Борис евгеньевич ермолкин был замечательный в своем роде редактор сочинение

Обновлено: 02.07.2024

(4)С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни времени суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением верстки.

(5)Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавлен­ного в них шрифта. (6)Эти лис­ты и в руки-то взять было про­тивно, а он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, рассти­лал на столе, и начиналось священнодействие.

(7)Нацелив на верстку острый карандаш, Ермолкин присталь­но вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, ес­ли попадалось среди них хоть одно живое.

(9)Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики нолей, конское поголовье и корабли пустыни. (10)Люди не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос.

перифра­за (корабли пустыни)

(19)Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного.

(21)Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки.

Однородные члены предложения,

Экспертная оценка сочинения

Читай исходный текст, а затем сочинение по нему и комментарии эксперта.

Текст

(1)В детстве мы все твердо знаем, что в следующий момент тут или там произойдет, а может быть, происходит что-то необычайно интересное. (2)Мы не можем понять унылую логику взрослых, без­ошибочно отвергающих вариант с собачкой, сказавшей, что она проголодалась, и которой поэтому был отдан невкусный завтрак.

(З)Под давлением старших мы постепенно отказываемся от ус­коренных путешествий в будущее и надежды увидеть стекло в окне, разбитое нами вчера, сегодня целым и невредимым. (4)Нам прихо­дится отказаться от шапки-невидимки, от тайника, в котором лежит план дороги к центру земли, или хотя бы котелок с золотыми моне­тами. (5)Мы теряем надежду стать достаточно сильными, чтобы ис­коренить всякую несправедливость на Земле и достаточно ловкими для прыжков повыше брумелевских. (б)Позже мы даже отказываем­ся от робкой надежды — а вдруг какой-либо из законов Ньютона неверен. (7)И что докажем это мы, опровергнув заодно закон сохра­нения энергии.

(8)Мы начинаем верить в незыблемость мира и непогрешимость опубликованных законов — мы становимся взрослыми.

9)Из детей, не завершивших этот путь развития, вырастают чу­даки.

(11)Чудаки на Земле совершили немало нелепых поступков. (12)Это они протестовали против обычая убивать престарелых ро­дителей, а затем и против привычки просто морить их голодом. (13)Они, не довольствуясь тем, что растёт само по себе, стали класть вполне съедобные зерна в земляные ямки, уверяя, что они выращивают хлеб. (14)Зерно у чудаков, конечно, отбирали, но они снова принимались за своё.

(15)Чудаки изобрели топор, а затем и его название, вызвав два­жды негодование современников, привыкших орудовать дубинами и называть вещи своими именами. (16)Чудаки выдумали морепла­вание, хотя было очевидно, что человек должен двигаться только по суше, и регулярно раздражали человечество призывами к справед­ливости для всех, когда было совершенно ясно, что справедливость — это то, что хорошо для себя. (17)Чудаки дули в какие-то, сделан­ные ими же палки с дырками, называя не похожие ни на что звуки, извлекаемые из палок, музыкой и уверяя, что эта музыка, без кото­рой жили и отцы, и деды, и деды дедов их современников, будто бы прекрасна.

(18)Особо опасными оказались чудаки в науке и технике. (19)Эта разновидность не довольствовалась повторением всех из­вестных истин и уточнением уточнений, приносящими спокойст­вие, почет и благосостояние. (20)Они придумывали корабли, дви­жущиеся силой пара, и возмущенные соотечественники топили изобретателей. (21)Они устанавливали радиосвязь через океан, хо­тя любой болван знал, что кривизна Земли не даст принять радио­волны.

(22)Чудаки утверждали, что Земля — шар, вращающийся в пространстве, и умирали, но не отказывались от этого идиотско­го утверждения. (22)Они голодали, но мечтали о полетах в Космос.

(23)Ни должности, на звания не защищают от бациллы чудаче­ства. (24)Врач — придумывает обезболивание. (25)Академик — мечтает, что фотоэлементы, дающие энергию, едва ли превосходя­щую комариную, смогут окрепнуть и двигать поезда и питать кос­мические ракеты. (26)Монах — создает систему мироздания, подрывающую устои религии. (27)Вице-губернатор — пишет книги, испепеляющие всё, на чём держатся и власти предержащие, и гу­бернаторы, и вице-губернаторы. (28)Президент академии наук — ждет полетов на другие планеты.

(29)Исследованиями последнего времени установлено, что ба­циллы чудачества у большинства нормальных людей не погибают, а дремлют в организме, ожидая только толчка, чтобы снова ожить.
(ЗО)Таким толчком может явиться общение с чудаками. (31 )Это де­лает чудаков особо опасными. (32)Инфекция чудачества оказалась не только стойкой ко всем методам общественного лечения, но и легко распространяющейся — иногда целые города и даже конти­ненты заражались от чудаков.

(ЗЗ)История — это история борьбы с чудаками. (34)Меры борь­бы менялись с развитием общества. (35)Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зверей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.

(36)Но по какому-то загадочному закону, несмотря на все при­нимаемые меры, получается так, что нелепости, придуманные чуда­ками, рано или поздно осуществляются. (37)Обычно это происходит тогда, когда чудака уже нет в живых, когда все, кроме чудаков, по­ступают так, как чудак, когда тому чудаку можно уже спокойно ста­вить на площадях городов памятники.

(38)Без чудаков мир застыл бы в неподвижности. (39)Мрачные столетия средневековья — цена, которую человечество заплатило за уничтожение чудаков.

(40)Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию (41)Энтропия все время уменьшает запасы энергии, которые можно использовать, и чем больше энтропия поглощает энергии, тем силь­нее она растёт сама. (42)В мире, где энтропия уничтожила все запа­сы энергии, не может быть ни движения, ни развития, ни простран­ства, ни времени.

(43)Энтропия человеческого общества тоже всё время росла бы, если бы не чудаки. (44)Чудаки обладают бесценным даром умень­шать энтропию.

(По И. Ялимову)

Сочинение ученика

Комментарий эксперта

Примерные

Баллы

(Критерии 1-5)

В данном тексте он под­нимает проблему непри­знанной гениальности чудаков, благодаря ко­торым мир меняется, усовершенствуется.

Вступление (цитата А.М. Горького) точно отражает основную про­блему текста.

Четко сформулирована проблема.

К1 —1

Эта морально-этическая проблема — одна из тех, актуальность которых исчезнет вместе с чело­вечеством: чудаки, вы­биравшие нехоженые пути, искавшие решения самых, казалось бы, не­разрешимых вопросов, подвергавшие сомнению самые устоявшиеся за­коны и совершавшие пе­ревороты в самых раз­ных областях жизни, были во все времена, во все эпохи.

В комментарии объяс­нена причина актуаль­ности данной проблемы, указан её тип.

К2 —2

В продолжение коммен­тария удачно вводится сформулированная ав­торская позиция: мир развивается благодаря чудакам.

КЗ —1

С ним трудно не согла­ситься. Всегда и везде, где остро ощущалась по­требность в созидании нового, чудаки, которых впоследствии человечест­во признает выдающими­ся людьми, появлялись именно в такое время.

Заявлена собственная позиция ученика, дано пояснение к такому ви­дению проблемы.

Приведены три аргу­мента из житейского опыта, подтверждающих мысль, высказанную учеником, о том, чудаки появлялись тогда, когда возникала потребность в новом.

К4 —3

Л. Пастера, открывшего миру новую науку — микробиологию!

Ученик, используя ещё два аргумента, доказал, что история жизни чуда­ков — это история борь­бы с завистью, злобой, клеветой. (Учитывается в К4)

Заключение — развер­нутое рассуждение об основной идее текста — вполне логично в дан­ном сочинении.

К5 —3

Работа ученика характе­ризуется точностью вы­ражения мысли, разнооб­разием грамматических форм, уместным исполь­зованием средств вырази­тельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рекомендации для подготовки к ЕГЭ: готовые образцы сочинений, рекомендации для формулировки проблемы текста, авторской позиции.

1. Словарик для формулировки ПРОБЛЕМЫ

ВАЖНО!
Слово ПРОБЛЕМА и ФАМИЛИЯ АВТОРА - обязательные элементы абзаца, в котором вы формулируете проблему текста.
Старайтесь не использовать конструкцию: "данного текста" - не всем экспертам это нравится. Лучше - "автор предложенного для анализа текста", "автор предложенного для анализа отрывка".

На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию
ПРОБЛЕМА (чего?) : проблема одиночества, проблема отцов и детей и т.д.
Что делать?

1. Сформулировать проблему через вопрос:
Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М.Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка.

2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):

если текст говорит о том, как люди понимают что-то - общий вопрос к тексту "что значит Х?"

- проблема содержания понятия (честь, совесть, милосердие и т.д.)
- проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)
- проблема восприятия (искусства)
- проблема оценки (Х) взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми
- проблема неоднозначности / противоречивости оценки (предательства, неправды)
- проблема возможности сопоставления (добра и зла)

Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?

если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то - общий вопрос к тексту "как влияет Х на У?"

- проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)
- проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)
- проблема связи человека с (природой, Родиной, другими людьми)

если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем - общий вопрос к тексту "что происходит?"

- проблема обретения (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)
- проблема воспитания (человека / характера / чувства крсоты)
- проблема сохранения (природы / культурных традиций)
- проблема вытеснения Х чем-либо
- проблема дефицита (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)
- проблема обесценивания (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых)

2. Словарик для формулировки ПОЗИЦИИ АВТОРА

В этом абзаце обязательно должны быть ФАМИЛИЯ автора (не забываем про инициалы и про то, какого пола автор) и словосочетание ПОЗИЦИЯ АВТОРА.

Позиция автора может быть прямо сформулирована в тексте, выражена в словах одного из персонажей или вообще явно не выражена.
Чтобы определить ее, нужно ответить на вопросы:
1) Что хотел сказать автор читателю, для чего он написал этот текст?
2) Как автор оценивает описанную в тексте ситуацию?
3) Как бы вы описали автора? Это человек, убежденный в том, что .

Формулируем авторскую позицию ТОЛЬКО ПО ПОСТАВЛЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ.
Чтобы не запутаться, можно СНАЧАЛА найти и сформулировать позицию и только ПОТОМ формулировать проблему.

Позицию автора нужно формулировать кратко, одним-двумя предложениями. Не пересказываем текст, не цитируем целиком длинное предложение из текста. Не путаем позицию автора и те тезисы, к которыми автор не согласен.

Речевые модули:
1) Позиция автора этого текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: "цитата". М.Голубкин убежден: нужно (нельзя) (формулируем сами).

2) Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но подводит читателя к мысли о том, что (формулируем сами).

3) М.Голубкин озабочен (встревожен, обеспокоен) тем, что. В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

4) С горечью (с восхищением) говорит М.Голубкин о том, что (формулируем сами). В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

5) Свои рассуждения М.Голубкин завершает вполне закономерным выводом о том, что (формулируем сами). В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора.

Если текст содержит АВТОРСКУЮ ИРОНИЮ, и автору НЕ нравится то, что утверждает ПЕРСОНАЖ или считают ДРУГИЕ ЛЮДИ, то можем формулировать авторскую позицию "методом от противного":

"Очевидно, М.Голубкина не устраивает то, как . Публицист протестует против подобного отношения к . . В этом, на мой взгляд, заключается позиция автора."

3. ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ:
1. в сочинении аргументируется позиция автора ("автор прав, потому что. ")
2. в сочинении просто приводятся дополнительные примеры ("и я читал об этом"; "об этом же пишет. "; "мне тоже приходилось видеть, как. ")
3. Упоминается автор и название произведения, или даже только фамилия автора, без каких-либо пояснений" ("Об этом же говорил и Достоевский").
4. Упоминается только название произведения (без фамилии автора). ("Люблю грозу в начале мая!" - восклицает поэт")
5. Несогласие с автором выражено не этично ("Так утверждать может только ограниченный, глупый человек")

Допуская эти ошибки, вы ТЕРЯЕТЕ БАЛЛЫ!

Прежде чем подбирать аргументы, СФОРМУЛИРУЙТЕ СОБСТВЕННУЮ ПОЗИЦИЮ по поставленной автором проблеме.
Формулируя собственное мнение, недостаточно написать "я согласен с автором".
Важно подробно объяснить, на чем основано ваше согласие (или несогласие).

Я согласен с автором и считаю, что (ТЕЗИС). Это подтверждают и примеры из литературы. Вспомним, как в романе (ПРИМЕР)
С другой стороны, (ТЕЗИС). С этим нам часто приходится сталкиваться в жизни. (ПРИМЕР)

Важные правила:
Каждый аргумент начинаем с нового абзаца.
Аргумент должен доказывать Вашу позицию, а не позицию автора.
Аргумент строится по схеме: ТЕЗИС-ПРИМЕР-ВЫВОД. (ваше мнение - доказательство/объяснение/пример из литературы или из других источников - общий итог)

4. При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки:
ОРФОГРАФИЯ
- В переносе слов.
- Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта).
Прописная / строчная буквы
- В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
- При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
- В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот).
Слитное / дефисное / раздельное написание
- Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант).
- На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).
ПУНКТУАЦИЯ
• Тире в неполном предложении.
• Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным.
• Запятые при ограничительно-выделительных оборотах.
• Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми.
• В передаче авторской пунктуации.

5. Задание: сформулировать проблему и позицию автора.

☺

Не все тексты на ЕГЭ одинаково простые… Время от времени встречаются и такие, наедине с которыми страшновато оказаться на экзамене

👇🏻

Делимся интересными и непростыми, на наш взгляд, текстами. Попробуйте определить проблему и позицию автора!

ТЕКСТ №2
Алексей всерьез и долго увлекался биологией, со школьных лет занимаясь в клубе юных биологов при местном университете, в который и поступил, и проучился два года, а потом внезапно прежнюю учебу и увлечения оставил навсегда.
Повод, казалось, был совсем смешным: стеклянная литровая банка с домашним борщом и обычный кипятильник.
В университете, на кафедре, Алексей был человеком своим и однажды в час неурочный зашел в один из кабинетов, где и увидел эту самую банку с борщом и торчащим из нее кипятильником, а рядом — хлеб ломтями. Борщ закипал, распространяя запах, этому кабинету несвойственный. За столом возле банки сидел заведующий кафедрой, любимый и уважаемый профессор. Алексей смутился: он зашел не ко времени, да и спросил некстати: “Столовая наша не работает?” — “Работает, — ответил профессор, — но так дешевле”.
Опомнившись, Алексей тут же ушел. За ним, закрываясь на ключ, щелкнула дверь.
Вначале был стыд оттого, что зашел некстати. Но потом в голове появилось иное, о нем стало думаться. Алексей хоть и жил в семье, обеспеченной материнскими трудами, но видел, что происходит в городе и стране. Бедность, безработица, нищенские зарплаты и пенсии, которых порою месяцами не дают. В студенческую столовую Алексей даже не заглядывал, зная, что там кормят пусть и дешево, но ужасно: пустые супы да каши. И кормятся там студенты сельские, из общаги. Но даже эта нищенская студенческая столовая профессору, оказывается, не по карману. У него ведь семья, дети. А для себя — этот борщ в стеклянной банке, принесенный из дома, ломти хлеба. Когда молодые лаборантки кое-как перекусывают на работе, это еще понятно. Но профессор.
Алексей был уязвлен и даже поражен, у него будто глаза широко открылись, чтобы он мог ясно увидеть нынешнее и завтрашний день. Чужой и свой собственный.
Вот он — живой пример: долгие годы трудов, стараний. Ведь у этого профессора вначале было молодое стремление, какой-то дар, потом институт, аспирантура, кандидатская диссертация, потом докторская — это все годы и годы, труды и труды. Забрался, поднялся на вершину, о которой мечталось смолоду. В глазах, в голове Алексея словно фотографический снимок остался, и его можно было разглядывать: немолодой усталый человек в стоптанных дешевых башмаках, в заношенном костюме. Все это — обтерханные сорочки, давно из моды вышедшие галстуки, застиранные носки, запах плохого одеколона, — все это виделось раньше, но собралось воедино лишь теперь. И еще — эта стеклянная банка с борщом. Вот он — венец жизни. А что ему говорят домашние, этому профессору? А если и не говорят, то что думают.
Удивленной матери он сказал:
— Я не буду там учиться, я не хочу быть нищим профессором.
— Но, милый. — пыталась она его отговаривать. — Это — временное. В конце концов, потом, когда-нибудь, все устроится. И тебе ведь это нра вится.
— Мне не нравится быть нищим, — твердо ответил Алексей. — Я хочу жить достойно. И не сидеть вечно на твоей шее. Ты можешь и не выдер жать. Мы ведь растем, тяжелеем, как и наши запросы.
А отец пожал плечами:
— Рационально. На сегодняшний день. — И, вздохнув, добавил: — Но скучно.
Алексей спорить с отцом не стал, потому что не хотел обижать его: отец — тот же профессор, но кто его кормит?
Уже тогда, в возрасте молодом, двадцатилетнем, Алексей все сделал по-взрослому: перешел в университете на факультет экономический; еще учась, стал помогать матери в ее делах; потом недолго стажировался в Германии, а вернувшись, теперь уже основательно начал работать в “хабаровском” концерне. Сейчас он занимался новым для Хабаровых делом — заводом по производству детского питания, запустить который должны были уже следующим летом.
А что до увлечения прежнего, молодого, то Алексей его оставил сразу и навсегда, с холодной рациональностью умного человека; а если что-то на первых порах и вспоминалось, то сразу вызывал в памяти ту самую профессорскую банку с борщом и кипятильником, из нее торчащим. Эта банка разом стирала любые добрые воспоминания, оставляя в душе лишь жалость к тому человеку, который сидел возле банки, ко многим и многим.

ТЕКСТ №3
Путешествие по тайге всегда довольно однообразно. Сегодня — лес, завтра — лес, послезавтра — опять лес. Ручьи, которые приходится переходить вброд, заросшие кустами, заваленные камнями, с чистой прозрачной водой, сухостой, валежник, покрытый мхом, папоротники удивительно похожи друг на друга. Вследствие того что деревья постоянно приходится видеть близко перед собой, глаз утомляется и ищет простора. Чувствуется какая-то неловкость в зрении, является непреодолимое желание смотреть вдаль.

Иногда среди тёмного леса вдруг появляется просвет. Неопытный путник стремится туда и попадает в бурелом. Просвет в лесу в большинстве случаев означает болото или место пожарища, ветролома. Не всегда бурелом можно обойти стороной.

Если поваленные деревья невелики, их перерубают топорами, если же дорогу преграждает большое дерево, его стёсывают с боков и сверху, чтобы дать возможность перешагнуть лошадям. Всё это задерживает вьюки, и потому движение с конями по тайге всегда очень медленно.
Если идти по лесу без работы, то путешествие скоро надоедает. Странствовать по тайге можно только при условии, если целый день занят работой. Тогда не замечаешь, как летит время, забываешь невзгоды и миришься с лишениями.

Я заметил, что бурундук постоянно возвращается к одному и тому же месту и каждый раз что-то уносит с собой. Когда он уходил, его защёчные мешки были туго набиты, когда же он появлялся снова на поверхности земли, рот его был пустой.
Меня эта картина очень заинтересовала. Я подошёл ближе и стал наблюдать. На колоднике лежали сухие грибки, корешки и орехи. Так как ни грибов, ни кедровых орехов в лесу ещё не было, то, очевидно, бурундук вытащил их из своей норки. Но зачем? Тогда я вспомнил рассказы Дерсу о том, что бурундук делает большие запасы продовольствия, которых ему хватает иногда на два года. Чтобы продукты не испортились, он время от времени выносит их наружу и сушит, а к вечеру уносит обратно в свою норку.

Первобытные девственные леса в большей части страны выгорели, и на смену им появились леса, состоящие из лиственницы, березы и осины. Там, где раньше ревел тигр, ныне свистит паровоз, где были редкие жилища одиноких звероловов, появились большие русские селения, туземцы отошли на север, и количество зверя в тайге сильно уменьшилось.

Край начал утрачивать свою оригинальность и претерпевать то превращение, которое неизбежно несет за собой цивилизация.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Департамент образования города Москвы

Учебно-методический центр по профессиональному образованию

Курсовая работа по теме

«Методика подготовки студентов колледжа к сдаче ЕГЭ

по русскому языку. Формирование умений и навыков определять

слушатель курсов ПК,

преподаватель высшей категории,

Политехнический колледж №8 имени И.Ф. Павлова.

I . Научно-методическое обоснование выбранной темы, постановка проблемы.

II . Описание личного опыта работы.

III . Анализ результатов своей работы.

IV . Список использованной литературы.

Научно-методическое обоснование выбранной темы, постановка проблемы.

Уроки русского языка… Это далеко не простые занятия по очень важной сегодня учебной дисциплине, особенно в период подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). Особенность их в том, что они обязывают нас, преподавателей-словесников, организовать с учащимися не только повторение, обобщение и систематизацию ранее изученных знаний, но и прежде всего – углубленное изучение языка, расширение знаний о языке, проникновение в его ткань, структуру, закон.

В таких объективных условиях можно добиться эффективности в работе со студентами, лишь обеспечивая сочетание работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организуя их самостоятельную работу.

Проведенные мною диагностические тесты по русскому языку в форме ЕГЭ свидетельствуют о том, что наиболее сложными для выпускников являются задания, связанные с комплексным анализом текста.

Как автор данной курсовой работы, свою задачу вижу в том, чтобы описать некоторые методические приемы из опыта моей практики по подготовке студентов к выполнению тестовых заданий, предлагающих им в качестве творческой работы написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в варианте ЕГЭ текст.

(1)В детстве мы все твердо знаем, что в следующий момент тут или там произойдет, а может быть, происходит что-то необычайно интересное. (2)Мы не можем понять унылую логику взрослых, без­ошибочно отвергающих вариант с собачкой, сказавшей, что она проголодалась, и которой поэтому был отдан невкусный завтрак.

(З)Под давлением старших мы постепенно отказываемся от ус­коренных путешествий в будущее и надежды увидеть стекло в окне, разбитое нами вчера, сегодня целым и невредимым. (4)Нам прихо­дится отказаться от шапки-невидимки, от тайника, в котором лежит план дороги к центру земли, или хотя бы котелок с золотыми моне­тами. (5)Мы теряем надежду стать достаточно сильными, чтобы ис­коренить всякую несправедливость на Земле и достаточно ловкими для прыжков повыше брумелевских. (б)Позже мы даже отказываем­ся от робкой надежды — а вдруг какой-либо из законов Ньютона неверен. (7)И что докажем это мы, опровергнув заодно закон сохра­нения энергии.

(8)Мы начинаем верить в незыблемость мира и непогрешимость опубликованных законов — мы становимся взрослыми.

9)Из детей, не завершивших этот путь развития, вырастают чу­даки.

(11)Чудаки на Земле совершили немало нелепых поступков. (12)Это они протестовали против обычая убивать престарелых ро­дителей, а затем и против привычки просто морить их голодом. (13)Они, не довольствуясь тем, что растёт само по себе, стали класть вполне съедобные зерна в земляные ямки, уверяя, что они выращивают хлеб. (14)Зерно у чудаков, конечно, отбирали, но они снова принимались за своё.

(15)Чудаки изобрели топор, а затем и его название, вызвав два­жды негодование современников, привыкших орудовать дубинами и называть вещи своими именами. (16)Чудаки выдумали морепла­вание, хотя было очевидно, что человек должен двигаться только по суше, и регулярно раздражали человечество призывами к справед­ливости для всех, когда было совершенно ясно, что справедливость — это то, что хорошо для себя. (17)Чудаки дули в какие-то, сделан­ные ими же палки с дырками, называя не похожие ни на что звуки, извлекаемые из палок, музыкой и уверяя, что эта музыка, без кото­рой жили и отцы, и деды, и деды дедов их современников, будто бы прекрасна.

(18)Особо опасными оказались чудаки в науке и технике. (19)Эта разновидность не довольствовалась повторением всех из­вестных истин и уточнением уточнений, приносящими спокойст­вие, почет и благосостояние. (20)Они придумывали корабли, дви­жущиеся силой пара, и возмущенные соотечественники топили изобретателей. (21)Они устанавливали радиосвязь через океан, хо­тя любой болван знал, что кривизна Земли не даст принять радио­волны.

(22)Чудаки утверждали, что Земля — шар, вращающийся в пространстве, и умирали, но не отказывались от этого идиотско­го утверждения. (22)Они голодали, но мечтали о полетах в Космос.

(23)Ни должности, на звания не защищают от бациллы чудаче­ства. (24)Врач — придумывает обезболивание. (25)Академик — мечтает, что фотоэлементы, дающие энергию, едва ли превосходя­щую комариную, смогут окрепнуть и двигать поезда и питать кос­мические ракеты. (26)Монах — создает систему мироздания, подрывающую устои религии. (27)Вице-губернатор — пишет книги, испепеляющие всё, на чём держатся и власти предержащие, и гу­бернаторы, и вице-губернаторы. (28)Президент академии наук — ждет полетов на другие планеты.

(29)Исследованиями последнего времени установлено, что ба­циллы чудачества у большинства нормальных людей не погибают, а дремлют в организме, ожидая только толчка, чтобы снова ожить.
(ЗО)Таким толчком может явиться общение с чудаками. (31 )Это де­лает чудаков особо опасными. (32)Инфекция чудачества оказалась не только стойкой ко всем методам общественного лечения, но и легко распространяющейся — иногда целые города и даже конти­ненты заражались от чудаков.

(ЗЗ)История — это история борьбы с чудаками. (34)Меры борь­бы менялись с развитием общества. (35)Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зверей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.

(36)Но по какому-то загадочному закону, несмотря на все при­нимаемые меры, получается так, что нелепости, придуманные чуда­ками, рано или поздно осуществляются. (37)Обычно это происходит тогда, когда чудака уже нет в живых, когда все, кроме чудаков, по­ступают так, как чудак, когда тому чудаку можно уже спокойно ста­вить на площадях городов памятники.

(38)Без чудаков мир застыл бы в неподвижности. (39)Мрачные столетия средневековья — цена, которую человечество заплатило за уничтожение чудаков.

(40)Среди прочих неприятностей, угрожающих людям, физики открыли энтропию — ржавчину, разъедающую энергию (41)Энтропия все время уменьшает запасы энергии, которые можно использовать, и чем больше энтропия поглощает энергии, тем силь­нее она растёт сама. (42)В мире, где энтропия уничтожила все запа­сы энергии, не может быть ни движения, ни развития, ни простран­ства, ни времени.

(43)Энтропия человеческого общества тоже всё время росла бы, если бы не чудаки. (44)Чудаки обладают бесценным даром умень­шать энтропию.

Читайте также: