Блок на железной дороге сочинение
Обновлено: 05.07.2024
История создания
Но многие утверждают, что здесь больше отражается то, что Блок когда-то сам стал очевидцем подобного.
Жанр, размер
Большая часть творчества Александра Блока относится к символизму, модернистскому течению, основой которого выступает образ-символ.
Композиция
Композиционно стихотворение можно разделить на две части.
В первой части стихотворения автор знакомит читателя с красивой и молодой женщиной, а так же описывает её жизнь. Он рассказывает некую историю перед началом трагедии. Женщина тщетно старается найти что-то, что смогло бы изменить её жизнь.
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.
Вторая часть стихотворения начинается с размышления. Поэт рассказывает о том, что данная молодая женщина не является исключением. В памяти поездов осталось большое количество подобных взглядов. В заключительной части стихотворения присутствуют минорные ноты – её судьба предрешена.
Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.
Состоит стихотворение из девяти катренов.
Образы и символы
В анализируемом стихотворении используется несколько образов.
Дополнением этого образа является символ жандарма, в лице которого поэт передает тот жестокий контроль, который существовал в государстве. В символе дороги и ожидания на перроне, автор показывает те тщетные поиски выхода из сложившейся ситуации.
Так же присутствует образ поезда и дороги. С их помощью Блок показывает прошедшую юность, несбыточные надежды, а так же людей, которым совершенно безразлична судьба России.
Темы, проблемы
В данном произведении весьма интересная и многообразная тематика.
Основной темой стихотворения является непростая судьба обычной русской девушки, которая оказалась в безвыходном положении. Она отображает весь тот народ, который надеется на светлое будущее, но не может найти выход из сложившейся ситуации.
Присутствует так же тема любви. Она выражается в желании героини найти немного внимания к собственной персоне. Но все её попытки и надежды не имеют счастливого конца.
Присутствует и тема дороги, что так характерно для русской лирики. Многие поэты использовали данный символ как отображение начала пути. Но в данном стихотворении героиня обретает там свой конец.
Относительно проблем стихотворения, то здесь есть проблема безразличия. Автор показывает то, насколько безразличными и равнодушными могут быть люди. Для поэта удивительно то, что его соотечественники столь безразлично относятся к судьбе государства. Он показывает людей в роли проезжающих мимо вагонов, чей взгляд абсолютно пуст. Через чувства главной героини он старается передать свои собственные чувства и переживания.
Присутствует и социальная проблема в стихотворении. В образе крестьянки он показал весь простой русский народ, который жаждет перемен. Но крестьянке приходится столкнуться с собственными сомнениями, неуверенностью и отсутствием какой-либо поддержки. Он даже вагоны разделяет на три класса, как это и происходило в обществе. Первые два вагона, которые можно сравнить с людьми высшего ранга, проезжали молча. И лишь из зеленого вагона, который ассоциируется с низшим классом, раздавались слезы и песни. Именно пассажиры зеленого вагона так сильно напоминают и саму крестьянку, стоящую на перроне.
Средства художественной выразительности
Здесь есть эпитеты, которые придают яркости стихотворению, сравнения, олицетворения, перифраз и эллипсис. Совокупность всех этих средств художественной выразительности невероятно ярко и живо передают настроение самого поэта, а так же выделяют основной смысл произведения.
Основная мысль произведения
Основной мыслью произведения можно назвать постоянный поиск человека, который сталкивается с равнодушием. Помимо этого, человеку приходится столкнуться с рядом обстоятельств, изменить которые он не в силах.
Не зря автор выбирает именно русскую девушку. Все дело в том, что они больше всех сталкивались с насилием и несправедливостью. И никакие реформы не могли изменить данного положения. Подобное освобождение женщины от существующего строя поднималось неоднократно многими авторами в своих произведениях.
Блок относится к своей героине с сожалением. Он сочувствует ей, понимает и разделяет её горе. Более того, поэт даже оправдывает её поступок.
Главной целью поэта было заставить читателя задуматься о том, что губительнее всего – это банальное равнодушие. Людям необходимо стать участливыми и неравнодушными друг к другу, уметь выслушать и поддержать в трудную минуту. Самое страшное – это пройти мимо, когда кто-то так сильно нуждается в твоей помощи и поддержке.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Стихотворение “На железной дороге”, законченное 14 июня 1910 года, входит в состав цикла “Родина”. Стихотворение состоит из 36 строк (или 9-ти строф), написано разностопным ямбом с двухсложным ударением на втором слоге. Рифмовка – перекрестная.
Александр Блок уточняет в примечаниях к стихотворению, что это подражание одному из эпизодов Л. Н. Толстого из “Воскресения”.
В стихотворении “На железной дороге” передана боль, тоска, наивность и вера в возможную легкую, счастливую жизнь для молодой хорошенькой девушки, которая
все же не смогла обуздать своенравную судьбу, и предпочла своей незадавшейся жизненной дороге – смерть.
Сюжет получает развитие на немноголюдной пассажирской станции одного из вокзалов, а повествование ведется человеком, который знал эту женщину, и вспоминал, какая она была, пока не решила пойти по стопам Анны Каренины. Стихотворение имеет Кольцевую композицию, потому что в своем последнем четверостишье оно возвращает нас к первому.
Непонятно, почему она ждала свое счастье именно на перроне. Почему столь хорошая женщина, “красивая и молодая” не смогла устроить свою жизнь? Почему она предпочла
Автор просит: “Не подходите к ней с вопросами”, но, проникаясь душой этого рифмованного произведения, их возникает довольно много.
Но Образ героини лаконичен, тем не менее он не отталкивает, а располагает к себе. Ясно, что женщина в юности выбрала неправильную дорогу, свернуть с которой было очень трудно. Она тешила себя надеждой, что какой-нибудь проезжий будет очарован и “посмотрит пристальней из окон”.
Конечно же женщина затаенно ожидала и хотела, чтобы внимание ей досталось из желтых или синих вагонов (что равносильно первому и второму классу), но “Лишь раз гусар… Скользнул по ней улыбкой нежною…”. Пассажиры желтых и синих вагонов были чопорно холодны, равнодушны ко всему миру и, тем более, к этой женщине, которую они просто не замечали.
Зеленые вагоны (третий класс) не стеснялись проявлять своих чувств, поэтому одинаково громко “плакали и пели”. Но и те бросали равнодушные взгляды на героиню, одним была неинтересна, другим – не нужна, третьим – нечего было отдать взамен.
Не зря это стихотворение помещено в цикл “Родина”, в котором раскрывается множество аспектов патриотической тематики. Это и судьба русских женщин, и безотрадная жизнь в дореволюционной России, и образ любимой родины.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На железной дороге.
Тема стихотворения – судьба женщины, ставшей жертвой унылой, безрадостной жизни или несчастной любви.
Композиция – Стихотворение А. Блока по смыслу делится на части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о судьбе героини. Формально произведение поделено на девять строф.
Жанр – сюжетное лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.
История создания
К написанию произведения подтолкнул и случай, очевидцем которого стал Блок. Как-то во время поездки на поезде поэт увидел юную девушку, которая отравилась. Окружающие не спешили помочь ей, а лишь поглядывали на девушку с любопытством. Поэт не мог забыть об увиденном, он навеки запечатлел этот случай в литературе.
В произведении А. Блок раскрыл тему гибели молодой женщины из-за несчастной любви и безрадостной жизни. Главная проблема определила и систему образов. В центре стихотворения – мёртвая молодая женщина. О её смерти рассказывает лирический герой. Это рассказчик, который наблюдает за событиями со стороны, но позволяет себе проявлять эмоции и обращаться к обществу, приказывая ему не беспокоить погибшую.
Далее поэт рассказывает, как женщина приходила на станцию, находящуюся за лесом. Здесь она с волнением ожидала чего-то. Её глаза провожали каждый вагон. Сонные люди выглядывали из окон, но не было среди них того, кого ждала женщина. На неё засматривались гусары, но красавица, погружённая в свои мысли, не обращала на это внимание. В последних строфах автор приоткрывает тайну страданий героини. Её юность умчалась, мечты оказались пустыми, а сердце разрывает тоска. На станции несчастная женщина провела много часов в ожидании. Не выдержав душевной боли, она бросилась под колёса.
Композиция
Стихотворение являет собой рассказ лирического героя о предполагаемой судьбе женщины, бросившейся под колеса. Произведение условно делится на смысловые части: лаконичный портрет погибшей женщины и рассказ о возможной судьбе героини (ретроспектива).
Особенность смысловой организации – обрамление: в первом и в последнем четверостишиях А. Блок говорит о мёртвой, а в середине стихотворения – описание типичной (или возможной) судьбы молодой и красивой женщины из провинции. Текст разделён на девять строф по четыре строки.
Жанр произведения – сюжетное лирическое стихотворение, так как поэт раскрывает вечные темы любви и смерти. Сюжет стихотворения – это предполагаемые эпизоды жизни погибшей женщины. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Поэт использовал перекрёстную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Важную роль в создании эмоционального фона играет интонация: в тексте есть оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения.
В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.
История создания
Главные особенности
По жанровой принадлежности этот шедевр можно охарактеризовать как элегию, в которой присутствуют лирические мотивы. В произведении есть сюжет, на который наложили отпечаток переживания автора. Основа содержания — трагическая судьба молодой женщины, пострадавшей от несчастной любви. Центральный смысловой компонент — образ-символ. По этому признаку поэзию Блока можно отнести к модернистскому направлению символизма.
В плане композиции шедевр можно условно разделить на 2 части. Первая — завязка и кульминация, вторая — минорный финал. Сначала перед читателями предстаёт образ молодой прекрасной девушки. Она кого-то или чего-то ждёт, слушает перестук вагонов, находясь в предвкушении влюблённости или судьбоносной встречи, которая изменит её жизнь. Потом что-то происходит, и героиня оказывается раздавленной.
LiveInternetLiveInternet
Александр Александрович Блок
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.
Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих — Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон…
Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом…
Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало.
Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая… Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая…
Да что — давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов…
Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей — довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена — все больно.
Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.
Символы и образы
Этот поэтический шедевр нельзя назвать длинным, однако автору удалось вместить в него несколько символов, в каждом из которых заключён ряд образов. Содержательные элементы стихотворения:
Мотивы и темы
Стихотворение Блока демонстрирует жизнь в разных проявлениях, открывая несколько граней, перекликающихся между собой. Поэтическое произведение включает 4 мотива:
На железной дороге.Анализ стихотворения Александра Блока
Проблематика произведения
Безучастие железной дороги
В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.
Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.
Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость. Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой. Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.
Читайте также: