Амет хан султан сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Рождение и семья

Амет-Хан появился на свет в Крыму в маленьком городе Алупка 20 октября 1920 года. В жилах его протекала кровь двух народностей – дагестанская и татарская.

Папа, Султан Аметхан, родом был из дагестанского аула Цовкра, лакец по национальности (лакцы – это одна из коренных горных народностей на Северном Кавказе). В молодости он подался на заработки в Крым, а потом остался на постоянное жительство в Алупке. Уж очень живописным было место у подножия самой знаменитой горы Крыма – Ай-Петри. Познакомился здесь со своей будущей супругой Насибе – крымской татаркой.

У молодых супругов родился первенец-мальчик, они решили назвать его Амет-Хан, как и отца. Со временем семейство пополнилось ещё двумя детьми, у Амет-Хана был брат Имран и сестрёнка Фатма (девочка в четырёхлетнем возрасте умерла). Во взрослом возрасте дороги братьев кардинально разошлись. Амет-Хан считался одним из самых лучших лётчиков в стране. А Имран в военные годы, когда Крым был оккупирован фашистами, пособничал гитлеровцам, поступив на службу в полицию. В послевоенное время он был арестован органами.

Султан Амет-Хан


Папа и мама лётчика

Детские и юношеские годы

Проживая у моря, Султан, как и друзья, мечтал путешествовать на больших судах по дальним странам. А ещё увлекался татарским традиционным видом борьбы куреш (так называемая борьба на полотенцах).

Султан Амет-Хан


Маленький Султан с сестрёнкой

Авиационное училище

Клубный инструктор Пётр Большаков заметил у Султана особенные способности к лётному делу и рекомендовал его для поступления в Качинское высшее военное училище авиации.

Это – основная советская школа, где готовили лётчиков. Султан стал одним из самых способных учеников, быстро освоил воздушную стрельбу, разобрался с тактикой и теорией полётов. Отличные результаты он показывал на занятиях по общевойсковой и строевой подготовке, демонстрировал превосходную физическую форму. В 1939 году за девять месяцев учёбы поднялся в небо 270 раз.

Султан Амет-Хан

Для продолжения службы Амет-Хана направили в Белорусскую ССР в город Бобруйск. Оттуда он вскоре был переведён под Кишинёв в 4-й истребительный авиационный полк, принадлежавший Одесскому военному округу. Тут молодого человека застала война.

Военные подвиги

Султан Амет-Хан

Вскоре Амет-Хан получил приглашение в Ярославль. На главной площади в присутствии огромного количества людей городской комитет обороны вручил ему именные часы и почётную грамоту. Позднее за этот подвиг Султана наградили орденом Ленина. В Ярославле в 2010 году в память о событии военных лет установили монумент великому лётчику.

Султан Амет-Хан


Памятник лётчику в Ярославле

В середине осени 1942 года принял в командование 3-ю авиационную эскадрилью 9-ого истребительного полка. На фюзеляже своего летательного аппарата Султан изобразил орла. На это он получил разрешение от командующего воздушной армией за разработанную тактику атаки вражеских самолётов с высоты.

Султан Амет-Хан

За весь военный период у лётчика накопилось:

  • 603 боевых вылета, в 70 из них штурмовал технику и живую силу немцев, оказываясь почти без защиты перед огненными обстрелами, несущимися с земли;
  • 150 сражений в воздухе;
  • сбил 30 вражеских самолётов лично и 19 в групповом составе.

За беззаветное служение Родине, бесстрашие в борьбе с фашизмом, за боевые заслуги и подвиги Султана удостоили следующих высших советских наград:

  • три ордена Ленина;
  • орден Александра Невского;
  • орден Красной Звезды;
  • орден Отечественной войны I степени;
  • три ордена Красного Знамени.

Два раза, в 1943 и в 1945 годах, Султану присваивали звание Героя Советского Союза.

Мирное время

Вскоре Амет-Хан вошёл в число лучших испытателей в стране. В 1949 году получил разряд лётчика-испытателя 3-го класса, в 1950 году – 2-го класса, в 1952 году – 1-го класса. Больше двух десятилетий трудился он на аэродроме в Жуковском, провёл в полётах 4237 часов, освоил порядка 100 летательных аппаратов.

Султан Амет-Хан

Начинал с полётов на планерах, потом испытывал новые системы катапультирования у истребителей и реактивных самолётов, затем перешёл на стратегические бомбардировщики (тяжёлая авиация).

За период испытательской деятельности Амет-Хан пополнил свой послужной список следующими наградами и званиями:

Личная жизнь

Султан Амет-Хан

У них было два сына – Станислав и Арслан. Единственная прямая наследница лётчика – внучка Вероника Амет-Хан (дочь Станислава). Она бывала на родине своего знаменитого дедушки в Крыму, где посещала музейную экспозицию Амет-Хана, открытую в городе Алупке.

Гибель

До последних дней жизни в его характере преобладали совесть, долг и честь. Своим главным призванием Султан всегда считал – рисковать собою ради других. Именно поэтому в военной авиации его авторитет до сих пор непререкаем и фундаментален.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Отец – Султан Амет-Хан, по национальности лакец, родившийся в дагестанском ау.

Отец – Султан Амет-Хан, по национальности лакец, родившийся в дагестанском ауле Цовкра, в Крым приехал на заработки и решил остаться жить в Алупке, где и встретил жену-крымскую татарку Насибе. Первого сына назвали в честь отца – Амет-Ханом. Родился он в октябре 1920 года в доме на склоне горы Ай-Петри. О детстве и мечте

Как до войны умели радоваться, как умели праздновать! В это время из сундуко.

Великая Отечественная война началась для молодого летчика-истребителя с расс.

31 мая 1942 года пара истребителей, управляемых Амет-Ханом и его ведомым Стр.

Это был первый сбитый самолет алупкинца, рожденного летать. Позже, когда их.

Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету "Аэрокобру" Амет-Хана. Надо.

Тот, не долго думая, приказал готовить к вылету "Аэрокобру" Амет-Хана. Надо отдать должное немцу - он выполнил условия дуэли. Все, находившиеся на аэродроме, запомнили этот бой навсегда, хотя длился он не более 15 минут. "Мессершмитт" и "Аэрокобра" устроили в небе неистовую карусель. Выписывая немыслимые пируэты, самолёты без единого выстрела гонялись друг за другом. А затем прозвучала короткая очередь. "Мессер" задымился и рухнул в пике. Позже стало известно, что Амет-Хан свалил немецкого аса, сбившего 50 наших самолётов. Войну Амет-Хан Султан заканчивал летая на истребителе Ла-7. "Хороши американские "Аэрокобры", а всё же наш конёк "Лавочкин" лучше!" - резюмировал Амет-Хан, освоив новый самолёт. На этой машине он воевал в небе Латвии и Восточной Пруссии, где сбил ещё 6 вражеских самолётов. С начала апреля лётчики 9-го Гвардейского ИАП, ища противника, летали уже над Берлином. Немецкие самолёты, издали завидев наши Ла-7, поворачивали вспять, а одна их группа повела себя и вовсе странно: подавала сигналы, похоже, о том, что хотят сдаться в плен. Лавриненков с Амет-Ханом были удивлены, но и рады, привели группу на аэродром. Немецкие пилоты хорошо произвели посадку. Видно, приходилось им здесь базироваться. Сойдя с посадочной полосы, выключили моторы и подняли руки. Объяснили: они не хотят продолжать бессмысленную войну. Интересна статистика побед Амет-Хана, летавшего на разных типах самолетов. Харрикейн, победы одержаны в период с 31.05.42 по 23.07.42. Бомбардировщики – 2 (Ю-88 тараном, первая победа, Ю-87 в группе), истребители (Ме-109) – 1 лично и 10 в группе, Хе-113 – 1 (в группе). Як-7, победы одержаны с 23.08.42 по 15.09.42. Бомбардировщики – 3 (Ю-88, в группе), разведчик – 1 (ФВ-189, в паре), истребители (Ме-109) – 5 лично и 3 в группе. Як-1, победы одержаны с 13.12.42 по 24.07.43. Бомбардировщики – 4 (3 Хе-111

Последнюю победу он одержал 25 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф. А.

Семьей Амет-Хан обзавелся неожиданно: его повел в Большой театр друг-москвич.

Это было дело наиболее подходящее пилоту, за годы войны успешно освоившего ц.

Осенью 1970 года в ЛИИ имени Громова состоялось празднование 50-летия Амет-Х.

И два народа – матери, отца, Тобой гордятся - Что ни говори! Себе остался вер.

Много написано об Амет-Хане Султане и ещё больше о нем будет написано, поско.

Много написано об Амет-Хане Султане и ещё больше о нем будет написано, поскольку его яркая жизнь, безграничный героизм …Но не погибнет Сын народа, Покуда жив его народ!

Памятник Амет-Хану Султану на его могиле в Москве

Амет-Хан Султан родился в красивейшем уголке Крыма – Алупке – 25 октября 1920 года. Отец – лакец по происхождению, родом из аула Цовкра в Дагестане – давно обосновался в Крыму, здесь познакомился и женился на крымской татарке Насибе. По окончании семи классов Султан поступил в железнодорожное училище в Симферополе. Затем работал слесарем в железнодорожном депо и одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.

По завершении учебы в 1-й Качинской Краснознаменной военной авиационной школе в звании младшего лейтенанта направлен в 4-й истребительный авиационный полк Одесского военного округа, дислоцированного под Кишиневом. Здесь 22 июня 1941 года младший летчик 4-го истребительного авиаполка Амет-Хан Султан встретил войну – выполнив несколько боевых вылетов на истребителе И-153. Затем – небо Ростова-на-Дону, а с марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк находится в составе ПВО Ярославля. В небе Ярославля он одерживает свою первую воздушную победу.

Лето 1942 года… В войне наметился перелом в пользу советских войск. В составе 9-го истребительного авиационного полка, куда вошли лучшие летчики – на Як-7Б Султан участвует в Сталинградской битве. Здесь он снова сбит и… вновь спасся с помощью парашюта. В октябре 1942 Амет-Хан становится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны.

Война продолжалась – а с ней росла и слава Султана. Во фронтовой печати о нем пишут восторженные статьи, к экватору войны он – легендарный летчик, признанный ас.

Второй Золотой Звездой Героя Советского Союза гвардии майор Амет-Хан Султан был награжден 26 июля 1945 года.

После окончания войны летчики-асы, по распоряжению Верховного Главнокомандующего, были направлены на учебу в академии. С августа 1945 года Амет-Хан Султан стал слушателем Военно-воздушной академии в Монино, однако учеба давалась ему трудно – сказывался недостаток образования. И в начале 1946 года летчик подает рапорт, в котором просит отчислить его из академии. Его рапорт был удовлетворен, и в апреле того же года подполковник Амет-Хан Султан был уволен в запас. Однако жить без неба он не смог…

Вернуться к любимой профессии летчика было непросто. Виной тому была национальность – крымский татарин. Лишь благодаря активной помощи боевых друзей в феврале 1947 года Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института.

Летчик от Бога, за очень короткий он выдвинулся в число лучших советских испытателей, успешно выполняя самые сложные испытания.

В 1951-1953 годах Султаном совместно с Сергеем Анохиным, Федором Бурцевым и Василием Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС. Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолет-снаряд летел на цель. В ходе испытаний Амет-Хан выполнил первый полет самолета с земли, первый старт с самолета-носителя и большое количество полетов с отцепкой от самолета-носителя. После одной отцепки двигатель самолета-снаряда сразу не запустился и только благодаря выдержке Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом лишь у самой земли), опытная машина была спасена.

За эти испытания Амет-Хан Султан был представлен к третьей Звезде Героя Советского Союза.

Прославленный летчик Амет-Хан Султан похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище… Его могила в Москве – место паломничества крымских татар из всех регионов проживания. Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, проспект в Махачкале, площадь и аэроклуб в Симферополе, горный пик в Дагестане; лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан.

Гульнара Бекирова, крымский историк, член Украинского ПЭН-клуба

Изображение 16x9

Гульнара Бекирова

В мире не бывает плохих народов, а герои и подлецы есть и среди русских, и среди англичан, и среди украинцев, и среди немцев, и среди крымских татар…
Говоря об истории участия крымских татар в Великой Отечественной войне, нужно признать, что этот народ пережил настоящую трагедию. Пока одна его часть дралась с фашистами, другая встала на путь коллаборационизма и предательства, пособничая гитлеровцам в совершении самых страшных преступлений. А вслед за этим в 1944 году кара в виде депортации обрушилась на головы не только тех, кто действительно был виновен, но зачастую и на ни в чём не повинных…

Но не о подлецах пойдёт сегодня речь, а о Герое. О человеке, являющемся не только гордостью крымских татар и дагестанских лакцев, но и, в полном смысле этого слова, героем Советского Союза.


Сын крымской татарки и лакца из Дагестана — национальный герой и на Кавказе, и в Крыму. Местные улицы носят его имя, в музеях хранятся личные вещи.



Амет-Хан Султан родился 25 октября 1920 года в Крыму, в городе Алупка, в семье выходца из дагестанского аула Цовкра, лакца по национальности, и крымской татарки.

В первый день войны Султан произвёл несколько штурмовок на своем И-153. А к октябрю 1941 года лётчик уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награждён орденом Красного Знамени. Однако свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал только в следующем году.


С октября 1942 года Султан был назначен на должность командира 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительного полка. В этой должности он воевал до конца войны.

Они постоянно учились сами и учили умелого и опытного врага узнавать и признавать себя по особой хватке и четкому летному почерку, которые сами по себе нередко определяли исход боя. Ко времени ожесточенных боев в небе Воронежа и Сталинграда Амет-Хан успешно освоил и до предела использовал все потенциальные боевые возможности истребителей И-15, И-16, И-153, "Харрикейн", Як-1, Як-7б.

Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской Bell P-39 Airacobra. Именно тогда отчетливо проявилась его склонность к максимальному раскрытию всех возможностей новой авиационной техники в боевых условиях. Постоянные пересаживания с одного типа истребителя на другой только обогащали его опытом и новыми знаниями. Амет-хан с боевыми друзьями. Май 1944 г.



В августе 1943 года капитану Амет-Хану Султану было присвоено звание Героя Советского Союза.

В январе 1944 года он в паре с Героем Советского Союза И.Г. Борисовым привел на свой аэродром связной "Физелер-Шторх", дав ему свою твердую установку на посадку. После беглого осмотра военного трофея без консультаций с пленным экипажем он успешно облетал совершенно незнакомую машину, которая, кстати, имела сложную механизацию крыла.
В отношении освоения новой техники судьба явно благоволила к нему. Над Восточной Пруссией и Берлином он воевал на новейшем Ла-7. На этом истребителе Амет-Хан и поставил свою последнюю точку в Великой Отечественной, 29 апреля 1945 года, сбив над столичным аэродромом Темпельгоф своего последнего — Fw-190.

За широкими плечами и в послужном списке гвардии майора, помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе, Героя Советского Союза оставались 603 боевых вылета. Из них 70 — на штурмовку, когда легкий истребитель практически беззащитен перед огненным смерчем,

несущимся от опасно близкой земли. Его нервы выдержали 150 воздушных боев, в которых сбивали его и в которых он сбил 30 самолетов противника лично и 19 — в групе. Именные часы Амет-Хан Султана


Модель самолёта Bell P-39 Airacobra Амет-Хана Султана

Впрочем, у советской власти к самому Амет-Хану Султану претензий не было. Как не было никогда претензий к ней и у самого аса, который считал себя именно советским человеком, интернационалистом и с равной теплотой относился к Крыму, Дагестану и Москве, ставшей его новым домом.
При этом семью Амет-Хана трагедия, происшедшая с крымскими татарами во время войны, затронула напрямую. Родители лётчика остались в оккупации, и в 1943 году командование отдало приказ партизанам вывезти их на Большую землю. Однако родители ответили отказом, а самих партизан окружили полицаи. Группе пришлось прорываться с боем.

Тем не менее родителей героя после войны не тронули, а вот брат Амет-Хана, Имран, был арестован органами НКВД как лицо, сотрудничавшее с оккупантами. Имран Султан служил в так называемой вспомогательной полиции…
Испытатель

22 июня 1945 года двадцатипятилетнему летчику вторично присваивается звание Героя, а в августе перед сыном лудильщика из Алупки сами собой распахиваются двери престижной академии, за которыми отчетливо просматривались контуры будущей генеральской карьеры. Но в начале 1946 года он со свойственной ему прямотой и честностью ставит на ней здоровенный крест. "Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии", — простодушно писал он в рапорте по команде.

Вернуться же к любимому делу в мирные послевоенные дни оказалось гораздо сложней. Хорошо, что рядом оставались еще достаточно влиятельные боевые друзья. Только в феврале 1947 года Амет-Хан становится рядовым летчиком-испытателем Летно-исследовательского института и начинает осваивать, по существу, новую профессию. В этом тяжелейшем и опасном труде он по-настоящему найдет себя, и поможет ему бесценный боевой опыт, отшлифованные войной летные и волевые качества.

В кратчайший срок Амет-Хан выдвигается в число лучших. В 1949 году ему присваивается 3-й класс, а затем с интервалом в один и два года — 2-й и 1-й классы летчика-испытателя. При строжайшей методике отбора испытателей согласно категориям сложности проводимых испытаний такой стремительный взлет удавался лишь самым способным и достойным. Золотые Звезды и ордена при такой постановке практически утрачивали свой немалый вес.

Начинал он с "летающих лабораторий" ЛЛ-1 и ЛЛ-2 конструкции П.В. Цыбина. Планер, оснащенный пороховым ракетным двигателем, разбегался, буксируемый самолетом, на специальной сбрасывавшейся тележке, а садился — на лыжу. После расцепки планер, пикируя, разгонялся пороховым двигателем до скорости, соответствовавшей числу М=0,87. Так добывался ценнейший экспериментальный материал по аэродинамике различных крыльев.

Как-то после взлета ЛЛ-1 не отделилась тележка. Посадка с ней могла привести к тяжелым последствиям, вплоть до гибели машины. И все же испытатель решился на посадку. После опасного приземления на лишенные тормозов колеса тележки он расчетливо и хладнокровно не оставлял попыток ее отцепить. Только в самом конце, пролетев почти всю взлетно-посадочную полосу, ему это удалось и он сел штатно, как положено на лыжу. В это время злосчастная "телега" все еще продолжала свой бешеный пробег.


Планер ЛЛ-2, Ту-4КС с подвешенным самолетом-аналогом "К",Летающая лаборатория на базе Ту-16.

В феврале 1953 года за успешно проведенные испытания самолета-аналога "К" отважный пилот удостаивается ордена Красного Знамени и Государственной премии. В том же году он осваивает "сверхзвук", исследуя его на самолете СИ-10, созданным на базе МиГ-17. Спустя четыре года вспомнили о его полетах на аналоге самолета-снаряда. Вместе с В.Г. Павловым и В.П. Трофимовым на самолете СМ-20, имитирующем крылатую ракету К-20, он испытывает специальную аппаратуру, осуществляя опасные старты с самолета-носителя Ту-95К. Похоже, что полеты на аналогах крылатых ракет стали сопутствующей специальностью Султана.

В пятидесятые годы работа Амет-Хана связана с испытанием катапультных кресел для сверхзвуковых истребителей, осуществлявшихся парашютистами-испытателями В.И. Головиным и В.С. Кочетковым. 12 ноября 1950 года в одном из испытательных полетов на летающей лаборатории УТИ МиГ-15 произошел самопроизвольный взрыв пиропатрона катапультного кресла. Из пробитого бака топливо хлынуло в обе пилотские кабины, которые моментально преобразились в керосиновые ванны.

В апреле 1959 года он впервые поднимает в воздух экспериментальный самолет НМ-1 конструкции П.В. Цыбина и успешно проводит его испытания. Осень 1961 года он встречает будучи "Заслуженным летчиком-испытателем СССР". Для испытателей это звание — высочайшая награда.




Мемориальная доска установлена в Симферополе.Именем Героя названы: площадь в Симферополе, улицы в Алупке, Судаке, Волгограде, Жуковском, Каспийске; микрорайон в Саках, проспект в Махачкале.
Также его именем названы аэроклуб в Симферополе; горный пик в Дагестане; аэропорт Махачкалы; платформа на 34-м километре линии Остряково — Евпатория; лицей-школа № 8 города Каспийска Республики Дагестан.
Бронзовые бюсты прославленного лётчика установлены в его родном городе Алупке и в Махачкале.


Нажмите, чтобы узнать подробности

- талабелерни ватанперверлик ве халкъ перверлик рухунда тербиелев.

МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ УМУМТАСИЛЬ МУЭССИСЕСИ

«А.М.ТИППА АДЫНА КЪЫРЫМТАТАР ТИЛЛИ САРЫБАШ МЕКТЕБИ

Амет-хан Султан

Рамазанова Линара Руслановна

МБОМ Сарыбаш мектеби

Янъы мевзунынъ анълатмасы

Амет-хан Султан. Эки дефа къараман

Дерснинъ мевзусы: Амет-хан Султан Эки дефа Къараман.

- Амет-хан Султаннынъ аятынен таныштырув;

- талебелернинъ сёз ве нутукъ байлыгъыны зенгинлештирюв;

- талабелерни ватанперверлик ве халкъ перверлик рухунда тербиелев.

Талебелер не бильмек керек:

- озь тарихны бильмек;

- озь къараманларынен гъурурланмакъ ве олардан орьнек алмакъ.

- талебелерге экинджи джиан дженки къараманлары акъкъында малюмат бермек;

- Амет – Ханнынъ омюр ёлу, онынъ къараманлыгъынынъ эмиети ве тесири;

- талебелернинъ окъувгъа, илимге мерагъыны юксельтюв;

портрет, дерслик, дефтер, карточкалар, презентация,проектор, мевзунен багълы джедвель.

(Презентация ачыла ве оджа дерсни башлай)

1. Тешкилий къысым. Селямлашув.

Оджа дерсни эзберден шиирни айтып башлай.(1 слайд)

Халкъымызнынъ джесюр огълу,

Шанлы улу къараман.

Юрек ифтихар толу,

Буюк мертлигин иле,

Султаны олдынъ кокнинъ,

( Альяна Османованынъ шииринден алынгъан парча)

Амет-хан Султаннынъ хатырасына багъышлангъан йыр янъгъырай (мультимедия проектор ярдымы иле талебелер видеофильм ве Урьяне йырыны сейир этелер (4 дакъ.)).

2. Талебелернинъ бильгилерини актуаллештирюв.

Интрига усулы иле вазифе:

Урьметли талебелерим, берильген вазифени оюн шеклинде кечирильгенини истейм. Келинъиз, вазифени анълатайым. Интрига усулы не олгъаныны сиз билесинъиз, демек, бизим вазифемиз, сакълангъан сёзни тапып манасыны анълатмакъ ве дерсимиз ненен багълы олгъаныны тек вазифени чезген сонъ билирмиз.

Ана-на+меним-ним+ тата-ата+хатлкъ-тлыкъ+нени-ени-Султание-ин = Амет-хан Султан

(Талебелерге промлем вазифе бериле, олар озьлери вазифени чезип дерсте насыл мевзу боюнджа чалышаджагъыны анълайлар ве мевзугъа озьлери келелер)

Эпинъизге машалла.Вазифени чездик, демек дерсимизнинъ мевзусы- Амет-хан Султан.)

3. Дерснинъ мевзусы ве макъсатларынен таныштырув.

Балалар, бугунь биз ватанпервер ве миллетсевер инсан - Амет-хан Султан нынъ аяты ве омюрине бир назар ташлайджакъмыз.

Миллетни севмек - Ватанны севмек- халкъны севмек- халкъны урьмет этмек- Ана тилини бильмек- Тарихны бильмектир- тарихны бильсен- урф-адетлерини кутьсен- миллетнинъ гъуруры олурсынъ- эбедий олурсын!

Оджанынъ сёзю презентация иле чалыша.

( 2,3,4 слайды) Аметхан Султан 1920 сенеси Алупкада догъды. Миллети къырымтатардыр. Акъмесджитте ФЗО мектебинде окъуды. Бундан сонъ, депосында чалышты. Айны вакъытта аэроклубкъа къатнап окъуды. Арбий учуджы олмакъ истеги оны Акъяр якъынлардаки Качи авиация мектебине алып кельди. Он докъуз яшында бу мектепнинъ курсанты олды. Аметхан Качи мектебини Экинджи джиан дженки башламаздан бир йыл эвель битирди ве мемлекетимизнинъ гъабындаки къысымлардан бирине хызмет этмеге ёлланды.

Ниает, Аметхангъа озюни косьтереджек кунь кельди. Бу, 1942 сенеси майыс 31 куню олды. О вакъытта Аметхан Москва дживарында ерлешкен джебэ аэродромларындан биринде хызмет этерек, невбетчилик япа эди. О, эмир алгъан дакъкъада авагъа котерильмеге азыр.

Амет-хан Султан Улу Ватан дженкининъ башындан сонъуна къадар иштирак этип, 603 дженкявер учуш япып, 130 ав урушында иштирак этип, шахсен озю - 30 ве группа олып дженклешкенде - 19 фашист смолётыны урып тюшюрди. Эки дефа Советлер Бирлигининъ Къараманы алтын йылдызларынен, учь Ленин ордени, беш Къызыл Байракъ, Алексендр Невский, 1 дереджели Ватан дженки, Къызыл Йылдыз, Урьмет Бельгиси орденлери, он медальнен мукяфатланды, экинджи дереджели Девлет мукяфатынынъ лауреаты, СССРде нам къазангъан сынавджы-учуджы.

Оджанынъ икяеси (Аблязиз Велиевнинъ "Къараманлар ольмейлер" Экинджи джиан дженкинде иришильген Гъалебенинъ 60 йыллыгъына багъышлангъан 1-нджи томындан малюматлар сеслене. (10-15 дакъ + презентация девам этиле)).

(Документальный фильм о дважды герое советского союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Амет-хане Султане 11 мин.10 секунд)

Элифбе усулы иле мисальни чезинъиз.Джевапнынъ (сёзнинъ) манасыны анълатынъыз.

Читайте также: