Алевтина ивановна что же это вы свои факты скрываете сочинение

Обновлено: 19.05.2024

А фамилия… Какая разница, какая у нее фамилия? Она — Катюша, а это имя очень многое значило для нас. Очень многое.

Поверьте уж мне на слово, молодые…

Ветеран

— Алевтина Ивановна, что же это вы свои факты скрываете? Нехорошо!

Старший бухгалтер отдела сбыта Алевтина Ивановна Коникова — пятидесятилетняя, в меру полненькая и еще не утратившая инстинктивного желания нравиться — удивленно смотрела на секретаря комсомольской организации фабрики. Секретарь был юношески самоуверен, горласт и глядел с победоносным торжеством.

— Я ничего не скрыла, — начала она, лихорадочно припоминая все анкеты, когда–либо заполненные ею. — Я всегда…

— Да вы же, оказывается, ветеран!

Алевтина Ивановна неудержимо начала краснеть. Краснела она по–девичьи, заливая краской и лицо и шею, и сердилась при этом, но сейчас улыбалась мучительно заискивающей улыбкой. И встала.

— Ну что вы, какой же я…

— Знаем, знаем, факты проверены! — прокричал комсорг, наслаждаясь собственной осведомленностью. — Скромность, конечно, украшает, но в год, когда вся наша страна…

Комсорга несло, сотрудницы перешептывались. Алевтина Ивановна чувствовала их взгляды, смущалась еще больше, что–то бормотала, виновато оправдываясь, что она была не на фронте.

— Ну зачем же… Я же не на передовой. Я же…

— Вы — ветеран! — сияя искренней радостью, твердо перебил комсорг. — Ну, намучился я, пока вскрыл… У нас на фабрике при наличии поголовного большинства женщин вы, Алевтина Ивановна, — клад! Завтра выступаете.

— Завтра? — перепугалась Алевтина Ивановна. — Как завтра? Почему завтра?

Комсорг ушел, Алевтина Ивановна опустилась на стул и заплакала. Сотрудницы всполошились, побежали за водой, валерьянкой и главбухом. И главбух пришел раньше, чем притащили валерьянку. Он тоже был женщиной, этот главбух в строгих очках, ему не требовались ни факты, ни логика, и одновременный рассказ всех присутствующих позволил принять единственно правильное решение.

— Идите домой, Алевтина Ивановна.

— Как же… — выпив наконец–таки доставленную валерьянку, всхлипнула Коникова. — Отчет ведь.

— И завтра тоже можете не приходить: я договорюсь с дирекцией. Успокойтесь и подготовьтесь: у вас ответственное выступление.

И Алевтина Ивановна пошла домой. Впрочем, не сразу домой, а сначала в магазин, потому что у нее была семья, которую надо кормить. И, стоя в привычной очереди, занимаясь привычными делами, она как–то сама собой успокоилась и пришла домой хоть и взволнованной, но без того страха, который вдруг обрушился на нее при известии, что она — ветеран Великой Отечественной войны и что завтра ей предстоит выступать в самом большом зале Дворца культуры.

Машкина Наталья Александровна

Автор отзыва поделилась своми впечатлениями о рассказе Б.Васильева "Ветеран", в котором война показана глазами женщины. Работу отличает особый стиль сопереживания герою.

ВложениеРазмер
otzyv.docx 20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

(юридический адрес: г. Вилючинск, ул. Кронштадтская, 10

Отзыв на прочитанное литературное произведение о Великой Отечественной войне

Пичугина Ирина Юрьевна,16 лет

ученица 10А класса МБОУ СШ № 1

Машкина Наталья Александровна,

учитель русского языка и литературы

Недосыпание, переходящее в хроническое, усталая спина, разъеденные щелочью руки, болевшие так, что не описать словами. Все это привычное дело для банно-прачечного отряда военных лет. Молодые девушки, не жалея себя, таскали тяжеленые баки, перестирывали тонны белья от крови и гноя, работали иногда больше 20 часов. Неужели все это им пришлось перетерпеть, переждать, пересилить? Но, к сожалению, непосильная, для меня, ноша лежала именно на хрупких плечах еще девчонок, совершавших ежедневный подвиг, о котором многие не знают.

Переживая изо дня в день тяжелый, нечеловеческий труд, девушки оставались девушками. Они не думали о войне, смерти, они думали о будущем. О том времени, когда закончится война, о том, как встретят свою любовь, как выйдут замуж и родят детей. И самым большим их разочарованием были не труд, усталость или боль, а исчезнувшие с их рук ноготки. Такая мелочь, по сравнению с тем, что им приходилось переживать, но такая важная для девушек, которые просто боялись стать некрасивыми.

Алевтина Ивановна вспоминала о своем командире с трясущимися от перенесенной контузии руками, который заботился о девушках, как отец; о своих боевых подругах, ставших для нее семьей. В этих воспоминаниях были и вера, и надежда, и любовь … и смерть.

Меня до глубины души поразила скромность Алевтины Ивановны, присущая многим ветеранам, которая заставляет меня уважать их еще больше. Я не в силах осмыслить, какие человеческие резервы позволили обычным советским девушкам выдержать непосильный труд.

Женщина живёт чувствами и ощущениями, в отличие от мужчин, поэтому в памяти у неё остаются не имена полководцев, не армейские уставы и не место и время проведения боевых операций, а нечто более личное, сокровенное, что не выносят на суд слушателя.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

« Война переехала через меня и, если не запахала, не искалечила, не задушила.

«Чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить н.

Вопросы для исследования текста произведения 1.Сколько лет главной героине п.

Вопросы для исследования текста произведения 8. Как характеризует героиню пи.

Воспоминания Алевтины Ивановны о войне. Лицо войны… «А.И. всю войну прошла б.

Подготовка к выступлению. Воспоминания. 1.Ей вспомнились страшные картины во.


Юность - самая звонкая пора жизни 1.Борис Васильев обращает внимание читател.

Юность - самая звонкая пора жизни 1.Борис Васильев обращает внимание читателей на то, что и на войне «Одно желание было всегда-ЖЕЛАНИЕ НРАВИТЬСЯ и мечта , что когда-нибудь и для них придёт оно, ДЕВИЧЬЕ СЧАСТЬЕ, в скрипящих сапогах, с таким знакомым, таким привычным запахом пороха, пота и крови. Придёт-они молились за это СЧАСТЬЕ, они верили в него и ждали его как награду за труд, за страх, за боль и за то ещё, что, несмотря ни на что, вопреки всему на свете, они оставались тем, кем были,- ЖЕНЩИНАМИ. Именно об этом хотела рассказать Алевтина Ивановна молодым ткачихам!

О чём хотела рассказать А.И. молодым ткачихам? «Очень хотела рассказать, как.

Аргументация к сочинению в формате ЕГЭ(пример) Война…Тяжёлая женская доля. И.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Рассказ Б.Л.Васильева "Ветеран" (часть 1)

— Алевтина Ивановна, что же это вы свои факты скрываете? Нехорошо!

Старший бухгалтер отдела сбыта Алевтина Ивановна Коникова — пятидесятилетняя, в меру полненькая и еще не утратившая инстинктивного желания нравиться — удивленно смотрела на секретаря комсомольской организации фабрики. Секретарь был юношески самоуверен, горласт и глядел с победоносным торжеством.

— Я ничего не скрыла, — начала она, лихорадочно припоминая все анкеты, когда-либо заполненные ею. — Я всегда.

— Да вы же, оказывается, ветеран!

Алевтина Ивановна неудержимо начала краснеть. Краснела она по-девичьи, заливая краской и лицо и шею, и сердилась при этом, но сейчас улыбалась мучительно заискивающей улыбкой. И встала.

— Ну что вы, какой же я.

— Знаем, знаем, факты проверены! — прокричал комсорг, наслаждаясь собственной осведомленностью. — Скромность, конечно, украшает, но в год, когда вся наша страна.

Комсорга несло, сотрудницы перешептывались. Алевтина Ивановна чувствовала их взгляды, смущалась еще больше, что-то бормотала, виновато оправдываясь, что она была не на фронте.

— Ну зачем же. Я же не на передовой. Я же.


— Вы — ветеран! — сияя искренней радостью, твердо перебил комсорг. — Ну, намучился я, пока вскрыл. У нас на фабрике при наличии поголовного большинства женщин вы, Алевтина Ивановна, — клад! Завтра выступаете.

— Завтра? — перепугалась Алевтина Ивановна. — Как завтра? Почему завтра?

Комсорг ушел, Алевтина Ивановна опустилась на стул и заплакала. Сотрудницы всполошились, побежали за водой, валерьянкой и главбухом. И главбух пришел раньше, чем притащили валерьянку. Он тоже был женщиной, этот главбух в строгих очках, ему не требовались ни факты, ни логика, и одновременный рассказ всех присутствующих позволил принять единственно правильное решение.

— Идите домой, Алевтина Ивановна.


— Как же. — выпив наконец-таки доставленную валерьянку, всхлипнула Коникова. — Отчет ведь.

— И завтра тоже можете не приходить: я договорюсь с дирекцией. Успокойтесь и подготовьтесь: у вас ответственное выступление.

И Алевтина Ивановна пошла домой. Впрочем, не сразу домой, а сначала в магазин, потому что у нее была семья, которую надо кормить. И, стоя в привычной очереди, занимаясь привычными делами, она как-то сама собой успокоилась и пришла домой хоть и взволнованной, но без того страха, который вдруг обрушился на нее при известии, что она — ветеран Великой Отечественной войны и что завтра ей предстоит выступать в самом большом зале Дворца культуры.

Правда, тут Алевтина Ивановна немножко успокаивала сама себя. Она очень верила собственному мужу — человеку серьезному, непьющему, прошедшему фронт, трижды раненному и все-таки взявшему Берлин. Он кропотливо собирал библиотечку военных мемуаров, читал только их, а художественную литературу считал выдумкой, не стоящей внимания. И Алевтина Ивановна твердо верила: уж он-то знает, как и о чем следует выступить, и напишет все, что полагается.

Следует сказать, что Алевтина Ивановна твердо считала себя очень счастливой женщиной. Настолько счастливой, что подчас ужасалась, оценивая размеры собственного женского счастья и не ощущая за собой ровно ничего необыкновенного: ни красоты, ни утонченного обаяния, ни больших знаний, ни каких бы то ни было талантов. Порой ей становилось отчаянно страшно за свое счастье, но то был добрый страх: он не пугал, а лишь как бы увеличивал цену того, что у нее дружная семья, любящий муж, хорошие дети, работа и уважение окружающих. И она всю жизнь старалась изо всех сил и дома, в семье, и на работе. Старалась оправдать и эту любовь, и эту дружбу, и это уважение. И однажды, допустив ошибку в какой-то особо важной бумаге, терзалась так, что чуть не угодила в больницу. И люди давно привыкли и к ее старательности, и к ее безотказности.

— Бригаду в колхоз? Поручите Кониковой.

Коникова ехала без всяких разговоров, и никто не сомневался, что порученные ей девчонки-ткачихи, оторванные от привычного труда на очередной картофельный аврал, сделают все точно и в срок. Сделают не потому, что Алевтина Ивановна проймет их юное легкомыслие какими-то особыми словами, а потому, что сама не уйдет с поля, пока задание не будет выполнено. Дотемна так дотемна, до ночи так до ночи.

— Поручите Кониковой. Коникова не подведет.

Коникова никогда не подводила, а вот завтра могла подвести. Она чувствовала, что могла, не знала, что следует предпринять во избежание этого позора, и все сегодня валилось у нее из рук. И ждала она своего Петра Николаевича как спасения.

Петр Николаевич пришел поздно: дочь уже спала, а по телевизору кончились передачи. Пришел усталый и хмурый, долго мылся в ванной, громко и сердито фыркал. Это было особое его фырканье, и Алевтина Ивановна знала, что расспрашивать о причинах плохого настроения, а тем паче высказывать какие-либо свои неприятности не следует. Следует ждать, когда сам заговорит: мужчина был с норовом.

Заговорил Петр Николаевич, закурив после ужина. Курил он только на кухне, обязательно открывая форточку: берег некурящих. А в этот вечер про форточку забыл, и Алевтина Ивановна открыла ее сама.

— Видишь, до чего довели? — с укором сказал он. — А все — главный. Я ему говорю, что обрывов не избежать: станки изношены, люфты уж никакими прокладками не выберешь. Я сегодня полторы смены без обеда ковырялся, аж внутри все дрожит. Тут не только про форточку забудешь, тут дом родной не найдешь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: сформировать у школьников определённое отношение к проблеме мероприятия; развивать ценностно-смысловую компетенцию; учить понимать авторский замысел.

обучающие: обучать анализу произведения в сопоставлении с другими, формируя навыки работы с эпическим текстом;

развивающие: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала; стимулировать развитие интеллектуальных навыков анализа, синтеза, обобщения; развивать устную речь;

воспитательные: формировать устойчивые ценностные ориентиры; прививать интерес к истории страны; способствовать воспитанию чувства патриотизма через отношение к военным судьбам девушек-героинь произведений Б. Л. Васильева.

Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные: способствовать нравственно-этической ориентации школьников, обеспечивающей личностный моральный выбор.

Регулятивные: формировать у обучающихся умения оценивать, контролировать, планировать деятельность.

Коммуникативные: развивать культуру публичных выступлений; способствовать умению строить речевое высказывание.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; частично-поисковый, исследовательский методы.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Просмотр презентации, выполненной на основе кинофильмов по произведениям Б.Л. Васильева

2. Слово учителя

- Подумайте: чего вы ждёте от мероприятия?

- На какие ваши вопросы оно должно ответить? Запишите их на листе бумаги.

- По какому произведению Б. Л. Васильева вам хотелось бы работать на семинаре, чтобы узнать больше? Почему?

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

- Что известно вам о женской судьбе в годы Великой Отечественной войны из истории?

- Какие произведения литературы посвящены именно этой теме?

- Назовите произведения искусства, в которых раскрывается данная тема.

2. Слово учителя

- Официальная российская статистика предполагает, что общая численность женщин, вовлечённых в боевые действия на стороне СССР, составляет 800 000 человек. Однако участницы войны не выделяются в особую группу при подсчёте военных потерь, умалчивает статистика и о количестве раненых, контуженых и ставших инвалидами. Столь же закрытой является и тема участия женщин в партизанском движении, хотя и здесь их численность была немалой.

Почти миллионная армия женщин, принимавших участие в военных действиях, в официальной мемориальной культуре растворилась, превратившись в невидимых солдат войны. Женский мемориал Великой Отечественной войны пока остаётся неформальным, воплощаясь в военной лирике Ю. В. Друниной, в военных воспоминаниях женщин-фронтовичек, в произведениях Б. Л. Васильева.

Предлагаю вам, обратившись к интернету, постараться найти произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, посвящённые подвигу женщины на войне.

Итак, сегодня в рамках семинарского занятия на примере трёх произведений Б. Л. Васильева мы рассмотрим тему женщин на войне.

IV. РАБОТА НАД ТЕМОЙ (В ГРУППАХ)

- Как вы определите главную тему этого произведения?

- Зачитайте самые яркие сцены, повествующие о первой романтической любви Кости и Капы.

- Почему в теме любви звучит мотив сказки?

- В чём он проявляется? Приведите примеры из текста.

- Почему рассказ можно считать и произведением о Великой Отечественной войне?

- Благодаря чему усиливается трагизм, который несёт любая война, тем более отечественная, когда на защиту родины поднялся весь народ?

- Как две главные темы повествования разделяются композиционно?

Комментарий учителя

Комментарий учителя

- Писатель Васильев показывает особенности характера Капы через её поступки. Автор не раз подчёркивает решительность и активность девушки, также свойственны ей материнская забота о Косте и сострадание к нему. Костя - ведомый в их отношениях. Его гражданская зрелость ещё впереди: скорее всего, она состоится на полях великой войны.

Опорная карточка

«Костя нагнулся, чтобы она надела этот кораблик на его многострадальную голову, но Капочка сначала ласково погладила её, чтобы побыстрее заживали комариные укусы.

- Борис Львович Васильев — бытописатель событий предвоенного и военного времени. Мастерство его в том, что он не просто передаёт приметы времени, но и сам дух этого времени, его нравы. Что вы узнали о москвичах предвоенной и военной поры?

Опишите атмосферу коммунальной квартиры, где проживало семь семей.

- Расскажите, опираясь на текст, каково отношение соседей друг к другу и к Катюше.

Опорная карточка

«Летом Катя вернулась в пустую комнату. Мы - вся её квартира - сидели за её столом… Все женщины дружно уговаривали её идти на дневной факультет и ни о чём не думать, кроме учёбы.

- Рассказ ведётся от третьего лица. Что придаёт эта форма повествования, которая относится одному из основных приёмов психологизма, всей истории жизни главной героини?

Комментарий учителя

- Что вы узнали о повествователе, который рассказывает историю Кати?

- Подумайте, с высоты какого времени он обозревает свою жизнь, жизнь всей коммунальной квартиры? Своё предположение докажите примерами из текста.

Комментарий учителя

- Почему рассказ о судьбе машинистки Катюши, прошедшей Великую Отечественную войну, начинается и заканчивается описанием московского дома, где живёт героиня?

- Какое новое звучание получает повествование благодаря образу старого дома?

- Как называется композиция, которую помогает создать этот образ?

Комментарий учителя

- Назовите основные вехи жизненного пути главной героини.

Опорная карточка

Расскажите, опираясь на текст, какой Катя была по характеру.

Какие обстоятельства жизни способствовали тому, что из юной девочки, красневшей по всякому поводу, она выросла в сильную женщину, способную брать чужие беды на свои плечи?

Опорная карточка

«- Не ругайтесь, - до жара покраснев, тихо сказала Катя.-Пожалуйста.

- Как образ повествователя помогает понять авторскую оценку?

Опорная карточка

«Краснела она по-девичьи, заливая краской лицо шею, и сердилась при этом, но сейчас улыбалась мучительно заискивающей улыбкой. И встала.

Комментарий учителя

- Расскажите, опираясь на текст, о военной судьбе Алевтины Ивановны Кониковой. Подумайте, почему именно Аля была комсоргом отряда.

- Какие люди окружали её на фронте?

- Определите те черты характеров сослуживцев Кониковой, которые объединяют их, делают банно-прачечный отряд единым целым.

- Как сочетаются такие несочетаемые понятия, как женщина и война?

- Почему так не совпадают представления о войне у Алевтины Ивановны и её мужа, тоже ветерана, прошедшего фронт, трижды раненного и взявшего Берлин?

Комментарий учителя

- Женщина живёт чувствами и ощущениями, отличие от мужчин, поэтому в памяти у неё остаются не имена полководцев, не армейские уставы и не место и время проведения боевых операций, а ужас, страх, смерть и запах крови, царившие на войне.

V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

1. Творческое задание

- Назовите обстоятельства жизни девушек, общие для героинь произведений Б. Л. Васильева. Запишите основные этапы их жизни, затем зачитайте.

Запись в тетрадях

- Каждая из девушек пережила трагедию потери близких, Капу повесили как партизанскую связную.

- В жизни героинь была большая любовь, верность которой они сохранили до конца своей жизни.

2. Развитие связной речи

- Анализируя образы героинь - участниц Великой Отечественной войны, докажите или опровергните справедливость утверждения А. Карнюшина. Тему сформулируйте самостоятельно. (Зачитываются сочинения-миниатюры, работы дополняются, уточняются.)

Комментарий учителя

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МЕРОПРИЯТИЯ

- Восстановите ход нашего мероприятия. На каком этапе возник у вас интерес к проблеме? Почему? Если не возник, то почему?

- Что нового узнали вы о женщине на войне? Насколько эта проблема была нова для вас? Определите, чья группа была более активной, а выступления - более яркими?

Брякова И. Е. К вопросу о вариативности анализа текста: урок-семинар по рассказам И. А. Бунина // Литература. - Первое сентября. - 2009. - № 6.

Васильев Б. Избранное: В 2-х тт: вступ. ст. А. Д. Дементьева. - М., 1988.

Зачем он убил Егора Полушкина? // Литературная газета. - 16 января 1974. - С. 6.

Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения : учеб. пособ. - 3-е изд. - М. : Флинта, Наука, 2000.

Читайте также: