Белов о семье сочинение рассуждение

Обновлено: 30.06.2024

Цель данного реферата — проследить, как раскрывается образ семьи через взаимоотношения между ее членами в произведениях Белова.

- проследить за взаимоотношениями между членами семей, изображенных в произведениях,

- выявить авторскую позицию по теме,

- найти и проработать критическую литературу

- соотнести мнение критиков, авторскую позицию и свою собственную,

сделать соответствующие выводы.

Хотя судьба этой семьи трагична (умерла мать, некоторых детей пришлось отдать в детдом) но те уроки доброты и любви, которые получили дети, не пройдут для них даром. И хочется верить, что вырастут они достойными людьми и создадут хорошие, крепкие семьи.

Глава 2. Семейные отношения в рассказах о детях

Посещение городским мальчиком деревни уподобляется Беловым обретению родины. Летние впечатления Вовки накануне поступления в школу – как завет на будущее, как тот духовный запас, который поможет ему стать настоящим человеком. И дом деда с этих пор – это и его дом, куда он может вернуться, где на стене у печки остались следы им написанных неровных букв: Вова Петрович. (1, 12)

Хочется верить, что у Павлуни все будет хорошо, ведь он верит в исцеление и очень любит своих родителей, а они сделают все, чтобы он поправился.

Рассказы Белова о детях очень добрые и светлые. Они настолько сильно воздействуют на читателя, что, прочитав их, кажется, что ты дружил с их героями, жил в этих семьях. Добро, любовь, взаимное уважение, забота друг о друге — вот основа, на которой должна держаться любая семья. Именно эта мысль выражает авторскую позицию. Василий Иванович Белов глубоко убежден, что хорошая семья — одна из главных составляющих счастья человека. Все это он наблюдал в вологодских крестьянских семьях и со свойственным ему талантом изобразил в своих произведениях.

Семья взращивает главное общественное богатство — человека. В укреплении семьи писатель видит залог духовного возрождения Родины. В широком смысле семья для писателя — это вся Россия.

Белов В.И. Душа бессмертна. - В.: Книжное наследие, 2007.

Белов В.И. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. - М.: Современник, 1991.

Белов В.И. Утром в субботу. - Сев.-западное книжное издательство, 1976.

Бондаренко М.А. Творчество Василия Белова в школе. Литература в школе, 2000, №5, №6, 2001, №6.

Семья — это главная составляющая жизни каждого человека. Если мы слышим это слово, то сразу становится тепло на душе, мы вспоминаем своих близких и родных, которые ждут нас дома. Семья принимает тебя таким, какой ты есть, в отличие от остального окружения. Каждый из членов семьи играет свою особенную роль. Это те люди, которые во многом способствуют формированию личности. Человек без семьи, словно дерево без корня.

Тема семьи остается актуальной во все времена. Мы видим насколько сильно влияют члены семьи на то, каким человеком становится ребенок, какие качества и черты характера приобретает. Иногда воспитание влияет положительно, но такое случается не всегда. Таким образом семья несет ответственность за то, каким будет становление личности.

Сочинение 2

В жизни каждого человека много важных вещей. Для кого-то важно материальное благополучие, для кого-то признание в обществе, а кто-то просто мечтает оставить след в истории. Однако есть цели в человеческом существовании, которые необходимы для гармоничного развития каждому индивиду. Неважно много ты зарабатываешь или же стремишься к духовному спокойствию, тебе нужна родственная душа. Человек, который будет разделять твои интересы и служить опорой.

Семья – первая и самая важная ячейка общества. Все в этом мире создается ради семейных отношений. Мужчины строят дома и карьеру для единственной женщины. Представители слабого пола с самого детства озадачены правилами воспитания детей и сохранения домашнего уюта. Все в жизни можно изменить или потерять, но семью необходимо хранить всегда, несмотря на все невзгоды бытия. Именно там, в недрах домашних отношений, формируется частица общества. В ежедневных взаимодействиях людей создаются семейные традиции, передающиеся из поколения в поколение. Результатом семейного благополучия являются дети. Рождение новой личности всегда сопровождается радостью. Появление на свет нового человека для родителей становится переходным периодом. В это время происходит осознание мирского существования. Чувство ответственности в этот момент повышается, и люди выходят на новый уровень жизни. Многие проблемы, происходящие ранее, кажутся ничтожно малыми. Жизнь приобретает новый смысл.

Любой человек должен понять первостепенную задачу своей жизни. Задуматься о пребывании на этой планете. Осознать масштаб своей роли в этой вселенной. Семья первая ступень в становлении каждого представителя человеческой расы. От первобытных времен до информационной глобализации создание семейных отношений не потеряло своей важности. Современное общество диктует моду на свободные отношения, освобождая людей от принятия важного решения. Тем самым создается деградирующий социум, разрушающий наш мир. Пороки, преступления и нескончаемый хаос, являющиеся следствием разлагающей ситуации, несут необычайный вред нашей жизни. Остановись, подумай, куда ты идешь. Возможно, ты открываешь другую дверь.

Сочинение на тему Семья

Когда мы хотим тепла и уюта, поддержки и любви, если хочется спокойствия и уверенности – мы вспоминаем о семье. Ведь семья – это близкие и родные люди, они всегда поддержат и поймут. Рядом с домашними чувствуешь себя комфортно. Дом – это то место, где мы можем быть такими, какие мы есть и нас будут любить.

Семья – это большое богатство в жизни каждого человека. Никому не сможешь так открыть свои чувства или поделиться переживаниями, как с мамой. Нет другого человека, с кем будешь ощущать себя защищенным, как с папой. Никто не испечёт пирога вкуснее, чем бабушка. И никто не поделится мудрыми советами, как дедушка.

Каждому человеку нужно понимать ценность своей семьи. Уважать своих близких и быть благодарными за их любовь. Порой мы забываемся и относимся к родным как к должному. Мы боимся оскорбить и нечаянно задеть чужого человека, а дома часто не замечаем, как обижаем кого-нибудь, резким ответом или повышая голос. Бывает, приходим домой с плохим настроением и бурчим на всех. Так поступать нельзя!

Наши родные учат нас доброте и пониманию, учат уважать друг друга, считаться с мнением каждого, поддерживать. Если у одного человека появляются проблемы, ему помогает все домашние. Даже во многих сказках сюжет говорит о том, что пока семья порознь – это очень плохо, но когда все вместе и понимают друг друга, тогда сила их очень велика. Такая семья преодолеет любые жизненные преграды.

Каждый член семьи очень важен, даже самый маленький домашний питомец. Все они дарят нам самые лучшие чувства: ощущение защиты, любви и надежности. Благодаря нашим любимым, из ребенка мы вырастаем во взрослых, уверенных в себе людей. Самый лучший ответ нашим близким – наша любовь и уважение.

Вариант 4

Семья – как много смысла вложено в это слово. Сначала мы рождаемся в семье, где нас любят, холят и лелеют родители. Где за нами ухаживают и до безумия любят бабушки и дедушки. Где никто тебе не желает зла, никто не обидит, не предаст. Семья – это то место где ты себя чувствуешь полностью защищенным, где есть уверенность в завтрашнем дне и где никто никому не завидует, а умеет радоваться успехам другого.

Семья – это настоящий подарок судьбы, ведь без самых родных и близких нам людей мы никто. Какой смысл быть одному, жить в пустом доме, где нет ни живой души с кем бы можно было поговорить, обсудить что-нибудь, открыть секрет. Семья – это то место, куда хочется вернуться после школы, работы. Проведя время где-то вдали от дома, как можно быстрее стремишься обратно, чтобы увидеть и обнять своих родных. Рассказать, как и что с тобой происходило.

К огромному сожалению, не все в нашем огромном мире имеют родные семьи. Есть такие, которых родители бросают и оставляют в детских домах или те, родители которых покинули этот мир. Но, даже находясь в детском доме, дети окружены заботой и каждого жителя считают частичкой своей семьи и совершенно неважно родная она или нет.

Семьей можно смело назвать свой класс или группу в учебном заведении, ведь мы так много времени проводим вместе и знаем практически все друг о друге.

Моя семья – мое богатство. Без своих родных я не представляю смысла в жизни.

Если первая семья, это та в которой ты родился, то вторая – та которую создал сам. Дети вырастают, вылетают из родительского гнездышка куда, несомненно, неоднократно приезжают в гости. Создается новая семья – новая ячейка общества. У пары тоже появляются свои детки, которых они воспитывают так, как раньше воспитывали их родители. Все меняется. Родители стареют, дети взрослеют. Но все объединены семейными узами, разорвать которые просто невозможно.

Невозможно заставить мать перестать любить ее дитя, так же невозможно заставить мужа предать свою любимую супругу. Невозможно ребенка научить плохо относится к своим родителям, если он сам испытывает только уважение, любовь и благодарность к ним.

Моя семья – это моя крепость. Я каждый день спешу домой, поскорее увидеть и поговорить со своими родными. Не без того, в жизни случается всякое, мы и ссоримся, и подолгу может обижаться друг на друга, но все же мы вместе и что бы не случилось, мы всегда придет друг другу на помощь. Только здесь я могу чувствовать себя спокойно, свободно и легко, потому что знаю – здесь меня любят.

Вариант 5

Когда наши родители строили семью, то она как раз и была похожа на маленькое семя, которое нужно было выращивать с особой заботой, а именно дорожить друг другом и жить в мире и согласии. И вот с укреплением семьи появляются первые ростки - их дети. Однако с появлением детворы, у родителей возникают особые обязанности - правильно их воспитать. Ведь именно, когда в семье царит взаимоуважение, покой, доброта, то и дети вырастают счастливыми. И конечно же важно, чтобы в доме царило счастье, нужно, чтобы каждый из домочадцев дарили друг другу улыбки. Но не все взрослые это понимают.

В стране все больше появляются неполных семей, где мама и папа не смогли ужиться, и ребенок стал просто для них разменной монетой в разделе имущества и других социальных благ. Также больно смотреть, где ребенку нет места среди родителей, которые любят больше всего спиртное и наркотики. И бродят они по улице в поисках собственного счастья. Для кого-то этот путь заканчивается тюрьмой или колонией, а очень многие обретают счастье в приемных семьях, где им помогают забыть плохие моменты в их жизни и учат вновь радоваться. И получается, что детишки, которые не видели ласки и дружелюбия, взаимопонимания, в будущем могут повторить такую же судьбу. Недаром в народе говорили, что ребенок учится тому, что видит у себя в доме. А родители являются ему примером.

Однако, семьей можно назвать любой коллектив, где друг другу приходят на помощь в трудную минуту всегда поддерживают, дают ценные советы, не завидуют чужим успехам. Именно в такой группе людей, на праздниках и в выполнении любого другого дела, чувствуешь себя ,как дома. И конечно же хотелось, чтобы прекрасных семей было больше, и всем нам надо постараться, чтобы в них были мир, лад и взаимопонимание.

Также читают:

Картинка к сочинению Что такое семья

Популярные сегодня темы

Друзья, без всяких сомнений, делают нашу жизнь ярче, свежее и интересней. Они способны вытащить нас из повседневной рутины ежедневных дел и из своей зоны комфорта,

Антон Павлович Чехов – это известнейший русский писатель и драматург конца 19 начала 20 века. Он подарил этому миру большое количество прекрасных произведений, которые поражают своей оригинальностью и глубиной смысла

Искусство – неотъемлемая часть жизни каждого цивилизованного и образованного человека. Искусство – это совокупность всего, что создано человечеством: произведений литературы, шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, музыкальных композиций

Семья очень важна в Жизни каждого человека. Семья – это самые близкие, родные люди, которых мы очень любим, которые дарят нам тепло и помогают в сложных ситуациях. Это и родной дом, уютный и безопасный.

Семья – это твой маленький мир, в котором все понятное, привычное и дорогое.

Семья – основа нашего общества. Когда-то наши родители влюбились Друг в друга и решили пожениться. Затем в их семье появились дети.

А через несколько лет мы сами станем взрослыми и захотим создать свою семью.

семья – это больше, чем просто быть родственниками. Это особое отношение друг к другу, любовь, взаимоуважение, помощь. Это когда каждый человек уникален и незаменим, как и то, что он привносит в семью. Это бабушкины сказки и вкусные пироги, это мамина забота, папина помощь и внимание.

Семья – это когда даже твоя домашняя зверушка – ее полноценный член.

К сожалению, семьи бывают разными, как и отношения в них. Например, кто-то постоянно ссорится друг с другом, а случается, даже могут подраться. А иногда совсем наоборот – все в семье будто совершенно равнодушны друг к другу, не интересуются

Есть много анекдотов про это. Например, о том, как отец забирает из детсада чужого ребенка. Мне кажется, во всех таких историях есть доля грустной правды.

Каждый мечтает о счастливой семье. Но это зависит от нас, от того, насколько мы готовы вкладывать свои усилия в нее. Ведь это личные отношения между людьми разных поколений, взглядов и убеждений, которые вынуждены постоянно решать бытовые вопросы вместе. Конечно, бывают и конфликты, и споры.

Но я считаю, самое главное – это уважать друг друга. Главная ошибка людей в родственных отношениях, на мой взгляд, это то, что они начинают воспринимать друг друга как должное. Они перестают бояться обидеть, сделать больно.

Вот с чужими мы всегда вежливы, а дома можно накричать на кого-кого, потому что это же твое!

Родные люди – это подарок судьбы, который мы должны ценить. А семья – наш надежный приют в большом, не всегда дружественном мире. И каждый из нас обязательно должен вносить свой вклад в Счастье своей семьи.


Урок-практикум по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту 9.3. Выявляется умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; в ходе работы на уроке у школьников выявляются навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Урок - практикум в 9 классе по подготовке к ОГЭ.

Автор разработки: учитель русского языка и литературы г. Вольска Петрушина Марина Валентиновна.

Цель урока : Выявляется умение учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; в ходе работы на уроке у школьников выявляются навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Тип урока : урок обучения умениям и навыкам

Технология: технология критического мышления, ИКТ, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

−образовательные:

расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о лексике, типах речи, композиции сочинения - рассуждения, способах толкования слова, правилах написания аргументов, предупреждение орфографических ошибок; обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста.

−развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходный текст, выделять главное, обобщать и делать выводы,

отбирать материал для собственного текста, выражать личностно - эмоциональное отношение к теме.

−воспитательные:

формирование таких нравственных качеств учащихся, как уважение, взаимоуважение, самоуважение; воспитание уважения к старшему поколению, к другим людям, к себе; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы : беседа, фронтальная работа, групповая работа, парная,

индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся : анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком и литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 9.3.

УМК и оборудование : видеоролик, презентация, раздаточный материал

(текст В. И. Белова, задания для групп); записи на доске (тема урока, эпиграф); памятки.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности к уроку .

2. Энергизатор (дать положительный настрой на урок).

3.Мотивация (знакомство с эпиграфом).

Для жизни, а не для школы учимся мы.

Сенека

(римский философ, поэт,

государственный деятель)

Вопрос: Объясните, как вы понимаете данное высказывание?

(Предполагаю, что ученики ответят, что с высказыванием трудно не согласиться, потому что всё, чему учатся они в школе, так или иначе пригодится им в жизни)

Сегодня наш урок-это практикум по подготовке к ОГЭ, то есть вся работа будет направлена на то, чтобы в скором времени вы смогли успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку.

Сегодня мы с вами будем учиться писать сочинение-рассуждение

- О каких понятиях чаще всего вас просят порассуждать в задании 9.3?

(Совесть, долг, героизм, нравственность, дисциплина, дружба, семья, Родина и т.д.)

Слово учителя : Сегодня на уроке мы поговорим о чувстве, которое должно быть присуще всем нам. А вот о каком чувстве, об этом вы скажете мне, посмотрев видеоролик.

II . Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Ребята, о каких чувствах идёт речь в видеоролике?

( О том, как не надо поступать по отношению к престарелым людям, и о том, что мы должны относиться к ним заботливо, проявлять сострадание, уважение.)

Слово учителя : Какие поступки героев говорят о том, что проявили заботу и

Учитель: О чем мы будем говорить на уроке?

Запишем в тетради сегодняшнее число и тему урока «Подготовка к сочинению-рассуждению (задание 9.3). Ребята, давайте сформулируем цели урока.

Мы будем анализировать текст, сформулируем тезис-определение, прокомментируем его, приведём примеры-аргументы, напишем сочинение-рассуждение в соответствии с его структурой.

1.Работа в группах (группы по 6-8 человек).

В течение 30 секунд составьте предложение. Постарайтесь ответить коротко и искренне.

-После того как все написали предложение, в группе по очереди озвучьте свой вариант (возможно, ваши ответы совпадут), выкладывая листочек с записанным предложением на середину стола. Затем обсудите в группе получившиеся ответы и сформулируйте предложение, которое вы представите в качестве ответа от группы. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

(Представитель каждой группы зачитывает получившееся предложение).

Слово учителя : Эпиграфом к уроку будут слова древнего китайского

Как вы их понимаете?

Сегодня будем учиться выполнять задание 9.3.

Учитель: Итак, прочитаем задание. (Чтение учащимися задания)

Учитель: Вспомним план сочинения-рассуждения.?

Ответ ученика : Тезис, комментарий. аргументы (доказательства), вывод.

Учитель: Что такое тезис, аргументы, вывод?

Ответ ученика : Тезис−это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы −это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод − это заключение, итог проведенного рассуждения

Учитель: Какова структура построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта

III . Выявление места и причины затруднения.

Учитель: Достаточно ли у нас материала к написанию сочинения?

Дети получают листы - заготовки, оформленные на формате А3, карточки с заданием прикрепляются. Работа идет в группах. По завершению работы на доске учащиеся размещают записи.

Слово учителя : Поработаем с толковыми словарями. Подберите синонимы и антонимы к слову уважение.

Ответ ученика : Синонимы: Внимание — признание — почитание — почтение−почтительность− взаимоуважение − обожание − почёт − преклонение − признание − респект − уважительность

Ответ ученика : Антонимы: презрение, неуважение, пренебрежение, надругательство, дерзость , непочтительность .

Прочитаем высказывания известных людей об уважении:

Ученик 1: Уважение других дает повод к уважению самого себя./Рене Декарт/

Ученик 2: Уважай в себе и других человеческую личность. /Д.И. Писарев/

Ученик 3: Нет для меня уважения дороже, чем уважение человека, которого сам больше всех по заслугам уважаю./Апулей/

Запишите одно из понравившихся вам высказываний в свои тетради.

Обратимся к словарю:

УВАЖЕ́НИЕ− Чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств, заслуг, высоких качеств. Оказывал ей всегда уважение.

Толковый словарь Ушакова

Уважение− Почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств. Достоин уважения кто-н. Питать у. к кому-н. Сделать что-н. из уважения (в знак уважения). Пользоваться общим уважением. Взаимное у.

Словарь Ожегова

Уважение −Чувство, основанное на признании чьих л. достоинств, заслуг, качеств; почтение. Пользоваться всеобщим уважением. □ Управляющий сказал мне: Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели.

Беседа с использованием приема Мозговой штурм

Примерные ответы учащихся

Кого можно уважать?

учителей, родителей, старших, друзей, одноклассников, себя

Что можно уважать?

Мнение других людей, их чувства, переживания, интересы и вкусы, круг общения

За что можно уважать?

За трудолюбие, старание, смелость, скромность достижения в спорте, в учёбе, в работе,

Каким бывает уважение?

Искренним, безграничным, глубоким, невольным

Какие качества и поступки человека, на ваш взгляд, не достойны уважения?

Лень, трусость, эгоизм, предательство, обман.

Где может проявляться уважение?

В семье, в школе, на работе, в обществе.

Как можно проявлять уважение?

Выражать благодарность, делать комплименты,

проявлять заботу, оказывать помощь, дарить подарки, уделять время, проявлять внимание, уметь слушать, проявлять интерес, учиться ставить себя на место других, смягчать свои высказывания.

Зачем нужно уважать других людей?

Уважать - это считаться с интересами окружающих нас людей. Необходимость уважать других людей неразрывно связана с самой необходимостью общаться с другими людьми, жить в социуме, в ладу с окружающими.

Для чего нужно самоуважение

Для того чтобы достичь желаемых результатов в жизни

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Слово учителя : Ребята, давайте сформулируем и запишем определение уважения.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть сочинения

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

На мой взгляд, уважение - это.

По моему мнению, уважение - это.

Мне кажется, что уважение - это.

Я думаю, что уважение - это.

Что такое уважение? Я считаю, что.

Учитель: Какие способы толкования слов вы знаете?

3.Способ отрицательного определения .

описательной частью, оформляемым чаще придаточным предложением, реже определительными оборотами

Уважение−нравственное качество человека, которое проявляется в …

Тождественным (или близким по значению) словом-синонимом

Способ отрицательного определения

Путём перечисления таких свойств, предметов, которые у него отсутствуют.

Человек, уважающий других−тот, кто никогда не…

Работа в группах : 1 группа – пишет толкованиме слова , используя описательный способ

2 группа- синонимический, 3 группа- способ отрицательного определения

Слово учителя : Подчеркнем ключевые слова в определении и прокомментируем определение, т.е. покажем важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом. В данном случае это могут быть ваши размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявлено уважение?

Примерный ответ: Нужно с уважением и почтением относиться к старшему поколению,

к учителям, родителям, так как у них больше знаний, жизненного опыта, мудрости. Нужно бережно и с уважением относиться к природе, ко всему, что нас окружает.

Обратим внимание на критерии оценки определения и его комментария.

V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Чтение текста.

1) Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться.

2) Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который

традиционно считался главой. 3) Отца дети уважали и слушались.4) Он

занимался сельхоз работами, строительством, заготовкой леса и дров. 5) Всю

тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья. 6) Руководство

домашним хозяйством было в руках жены и матери. 7) Она ведала всем в доме:

присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. 8)Все эти работы

она делала не одна. 9) Даже дети, едва научившись ходить, понемногу вместе с

игрой начинали делать что-то полезное. 10) Доброта, терпимость, взаимное

прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь.11)

Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали

жалость к их носителям. 12) Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить

добром или промолчать. 13) Любовь и согласие между родственниками давали

начало любви за пределами дома. 14) От человека не любящего и не

уважающего своих родных трудно ждать уважения к другим людям.

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Беседа.

Слово учителя : Какую проблему поднимает в тексте В. И. Белов?

Ответ ученика : Проблему проявления уважения к старшим, к родителям.

Слово учителя : Определите стиль данного текста.

Ответ ученика : Художественный.

Слово учителя : Какой тип речи использован в тексте?

Ответ ученика : Повествование.

Слово учителя : Какова основная мысль текста? Запишем.

Ответ ученика : Нужно уважать и любить своих родителей, помогать им во всём. Тот, кто уважает своих родных, будет с уважением относиться и к другим людям.

VII. Включение в систему знаний.

Слово учителя : Следующий этап — аргументы из текста.

Обратите внимание на критерии оценки примеров – аргументов (Памятка №3)

и речевые клише.

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту (ФИО автора в род. п.), в котором говорится о .

В своём тексте автор поднимает очень важную для нас проблему.
В предложении № . автор говорит о том, что.

Чтобы подтвердить сказанное обратимся к тексту.

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) …

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Ввести в сочинение аргументы можно следующим образом:

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…

Слово учителя : Обратимся к тексту В. Белова и сформулируем аргумент. В конце работы

Учитель : Второй аргумент приведем из жизненного опыта.

Памятка№5 Аргументы из жизни :

2.высказывания известных философов, литераторов, художников и т.д.

3.СМИ (телевидение, радио, газеты, журналы)

4.примеры из читательского опыта

5.результаты личных наблюдений

6.биография известного человека(назвать ФИО писателя, учёного, художника и т.д.)

7.культурные, национальные традиции (народная мудрость).

3. Аргумент 2

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения…

…(автора)
В жизни мы часто наблюдаем.
Однажды я был свидетелем события, которое…

Своё мнение я могу подтвердить примером из жизненного опыта.

Заключительным элементом сочинения является вывод. Обратите внимание на речевые клише.

4. Заключение

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что.
Таким образом, можно заключить, что.
В заключение я хочу сказать, что.

Подводя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Итак, в заключение скажем, зачем нужно уважение?

Ответ ученика : Без уважения невозможны настоящие дружба и любовь; чтобы семьи были счастливыми и дружными; чтобы люди жили в мире и согласии между собой,

развивались духовно и эмоционально; укрепляет веру в себя и окружающих.

Слово учителя : Молодцы! Перед нами — почти готовое сочинение, которое вы дома закончите.

VIII . Рефлексия

Ребята, о чём мы сегодня говорили на уроке? А теперь попробуйте продолжить фразы.

Я познакомился. (с фактами проявления уважения в окружающем мире, в истории и литературе)

Было непросто. (комментировать определение)

У меня получилось. (написать аргумент из жизни)

Хотелось бы. (успешно завершить работу над сочинением - рассуждением)

I X. Итог урока.

Ребята, уважайте и любите окружающих вас людей, мир вокруг вас и вы будете уважать самого себя.

Читайте также: