Актуальна ли сегодня тема которая раскрыта в тексте напишите сочинение самостоятельно сформулировав

Обновлено: 08.07.2024

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницу

— Разборы экзаменационных заданий

Сочинение и шаблоны-убийцы

Мы просто очень устали видеть этот ужас в сочинениях, которые вы присылаете нам на проверку. Поэтому появилась такая статья.

Шаблоны и речевые клише нужны. Мы не хотим сказать, что все шаблоны - зло. Без клише не написать сочинение быстро. Использование клише в сочинении на ЕГЭ помогает не только существенно сэкономить время на экзамене, но и не забыть про требования ФИПИ, ведь по клише многие вспоминают о необходимых частях сочинения.

И что делать? Либо учитесь писать полностью самостоятельно, либо придумайте собственные заготовки. Можно найти что-то незаезженное, но пусть ваш учитель или репетитор (взрослый!) одобрит выбранные фразы, а то набираете по всему интернету что попало, а потом теряете баллы.

Изучите таблицу. Мы объяснили, чем плохи клише, которые реально используются в каждом втором сочинении. Критикуешь - предлагай. Справа фразы, с помощью которых можно было бы выразить тот же смысл, но без потери баллов. Обратите внимание: мы не стремились создать полный сборник клише для сочинений. Здесь варианты не на все случаи жизни. Мы лишь показываем, что без предложений из левого столбика легко можно обойтись. Не надо за них цепляться.

Неудачные клише

Вступление и формулировка проблемы

Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся… Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…

Проблема, поднятая автором, особенно актуальна в наши дни

Вот такие длинные, но неизменно одинаковые (слово в слово) вступления особенно травмируют психику проверяющих. Во-первых, ясно, что списано или зазубрено. Во-вторых, никакой пользы от этого вступления, кроме накопления слов. Смысла оно не несёт. В-третьих, это вступление часто пишут в сочинениях по проблемам, которые никого особенно и не волнуют. Над такими сочинениями эксперты смеются. См. рекомендацию выше.

Не забывайте, что человечество сначала жило в пещерах и занималось собирательством. Подумайте, волновали ли его тогда ваши риторические вопросы. Может быть, не надо так сильно обобщать.

Примеры и переходы к ним

Автор исследует эту проблему на примере эпизода из жизни…

Эти события автор описывает, чтобы.

Писатель изображает такого-то героя, который. (очень краткий пересказ)

Симпатии автора на стороне такого-то героя

Слова/поступки героя говорят нам о том, что. и позволяют понять.

Попадаются тексты, в которых писатели вообще не поднимают никаких проблем, но мы вынуждены натягивать сову на глобус, так как необходимо выполнить требования ФИПИ. Поаккуратнее с такими выражениями. Убедитесь, что автор действительно привлекает внимание к поставленному вопросу, а не ромашки описывает. Да, иногда нам приходится говорить, что проблема есть, когда её по факту нет, но не надо уж так усугублять своё шаткое положение. И стилистический недочёт: не очень хорошо начинать абзац с придаточного предложения. За такую фразу баллы не отнимут, но и гордиться ею нельзя.

Не имитируйте научный стиль, если вы им пока не владеете. Это страшно выглядит в ваших работах и часто вызывает стилистический разнобой. Кроме того, смысл высказывания не совсем ясен. Почему автор продолжает повествование? Он останавливался? Вы уверены, что в тексте именно повествование, а не рассуждение или описание?

По мере развития авторской мысли мы видим, что…

В следующем эпизоде на первый план выходит…

Лексическая несочетаемость. Мысли по поводу могут быть, а эмоции возникают непроизвольно, поэтому они не по поводу. И ещё с осторожностью ставьте рядом такие слова, как "мыслить" и "эмоции", "чувства". Мыслительная деятельность и эмоциональная реакция находятся как бы в разных пластах деятельности человека. Если автор начал размышлять, вероятно, эмоции уже в прошлом. В определённых ситуация (например, у психоаналитика) человек может вспомнить, какие эмоции испытывал, назвать эти эмоции, но вообще очень редко эмоции нужны для размышлений над каким-либо вопросом. Посмотрите внимательно, что делает автор на самом деле: размышляет или передаёт эмоции. Не пишите эту фразу просто потому, что вам нравится шаблон и надо сделать какой-то переход. Очень маловероятно, что она подойдёт к тексту.

Языковая ошибка: нарушение грамматической сочетаемости. Рассуждать о чём-то, размышлять над чем-то.

Мне кажется/наверное/думаю, никто не останется равнодушным, прочитав о том, как.

Повествование и рассуждение - разные типы речи, автор не может делать одновременно и то, и другое. Вообще, поаккуратнее со словом "повествует": оно не всегда уместно в сочинении, особенно по тексту публицистического характера.

Поднята проблема, а не вопрос. Вопрос задан. Некрасиво звучит "поднятым им". Это уже речевые недочёты.

Автор поднимает/ставит/ исследует проблему. убеждает читателя. фиксирует внимание на.

вступает в полемику с . (для публицистических текстов)

Автор убеждён в том, что. (цитата). Действительно, . (для публицистического текста)

Связь примеров

Многие считают, что такое предложение нужно написать в конце комментария, и тогда эксперт радостно поставит пятый балл по К2. Нет, не поставит, потому что содержания в этом предложении ноль, это вода. И даже может снять балл за логику (К5), если примеры противопоставлены. Может — за речь (К10), потому что не примеры помогают автору, стремясь дополнить друг друга, для автора части его текста - не примеры. И что значит "раскрыть сущность проблемы"?

Совсем иначе ведет себя такой-то герой.

Поведению героя противопоставлены поступки…

Дополнение и уточнение:

Аналогичную ситуацию автор описывает в следующем эпизоде.

Автор дополняет и развивает эту мысль так-то и так-то (для публицистических текстов)

Похожим образом герой поступает и в следующем эпизоде / и другой герой (для художественных текстов)

Лишняя запятая и стилистическая ошибка, К8 и К10 в одной строке.

Ошибка в употреблении деепричастного оборота (деепричастный оборот в безличном предложении). Некоторые учебники считают этот вариант допустимым, но зачем вам рисковать? Возможно снижение балла по К9.

Канцеляризм "вышесказанное" + "хочется сказать" - смешение стилей. Ошибка не грубая, но могут снизить балл по К6.

Не пишите по шаблонам, которые вам передали выпускники прошлого или позапрошлого года! Существуют предложения-связки, но они должны быть простыми и понятными, их не нужно заучивать. А если уж решили заучить, убедитесь, что заучиваете варианты, в которых хотя бы нет стилистических ошибок.

Благодарим за помощь в создании этого материала Наталию Ягинцеву, Наталью Шилову, Алексея Лямина, Наталью Ващенко, Татьяну Иванову, Наталью Сметнёву, Татьяну Сафонову, Оксану Ласковскую и других преподавателей.


Автор: Оксана Беляева / Юлия Фишман / Елена Дудина
Свидетельство о публикации № 6231237 от 18 Июня 2020

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.

На главную страницу

— Разборы экзаменационных заданий

Сочинение и шаблоны-убийцы

Мы просто очень устали видеть этот ужас в сочинениях, которые вы присылаете нам на проверку. Поэтому появилась такая статья.

Шаблоны и речевые клише нужны. Мы не хотим сказать, что все шаблоны - зло. Без клише не написать сочинение быстро. Использование клише в сочинении на ЕГЭ помогает не только существенно сэкономить время на экзамене, но и не забыть про требования ФИПИ, ведь по клише многие вспоминают о необходимых частях сочинения.

И что делать? Либо учитесь писать полностью самостоятельно, либо придумайте собственные заготовки. Можно найти что-то незаезженное, но пусть ваш учитель или репетитор (взрослый!) одобрит выбранные фразы, а то набираете по всему интернету что попало, а потом теряете баллы.

Изучите таблицу. Мы объяснили, чем плохи клише, которые реально используются в каждом втором сочинении. Критикуешь - предлагай. Справа фразы, с помощью которых можно было бы выразить тот же смысл, но без потери баллов. Обратите внимание: мы не стремились создать полный сборник клише для сочинений. Здесь варианты не на все случаи жизни. Мы лишь показываем, что без предложений из левого столбика легко можно обойтись. Не надо за них цепляться.

Неудачные клише

Вступление и формулировка проблемы

Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся… Именно этот вопрос, который не может не беспокоить современного человека, затрагивает…

Проблема, поднятая автором, особенно актуальна в наши дни

Вот такие длинные, но неизменно одинаковые (слово в слово) вступления особенно травмируют психику проверяющих. Во-первых, ясно, что списано или зазубрено. Во-вторых, никакой пользы от этого вступления, кроме накопления слов. Смысла оно не несёт. В-третьих, это вступление часто пишут в сочинениях по проблемам, которые никого особенно и не волнуют. Над такими сочинениями эксперты смеются. См. рекомендацию выше.

Не забывайте, что человечество сначала жило в пещерах и занималось собирательством. Подумайте, волновали ли его тогда ваши риторические вопросы. Может быть, не надо так сильно обобщать.

Примеры и переходы к ним

Автор исследует эту проблему на примере эпизода из жизни…

Эти события автор описывает, чтобы.

Писатель изображает такого-то героя, который. (очень краткий пересказ)

Симпатии автора на стороне такого-то героя

Слова/поступки героя говорят нам о том, что. и позволяют понять.

Попадаются тексты, в которых писатели вообще не поднимают никаких проблем, но мы вынуждены натягивать сову на глобус, так как необходимо выполнить требования ФИПИ. Поаккуратнее с такими выражениями. Убедитесь, что автор действительно привлекает внимание к поставленному вопросу, а не ромашки описывает. Да, иногда нам приходится говорить, что проблема есть, когда её по факту нет, но не надо уж так усугублять своё шаткое положение. И стилистический недочёт: не очень хорошо начинать абзац с придаточного предложения. За такую фразу баллы не отнимут, но и гордиться ею нельзя.

Не имитируйте научный стиль, если вы им пока не владеете. Это страшно выглядит в ваших работах и часто вызывает стилистический разнобой. Кроме того, смысл высказывания не совсем ясен. Почему автор продолжает повествование? Он останавливался? Вы уверены, что в тексте именно повествование, а не рассуждение или описание?

По мере развития авторской мысли мы видим, что…

В следующем эпизоде на первый план выходит…

Лексическая несочетаемость. Мысли по поводу могут быть, а эмоции возникают непроизвольно, поэтому они не по поводу. И ещё с осторожностью ставьте рядом такие слова, как "мыслить" и "эмоции", "чувства". Мыслительная деятельность и эмоциональная реакция находятся как бы в разных пластах деятельности человека. Если автор начал размышлять, вероятно, эмоции уже в прошлом. В определённых ситуация (например, у психоаналитика) человек может вспомнить, какие эмоции испытывал, назвать эти эмоции, но вообще очень редко эмоции нужны для размышлений над каким-либо вопросом. Посмотрите внимательно, что делает автор на самом деле: размышляет или передаёт эмоции. Не пишите эту фразу просто потому, что вам нравится шаблон и надо сделать какой-то переход. Очень маловероятно, что она подойдёт к тексту.

Языковая ошибка: нарушение грамматической сочетаемости. Рассуждать о чём-то, размышлять над чем-то.

Мне кажется/наверное/думаю, никто не останется равнодушным, прочитав о том, как.

Повествование и рассуждение - разные типы речи, автор не может делать одновременно и то, и другое. Вообще, поаккуратнее со словом "повествует": оно не всегда уместно в сочинении, особенно по тексту публицистического характера.

Поднята проблема, а не вопрос. Вопрос задан. Некрасиво звучит "поднятым им". Это уже речевые недочёты.

Автор поднимает/ставит/ исследует проблему. убеждает читателя. фиксирует внимание на.

вступает в полемику с . (для публицистических текстов)

Автор убеждён в том, что. (цитата). Действительно, . (для публицистического текста)

Связь примеров

Многие считают, что такое предложение нужно написать в конце комментария, и тогда эксперт радостно поставит пятый балл по К2. Нет, не поставит, потому что содержания в этом предложении ноль, это вода. И даже может снять балл за логику (К5), если примеры противопоставлены. Может — за речь (К10), потому что не примеры помогают автору, стремясь дополнить друг друга, для автора части его текста - не примеры. И что значит "раскрыть сущность проблемы"?

Совсем иначе ведет себя такой-то герой.

Поведению героя противопоставлены поступки…

Дополнение и уточнение:

Аналогичную ситуацию автор описывает в следующем эпизоде.

Автор дополняет и развивает эту мысль так-то и так-то (для публицистических текстов)

Похожим образом герой поступает и в следующем эпизоде / и другой герой (для художественных текстов)

Лишняя запятая и стилистическая ошибка, К8 и К10 в одной строке.

Ошибка в употреблении деепричастного оборота (деепричастный оборот в безличном предложении). Некоторые учебники считают этот вариант допустимым, но зачем вам рисковать? Возможно снижение балла по К9.

Канцеляризм "вышесказанное" + "хочется сказать" - смешение стилей. Ошибка не грубая, но могут снизить балл по К6.

Не пишите по шаблонам, которые вам передали выпускники прошлого или позапрошлого года! Существуют предложения-связки, но они должны быть простыми и понятными, их не нужно заучивать. А если уж решили заучить, убедитесь, что заучиваете варианты, в которых хотя бы нет стилистических ошибок.

Благодарим за помощь в создании этого материала Наталию Ягинцеву, Наталью Шилову, Алексея Лямина, Наталью Ващенко, Татьяну Иванову, Наталью Сметнёву, Татьяну Сафонову, Оксану Ласковскую и других преподавателей.


Автор: Оксана Беляева / Юлия Фишман / Елена Дудина
Свидетельство о публикации № 6231237 от 18 Июня 2020

Сочинение — как многим может казаться — это одна из самых сложных письменных работ в школе. Ведь при её подготовке школьнику необходимо не только написать грамотный текст, но и подойти к нему творчески. И всё это за один или два урока! Звучит и правда страшно, но на самом деле всё совсем не так. Рассказываем, как запросто написать сочинение-рассуждение на любую тему.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Что представляет собой сочинение-рассуждение?

Не будем давать тебе определение из словаря терминов, ведь из названия и так всё ясно: в нём нужно рассуждать. К слову, в сочинении-описании — описывать всё до малейших деталей, в сочинении-повествовании — делать акцент на развитии событий. Соответственно, в сочинении-рассуждении — объяснять свою точку зрения, подкрепляя её аргументами.

Как писать сочинение-рассуждение?

1) Вступление = твоя оценка (согласен либо нет) тезиса.

2) Основная часть = доказательства твоей точки зрения (аргументы).

3) Заключение = обобщение всего вышесказанного и конечные выводы.

Кстати, если ты пишешь сочинение-рассуждение по произведению, то следуй схеме на инфографике:


Вступление в сочинении-рассуждении

Совет: если идея эпиграфа тебе понравилась, то можешь заранее подготовить один-два примера к каждой из тем для итогового сочинения 2022.

Во вступлении ты также можешь упомянуть о важности и актуальности данного тезиса, сделать небольшой экскурс в историю или поделиться своим мнением по данной теме.


Записывайся на онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ Поможем систематизировать материал, закрыть пробелы в знаниях и сдать ЕГЭ на 80+ баллов! Обучение онлайн без привязки ко времени и месту. Записаться прямо сейчас


Основная часть в сочинении-рассуждении

В нашей теме о маме в качестве научного тезиса можно было бы упомянуть, что, согласно исследованиям, более психологически устойчивыми и успешными становятся те люди, которые в детстве получали от мамы достаточное количество любви и ласки. Далее можешь обратиться к литературе, вспомнить стихи и прозу, посвящённую маме.

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть не только интересным, но и написанным грамотно

Погрузившись в рассуждения, не забывай про орфографию и пунктуацию. Сочинение должно быть написано не только интересно, но и грамотно

Заключение в сочинении-рассуждении

Наверняка ты замечал: когда читаешь большой текст, забываешь, что было в начале. Именно поэтому в заключении важно, во-первых, кратко пройтись по всему вышесказанному, а во-вторых, сделать выводы. Посмотри структуру своего сочинения и выдели самое важное, что вынесешь в заключительную часть.

Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: