Актуальность романа герой нашего времени в наши дни сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В данном произведении Михаил Юрьевич Лермонтов поднимает большое количество тем и проблем.

Одной из основных проблем романа является проблема счастья. Когда человек может быть счастлив? При соблюдении каких правил, условий? Главный герой, которого Лермонтов окрестил Георгием Печориным постоянно, в течении всего рассказа сталкивается нос к носу с этим вопросом. Он приходит к выводу, что не является счастливым, ибо у него отсутствует любовь и интерес к жизни, у него нет настоящих друзей, интересных единомышленников. Эта большая проблема для Печорина и она отлично раскрывается на протяжении произведения. Читая книгу, можно прийти к выводу, что счастье, которое так ищет Печорин в любви, дружбе, душевном равновесии. Это нелегко было найти во времена персонажа.

Также поднимается в произведении тема любви. Печорин, был несчастливым также из-за отсутствия человека, который его любит. Он пытался отыскать его в Бэле. Но только лишил девушку счастья собственного и нарек на ее беду, да с ней и смерть. Это грустно. Герой, ища свою любовь, свое счастье и призвание в жизни, делает несчастливыми других людей, ломает им судьбы. И это проблема. Проблема поколения Лермонтова и Печорина.

В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова также подняты вопросы нравственности, а не только философии. Герой постоянно становится перед выбором: добро или зло, смерть или жизнь. Он ищет счастье, любовь. На примере Печорина нарисована хронология души человека. Этот персонаж у писателя получился максимально правдоподобным.

Мне кажется, что, прочитав произведение Михаила Юрьевича, каждый решит для себя много проблем.

Вариант 2

В романе Михаила Лермонтова представлено несколько проблем. Самая главная из них – поиск главным героем смысла жизни. Печорин всё время спрашивает себя об этом и не может найти ответа. Он представляет собой незаурядную личность. Это умный и сильный человек. В то же время Григорий не может найти применения своим способностям. В душе молодого человека разлад. Его постоянно преследует скука и хандра. У героя нет цели в жизни. Он непостоянен в своих стремлениях и делах: ему быстро всё надоедает. От неудовлетворения в жизни, Печорин тратит свою энергию на интриги и бессмысленные поступки. Он циничен и жесток, относится ко всему скептически.

Ещё одна проблема – одиночество героя. У Печорина, практически, нет друзей. С теми же, кто к нему тянется, он холоден и безучастен. Своим равнодушием Григорий наносит обиду Максим Максимычу, который любит его, как родного сына. Наиболее близок ему по духу доктор Вернер, с которым он состоит в приятельских отношениях. В то же время, Печорин не хочет назвать его своим другом, потому что предпочитает независимость в отношениях. Из-за своего честолюбия убивает на дуэли бывшего сослуживца Грушницкого.

Несчастлив Григорий и в любви, хотя красивая внешность и уверенность в себе привлекают к нему женское внимание. Он знает, как завладеть сердцем девушки и успешно применяет эту тактику в жизни. Многие красавицы влюблены в него, но Печорин не любит – никого. Он не считается с чувствами девушек, безжалостно играет их судьбами. Подчинив волю красавицы себе, Григорий быстро теряет к ней интерес. Он доводит Мэри до нервного истощения, вносит разлад в семью Веры, а Бэлла по его вине трагически погибает. Всё потому, что Печорин – чёрствый эгоист, притягивающий любовь к себе и ничего не отдающий взамен. Свободу он понимает, как вседозволенность. Печорин не способен ни любить, ни быть верным другом. Он всё время находится в поиске счастья, но в его душе так и не наступает гармонии.

Другая проблема героя – самобичевание, не приносящее плоды. Печорин смотрит на себя, как бы со стороны, всё понимает и осуждает свои поступки. Это доставляет ему невыносимые страдания. Однако работать над своими ошибками Григорий не собирается и не прислушивается к добрым советам окружающих. Иногда у него возникают добрые порывы, но ненадолго.

Следующая проблема – вера и безверие. Печорин пытается найти ответы о судьбе человека: предопределена она свыше или каждый сам может управлять ей. Эксперименты над жизнью, поставленные им с приятелями, доказывают, что от человека ничего не зависит. Однако Печорин по-прежнему сомневается в истине. Он авантюрист и постоянно испытывает судьбу, не желая быть игрушкой в её руках. Безверие является причиной оскудения его души, неумения любить людей.

Проблемы главного героя характерны для целого поколения того времени. Общество влияет на формирование мировоззрения человека. После декабрьских событий нововведения в стране были запрещены и подавлялись властью. Молодые люди из дворян не могли найти применения своим знаниям, способностям, энергии.

Роман не потерял актуальности и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы произведения Герой нашего времени

Популярные сегодня темы

Каждый человек задумывался о сущности дружбы. Дружба - это одно из важнейших и наиболее прекрасных чувств человека. Очень большое и сверхценное значение имеет настоящая дружба.

В разделе вы найдете сочинения по литературе разных авторов

Образы Гринева и Швабрина представлены перед нами в тот момент, когда Пугачев берет боем военный гарнизон и организует расправу с пленными.

Думаю, что у всех в памяти остаются места, где ты чувствовал себя счастливым и беззаботным. Я жила в небольшом городе в самом обычном районе, окруженном пятиэтажными домами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это работа очень интересная и познавательная.Пригодится учителям литературы.

Министерство образования и науки Пензенской области Отдел образования Сердобского района Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10

Исследовательская работа

Роль литературы XIX века

в современном мире

(на примере романа М. Ю. Лермонтова

Исследование проводила

Куликова Екатерина Эдуардовна,

ученица 10а класса

Научный руководитель

Дацкова Елена Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

1.Введение .Литература-один из видов искусств.………………………стр.3

2.Роль литературы в современном обществе…………………………. стр.4

2.1.Художественная литература в нашем понимании…………………стр.5

2.2.Интервьюирование читателей………………………………………………. стр.6

-переживания писателя о судьбе России; ……………………………стр.7-11

-близость Печорина нашему поколению;

-познавательная функция произведения;

-ценностная функция романа;

3.Заключение………………………………………………………стр.12 Изучая художественную литературу, мы познаём жизнь.

Гипотеза: классическая литература должна выполнять огромную познавательную, воспитательную, развивающую функцию.

Актуальность моей исследовательской работы очевидна, так как современное молодое поколение находится под влиянием телевидения и Интернета, на чтение художественной литературы, особенно классической, не остается ни времени, ни желания. А ведь именно классическая литература оказывает огромное воспитательное воздействие на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

Объект и предмет исследования:

Учащиеся МОУ СОШ №10.

Уровень читательской активности учеников.

Изучить литературу по теме.

Провести анкетирование учащихся МОУ СОШ №10.

Изучить посещаемость обучающимися школьной библиотеки.

Обобщить и систематизировать наблюдения.

В процессе работы были использованы следующие методы:

Ожидаемые результаты: приведенные материалы помогут осознать, что активное и продуктивное чтение художественной литературы XIX века - это неотъемлемая часть жизни современного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Наш мир весь наполнен загадкой и тайной,

А жизнь в нём - лишь самый длинный урок.

Ничто не поверхностно и не случайно,

Попробуй лишь только взглянуть между строк.

С художественной литературой мы знакомы с раннего детства. Стоит только вспомнить нежные колыбельные, которые пела нам мама, бабушкины сказки, так сладостно звучащие перед сном.

Литература — это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык.

Самое знакомое для нас определение - литература как один из предметов, входящих в школьную программу.

Обратим внимание на определения, данные известными мировыми писателями:

Литература — это то, что между автором и Богом, которое, если не стыдно сказать Богу, можно и позволить услышать другим.

Литература — это высоко символизированная действительность, совсем особая система ассоциаций.

Литература — это такое занятие, при котором надо снова и снова доказывать, что у тебя есть талант, людям, лишенным каких-либо талантов.

А что означает литература в вашем понимании?

Знаете, лично я считаю, что литературу нельзя охарактеризовать каким-то одним определением. Она создает духовный мир человека. Но самое интересное, что наш духовный мир влияет на литературу. Книги тесно вошли в нашу жизнь. Лишить человека книги - значит лишить его воздуха. Литература - это нечто большое, значимое. Я бы назвала её летописью жизни. Всем нам известно, что история движется по спирали, все, что когда- то произошло , непременно повторится снова, но уже в другой обстановке, с другими людьми, в другом времени. Возникает вопрос, откуда мы узнаем, как жил и чем занимался тот или иной человек прошлого времени? Как он одевался, что он ел и как проводил свой досуг? За ответом обратимся к художественному произведению нужной вам эпохи. Литература-это энциклопедия характеров, историй, душ, чувств. Её значение в нашей жизни, безусловно, велико. Литература не существует для одной национальности, для одной страны или народа. Это мировое богатство.

И действительно, у каждого в жизни были моменты, когда душа разрывалась от досады и невероятной печали, когда казалось, что весь мир встал против тебя одного, когда рядом нет никого, кому можно выговориться, пожаловаться, когда рядом нет того, кто бы пожалел. Вы нигде и никогда не найдете лекарства лучше, чем хорошая книга.

Книги, безусловно, прекрасны, но какие же книги нужно и полезно читать в наше время?

-Какие книги вы читаете?

-Есть ли у вас любимые авторы?

- Какие литературные жанры предпочитаете?

Лично я люблю русскую классику. В ней описана вся история России. Обычаи, характеры, вкусы, взгляды и проблемы человека того времени. Из моих сверстников мало кто по собственному желанию и любопытству начинал читать что-то из литературы 19 века. С классикой некоторые одноклассники знакомятся только на уроках литературы и задумываются о ее огромном значении только под влиянием учителя.

Актуальность литературы 19 века несомненна, она в современном мире не утратила свое значение!

Эти слова принадлежат главному герою романа М. Ю. Лермонтова Григорию Печорину. Я решила взять именно это произведение из русской литературы 19 века для более детального доказательства своей гипотезы, потому что считаю, что созданный Лермонтовым образ Печорина является актуальным для сегодняшнего времени.

достоинствами его — образованностью и добродетельностью, но зависят от

богатства и связей. Идеальный порядок мира оказался нарушен в его сознании в самом начале жизненного пути. Это обусловило разочарование Печорина, его скуку, презрение к аристократическому обществу.

Как вы считаете, каким должен быть герой нашего времени?

Естественно современный человек должен быть грамотным, образованным, успешным, иметь богатый внутренний мир, который помогал бы разбираться в окружающей обстановке. Какой он, сегодняшний герой? Согласитесь, что и в молодых людях нашего времени проявляются такие черты характера, как эгоизм, равнодушие и даже жестокость. Но несмотря на это мы все же видим перед собой человека настойчивого, умного, талантливого, дерзкого, привыкшего добиваться своих целей любой ценой. Но и эти качества порой человек не может достойно применить в современном обществе. И что же поменялось? Время? Да, время изменилось, изменилось и общество, но характеры и нравы не изменились, они глубоко осели в нас.

Проблемы, волнующие людей прошлого века, актуальны и сейчас: вопросы о власти, о будущем поколении, о дальнейшей судьбе страны - все это обсуждается и сейчас. Человек остался таким, каким он был и раньше.

Онега течет в одном направлении, ровно и спокойно, русло же Печоры изменчиво и извилисто. В некоторых местах Печора становится похожей на горячий поток: бурлит и негодует, стремясь преодолеть неожиданно вставшие на ее пути преграды. Так и Печорин: его натура более страстная, более озлобленная, более самокритичная и более активная в своих проявлениях, чем у пушкинского Онегина, «бешено гоняется он за жизнью, страстно ищет счастья и не находит его.

А теперь попробуем выделить основные функции знаменитого романа Лермонтова, делающие его актуальным для наших современников.

По сути, роман Лермонтова самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет одного, устоявшегося мнения об

этом небольшом произведении. Не решены однозначно вопросы: « Положительное или отрицательное начало русской жизни воплощено в образе Печорина? Национальный тип или привнесенный с Запада? Ограничивается ли его значение короткой эпохой 30 годов 19 века или сохраняет влияние на литературу и жизнь следующих поколений?

Каждая эпоха при всех издержках в истолковании и оценках этого великого произведения, в чем - то, пусть на небольшой шаг приближается к его более глубокому прочтению и пониманию.

2. Ценностная функция романа заключается в следующем.

3. Гуманистическая функция произведения.

У Печорина деятельная душа, требующая воли, движения. Он предпочитает подставить лоб чеченским пулям, ищет забвения в рискованных приключениях, перемене мест, но все это лишь по­пытка как-то рассеяться, забыть об угнетающей его огромной пус­тоте.

Историей жизни Печорина Лермонтов рассказывает о том, что путь индивидуализма противоречит природе человека, её запросам. Подлинные радости и подлинную полноту жизни человек начинает обретать лишь там, где отношения между людьми строятся по законам добра, благородства, справедливости, гуманизма.

Человечество с древнейших времен стремилось найти способы запечатлеть достижения предыдущих поколений для того, чтобы передать эту мудрость потомкам.

В своей исследовательской работе, размышляя о значении литературы в современном мире, не могу не обратиться к Нобелевской лекции А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения ему премии. В своем выступлении он называет важные функции литературы:

1. Литература создает единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого;

2. Дает возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный;

3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации.

Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальность его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие несколько десятилетий назад, потому что

художественная литература влияет на воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Как бы ни менялся человек, и как бы ни смотрело на жизнь время, вечные ценности остаются неизменными. Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Художественная литература влияет на воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Литература помогает человеку не только понять своё место в окружающем мире, но помогает в повседневности, в решении многих жизненных вопросов. Мы учимся на примерах литературных героев поведению в определённых жизненных ситуациях, учимся решать сложные вопросы.

Изучая художественную литературу, мы познаём жизнь, учимся быть самими собой.

Книга названа "Герой нашего времени". Конечно, герои, описанные в романе жили двести лет назад. И для нас это уже историческое произведение. Но на то она и классика, что описанные чувства, переживания остаются неизменными в веках. И сейчас есть молодые люди, подобные главному герою Печорину. Они не знают, что им нужно от жизни. Всё вокруг им неинтересно и скучно. Им по-настоящему недоступны такие чувства как любовь и дружба.
С другой стороны мне постоянно хочется сравнить Печорина с самим автором М. Ю. Лермонтовым. Зная его биографию, во многих частях романа я нахожу под маской Печорина самого писателя Лермонтова. Лермонтов в детстве сильно, много и долго болел. Часто ему оставалось только одно развлечение, размышление.


В книге "Герой нашего времени" М. Лермонтов пишет от имени Печорина, что в юности он много мечтал и пережил действительную жизнь в мыслях. И именно поэтому ему теперь так скучно. Возможно Лермонтов действительно так себя ощущал в этом мире. Но его герой Печорин не оставил никакого следа в истории. А произведения Лермонтова мы читаем уже почти двести лет. И нам по-прежнему интересны его мысли.
Роман состоит из двух частей. Все они связаны между собой главным героем Печориным. Через весь роман проходит ещё один герой Максим Максимыч. Это обычный ничем не выдающийся человек. Но у него много черт характера, выгодно его отличающих от главного героя. Максиму Максимычу присущи надёжность, реальный взгляд на события. Он умеет дружить.
Печорин в отличие от него как бы склонен к мистицизму. Он любит играть судьбой. Доказательством этого служит сцена дуэли с Грушницким. А название последней главы "Фатализм" говорит само за себя.
По-моему мнению, сам писатель Лермонтов был далеко не земной человек. Вспомним хотя бы его поэму "Демон".
Печорину встречаются в жизни хорошие, но приземлённые люди. Поэтому, наверное, Печорину так скучно с ними. Черкешенка Бэла, княжна Мери - приятные и очень красивые девушки, встретившиеся на жизненном пути Печорина. Бэле он просто напросто поломал жизнь, хотя и влюбился в неё по-настоящему. Ситуация уже заходила в тупик. И неизвестно какая судьба ожидала бы Бэлу, если бы не её смерть. Мери полностью доверилась Печорину. Она могла бы составить счастье обычного мужчины, но не Печорина. Семейные узы не для него. Лермонтов тоже не был женат. Хотя неизвестно, что было бы дальше, ведь он прожил очень маленькую жизнь.
Мне нравится стиль и язык Михаила Лермонтова. Его стихи и поэмы читаются легко. А уж о его прозе и говорить нечего. В романе затрагиваются сложные философские вопросы. Но как доступно и увлекательно об этом написано.
Хорошо, что роман "Герой нашего времени"входит в обязательную программу для изучения школьниками. Хотя, конечно, такие вещи школьниками воспринимаются по другому, чем умудрёнными жизненным опытом людьми.
Когда я читала эту книгу в школьном возрасте, я прежде всего обращала внимание на взаимоотношения Печорина с его женщинами, с Максим Максимычем. Описание дуэли я читала как приключение. Сейчас же во всём этом я находила более глубокий смысл. В школьные годы мимо меня прошло описание жизни, обычаев кавказских народов. А ведь об этом Лермонтов много и увлекательно написал в романе. Именно сейчас, перечитывая книгу, я с большим интересом читала строки, посвящённые жизни казаков, осетин, черкесов, кабардинцев, чеченцев. Лермонтов служил на Кавказе и поэтому обычаи и нравы этих людей ему были известны не понаслышке.
В общем произведение многогранное. И чем начитанней и опытней читатель, тем больше интересного он найдёт для себя в романе Лермонтова "Герой нашего времени".

"Герой нашего времени" актуальность в наши дни сочинение?

Актуален ли роман "Герой нашего времени" в наше время?

В чем актуальность романа "Герой нашего времени"?

"Герой нашего времени" чем интересен роман и его герой современному читателю?

"Герой нашего времени", чем актуально это произведения для современной молодёжи?

Герой нашего времени, роман Михаила Юрьевича Лермонтова о молодёжи Николаевской эпохи, эти молодые люди, как и современное поколения живут без цели, они запутались в понятии, о том, что есть нравственные и моральные ценности. Молодёжь высмеивает взгляды на жизнь прежних поколений, но не находит того, что близко ей самой. Бесцельное плаванье в мире - в этом трагедия молодёжи Николаевской эпохи.

Еще не отменено крепостное право, которое тяжёлым грузом лежит на подневольных крестьянах, к тому же появились военные поселения, где в отличии от рекрутовского набора солдат служит. одновременно с созданием семьи. Отжившее крепостное право тянет Россию назад в прошлые века. Новых открытий и общественных движений нет, еще общество помнит жестокие расправы над декабристами. Общественное сознание, находится в полусонном состоянии.


Если составить план и отобразить схематичность, то :

  • Поразмышляйте и выразите ваше мнение и отношение о том в чем суть романа, о его реалистичности, и что побудило Лермонтова его создать.
  • Вторая и главная часть, будет о Печерине:
  • Напишите почему автор и лично вы считаете его героем нашего времени.
  • В чем его конфликт с обществом в романе.
  • Как повлияла на главного героя его личная жизнь и любовь в целом.
  • Опишите почему Печерин воспылал чувствами к Бэли, и опешите ее образ и за счет чего ей удалось его в себя влюбить. 2. В финале романа опишите в чем и чем именно он повлиял на вас и что через него вы поняли и уяснили в жизни, и вообще есть ли в нем что то реально практичное, что может помочь человеку.

Есть, например, Дмитрий Батин. Как раз такой очень современный композитор и человек. Художественный руководитель и дирижер хора. Написал кантату для детского хора на стихи современного поэта Льва Кузьмина - Звездочет.

По-моему, Базарова не время интересует, а та работа, наука, которыми он может заниматься бесконечно, самозабвенно, чтобы никто не мешал и не стоял над душой. Он учёный, деятельный, умный, самостоятельный, талантливый.

В нашей стране таких постигала зачастую плачевная, если не сказать трагическая участь. Вспомните хотя бы Вавилова.

Базаров смел и умен, а таких часто ненавидят и завидуют им, особенно, если в чем-то не согласны с такими, как он, или менее талантливы, чем он.

В то время Базарова мог вызвать его оппонент лишь на дуэль, в наше не столь отдалённое время на него написали бы донос.

Если говорить вообще о сегодняшнем времени, то работы для Базарова непочатый край. Думаю, и единомышленников у него набралось бы достаточно.

И совсем не этих одиозных ниспровергателей "принсипов" Кирсанова, это уж слишком примитивное понимание характера Базарова.

Базаров - личность, и личность талантливая. Это в нем главное.

Я согласна с тем как Чехов характеризует равнодушие и несомненно он абсолютно прав в том, что равнодушие приводит к параличу и смерти души, ведь, чтобы душа была жива ей нужно трудиться. Сравните человека, который трудится и занят нужным делом и человека, который не трудится и у него нет никаких дел - ему скучно и он чувствует себя ненужным, неприспособленным в этом мире, что ведёт к его преждевременной смерти. Так и с душой - душа обязана трудиться, а если она не трудится, то умирает. Вот и Печорин он неприспособленный человек, не может сосредоточится на одном деле, не умеет работать - он ленивый, поэтому и дружить не может, ведь дружба - это труд, а Печорин не умеет трудиться. Равнодушие - это эквивалент душевной лени, а душевная лень приводит к параличу души - это как с телом - вы его не тренируете и мышцы атрофируются. Вот ещё сочинение на эту тему:

Читайте также: