Баллада о любви сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Перед вами сочинение, которое поможет вам, если и ваш любимый поэт – это В.С. ВЫСОЦКИЙ, человек яркого и многогранного таланта. Владимир Семёнович Высоцкий — советский поэт, актёр театра и кино, автор-исполнитель песен, автор стихов и множества прозаических произведений.

Мой любимый поэт — ВЫСОЦКИЙ

Не будем утверждать, что В. Высоцкий лучше и талантливее других поэтов, но именно он интересует многих людей и как смелый, бескомпромиссный поэт-гражданин, не поступавшийся совестью в десятилетия застоя, и как раскованный человек, способный на озорство, насмешку, дерзость, умеющий верить в чудо и создавать его.

Конечно, я, как и все другие, сначала услышал Высоцкого, его громкий хриплый голос. Ведь его слушают везде и все: пожилые люди, молодежь в студенческих общежитиях, школьники. Отцы и дети. Старые и молодые. Его песни знает вся страна.

Творчество В. Высоцкого — биография нашей страны. В своих стихах он затронул все важные или, точнее, крупные события нашей истории. Он рассказывал о войне, о трудном послевоенной времени, когда он сам был мальчиком, но, как оказалось потом, вое хорошо прочувствовал и понял. Он рассказывал о больших делах и стройках, о тяжких днях и ночах тридцать седьмого, о космосе и космонавтах, альпинистах, солдатах, пограничниках, поэтах. Высоцкий как истинный поэт пропустил время через свое сердце.

У Высоцкого много разных циклов стихов-песен: песни- сказки, песни-монологи, песни-рассказы, героико-романтические стихи о летчиках, геологах, альпинистах, любовная лирика, большой цикл военных стихов.

Родившись в 1938 году, Высоцкий знал о войне по рассказам отца-военного, его фронтовых друзей, по книгам. Но он решился, как в свое время Лермонтов, говорить от имени участников Великой Отечественной войны.

Он ставил себя на место командира, приговоренного к расстрелу, сапера, совершающего подвиг, новобранца и многих других людей. Высоцкий настолько ярко описывает события, что у слушателя невольно создается картина происходящего:

Наконец-то нам дали приказ наступать.

Отбирать наши пади и крохи, —

Но мы помним, как солнце отправилось вспять

И едва не зашло на востоке…

У Высоцкого много стихов, где человек оказывается перед выбором, в самой крайней ситуации, в момент риска и ему нужны мужество, воля, одержимость, чтобы выстоять, победить:

Да, можно свернуть,

Обрыв обогнуть,

Но мы выбираем трудный путь

Опасный, как военная тропа.

Разберись, кто ты трус иль избранник судьбы,

И попробуй на вкус настоящей борьбы.

Наши ноги и челюсти быстры.

Почему же, вожак, дай ответ –

Мы затравленно мчимся на выстрел

И не пробуем — через запрет?!

Во многих стихах Высоцкого чувствовались страсть и неистовство Маяковского:

Замечательные стихи Высоцкого о дружбе, которую он, как и талант, считал редчайшим даром:

Для меня словно ветром задуло костер,

Когда он не вернулся из боя.

Я поля влюбленным постелю —

Пусть поют во сне и наяву.

Я дышу, и значит — я люблю!

Я люблю, и значит — я живу!

Закончить сочинение я хочу словами Р. Рождественского:

Лучшие песни В. Высоцкого — для жизни. Они — друзья людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, — есть неистощимая сила, непоказная нежность и размах души человеческой. А еще в них есть память. Память пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память…

Тема любви вечна и стара как мир. Не было еще ни одного выдающегося человека, который не затрагивал бы ее. Высоцкий - не исключение, поскольку было бы странным предположить, будто человек с такой страстной натурой и с таким богатым личным опытом смог бы обойти сию тему стороной. Личная жизнь Владимира Семёновича была настолько сложной, что она самым непосредственным образом отразилась в его творчестве. Высоцкий - автор с сильной автобиографической, исповедальной жилкой. Многие говорят о том, что для творчества Владимира Высоцкого не было запретных тем, а его любовная лирика это открытый, отчаянный крик о собственных чувствах и переживаниях. Но сам поэт не любил говорить о своей любви, не любил рассказывать о ней какие-нибудь подробности, но многое можно понять из его лирики душевной и откровенной. Кроме того, все те черты личности и стиля, которые столь ярко характеризуют Высоцкого, так или иначе наложили свой отпечаток на творческое отражение всей интересующей нас проблематики.

Выбранная тема исследования представляется актуальной в связи с 80-летием со дня рождения Владимира Семеновича Высоцкого, которое отмечалось в 2018 году.

Проблема работы : является ли любовная лирика Высоцкого однородной или она многогранна?

Объект исследован ия: любовная лирика Высоцкого.

Предмет изучения : разнообразие форм изображения в любовной лирике Высоцкого.

Цель проекта – доказать, что тема любви в творчестве Высоцкого многогранна.

В связи с выдвинутой проблемой и поставленной целью в работе поставлены следующие задачи :

1) показать разнообразие любовной лирики Высоцкого в связи с ее содержанием;

2) раскрыть особенности любовной лирики Высоцкого.

Метод: при изучении лирики Высоцкого был использован метод сравнительного анализа.

При подготовке работы были использованы следующие теоретические источники:

Статьи: Карякин Ю. О песнях Вл. Высоцкого // Литературное обозрение. – 1981. - №7. – С. 94-100. Кормилов С.И. Песни В. Высоцкого о войне, дружбе и любви // Русская речь. – 1983. - № 3. – С. 41-49. Крымова Н. О поэзии В. Высоцкого // Высоцкий В. Избранное. - М., 1988. Макарова Б.А. Фольклорные мотивы в лирике В. Высоцкого // Русская словесность. – 2000. - № 2. – С. 20-25.

Книга: Суворов Д.В. Галактика Высоцкого. – Екатеринбург, 2008.

Практическая база. Анализ стихотворных текстов был произведен по сборнику Высоцкий В.С. Сочинения: В 4-х томах. - Санкт-Петербург: АОЗТ Технэкс-Россия, 1993.

Гипотеза исследования : многообразие любовной лирики Высоцкого связано с многогранностью его личности.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В своё время Пушкин определил любовь так, как может понимать и чувствовать её только поэт:

В глубоком знанье жизни нет –

Я проклял знаний ложный свет,

А слава… луч её случайный

Неуловим. Мирская честь

Бессмысленна, как сон… Но есть

Прямое благо: сочетанье

В полном согласии с этим пониманием звучит тема любви в поэзии Высоцкого.

Ах, разность в языках, -

Не положенье – крах!

Но выход мы вдвоём поищем –

Руки сцепились до миллиметра,

Всё - мы уходим к свету и ветру, -

Прямо сквозь тьму,

Что ж съезжаться – пустые мечты?

Или это есть кровная месть городам.

Покатились колёса, мосты, -

И сердца… или что у них есть ещё там…

О вы, хранимые судьбами

Для сладостных любви наград;

Любви бесценными слезами

Благословится ль ваш возврат.

Но вспять безумцев не поворотить –

Они уже согласны заплатить

Любой ценой – и жизнью бы рискнули,

Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить

Волшебную невидимую нить,

Которую меж ними протянули.

Я поля влюблённым постелю –

Пусть поют во сне и наяву!

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!

Но многих, захлебнувшихся любовью,

Не докричишься – сколько ни зови, -

Им счёт ведут молва и пустословье,

Но этот счёт замешан на крови.

А мы поставим свечи в изголовье

Погибших от невиданной любви…

Лирика Высоцкого отличается особой биографичностью. Он писал о тех, кто шел с ним рядом в этой жизни. И женщина в его поэзии – существо не выдуманное, а совершенно реальное. Главной музой поэта была Марина Влади. Она вошла в его жизнь не сразу.

Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма "Колдунья". Он смотрел фильм по нескольку раз в день, мечтал о встрече многие годы. И вот, наконец, она состоялась. Первое знакомство произошло в ресторане ВТО - Высоцкий пришел туда после спектакля. "Краешком глаза я замечаю, что к нам направляется невысокий, плохо одетый молодой человек. Я мельком смотрю на него, и только светло-серые глаза на миг привлекают мое внимание. Но возгласы в зале заставляют меня прервать рассказ, и я поворачиваюсь к нему. Он подходит, молча берет мою руку и долго не выпускает, потом целует ее, садится напротив и уже больше не сводит с меня глаз. Его молчание не стесняет меня, мы смотрим друг на друга, как будто всегда были знакомы. Я знаю, что это - ты", - так описывает свое первое знакомство с Высоцким Марина Влади. Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом двенадцать лет. "Я жив, двенадцать лет тобой храним. " - успеет написать он на обратной стороне телеграфного бланка. И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.

"Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Марина ставила перед ним чашку с обжигающим чаем и тихо садилась в углу. Иногда она засыпала, и тогда, уже под утро, Высоцкий будил ее, чтобы прочесть строки, написанные за ночь.

С Мариной Влади Высоцкий познакомился в 1967 году, и лишь в 1980 году они поженились. Но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака, и у Марины — тоже. Положение еще осложнялось и тем, что М. Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Жаль, что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это действовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств. Об этом говорится в песенном обращении к телефонистке международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить сейчас, а не когда-нибудь в будущем:

Для меня эта ночь вне закона.

Я пишу — по ночам больше тем.

Я хватаюсь за диск телефона,

Набираю вечное 07. —

Как вас звать? Тома.

Семьдесят вторая! Жду! Дыханье затая!

Быть не может, повторите, я уверен — дома!

Вот! Уже ответили! Ну, здравствуй, — это я.

Когда же им удавалось все-таки встретиться, то они были просто счастливы:

Не видел я другой такой руки,

Которая меня бы так ласкала…

Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые и новые стихи:

В какой день недели, в котором часу

Ты выйдешь ко мне осторожно…

Когда я тебя на руках унесу

Туда, где найти невозможно…

…Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более, — когда в нее плюют.

Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца, постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных:

Я все вопросы освещу сполна,

Дам любопытству удовлетворенье.

Да! У меня француженка жена,

Но русского она происхожденья.

Нет! У меня сейчас любовниц нет.

А будут ли? Пока что не намерен.

Не пью примерно около двух лет.

Запью ли вновь? Не знаю, не уверен.

глава 2. любовь и разлука: где место счастью?

Тема любви закономерно продолжается мотивами расставания. В 1964 году Высоцкий напишет стихотворение " Давно я понял: жить мы не смогли бы. "

Давно я понял: жить мы не смогли бы,
И что ушла - все правильно, клянусь,-
А за поклоны к праздникам - спасибо,
И за приветы тоже не сержусь.

А зря заботишься, хотя и пишешь - муж, но,
Как видно, он тебя не балует грошом,-
Так что, скажу за яблоки - не нужно,
А вот за курево и водку - хорошо.

Ты не пиши мне про березы, вербы -
Прошу Христом, не то я враз усну,-
Ведь здесь растут такие, Маша, кедры,
Что вовсе не скучаю за сосну!

Ты пишешь мне про кинофильм "Дорога"
И что народу - тыщами у касс,-
Но ты учти - людей здесь тоже много
И что кино бывает и у нас.

Ну в общем ладно - надзиратель злится,
И я кончаю,- ну всего, бывай!
Твой бывший муж, твой бывший кровопийца.
. А знаешь, Маша, знаешь,- приезжай!

В нем можно видеть полное переосмысление автора, в том числе затрагивающих не только его отношения с женщинами. В этом стихотворении Высоцкий как бы резюмирует свои долгие размышления насчет случившегося. Он не стал молить ее возвратиться, "Давно я понял: жить мы не смогли бы,\ И что ушла - все правильно, клянусь. " , а наоборот, видит причину сложившейся ситуации и решает оставить все как и должно быть. Он не держит обиды и одновременно благодарен, как многие бы не сделали будь на его месте "А за поклоны к праздникам - спасибо,\ И за приветы тоже не сержусь."

Однако в его стихотворении прослеживается не только любовная тематика. Например, в строфе

"Ты не пиши мне про березы, вербы -

Прошу Христом, не то я враз усну,-

Ведь здесь растут такие, Маша, кедры,

Что вовсе не скучаю за сосну!"

Владимир Высоцкий делает акцент на то, что и у "нас" так же хорошо и все имеется, как и "там". Здесь прослеживается любовь к своей Родине, светлый патриотизм в самом лучшем его виде.

"Ты пишешь мне про кинофильм "Дорога"

И что народу - тыщами у касс,-

Но ты учти - людей здесь тоже много

И что кино бывает и у нас."

В последней строфе он прощается с той, кому адресовал письмо. Кажется, будто написав строку "Твой бывший муж, твой бывший кровопийца." он на момент остановился. Вероятно, на него нахлынул какой то внезапный прилив горечи. Это была боль, ловко замаскированная под непринужденными строками. Он все еще любит её. И это доказывает его последняя строка ". А знаешь, Маша, знаешь,- приезжай. ". Он действительно не готов разрушить все мосты. И всегда будет рад видеть её в своей жизни.

Нам невозможно даже представить, какие чувства испытывал Высоцкий, когда писал это "письмо". Но ясно только одно - это стихотворение плод долгих дум и терзаний, в конце концов приведших к смирению.

Трубят рога: скорей, скорей!-
И копошится свита.
Душа у ловчих без затей,
Из жил воловьих свита.

Ну и забава у людей -
Убить двух белых лебедей!
И стрелы ввысь помчались.
У лучников наметан глаз,-
А эти лебеди как раз
Сегодня повстречались.

Она жила под солнцем - там,
Где синих звезд без счета,
Куда под силу лебедям
Высокого полета.

Ты воспари - крыла раскинь -
В густую трепетную синь.
Скользи по божьим склонам,-
В такую высь, куда и впредь
Возможно будет долететь
Лишь ангелам и стонам.

Но он и там ее настиг -
И счастлив миг единый,-
Но может, был тот яркий миг
Их песней лебединой.

Двум белым ангелам сродни,
К земле направились они -
Опасная повадка!
Из-за кустов, как из-за стен,
Следят охотники за тем,
Чтоб счастье было кратко.

Вот утирают пот со лба
Виновники паденья:
Сбылась последняя мольба -
"Остановись, мгновенье!"

Так пелся вечный этот стих
В пик лебединой песне их -
Счастливцев одночасья:
Они упали вниз вдвоем,
Так и оставшись на седьмом,
На высшем небе счастья.

Но рассмотрим балладу с немного иной стороны. Можно заметить, насколько чистыми рисует нам Высоцкий образ двух лебедей - "Счастливцев одночасья", и такой же невинной и светлой является их недолгая любовь, которой суждено было закончится таким трагическим путем. Смею предположить, что Высоцкий хотел сказать нам, что зачастую очень яркие страстные чувства как быстро начинаются - так быстро и заканчиваются. Это не предотвратимый процесс, это этап любовных отношений, который или сходит на нет, или обретает лучшую и стабильную форму:

И счастлив миг единый,-

Но может, был тот яркий миг

Их песней лебединой.

Два лебедя, и страсть между ними погибла моментально. Страсть осталась - а тела, через которую они хотели ее реализовать – нет:

Они упали вниз вдвоем,

Так и оставшись на седьмом,

На высшем небе счастья.

Если рассматривать сквозь это стихотворение людские отношения, то можно выразить главную мысль - иногда лучше вовремя остановиться, не перейти эту черту, когда отношения перестанут быть трепетными и чистыми. Могу предположить, что Высоцкий сам был сторонником такого убеждения, которое он сформировал за счет своего опыта. Поэтому нельзя однозначно заявить, является ли "Баллада о коротком счастье" однозначно печальным стихотворением. Герои умерли в состоянии блаженства. А такая смерть по истине является лучшей из всевозможных.

Подводя итог, стоит отметить: в творчестве В.Высоцкого нашли продолжение и развитие разнообразные классические и фольклорные традиции - от древнейших истоков литературы и до городского романса XIX - XX веков.

Когда Высоцкий обрёл опыт в поэзии, в своём творчестве стал затрагивать тему любви. Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади. Это была странная любовь, месяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь Высоцкий пронёс через всю жизнь.

Любовная лирика Высоцкого раскрывает как глубокий мир души поэта, так и служит способом диалога барда со слушателем-читателем, попыткой донести до нас вечные истины.

Заключение

Любовь - это фундаментальное свойство, от которого во многом зависит качество жизни человека. Чувство любви влияет на отношения человека с другими людьми, на его мировосприятие, на развитие. Человек стремится к обретению состояния любви. Но типов любви много, а устремление человека всегда направлено вполне определенно.

Сама жизнь В. Высоцкого, необычность его личности, голоса, стихов – знаменует собой существование в нашей духовной культуре еще одного Поэта. Однако как у всякого Поэта в поэтическом мире Высоцкого есть своя философия любви.

Поставленная проблема многогранности любовной лирики Высоцкого решалась в рамках объекта исследования -любовная лирика Высоцкого. В результате проведенной работы была достигнута цель – доказано, что тема любви в творчестве Высоцкого многогранна.

В работе решены следующие задачи:

1. Показано разнообразие любовной лирики Высоцкого в связи с ее содержанием. Мы пришли к выводу, что многообразие ликов любви в творчестве Высоцкого зачастую связано с содержанием его творчества.

2. Раскрыты некоторые характерные черты любовной лирики Высоцкого.

Любовь между мужчиной и женщиной в его творчестве в сущности сходна с дружбой. У Высоцкого Любовь с большой буквы - это одна из определяющих сил мироздания, это то самое, что Данте называл словами "Любовь, что движет солнце и светила".

Таким образом, подтверждается гипотеза исследования: многообразие любовной лирики Высоцкого связано с многогранностью его личности.

И чудаки — ещё такие есть! —
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.

И вдоволь будет странствий и скитаний:
Страна Любви — великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Всё строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…

Но вспять безумцев не поворотить —
Они уже согласны заплатить:
Любой ценой — и жизнью бы рискнули, —
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,
Потому что если не любил —
Значит и не жил, и не дышал!

Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься — сколько ни зови,
Им счёт ведут молва и пустословье,
Но этот счёт замешен на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви…

Их голосам всегда сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрёстках мирозданья.

Я поля влюблённым постелю —
Пусть поют во сне и наяву.
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!

Тема любви в стихотворении

Баллада состоит из 6 шестистиший и 3 четверостиший. Сначала автор затрагивает библейский сюжет всемирного потопа. Высоцкий хочет таким образом подчеркнуть ценность и значимость чувств: неважно в какие времена мы живем, любовь будет всегда. Она приходит сама: ее невозможно выпросить или купить.

Художественные средства в стихотворении

Хоть Высоцкий часто и использует слова в переносных значениях, но их легко растолковать. Ведь строчки стихов очень реалистичны: они напрямую обращены к любимой женщине. Поэт всегда стремился жить на максимуме своих возможностей: ему было нужно все сразу или вообще ничего. С этим связан выраженный эгоизм Владимира Семеновича в любовных делах.

В балладе можно найти следующие выразительные средства:

  • эпитеты: хрупкие переправы, волшебная нить, узкие перекрестки (часто подчеркивают нежность и незащищенность прекрасного чувства);
  • олицетворение: любовь поэт ассоциирует с дыханием; для него это синоним самой жизни;
  • сравнение: любовь — это страна (удивительная, волшебная; каждому необходимо здесь побывать); чувства — корабль (и мы сами можем управлять своим счастьем).

Любовь В.С. Высоцкий ценит больше всего на свете. Это чувство для него — целая стихия. Здесь присутствует все: сила и слабость, эгоизм и бескорыстие. Любовь для автора — это не только удовольствие. В первую очередь, такое чувство невозможно сохранить без труда. Любовные отношения всегда сопровождают нотки грусти, но это не делает их хуже.

Эдуард Аркадьевич Асадов (7 сентября 1923, Мерв, Туркестанская АССР, РСФСР, СССР — 21 апреля 2004, Одинцово, Московская область, Россия) — русский советский поэт и прозаик, написавший в восемь лет своё первое стихотворение. Все его творчество пропитано искренностью и добротой. Стихи Эдуарда Асадова посвящены различным темам: войне и миру, вере и безверию, благородству и подлости. Но, как считал сам Асадов, в первую очередь он писал стихи о любви, которая была для него главной ценностью жизни. Поэт был ранен на войне, после чего ослеп. Эдуард Асадов был сильным и добрым человеком. Его стихи наполнены оптимизмом и любовью.

  • Эдуард Асадов ~ Улетают птицы - 27.11.2021
  • Эдуард Асадов ~ Добрый принц - 07.11.2021
  • Эдуард Асадов ~ Слово о любви (+ Анализ) - 06.11.2021

Баллада о ненависти и любви

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Метель ревет, как седой исполин,
Вторые сутки не утихая,
Ревет как пятьсот самолетных турбин,
И нет ей, проклятой, конца и края!

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Пляшет огромным белым костром,
Глушит моторы и гасит фары.
В замяти снежной аэродром,
Служебные здания и ангары.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

В прокуренной комнате тусклый свет,
Вторые сутки не спит радист,
Он ловит, он слушает треск и свист,
Все ждут напряженно: жив или нет?

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Радист кивает: — Пока еще да,
Но боль ему не дает распрямиться.
А он еще шутит: мол, вот беда —
Левая плоскость моя никуда!
Скорее всего, перелом ключицы…

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Где-то буран, ни огня, ни звезды
Над местом аварии самолета.
Лишь снег заметает обломков следы
Да замерзающего пилота.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Ищут тракторы день и ночь,
Да только впустую. До слез обидно.
Разве найти тут, разве помочь —
Руки в полуметре от фар не видно?

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

А он понимает, а он и не ждет,
Лежа в ложбинке, что станет гробом.
Трактор если даже придет,
То все равно в двух шагах пройдет
И не заметит его под сугробом.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Сейчас любая зазря операция.
И все-таки жизнь покуда слышна.
Слышна, ведь его портативная рация
Чудом каким-то, но спасена.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Встать бы, но боль обжигает бок,
Теплой крови полон сапог,
Она, остывая, смерзается в лед,
Снег набивается в нос и рот.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Что перебито? Понять нельзя,
Но только не двинуться, не шагнуть!
Вот и окончен, видать, твой путь!
А где-то сынишка, жена, друзья…

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Где-то комната, свет, тепло…
Не надо об этом! В глазах темнеет…
Снегом, наверно, на метр замело.
Тело сонливо деревенеет…

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

А в шлемофоне звучат слова:
— Алло! Ты слышишь? Держись, дружище! —
Тупо кружится голова…
— Алло! Мужайся! Тебя разыщут. —

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Совсем чугунная голова.
Кончаются в рации батареи.
Их хватит еще на час или два.
Как бревна руки… спина немеет…

p, blockquote 17,0,1,0,0 -->

— Алло!- это, кажется, генерал.
— Держитесь, родной, вас найдут, откопают…-
Странно: слова звенят, как кристалл,
Бьются, стучат, как в броню металл,
А в мозг остывший почти не влетают…

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Чтоб стать вдруг счастливейшим на земле,
Как мало, наверное, необходимо:
Замерзнув вконец, оказаться в тепле,
Где доброе слово да чай на столе,
Спирта глоток да затяжка дыма…

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Опять в шлемофоне шуршит тишина.
Потом сквозь метельное завыванье:
— Алло! Здесь в рубке твоя жена!
Сейчас ты услышишь ее. Вниманье! —

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

С минуту гуденье тугой волны,
Какие-то шорохи, трески, писки,
И вдруг далекий голос жены,
До боли знакомый, до жути близкий!

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

— Не знаю, что делать и что сказать.
Милый, ты сам ведь отлично знаешь,
Что, если даже совсем замерзаешь,
Надо выдержать, устоять! —

Хорошая, светлая, дорогая!
Ну как объяснить ей в конце концов,
Что он не нарочно же здесь погибает,
Что боль даже слабо вздохнуть мешает
И правде надо смотреть в лицо.

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

— Послушай! Синоптики дали ответ:
Буран окончится через сутки.
Продержишься? Да?
— К сожалению, нет…
— Как нет? Да ты не в своем рассудке! —

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

Увы, все глуше звучат слова.
Развязка, вот она — как ни тяжко.
Живет еще только одна голова,
А тело — остывшая деревяшка.

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

А голос кричит: — Ты слышишь, ты слышишь?!
Держись! Часов через пять рассвет.
Ведь ты же живешь еще! Ты же дышишь?!
Ну есть ли хоть шанс?
— К сожалению, нет… —

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

Ни звука. Молчанье. Наверно, плачет.
Как трудно последний привет послать!
И вдруг: — Раз так, я должна сказать! —
Голос резкий, нельзя узнать.
Странно. Что это может значить?

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

— Поверь, мне горько тебе говорить.
Еще вчера я б от страха скрыла.
Но раз ты сказал, что тебе не дожить,
То лучше, чтоб после себя не корить,
Сказать тебе коротко все, что было.

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

Знай же, что я дрянная жена
И стою любого худого слова.
Я вот уже год тебе не верна
И вот уже год, как люблю другого!

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

О, как я страдала, встречая пламя
Твоих горячих восточных глаз. —
Он молча слушал ее рассказ,
Слушал, может, в последний раз,
Сухую былинку зажав зубами.

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

— Вот так целый год я лгала, скрывала,
Но это от страха, а не со зла.
— Скажи мне имя. -
Она помолчала,
Потом, как ударив, имя сказала,
Лучшего друга его назвала!

p, blockquote 31,0,0,0,0 -->

Затем добавила торопливо:
— Мы улетаем на днях на юг.
Здесь трудно нам было бы жить счастливо.
Быть может, все это не так красиво,
Но он не совсем уж бесчестный друг.

p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

Он просто не смел бы, не мог, как и я,
Выдержать, встретясь с твоими глазами.
За сына не бойся. Он едет с нами.
Теперь все заново: жизнь и семья.

p, blockquote 33,0,0,0,0 -->

Прости, не ко времени эти слова.
Но больше не будет иного времени. —
Он слушает молча. Горит голова…
И словно бы молот стучит по темени…

p, blockquote 34,0,0,0,0 -->

— Как жаль, что тебе ничем не поможешь!
Судьба перепутала все пути.
Прощай! Не сердись и прости, если можешь!
За подлость и радость мою прости! —

p, blockquote 35,1,0,0,0 -->

Полгода прошло или полчаса?
Наверно, кончились батареи.
Все дальше, все тише шумы… голоса…
Лишь сердце стучит все сильней и сильнее!

p, blockquote 36,0,0,0,0 -->

Оно грохочет и бьет в виски!
Оно полыхает огнем и ядом.
Оно разрывается на куски!
Что больше в нем: ярости или тоски?
Взвешивать поздно, да и не надо!

p, blockquote 37,0,0,0,0 -->

Обида волной заливает кровь.
Перед глазами сплошной туман.
Где дружба на свете и где любовь?
Их нету! И ветер как эхо вновь:
Их нету! Все подлость и все обман!

p, blockquote 38,0,0,0,0 -->

Ему в снегу суждено подыхать,
Как псу, коченея под стоны вьюги,
Чтоб два предателя там, на юге,
Со смехом бутылку открыв на досуге,
Могли поминки по нем справлять?!

p, blockquote 39,0,0,0,0 -->

Они совсем затиранят мальца
И будут усердствовать до конца,
Чтоб вбить ему в голову имя другого
И вырвать из памяти имя отца!

p, blockquote 40,0,0,0,0 -->

И все-таки светлая вера дана
Душонке трехлетнего пацана.
Сын слушает гул самолетов и ждет.
А он замерзает, а он не придет!

p, blockquote 41,0,0,0,0 -->

Сердце грохочет, стучит в виски,
Взведенное, словно курок нагана.
От нежности, ярости и тоски
Оно разрывается на куски.
А все-таки рано сдаваться, рано!

p, blockquote 42,0,0,0,0 -->

Эх, силы! Откуда вас взять, откуда?
Но тут ведь на карту не жизнь, а честь!
Чудо? Вы скажете, нужно чудо?
Так пусть же! Считайте, что чудо есть!

p, blockquote 43,0,0,0,0 -->

Надо любою ценой подняться
И, всем существом устремясь вперед,
Грудью от мерзлой земли оторваться,
Как самолет, что не хочет сдаваться,
А сбитый, снова идет на взлет!

p, blockquote 44,0,0,0,0 -->

Боль подступает такая, что кажется,
Замертво рухнешь в сугроб ничком!
И все-таки он, хрипя, поднимается.
Чудо, как видите, совершается!
Впрочем, о чуде потом, потом…

p, blockquote 45,0,0,0,0 -->

Швыряет буран ледяную соль,
Но тело горит, будто жарким летом,
Сердце колотится в горле где-то,
Багровая ярость да черная боль!

p, blockquote 46,0,0,0,0 -->

Вдали сквозь дикую карусель
Глаза мальчишки, что верно ждут,
Они большие, во всю метель,
Они, как компас, его ведут!

p, blockquote 47,0,0,0,0 -->

— Не выйдет! Неправда, не пропаду! —
Он жив. Он двигается, ползет!
Встает, качается на ходу,
Падает снова и вновь встает…

p, blockquote 48,0,0,0,0 -->

p, blockquote 49,0,0,0,0 -->

К полудню буран захирел и сдал.
Упал и рассыпался вдруг на части.
Упал, будто срезанный наповал,
Выпустив солнце из белой пасти.

p, blockquote 50,0,0,0,0 -->

Он сдал в предчувствии скорой весны,
Оставив после ночной операции
На чахлых кустах клочки седины,
Как белые флаги капитуляции.

p, blockquote 51,0,0,0,0 -->

Идет на бреющем вертолет,
Ломая безмолвие тишины.
Шестой разворот, седьмой разворот,
Он ищет… ищет… и вот, и вот —
Темная точка средь белизны!

p, blockquote 52,0,0,1,0 -->

Скорее! От рева земля тряслась.
Скорее! Ну что там: зверь? Человек?
Точка качнулась, приподнялась
И рухнула снова в глубокий снег…

p, blockquote 53,0,0,0,0 -->

Все ближе, все ниже… Довольно! Стоп!
Ровно и плавно гудят машины.
И первой без лесенки прямо в сугроб
Метнулась женщина из кабины!

p, blockquote 54,0,0,0,0 -->

Припала к мужу: — Ты жив, ты жив!
Я знала… Все будет так, не иначе. —
И, шею бережно обхватив,
Что-то шептала, смеясь и плача.

p, blockquote 55,0,0,0,0 -->

Дрожа, целовала, как в полусне,
Замерзшие руки, лицо и губы.
А он еле слышно, с трудом, сквозь зубы:
— Не смей… Ты сама же сказала мне..

p, blockquote 56,0,0,0,0 -->

— Молчи! Не надо! Все бред, все бред!
Какой же меркой меня ты мерил?
Как мог ты верить?! А впрочем, нет,
Какое счастье, что ты поверил!

p, blockquote 57,0,0,0,0 -->

Я знала, я знала характер твой!
Все рушилось, гибло… хоть вой, хоть реви!
И нужен был шанс, последний, любой!
А ненависть может гореть порой
Даже сильней любви!

p, blockquote 58,0,0,0,0 -->

И вот говорю, а сама трясусь,
Играю какого-то подлеца.
И все боюсь, что сейчас сорвусь,
Что-нибудь выкрикну, разревусь,
Не выдержав до конца!

p, blockquote 59,0,0,0,0 -->

Прости же за горечь, любимый мой!
Всю жизнь за один, за один твой взгляд,
Да я, как дура, пойду за тобой,
Хоть к черту! Хоть в пекло! Хоть в самый ад! —

p, blockquote 60,0,0,0,0 -->

И были такими глаза ее,
Глаза, что любили и тосковали,
Таким они светом сейчас сияли,
Что он посмотрел в них и понял все!

p, blockquote 61,0,0,0,0 -->

И, полузамерзший, полуживой,
Он стал вдруг счастливейшим на планете.
Ненависть, как ни сильна порой,
Не самая сильная вещь на свете!

p, blockquote 62,0,0,0,0 -->

Дата создания: 1966 г.

p, blockquote 63,0,0,0,0 -->

Поворотный момент баллады – разговор летчика по рации с любимой супругой. Женщина просит мужа собраться с силами, дождаться помощи, не прекращать бороться. На ее уговоры он отвечает отказом. Тогда ей приходится пойти на крайний шаг – на ложь. Найти выход из сложной ситуации, фактически вытащить супруга с того света женщине помогает хорошее знание особенностей его характера. Она прекрасно понимает – там, где не справляется любовь, стоит призвать ненависть.

p, blockquote 65,0,0,0,0 -->

Признавшись в выдуманной измене, жена провоцирует мужа на дальнейшую борьбу. Ему настолько больно от предательства двух самых дорогих людей – супруги и лучшего друга, который якобы выступает в роли любовника, — что он собирает волю в кулак и решает победить смерть. Развивая сюжет, Асадов не забывает о характерах центральных героев. В финале читатель понимает, что летчик может оставить на земле любовь, но при этом не способен уйти из этого мира, потеряв честь. Его супруга готова ради мужа на все, даже пожертвовать своей репутацией. Придумывая измену, она сильно рискует, но поступок ее полностью оправдан. Поэт изображает сильную духом женщину, не боящуюся опуститься в глазах дорогого сердцу человека на самое дно. Для своей баллады Асадов выбирает позитивный финал – в конце любовь все-таки побеждает ненависть.

p, blockquote 66,0,0,0,0 -->

В стихотворении не названы имена героев, не указан их возраст. Поэта такие подробности не интересуют. Ему гораздо важнее показать трудную жизненную ситуацию, изобразить сильные чувства, благодаря которым ее удается преодолеть. При этом характеры персонажей даются не в описании, а проявляются через поступки, спровоцированные обстоятельствами.

p, blockquote 67,0,0,0,0 -->

p, blockquote 68,0,0,0,0 -->

p, blockquote 69,0,0,0,0 --> p, blockquote 70,0,0,0,1 -->

Тема любви – едва ли не основная в творчестве Эдурада Асадова. Герои его историй и их чувства – узнаваемы и понятны.

Читайте также: