Золотой век русской пашни кратко

Обновлено: 03.07.2024

Изобразительное искусство

В первую половину 19 века главенствующая роль в изобразительном искусстве принадлежала таким направлениям, как романтизм и классицизм. В стиле романтизма работали художники Щедрин С.Ф. и Киперский О.А.. В классическом стиле работали художники Иванов А.А., Бруни Ф.А., их работы были связаны с мифологическими и библейскими сюжетами. В смешении этих двух стилей работал знаменитый художник Брюлов К.П.. Вторая половина века представлена в основном в стиле реализма, такими художниками, как: Репин И.Е., Петров В.Г, Суриков В.И..

Архитектура

- Казанский собор (г. Санкт-Петербург, 1811 год);

- Адмиралтейство (г. Санкт-Петербург, 1823 год);

- Александрийский театр (г. Санкт-Петербург, 1832 год)

- Триумфальная арка (г. Москва, 1834 год);

- Большой театр (г. Москва, 1856 год);

- Иссаевский собор (г. Санкт-Петербург, 1858 год).

Также в 19 веке архитекторы активно в проектировании и сооружении зданий стали использовать стиль электика, который включает в себя совмещение нескольких исторических стилей. Примеры стиля электика ярко выражены в таких строениях:

- Оружейная палата (г. Москва, 1806 год);

- Храм Христа Спасителя (г. Москва, 1812 год);

- Строения вокзалов железной дороги (г. Москва, г. Санкт-Петербург, в 1842 году был составлен и одобрен проект зданий);

- Большой Кремлевский дворец (г. Москва, 1849 год).

Перечисленные строения относятся к смешению русского и византийского стилей. К концу 19 века архитекторы стали массово проявлять интерес к зодчеству в сочетании с русской архитектурой 16 и 17 веков. Изначально такие строения возводились из дерева, для построения маленьких деревянных домиков. Чуть позже строения в этом стиле стали возводить из белого и красного кирпичей, а для украшения фасада зданий использовали широкие колонны. В декорирование зданий широко применяли металлы, из которых ковали различные крупные элементы преимущественно с растительным орнаментом.

Литература

Девятнадцатый век – это, конечно же, время зарождения и колоссального развития русской литературы, которая сейчас стала классической, золотой, и получила мировую известность. Русская литература очень смело и уверенно взяла на себя роль главной духовной защитницей страдающего от постоянного угнетения русского народа и была его совестью.

Так же, как и в драматургии вначале преобладали такие стили, как романтизм и сентиментализм. Романтизм предполагает поклонение культу природы. Родоначальником романтизма по праву считается Жуковский В.А., а также такие поэты и писатели, как, Батюшков К.Н., Давыдов Д.В., Дельвига А.А, Тютчев Ф.И., Вяземский П.А., Языков Н.М., Баратынский Е.А., и самая ранняя поэзия А.С. Пушкина.

Сентиментализм появился в русской литературе, как вызов, протест, был ярым противником ложного классицизма. Сентиментализм является полной противоположностью романтизма. Представителями сентиментализма были Карамзин Н.М. и Дмитриев И.И.. В сентиментализме доминатом самой человеческой природы являются только чувства, разум вообще не учитывался. Главные герои произведений отличаются своей особой индивидуальностью, которые очень искренне способны сопереживать несчастьям других людей, помогать им.

Русский литературный романтизм и реализм напрямую взаимосвязаны с идейными направлениями, которые существовали ранее, еще в 18 веке, только в более активной форме, что породило множество проявлений, исходящих из этих стилей.

Чуть позже на смену романтизма и сентиментализма пришло новое направление в русской литературе, как реализм. Представителями, которого стали: Лермонтов М.Ю., Пушкин А.С., Гоголь Н.В. и другие поэты и писатели.

Ближе во второй половине века появляется в творчестве писателей произведения на темы моральной и христианской этики, поиски правды и справедливости. Яркими представителями этого направления являются: Тургенев И.С., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Чехов А.П..

Скульптура

В первой половине века произошел расцвет российской скульптуры, начавшийся с монументального искусства. В это время скульпторы в крупных масштабах изготавливали памятники и надгробия выдающимся людям того периода.

К выдающимся скульптором золотого века относится имя Федора Ивановича Шубина. Ему удавалось создавать с невероятной точности схожести бюстовые портреты. Из самых ярких работ можно выделить бюсты Екатерины II, Ломоносова М.В..

Представителем стиля классицизма в русской скульптуре стал Мартос Иван Петрович. Началом его творчества стали работы в мемориальном жанре. Чуть позже Мартос меняет стиль своих работ на монументальный. Его самые известные работы:

- скульптурный монумент Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, который изготовлен из цинка, меди, олова и других материалов (город Москва);

- скульптурный монумент Ломоносову М.В. (город Архангельск);

- скульптурный монумент Ришелье (город Одесса).

Ивану Петровичу удалось внести величайший вклад в единство архитектуры и скульптуры при строительстве знаменитого собора Казанского (город Санкт-Петербург).

Успешно работал в декоративно-монументальной скульптуре Феодосий Федорович Щедрин. В своих работах он с невероятным мастерством сумел передать все величество России. К самым известным его работам относятся все статуи, выполненный для Адмиралтейства в городе Санкт-Петербург.

Также в жанре декоративно-монументальной скульптуры работали скульпторы Василий Иванович Демут-Малиновский и Степан Степанович Пименов. Эти два очень талантливых скульптора трудились над убранством арок и фасадов дворцов, театров и различных строений в городе Санкт-Петербург.

Ближе к середине 19 века в развитии скульптуры происходят изменения в передачи образов, они теряют свою монументальность, а обретают более реальные черты. Эти очень явные изменения в развитии скульптуры ярко выражены в работах Бориса Ивановича Орловского. Его самые знаменитые работы:

- памятник Кутузову М.И.;

Ближе к концу 19 века в русской скульптуре образовались такие течения, как: импрессионизм, символизм и модерн.

Философия

Из самых известных направлений развития философии в золотом веке русской культуры:

- философия по творчеству Чаадаева П.Я;

- монархическая и религиозная консервативная философия;

- философские взгляды Толстого Л.Н и Достоевского Ф.М.;

- философские взгляды либералов;

Философия декабристов представляла собой творчество писателей и поэтов декабристов, таких как: Песталь П.И., Якунин И.Д., Кюхельбекер В.К. и других.

Философия по творческому пути Чаадаева Петра Яковлевича разделялась на человеческую философию и историческую. Чаадаев рассматривал человека, как соединение, которое состоит из нескольких субстанций. Первая субстанция по его учениям – материальная, которая предполагает, что человеческая жизнь должна протекать только в коллективе, ведь это и есть, как он считал тот самый главный фактор, что отличает животных от людей. Петр Яковлевич был ярым противником индивидуализма, так как считал его одним целым с эгоизмом. Второй субстанцией по Чаадаеву является духовная миссия человека. Петр Яковлевич считал, что именно христианская вера - мощный стержень, способный двигать историю.

Философия либералов представляла собой всеединческое объединение духовной и материальных сторон бытия, ведь Бог – это добро, поэтому они яро веровали в Божественную мудрость.

Философия демократическо-революционная представляла собой полное отвержение экономического, общественно-политического строя. Представителями этого течения в философии были: Плеханов Г.В., Михайловский Н.К., Лавров П.Л. и другие.

Музыка

19 век для музыкальной культуры был очень плодотворным. Весь мир обрел замечательные произведения, ставшие великолепной классикой, таких композиторов, как Даргомыжский Александр Сергеевич, Мусоргский Модест Петрович, Балакирев Милий Алексеевич, Чайковский Петр Ильич и другие. Это великолепное наследие, достояние, в виде бессмертных произведений, которые нам достались от золотого 19 века, служат как неиссякаемый источник вдохновения.

Театральная деятельность

Огромной популярностью среди других искусств в обществе занимал русский театр. В начале века главенствующую роль занимали такие стили театрального творчества, как сентиментализм и романтизм. Стиль романтизм в театральной деятельности получил свое развитие из-за мотивов недовольствия, разочарованности в суровой действительности главных героев пьес. Самым ярким актером того века, представляющий этот стиль является знаменитый актер – Яковлев Алексей Семенович.

Важную роль на развитие театральной деятельности также оказали философские взгляды писателей, участвующих в российском оппозиционном движении. Драматурги создавали сюжеты на темы противостояния политическим угнетениям, с очень смелыми и вольнолюбивыми героями, способные на подвиг ради своей родины. Самой яркой представительницей актеров того века, работающей в этом стиле была актриса Семенова Екатерина Семеновна.

На смену этим двум направлениям главенствующая роль начала принадлежать реализму. Родоначальником русского реализма можно по праву считать знаменитого актера Щепкина Михаил Семенович.

Я рад видеть Вас на канале: Взгляд в глубину веков . Тут мы говорим об истории, по большей части о Руси, беспристрастно, честно и объективно.

Конец XV и начало XVI века, пришедшиеся на правление деда и отца Ивана Грозного, считаются “Золотым веком” для русского крестьянства.

В период правления Ивана III и Василия III крестьянство, в подавляющем большинстве, обладало личной свободой, а владельческие крестьяне имели право “Юрьева дня” закрепленного за ними Судебником 1497 года.

Владельческие - жившие на землях принадлежавших владельцу - феодалу. Феодалом-владельцем мог быть как боярин, так и монастырь. На землях князя жили государственные или черносошные крестьяне - они не имели право смены хозяина. Уйти от князя к более мелкому феодалу было нельзя.

Один раз в год, в конце ноября, когда весь урожай собран, а налоги уплачены, владельческий крестьянин мог перейти от одного владельца земли, к другому, заплатив предыдущему “пожилое”. Эта выплата являлась компенсацией хозяину земель за потерю работника. Суммы “пожилого” могли достигать годового дохода крестьянского двора, но неподъемными назвать их было нельзя.

Ограничения перехода только в Юрьев день не правильно считать закрепощением крестьянина, это была мера, которая упорядочивала сроки смены хозяина земли. Чтобы не получилось так, что обиженный чем-то работник среди лета бросил свои поля и ушел, оставив урожай не убранным.

Жили крестьяне, в основном, в селах и деревнях. Село могло быть не только сельскохозяйственным, но и ремесленным или торговым. Состояло, как правило из двух-трех десятков домов, обязательно с церковью. Деревня занималась исключительно сельским хозяйством, как правило, это несколько дворов, построенные рядом.

Еще одним видом поселения была слобода. По сути это село, со всеми его признаками - церковью, производством. От последнего слобода отличалась тем, что в ней жили люди, призванные на поселение из других мест, на льготных условиях.

Плотность поселений была такова, что от околицы одной деревни можно было докричаться до другой. Т.е. расстояние между деревнями и селами не превышало одного километра.

Управлялась русская деревня общиной, которая ведала распределением земель, пастбищ, леса. Община же решала все вопросы возникающие между крестьянами и хозяином земель, распределяла повинности между сельчанами. Повинности платили “по силе”, кто сколько мог.

Помимо свободных крестьян в селах и деревнях жили холопы. По смыслу и по сути это рабы. Некоторые из них не имели шанса на свободу, некоторые могли ее обрести, например, после того как хозяин умрет или закончится срок, на который человек продал себя в холопство.

Русское село возделывало порядка тридцати сельскохозяйственных культур, в основном упор делался на выращивание гречихи, ржи, овса. Засевали ячмень и просо, сажали репу, овощи. Землю обрабатывали усовершенствованным трехпольем - делили участок на шесть небольших полей, пять из которых по очереди засевали разными культурами, давая одному участку отдохнуть. Но была и пашня “наездом” - когда пахали целину, а после сбора урожая забрасывали.

В среднем крестьянском дворе имелась одна, а то и две лошади, обязательно корова. По возможности мелкий скот, козы, овцы. Держали птицу. А вот свиней выращивали очень редко и мало. Очень прожорливое животное, прокормить которое было сложно, но в крупных хозяйствах свинину выращивали.

Помимо выращивания сельскохозяйственных культур крестьяне занимались промыслами, ловили рыбу, охотились, бортничали. Было широко развито изготовление посуды, курили смолу, плавили железо. Этим в основном занимались жители сел.

Что касается налогов, то они не были неподъемными, делились на два вида - тягло и оброк. В тягло входила обязанность работать на государство, например, строить укрепления, возить грузы. Оброк брали владельцы земель, как правило это пятая часть урожая, которую брали как деньгами, так и натуральными продуктами. Это не было чрезмерно высокой нагрузкой, крестьянин мог себе позволить “нагулять жирок”. Жили без излишеств, но сытно, за счет личного хозяйства.

Ситуация начнет меняться с воцарением Ивана IV, Грозного. При нем начнется закат вольготной жизни русской деревни. При Иване Грозном будут резко увеличены размеры налогов, значительно увеличен размер “пожилого” - платы за смену владельца в Юрьев день, а потом и вовсе право перехода будет заморожено. В 1581 был введен первый “заповедный год” - запрещающий смену владельца.

Окончательно Юрьев день будет отменен уже при новой династии Романовых. Именно с именем Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых связан полный запрет Юрьева дня и начало повсеместного закрепощения свободного крестьянства.

Золотой век русской деревни закончился, наступало время великих бед и мытарства.


Почему так называется

XIX век стал переломным периодом для русского народа. Отечественная война 1812 г., восстание декабристов в 1825 г., крепостное право и реформа об его отмене (1861 г.) – события, которые изменили общественное сознание и определили дальнейшее развитие русской культуры.

Предпосылки золотого века

Образование и наука

Русский учёный Д. И. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов в 1869 году

Русский учёный Д. И. Менделеев открыл Периодический закон химических элементов в 1869 году

В начале XIX века правительство, придерживающееся до этого консервативных взглядов в отношении образования, провело реформу, которая предполагала просвещение не только высших сословий, но и низших слоев общества. При Александре І создана четырёхступенчатая система образования, включающая школы, училища, гимназии, университеты; в результате чего образование стало доступным для крестьян, ремесленников, купцов, мещан и других горожан. Демократизация образования и народное просвещение привели к поднятию уровня грамотности и стремительному научному прогрессу.

Интересный факт: В результате развития образования после реформы об отмене крепостного права в 1861 году грамотность народа возросла с 7 % до 22%.


Русские мореплаватели Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев открыли Антарктиду в 1820 году

Музыка, живопись, театр


Русский композитор П. И. Чайковский (1840-1893) создал шедевры классической мировой музыки

Литература золотого века

Литература начала XIX в. опиралась на опыт предшествующего столетия. Художественные направления, которые преобладали в золотом веке, – классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

А. С. Пушкин - символ золотого века русской литературы

А. С. Пушкин – символ золотого века русской литературы

Рассматривая социально значащие вопросы (смысла жизни, добра и зла, свободы, патриотизма) авторы выступали великими мыслителями эпохи. Певцы свободы освещали проблему тяжёлых условий жизни народа, заботясь о благе простых людей. Произведения золотого века направлены на воспитание общества, пробуждение совести и моральных ценностей в каждом мыслящем человеке.

Писателей золотого века считали пророками

Писателей золотого века считали пророками

19 век – интересное видео

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Реформы Петра I, которые были введены в 1696 году, всё больше приближали Российскую империю к европейской жизни. Золотой век русской культуры (19 век) начался внедрением западных веяний и особенностей. Писатели, скульпторы, живописцы и архитекторы стремились приобщиться к новой моде. Каждый из них хотел внести разнообразие в свои произведения путём заимствования различных приёмов при работе, что и оказало значительное влияние на развитие просвещения.

Золотой век русской культуры (19 век)

Роль истории в русской культуре

Золотой век богат переменами, которые были продиктованы предыдущей стратегией развития Российской империи. Иными словами, всё то, что было запланировано ранее, теперь приводилось в действие. Границы государства постоянно расширялись и превратили его территорию в необъятную страну.

Присоединение Средней Азии и Северного Кавказа.

Значительную роль в этом деле играло присоединение Средней Азии и Северного Кавказа. Размах царя не знал жалости и промедления. Не заставили себя ждать и нововведения, которые, по мнению Петра Великого, приведут империю к успеху. Но, несмотря на запал военачальника, народ воспринимал указы с опаской и нехотя шагал в новое время. Это и стало главной причиной неравномерного развития страны.

Наибольший прогресс наблюдался именно в сфере культурно исторического развития России середины 19 века. В экономической, материальной и социально-политической отраслях государству не удалось достичь ошеломляющего успеха. Но и на месте никто не стоял, достигнув некоторых результатов:

  • зарождение отечественного машиностроения;
  • прогресс в изготовлении паровых двигателей;
  • появление первого парохода (1815 год);
  • стала действовать первая железная дорога (1851 год), её путь лежал между Санкт-Петербургом и Москвой.

Урал стал центром развития металлургической промышленности.

Благодаря своим природным ресурсам Урал стал центром развития металлургической промышленности. Стремительный прогресс в этой области позволил строить новые заводы и расширить возможности производства. Это дало толчок к запуску и развитию текстильной промышленности. Появившиеся рабочие места и доступ к новой продукции стали привлекательны для населения. Многие люди переезжали в города, чтобы быть ближе к комфорту и заработку.

Как и прежде, стремительный шаг в новую эпоху тормозит старый подход к решению задач. Самодержавие и крепостное право стали непреодолимым препятствием на пути к процветающему будущему страны.

Отмена крепостного права в 1861 году позволила дышать глубже, но не устранила факторы, сдерживающие скорость развития. Эта реформа не стала спасением, которого так ждал народ. Её действие оказалось ограниченным, поскольку не происходило никаких изменений в политической сфере. Люди поняли, что перемены возможны. Это стало стимулом для требования изменений в пользу улучшения жизни народа.

События XIX века привлекли внимание к стране не только своими культурными достижениями, но и тяжёлыми последствиями:

  • Отечественная война;
  • восстание декабристов;
  • период крепостничества;
  • отмена крепостного права.

Отмена крепостного права.

Эти явления стали доказательством того, что люди, живущие в Российской империи, — настоящие патриоты. Они не стали бежать и приняли боем всех, кто хотел использовать страну в своих интересах. Однако народ умел защищать не только государство и правительство, но и своё мнение. Вместе с защитой границ люди добились улучшения положения и дали понять, что хотят создавать собственные законы на своей территории.

Настойчивость и чёткое виденье лучшего будущего сделали своё дело: новая эпоха подарила свободу, теперь русский народ мог творить и развиваться. Но XX век вынудил заплатить за неё двумя войнами и многочисленными жертвами.

Образование и наука

Фундаментом для развития культуры стала популяризация образования и воспитания молодёжи. Утомлённые войной и революцией люди хотели утолить жажду новых знаний, поэтому представители власти были вынуждены ввести единую систему образования. Она была достаточно продумана, чтобы обеспечить необходимыми навыками всех граждан в зависимости от их сословия. Обучение состояло из четырёх методик. Школы делились на:

Церковно-приходские школы

  1. Церковно-приходские. Они состояли из одного класса, в котором проходили обучение представители низших слоёв населения.
  2. Уездные училища. Двухгодичную программу были обязаны освоить мещане, купцы и горожане.
  3. Губернские гимназии. Провести четыре года в стенах школы могли себе позволить только дворяне.
  4. Университеты и прочие высшие учебные заведения были построены для богатых людей, составлявших элиту общества.

Результат, полученный в конце XIX столетия, можно охарактеризовать как залог образованной и процветающей нации. На тот момент уже были основаны 63 высших учебных заведения, количество студентов в них превышало 30 тыс. человек. Для женщин образование стало доступным с 1819 года. Реформа, отменившая крепостное право, послужила своеобразным катализатором для продвижения системы обучения. Во второй половине столетия количество грамотных людей возросло с 7 до 22%, что увеличило количество учёных и изобретателей.

Искусство, которое впечатлило мир

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX век оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет, став классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Литература золотого века

Почувствовав глоток свободы, творческие люди стали больше работать и заявлять о себе миру. Архитекторы, живописцы, писатели, музыканты и поэты хотели любыми способами добиться славы. Однако деятели культуры 19 века признали, что из всех творческих сфер наибольшего прорыва удалось достичь в литературе.

Творцы и критики не могли отвергать тот факт, что писатели быстрее всех поняли главное: важно не только дать объяснение какому-либо событию или ситуации, нужно отразить национальный менталитет, свойственный народу, преподнести читателю развёрнутое описание душевных терзаний, которые испытывают герои, подать изложение так, чтобы характеристика персонажа не была категоричной. Одна из основных задач автора — это донести всю многогранность личности.

Направления в литературе

Сентиментализм — ответвление в творчестве, характеризующееся излишним вниманием к чувствам и переживаниям персонажей. В таких произведениях герои идеализируют своих возлюбленных и этот мир. Они обидчивы, вспыльчивы и часто совершают необдуманные поступки.

Романтизм имел большее распространение, чем сентиментализм. Дух бунтарства привлекал писателей и поэтов того времени. Именно это направление и дало возможность выразить свои мысли. Романтизм делился на несколько ответвлений, представители которых знакомы читателям со школьной скамьи.

Кондратий Фёдорович Рылеев, Владимир Фёдорович Одоевский, Вильгельм Карпович Кюхельбекер — это имена поэтов-декабристов. Их работам гармонировали темы патриотизма, свободы и гражданской осознанности. В творчестве Антона Антоновича Дельвига, Ивана Ивановича Козлова и Николая Михайловича Языкова читался свободолюбивый лейтмотив.

Неизмеримая глубина духовного мира, разбавленная долей фантастики, — это обязательные составляющие произведений Василия Андреевича Жуковского и Константина Николаевича Батюшкова. Философские размышления, знание психологии и любовь к Родине объединились в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева и Владимира Фёдоровича Одоевского.

Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Грибоедов

Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Грибоедов стали основоположниками нового течения в литературе — реализма. Это направление стало главным в 30-х годах XIX века. Самыми известными его представителями являются Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой.

Живопись и театр

Мастера живописного дела в то время достигли небывалых высот благодаря глотку свободы и нововведениям, которые открыли новые пути для развития изобразительного искусства. Творческие люди того времени имели общее мнение о реальности, что отражалось и в работе. Как и в литературе, в живописи образовались романтизм и реализм.

 Орест Адамович Кипренский

Свой след в истории этого периода оставили также художники Иван Николаевич Крамской, Виктор Михайлович Васнецов, Василий Григорьевич Перов, Павел Андреевич Федотов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович Шишкин.

Новая архитектура

Градостроение 19 века

В начале XIX столетия, после Отечественной войны 1812 года, главной отраслью специалистов стало градостроение. Было необходимо не только заново построить города, но и отразить культуру народа во внешнем виде зданий. Для этого зодчие тщательно продумывали варианты оформления и наделяли общественные строения чертами, которые указывали на историческое прошлое России.

Чтобы лучше познакомиться с историей своей Родины, необходимо узнать не только о театре, живописи и литературе, но и об архитектуре, народной культуре 19 века в России, а таблица станет оптимальным вариантом для краткого конспекта.

Здание Автор Годы строительства
Казанский кафедральный собор А. Н. Воронихин 1801—1811
Большой театр в Санкт-Петербурге Ф. И. Тома де Томон 1784—1886
Главное Адмиралтейство А. Д. Захаров 1704—1706
Здание Главного штаба К. И. Росси 1819—1829
Троице-Измайловский собор В. П. Стасов 1828—1835

Достижения российских мастеров XIX столетия превзошли все ожидания. Успехи в области искусства громко заявили о стране на весь мир, что улучшило репутацию государства на мировой арене. Осознавая свою значимость, народ стал больше гордиться Российской империей и делать всё для её светлого будущего.

Читайте также: