За дипломом - за три моря

Один из наших коллег уезжает из Казахстана, потому что хочет, чтобы его сын пошел в первый класс в России. Несколько знакомых, дети которых значительно постарше, и через год окончат школу, целенаправленно готовятся к поступлению в ведущие российские и европейские вузы. Пара подростков — а правильнее, молодых людей — уже поступили и переехали в США.

Конечно, есть и те, кто остались в Казахстане и учатся в МУИТ, Сатпаев Университете или Казахстанско-Британском. Но и они позволяют себе помечтать о переезде на обучение, например, в Корею или Китай. Образовательная мобильность становится мировым трендом. Большое количество въезжающих в страну студентов однозначно является показателем качества высшего образования и конкурентоспособности полученного диплома, если не на всем глобальном рынке, то в отдельных странах — точно. А вот высокое количество выезжающих выпускников школ говорит не столько о желании получить международный опыт, сколько о проблемах образования той страны, откуда молодежь уезжает. Более того, образовательная мобильность все чаще становится легальным каналом миграции в более благополучные в экономическом, социальном и политическом отношении страны. Такая мобильность не подразумевает по умолчанию, что, завершив обучение, студент вернется в свою страну, если, конечно, для этого не предусмотрены соответствующие механизмы.

Специальные программы

Участникам программы «Болашак» придется отработать на родине затраченные на их образование деньги, но если молодой человек получил грант в зарубежном университете или сам оплатил свое обучение, то вернется он домой только по собственному желанию.

Удивительная вещь происходит сейчас в Казахстане в семьях с детьми: их миграционные настроения тоже обусловлены экспериментами со средним образованием. Реформы в сфере образования и введение трехъязычного обучения пугает многих казахстанцев. Сомнения в обучении школьников сразу на трех языках, несмотря на позитивный пример Назарбаев Интеллектуальных школ (НИШ), вполне справедливы. В НИШ отобраны лучшие из лучших, и обучают этих детей лучшие из лучших. Ситуация в обычных общеобразовательных школах даже Астаны и Алматы заметно отличается, что уж говорить о регионах. Министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев сообщил, что подготовка учителей для преподавания в старших классах четырех предметов на английском языке может затянуться на три-четыре года. За это время более чем восемь тысяч педагогов планируется подтянуть до уровня В2 — то есть Upper-Intermediate. Так что максимум через четыре года все школы перейдут к преподаванию отдельных предметов в 10–11 классах на английском языке.

Английский язык

Школам предоставят выбор — один или сразу четыре предмета вести на английском. Стоит обратить внимание на этот момент: изначально предполагалось, что на английском языке с 2019 года будут вестись биология, химия, физика и информатика, для чего нужно было подготовить 31 тыс. педагогов. На фоне постоянно меняющихся подходов не лишены оснований опасения родителей, что в результате преподавать на английском будут учителя с более низким знанием языка, чем Upper-Intermediate, и в результате школьники не разберутся в таких сложных предметах, как химия или физика.

Качественное преподавание ряда предметов на английском в школе — отличная база для получения дальнейшего образования за пределами РК, ведь язык обучения остается одной из главных проблем для тех, кого подхватила волна образовательной мобильности. Тут, правда, стоит оговориться, что для обучения в соседней России знание иностранного языка не требуется, русским владеет не только русскоязычное население Казахстана, но и большинство этнических казахов. Это один из основных факторов, влияющих на выбор казахстанцами российских вузов.

Выводы

Закончим историей, которая хоть и не относится напрямую к образовательной мобильности, зато показывает мобильность молодого, но квалифицированного персонала. Год назад в Казахстан по приглашению одной компании для работы над проектом переехала группа киргизских программистов. Сейчас их здесь осталась едва ли треть: часть уехала работать в Москву, часть — в Кремниевую долину. Представитель компании, что собирал эту группу, снова отправился в Бишкек и обнаружил, что такого уровня профессионалов больше нет и появятся они нескоро. Те, кто уехал, заметно влияли на среду развития.