Актуальны ли сказки салтыкова щедрина в наше время сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Актуальность сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина сегодня.

Актуальна ли эта проблема в наше время? Думаю, что в какой-то степени да. Можно возразить, что монархия уже давно отсутствует в России, ведь наша страна пережила период социализма, сейчас переживает демократию. Но не все так просто. Как в Советском Союзе, так и в современной России власть всегда была выше народа и законов. Зачастую эти самые законы несправедливы, пишутся не для людей. Формально демократия – власть народа, на деле это не так. Любой чиновник, любой министр, любой человек, стоящий выше простого гражданина имеет свои нити власти, и если раньше ущемление прав народа происходило по закону (поскольку только царь мог решать, что ему делать), то сейчас мы можем столкнуться с беспределом, несправедливостью и неправотой формально незаконными, но на деле процветающими. И народ в наше время также достаточно пассивен, зачастую просто не способен устранить от власти нерадивого чиновника. Как сказал Ф. Ницше: “Тому повелевают, кто не может повиноваться сам себе”.

Что говорят

Некоторые люди описывают сатирический смех как нечто очень гневное, содержащее злость и раздраженность, возмущение. Бытуют мнения, что сатирик, высмеивая все недостатки людей, предметов и явлений, испытывает к ним настоящее отвращение. Тем не менее об этом даже не стоит задумываться, поскольку конец сатирических произведений всегда хороший и наполняет сердца радостью. Поэтому, даже несмотря на грубоватость высмеивания, это проявление вызывает положительные эмоции у читателей, зрителей, слушателей и так далее.

Особенности сатиры

Искусство сатирика — в том, что он, основываясь на правильном понимании вещей и ходе мыслей, показывает нам, что было бы, если бы мы все не смыслили в жизни ничего. И это действительно выглядит со стороны смешно. Высмеивание ошибок главных героев дает возможность не повторить их в реальной жизни, потому как можно заслужить такой же неодобрительный смех со стороны окружающих людей.

Особенности сатиры многочисленны. У каждого автора есть своя изюминка и неповторимость, благодаря которой его можно узнать. Кто-то использует особый набор слов, а кто-то — описывает определенные события. Манеры автора, острота его ума всегда отображаются в произведениях.

Сатира в России

Разумеется, этот жанр распространен по всему миру, как и было ранее, когда цивилизация только начинала своё развитие. На сегодня можно назвать тысячи авторов, использовавших и продолжающих использовать такой вид комичного в своих творениях.

В России сатира — это особенный инструмент, который очень широко использовался известными авторами — их произведения сегодня читают по всему миру. Мы все пользуемся этим инструментом в повседневной жизни, как сознательно, так и неосознанно.

Произведения М. Е. Салтыков-Щедрина не потеряли своей актуальности, так как автор в своих сказках высмеивал большое количество людских пороков. Его произведения имели как социально-политический подтекст, так и философский.

Рассмотрим сказку "Премудрый пискарь". Писатель в своей характерной манере создаёт гротескный образ рыбы, которая является собирательным образом трусливого, дрожащего, пассивного человека. Из-за постоянного страха Пискарь не мог вести нормальную жизнь: "Жил — дрожал и умирал — дрожал".

Автор специально допускает ошибку в названии произведения, заменяя в слове "пескарь" букву "е" на букву "и", чтобы подчеркнуть образ глупой пищащей рыбы.

Так же автор в произведении "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" осуждает не только крепостное право, но и качества людей, сформированные вследствие этого.

Лень и покорность — два человеческих порока, которые были актуальны в годы жизни Салтыкова-Щедрина и остаются такими сейчас. В наше время до сих пор существуют люди невежественный и беспомощные, неспособные справляться даже с обыденными вещами из-за постоянного безделья.


А главное, подобные люди пользуются забитостью и моральной подавленностью других людей, заставляя их обеспечивать себя. Крестьянин не гордый человек, очень деятельный, способный выйти из любой ситуации, но из-за своего заниженного самомнения и раболепия позволяет над собой издеваться. Он терпит оскорбления со стороны неблагодарных генералов, которые называют его "канальей", "тунеядцем".

Таким образом, Салтыков-Щедрин в своих сатирических произведениях раскрывал не только проблемы своего времени, но и архетипы, которые будут актуальны всегда.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне (3 из 3).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют (3 из 3).

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение (автор, подтекст, сказка, образ) и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, но допущена одна ошибка в использовании понятий (архетипы) (1 из 2).

Салтыков-Щедрин в своих сатирических произведениях раскрывал не только проблемы своего времени, но и архетипы , которые будут актуальны всегда.

Литературные архетипы - это часто повторяющиеся образы, сюжеты, мотивы в фольклорных и литературных произведениях. "Архетипичность" и актуальность произведения - не одно и то же, сочинение же посвящено именно актуальности, то есть значимости в наше время, а не во все времена вообще (что входит в понятие архетипа): в данном случае неправомерно расширение смысла в конце сочинения. Кроме того, в данном предложении использование термина "архетипы" ведет к 2 речевым ошибкам.

Салтыков-Щедрин в своих сатирических произведениях раскрывал не только проблемы своего времени, но и архетипы , которые будут актуальны всегда

Во-первых, образы (архетипы часто являются именно образами) нельзя раскрывать, их создают. Во-вторых, нельзя как однородные соединять слова, обозначающие разного рода понятия/явления/предметы (проблемы и образы/сюжеты/мотивы - это разнородные понятия).

Следует построить предложение, например, так: Салтыков-Щедрин в своих сатирических произведениях отражал проблемы, значимые не только в XIX веке, но и в нашем, XXI-м.

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов (3 из 3).

5. Соблюдение речевых норм

Допущено больше 5 речевых ошибок (0 из 3).

1-2. Две ошибки, связанные с употреблением слова "архетипы", указаны выше.

Произведения М. Е. Салтыков-Щедрина не потеряли своей актуальности, так как автор в своих сказках высмеивал большое количество людских пороков.

Повтор местоимения "своей/своих". Во втором случае "своих" нужно убрать (понятно, что автор высмеивает что-то в своих произведениях, а не в чужих). Кроме того, если сужается объем понятия (произведения - сказки) (Салтыков-Щедрин не только сказки писал), это должно быть обозначено (словом "например" и т.п.); а лучше не использовать слово "произведение", так как учащегося спрашивают конкретно про сказки. Можно: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности, так как в них автор высмеивал .

Писатель в своей характерной манере создаёт гротескный образ рыбы, которая является собирательным образом трусливого, дрожащего, пассивного человека.

Снова повтор слова "образ/образом". Можно вторую мысль выразить синонимичной конструкцией: Писатель в своей характерной манере создаёт гротескный образ рыбы, который является воплощением трусливого, дрожащего, пассивного человека.

Так же автор в произведении "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" осуждает не только крепостное право, но и качества людей, сформированные вследствие этого.

Соединительный союз "также" (написанный еще и с орфографической ошибкой) логически НЕ соединяет это предложение с предыдущим контекстом, так как выше не говорилось о крепостном праве или качествах людей, связанных с ним. Либо нужно с помощью "также" присоединять мысль о том, что в "Повести. " не только социально-политические проблемы, но и философские/ нравственные, либо использовать другое средство связи мыслей при переходе от одного произведения к другому. Например: Вспомним еще одну сказку - "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". В нем автор осуждает не только.

Причастие должно быть не страдательным, а действительным возвратным: сформировавшиеся.

А главное, подобные люди пользуются забитостью и моральной подавленностью других людей, заставляя их обеспечивать себя .

Употребление местоимения "себя" создает двусмысленность: кого себя? "других людей" или "подобных людей"? При этом слово "людей" второй раз повторять не стоит (оставить: моральной подавленностью других). Следует построить предложение иначе: А главное, подобные люди пытаются обеспечивать себя чужими руками, пользуясь забитостью и моральной подавленностью других.

Другие ошибки.

В наше время до сих пор существуют люди невежественный и беспомощные, неспособные справляться даже с обыденными вещами из-за постоянного безделья.

Грамматическая ошибка: неправильное окончание; нужно: невежественные.

Генералы настолько глупы и ограниченны, что не знают, откуда на их столах берутся булки и прочая еда ": — Кто бы мог думать.

Пунктуационная ошибка: не в том месте стоят кавычки; они должны быть после двоеточия.

Орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки не учитываются при выставлении баллов, но влияют на общее впечатление от работы.

Не оправдано выделение в новый абзац предложения:

Автор специально допускает ошибку в названии произведения, заменяя в слове "пескарь" букву "е" на букву "и", чтобы подчеркнуть образ глупой пищащей рыбы.

По смыслу оно относится к предыдущему абзацу.

Итог: с точки зрения содержания, сочинение написано хорошо; с точки зрения речевой грамотности и точности использования терминов, очень большая потеря баллов.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Сказки Салтыкова-Щедрина — это очень емкие и лаконичные произведения. Каждая сказка — это одновременно и самостоятельная зарисовка из жизни определенного сословия и мазок в общую картину жизни всего общества.
Сказки Салтыкова-Щедрина очень поучительные, из них, при внимательном прочтении, можно получить четкое представление о том, чем жили люди разных сословий в середине XIX в. , какие царили нравы в то время. Ведь, несмотря на то что в сказках Салтыкова-Щедрина основные персонажи — животные, это только маски, под которыми легко распознать людей и даже реальные исторические лица.

Тупые, свирепые, невежественные правители — Медведи Топтыгины из сказки “Медведь на воеводстве”, “гнилой богатырь” из сказки “Богатырь”, орел-меценат из одноименной сказки, а униженный, обездоленный народ угадывается в образах коняги из одноименной сказки, самоотверженного зайца и других героев.
Еще одно свойство щедринских сказок — увлекательность, они читаются на одном дыхании, читатель стремится угадать, кого подразумевал автор под тем или иным персонажем.
В сказках прослеживается любовь и стремление автора ко всему честному и справедливому. Олицетворением истинной чести и справедливости Салтыков-Щедрин считает народ, простого русского мужика
Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору, поэтому без особых усилий воспринимается читателем. В своих сказках он старается использовать все богатство родного языка, включая в текст пословицы, поговорки, пересказывая былины, используя присказки, — все это “оживляет” повествование, делает его более ярким, образным и самобытным:
Сказки Салтыкова-Щедрина поучительны еще и тем, что ставят перед читателем сложные вопросы, найти ответ на которые невозможно, опираясь на так называемые прописные истины. Автор утверждает, что поведение человека напрямую зависит от его жизненной позиции и, соответственно, мировоззрения. И с этим нельзя не согласиться.

В сказке “Премудрый пескарь” сатирик задается вопросом: в чем смысл и назначение жизни человека? Сначала перед нами предстает образ пескаря, у которого “ума палата была”, не лишенный житейской мудрости. Но постепенно, прослеживая ход жизни пескаря, автор вызывает в читателе насмешку, ироническое отношение к герою повествования, переходящее затем в чувство брезгливости, а в финале даже сострадания к житейской философии тихого, бессловесного, умеренно аккуратного существа.
Жизненная позиция пескаря — заботиться о себе, о собственной сохранности и благополучии. Но в конце жизни пескарю открывается настоящая истина: “Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия.. .живут, даром место занимают да корм едят”. Его жизнь даже жизнью назвать нельзя — это просто никчемное, никому не нужное существование.

Но именно эта бессмысленная жизнь труса-пескаря помогает нам понять, что надо жить таким образом, чтобы дарить радость и тепло другим людям, жить для других людей — в этом и заключается истинный смысл жизни настоящего человека.
Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности и в наши дни, потому что в них затрагиваются вечные проблемы. Сказки Салтыкова-Щедрина заставляют читателя задуматься над собственной жизненной позицией, оценить свои поступки и, возможно, прийти к выводу, что большинство из нас не так уж сильно отличаются от героев его произведений. А осознав это, человек получает шанс измениться и начать жизнь с чистого листа.

Вместе с Салтыковым-Щедриным мы печалимся о горькой судьбе народа, вынужденного взваливать на свои плечи заботу о дармоедах-помещицах, лодырях и бездельниках, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя. Писатель постепенно подводит своих читателей к мысли о необходимости решительных перемен в обществе.
В сказках прослеживается любовь и стремление автора ко всему честному и справедливому. Олицетворением истинной чести и справедливости Салтыков-Щедрин считает народ, простого русского мужика
Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности и в наши дни, потому что в них затрагиваются вечные проблемы. Сказки Салтыкова-Щедрина заставляют читателя задуматься над собственной жизненной позицией, оценить свои поступки и, возможно, прийти к выводу, что большинство из нас не так уж сильно отличаются от героев его произведений.

Несмотря на то что в центре повествования лежат взаимоотношения между помещиками и крестьянами – классами, которых в современном обществе уже нет, произведение продолжает быть актуальным, так как взаимоотношения между помещиками и крестьянами можно сравнить с взаимоотношениями между богатыми, влиятельными людьми и бедными людьми, которые не могут постоять за себя. В сказке показана вседозволенность глупого помещика и бесправность народа; то же самое можно наблюдать и в современном обществе, в котором важное место занимают денежные средства. Богатые люди очень часто думают о том, что им дозволено абсолютно все, а бедные люди в свою очередь часто не могут отстоять свои права и свободы.

Мысль М.Е. Салтыкова-Щедрина о том, что помещики не могут нормально существовать без крестьян, можно переформулировать так, чтобы она подходила под жизнь в современном обществе. Часто влиятельные люди, занимающие высокое положение в обществе, презрительно относятся к людям, которые, например, работают в сфере услуг. Так, часто бывают люди презрительно относятся к продавцам или уборщикам, не осознавая, что без людей данных профессий общество бы жило совершенно по-другому. Часто люди негативно отзываются о врачах или учителях, не понимая того, к какому социальному хаосу придет общество, если люди данных профессий исчезнут или откажутся трудиться. В повествовании подчеркивается, что исчезновение крестьян оказало воздействие на жизнь всего общества, а не только на жизнь его конкретного представителя. То же самое касается и современного общества: без определенного слоя населения изменится жизнь всего общества.

Показывая постепенное одичание глупого помещика, демонстрируя то, что физическое одичание происходит параллельно с нравственным одичанием, М.Е. Салтыков-Щедрин выражает важную мысль: неправильное мировоззрение, жестокие по отношению к другим людям мысли и поступки делают из человека животное. Данная мысль актуальна во все времена, ведь часто люди, беря во внимание абсурдные, жестокие и аморальные идеи, приносили вред не только себе, но и другим людям.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – один из самых ярких сатириков девятнадцатого века, человек – воплощенная совесть. Во многом он является последователем традиций Н.В.Гоголя. Та горячая ненависть к чиновникам, которую испытывал Николай Васильевич, нашла продолжение в произведениях Салтыкова-Щедрина, она обрела новую форму, но не потеряла своей остроты и актуальности.

Вместе с Салтыковым-Щедриным мы печалимся о горькой судьбе народа, вынужденного взваливать на свои плечи заботу о дармоедах-помещиках, лодырях и бездельниках-чиновниках, способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя. Автор подводит читателей к мысли о необходимости решительных перемен в обществе. Его убеждение в том, что крепостное право – бич современности, отмена его – основное условие нормальной жизни общества.

По свидетельству современников, Салтыков-Щедрин ненавидел самодовольных и равнодушных, основным злом считал насилие и грубость. Всем своим творчеством писатель бескомпромиссно боролся против названных пороков, стараясь искоренить их в России.

Читаемое в разделе:

  • Сатира — это вид художественной литературы, задача которой критика, обличение и высмеивание явлений действительности, делающих нашу жизнь искажённой.

Сатира - очень своеобразный жанр. У неё гораздо больше недоброжелателей. Чем поклонников. Конечно. Ведь никому не приятно увидеть себя в недобром, язвительном кривом зеркале.

Известный русский писатель Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин написал свою сказочную повесть о двух генералах в 1869 году. Щедрин по праву считается гением.

Ранее опубликованные в разделе:

Сатира - очень своеобразный жанр. У неё гораздо больше недоброжелателей. Чем поклонников. Конечно. Ведь никому не приятно увидеть себя в недобром, язвительном кривом зеркале.

Новые материалы раздела:

  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вошел в русскую литературу как обличитель господствовавших классов. Незабвенный изобразитель нравов царской.

Известный русский писатель Михаил Ефграфович Салтыков-Щедрин написал свою сказочную повесть о двух генералах в 1869 году. Щедрин по праву считается.

Читайте также: