Борьба за огонь сочинение

Обновлено: 05.07.2024

До 1909 года писатель бельгийского происхождения Жозеф Рони-Старший создавал сочинения совместно со своим братом Жозефом Анри Рони-Младшим. На момент их ссоры, братья уже написали несколько романов на доисторическую тематику, поэтому Рони-Старший неплохо ориентировался в теме произведения.

Роман "Борьба за огонь" был написан в 1909 году, а спустя два года вышел отдельным изданием. В 1911 году книга была переведена на русский язык и стала доступна отечественному читателю.

Жозеф Рони-Старший являлся кавалером ордена Почетного легиона и почти два десятилетия был президентом Гонкуровской академии (одно из престижных литературных обществ Франции).

О сюжете

Люди сохраняли огонь, насыщали и оберегали его, но однажды он умер - погас. Огонь охранял людей от зверей, питал их надеждой и рассеивал мрак первобытной ночи. И вот одно из племен лишилось его. Лишилось в бою с другим племенем и бросив свои дома бежало. Совсем немногие смогли выжить.

Немногочисленные воины, что остались в живых, решились во чтобы то не стало вернуть огонь.

Группа лучших мужчин племени пересекает саванну под руководством Нао - единственного опытного бойца. Люди сталкиваются с дикими зверями, но те поначалу не решаются на них напасть.

В ходе долгого и опасного путешествия путники вынуждены сразиться с племенем каннибалов, а чуть позже и со злобными рыжими карликами. Ситуация осложняется тем, что Нао противостоит Аго - член его же племени. Аго желает избавится от Нао и его людей, в которых видит конкурентов на пути к собственной славе.

Опасное предприятие, предпринятое древними людьми, заканчивается успехом и у дружественного племени Нао и его друзья узнают секрет обретение огня. Герои с триумфов возвращаются к своим, по пути сразившись со злопыхателем Аго и его приспешниками.

Продолжением романа принято считать книгу "Пещерный лев", повествующей о приключениях сына главного героя Нао - Уне.

Достоверность описываемого времени

При написании произведения автор старался опираться на научные данные своего времени. В романе подробно описываются животные, в том числе пещерный медведь и мамонт.

С точки зрения современной науки большая часть явлений доисторической жизни в книге не имеет ничего общего с современными представлениями об этом периоде человеческой истории. Тем не менее, это никак не снижает художественных достоинств романа.

Экранизации романа

Всего по мотивам романа в 1914 и 1981году было снято две кинокартины, в целом воспроизводящие общее содержание книги. Некоторые заметные расхождения от сюжетной линии есть лишь в фильме 1981 года, где во время похода за огнем путники спасают девушку Ику и берут её с собой в племя.

В целом роман оставляет довольно позитивное впечатление и способен пробудить интерес к истории даже людей далеких от неё. Думается, что его можно считать одним из лучших произведений о доисторическом времени начала прошлого века.


В древние времена, подавляющую часть нашей истории, это была просто жизнь. Вся известная нам история человечества в масштабах развития жизни на Земле — тонкая кромка зарождающейся эпохи разума над тёмной пучиной. И в этих глубинах человек был частью такого мира, одним из участников великой битвы за выживание — и далеко не сразу вышел из неё победителем. Более крупные и многочисленные животные обладали немалым коварством и страшной силой. Под ногами у борющихся гигантов выживали как могли животные поменьше и послабее. При этом каждый вид вырабатывал свои уникальные преимущества и использовал для выживания всё, что только мог.

Приобретя способность мысленно отражать реальность и изменять её, люди получили и новое оружие в каждодневной борьбе. Однако происходило это очень медленно, а выживать приходилось ежеминутно, ибо ни внешняя среда, ни внутренние противоречия не сулили благополучия. Это был длинный путь, полный событий и опасностей, путь неизбежного и естественного развития.

Естественным образом приходят люди и к коммунизму — к тому, первобытному коммунизму, который занимает до 90% нашей истории. По-разному строили древние племена свою жизнь, но выжили и стали нашими предками лишь те, кто жил коммунистически. На общих собраниях соплеменники решали жизненно важные вопросы, помогая друг другу ворочать ещё тёмные, смутные мысли и вырабатывать общее понимание. Для решения более сложных дел собирались выборные вожди и старейшины. К каждому своему члену племя относилось бережно — каждый при этом максимально вкладывался в выживание всего коллектива. Общая пища и жильё, общие дети и старики. Общая жизнь. На чужой территории — спина к спине. На дележе добычи — обязательная справедливость. Чтобы племя было сильным, всего должно достаться всем — это гармония живой природы, достигнутая огромной кровью. Любое дело — для людей племени. В любом деле — взаимопомощь. Таким образом, этот неосознаваемый альтруизм был не идеальным застывшим состоянием, но настойчивой и постоянным устремлением людей, к которому их подталкивала сама жизнь.

Глава 2. Мамонты и зубры

Вместе с Нао к Большой реке пошли юноши Нам, сын Тополя, и Гав, сын Сайги. Ночлег их был у водоема, в пустой пещере серого медведя. Люди видят победу мамонтов в битве с зубрами.

Глава 3. В пещере

Среди ночи в пещеру вернулся серый медведь. Нао убил его ударом палицы. Подвиг, достойный легенд.

Глава 4. Лев-великан и тигрица

Люди уже много дней в пути. В лесу больше пищи, главное, самим не стать добычей. Ночуют они в пещере, куда не смог пробраться лев, убивший тигра. Нао нанес удар зверю. На страже он вспоминает огонь и Гаммлу.

Глава 5. Под валунами

Лев с тигрицей стерегут людей у пещеры. Чтобы идти дальше, уламры бросились на тигрицу. Она успела ранить Гава, прежде чем Нао искалечил ее.

Глава 6. Ночное бегство

Искалеченная тигрица привыкла к людям. Нао даже поил ее, гордясь властью над зверем. Настала ночь, когда люди отправились в путь.

Часть 2

Глава 1. Пепел

От озера Нао идет на восток. Уламры видят следы чужого костра. Это могут быть кзаммы, пожиратели людей. Нао понимает, что здесь был отряд лучших воинов. Можно отнять огонь у него. Или, пока воины в пути, войти в племя и забрать огонь.

Глава 2. Становище у огня

После ночей во тьме, холоде, голоде, битв с животными уламры наконец-то видят огонь. На стороне кзаммов сила, уламров – ловкость, скорость. Уламров выдает запах. Тогда Нам и Гав убивают для Нао шакала. С его шкурой он идет за огнем. Но похищенная головешка гаснет.

Глава 3. На берегах Большой реки

Кзаммы упорно преследуют уламров. Нао с юношами возвращается к реке. Здесь изобилие растений и животных. Нао преподносит мамонту вкусных кувшинок. Тот позволяет человеку коснуться себя.

Глава 4. Дружба человека с мамонтом

Нао подружил мамонта с Намом и Гавом. Юноши восхищены Нао. Он же вновь идет за огнем к преследователям. Вначале выпрашивает, потом бьется с кзаммами.

Глава 5. Ради огня

Нам и Гав отвлекают часть врагов. Нао ранит людоедов, самых бесстрашных убивает. Он завоевал огонь и унес его с собой в клетке. Оставив Нама сторожить клетку, Нао идет на поиски Гава.

Глава 6. Поиски Гава

Нао видит погоню врагов за Гавом. И бросается на выручку, хотя мог бы уйти домой, на север, с Намом и огнем. Гав ранен, он готов умереть, но Нао несет его на себе, а потом прикрывает его отход. Кзаммы трусят, когда видят, что мамонты защищают уламров.

Глава 7. Жизнь у мамонтов

Счастливый Нао мечтает о возвращении в родные места. И дружит с вожаком мамонтов. Тот не боится огня. Эти животные справедливее и миролюбивее людей. Ради Нао они убивают кзаммов. Наконец, люди покидают друзей-гигантов.

Часть 3

Глава 1. Рыжие карлики

Оберегая пламя от дождей, уламры выходят к пустыне. Там их преследуют рыжие карлики. Нао с друзьями бегут от орды.

Глава 2. Гранитная скала

Карлики не отстают. Нао понимает их: чужаки опасны. Уламры оказываются на гранитной тропе среди воды. Они хотят вернуться к ее началу. К ним ползет раненый человек почти без плеч. Нао не добивает его, а спасает.

Глава 3. Ночь на болоте

Уламры в ловушке, им нельзя выйти за пищей. Но их накормил спасенный, настоящий рыболов. Уламры огораживают себя кострами, но карлики все ближе. Тогда Нао забрасывает их засаду головешками.

Глава 4. Сражение в ивняке

Люди без плеч из племени ва обстреливают карликов дротиками из метательных снарядов. Нао с друзьями вступает с карликами в открытый бой. После гибели вожака карлики спасаются бегством.

Глава 5. Вымирающее племя

Племя ва было когда-то большим и сильным, а теперь в упадке. Управляет им женщина. Они умеют врачевать и всегда приходят на выручку друг другу. Нао с гордостью показывает им огонь. И видит, что они умеют добывать его из камней.

Глава 6. В Стране вод

Нао учится владеть оружием ва, извлекать огонь от удара кремня об колчедан. И понимает, что теперь огонь в его племени никогда не умрет.

Глава 7. Люди с синими волосами

Люди ва провожали уламров, когда на них вышли свирепые, заросшие синей шерстью, люди. Сохраняя спокойствие, путники спасли себе жизнь. Люди, больше похожие на животных, не тронули их.

Глава 8. Медведь-гигант ушел в ущелье

Глава 9. Скала

Выйдя из подземного хода, уламры видят знакомые места. Пара дней – и они дома, на Болоте. У них будет пища и кров, а что еще нужно для счастья. Уламры отбивают нападение собак, отпугивают льва. И встречаются с врагами: Аго и его братьями.

Глава 10. Волосатый Аго

Аго требует у Нао огонь. Нао с друзьями тушат огонь в клетках, оставляя один. Завязывается бой, где ранят Нама и одного из братьев. Нао смутил врагов умением метать дротики. Он отправил Нама и Гава в племя, а сам убил трех братьев. Мысль о Гаммле придала ему сил.

Глава 11. Во тьме веков

Сюжет

Враги уничтожили огонь племени уламров. Вождь Фаум обещает дочь Гаммлу и свое место тому, кто добудет огонь. В путь идут молодой добрый воин Нао, сын Леопарда, с юношами Намом и Гавом, и злой волосатый Аго с братьями. В пути Нао убивает серого медведя, ранит тигрицу, хитростью и силой похищает огонь у кзаммов-людоедов, спасает друзей от гибели, заключает союз дружбы с мамонтами.

Прячась от рыжих карликов, Нао спасает жизнь человеку из племени ва. Это племя приходит своему раненому и уламрам на помощь. Нао перенимает их уменья, главное из которых – извлечение огня из кремня. Он избегает боя с людьми с синими волосами, зато вынужден биться с Аго и его братьями, поджидавшими Нао. Убив их, Нао возвращается в племя с огнем. Гаммла рада, что будет женой Нао. Фаум соглашается управлять племенем вместе с Нао, великим воином.

Отзыв

Роман о доисторическом прошлом людей. Нао многим похож на современного человека. Он за общность интересов, мир между племенами, мир с природой, рискует жизнью ради своего народа и друзей, имеет чувство прекрасного (восхищается красотой девушки и природы), пытается договариваться, а не сражаться.

Порой Нао щадит врагов, людей и зверей. Он не только сильный, но и умный, находчивый. Герой с уважением относится к женщинам. Он любит учиться, перенимать опыт. Роман учит любить Родину, свой народ, друзей, жертвовать собой, верить в лучшее, бороться за свое счастье, быть честным, смелым, любознательным, ловким, терпеливым, предусмотрительным, благодарным, миролюбивым, добрым, любящим.

Краткое содержание романа Борьба за огонь Рони-старшего

Мы узнаем - Краткое содержание романа Борьба за огонь Рони-старшего. Подсказки школьнику

Все действия происходят в племени под названием уламры. Рядом находятся другие племена, враждующие постоянно друг с другом. Вдруг на племя уламров напали их соседи, постаравшиеся уничтожить всех жителей племени. Уламры старались приложить все усилия, чтобы выиграть противостояние, но у них не получилось осуществить задуманное действие. Основная трагедия племени заключалась в том, что их вождь не участвовал в сражении, а убежал от серьезных неприятностей.

Многие люди были убиты, а оставшиеся в живых люди пытались спрятаться от опасности. Еще в болоте остались люди, умирающие от многочисленных ран. Жители племени боялись того, что их враги уничтожат огонь, помогающий решать им важные трудности. Это бедствие обернулось тем, что они не смогут прокормить детей и обогреть жилье. Еще люди вынуждены пребывать в полной темноте. Также огонь защищал жителей деревни от хищников, а теперь они могут прийти к ним, уничтожив жителей племени.

В этот момент им на помощь пришел вождь, сбежавший из племени. Он предложил людям помочь разыскать огонь, чтобы вернуть его домой. В качестве оплаты за подвиг он готов пожертвовать родной дочерью, о ней мечтали все мужчины в общине. За эту награду вызвались бороться два героя. Один мужчина выходил из племени Леопарда, а другой мужчина из племени Зубра. Для достижения цели одному мужчине требовалась поддержка посторонних людей, а парень из племени Зубра говорил, что помощники мешают в достижении цели.

Парням было тяжело искать огонь, но огромные трудности они испытывали в ночное время, когда возникнет сложная ситуация.

Они долго пытались найти огонь. Неожиданно они заметили его, поэтому хотели узнать подробнее о возможности достать интересующий их внимание предмет. Выясняется, что огонь находится у племени людоедов. Двое мужчин не смогут с ними сразиться, так как они относятся к сильному племени. Тогда парень из общины Леопарда решил при помощи обмана забрать необходимую вещь. Он надеялся, что с ее помощью он завладеет ценным огнем. Мужчина приказал соратника уничтожить шакала. Потом он использовал в шкуру животного, чтобы враги не заметили присутствие людей. Когда он приблизился к огню, то схватил его, убегая пока людоеды не поняли, что происходит у них в лагере. В пути огонь утратил силу, а мужчины остались без трофея. Еще в погоню за ними отправились людоеды, напавшие на их след, желая убить их.

Читайте также: