Актуальные сюжеты отечественной и зарубежной литературы сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В этой статье мы полностью разберем демонстрационный вариант ОГЭ по литературе.

Напомним структуру ОГЭ по литературе.

В ОГЭ по литературе всего 4 вопроса (зато больших).
В первой части ОГЭ по литературе ты можешь выбрать один из двух вариантов заданий.

Первый вариант (задания 1.1.1, 1.1.2 и 1.1.3) – это проза, эпос, лиро-эпос или драма. Второй вариант (задания 1.2.1, 1.2.2 и 1.2.3) – это лирика, то есть небольшие стихотворения.

Во второй части ОГЭ по литературе ты можешь выбрать одну из пяти предложенных тебе тем для сочинения.

Начнем с первой части.

Предположим, мы выбрали первый вариант. Разберем нашу работу поэтапно.

Часть 1

Просмотрите предложенные для анализа тексты (варианты 1, 2). Выберите вариант, который Вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1.

Мы выбрали вариант 1 (проза, лиро-эпос или пьеса). Значит, читаем текст:

Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.

Чичиков глядел очень внимательно на молоденькую незнакомку. Он пытался несколько раз с нею заговорить, но как-то не пришлось так. А между тем дамы уехали, хорошенькая головка с тоненькими чертами лица и тоненьким станом скрылась, как что-то похожее на виденье, и опять осталась дорога, бричка, тройка знакомых читателю лошадей, Селифан, Чичиков, гладь и пустота окрестных полей. Везде, где бы ни было в жизни, среди ли чёрствых, шероховато-бедных и неопрятно-плеснеющих низменных рядов её или среди однообразно-хладных и скучно-опрятных сословий высших, везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на всё то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нём чувство, непохожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь. Везде, поперёк каким бы ни было печалям, из которых плетётся жизнь наша, весело промчится блистающая радость, как иногда блестящий экипаж с золотой упряжью, картинными конями и сверкающим блеском стёкол вдруг неожиданно пронесётся мимо какой-нибудь заглохнувшей бедной деревушки, не видавшей ничего, кроме сельской телеги, и долго мужики стоят, зевая, с открытыми ртами, не надевая шапок, хотя давно уже унёсся и пропал из виду дивный экипаж. Так и блондинка тоже вдруг совершенно неожиданным образом показалась в нашей повести и так же скрылась. Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.

1.1.1 Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, найдем нужный отрывок:

Попадись на ту пору вместо Чичикова какой-нибудь двадцатилетний юноша, гусар ли он, студент ли он, или просто только что начавший жизненное поприще, – и Боже! Чего бы не проснулось, не зашевелилось, не заговорило в нём! Долго бы стоял он бесчувственно на одном месте, вперивши бессмысленно очи вдаль, позабыв и дорогу, и все ожидающие впереди выговоры, и распеканья за промедление, позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире.

А теперь сравним поведение влюбленного мечтательного юноши и холодного прагматичного Чичикова. Подумаем, для чего автор ввел упоминание о романтичном юноше? В ответе не забываем использовать термины из теории литературы.

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар.

Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.

Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.

Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

Итак, мы написали три развернутых ответа на первую часть. Переходим ко второй части.

Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по поэзии нужно анализировать не меньше двух произведений.

Требования ясны. Нам надо написать не меньше 200 слов. Сочинение должно соответствовать теме. Не забываем об авторской позиции (к умению анализировать тексты нас подготовит чтение учебников и справочников). Используем термины. Приводим как можно больше примеров из текста. Можно с цитатами.

Выберем одну из пяти тем:

2.4 Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины ХХ – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

2.5 Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)


Задание 5 № 153

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.2. Если бы Вы составляли сборник избранных стихотворений М. Ю. Лермонтова, то какие бы стихотворения туда обязательно вошли и почему (на примере 2−3 стихотворений)?

5.4. Какая книга из прочитанных в последнее время вспоминается Вам чаще всего и почему?

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)


Задания Д1 C1 № 150

1.2.1. Можно выделить ряд ключевых слов стихотворения: буря, вихри, ветхая лачужка, добрая подружка, будет веселей. Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря, вихри — все в круговерте; затем мы видим лачужку — а потом мы как бы попадаем внутрь: здесь тепло, уют, люди, их чувства, их настроение, их отношения. Настроение лирического героя дано на фоне разыгравшейся снежной бури. Затем опять буря. Но заключительные строки, слова лирического героя говорят, что он не смиряется, а противостоит жизненным невзгодам. Эти строки можно понять так: пусть буря, пусть невзгоды, но в жизни есть и тепло дома, уют, близкие люди, дружба, любовь. Для А. С.Пушкина семья, дом, любовь, дружба были главными ценностями.


Задание 1 № 2124

1.2. Какую роль в изображении Акакия Акакиевича играют отрицательные частицы?

Комментарии к сочинениям

Согласие, единство, сплоченность — важная характеристика московского общества. Это единство проявляется и в том, как это общество восприняло Чацкого и его речи. Столь же единодушна была фамусовская Москва и в распространении сплетни о сумасшествии главного героя, в том, как быстро эта сплетня разнеслась благодаря господам П. и N., не имеющим даже полного имени.

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют.

Софья, пустившая слух, не видит в этом ничего предосудительного:

Хочу — люблю, хочу — скажу.

Молчалин к сплетням относится негативно:

Ах! Злые языки страшнее пистолета.

Маленький чиновник знает, что сплетня может в один миг уничтожить человека или же помочь сделать карьеру.

Загорецкий уводит разговор, связанный со сплетней, в сторону немыслимых предположений. Он говорит о том, чего не могло быть:

Его в безумные упрятал дядя-плут.

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили.

Итак, сплетня объединила общественный и любовный конфликты. А финал для самого Чацкого трагичен. Ему было тяжело узнать, что слух о его сумасшествии был пущен Софьей, в которую он влюблен.

5.2. Если бы Вы составляли сборник избранных стихотворений М. Ю. Лермонтова, то какие бы стихотворения туда обязательно вошли и почему (на примере 2−3 стихотворений)?

5.4. Какая книга из прочитанных в последнее время вспоминается Вам чаще всего и почему?

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2

Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий0

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения0

5. Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2

Допущены три-четыре речевые ошибки1

Допущены пять или более речевых ошибок0

Критерии оценивания грамотности

Тема данного вопроса очень интересна. Заставляет задуматься над любимыми книгами и их сюжетами. Как она начинается, в какой момент наступает кульминация или переломный момент в сюжете и, естественно, как заканчивается.

Мои любимые сюжеты в литературе, от которых моё сердце на секунду замирает и делает судорожный кульбит - это: воскресение; трагедия и победа над чудовищем. Но они общие, а если присмотреться к побочным, то я выделяю: жертву; загадку; безумие; невольное убийство; пожертвование всем ради страсти и узнавание о бесчестии близкого.

Если мне попадается книга, где хотя бы половина из перечисленных мною выше сюжетов присутствуют, то чувство радости и безудержного волнения заставляет моё сердце бешено колотиться. Нетерпение растёт во мне с бешеной скоростью от осознания своей находки.

К счастью, совсем недавно, мне попалась одна такая книга, которая смогла уместить в себе даже больше, чем половину жанров! Эта книга называется:"Портрет Дориана Грея". Автора этого шедевра зовут Оскар Уальд.

Я прочитала её далеко не один раз, ведь одна только философия о правде жизни, с точки зрения Лорда Генри (один из главных второстепенных персонажей), буквально молит о повторном прочтении. Так, печальная смерть Дориана от проклятия и борьба с самим собой на протяжении всего повествования заставляет сочувствовать ему. Герой влюбляет в себя всю читательскую аудиторию с первого же своего появления. Можно закрыть глаза даже на убийство Дорианом своего лучшего друга на почве безумия, того, кто искренне хотел помочь нашему герою - Бэзила Холлуорда. Персонаж слишком обаятелен. Он именно из тех типов людей, на которых как ни старайся, а ненавидеть просто невозможно.

Но главная загадка в ней - это вопрос, который посещает всех читателей Дориана Грея: как он стал бессмертным? Я, проштрудировав древнеегипесткую мифологию, нашла кое-какие заметки, что могут стать нам ответом. Почему Египет? Всё просто! В комнате, где Бэзил писал портрет и закончил его, на момент того самого переломного момента в жизни Грея, разговора стояла статуэтка Анубиса. Поэтому я пришла к выводу, что на это повлиял случайно заданный вопрос Лорда Герни Дориану (Анубис, заключая контрак с согласием Дориана, смог сделать того бессмертным в обмен на его душу (не забываем, что портрет писался с красками смешанной с кровью Дориана!). Но это лишь мои мысли.

Для меня именно это произведение является любимям по причине нелёгкой судьбы Дориана Грея. Она произвела на меня сильное впечатление. Ещё ни один герой любой другой книги не заставлял меня так прочувствоваться им, начать искренне переживать за него. С самого начала и до конца книги мы наблюдаем, как невинный юноша, спотыкаясь и снова поднимаясь, вырастает в мужчину, чьё сердце и разум начинает теряться в параное. Его страх за портрет, где была заключена его душа, была сильнее всего на свете. Конечное признание и раскаяние смогли пробить душу даже у тех читателей, которые до самого конца смотрели на него нейтрально.

Вряд ли я найду когда-нибудь, что-то такое же стоящее у других писателей, но, что я знаю точно, так это то, что историю портрета Дориана Грея я незабуду никогда.

Готовые сочинения по литературе. 9-11 классы (О. Д. Ушакова, 2015)

Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.

II. Основная часть.

2. Фамусов – представитель старого московского дворянства.

3. Полковник Скалозуб – представитель аракчеевской армейской среды.

Столкновение двух эпох рождает перемены.

Ученье – вот чума, учёность – вот причина,

Что нынче, пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Все представители фамусовского общества – эгоисты, лицемеры и корыстолюбцы. Их интересуют только собственное благополучие, светские развлечения, интриги и сплетни, а их идеалы – богатство и власть. Грибоедов разоблачает этих людей в страстных монологах Чацкого.

Итак, Чацкий, возмутитель спокойствия и насмешник, отвергнут и изгнан фамусовским обществом. Его трагедия масштабна: герой переживает любовное разочарование, он понял, что потерял связь с родными местами, не находит дружеского участия. Но эта ситуация только на пользу герою, потому как он ратует за новые нормы жизни.

Изменения в ОГЭ-2020 по литературе

Изменения в ОГЭ по литературе

  • Максимальный первичный балл за всю работу составит 39. Введены новые критерии по оценке практической грамотности.
  • Ученики смогут пользоваться орфографическим словарем. Это поможет им сделать меньше ошибок.
  • Темы сочинений расширились с четырех до пяти вариантов. Говорят, они не будут пересекаться с произведениями из первой части работы.

Советы по подготовке

3. Обсудите выбор между альтернативными заданиями первой части.

Ученик должен выбрать между эпическим/драматическим/лироэпическим произведением и лирическим/басней. Нужно действовать системно — от этого зависит успех экзамена. Имеет смысл ориентироваться на второй вариант: стихотворение дается целиком, что обеспечивает целостное восприятие текста, и работать становится проще. Однако следует учитывать, что в лирике содержание едино с формой, поэтому анализировать придется не только слова.

4. Научите тщательно подбирать материал для ответа.

5. Повторяйте терминологию.

Чтобы правильно ответить на вопрос, ученик должен знать, что от него требуется. Например, в демоверсии дается задание: 1.1.1. Какие свойства наутры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки

В новом справочнике представлен материал курса литературы в объёме, проверяемом на государственной итоговой аттестации в 9 классе. Материалы справочника помогут повторить курс литературы 5-9 классов, в целом подготовиться к основному государственному экзамену и успешно выполнить задание второй части экзаменационной работы — написание сочинения..

Купить
6.Проработайте алгоритмы выполнения заданий.
Для первой части алгоритм может выглядеть так:

  1. Уточнение понятий, содержащихся в вопросе.
  2. Сбор материала для ответа на поставленный вопрос.
  3. Продумывание логики подачи материала.

При анализе стихотворения нужно помнить, что в нем на первый план выходят переживания лирического героя. Стихотворение — это своеобразная картина. Отвечая на вопрос, нужно понять, 1. что изображено, 2. как изображено, 3. почему изображено так. Это и есть сбор материала для ответа. Возьмем задание из демоверсии:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде, – Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…

(Ф. И. Тютчев, 1857)

Перед дождём

Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится; Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон.

(Н. А. Некрасов, 1846)

Мы видим противопоставление тишины и покоя с тревогой, динамикой. Задача ученика объяснить, в чем это выражается.

Обсудите с учениками варианты тем сочинений. Школьникам даются темы по классическим и современным произведениям, а пятую тему можно назвать свободной. Пример из демоверсии:

2.4. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины XX – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)

Как не ошибиться в этой ситуации выбора? Часто первое впечатление о легкости темы бывает ошибочным, а потом времени браться за другую тему уже не остается. Помним, что сопоставление — это всегда трудно (нужно прекрасно разбираться в обоих произведениях). Традиционно, за сравнение ученики получают невысокие баллы. А вот узкая тема по одному произведению — наоборот, рациональное решение.

Сочинение на тему Мертвые души Гоголь 9 класс

Н.В. Гоголь, является великим русским писателем, который оставил после себя очень большое количество великолепных произведений, которые составляют золотой фонд нашей литературы. В большинстве своих произведений, он высмеивает различные человеческие пороки, которые были присущи людям, которые жили в то далекое время.

Писатель полностью обличает этих преступников, которые живут и наживаются за счет простых и забитых людей, которые не имеют ни каких прав, так как помещик может проиграть в карты целое село, а это на самом деле очень ужасно, но делать не чего, так как это все, суровая действительность нашей страны, где деньги правят свой страшный бал. Всему этому бардаку, нет и не будет конца, так как все дворянство и все помещики, являются основной силой, на которую опирается государственная власть.

Этим самым, писатель показывает, что необходимы срочные реформы и перемены, которые сумеют выровнять всю эту ситуацию, но делать все это нужно срочно, так как ситуация может выйти из-под контроля. В этой истории, очень много персонажей, которые показывают эту суровую действительность. Появляется женщина, которая управляет большим хозяйством, но она не лучше нашего главного героя, так как у нее такая же проблема: жажда наживы и очень большая, преступная любовь к деньгам. Она выжимает все соки из своих подопечных, так как уже подсчитала свой годовой доход. Суровая реальность, которая продолжается и в наши дни.

Другие: ← Преступление и наказание↑ По литературеКонь с розовой гривой по рассказу Астафьева →

Мертвые души

Мертвые души
Сейчас читают:

Рабочая программа по литературе 9 класс

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

собственная интерпретация изученных произведений;

понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств русск5ого языка, отвечать на вопросы по тексту ,создавать монологические высказывания разного типа ,вести диалог;

написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Изменения в ОГЭ по литературе

  • Максимальный первичный балл за всю работу составит 39. Введены новые критерии по оценке практической грамотности.
  • Ученики смогут пользоваться орфографическим словарем. Это поможет им сделать меньше ошибок.
  • Темы сочинений расширились с четырех до пяти вариантов. Говорят, они не будут пересекаться с произведениями из первой части работы.

Советы по подготовке

1. Используйте актуальные документы. В 2018 году общественности была представлена перспективная модель ОГЭ. В 2019-м из опубликованной демоверсии стало понятно, что разработчики отказались от нее и решили ориентироваться на контрольно-измерительные материалы прошлых лет. Перспективная модель получалась существенно сложнее. Например, в первой части ученик должен был выполнить весь комплекс заданий, альтернативных по своей сути (причем, время на выполнение не увеличивалось).

3. Обсудите выбор между альтернативными заданиями первой части. Ученик должен выбрать между эпическим/драматическим/лироэпическим произведением и лирическим/басней. Нужно действовать системно — от этого зависит успех экзамена. Имеет смысл ориентироваться на второй вариант: стихотворение дается целиком, что обеспечивает целостное восприятие текста, и работать становится проще. Однако следует учитывать, что в лирике содержание едино с формой, поэтому анализировать придется не только слова.

5. Повторяйте терминологию. Чтобы правильно ответить на вопрос, ученик должен знать, что от него требуется. Например, в демоверсии дается задание:
1.1.1. Какие свойства наутры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки

В новом справочнике представлен материал курса литературы в объёме, проверяемом на государственной итоговой аттестации в 9 классе. Материалы справочника помогут повторить курс литературы 5-9 классов, в целом подготовиться к основному государственному экзамену и успешно выполнить задание второй части экзаменационной работы — написание сочинения..

  1. Уточнение понятий, содержащихся в вопросе.
  2. Сбор материала для ответа на поставленный вопрос.
  3. Продумывание логики подачи материала.

При анализе стихотворения нужно помнить, что в нем на первый план выходят переживания лирического героя. Стихотворение — это своеобразная картина. Отвечая на вопрос, нужно понять, 1. что изображено, 2. как изображено, 3. почему изображено так. Это и есть сбор материала для ответа. Возьмем задание из демоверсии:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.

(Ф. И. Тютчев, 1857)

Перед дождём

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

(Н. А. Некрасов, 1846)

Мы видим противопоставление тишины и покоя с тревогой, динамикой. Задача ученика объяснить, в чем это выражается.

Обсудите с учениками варианты тем сочинений. Школьникам даются темы по классическим и современным произведениям, а пятую тему можно назвать свободной. Пример из демоверсии:

2.1. В чём схожи и в чём различны, с вашей точки зрения, натуры Хлестакова и Чичикова? (По произведениям Н. В. Гоголя "Ревизор" и "Мёртвые души")

2.2. Против чего протестует Чацкий? (По комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума")

2.3. Согласны ли вы с мнением В. Г. Белинского, назвавшего Евгения Онегина "эгоистом поневоле"? (По роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин")

2.4. Как в лирике одного из отечественных поэтов второй половины XX – начала XXI в. раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по вашему выбору)

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений)

Как не ошибиться в этой ситуации выбора? Часто первое впечатление о легкости темы бывает ошибочным, а потом времени браться за другую тему уже не остается. Помним, что сопоставление — это всегда трудно (нужно прекрасно разбираться в обоих произведениях). Традиционно, за сравнение ученики получают невысокие баллы. А вот узкая тема по одному произведению — наоборот, рациональное решение.

Читайте также: