А алексин а тем временем где то сочинение

Обновлено: 30.06.2024

В нашем обществе многое изменилось за последние годы, но одно остается неизменным – потребность в доброте, сострадательности, отзывчивости.
Я считаю, что самое главное в людях – это способность быть добрым. Произведения А.Г. Алексина говорят о редких людях, живущих не для себя одних, совершающих нравственные поступки, поэтому каждое его произведение – это урок нравственности, хотелось бы, чтобы эти уроки не забывались. Поэтому я каждый год обращаюсь на уроках литературы к творчеству Анатолия Алексина, которое неоправданно забыто в программах. Произведения его современны, словно о нас.

  • Образовательные:
    • познакомить с биографией писателя А.Г Алексина, с героями его повести;
    • определить тему и идею произведения.
    • развить навык самостоятельно мыслить и четко оформлять свои мысли;
    • развить познавательный интерес и расширить кругозор учащихся;
    • развить навыки анализа художественного произведения.
    • воспитать нравственно-устойчивую личность, постоянно стремящуюся к совершенству;
    • воспитать любовь к людям, сознание необходимости делать добро;
    • воспитать любовь к литературе.

    Методические приемы: беседа, аналитическое чтение текста, инсценирование.

    Подготовительная работа:

    Оформление доски: эпиграф, портрет писателя, словарь к уроку, выставка книг писателя, детские иллюстрации к повести.

    II. Обратимся к биографии писателя.

    А.Г.Алексин

    Биографию писателя рассказывает подготовленный заранее ученик. (АЛЕКСИН Анатолий Георгиевич – русский писатель (прозаик, драматург, сценарист). Родился 3-го августа 1924 года в Москве. Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. За свои литературные произведения, удостоенные Государственных премий СССР, России и многочисленных зарубежных наград и "За большой вклад в развитие литературы" награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, а также другими высокими зарубежными наградами. Член-корреспондент Российской Академии образования (с 1982 г.). Включен в Международный Почетный список имени Х.-К. Андерсена. Награжден Юбилейной медалью имени А. С. Пушкина и Золотой медалью имени Януша Корчака. Член Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля. Почетный член Союза писателей Америки и Канады.
    Книги А. Алексина изданы на сорока восьми языках мира, тираж которых превысил сто двадцать миллионов экземпляров. Это – английский, немецкий, французский, испанский, украинский, греческий, китайский, японский, польский, чешский, хинди, иврит, венгерский, румынский, арабский, казахский, литовский, эстонский, армянский, грузинский и другие языки. Имя писателя А. Г. Алексина включено во многие российские и зарубежные академические издания.)

    Вопрос детям: Какие высказывания вы нашли о творчестве А.Г. Алексина? Слушаем высказывания:

    Учитель: Действия в произведениях Алексина развертываются в школе, в больнице, на стройке, но в центре всегда семья, отношения между взрослыми и детьми, поэтому произведения адресованы и взрослым и детям. Писатель своим творчеством утверждает нравственную норму поведения, он говорит о главном качестве человека – о гуманности и что дети равноправны с взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее.

    гуманизм – отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе;
    гуманный – проникнутый любовью к человеку, человечный, человеколюбивый;
    нравственность – совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе;
    нравственный – соблюдающий нормы общественного поведения;
    оптимизм – доброе, жизнерадостное мироощущение; оптимистический – жизнерадостный;


    Учитель: Жизнь можно прожить по-разному. Можно быть внимательным, добрым к окружающим. Или быть равнодушным, черствым. По-разному живут герои повести Алексина.

    Учитель беседует с детьми по следующим вопросам:

    Учитель: Кто, по вашему мнению, главный герой повести? Расскажите о нем.

    Рассказ ученика.

    Сергей Емельянов, который учился в 6 классе, чувствовал себя счастливым человеком, ему казалось, что он имел право на проступки и ошибки, потому что его родители совершили много правильного и добросовестного, жертвовать собой не любил.

    Учитель: В какой семье воспитывался Сергей, расскажите о ней, пользуясь вашими иллюстрациями к повести.

    Рассказ ученика о родителях Сергея (Образцовая, дружная, по утрам бегают, загорелые, белозубые, в жизни все делали с перевыполнением, отец вел кружок в школе, у него были хорошие родители)

    Учитель: Понравились ли вам родители Сергея, чем именно? (Понравились)

    Учитель: Родители Сергея похожи между собой, а на кого похож Сергей? (На бабушку)

    Учитель: Очень редко возникает дружба между пожилыми и юными людьми, замечательную дружбу бабушки и Сергея показал автор в повести.

    Рассказ ученика о дружбе бабушки и Сергея, подготовленный заранее.

    Рассказ ученика об Антоне и его дружбе с Сергеем, подготовленный заранее.

    (Добросовестный, надежный, готов всегда прийти на помощь, дружили больше двух лет, давал Сергею списывать.)

    Учитель: Как жилось Сергею-младшему в семье? (Безмятежно, счастливо, беспечно)

    Учитель: Какой событие перевернуло всю его жизнь? (Он получил два письма, адресованные Сергею Емельянову)

    Подготовленный ученик читает текст письма из книги.

    Учитель: Скажите, как вы относитесь к тому, что Сергей прочитал чужое письмо? (Отрицательно, читать нельзя)

    Учитель: Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.)

    Учитель: Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи)

    Учитель: Обращался ли Сергей к кому-нибудь за помощью? (Нет)

    Учитель: Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне)

    Учитель: Кто такая Нина Георгиевна?

    Рассказ ученика о Нине Георгиевне, подготовленный заранее (Вид усталый, лицо бледное, утомленное, но темная коса молодила ее, близорукая, работает врачом в школе, голос удивительно мягкий, спокойный, доброта – вот что в ней главное)

    Учитель: Что увидел Сергей на стене в комнате Нины Георгиевны? (Портрет своего отца)

    Учитель: Что Сергей узнает о своем отце от Нины Георгиевны? (О болезни отца – жестокая бессонница, благодаря Нине Георгиевне он выздоровел, она его лечила, помогала заочно учиться)

    Учитель: Замечательным для нее был и Шурик, которого нашли настоящие родители и который теперь уходит от Нины Георгиевны. Его она тоже оправдывает. Посмотрим сцену, которую подготовили ребята и потом прокомментируем ее.

    Два ученика исполняют сцену ухода Шурика, подготовленную заранее.

    Учитель: Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, надо было проститься, такие люди, как Шурик, страшны)

    Учитель (о роли детали в повести): Скажите, почему портреты отца Сергея и Шурика висят рядом в комнате Нины Георгиевны? (Для нее они были самыми дорогими людьми, и еще автор подчеркивает, что они очень похожи своей жестокостью, холодностью, безразличием, равнодушием.)

    Учитель: Дайте оценку поступку Сергея. (Он не дает восторжествовать несправедливости, отец не смог ответить добром на добро, теплом на тепло, не смог и Шурик, но Сергей заполнил вакуум, образовавшийся вокруг Нины Георгиевны)

    III. Разговор о Сергее после анализа повести по следующим вопросам:

    Учитель: Запишите в тетрадь основные качества его характера
    Через 5 минут проверяем написанное (слушаем 2-3 работы) (Умеет хранить тайны, добрый, отзывчивый, умеет дружить, готов прийти на помощь, живущий не для себя одного, человек с хорошим сердцем и доброй душой)

    Ответы учащихся:

    – Сегодня на уроке мы познакомились с одной из повестей А.Г. Алексина. Эта повесть – глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находится в самом человеке, и победить зло не просто, но нужно стараться.

    Повествование ведётся от лица шестиклассника Сергея Емельянова.

    У Сергея Емельянова такое же имя, как и у его отца, поэтому и приключилась с ним история, из-за которой он отказался от путешествия к морю. Началось это три года назад, когда Сергей учился в шестом классе.

    Продолжение после рекламы:

    Сергей считал, что имеет право на ошибки, раз его лучшие в мире родители сделали так много хорошего и правильного. Учился мальчик не так идеально, как хотели бы учителя, и по мнению учителя зоологии, нарушал законы наследственности.

    Сергей был похож на бабушку с маминой стороны — так же любил ходить в кино и не любил бегать по утрам. С ней он оставался, когда родители уезжали в командировки.

    Брифли существует благодаря рекламе:

    Сергею это письмо не понравилось. Он почувствовал, что его налаженной жизни в идеальной семье угрожает неведомая опасность, но посоветоваться не мог ни с бабушкой, ни с Антоном. Сергей решил всё выяснить сам и отправился по адресу, написанному на конверте.

    Я, ничего ещё не свершивший, решил сам защитить то единственное, что отличало меня от многих и чем я гордился: образцовость нашей семьи.

    Неведомая Н. Е. жила в коммунальной квартире. Мальчик боялся, что увидит молодую красавицу, но ему открыла немолодая, встревоженная женщина в очках с толстыми стёклами.

    Женщину звали Ниной Георгиевной. Давно, ещё до войны, она была женой Серёжиного отца. Тогда он был болезненный и слабый, работал и учился заочно. В первый год войны его сильно контузило, Надежда Георгиевна выходила мужа, но у него надолго осталась бессонница. Теперь отец Сергея спал без сновидений и не вспоминал о первой жене.

    Продолжение после рекламы:

    Сергею стало стыдно за отца, который бросил человека, спасшего ему жизнь. Потом мальчик подумал, что спасти жизнь отцу мог любой врач и добиться всего в жизни он смог бы и без Нины Георгиевны. Успокоив себя, Сергей отправился в школу.

    В школе он вспомнил, что даже не поинтере­совался, какая беда случилась у Нины Георгиевны, после уроков отправился к ней и первым делом спросил, почему она поссорилась с его отцом.

    С мужем Нина Георгиевна не ссорилась, они просто расстались, ведь она была намного старше его. После развода она усыновила Шурика — мальчика из детского дома, потерявшегося во время войны.

    Теперь Шурику шёл шестнадцатый год, его нашли настоящие родители и Нина Георгиевна боялась, что сын бросит её, поэтому и обратилась за поддержкой к отцу Сергея — больше было не к кому. Поняв, насколько одинока эта женщина, Сергей сгоряча пообещал приходить к ней каждый день.

    Желая утешить человека, порой обещаешь ему то, что потом невозможно выполнить. Или почти невозможно.

    Дома Сергей убедил себя, что выполнять это обещание совсем не обязательно, но на следующий день всё-таки пошёл к Нине Георгиевне. Дверь ему открыл аккуратно одетый и красивый парень — Шурик. Нины Георгиевны дома не было, и Шурик собирал чемодан, чтобы уйти, не прощаясь.

    Брифли существует благодаря рекламе:

    Шурик ушёл, оставив на столе ключи от квартиры, чтобы не было пути назад. Сергей невольно сравнил его со своим отцом, и ему стало неприятно, он попытался убедить себя, что отец и Шурик бросили Нину Георгиевну по-разному.

    Нина Георгиевна сразу догадалась, что Шурик ушёл навсегда, и стала оправдывать сына. Сергей разозлился и рассказал ей, как Шурик использовал её близорукость. Нина Георгиевна и тут нашла оправдание — она же не детский врач, а невропатолог, и если это произошло, значит она не имеет права лечить детей.

    С этого момента Сергей начал взрослеть, из его жизни ушла беспечность. Теперь он чувствовал себя обязанным защищать и опекать Нину Георгиевну вместо отца и Шурика. Но чтобы снова прийти к ней, Сергею нужен был повод. Он решил доказать, что Нина Георгиевна — хороший врач и может лечить детей.

    Обычно мальчик легко находил выход из любого положения с помощью какого-нибудь обмана или розыгрыша, поэтому сначала он решил притвориться больным и попросить Нину Георгиевну полечить его, но быстро понял, что обмануть её не сможет. Тогда он вспомнил об Антоне, которого действительно надо было лечить от заикания. Нина Георгиевна вылечит его, а потом мама Антона напишет ей благодарность.

    Однако, Нину Георгиевну эта уловка не обманула.

    Чтобы уйти от человека, надо иногда придумывать ложные причины. Потому что истинные бывают слишком жестоки. Но чтоб прийти, ничего не нужно придумывать. Надо просто прийти, и всё…

    Прошло три года. Всё это время Сергей навещал Нину Георгиевну, но родители об этом так и не узнали. Полгода назад родители Сергея переехали в другой город, поближе к объектам, которые проектировали. Мальчик обещал, что будет приезжать к Нине Георгиевне, бабушке и Антону каждое лето.

    Наступили последние летние каникулы Сергея. Перед поступлением в институт отец решил свозить его к морю. Билеты на самолёт уже были куплены, когда Сергей получил письмо от Нины Георгиевны. Она писала, что отказалась от работы в пионерлагере и ждёт его.

    Сергей написал длинный ответ, в котором объяснял, что приедет только в январе, но не смог его отослать и стать третьей потерей Нины Георгиевны. Он отказался от отдыха, сильно поссорился с отцом и поехал сдавать билет.

    Цели и задачи урока:

    познакомить с биографией писателя А.Г Алексина, с героями его повести;

    определить тему и идею произведения;

    формировать умения выделять главное, сравнивать, обобщать,

    Развивающие:

    Обеспечить развитие речи у учащихся.

    воспитать уважительное отношение к людям, сознание необходимости делать добро;

    воспитать любовь к литературе.

    Методические приемы:

    беседа, аналитическое чтение текста, инсценирование.

    Подготовительная работа:

    Оформление доски:

    эпиграф, портрет писателя, выставка книг писателя, детские иллюстрации к повести.

    Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов)


    В 1993 году Анатолий Алексин переехал в Израиль, где живет и работает по сей день. Является членом Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба и Союза русскоязычных писателей Израиля.

    Учитель поступки учеников ставил в зависимость от семей, из которых они и произрастали. Благополучные, неблагополучные, образцовые семьи. Семья Сергея Емельянова была образцовой.

    Почему Сергей нарушал законы наследственности?

    Почему Сергей вскрыл письмо?

    Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.)

    Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи)

    Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне.

    Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, бессердечно, расчетливо. Такие люди, как Шурик, страшны.)

    Какие цитаты вы выделили, чтобы подтвердить, что Сергей Емельянов повзрослел?

    Каким поступком Сергей доказывает, что он не способен на предательство?

    Как бы вы охарактеризовали Сергея? ( Добрый, отзывчивый, умеет дружить, готов прийти на помощь, живущий не для себя одного, человек с хорошим сердцем и доброй душой)

    Какова тема повести? (В центре повести – семья. В ней растущий человек получает уроки нравственности и морали.

    Какие уроки получили вы для себя? (Ответы учащихся)

    Какова же идея этой повести? (Спешите делать добро. Чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешения. Дети равноправны со взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее

    1. Анатолий Георгиевич Алексин.

    5. Повесть была написана в 1967 году.

    6. События повести происходят в годы ее написания, то есть 1960-е годы.

    7. Герой повести – школьник Сережа, из семьи советских интеллигентов. Его родители – инженеры, проектируют заводы, часто уезжают в командировки, а Сережа остается с бабушкой. Сережа – самый обычный мальчишка, не самый примерный ученик, любит гонять мяч во дворе, может на урок опоздать, приврать, нафантазировать. Но он человек добрый, хороший друг.

    Отец Сережи, тоже Сергей, всегда делает и говорит правильные вещи, в плане самодисциплины является примером для сына и окружающих. И в нравственном, моральном аспекте он непогрешим, все считают его порядочным, человечным, уравновешенным, никогда не демонстрирующим бурных эмоций.

    Мама Сережи тоже во многом схожа с отцом, но все-таки она более нежно привязана к сыну, скучает по нему в командировках.

    Бабушка Сережи более близка мальчику по характеру. Она тоже не прочь попроказничать, у нее отличное чувство юмора и ироничный взгляд на вещи, в какой-то мере и на родителей Сережи. Никакого пиетета к расхваленным всеми дочери и зятю она не испытывает.

    8. Так вот, наступает момент, когда мальчику Сереже приходится усомниться в моральной непогрешимости отца. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

    Он узнает, что его отец не всегда был таким физически крепким, жизнерадостным, самоуверенным человеком. В его жизни были тяжелые времена, война, плохое здоровье. Тогда с ним рядом был человек, женщина, которая помогла ему преодолеть трудности, встать на ноги, и он эту женщину оставил, забыл о ее существовании. И даже когда она однажды попросила о помощи, не откликнулся, никак не отреагировал на ее обращение к нему.

    Мальчик знакомится с этой женщиной и становится свидетелем того, как ее приемный сын уезжает от нее к родителям, которые нашли его после долгих поисков. При чем уезжает тайно, не попрощавшись с Ниной Георгиевной, которая вырастила и воспитала его, была фактически ему матерью. Этот подросток своими холодными рассуждениями напоминает Сереже отца, и невольно возникает параллель между их поступками по отношению к одной и той же женщине.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Езерская Наталья Тадеушевна, учитель русского языка и литературы

    За последние годы в мире многое изменилось. Поменялись приоритеты - наше общество зачастую отодвигает то, что реально важно на второй, третий и даже четвертый план. Но ещё никогда так остро не стоял вопрос потребности людей в доброте, сострадательности, отзывчивости.

    Самое главное в людях – это способность быть добрым. В произведениях А.Г. Алексина мы встречаем редких людей, живущих не для себя одних, совершающих нравственные поступки, поэтому каждое его произведение – это урок нравственности, который не забывается, оставляет зарубку в душе. Произведения Анатолия Алексина современны, словно о нас.

    Образовательные :

    познакомить с биографией писателя А.Г Алексина, с героями его повести;

    определить тему и идею произведения.

    Развивающие :

    развивать навык самостоятельно мыслить и четко оформлять свои мысли;

    развивать познавательный интерес и расширить кругозор учащихся;

    развивать навыки анализа художественного произведения.

    Воспитательные :

    воспитывать личность, нравственно-устойчивую к жестокости, эгоизму, корыстолюбию, постоянно самосовершенствующуюся;

    воспитывать сознание необходимости делать добро;

    воспитать любовь к литературе.

    Методические приемы: беседа, аналитическое чтение текста, инсценирование.

    Подготовительная работа:

    Оформление доски: эпиграф, портрет писателя, словарь к уроку, выставка книг писателя, детские иллюстрации к повести.

    II. Обратимся к биографии писателя. Биографию писателя рассказывает подготовленный заранее ученик.

    Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Отец Георгий Платонович Гоберман – педагог, экономист, журналист. Мать Мария Михайловна Гоберман – актриса.

    Первое сильное воспоминание детства будущего писателя – арест отца в 1937 году. Георгий Платонович был очень деятельным и всесторонне развитым человеком.

    После 1966 года и в период застойных 70-х автор посвящает свое творчество юношеству и молодежи. Темы его новых произведений – рассказов, повестей, пьес – это взаимоотношения детей с миром взрослых, первые опыты гордости, жалости, стыда, проявления д етского эгоизма, собственничества, а порой и жестокости.

    В 1980 году литератор получает Международную премию европейских стран имени Максима Горького за лучшее произведение для юношества.

    Известие о смерти писателя пришло из Люксембурга 1 мая 2017 года. Анатолий Алексин скончался на 93-м году жизни. Причины не были упомянуты в некрологе, но в одном из интервью автор обмолвился, что перенес 2 онкологических заболевания.

    Учитель: В произведениях Алексина события разворачиваются в школе, в больнице, на стройке, но в центре всегда семья, отношения между взрослыми и детьми, поэтому произведения адресованы и взрослым и детям. Писатель своим творчеством утверждает нравственную норму поведения, он говорит о главном качестве человека – о гуманности и что дети, так же как и взрослые, в ответственности за происходящее.

    гуманизм – отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе;
    гуманный – проникнутый любовью к человеку, человечный, человеколюбивый;
    нравственность – совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе;
    нравственный – соблюдающий нормы общественного поведения;
    оптимизм – доброе, жизнерадостное мироощущение; оптимистический – жизнерадостный;

    Учитель: По-разному живут герои повести Алексина. Можно быть внимательным, добрым к окружающим. Или быть равнодушным, черствым.

    Беседа по вопросам:

    Учитель: Расскажите о главном герое повести.

    Рассказ ученика.

    Ученик 6 класса, Сергей Емельянов, , чувствовал себя счастливым человеком. Ему казалось, что он имел право на проступки и ошибки, потому что его родители совершили много правильного и добросовестного.

    Учитель: В какой семье воспитывался Сергей, расскажите о ней.

    Рассказ ученика о родителях Сергея. Образцовая, дружная, по утрам бегают, загорелые, белозубые, в жизни все делали с перевыполнением. Отец вел кружок в школе. У Сергея были хорошие родители.

    Учитель: Чем именно понравились вам родители Сергея?

    Учитель: Родители Сергея похожи между собой, а на кого похож Сергей? (На бабушку)

    Учитель: Как вы думаете, может ли завязаться дружба между людьми с большой разницей в возрасте? ( Очень редко возникает дружба между пожилыми и юными людьми). Замечательную дружбу бабушки и Сергея показал автор в повести.

    Рассказ ученика о дружбе бабушки и Сергея, подготовленный заранее.

    Рассказ ученика об Антоне и его дружбе с Сергеем, подготовленный заранее .

    ( Добросовестный, надежный, готов всегда прийти на помощь, давал Сергею списывать. Антон и Сергей дружили больше двух лет)

    Учитель: Как жилось Сергею-младшему в семье? (Безмятежно, счастливо, беспечно)

    Учитель: Какой событие перевернуло всю его жизнь? (Он получил два письма, адресованные Сергею Емельянову)

    Подготовленный ученик читает текст письма из книги.

    Учитель: Скажите, как вы относитесь к тому, что Сергей прочитал чужое письмо? (Отрицательно, читать нельзя)

    Учитель: Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.)

    Учитель: Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи)

    Учитель: Обращался ли Сергей к кому-нибудь за помощью? (Нет)

    Учитель: Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне)

    Учитель: Кто такая Нина Георгиевна?

    hello_html_5e31ba90.jpg

    Рассказ ученика о Нине Георгиевне, подготовленный заранее ( Вид усталый, лицо бледное, утомленное, но темная коса молодила ее, близорукая, работает врачом в школе, голос удивительно мягкий, спокойный, доброта – вот что в ней главное)

    Учитель: Что увидел Сергей на стене в комнате Нины Георгиевны? (Портрет своего отца)

    Учитель: Что Сергей узнает о своем отце от Нины Георгиевны? (О болезни отца – жестокая бессонница, благодаря Нине Георгиевне он выздоровел, она его лечила, помогала заочно учиться)

    Учитель: Замечательным для нее был и Шурик, которого нашли настоящие родители и который теперь уходит от Нины Георгиевны. Его она тоже оправдывает. Посмотрим сцену, которую подготовили ребята и потом прокомментируем ее.

    Два ученика исполняют сцену ухода Шурика, подготовленную заранее.

    Учитель: Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, надо было проститься, такие люди, как Шурик, страшны)

    Учитель (о роли детали в повести): Скажите, почему портреты отца Сергея и Шурика висят рядом в комнате Нины Георгиевны? (Для нее они были самыми дорогими людьми, и еще автор подчеркивает, что они очень похожи своей жестокостью, холодностью, безразличием, равнодушием.)

    Учитель: Дайте оценку поступку Сергея. (Он не дает восторжествовать несправедливости, отец не смог ответить добром на добро, теплом на тепло, не смог и Шурик, но Сергей заполнил вакуум, образовавшийся вокруг Нины Георгиевны)

    III. Разговор о Сергее после анализа повести по следующим вопросам:

    Учитель: Запишите в тетрадь основные качества его характера.
    Через 5 минут проверяем написанное (слушаем 2-3 работы) (Умеет хранить тайны, добрый, отзывчивый, умеет дружить, готов прийти на помощь, живущий не для себя одного, человек с хорошим сердцем и доброй душой)

    Ответы учащихся:

    Учитель: В чем же состоялся важный жизненный урок, извлеченный С. Емельяновым из знакомства и дружбы с Ниной Георгиевной?

    Эти размышления Сергея позволяют нам думать, что когда он будет взрослым, человеком станет настоящим. Мы в эпилоге видим его уже повзрослевшим.
    Учитель: Как бы вы определили, что такое взрослость?
    Действовать активно, брать на себя ответственность, принимать самостоятельные решения. Тот, кто способен сострадать.

    Читайте также: