Блок наследник гуманистической традиции русской поэзии сочинение

Обновлено: 06.07.2024

…как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Начиная с 18 века, русская литература повела страстную борьбу за освобождение народа от гнета крепостного права и самодержавия.

Это и Фонвизин, выставивший на позор грубых крепостников типа Простаковых и Скотининых.

Это и Лермонтов, сосланный правительством на Кавказ и там нашедший свою преждевременную смерть.

Нет надобности перечислять все имена русских писателей, чтобы доказать верность нашей классической литературы идеалам свободы.

Наряду с остротой социальных проблем, характеризующих русскую литературу, необходимо указать на глубину и широту постановки ею моральных проблем.

Читать еще: Драматургия примеры произведений. Что такое драматургия: определение и примеры произведений

Большое место в русской классической литературе уделено нравственным проблемам. При всем разнообразии трактовки нравственного идеала различными писателями нетрудно заметить, что для всех положительных героев русской литературы характерны неудовлетворенность существующим положением, неутомимый поиск истины, отвращение к пошлости, стремление активно участвовать в общественной жизни, готовность к самопожертвованию. Этими чертами герои русской литературы существенно отличаются от героев литературы Запада, действиями которых большей частью руководят погоня за личным счастьем, за карьерой, за обогащением. Герои русской литературы, как правило, не мыслят личного счастья без счастья родины и народа.

Русские писатели утверждали свои светлые идеалы прежде всего художественными образами людей с горячими сердцами, пытливым умом, богатой душой (Чацкий, Татьяна Ларина, Рудин, Катерина Кабанова, Андрей Болконский и др.)

Гуманистические традиции литературы XIX века в прозе начала XX

XIX век принято называть веком гуманизма в литературе. Направления, которые выбирала литература в своем развитии, отражали те общественные настроения, которые были присущи людям в этот временной период.

Чем охарактеризовался рубеж XIX и XX веков

В первую очередь, это связано с разнообразными историческими событиями, которыми был полон этот переворотный в мировой истории век. Но многие писатели, начавшие свое творчество в конце XIX века, раскрылись лишь в начале XX века, и их произведениями были присущи настроения двух веков.

На рубеже XIX — XX вв. возникло множество гениальных, запоминающихся русских поэтов и писателей, и многие из них продолжали гуманистические традиции прошлого века, а многие старались их преобразовать соответственно той действительности, которая относилась к XX веку.

Революции и гражданские войны полностью изменили сознание людей, и естественно, что это существенным образом повлияло и на русскую культуру. Но менталитет и духовность народа невозможно изменить никакими катаклизмами, поэтому нравственность и гуманистические традиции начали раскрываться в русской литературе с другой стороны.

Писатели были вынуждены поднимать тему гуманизма в своих произведениях, так как количество насилия, которое испытывал русский народ, было вопиюще несправедливым, к этому невозможно было относиться равнодушно. У гуманизма нового века появляются иные идейно-нравственные аспекты, которые не были и не могли быть подняты писателями прошлых веков.

Новые аспекта гуманизма в литературе XX века

Гражданская война, заставлявшая членов семьи бороться друг против друга, была насыщена столь жестокими и насильственными мотивами, что тема гуманизма плотно переплеталась с темой насилия. Гуманистические традиции XIX века это размышления о том, каково же место истинного человека в водовороте жизненных событий, что важнее: человек или общество?

Читать еще: Полина Фаворская: биография новой участницы группы "Серебро". Из группы Serebro уходит солистка Полина фаворская ушла из группы serebro

Трагичность, с которой описывали самосознание людей писатели XIX века (Гоголь, Толстой, Куприн), носит более внутренний характер, чем внешний. Гуманизм заявляет о себе с внутренней стороны мира человека, а настроения XX века больше связано с войной и революцией, которая меняет мышление русского народа в одно мгновение.

Это влияет и на прозу последующих времен, и как бы власть не старалась вытеснить высокое, исконно-гуманистическое начало из культуры и литературы, ростки этих традиций все равно пробиваются на свет.

XIX век в русской литературе

Читать еще: Разведение вьетнамских свиней как бизнес. Вьетнамские свинки — идея для домашнего бизнеса

В 1850- 1870-х гг. стали появляться афоризмы, пародии и стихи, подписанные Козьмой Прутковым. Козьма Прутков — обобщенный образ чиновника-бюрократа николаевской эпохи, считающего себя образцом мудрости. Афоризмы Козьмы Пруткова — острая сатира на бюрократизм, глупость, чинопочитание, пошлость и карьеризм.

Для меня литература конца XIX – начала XX века, несомненно, связана с именем Александра Александровича Блока. Как нам известно из курса литературы, поэт принадлежал к представителям весьма популярного в то время течения символизм. Следует заметить, что символисты ни в коем случае не отрицали вклад поэтов прошлого в становление современной литературы, напротив, представители нового вида поэзии неоднократно подчеркивали свою связь с русской классикой. Таким образом, передо мной сам собой встал следующий вопрос: является ли А.А. Блок наследником гуманистической традиции русской поэзии?

На мой взгляд, ответ очевиден: безусловно, является. Поэт сам однажды заявил на этот счёт: “Первым вдохновением моим был Жуковский. С раннего детства я помню постоянно набегавшие на меня лирические волны, еле связанные ещё с чьим – либо именем”. Удивительно, но в стихотворениях вышеупомянутых поэтов присутствует некая общность. К примеру, элегическая интонация присуща многим произведениям А.А. Блока. Поэт-символист особое внимание уделяет собственным внутренним переживаниям, что и выражено в его стихах.

Кроме того, Александра Александровича можно поставить в один ряд с такими певцами отечественной литературы, как А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский и Н.А. Некрасов. Внимательно вчитываясь в произведения вышеперечисленных классиков, вы обязательно найдете своеобразное сходство с поэзией А.А. Блока.

«К добру и злу постыдно равнодушны,

«Толпой угрюмою и скоро позабытой

«Затянут в бездну гибели сердечной,

Я — равнодушный серый нелюдим…

Толпа кричит — я хладен бесконечно,

То есть, можно сказать, что между данными произведениями существует тесная связь, которая помогает провести между двумя поэтами разной эпохи непосредственную параллель.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что А.А. Блок придерживался традиций русской классической поэзии. Безусловно, творчество поэта сочетает в себе признаки и отличительные черты классиков отечественной литературы, но, несмотря на это, А. Блоку удается сохранить свою исключительность и индивидуальность.

Литературное наследие Александра Блока

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Вот — сидим с тобой на мху
Посреди болот.
Третий — месяц наверху
Искривил свой рот.
Я, как ты, дитя дубрав
Лик мой также стерт.
Тише вод и ниже трав
Захудалый черт.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?).
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

В призрачном свете стихов этого цикла читателю видятся мрачные улицы, дома, дворы, митинг на площади, и образ самого Блока предстает несущим в себе трагическое противоречие — низкое и высокое. Поэт описывает и страдания людей, задавленных работой и нищетой, ему не чужды их переживания и мечты:

Нет! Счастье — праздная забота,
Ведь молодость давно прошла.
Нам скоротает век работа,
Мне — молоток, тебе — игла.
Сиди да шей, гляди в окошко,
Людей повсюду гонит труд,
А те, кому трудней немножко,
Те песни длинные поют.

Лирика Блока почти интимна, он близок читателю своей манерой повествования. Большинство стихотворений написаны от первого лица, а это и подкупает. Начинаешь безгранично верить человеку, так беззаветно любящему и желающему помочь. Поэт не отделяет себя от окружающего, он или активный участник событий, или внимательный наблюдатель, ничего не упускающий, все видящий и переживающий несправедливость, которая царит в мире.

В соседнем доме окна желты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу все с моей вершины:
Он медный голосом зовет.
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спину кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Постепенно Блок перерастает рамки символизма. Перед ним лежит огромный мир, который он хочет увидеть, понять и отобразить в своей поэзии. Так появляются стихи о России и ее истории. В них звучит гордость за страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Александр Блок чувствует себя поэтом этой огромной страны, он счастлив своей сопричастностью великой эпохе потрясений:

вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет. Степная кобылица
Несется вскачь!

Стихотворения настоящего поэта являются его дневником, отражением мыслей человека в момент создания очередного шедевра. Ведь любое стихотворение подлинного поэта — это шедевр. Его очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца. В свои стихотворения поэт вкладывает всю душу. И быть поэтом — особый дар. Нужно уметь выразить состояние души и чувства словами, а это может не каждый. Чем больше читаешь произведения поэта, тем больше начинаешь понимать его как человека. На первый взгляд, он не очень многим отличается от остальных: те же мысли, те же желания. Только все это выражается не так, как у всех, а с особой специфичностью, быть может, более скрыто и в основном через стихотворения. Но человек с божьим даром, даром, дающим ему способность писать стихи, не может иначе. Таким поэтом, обладающим божественным даром, был Александр Блок.

Очень важно то, что Блок понимал назначение свое как поэта: его цель — сделать мир лучше, прекраснее.

Сквозь отточенную поэтику неуловимых символов прорывается жизненная основа лирического переживания. Неожиданно открывшийся душевный порыв лирического героя неоспоримо говорит о постоянной борьбе поэта с декадентским видением и образным мышлением, о первых победах в этой борьбе:

Погружался я в море клевера,
Окруженный сказками пчел,
Но ветер, зовущий с севера,
Мое детское сердце нашел.

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

Блок создал особенный поэтический образ Родины. Это образ красавицы женщины, возлюбленной, невесты. Ее лик светел, она хранит первоначальную чистоту души поэта:

О, Русь моя! Жена моя!
До боли
Нам ясен долгий путь.
И нет конца.

Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы,
Кровавый отсвет в лицах есть.

Притягательная сила стихов Блока проверена временем. Они тревожат, печалят, радуют, волнуют, воодушевляют, заставляют почувствовать могущество гармонии, внесенной в мир великим и благородным поэтом.

Страстной правдой горевшее слово
Он от пламени сердца зажег.
И народ не забудет простого,
Благородного имени — Блок.
Р. Рождественский

Николай Гумилев был незаурядной личностью с удивительной и вместе с тем трагичной судьбой. Он, поэт и литературный критик, прожил жизнь, полную суровых испытаний: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, он едва не оказался участником дуэли, воевал. Жизнь его оборвалась в возрасте 35 лет – по ложному доносу поэт арестован, а затем расстрелян.

Прекрасный поэт и критик, он оставил значительное наследие, оказавшее несомненное влияние на развитие российской поэзии.
Первый поэтический сборник Николая Гумилева “путь

Конквистадоров” вышел еще до окончания поэтом гимназии, но эту книгу юношеских стихов он считал неудачной и никогда не переиздавал ее. В 1908 году в Париже вышла вторая книга Гумилева “Романтические цветы”. В. Брюсов, отличавшийся требовательностью, в рецензии на этот сборник указал на перспективу развития молодого автора.
Третья книга Гумилева “Жемчуга” (1910) принесла ему широкую известность. Эту книгу составляли романтические стихи. Она была посвящена В. Брюсову, которого автор считал учителем.

Но Вячеслав Иванов именно в “Жемчугах” увидел начало расхождения молодого поэта с Брюсовым

и предрек Гумилеву иной путь.
Гумилев называл свою поэзию Музой Дальних Странствий, и тема странствий оставалась одной из главных в его лирике до конца.
В 1910 году разгорается полемика вокруг символизма, выявившая глубинный кризис этого литературного направления. Как реакция на символизм возникает новое литературное направление – акмеизм, родоначальниками которого принято считать Н. Гумилева и С. Гродецкого. Стихотворения акмеистского периода, составившие сборник “Седьмое небо”, говорят о том, что к явлениям поэзии Гумилев начинает подходить аналитически, с точки зрения науки Основные положения его теории изложены им в статье “Наследие символизма и акмеизм.
О Гумилеве писали: “Войну он принял с простотою современной, с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу, война застала в наибольшей боевой готовности”. Гумилев не мог не видеть и не осознавать ужас войны, ее разрушительное начало, но ему всегда была присуща некоторая романтизация подвига. Именно начиная с “Колчана”, зарождается новая для творчества Гумилева тема – “о России”.

Появляются новые мотивы: древняя Русь, родная земля, люди, населяющие эту землю, события. Тема Родины с течением времени все более расширяется и углубляется. А в некоторых других стихотворениях содержат пророчества, предсказывающие, возможно, судьбу поэта.
Жизнь Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года. Алексей Толстой писал: “Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилева, знаю, что стоя у стены он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха”,

Читайте также: