Бессилие сочинение егэ бондарев

Обновлено: 02.07.2024

Стоит ли откладывать задуманное на потом? Какое чувство вызывают в человеке несовершённые поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя и сценариста Юрия Васильевича Бондарева.

Оба примера: нерешительность рассказчика, не исполнившего своей мечты познакомиться с близким по духу человеком, и увиденная вместо старичка чужая, незнакомая женщина, дополняя друг друга, вызывают в читателе сожаление о том, что герой упустил шанс приобрести близкого по интересам друга, которого ему так не хватало.

Авторская позиция заключается в следующем: нерешительность иногда становится причиной сожаления. Не совершённые вовремя поступки заставляют позднее горько сожалеть о том, что упустил свой шанс и не реализовал свои желания и мечты.

В заключение хочу подчеркнуть, что нужно обладать решительностью и уметь воспользоваться данным судьбой шансом, чтобы потом не сожалеть о нереализованных возможностях.

(1) Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

(2) Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на полу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. (3)Но кто же он был — учёный, писатель? (4)Кто?

(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6)Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу. (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру — примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг — казалось, единственных его друзей.

(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.

(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломлённо лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты. * (12)Он пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал.

(15) Что случилось?

(16) Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.

(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым.

(20) Свет в окне не зажёгся.

(21) А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.

(23) Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.

(24) Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску — и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг.

8 готовых проверенных сочинений по тексту Бондареву (кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя), с кругом проблем и полным текстом для варианта №15 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

1. Проблема потребности в друге. (Зачем человеку нужен друг?) Авторская позиция: Друг, пусть даже необычный, загадочный, неизвестный, даёт человеку ощущение теплоты и света, дарит умиротворение и покой.

2. Проблема интуитивного узнавания духовно близкого человека. (Как мы узнаём близких нам по духу людей?) Авторская позиция: Порой человек не может разумно объяснить выбор духовно близкого человека. Мы интуитивно чувствуем духовное родство.

3. Проблема запоздалого сожаления о несовершённом поступке. (Стоит ли откладывать задуманное на потом?) Авторская позиция: Не совершённые вовремя поступки вызывают запоздалую горечь сожаления, когда уже невозможно вернуть упущенные возможности, когда происходит непоправимое.

Готовое сочинение ЕГЭ №1

Стоит ли откладывать задуманное на потом? Какое чувство вызывают в человеке несовершённые поступки? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя и сценариста Юрия Васильевича Бондарева.

Оба примера: нерешительность рассказчика, не исполнившего своей мечты познакомиться с близким по духу человеком, и увиденная вместо старичка чужая, незнакомая женщина, дополняя друг друга, вызывают в читателе сожаление о том, что герой упустил шанс приобрести близкого по интересам друга, которого ему так не хватало.

Авторская позиция заключается в следующем: нерешительность иногда становится причиной сожаления. Не совершённые вовремя поступки заставляют позднее горько сожалеть о том, что упустил свой шанс и не реализовал свои желания и мечты.

В заключение хочу подчеркнуть, что нужно обладать решительностью и уметь воспользоваться данным судьбой шансом, чтобы потом не сожалеть о нереализованных возможностях.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Почему одни люди нам близки, а другие кажутся чужими? И ведь нередко бывает так, что и те, и другие нам равно незакомы. Именно этой загадке — загадке духовной близости людей — и посвящен текст Ю. Бондарева.

Видя светящееся окно в деревянном домике, рассказчик представлял себе человека, который по вечерам работает у лампы: пишет или читает. Рассказчик привык к виду окошка и к своему воображаемому другу, и свет окна стал для него необходимой вещью, трогательным чувством домашнего тепла и духовной жизни. Он словно чувствовал этого человека, видел его внутренним взором: седенький старичок среди стеллажей с книгами у стола.

Рассказчик так и не поддался порыву постучать в окно и заговорить с этим человеком. Почему? Может быть, подсознательно он боялся, что этот угаданный им старичок-книгочей не существует? А может быть, просто не решился нарушить приличия.

Но самое удивительное — рассказчик все угадал. На мгновение он смог увидеть эту комнату — именно такую, какой она была в воображении рассказчика. Но было уже поздно — старичка уже не стало.

Автор считает, что, если человек ощущает с кем-то душевную связь, эти люди становятся как бы друзьями, пусть даже они незнакомы. Но такая связь позволяет им понимать друг друга, угадывать что-то о другом.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Может ли человек выжить в одиночестве? В таком случае его ждёт безрадостное существование. Каждый из нас нуждается в близком человеке и мечтает о взаимопонимании. Ю.В. Бондарев поднимает в тексте проблему потребности в друге.

По мнению автора, иногда достаточно просто знать, что где-то рядом живёт родственная душа и у этого человека всё в порядке. Так, рассказчик долгое время наблюдает за маячком в деревянном домике и представляет себе учёного или писателя, увлечённого своей работой. Он не решается познакомиться с этим человеком, но сама мысль о нём поддерживает героя, даёт силы жить, спасает от одиночества. Таким образом, рассказчик почувствовал духовную близость с незнакомцем, и это помогало ему в трудные моменты.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: друг, пусть даже самый необычный и неизвестный, даёт человеку ощущение теплоты и света, дарит умиротворение и покой.

В заключение хочется сказать, что человеку нужен друг, как воздух, вода и пища. Люди способны дарить друг другу тепло, и это удивительная особенность, о которой нельзя забывать.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Стоит ли откладывать задуманное дело на потом? Вот проблема, которую ставит в тексте автор Ю. В. Бондарев.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Зачем человеку нужен друг? Именно этот вопрос ставит перед нами автор предложенного для анализа текста.

Таким образом, друг нужен для того, чтобы чувствовать теплоту и умиротворение.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

Зачем человеку нужен друг? На этот вопрос отвечает в своем тексте русский писатель Ю.В. Бондарев.

Рассуждая над проблемой потребности в друге, автор текста использует прием противопоставления.

Показав изменения, происходящие в душе рассказчика, автор текста выразил следующую мысль: человеку нужен друг по той причине, что наличие друга дарит ощущение спокойствия и умиротворенности, а отсутствие друга приводит человека к дискомфорту и несчастью.

С автором текста трудно не согласиться. Действительно, дружба способна сделать жизнь человека счастливой, настоящие друзья делают жизнь яркой и в то же время спокойной. Проблема потребности в друге находила отражение во многих художественных произведениях отечественных писателей и поэтов.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что друг нужен человеку по той причине, что он дарит чувства спокойствия и умиротворенности.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Готовое сочинение ЕГЭ №8

Зачем человеку нужен друг? Именно этим вопросом задается Юрий Васильевич Бондарев.

Я согласна с авторской позицией. Дружба дарит тепло и поддержку, она придает жизни осмысленность. Вместе с другом чувство одиночества забывается, и жизнь становится веселее и интереснее.

Таким образом, дружбой, какой бы она ни была загадочной и необычной, нужно дорожить, ведь она дает все самое ценное человеку: теплоту, покой и поддержку.

Полный текст кружила январская метелица, скрипели мёрзлые (Бондарев Ю.В):

(1) Кружила январская метелица, скрипели мёрзлые тополя в переулке, верховой ветер гремел железом, то и дело срывал снежную пыль с карнизов, нёс её вдоль побелённых заборов, над свежими сугробами, а оно, это единственное в ночи окно, светилось зелёным уютным пятном и, всегда одинаково яркое, тёплое, занавешенное, притягивало к себе, вызывало приятное ощущение неразгаданной тайны.

(2) Неизменно каждый вечер меня встречал в переулке этот домашний маячок в деревянном домике, загороженный занавеской огонёк настольной лампы, — и я представлял натопленную комнату, стеллажи, заставленные книгами по всем стенам, потёртый коврик на полу перед диваном, письменный стол, стеклянный абажур лампы, распространяющий оранжевый круг в полумраке, и кого-то, мило сутуловатого, в старческих добрых морщинах, кто одиноко жил там, окружённый благословенным раем книг, листал их ласкающими пальцами, ходил по комнате шаркающей походкой, думал, работал до глубокой ночи за письменным столом, ничего не требуя от мира, от суетных его удовольствий. (3)Но кто же он был — учёный, писатель? (4)Кто?

(5)Раз прошлой весной (в набухшей сыростью мартовской ночи всюду капало, тоненько звенели расколотые сосульки, фиолетовыми стёклышками отливали под месяцем незамёрзшие лужицы на мостовой) я глядел на знакомое окно, на ту же зеленовато-тёплую, освещённую изнутри занавеску, испытывая необоримое чувство. (6)Мне хотелось подойти, постучать в стекло, увидеть колыхание отодвинутой занавески и его знакомое в моём воображении лицо, иссечённое сеточкой морщин вокруг прищуренных глаз, увидеть стол, заваленный листами бумаги, внутренность комнатки, заполненной книгами, коврик на полу… (7)Мне хотелось сказать, что я, наверное, ошибся номером дома, никак не найду нужную мне квартиру — примитивно солгать, чтобы хоть мельком заглянуть в пленительный этот воздух чистоплотного его жилья и работы в окружении книг — казалось, единственных его друзей.

(8)Но я не решился, не постучал. (9)И позднее не мог простить себе этого.

(10)Нет, спустя два месяца ничего не изменилось, всё было по-прежнему, а в тихоньком переулке была весна, майский вечер медленно темнел в глубине замоскворецких двориков; среди свежей молодой зелени зажигались фонари над заборами, майский жук с гудением потянул из дворика, ударился о стекло фонарного колпака, упал на тротуар, замер, потом задвигал ошеломлённо лапками, пытаясь перевернуться. (11)Тогда я помог ему, сказав зачем-то: «Что ж ты. * (12)Он пополз по тротуару к стене дома, к водосточной трубе (она была в трёх шагах от окна), а я почувствовал какое-то внезапное неудобство, глянувшее на меня из майских сумерек.

(13)Окно в домике не горело. (14)Оно было как провал…

(15) Что случилось?

(16) Я дошёл до конца переулка, постоял на углу, вернулся, надеясь увидеть знакомый свет в окне. (17)Но окно сумрачно отблёскивало стёклами, занавеска висела неподвижно, не теплилось на ней преоранжевое зарево, как бывало по вечерам, и в один миг всё стало неприютным, и показалось, что там, в невидимой этой комнатке, произошло несчастье.

(18)С беспокойством я опять дошёл до угла и, уже подсознательно торопясь, вернулся в переулок. (19)Я внушал себе, что сейчас вспыхнет зелёный свет на занавеске и всё в переулке станет обыденным, умиротворённым…

(20) Свет в окне не зажёгся.

(21) А на следующий день я почти бегом завернул по дороге домой в соседний переулок, и здесь неожиданное открытие поразило меня. (22)Окно было распахнуто, занавеска отдёрнута, выказывая нутро комнаты, книжные полки, какую-то карту на стене, — всё это впервые увидел я, не раз представляя моего неизвестного друга за вечерней работой.

(23) Пожилая женщина с мужским лицом и мужской причёской стояла у письменного стола и смотрела в пространство отсутствующими глазами.

(24) Тотчас она заметила меня, рывком задёрнула занавеску — и шершавый холодок вполз в мою душу. (25)И дом, и переулок, и окно представились мне ложными, незнакомыми.

(26)И я понял, что случилось несчастье, что мой воображаемый друг, тот седенький старичок с шаркающей походкой, к которому так тянуло меня душевно, был нужен мне как близкий друг. (По Ю. В. Бондареву*)

(1)Он шёл по Невскому проспекту в одиннадцатом часу утра. (2)На теневой стороне было ещё нежарко, солнечные стрелы скользили сквозь листву по зеркалам витрин, лиловые отливы прохлады таились в пустынных подъездах. (3)Пахло влажным асфальтом. (4)Везде было по-утреннему легко, свободно.

(5)Потом он обратил внимание, что навстречу ему неторопливой походкой шёл небольшого роста молодой человек в потёртых джинсах и обтягивающей белой футболке, покатые плечи чуть раскачивались, твёрдый, жёсткий взгляд был устремлён вперёд. (6)Молодой человек, казалось, никого не видел и видел всех сразу, гуляющих по Невскому, и одной лишь краткой усмешкой выделял из прохожих красивых девушек.

(7)Они двигались навстречу, эти два молодых человека, глядя перед собой, а когда поравнялись, невысокий, в белой футболке, не поворачивая головы, не меняя выражения глаз, еле заметным толчком плеча ударил в плечо другого. (8)И тот, едва не падая от неожиданного удара, ощутил чужие мускулы, столь натренированные, неумолимые в своей самонадеянности, что, поражённый грубостью, вспыхнув мгновенным гневом, выговорил, готовый к мщению: "Извинения надо просить, чёрт подери!"

(9)А парень в потёртых джинсах спокойно уходил, по-прежнему слегка покачивая плечами, будто ничего не произошло несколько секунд назад. (10)И стало ясно: толчок был не случаен, а страшная мощь в его мускулах, весь облик невозмутимо гуляющего по проспекту человека делали его неприступным. (11)Можно было представить, как, уверенный в безнаказанности, мистер невозмутимость равнодушно поднял бы брови при виде возмущения оскорблённого его действием другого человека, как сказал бы бесцветным голосом: "Я не понимаю, что вам от меня нужно?" - и тут же нанёс бы этим вторичный удар исподтишка, играя роль жертвы, которая вынуждена защищаться.

(12)Тот человек, которого задели плечом, был не робок, тоже обладал решительностью, но страх перед волей более храброго остановил его. (13)Парень, морщась, потирал ушибленное место, оглядывался на удаляющуюся квадратную спину, обтянутую спортивной футболкой. (14)В этот момент он больше всего ненавидел эту спину, себя и собственное унизительное бессилие, что всё-таки требовало найти оправдание. (15)И в голове проносились мысли: "За что он меня? (16)Позавидовал белым брюкам или более модной причёске? (17)Доказал, что он сильнее меня? (18)Почему я оробел перед этой глупой, отвратительной силой?"

(19)В состоянии неудовлетворённого возмездия он не подумал, однако, что оба они, победивший и побеждённый, в коротком уличном бою первобытных самолюбий, предстали вдруг жалкими, мелкими, ничтожными особями мужского пола в этом солнечном мире июльского утра, с его влажноватым воздухом, зеркальными витринами, летним взглядом встречных девушек. (По Ю. Бондареву)

"Автор выражает своё отношение к героям с помощью (А) ____ (твёрдый, жёсткий взгляд, унизительное бессилие, бесцветным голосом, глупой силой). Понять характер и состояние героев помогают такие приёмы и тропы, как (Б) ____ (в предложении 6), (В) ____ (мускулы . неумолимые в своей самонадеянности). Состояние оскорблённого человека передано (Г) ____ (вспыхнув. гневом)".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Текст Ю. В. Бондарева

(1) Я видел это на пригородной танцплощадке. (2) Весёлый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом чёрных глаз, он пригласил её танцевать с таким зверским, жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания.

(3) — Что вы, что вы!

(4) — Раз-решите? — повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. (5) — Мне будет оч-чень приятно.

(6) Она оглянулась по сторонам, будто в поиске помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:

(7) — Наверно, у нас ничего не получится. (8) Я плохо.

(9) —Ничего. (10) Прошу. (11) Как-нибудь.

(12) Красавец танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на неё, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряжённые глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову — вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивали её движения, трясясь и корчась от смеха.

(13) Её партнёр каменно изображал городского кавалера, а она всё поняла, всю непростительную низость, но не оттолкнула, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, постучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. (14) Он, удивлённый, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела ему в зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. (15) Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил её и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повёл к колонне, где стояли её подруги.

(16) У неё были толстые губы, серые и очень большие, словно погружённые в тень диковатые глаза. (17) Она была бы некрасивой, если бы не тёмные длинные ресницы, почти жёлтые ржаные волосы и тот взгляд снизу вверх, преобразивший её в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти.


(По Ю. В. Бондареву*)


*
Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, сценарист, автор многочисленных произведений о Великой Отечественной войне.

Задание к тексту (27 задание ЕГЭ):

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов .

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно , разборчивым почерком.

Пример сочинения по тексту Ю. Бондарева

Красота спасёт мир! Есть такое расхожее мнение. Но о какой красоте идёт речь: о красоте природы или человеческой красоте? Если речь о человеке, то о внешней или внутренней его красоте? И какая из них является истинной и способна спасти этот мир?

На один из этих вечных вопросов пытается дать ответ Ю. Бондарев. В своём тексте он поднимает нравственную проблему понимания истинной красоты человека.

Эти два героя, как и два описанных автором эпизода, противопоставлены друг другу. В одном из них показан пример внешней красоты человека при его явном бездушии, в другом – внутренняя красота девушки. Это противоречие ещё раз поднимает вопрос о том, какая же красота является истинной: внешняя или внутренняя.

Учитывая, что симпатии автора на стороне девушки, мы можем смело утверждать, что Ю. Бондарев считает истинной внутреннюю красоту человека, которому присуще чувство собственного достоинства.

Красота спасёт мир! Есть такое расхожее мнение. Но о какой красоте идёт речь: о красоте природы или человеческой красоте? Если речь о человеке, то о внешней или внутренней его красоте? И какая из них является истинной и способна спасти этот мир?

На один из этих вечных вопросов пытается дать ответ Ю. Бондарев. В своём тексте он поднимает нравственную проблему понимания истинной красоты человека.

Связь между примерами

+ анализ этой связи

Эти два героя, как и два описанных автором эпизода, противопоставлены друг другу. В одном из них показан пример внешней красоты человека при его явном бездушии, в другом – внутренняя красота девушки. Это противоречие ещё раз поднимает вопрос о том, какая же красота является истинной: внешняя или внутренняя.

Учитывая, что симпатии автора на стороне девушки, мы можем смело утверждать, что Ю. Бондарев считает истинной внутреннюю красоту человека, которому присуще чувство собственного достоинства.

Согласие
+ моя позиция

+ пояснение своей позиции

Читайте также: