Базовые потребности животного сочинение по биологии 5 класс

Обновлено: 17.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Потребности животных и человека
Выполнила
Мацкевич Ольга Алексеевна

Потребность
Потребность (для животного) - это физическая нужда, которую испытывает животный организм в чем-то
Потребность (для человека) - отражаемая в форме переживания (а не обязательно осознаваемую) нужда индивида в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности

Животный организм
Животный организм - открытая система, зависимая от среды обитания;
Нужда активизирует поведение животного на поиски необходимого для стабилизации гомеостаза;
Возникновение потребностей является отражением реально развивающихся в организме животного изменений физико-химического гомеостаза

Потребности животных
Витальные (биологические) - направлены на поддержание и сохранение целостности индивидуума;

Зоосоциальные - обеспечивают стабилизацию внутреннего состояния отдельного представителя группы и стабилизируют группу в целом

Потребности животных
Витальные
Метаболистические
Потребность в отдыхе и сне
Потребность в постоянном афферентном потоке
Потребность в жизненном пространстве и новизне среды обитания
Потребности самосохранения
Зоосоциальные
Потребности находиться в окружении представителей своего вида
потребности проявлять видотипичные поведенческие действия
потребности занимать в группе определенное иерархическое положение

Потребности человека
У человека выделяют три основных группы потребностей (по П.В. Симонову):
витальные (биологические)
социальные
идеальные

Потребности человека
Витальные – являются легко и быстро насыщаемыми, регулирующая функция этих потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которого удовлетворяется потребность (если бы человек действовал под влиянием только этих потребностей, то его активность была бы очень ограниченной)

Потребности человека
Социальные потребности человека включают стремление принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней конкретное положение. При этом развивается потребность следовать определенным нормам и правилам, принятым в данном социуме. Социальные потребности, возникая в общении, формируются независимо от витальных

Потребности человека
К идеальным потребностям человека относится потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования.

Потребности человека
Вторичные потребности по Г. Мюррею (возникающие в результате воспитания и обучения):
-потребности достижения успехов, - избегания неудач,
- агрессии, - покровительства,
- потребности независимости, - порядка,
- противодействия, - игры,
- уважения, - неприятия,
- унижения, - осмысления,
- защиты, - сексуальных отношений,
доминирования, - помощи,
привлечения внимания, - взаимопонимания,
избегания вредных воздействий,- аффилиации

Особенности потребностей человека
потребности обусловливают избирательность реагирования человека именно на то, что составляет их предметное содержание;
не все потребности осознаются человеком;
для своего удовлетворения потребность должна быть осознана, причём в сознании человека должно отразиться её предметное содержание

Особенности потребностей человека
4) пережитые человеком осознанные потребности запоминаются им;
5) осознанные потребности образуют собой иерархию, т.е. упорядоченно располагаются по степени их важности для человека;
6) предметное содержание потребностей может трансформироваться в ценности человека

Особенности потребностей человека
7) удовлетворение потребностей предполагает вступление человека в опре-делённые отношения с окружающим миром;

8) неудовлетворённая или не до конца удовлетворённая потребность вызывает у человека негативные переживания той или иной степени интенсивности (остроты)

Спасибо за внимание!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 793 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.10.2021 403
  • PPTX 97.4 кбайт
  • 3 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мацкевич Ольга Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Школьник из Сочи выиграл международный турнир по шахматам в Сербии

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Ростовской и Воронежской областях организуют обучение эвакуированных из Донбасса детей

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Азотофиксирующие бактерии - почвенные бактерии, преобразующие азот из воздуха в растворимую форму, пригодную для всасывания растениями; в симбиозе с бобовыми образуют клубеньки на корнях, такие бактерии называют клубеньковыми; в симбиозе обогащают почву азотом, повышая её урожайность.

Бактерии

Бактериальные заболевания - ангина, пневмония, тиф, холера, чума, дифтерия, дизентерия, менингит и другие.

Бактерии - древнейшие простейшие доядерные одноклеточные организмы.

Белки - органические вещества, основной "строительный" материал клетки.

Биология - изучает строение и жизнедеятельности организмов, их многообразие и влияние, историческое и индивидуальное развитие.

Биосфера - область распространения жизни на Земле.

Ботаника - наука о растениях.

Водоросли

Вайя (плосковетка) - листообразный побег у папоротников.

Вакуоль - окружённые мембраной пузырьки с клеточным соком (вода с растворёнными в ней веществами); может содержать пигменты (красящие вещества).

Виды бактерий - шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы, спиралевидные спириллы.

Виды тканей - покровные, основные, механические, проводящие, образовательные.

Водоросли - древнейшие низшие растения, обитающие в разных местах с повышенной влажностью (соленая и пресная вода, кора деревьев, сырая почва, затенённые камни или здания), бывают одноклеточными и многоклеточными.

Высшие растения - растения, разделяющиеся на отдельные органы (корни, стебли, листья), сформированные из различных тканей.

Голосеменные - древняя группа высших семенных растений, включающая исключительно наземные деревья, кустарники или лианы; размножаются семенами, лежащими открыто на чешуйках шишек

Грибница (мицелий) - тело гриба, состоящее из тонких ветвящихся обычно белых нитей — гифов. Также включает в себя плодовые тела гриба (то, что мы называем грибами в быту).

Грибокорень (микориза) - симбиоз мицелия гриба с корнями высших растений.

Дрожжи - одноклеточные грибы, состоящие из одной молекулы шарообразной формы, не образуют грибницы, размножаются почкованием.

Использование бактерий человеком - в сельском хозяйстве, промышленности, фармацевтике, очистке сточных вод и т.д.

Клетка - мельчайшая частица живого организма; дышит, питается, растёт и размножается.

Корневище - видоизменённый побег с недоразвитыми или отмирающими листьями, почками, придаточными корнями; служит для размножения и запасания питательных веществ.

Лишайники - группа организмов, получающихся в результате симбиоза гриба и водоросли; светолюбивы, растут медленно, но долго (50-100 лет), неприхотливы (встречаются в горах, пустыне и тундре, на деревьях, скалах, даже на стекле), но крайне чувствительны к загрязнениям окружающей среды (индикаторы чистоты воздуха).

Мхи

Межклетники - промежутки между клетками, заполненные воздухом.

Мембрана - своеобразный внутренний "фильтр" клетки, пропускающий одни вещества и не пропускающий другие, пока клетка жива.

Минеральные соли - неорганические вещества, используемые для синтеза органических молекул в клетках живых организмов.

Мукор (белая плесень) - род плесневых грибов, распространённый в верхнем слое почвы, на продуктах питания и органических остатках; мицелий мукора не поделён перегородками и представлен одной гигантской многоядерной разветвлённой клеткой.

Мхи - древние многолетние низкорослые растения, обитающие в местах повышенной влажности; способствуют образованию болот и торфа.

Наблюдение - восприятие и фиксация объектов или явлений, без вмешательства в процесс.

Низшие растения - растения, не имеющие разделения на отдельные органы (корни, стебли, листья) и сложного тканевого строения.

Нуклеиновые кислоты - органические вещества, сохраняющие наследственную информацию и передающую её потомкам живых организмов.

Грибы

Палеоботаника - наука, изучающая ископаемые остатки древних растений.

Папоротники - древнейшие сосудистые растения травянистой или древесной формы.

Пеницилл - род плесневых грибов, поражающих грунт, растения, продукты питания; отличается от мукора многоклеточным строением.

Питание грибов - питаются готовыми органическими веществами, подобно животным, но путём всасывания, а не захвата, что роднит их с растениями.

Питание лишайника - водоросль образует органические вещества в процессе фотосинтеза, которыми питается гриб, а гриб поставляет водоросли воду с минеральными веществами.

Пластиды - части растительной клетки, отвечающие за окраску растения и фотосинтез.

Плауны - вечнозеленые ветвящиеся многолетние травянистые растения.

Плесневые грибы - группа грибов, образующих ветвящиеся мицелии без видимых невооружённым глазом плодовых тел; поражают урожай и продукты питания, разрушают древесину, вызывают болезни животных и человека.

Покрытосеменные (цветковые) - самая молодая, но и самая многочисленная группа растений, отличающаяся наличием органа размножения - цветка, превращающегося впоследствии в плод с семенами внутри.

Признаки живого - клеточное строение. Дыхание, питание, рост, развитие, размножение, обмен веществ и энергии, реагирование.

Применение грибов человеком - применяются в пищевых, хозяйственных и медицинских целях (продукты брожения, биотехнологии, антибиотики).

Размножение бактерий - бактерии размножаются делением, некоторые виды — спорами, длительно сохраняющимися в самых неблагоприятных условиях.

Размножение лишайников - кусочками слоевища или специальными клетками, разрывающими таллом, выходя наружу.

Ризоиды - прообраз корней — тонкие нити, которыми водоросли, а также мхи, лишайники и грибы прикрепляются к поверхности и получают влагу и питательные вещества.

Риниофиты - вымершие примитивные сосудистые растения, являвшиеся первыми наземным растениями, то есть переходной формой от водорослей к плаунам, хвощам и папоротникам.

Роль бактерий в природе - азлагают сложные органические вещества на простые, участвуя таким образом в круговороте веществ.

Строение клетки

Сапротрофы - живые организмы, питающиеся органическими веществами из отмерших организмов или выделений живых организмов.

С ветовой микроскоп (устройство) - тубус (зрительная трубка с линзами), окуляр, объектив, штатив, предметный столик, зеркало.

Симбиоз - тесная связь между живыми организмами, полезная для каждого из них.

Спорангий - орган, производящий споры у грибов, водорослей, растений.

Среды обитания живого - наземно-воздушная, водная, почвенная, другие организмы (4).

Строение клетки - оболочка с порами, мембрана, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли с клеточным соком и пигментами, пластиды.

Строение лишайника - тело лишайника образовано нитями грибницы, между которыми расположены одноклеточные зелёные водоросли или цианобактерии.

Таллом (слоевище) - тело растения, не разделяющееся на отдельные органы и разнообразные ткани.

Ткань - группа клеток со сходным строением, происхождением и функциями.

Углеводы - органические вещества, основной источник энергии, необходимой для жизнедеятельности клетки.

Фенология - наука о сезонных явлениях природы, сроках и причинах их наступления.

Фитонциды - выделяемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших.

Хвощи - многолетние сосудистые травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами.

Химический состав клетки - неорганические: вода (40-95%) и минеральные соли (1-1,5%; Органические: белки (10-20%), жиры (1-5%), углеводы (0,2-2%), нуклеиновые кислоты (1-2%).

Хлорофилл - зелёный пигмент, придающий зеленый цвет хлоропластам растений и участвующий в процессе фотосинтеза; присутствует в высших растениях, водорослях, цианобактериях и бактериях.

Хроматофор - пигментсодержащая и светоотражающая клетка организма, придающая окраску.

Царства живой природы - бактерии, Грибы, Растения и Животные (4).

Целлюлоза - нерастворимое в воде волокнистое вещество, придающее прочность оболочке клетки.

Цитоплазма - бесцветное вязкое вещество между мембраной и ядром клетки; при сильном изменении температуры разрушается, и клетка гибнет.

Экологические факторы - абиотические (климат), биотические и антропогенные (от деятельности человека).

Экология - наука о взаимодействии живых организмов между собой и с окружающей средой.

Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях с заведомо определенной целью.

Ядро и ядрышко - важнейшая часть клетки, сохраняющая и воспроизводящая наследственную информацию, а также регулирующая обмен веществ внутри клетки.

Биология как наука о живых организмах началась с того момента, когда человек впервые стал отличать полезных животных и растения от вредных и опасных. Стремление удовлетворить материальные потребности приводило к возникновению той или иной области научного познания; так и биология самым тесным образом связана с производством пищи и попытками человека защититься от болезней.

Потребность
лечить болезни (для этого надо знать анатомию и микробиологию)
печь хлеб (требуется знать свойства злаков, использовать дрожжи)
разводить скот (знать повадки животных)
защититься от хищников (надо знать повадки)
создавать яды и защищаться от отравлений (требуется знать ядовитые растения)
получать растительные волокна и красители
получать от бактерий и грибков витамины, антибиотики, кислоты
делать бездымный порох (надо знать свойства хлопка и уметь его выращивать)

Общебиологические закономерности используются при решении самых разнообразных вопросов во многих отраслях народного хозяйства. Значение общей биологии как науки о жизни определяется тем, что она служит общим фундаментом для других наук, так как основные закономерности проявления жизни на разных уровнях ее организации приложимы ко всем организмам, в том числе и к человеку, который представляет собой часть биосферы и является продуктом ее эволюции. Данные общей биологии способствуют познанию законов природы, позволяют прогнозировать пути развития жизни на нашей планете и определить роль человека в ее сохранении. Только на основе общей биологии возможно решение глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - рационального использования и возобновления биологических ресурсов, охраны природы и сохранения биосферы Земли для жизни будущих поколений людей.

понятия не имею что там от тебя ждет учитель, но я думаю, что медицина и сельское хозяйство (животноводство и растениеводство)

Спасибо большое, учитель ждет что у меня есть интернет а вот если бы не было? Что бы я делала? Странные учителя у меня.

Andrey B. Просветленный (27048) учитель ждет, что у тебя в голове чтото есть. вот у меня есть. а у тебя не будет, если все будешь из интеренетов списывать

Больше всего мне нравится биология. В первую очередь из-за нашего учителя. Сначала он вёл окружающий мир, тогда мне нравился тот предмет, но после учителя заменили, так урок мне сразу разонравился. И я очень рада, что теперь он ведёт биологию.

Конечно, урок этот полезный и интересный. Столько всего узнаешь! Оказывается, столько видов и подвидов существует на планете. Растения, водоросли – всё настолько сложное, даже не нужно говорить о животных. Я много узнала о них, но ещё не перестаю удивляться. Я так понимаю, что в старших классах мы будем проходить строение человека, ведь он царь зверей. То есть все мы — цари. Даже плакаты с внутренним строением животных меня не пугают. Кстати, мама у меня врач, она рассказывала, как их заставляли резать лягушек! Хорошо, что нам не нужно этого делать.

Изучая биологию, понимаешь, насколько удивителен мир вокруг. Например, фотосинтез! По-моему, это просто поразительное явление… Даже никуда не нужно ехать – открывать новые страны и подобное, а достаточно присмотреться к тому, что окружает нас. Учитель рассказывал нам, с каким интересом биологи изучают мир, его особенности. Как, практически, создают новые растения, скоро, возможно, будут делать новых животных. Да и для человека всегда найдется польза из биологии. Понятно, что нужны разные науки, их взаимодействие, чтобы сделать что-то, по-настоящему, полезное. Например, биология и химия могут создать новые лекарства для человечества.

Ещё мне нравится, что у нас часто бывают контрольные работы. Во-первых, я получаю хорошие оценки. Во-вторых, так можно легко систематизировать материал. Это не очень сложные тесты по параграфам. Очень я люблю биологию. И не понимаю, почему некоторые всё стараются её прогулять… Не скажу, кто. Только бы учитель не менялся!

Другие сочинения: ← Литература↑ Мой любимый школьный предметИстория →

Система живой природы

Биология – наука, которая исследует и анализирует свойства живых систем. Тем не менее определить, что конкретно входит в эту сферу, непросто. Для этого ученые выявили несколько признаков, по которым организм можно считать живым. Основными из этих свойств являются обмен веществ или метаболизм, способность к самовоспроизведению и саморегуляции. С помощью науки человек познает окружающий его живой мир. Но, кроме изучающей функции, есть у биологии и практическое значение. Соблюдение ее законов помогает понять то, что живая природа – это система, в которой все взаимосвязано, и нужно сохранять баланс разнообразных видов существ. Если потерять лишь один вид из нее, вред будет причинен всем остальным звеньям. Эти познания – весомые аргументы для убеждения человечества в надобности и важности сбережения экологического баланса.

Значение для сельского хозяйства

Законы природы применяются при решении множества вопросов в различных отраслях мировой экономики, поэтому роль биологии в современном обществе – одна из главных. Возрастающие темпы численности населения планеты, снижение площадей, занятых аграрными культурами, ведут к масштабному кризису в будущем — проблеме питания. Потребуется ускоренное производство продуктов.

Эту проблему решают такие подразделы, как растениеводство и животноводство. Они основываются на открытиях биологии. Благодаря изучению и использованию законов генетики и селекции, удается выращивать высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур, новые породы домашних животных, что позволит интенсивно производить продукты питания и обеспечить потребности населения. Кроме того, практическое значение биологии заключается в борьбе с вредителями и болезнями выращиваемых растений, паразитами животных, что играет немаловажную роль.

ЭТА РАБОТА ПОБЕДИЛА ВО ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ

Список всех победитилей конкурса

Я живу в старинном сибирском селе Петелино, которое привольно раскинулось в живописном месте на берегу Тобола и окружено березовыми перелесками, полями, да ромашковыми лугами. Для меня это лучшее место на свете, ведь это моя малая Родина. Я знаю, что на свете много чудесных мест, созданных природой, но, самыми удивительными и прекрасными считаю заповедные уголки сибирской лесов. Сколько в наших таёжных краях удивительных и редких растений, птиц и животных! Меня не перестаёт восхищать красота живой природы, поэтому мне так близка наука – Биология. Да, моя мечта – стать биологом и изучать всё живое, экосистемы…

Но любой современный человек знает, что биологический баланс нашей планеты, и, нашего региона серьёзно нарушен. Настоящей проблемой стало загрязнение окружающей среды. Дымящие трубы промышленных предприятий, выхлопные газы бесчисленных автомобилей, отходы химических производств наносят природе огромный урон. Если не принять срочных и решительных мер по защите экологии, то в скором времени в наших краях могут исчезнуть многие виды редких растений, птиц и млекопитающих. Я мечтаю научиться защищать природу, поэтому я хочу стать не просто биологом, но ещё и экологом.

Уже в течение трёх лет я занимаюсь научными исследованиями в области биологии и экологии. Изучая видовое разнообразие и структуру населения птиц окрестностей Крюковского озера, я побывала в незабываемых экскурсиях по Вагайским широтам, провела массу интереснейших наблюдений, и укрепилась в своём желании стать биологом — экологом.

В другой своей работе я исследовала экологическое состояние окружающей среды и использовала для этого доступные методы, не требующие материальных затрат, дорогого и сложного оборудования: лихеноиндикационный метод линейных пересечений и метод флуктуирующей асимметрии листьев, позволяющие при помощи биоиндикаторов определять степень загрязнения биологической среды.

Я хочу быть таким экологом, который сможет донести до людей основные правила: не засоряй, не задымляй, не отравляй природу, ведь ты – её неотъемлемая часть! Одна часть живого организма не может убить другую, и остаться при этом жить. Я считаю, что эколог обязательно должен быть на каждом промышленном предприятии, в каждом городском хозяйстве, в любой лесной или парковой зоне – короче, везде.

Думаю, что уже в обозримом будущем профессия биолога – эколога будет самой значимой, ведь, что в жизни может быть важнее самой жизни, яркой, полной, гармоничной и прекрасной!

Орфография и пунктуация автора сохранены.

Биология, как я ненавижу тебя!

Советы : Биология, как я ненавижу тебя!


Привет всем. Хотелось попросить у вас совета. Учусь я на отлично(отличница). Но в жизни никто не может знать хорошо все предметы. Я с удоволстьвием учу все предметы, кроме… кроме биологии. Ах, как она мне трудно дается.

У нас в школе биологию начинают изучать как отдельный предмет в 6-м классе. Нашим первым учителем по биологии был не очень глубоко относящийся к своему науку человек. Домашние задания были только прочитать, ответить на вопросы в тетради. Но ответы он никогда не проверял, может потому никто в классе так не любил биологию. Учитель не так плохой, но не строгий. Если бы он бы был строгим, то наверняка у меня появился бы интерес к биологию, но увы, этого не случилась. Если не учить хорошо уроки с начала, то их невозможно понять. Иногда я пытаюсь начать все сначала, читать разные энциклопедии, но не понимаю почему-то. Но тогда наш учитель почти всем ставил хорошие оценки, и может поэтому я была отличницей.

Она нам дает много домашних заданий: выучить термины, ответы на вопросы, на каждый урок готовиться к самостоятельному работу и т.д. Мы сейчас учим анатомию, но я ничего не понимаю. Хорошие оценки получаю от того, что отвечаю на уроках. Но ненавижу биологию. маме однажды сказала об этом, а она говорит, что это легкий предмет. хотя сама училась плохо. Но незнаю что делать.

Посоветуйте как изучить биологию?

Человек как биологический вид

Еще один подраздел – это сфера исследования организма высших существ. Биология в жизни человека служит базисом для развития медицины, предоставляя возможность определить свойства и устройство организма. Нам как представителям определенного биологического вида необходимо знать элементарные особенности своего тела, чтобы успешно существовать в современном мире и делать верный выбор. Эта информация поможет разобраться в том, как следует устроить свое питание, распределить правильно физическую и умственную нагрузки, как сберечь собственное здоровье. Рациональное использование резервов человеческого организма способно существенно повысить его работоспособность.

Лечебная сила природы

Человек и природа едины. Могучие дубы, белые березы, гигантские сосны и ели, девственные заросли боярышника, малины, кизила, бузины черной и красной, облепихи и акации, лещины и шиповника – все эти лесные породы деревьев и лечебные ягоды широко используются в народной и традиционной медицине. Фитонциды дикого лука, чеснока, черемухи, ореха, эвкалипта, эфирные масла кедра, сосны, ели насыщают лесной воздух неповторимым лечебным ароматом. Фитотерапия помогает выздороветь больным сердечно-сосудистыми заболеваниями, нервно-психическими расстройствами, болезнями опорно-двигательного аппарата, мочеполовой, дыхательной, секреторно-гормональной систем.

Природные средства лечения заболеваний позволяют совмещать активную профилактику с терапией определенной болезни. Эти лекарства человек получает в первую очередь из растений. Их целебная сила передается больному, помогая преодолеть болезнь. Человек должен быть благодарен природе за бесценные дары, которые она щедро рассыпала повсюду.

С каждым днем практическое значение биологии в жизнедеятельности человека возрастает. Современная наука использует целый арсенал лекарственных растений, способных оказывать терапевтическое действие и предупреждать многие болезни человека. Дальнейшее развитие современного мира реально только в единстве с природой, с активным использованием биотехнологий. Для достижения поставленных целей не обойтись без глубочайших познаний закономерностей естественного мира.

Применение в медицине

Практическое значение биологии огромно. О лечении травами известно с глубокой древности, однако фитотерапия обрела равноправие среди других методов лишь в прошлом столетии. После клинических испытаний лекарственные средства, полученные из растительного сырья, вошли в фармацию. Сейчас сфера применения лекарственных растений в официальной и народной медицине достаточно велика.

Быстрый прогресс науки успешно используют в лечебной практике. Именно открытия в этой сфере определяют значение биологии в медицине и характеризуют сегодняшний уровень ее развития. Например, изучение генетики привело к использованию способов ранней диагностики, лечения, а также профилактики заболеваний человека, передающихся по наследству. Прогресс генной инженерии предусматривает огромные перспективы для создания биоактивных компонентов в медицинских препаратах.

Практическое применение биологии зачастую переворачивает представление о терапии множества заболеваний. Так, благодаря развитию генетики был создан ген инсулина и внедрен в геном кишечной палочки. Этот штамм имеет свойство синтезировать гормон, который используется для лечения больных сахарным диабетом. Таким же методом сегодня производят соматотропин (гормон, отвечающий за рост) и многие другие вещества, вырабатываемые организмом человека: интерферон, иммуногенные лекарства.

Основные направления современной биологии

Прогресс не стоит на месте

Современное возросшее значение биологии как науки применяется в нескольких течениях. На сегодняшний день усовершенствованы технологии определения структуры биополимеров. Обнаружен способ считывания и анализа генетической информации, в том числе определения нуклеотидных последовательностей ДНК. Следуя этому, человечество стоит на пути практически полного раскодирования генетической информации, которая содержится в его хромосомах. Это является одним из основных достижений биологии.

Так открываются возможности для изобретения новых технологий лечения и профилактики разных недугов. Кроме того, сегодня роль биологии в современном обществе заключается в целенаправленном создании химических веществ с предварительно запрограммированными свойствами, что позволит выявлять и изготовлять новые и эффективные виды медикаментов.

К нынешним достижениям биологии и медицины принадлежит также создание искусственных органов. Сегодня ученые-медики заняты производством и применением синтетических мышц, презентуют искусственно выращенные ткани печени и клапаны сердца.

Природа – лучший изобретатель

Даже такие обычные и простые разделы биологии, как ботаника и зоология, принесли в свое время немалую пользу для будущего:

  • слежение за летучими мышами способствовало открытию эхолокации (перемещение по отраженным от предметов звукам);
  • изучение поведения собак позволило узнать об условные рефлексах, которые, кстати, также присутствуют и у человека.

Переоценить значение биологии в медицине невозможно. Например, пытаясь спасти человечество от ветряной оспы, ученым пришлось внимательно следить за течением заболевания, определять, есть ли выжившие после нее, какие изменения произошли в организмах переболевших пациентов. Так были разработаны первые вакцины – профилактическое внедрение в организм ослабленных бактерий оспы для создания стойкого иммунитета. Современные биологи всего мира ломают голову, как бороться с онкологией, СПИДом и другими смертельными на сегодняшний день заболеваниями. Но для науки это лишь вопрос времени.

Читайте также: