Блок на железной дороге сочинение

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Но многие утверждают, что здесь больше отражается то, что Блок когда-то сам стал очевидцем подобного.

Жанр, размер

Большая часть творчества Александра Блока относится к символизму, модернистскому течению, основой которого выступает образ-символ.

Композиция

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

В первой части стихотворения автор знакомит читателя с красивой и молодой женщиной, а так же описывает её жизнь. Он рассказывает некую историю перед началом трагедии. Женщина тщетно старается найти что-то, что смогло бы изменить её жизнь.

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Вторая часть стихотворения начинается с размышления. Поэт рассказывает о том, что данная молодая женщина не является исключением. В памяти поездов осталось большое количество подобных взглядов. В заключительной части стихотворения присутствуют минорные ноты – её судьба предрешена.

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Состоит стихотворение из девяти катренов.

Образы и символы

В анализируемом стихотворении используется несколько образов.

Дополнением этого образа является символ жандарма, в лице которого поэт передает тот жестокий контроль, который существовал в государстве. В символе дороги и ожидания на перроне, автор показывает те тщетные поиски выхода из сложившейся ситуации.

Так же присутствует образ поезда и дороги. С их помощью Блок показывает прошедшую юность, несбыточные надежды, а так же людей, которым совершенно безразлична судьба России.

Темы, проблемы

В данном произведении весьма интересная и многообразная тематика.

Основной темой стихотворения является непростая судьба обычной русской девушки, которая оказалась в безвыходном положении. Она отображает весь тот народ, который надеется на светлое будущее, но не может найти выход из сложившейся ситуации.

Присутствует так же тема любви. Она выражается в желании героини найти немного внимания к собственной персоне. Но все её попытки и надежды не имеют счастливого конца.

Присутствует и тема дороги, что так характерно для русской лирики. Многие поэты использовали данный символ как отображение начала пути. Но в данном стихотворении героиня обретает там свой конец.

Относительно проблем стихотворения, то здесь есть проблема безразличия. Автор показывает то, насколько безразличными и равнодушными могут быть люди. Для поэта удивительно то, что его соотечественники столь безразлично относятся к судьбе государства. Он показывает людей в роли проезжающих мимо вагонов, чей взгляд абсолютно пуст. Через чувства главной героини он старается передать свои собственные чувства и переживания.

Присутствует и социальная проблема в стихотворении. В образе крестьянки он показал весь простой русский народ, который жаждет перемен. Но крестьянке приходится столкнуться с собственными сомнениями, неуверенностью и отсутствием какой-либо поддержки. Он даже вагоны разделяет на три класса, как это и происходило в обществе. Первые два вагона, которые можно сравнить с людьми высшего ранга, проезжали молча. И лишь из зеленого вагона, который ассоциируется с низшим классом, раздавались слезы и песни. Именно пассажиры зеленого вагона так сильно напоминают и саму крестьянку, стоящую на перроне.

Средства художественной выразительности

Здесь есть эпитеты, которые придают яркости стихотворению, сравнения, олицетворения, перифраз и эллипсис. Совокупность всех этих средств художественной выразительности невероятно ярко и живо передают настроение самого поэта, а так же выделяют основной смысл произведения.

Основная мысль произведения

Основной мыслью произведения можно назвать постоянный поиск человека, который сталкивается с равнодушием. Помимо этого, человеку приходится столкнуться с рядом обстоятельств, изменить которые он не в силах.

Не зря автор выбирает именно русскую девушку. Все дело в том, что они больше всех сталкивались с насилием и несправедливостью. И никакие реформы не могли изменить данного положения. Подобное освобождение женщины от существующего строя поднималось неоднократно многими авторами в своих произведениях.

Блок относится к своей героине с сожалением. Он сочувствует ей, понимает и разделяет её горе. Более того, поэт даже оправдывает её поступок.

Главной целью поэта было заставить читателя задуматься о том, что губительнее всего – это банальное равнодушие. Людям необходимо стать участливыми и неравнодушными друг к другу, уметь выслушать и поддержать в трудную минуту. Самое страшное – это пройти мимо, когда кто-то так сильно нуждается в твоей помощи и поддержке.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Стихотворение “На железной дороге”, законченное 14 июня 1910 года, входит в состав цикла “Родина”. Стихотворение состоит из 36 строк (или 9-ти строф), написано разностопным ямбом с двухсложным ударением на втором слоге. Рифмовка – перекрестная.

Александр Блок уточняет в примечаниях к стихотворению, что это подражание одному из эпизодов Л. Н. Толстого из “Воскресения”.

В стихотворении “На железной дороге” передана боль, тоска, наивность и вера в возможную легкую, счастливую жизнь для молодой хорошенькой девушки, которая

все же не смогла обуздать своенравную судьбу, и предпочла своей незадавшейся жизненной дороге – смерть.

Сюжет получает развитие на немноголюдной пассажирской станции одного из вокзалов, а повествование ведется человеком, который знал эту женщину, и вспоминал, какая она была, пока не решила пойти по стопам Анны Каренины. Стихотворение имеет Кольцевую композицию, потому что в своем последнем четверостишье оно возвращает нас к первому.

Непонятно, почему она ждала свое счастье именно на перроне. Почему столь хорошая женщина, “красивая и молодая” не смогла устроить свою жизнь? Почему она предпочла

Автор просит: “Не подходите к ней с вопросами”, но, проникаясь душой этого рифмованного произведения, их возникает довольно много.

Но Образ героини лаконичен, тем не менее он не отталкивает, а располагает к себе. Ясно, что женщина в юности выбрала неправильную дорогу, свернуть с которой было очень трудно. Она тешила себя надеждой, что какой-нибудь проезжий будет очарован и “посмотрит пристальней из окон”.

Конечно же женщина затаенно ожидала и хотела, чтобы внимание ей досталось из желтых или синих вагонов (что равносильно первому и второму классу), но “Лишь раз гусар… Скользнул по ней улыбкой нежною…”. Пассажиры желтых и синих вагонов были чопорно холодны, равнодушны ко всему миру и, тем более, к этой женщине, которую они просто не замечали.

Зеленые вагоны (третий класс) не стеснялись проявлять своих чувств, поэтому одинаково громко “плакали и пели”. Но и те бросали равнодушные взгляды на героиню, одним была неинтересна, другим – не нужна, третьим – нечего было отдать взамен.

Не зря это стихотворение помещено в цикл “Родина”, в котором раскрывается множество аспектов патриотической тематики. Это и судьба русских женщин, и безотрадная жизнь в дореволюционной России, и образ любимой родины.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На железной дороге.

Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой унылой, безрадостной жизни или несчастной любви.

Композиция – Стихотворение А. Блока по смыслу делится на части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение поделено на девять строф.

Жанр – сюжетное лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.

История создания

К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в литературе.

В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви и безрадостной жизни. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения – мёртвая молодая женщина. О её смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.

Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, находящуюся за лесом. Здесь она с волнением ожидала чего-то. Её глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина. На неё засматривались гусары, но красавица, погружённая в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних строфах автор приоткрывает тайну страданий героини. Её юность умчалась, мечты оказались пустыми, а сердце разрывает тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колёса.

Композиция

Стихотворение являет собой рассказ лирического героя о предполагаемой судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о возможной судьбе героини (ретроспектива).

Особенность смысловой организации – обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мёртвой, а в середине стихотворения – описание типичной (или возможной) судьбы молодой и красивой женщины из провинции. Текст разделён на девять строф по четыре строки.

Жанр произведения – сюжетное лирическое стихотворение, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Сюжет стихотворения – это предполагаемые эпизоды жизни погибшей женщины. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Поэт использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Важную роль в создании эмоционального фона играет интонация: в тексте есть оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения.

сельская красавица

В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.

История создания

Анализ произведения Александра Блока

Главные особенности

По жанровой принадлежности этот шедевр можно охарактеризовать как элегию, в которой присутствуют лирические мотивы. В произведении есть сюжет, на который наложили отпечаток переживания автора. Основа содержания — трагическая судьба молодой женщины, пострадавшей от несчастной любви. Центральный смысловой компонент — образ-символ. По этому признаку поэзию Блока можно отнести к модернистскому направлению символизма.

Символы и образы в стихотворении На железной дороге

В плане композиции шедевр можно условно разделить на 2 части. Первая — завязка и кульминация, вторая — минорный финал. Сначала перед читателями предстаёт образ молодой прекрасной девушки. Она кого-то или чего-то ждёт, слушает перестук вагонов, находясь в предвкушении влюблённости или судьбоносной встречи, которая изменит её жизнь. Потом что-то происходит, и героиня оказывается раздавленной.

LiveInternetLiveInternet


Александр Александрович Блок

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих — Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая… Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей — довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — все больно.


Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Символы и образы

Этот поэтический шедевр нельзя назвать длинным, однако автору удалось вместить в него несколько символов, в каждом из которых заключён ряд образов. Содержательные элементы стихотворения:

Мотивы и темы в стихотворении На железной дороге

Мотивы и темы

Стихотворение Блока демонстрирует жизнь в разных проявлениях, открывая несколько граней, перекликающихся между собой. Поэтическое произведение включает 4 мотива:

Персонажи и проблематика в произведении Блока

На железной дороге.Анализ стихотворения Александра Блока

Проблематика произведения

Анализ стихотворения На железной дороге

Безучастие железной дороги

В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.

Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.

Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость. Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой. Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.

Читайте также: