежный шум// Невы и ветров раздавался //В его ушах. Ужасных дум// Безмолвно полон, он скитался// Его терзал какой-то сон…

Работа с текстом: Кругом подножия кумира// Безумец бедный обошел// И взоры дикие навел// На лик державца полумира// Стеснилась грудь его…

Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему. Давайте обозначим этот диалог с бронзовым кумиром. К чему приводит бунт Евгения? Обратите внимание на вторую иллюстрацию А.Бенуа (Слайд).

Работа с текстом: Бежит и слышит за собой// Как будто грома грохотанье// Тяжело-звонкое скаканье// По потрясенной мостовой…

Евгений наконец понял, кто виноват в его бедах; повинно в них то самое государственное устройство, при котором существуют бунты, и достается больше всех как раз тому, кто к это не причастен, к таким простым людям как Евгений.

Работа с текстом: 40 мин.

Микровывод: Повествование о трагической судьбе заурядного жителя Петербурга, пострадавшего во время наводнения, стало сюжетной основой для историко-философских обобщений, связанных с ролью Петра в новейшей истории России, с судьбой его детища – Петербурга.

4. Закрепление материала

Дайте развернутый ответ на проблемный вопрос:

1) В чем, по-вашему мнению, своеобразие художественного решения конфликта поэмы?

Выполнение задания: 1 мин.

5. Подведение итогов урока

Подведение итогов: 3 мин.

6. Домашнее задание: ответ письменно:

Святое безумие

Наводнение в судьбе Евгения

Мастерство, с которым великий русский поэт передал свои идеи

На чьей же стороне сам Пушкин?

Поэт не осуждает героя. Он понимает, что мелкому чиновнику никак не противостоять власти. Однако автор отмечает, что такие люди не становятся личностями, они в принципе не способны на какие-либо свершения. Но Пушкину важнее показать, что даже они достойны жизни и нельзя ими распоряжаться, как вещью. Он осуждает пренебрежение и жестокость власть имущих по отношению к человеческой жизни.

Автор: Альбина Исмаилова

Протест

Неизбежность и естественность протеста рождается благодаря духовной эволюции героя. Преображение его показано автором художественно убедительно. Протест поднимает Евгения к новой жизни, трагической, высокой, которая таит в себе неминуемую близкую смерть. Он грозит царю будущим возмездием. Самодержцу страшна эта угроза, поскольку он осознает огромную силу, скрытую в этом маленьком человеке, протестующем, поднявшем мятеж.

Читайте также: