3 сочинение сказок и стихотворений с использованием элементов триз

Обновлено: 07.07.2024

Дети любят фантазировать. Их легко увлечь сочинением сказок. Технология ТРИЗ позволяет каждому ребёнку создать удивительно логичные и оригинальные истории.

Предлагаю один и алгоритмов, используя который ваш ребёнок напишет свой первый шедевр.

*Для примера я взяла сказку, которую сочинил первоклассник Олег.

Выберите сказочного героя. Если выбрать сложно, напишите некоторое количество сказочных героев на маленьких листочках, перемешайте и пусть ребёнок вытянет наугад.

* Мы с Олегом выбрали Красную Шапочку.

Дайте характеристику герою.

* Наш вариант: девочка, носит красную шапочку, добрая, весёлая, смелая, носит бабушке пирожки.

Подберите к каждой характеристике героя противоположную.

* У нас получилось следующее: мальчик, носит синюю бейсболку, злой, грустный, трусливый, забирает у бабушки пирожки.

Сочинение истории — мысленный перенос нового героя в обстоятельства традиционной сказки.

Помогите сыну или дочери, задавая уточняющие вопросы: Что герой почувствовал? Что подумал? Чего захотел сделать? Что сделал? Зачем? Каким образом герой будет осуществлять задуманное? Как на это отреагировал другой герой?

*Наша сказка - "Синяя Бейсболка"

Жил-был на свете мальчик. Был он трусливый, всё время ходил грустный и злой. Почему он таким был, никто не знает. Но все знают, что он никогда не расставался с синей бейсболкой, поэтому со временем его так и стали называть — Синяя Бейсболка.

Синяя Бейсболка очень любил кушать пирожки, особенно бабушкины. Но из-за скверного характера бабушка внучка не жаловала и пирожками не угощала.

А мальчишка тем временем схватил корзину с пирожками и по лесной дорожке домой направился.

Идёт он, идёт, вдруг навстречу ему серый волк.

Увидел Синяя Бейсболка зверя, испугался и бежать. Так бежал, аж пятки сверкали. А волк за ним. Но не догнал Серый мальчишку. Успел Синяя Бейсболка перед самым носом волка дверь в дом закрыть.

Побежал Серый волк к старушке. Увидела бабушка, что к её дому волк подходит, испугалась и от страху в шифоньер залезла.

Зашёл волк в дом — нет никого. Поискал пирожки — не нашёл. Решил бабушку ждать — может свеженьких напечёт. Лёг на коврик возле кровати. Мягко было на коврике, тепло, сон и сморил зверя.

А бабушке в шкафу тоже не сладко. Не молодая чай — ноженьки болят, спина ноет. Что делать?

Решила бабуля напугать волка. Благо, в шкафу тряпья всякого много. Замоталась она в простынь, завыла страшным голосом и выскочила из шкафа. Волк спросонья решил, что это призраки, испугался и убежал из дома.

Так бабушка волка напугала, что до сих пор Серый её дом стороной обходит и даже внученьку её, Красную Шапочку, не трогает.

Олег и Цуркан Светлана.

Другие статьи этого же автора:

Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк, мне будет радостно.

Подписывайтесь на мой канал и группу ВКонтакте, чтобы получать больше интересной информации.

Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:

1. Это игры и творческие задания , позволяющие ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев, увидеть неограниченные возможности создания образов и их характеристик, узнать, что сказка может быть развернута в любом месте и в любое время. На этом этапе дети познают выразительные средства сказочного текста. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).

2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок :

  1. модель составления сказки с помощью метода "Каталога",
  2. модель составления сказки с помощью метода "Морфологического анализа",
  3. модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора",
  4. модель составления сказки с помощью ТПФ,
  5. модель составления сказки с помощью метода "Волшебного треугольника" .

Метод Каталога выполняет функцию подготовки ребенка к усвоению более сложных моделей. Рекомендуется прежде обучить детей по этому методу составлять текст, отражающий борьбу добра и зла в определенном месте и времени, имеющую положительный результата, затем переходить к другим моделям.

На основе морфологического анализа выделяется модель составления сказки динамического типа.

На основе системного оператора - модель сказки описательного типа, с изменением признаков объектов во времени.

Сказка морально-этического типа создается на основе приемов ТПФ.

В основе конфликтного типа сказки лежит метод "Волшебный треугольник" (вепольный анализ).

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания

Название игры и цель

Содержание и методические рекомендации

Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на второй - с изображением места, где это может происходить.
Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию и стимулирует его творчество.
ПР: как Иванушка попал в подземелье. Как он будет оттуда выбираться, кто ему может помочь и т.д.

Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого сидят разные волшебники времени. На стрелке часов помещается картинка с изображением какого-либо объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект.
ПР: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она будет вечно энергичной, молодой, даже через много сотен лет.

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку.
ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти волка, кипящей воды.
Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз ( дети видят то, что не описано в сказке), Волшебник Ухо ( представление возможных звуков, озвучивание мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.

Составление сказок с помощью метода "Каталога"

Метод разработан профессором Берлинского университета Э.Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Алгоритм построения тренинга

  1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
  2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста.
  3. Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
  4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
  5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
  6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
  7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
  8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.

Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки).

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:

- Жил-был. Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой. Кто?
- Кто помог друзьям спастись?

Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:

- Жил-был. Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть. ). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

Правила поиска ответа на вопрос:

  1. Задается вопрос детям. Например: "Жил-был кто?"
  2. Ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например: "Жил-был. карандаш!") Значит, история будет про карандаш, который попал в беду.
  3. Следующий "ответ" на вопрос ищется на любой другой странице.
  4. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

  1. "Собирать" сюжет в быстром темпе.
  2. Эмоционально реагировать на каждый "найденный" ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
  3. Использовать приемы драматизации.
  4. Прекратить искать "ответы" в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы "мозгового штурма".

Иногда роль ведущего берет на себя ребенок. Сам ставит вопросы и "читает" на них ответ. Воспитатель осуществляет функцию контролера.

Время от времени рекомендуется вспоминать составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники. Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.

Составление сказок динамического типа

Цель: создать педагогические условия для усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих героев.

Базовый алгоритм составления сказки

  1. Выбирается сквозной герой (герои).
  2. Описываются их свойства, мотивы и цели.
  3. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.
  4. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем.
  5. Итог - изменение героя (героев) и вывод жизненного правила.
  6. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.

Методические рекомендации (работа с волшебной дорожкой).

На доске воспитатель рисует сказочную дорожку и обозначает 3-4 ячейки на ее горизонтали
Например:

Обозначается сквозной герой (девочка Лена), ему дается характеристика (девочка умела красиво рассказывать стихи) и цель деятельности (хотела всех научить это делать). Последовательно идет обсуждение реализации этой деятельности: кого хотела научить, где (в магазине, в лесу, в детском саду) и как у нее это получилось. Вывод правила: если даже ты что-то умеешь делать, то нужно учить того, кто этому хочет научиться, для этого нужно знать место и время.

Главным героем сказки может быть какое-то человеческое чувство (любовь, ненависть, зависть, страх), которое путешествует по свету с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии сочинения.

Если путешествует герой с отрицательными качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может перевоспитаться, либо остаться в одиночестве, сам себя наказать. Такое окончание типично для данного типа сказок.

Составление сказок описательного типа

В сказках, созданных человечеством, можно выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы, что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет достаточно четкую причинно-следственную связь. (ПР: "Сказ про Илью Муромца").

Модель сказки-описания наилучшим образом отрабатывается на "чудесном экране" (системном операторе):

Место, где герой учился делу

Место, где осуществляет герой свое дело

Место, в котором есть помеха действиям героя

Герой в детстве, который учится этому делу

Герой и его главное дело

Герой, противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело.

Черты характера, качества личности и умения героя в детстве

Черты характера, качества личности и умения героя при выполнении главного дела

Черты характера, качества личности (изменение их) и умения героя при взаимодействии с окружением

Цель: освоение детьми модели сказки описательного типа (герой должен чему- то научиться в детстве, в зрелом возрасте совершенствовать свое мастерство, противостоять при этом внешним обстоятельствам, мешающим его деятельности).
Сказка-описание, построенная по данной методике, позволяет заложить первые представления о качествах и стиле жизни творческой личности, описанных в Теории развития творческой личности (ТРТЛ).

  1. Выбор какого-либо героя в детском возрасте.
  2. Описание его увлечений, влияния ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо роду деятельности и желание этим заниматься.
  3. Описание становления взрослого человека, который хорошо делает свое дело.
  4. Порча кем-либо дела героя.
  5. Решение творческих задач героя.
  6. Продолжение главного дела.
  7. Вывод жизненного правила, связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.
  8. Название сказки и воспроизведение шагов ее создания.

Рекомендуется проанализировать знакомые сказки: чем герой увлекался раньше и как это влияет на сегодняшнее его дело. Если в сказках неявно прописано детство героя, то необходимо его домыслить и составить небольшой рассказ.

ПР1: Наф-Наф и его детство. У кого он научился быть таким трудолюбивым и разумным.

ПР2: Кем станет в будущем Витя, если он сейчас уже изобретателен и смело борется со злыми силами ( Новогодние приключения Маши и Вити).

Первые сказки описательного характера лучше всего составлять про знакомых сказочных героев.

ПР: История про Бабу Ягу.
Однажды в одном городе жила маленькая девочка. Звали ее Гая. Она всегда была капризная, жадная, отбирала игрушки у других ребят в песочнице. Она не слушалась маму и папу и делала им все на зло. Однажды мама приготовила вкусный обед на день рождения Гаи, девочка все съела сама и никого не угостила. Мама с папой и гости обиделись. Они стали ей говорить, что так делать нельзя. Гая топала ногами, кричала, плакала и убежала из дома в лес. Там она построила себе избушку и стала в ней жить. Когда девочка подросла, она стала делать пакости. Зверята все время отгоняли ее от себя, поэтому она ушла далеко в глухой лес, где не было детей, а были только совы. Она забыла, как ее зовут, поэтому придумала себе новое имя - Яга. Так она жила очень долго, много всего плохого делала, она не любила никого, и никто ее не любил. Однажды в лесу решили построить красивый город. Пришли строители и увидели, что стоит избушка, вся в паутине. Пока Баба Яга ходила-бродила по лесу, они ее дом отремонтировали, посадили цветы, убрали мусор. Когда Баба Яга подошла к дому, то она его не узнала, ей стало стыдно грязной заходить в такой дом, поэтому она помылась, причесалась, одела новое платье и пошла ухаживать за цветами. Тут она вспомнила свое имя, и написала на доме "Здесь живет Гая Ивановна". Иногда она вспоминала о своих плохих делах, но делать их не делала, потому что кругом строился красивый город, и это ее радовало.

Главным героем описательных сказок может быть человек, владеющий каким-либо ремеслом. ПР: Иванушка, который умеет плести хорошо корзины.
Разработка сюжета идет следующим образом:

В доме есть дедушка, который очень хорошо умел плести корзины

Дом у реки, где рядом растут ивы

Дом, речка и ивы, погубленные злым Суховеем

Мальчик Ванечка, интерес к деятельности деда

Иванушка Плетет корзины

Иван спасает деревья

Помощь деду, любовь к нему, внимательность

Трудолюбие, упорство, сильные крепкие руки, доброе сердце

Бойцовские качества (борьба с Суховеем)

Дети осваивают модель описательного типа сказки, в которой основным жизненными правилами являются:

  1. Для того, чтобы делать какое-либо дело, нужны определенные свойства личности или черты характера.
  2. Свойства человека закладываются в детстве под влиянием кого-нибудь или чего-нибудь.
  3. Когда человек делает какое-либо дело, то ему могут мешать внешние обстоятельства, и он должен уметь противостоять им и отстаивать свои интересы.

Современные исследователи проблемы воспитания дошкольников не во всем соглашаются с М. Монтессори, но признают полезность и эффективность разработанных ею дидактических средств. Современной педагогической технологией является теория решения изобретательных задач (ТРИЗ). Основная цель – развитие интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. ТРИЗ разработана на разных уровнях образования (от дошкольного до высшего).

Создателями ТРИЗа предлагаются оригинальные методы и средства развития интеллекта дошкольников и предпосылок творческой деятельности. К этим методам и средствам относятся: метод тотальных объектов, типовые приемы фантазирования, системный оператор, морфологические таблицы, метод маленьких человечков.

I. Сущность метода тотальных объектов состоит в том, что какой—то объект или предмет становится основным при организации деятельности детей. Авторы ТРИЗа считают этот метод универсальным, т. е. он может использоваться в различных видах деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, развитии речи и т. д.

Возможности метода тотальных объектов состоят в том, что с его помощью может быть сформировано умение увидеть главное, основное: умение анализировать объекты и устанавливать взаимосвязи. Метод тотальных объектов способствует воображению.

II. Типовые приемы фантазирования. Главная их цель состоит в развитии воображения дошкольников. Авторы разработок предлагают 4 типовых приема фантазирования.

2. Изменение сюжета сказки.

3. Изменение эпизода сказки.

4. Изменение конца.

Эти приемы фантазирования способствуют развитию умения устанавливать взаимосвязи и умения при известных способах действия предлагать новые, неизвестные.

III. Морфологическая таблица, с помощью которой можно выделить некоторые части объектов, предметов, явлений, например основные части сказки.

Данный метод способствует формированию таких умений, как умение увидеть структуру объекта, т. е. главное. Аналогичными возможностями обладает системный оператор. Первый метод используется авторами ТРИЗа для анализа состояния вещества: жидкого, газообразного, твердого. Каждому состоянию соответствуют свои человечки. Этот метод способствует формированию видения структуры объекта.

Тема: “Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ”.

Цель: актуализация личностного потенциала педагогов к использованию в педагогической деятельности приёмов технологии решения изобретательских задач.

• создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией решения изобретательских задач;

• повысить компетентность в сфере инновационных технологий;

• познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;

• познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ;

• содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса в использование технологии ТРИЗ.

Актуальность: воспитание, построенное на усвоение конкретных фактов, изжило себя, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности. В современном мире огромный поток информации. Сейчас, мало просто, дать детям определенные факты, их надо научить обрабатывать и систематизировать полученную информацию.

Новизна: идеал системы образования 21 века заключается в том, что в основе воспитания дошкольников будет лежать развитие мышления.

Форма проведения: мастер – класс.

Аудитория: педагоги детского сада.

Оборудование и материалы: презентация, ноутбук, проектор, круги Луллия, мешок, мелкие игрушки, картинки сказочных героев, фломастеры, карандаши, клей ножницы, музыкальные инструменты.

Планируемый результат: формальная готовность к предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность. Включение в совместную деятельность.

- активность в процессе творческой деятельности;

- эмоциональность, творческий подход к предложенным ролям;

- умение работать в команде, нестандартный подход к предложенным заданиям;

- творческое мышление во время сочинения сказки;

Осознают себя как участника познавательного, творческого процесса.

Владеют навыками самооценки.

Этап. Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность участников Методы,

возможные виды деятельности Результат

Задача: создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией решения изобретательских задач.

Посмотрите, у меня еще припасена для вас тарелочка с наливными яблочками. Возьмите каждый себе по яблочку, на нем написан номер, это номер стола за которым вы будите сидеть. Присаживайтесь на свои места.

Приветствуют друг друга в игровой форме. Выражают различные эмоции посредством слов, мимики, жестов.

Выбирают наливные яблочки, занимают соответствующие места. Беседа.

Создание хорошего настроения.

Авансирование на предстоящую деятельность. Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания.

Внутренняя мотивация на деятельность

Проблемная ситуация Мы с вами неслучайно поздоровались, как сказочные герои потому, что

тема нашей встречи “Сказка как источник развития словесного творчества детей старшего дошкольного возраста по технологии ТРИЗ”.

Обычно детям читают сказки потому, что это традиция, потому, что это нравится детям. Но что же дают сказки ребенку?

Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Сказки являются необходимым и благоприятным материалом развития творческого, креативного мышления детей. И необходимой базой для сочинения собственных сказок. А если мы научим наших детей сочинять сказки, то воспитаем талантливых детей, умеющих нестандартно мыслить, самостоятельно решать задачи, которые будет ставить им жизнь. Чтобы легко придумывать, составлять сказки, необходимо читать детям сказки, чтобы персонажи сказок были знакомы детям, чтобы между ними была эмоциональная связь, благодаря которой мы можем влиять на сознание, эмоцию интереса (любознательности, любопытства) ребенка, чтобы дети понимали, с какими трудностями связаны персонажи.

Поэтому нашу встречу мне хотелось бы начать со сказки, но не с обычной сказки, а с ТРИЗовской. Послушайте.

- Давайте, вместе подумаем и решим эту задачу. Для того что бы сделать это, нам нужно мыслить нешаблонно, нестандартно, посмотреть на мир глазами ребенка.

Включаются в диалог, проявляют активную позицию.

Слушают сказку, отвечают на вопросы.

Решают проблемную ситуацию.

Включение в совместную деятельность. Проявляют заинтересованность.

Проявляют активность в процессе творческой деятельности.

Актуальность мастер - класса

Задача: повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Согласно теории ТРИЗ

Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Рассказываю теоретические аспекты ТРИЗ – технологии.

Игры и творческие задания.

Задача: повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ. Работу по составлению сказок начинать лучше со старшей группы. Построить ее нужно поэтапно. Первый этап – это предварительная работа по составлению сказок (копилка). Целесообразно проводить эту работу во второй половине дня (один раз в неделю). Для этого я использовала волшебника (театральная кукла) появляется в группе один раз в неделю. Работа с ними идет поэтапно. Волшебник знакомится с детьми, рассказывает о себе, о том, что умеет делать, играет с детьми. Анализирует сказки с целью выявления алгоритма построения сказки. В процессе этой работы дети знакомятся со сказочными зачинами, выявляли черты характера разных героев. Обсуждает с детьми смысл пословиц и поговорок.

Участвуют в играх.

Беседа, рассказ, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Поддержка, оказание помощи во время игр.

Проявляют активность, эмоциональность, творческий подход к предложенным ролям.

Задача: познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

Так же на этом ЭТАПЕ. Следует научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.

Выполняют творческие задания. Приемы активизации творческого мышления педагогов.

Проявляют умение работать в команде, нестандартный подход к предложенным заданиям.

Практическая работа по составлению сказки.

Задача: повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса, способствующей достижению более высоких результатов.

Второй этап – решения сказочных задач. При решении сказочных задач дети решают противоречия, которые возникают между персонажами сказок. Главное при решении сказочной – не изменить или минимально изменить сюжет сказки. Это мы свами сделали еще в начале мастер класса.

Третий этап – создание сказки. Мы рассмотрели с детьми модели составления сказок, которые представлены на слайде.

Поддержка, поощрение, оказание помощи.

Проявляют активность, творческое мышление во время сочинения сказки.

Четвёртый этап – издание детских сказок. Рассмотрев книги, дети сделали вывод: для того, чтобы издать книжку со сказками, надо оформить обложку (автор, название, текст сопроводить картинками (рисунками). Также очень важно для детей, использовать сказки, которые они сочинили в повседневной жизни. Читать, обыгрывать, показывать кукольный и настольный театр. Они с удовольствием показывают свои собственные сказки Слушают, смотрят слайды. Презентация опыта работы.

Задача: содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса в использование технологии ТРИЗ.

- А закончить нашу встречу мне хочется такими словам: если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку, а если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.

Вот сегодня я своими идеями поделилась с вами. Об

-Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты.

-Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты.

-Высказывают свое мнение о полученной информации,

качества выполненной работы и воплощения замысла, своего эмоционального состояния и т. д. Беседа, обсуждение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Работа со сказкой по методике ТРИЗ с детьми

дошкольного возраста

Воспитатель: Полякова Светлана

Владимировна

Современная жизнь предъявляет новые требования. Перед педагогами остро стоит задача воспитания творческой личности, способной решать нестандартные задачи в различных областях деятельности. Именно по – этому в дошкольном образовании, одним из приоритетных направлений определено - развитие творческого потенциала детей.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни смогут найти выход из любой ситуации, стать изобретателями, быть конкурентоспособными. Технология ТРИЗ поможет развить у детей такие качества, как оригинальность, гибкость, системность. Методика ТРИЗ даёт возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы.

Одним из направлений работы по методике ТРИЗ является работа над составлением текстов сказочного содержания. Сказка – это особый мир, который и учит и воспитывает и развивает одновременно. Сказка – это особый мир понятный детям. Через сказку мы знакомим детей с добром и злом, со страхом и победами. Сказка создаёт первые представления о морали. Сказка замечательна тем, что в ней детально излагается определённая схема действий, которая излагается последовательно. Это помогает ребёнку усвоить связь между причиной и последствиями. Сказка – ненавязчивый, интересный способ развития креативности ребёнка, умения мыслить нестандартно, находить пути решения сложных жизненных ситуаций.

Нетрадиционный подход в работе со сказкой – это умение оригинально, необычно воспринимать сказку, творчески её преобразовывать, сочинять разные концовки, вводить разные оригинальные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один. Главная идея в работе со сказкой – всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей! Создавать в сказках новые ситуации, где бы герой исправился, добро побеждало, зло было бы наказано, но не жестоко, более человечно.

В работе над сказкой нам помогает одна из важных составляющих РТВ – самостоятельное придумывание сказок. Сочинение сказок с использованием типовых приемов фантазирования способствует развитию творческого потенциала каждого ребенка.

1. Развитие умения внимательно слушать сказки, отвечать на вопросы по содержанию, заканчивать тест знакомой сказки.

2. Развитие умения пользоваться пространственными моделями и схемами сказок.

3. Развитие понимания того, что можно выходить за пределы знакомых сказок, изменяя их по своему желанию.

4. Развитие понимания приёмов типового фантазирования.

5. Развитие фантазии, стремления к творчеству.

Работу над данной проблемой следует начинать с изучения материалов специализированной прессы и Интернета по применению методики ТРИЗ в дошкольных учреждениях. В обязательном порядке необходимо провести анализ соответствия программных требований с теми задачами, которые ставит методика ТРИЗ перед дошколятами.

На следующем этапе работы необходимо поставить цель и чётко определить задачи. В соответствии с поставленными задачами легко было разработать диагностический инструментарий для проведения мониторинга с детьми. Целесообразно составить план работы на месяц для углублённой работы над одной сказкой из программного материала. В план включается работа с детьми, охватывающая различные виды деятельности, а так же работа с родителями по данному вопросу.

Работа с детьми начинается с введения детей в мир сказки, обогащения их литературного опыта. Малыши знакомятся со сказкой, учатся слушать её.

В младшей группе необходимо научить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, повторять текст. Необходимо научить заканчивать текст неоконченной знакомой сказки. Так же необходимо научить малышей определять главные места, в которых разворачиваются события.

Знакомство детей со сказкой необходимо обставить сказочным образом. Можно представить детям красочный сундучок, который будет детям дарить сказки. Для него желательно определить доступное для детей место в группе. Некоторое время предлагается подержать сундучок пустым, предлагая детям периодически заглядывать в него, есть ли там подарок или нет.

Для малышей станет огромным радостным сюрпризом, когда, наконец, появится сказка. Выбор представления сказки полностью завит от творчества воспитателя. Это могут быть фигурки настольного театра, красивая книга и.т. При рассматривании материала из сундучка можно детям предложить угадать, какая сказка пришла к ним в гости. После этого детям предлагается прослушать сказку.

Далее, совместно с детьми изготавливаются заместители героев сказки (пространственные модели) с помощью геометрических фигур из разноцветного картона. Дети помогают воспитателю подобрать цвет, размер и форму. Если это Колобок, то естественно, что это маленький круг жёлтого цвета. Зайчик – серый прямоугольник не большого размера, а медведь – большой квадрат коричневого цвета. Это помогает развивать у детей фантазию, логику, умение разбираться в символах. После этого можно с детьми разыграть сказку с помощью этих заместителей. Во время игры можно задать следующие вопросы:

Кто из героев самый низкий? Кто самый высокий? Кто маленький, круглый жёлтого цвета? И т.д.

Следующим этапом является составление схем - раскадровок к сказке. Это позволяет активизировать к пересказу сказок даже тех детей, которые обычно не проявляют интерес к этому виду деятельности.

Таким образом, с помощью сказки можно решить много задач: этот и знакомство с математикой, окружающим миром, природой, и изобразительное искусство и развитие речи.

В младшем возрасте постепенно происходит знакомство детей с типовыми приёмами фантазирования, которые используются в мировой фантастической литературе. Их несколько: увеличение – уменьшение объекта; оживление – окаменение; дробление – объединение; убыстрение - замедление времени.

Знакомство с ними происходит с помощью волшебников, предложенных И. Мурашковской. Детям интересно играть с ними. К малышам, в гости приходит какой – либо из волшебников. Воспитатель знакомит детей с ним и объясняет, что данный волшебник умеет делать. Например, волшебник Великан – Кроха умеет всё увеличивать и уменьшать. Можно провести с детьми такую игру: воспитатель произносит Кроха и дети должны присесть – стать маленькими, низкими. Произносит Великан и дети должны встать на носочки – стать большими, высокими. Дети с большим интересом и интересом включаются в эту увлекательную игру.

Таким образом, при работе со сказкой по методике ТРИЗ используются следующие приемы и методы:

Придумывание сказок с применением ТРИЗ – технологий (развитие связной речи)

Одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста является речевое развитие. Данная образовательная область предполагает овладение словарным запасом языка, грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества. Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Применение методов и приемов ТРИЗ-технологии является эффективным и признанным средством развития связной речи, а именно обучения творческому рассказыванию. Так как ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Обучение сочинению сказок по ТРИЗ-технологии поэтапно:

  1. Знакомлю со сказками и их жанровыми особенностями. На этом этапе у детей формируется представление об основных законах сказочного жанра, узнают о том, что сказки бывают бытовые, волшебные и о животных. Далее происходит знакомство со структурой сказки: зачин – начало сказки, основная часть, развязка – концовка. (Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., 2004.)
  2. Творческие задания для коллективного сочинения, в них входят следующие методы и приемы: (Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н., 2004.)

- Моделирование сказок. Использование моделей позволяет моим детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий. Обогащает словарь, активизирует речь, развивает абстрактно - логическое мышление.

- Проблемные ситуации. Важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько версий и выбирать самую подходящую.

- Салат из сказок. Предлагаю детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.

В план-схему заложена пошаговая сказочная конструкция:

  1. Жил-был..
  2. Какой он был?
  3. Что умел делать?
  4. Куда отправился?
  5. Искать что?
  6. Встреча
  7. Что он делал?
  8. Друг героя
  9. Как он мог помочь?
  10. Победа над злым героем.
  11. Где стали жить.
  12. Конец.

Картотека разделена на каждый подпункт, в них около 20-25 картинок.

Дети берут поэтапно картинки и сочиняют сказку.

Например: Жила-была Золушка. Золушка трудолюбивая, добрая, ласковая. Она много работала по дому: мыла полы, готовила еду. Однажды Золушка отправилась в лес. Она пошла искать любовь и заботу, которую ей не хватало. Но по дороге она встретила Лешего. Он хотел погубить Золушку. Как вдруг, откуда ни возьмись, ехал принц на коне. У него с собой было волшебное перо. Принц произнес заклинание и Лешего не стало. Он посмотрел на Золушку и ее полюбил. Принц увез Золушку в замок. Они сыграли свадьбу и жили долго и счастливо.

  1. Сочиненные сказки я записываю на диктофон. А потом переписываю самые интересные в нашу книгу сказок. Также мы рисуем иллюстрации к нашим сказкам. Эти сказки самые любимые, дети любят их просматривать много раз.
  2. Мультфильмы занимают в последнее время огромное место в жизни детей. И это занятие является для них одним из любимых. Поэтому мы стали создавать мультфильм по придуманной сказке. Ребята озвучивают роли, рисуют иллюстрации. Я же снимаю и монтирую мультфильм. Вместе мы смотрим, что у нас получилось, показываем родителям и детям других групп. И этим мы радуемся!

Таким образом, я сделала вывод что, методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз – творчество во всем: в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого педагоги сами изобретают свою педагогику, озаренные светом детских идей.

Читайте также: