Зоология 8 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Зоология представляет собой науку, изучающая животных, их разнообразие, строение, поведение, размножение, развитие, происхождение, а также значение в природе и жизни человека. Более двух миллионов видов животных отличаются как размером, так и образом жизни. Зоология позволяет изучить животный мир от самых микроскопичных (одноклеточные), до самых крупных (синий кит) представителей, которые приспособлены к обитанию в разнообразных средах нашей планеты.

тест по курсу: Зоология

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Ботаника
 Растительная клетка, ее строение
 Корень
 Побег. Лист. Стебель
 Цветок — видоизмененный побег
 Размножение растений
 Опыление. Оплодотворение
 Строение семян. Прорастание и распространение
 Развитие растительного мира
 Водоросли
 Бактерии
 Лишайники
 Мхи
 Папоротники
 Хвощи и плауны
 Отдел Голосеменные
 Отдел Покрытосеменные, или цветковые растения
 Цветковые растения. Класс однодольные
 Цветковые растения. Класс двудольные
 Царство Грибы
Зоология
 Общие сведения о животных. Одноклеточные
 Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные
 Тип Плоские черви
 Тип Круглые черви
 Тип Кольчатые черви
 Тип Моллюски
 Тип Членистоногие
 Класс Насекомые
 Тип Хордовые
 Надкласс Рыбы
 Класс Земноводные (Амфибии)
 Класс Пресмыкающиеся (Рептилии или Гады)
 Класс Птицы (Пернатые)
 Класс Млекопитающие (Звери)
 Эволюция животного мира
Анатомия и физиология человека
 Общий обзор организма человека
 Опорно-двигательная система человека
 Ткани, их строение и функции
 Мышцы. Их строение и функции
 Внутренняя среда организма
 Иммунитет
 Кровообращение. Лимфообращение
 Строение сердца
 Дыхание
 Газообмен в легких и тканях
 Пищеварение
 Размножение человека
 Выделение
 Кожа
 Железы внутренней секреции
 Нервная система человека
 Органы чувств (Анализаторы)
 Высшая нервная деятельность
 Общие биологические закономерности
 Основные положения клеточной теории, ее значение
 Химический состав клеток
 Обмен веществ и превращение энергии в клетке
 Фотосинтез
 Синтез белка
 Вирусы, их строение и функционирование
 Деление клеток — основа размножения и роста организмов
 Мейоз
 Половое и бесполое размножение организмов
 Эмбриональное развитие животных
Общая биология
 Основы генетики. Законы наследственности
 Половые хромосомы и аутосомы. Генотип
 Изменчивость, ее формы и значение
 Приспособленность организмов к среде обитания,ее причины
 Генетика и теория эволюции
 Додарвиновский период в развитии биологии
 Эволюционное учение Дарвина
 Антропогенез
 Основы селекции
 Основы экологии. Биогеоценоз
 Агроценоз
 Учение о биосфере

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология - наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Таблица основных этапов развития зоологии

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология — исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных — взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология — изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография — изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Зоология – наука о животных

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Зоология – наука о животных

Зоология – наука о животных

выяснить, какие науки входят в состав зоологии; познакомиться с общими свойст.

выяснить, какие науки входят в состав зоологии; познакомиться с общими свойствами объектов, изучаемых зоологией; определить по каким признакам животные отличаются от растений. Цель урока:

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их разнообразия и жизнедеяте.


Задание 1. 1.Назовите общие признаки растений. 2. Используя текст учебника (с.

Задание 1. 1.Назовите общие признаки растений. 2. Используя текст учебника (стр.5) и дополнительные источники информации, заполните таблицу: Сходство животных с растениями Отличие животных от растений



 Разнообразие животных

По данным Всемирного союза охраны природы (ВСОП) на Земле существует более 1.

По данным Всемирного союза охраны природы (ВСОП) на Земле существует более 1,2 млн. видов животных. Больше всего насекомых – около 1 млн. видов. Известно около 70 тыс. видов моллюсков, свыше 29 тыс. видов рыб. Современных птиц насчитывается по сравнению с другими группами немного – около 9000видов, еще меньше млекопитающих – около 5000 тыс. видов.


Животные очень разнообразны по облику ( строению, способам передвижения, раз.

Животные очень разнообразны по облику ( строению, способам передвижения, размерам, весу и т.д. ).

Задание 2. Работа с рис.1. Разнообразие многоклеточных животных (стр.6). Зада.

Задание 2. Работа с рис.1. Разнообразие многоклеточных животных (стр.6). Задание 2. Работа с рис.2 Разнообразие одноклеточных животных (стр.7).

 Просмотр видеофрагмента о разнообразии животных

Просмотр видеофрагмента о разнообразии животных


Закрепление изученного материала 1. Работа со словарем (стр.9) 2. Ответить н.

Закрепление изученного материала 1. Работа со словарем (стр.9) 2. Ответить на вопросы (стр.9)

Домашнее задание: 1. §1 читать, перессказывать 2. Интересные факты о животны.

Домашнее задание: 1. §1 читать, перессказывать 2. Интересные факты о животных (презентации)-по желанию.


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 243 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.07.2017 2619
  • PPTX 18.5 мбайт
  • 47 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Данько Любовь Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


систематика сравнение: растения и животные

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ

Животные — это эукариотические гетеротрофные организмы. Их описано более 2,0 млн видов. Животные заселили все среды обитания: водную (рыбы, киты, раки, медузы), наземно-воздушную (жуки, бабочки, птицы, звери), почвенную (дождевые черви, кроты). Для многих из них местом жизнедеятельности служат другие животные, растения и человек.

Современная зоология — целая система наук о животных. Одни науки изучают строение, развитие животных, их образ жизни, распространение на Земле, другие — отдельные группы животных.

Животные разнообразны по величине, форме тела, покровам, органам передвижения, внутреннему строению, поведению и другим признакам. Царству Животные присущ ряд отличительных признаков:

  1. Гетеротрофный тип питания. У большинства голозойное, у некоторых осмотрофное, фаго- и пиноцитоз. Некоторые миксотрофы (эвглена зелёная).
  2. Специфические черты в организации животной клетки: не имеет клеточной стенки (поэтому может принимать различную форму), система вакуолей не развита, имеются центриоли, многие клетки снабжены ресничками или жгутиками, основное запасное вещество — гликоген.
  3. Четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
  4. Ведут в основном подвижный образ жизни, что связано с разви­тием опорно-двигательной и нервной систем.
  5. Имеются экскреторные органы и выделяются азотсодержащие продукты жизнедеятельности (аммиак, мочевина, мочевая кислота и др.).
  6. Для высших характерны сложные поведенческие реакции. Высо­коорганизованные формы способны осуществлять процессы высшей нервной деятельности.
  7. У большинства имеются нервная и гуморальная системы регуля­ции (у растений только гуморальная).
  8. Имеется защитная (иммунная) система.
  9. Рост диффузный (то есть рост всей поверхности, а не за счёт определённых ростовых точек) и ограниченный.
  10. Жизненные циклы проще, чем у растений. Гаплоидная стадия представлена только гаметами (за исключением споровиков и фораминифер). Редукционное деление осуществляется непосредственно в процессе гаметогенеза.

Систематика животных

Систематика животных — наука, занимающаяся распределением животных по группам: тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Царство Животные делят на два подцарства: Одно­клеточные (простейшие) и Многоклеточные.

царство животные

— Саркомастигофора (классы Саркодовые и Жгутиконосцы),
— Инфузории (класс Реснич­ные инфузории),
— Апикомплекса (класс Споровики).

Подцарство Многоклеточные включает типы:

— Кишечнополостные (классы Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы),
— Плоские черви (классы Сосальщики, Ленточные черви, Ресничные черви),
— Круглые черви (класс Собственно круглые черви, или Нематоды),
— Кольчатые черви (классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки),
— Моллюски (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Голово­ногие),
— Членистоногие (классы Ракообразные, Паукообразные и На­секомые),
— Хордовые. Тип Хордовые делят на три подтипа: Оболочни­ки (класс Асцидии), Бесчерепные (класс Ланцетники), Позвоночные (классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные (Амфибии),
— Пресмыкающиеся (Рептилии),
— Птицы,
— Млекопитающие.

систематика сравнение

Классификация животных

Представители царства Животные очень разнообразны. Они отличаются друг от друга особенностями экологии, индивидуального развития, морфологии и физиологии. В зависимости от того или иного признака животных делят на разные группы.

Среда обитания. Водные — живут на поверхности, в толще воды или на дне пресных и морских водоемов (одноклеточные, кишечнополостные, ракообразные, рыбы, китообразные). Сухопутные — обитают на поверхности суши, на деревьях, в траве, под камнями и т.д. (паукообразные, насекомые, некоторые моллюски, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Почвенные — живут в толще почвы, в лесной подстилке, в норах и т.д. (одноклеточные, клещи, насекомые, черви, кроты, грызуны). Летающие — приспособлены к полету, имеют крылья (насекомые, птицы, рукокрылые).

Тип питания. Гетеротрофный — используют готовые органические вещества, получаемые с пищей (большинство животных). Миксотрофный — в зависимости от условий среды синтезируют на свету органические вещества из неорганических или питаются готовыми органическими веществами (эвглена зеленая, росинка).

Образ жизни. Свободноживущие — обитают во внешней среде (амеба обыкновенная, инфузория-туфелька, пресноводная гидра, белая планария, паук-крестовик, майский жук, дождевой червь и тд). Паразитические — живут на теле или внутри организма другого животного или растения, используя его как источник пищи (малярийный плазмодий, печеночный сосальщик, аскарида человеческая, таежный клещ, вошь и др.).

Способность перемещаться в пространстве. Прикрепленные — прикреплены к субстрату (коралловые и гидроидные поливы). Свободно-передвигающиеся — передвигаются самостоятельно: активно или пассивно, благодаря течению воды, ветру.

Уровень организации. Одноклеточные — тело состоит из одной клетки, функционально соответствующей целостному организму (саркодовые, жгутиковые, инфузории, споровики). Многоклеточные — тело образовано множеством клеток, которые в большинстве случаев специализированы на выполняемой функции и образуют ткани (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, хордовые).

Количество зародышевых листков. Двухслойные развиваются из двух слоев клеток: наружного — эктодермы, и внутреннего — энтодермы (кишечнополостные). Трехслойные — развиваются из трех зародышевых листков: наружного — эктодермы, среднего — мезодермы, и внутреннего — энтодермы (большинство многоклеточных).

Симметрия тела. Радиально симметричные (лучистые) — через тело можно провести несколько плоскостей симметрии (кишечнополостные, иглокожие). Билатерально симметричные (двусторонне симметричные) через тело можно провести только одну плоскость симметрии, которая делит тело на правую и левую половину (большинство животных). Ассиметричные — через тело невозможно провести ни одной плоскости симметрии (брюхоногие моллюски).

Тип полости тела. Бесполостные — полость тела отсутствует, промежутки между органами заполнены паренхимой (плоские черви). Первичнополостные — полость тела (псевдоцель) не имеет собственной эпителиальной выстилки, ограничена кожно-мускульным мешком и стенками внутренних органов (круглые черви). Вторичнополостные — полость тела (целом) ограничена однослойным эпителием, выстилающим покровы тела изнутри и покрывающим полые внутренние органы снаружи (кольчатые черви, моллюски и хордовые). Имеющие смешанную полость — полость тела (миксоцель) образована в результате слияния участков первичной и вторичной полости (членистоногие).

Наличие позвоночника. Беспозвоночные — внутренний осевой скелет отсутствует (кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие). Позвоночные — внутренний осевой скелет представлен позвоночником (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Развитие ротового отверстия. Первичноротые — рот формируется на месте бластопора (кольчатые черви, моллюски и членистоногие). Вторичноротые — бластопор преобразуется в анальное отверстие, рот формируется на противоположном конце зародыша (иглокожие, хордовые).

Интенсивность обменных процессов. Холоднокровные — температура тела непостоянна и зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов низкая (беспозвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся). Теплокровные — внутренняя температура тела постоянная и относительно не зависит от температуры окружающей среды, интенсивность обменных процессов высокая (птицы, млекопитающие).

Роль животных в природе и жизни человека:

  • животные участвуют в круговороте веществ; консументы 1-3 порядков;
  • геологическая (почво-, породообразующие) деятельность животных;
  • использование ископаемых животных для определения относительного возраста слоев горных пород;
  • участвуют в опылении растений (в Европе 80% покрытосеменных растений опыляется насекомыми);
  • создают условия жизни для внешних и внутренних паразитов;
  • участвуют в распространении растений, грибов, бактерий и вирусов;
  • источник пищи, сырья, медикаментов;
  • некоторые являются возбудителями заболеваний;
  • используются как биологические враги уничтожают вредителей;
  • имеют научное значение как объекты исследований;
  • используются для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и многих других целей;
  • имеют эстетическое и эмоциональное значение.

Читайте также: