Знаки препинания завершения разделения выделения 8 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Знаки препинания нужны для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков. В устной речи границы выделяются интонацией, на письме — тем или иным знаком препинания.

Знаки препинания делятся на три группы:

    — точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие; (разделения) — запятая, точка с запятой, тире, двоеточие; (выделения) — запятая, тире в предложениях с обращением, вводными словами, обособленными второстепенными членами.

Таблица

Сводная таблица знаков препинания, изучаемых в рамках школьного курса, с названиями, обозначениями, назначением и местом использования в предложении.

Примеры

Можно ли составить предложение со всеми знаками препинания? Скорее всего, нет! По крайней мере, это будет очень сложно! А вот с максимальным количеством вполне можно.
Если вас заинтересовали мои документы — я выскажу свое мнение: эти документы остались от моего отца, даже деда, который жил в Воронеже; они очень старые и имеют историческую (!) ценность.

На сайте можно подобрать предложения и подобрать словосочетания к словам в режиме онлайн.

Пунктуация. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

  1. О.Н.У.
  2. Актуализация знаний
  1. Орфоэпическая разминка (на листочках)

Шарфы, банты, бармен, звонит, красивее, обеспечение, благовест, диспансер, жалюзи, квартал, краны, танцовщица, свёкла, щавель, оптовый, украинский, ждала, клала, слала, досуха, донельзя, исчерпав, ходатайство, флюорография, столяр, углубить, коклюш, туфля, мельком.

(Ша́рфы, ба́нты, ба́рмен, звони́т, краси́вее, обеспе́чение, бла́говест, диспансе́р, жалюзи́, кварта́л, кра́ны, танцо́вщица, свёкла, щаве́ль, опто́вый, украи́нский, ждала́, кла́ла, сла́ла, до́суха, доне́льзя, исче́рпав, хода́тайство, флюорогра́фия, столя́р, углуби́ть, коклю́ш, ту́фля, ме́льком).

- Что такое культура речи?

- Какие качества речи обеспечивают высокий уровень владения родным языком?

- Какие виды ошибок существуют в русском языке?

3. Введение в тему урока

– Догадались, какая тема урока? Да, мы сегодня говорим о пунктуации и о роли знаков препинания в предложении и тексте. Запишите тему урока.
– Какова цель, по-вашему, нашего урока? (Формулирование целей урока)
– Ключевые слова урока?

синтаксис
пунктуация
знаки препинания
функция знаков препинания

4.Работа по теме урока

Проанализируйте роль знаков препинания в этом тексте.

Функции знаков препинания: завершения, разделения, выделения.

2) Работа с текстом

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась____ точка __ – первый и основной знак членения текста. На основе точки____ возникли другие знаки:__ вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")

Анализ функций знаков препинания в данном тексте.

Знаки препинания появились не сразу. Двоеточие – в ХV веке, позднее появились запятые. Вопросительный и восклицательный знаки – в ХVI веке, тире, кавычки, многоточие – только к концу XVIII. Тире ввел Карамзин. Систематизированы и описаны знаки препинания были только в начале Х1Х века.

3)Работа со схемой

Функции знаков препинания:

Однородные члены предложения
Части сложного предложения
Прямая речь и слова автора

Причастный оборот
Деепричастный оборот
Обращение
Вводные слова
Прямая речь

  1. Решите пунктуационную задачу: на месте каких цифр должны стоять запятые?

Бывают,(1) конечно,(2) и такие орфографические ошибки,(3) которые приводят к неверному пониманию текста,(4) тогда(5) как в пунктуации всякая ошибка (6)приводит в той или иной мере(7) к искажению смысла. (А.Б. Шапиро)

5. Закрепление изученного

1) Запишите предложения, объясните знаки препинания, определите группы, к которым они принадлежат.

1) Короткий день догорал, и над землёй смыкались неуютные сумерки.

3) Сибирская тайга — бесценное творение природы.

4) Вдоль забора, заросшего кустами сирени, мы вышли к калитке.

2) Спишите четверостишие Е. Баратынского, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Надпишите букву р над разделительными знаками препинания, букву в над выделительными знаками. Укажите синтаксические условия употребления знаков препинания, сделайте вывод о назначении знаков препинания.

И вот с..нтябрь! Замедля свой в..сход

С..яньем хладным солнце блещ..т

И луч(?) его в з..рцале зы(б, п)ком вод

(Не)верным зол..том тр..пещ..т.

6. Подведение итогов. Рефлексия

Прочитайте текст. Перепишите его в тетрадь, разделив текст на предложения; правильно поставьте нужные знаки препинания.

Багратион лучший генерал русской армии так выразил свое мнение о Багратионе как о полководце Наполеон который не раз довольно безуспешно посылал против него на лучших своих маршалов и действительно любимец и правая рука Суворова друг Кутузова Багратион был орлом русской армии так по крайней мере называли его солдаты Багратион был великим мастером наступательного боя для этого у него были необходимые качества во-первых тактический глазомер во-вторых железное упорство и наконец поистине легендарная храбрость почему он всегда находится в самых опасных местах солдаты ценили и любили его так как они любили Суворова и Кутузова.

синтаксис
пунктуация
знаки препинания
функция знаков препинания

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась____ точка __ – первый и основной знак членения текста. На основе точки____ возникли другие знаки:__ вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась____ точка __ – первый и основной знак членения текста. На основе точки____ возникли другие знаки:__ вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась____ точка __ – первый и основной знак членения текста. На основе точки____ возникли другие знаки:__ вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")

В Древней Руси тексты записывали без пробелов между словами и предложениями, без знаков препинания. чтение таких записей было медленным и трудным. Чтобы облегчить его, нужно было прежде всего отметить границы предложений. Так появилась____ точка __ – первый и основной знак членения текста. На основе точки____ возникли другие знаки:__ вопросительный и восклицательный знаки, запятые.
Вошли в употребление также скобки, тире, кавычки. В начале предложения стала обязательной заглавная буква, в начале абзаца – красная строка.
К концу XVIII века сложился основной состав знаков препинания, которые – от латинского названия точки "пунктум" – принято называть знаками пунктуации. (По "Энциклопедическому словарю юного филолога")






На какие группы по назначению делятся знаки препинания?

Какая группа содержит наибольшее количество знаков?

Какой разделительный знак препинания, кроме точки, по вашему мнению, употребляется чаще других?

  1. Разделяются знаками препинания.
  2. Выделяются знаками препинания.
    1. Гори гори моя звезда
      Гори звезда приветная!
      Ты у меня одна заветная
      Других (не)будет (не, ни)когда.
    1. Дремлют плакучие ивы
      Ни..ко скл..нясь над ручьём
      Струйки бегут торопливо
      Шепчут во мраке ночном!
    1. Белой акац.. гроздья душистые
      Вновь ар..мата полны
      Вновь разливается песнь солов(?)иная
      В тихом сиян.. луны!
    1. Ямщик (не)гони лош..дей!
      Мне (не, ни)куда больше сп..шить
      Мне (не, ни)кого больше любить
      Ямщик (не)гони лош..дей!

Помните ли вы наизусть слова современных песен, романсов? Знаете ли фамилии авторов слов? Проверьте себя и запишите по памяти 2—3 куплета из разных песен или из одной песни, укажите фамилию автора (авторов) слов. Если в тексте есть разделительные знаки препинания, то надпишите над ними букву р.

9. Запишите 2 предложения, в которых знаки препинания служат для разделения; 2 предложения, в которых знаки препинания служат для выделения; 3 предложения со знаками разделения и выделения.

10. Прочитайте и составьте вопросный план текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и графически обозначая синтаксические конструкции, употребление которых определяет необходимость знаков препинания.

Абрамцево одна из знаменитых подмосковных усадеб. В 1843 году извес(?)ный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791—1859) приобрёл (не)большое подмосковное имение Абрамцево расположе(н, нн)ое в 12 верстах от Троице-Сергиевой лавры*.

созданный
общественный
оживленный

Образец. Тимофей Николаевич Грановский - историк, общественный деятель, талантливый оратор и лектор.


Обычно в русском синтаксисе все знаки препинания разделяют на разделительные и выделительные. Разница между ними принципиальна. В этой статье мы обратимся к выделительным знакам препинания.


Как различить разделительные и выделительные знаки?

Разные знаки пунктуации выполняют разные функции.

Одни из них разделяют, разграничивают аналогичные элементы текста или предложения. Например, знаки конца предложения разграничивают предложения в составе текста, запятые разделяют однородные члены и т.д.

Другие же знаки выделяют, обособляют какой-то иной, не такой же, элемент. Например, запятыми выделяют обращение, скобками – вставную конструкцию.

По этому принципу и различают разделительные и выделительные знаки.

Какие знаки относят к выделительным?

К выделительным относят по преимуществу парные знаки, ведь выделяемый элемент необходимо ограничить с двух сторон. Вот примеры выделительных знаков препинания:

  • две запятые;
  • двойное тире;
  • скобки;
  • кавычки;
  • двоеточие плюс тире.

Последний знак ставится при прямой речи и обобщающих словах. Подробнее мы рассмотрим эти случаи ниже.

Скобки и кавычки могут быть только парными, и вторая часть все равно ставится, даже если это самое начало или конец предложения.

  • Кошка не сразу заметила попугая, сидящего в клетке. (Но: Попугая, сидящего в клетке, кошка заметила не сразу.)
  • “Пора вставать!” – сказала бабушка.

В каких случаях ставятся выделительные знаки препинания?

Выделительные знаки используются очень часто. Рассмотрим каждый из знаков.

Кавычки

Кавычки используют для оформления прямой речи. Все высказывание заключается в кавычки. Кроме кавычек, необходимы и другие знаки для оформления прямой речи.

В кавычки заключается несогласованное определение, если это название книги, фильма, картины, печатного издания, корабля, поезда и т.д.

Кавычками оформляется цитата, также с помощью других знаков.

Цитата может оформляться и только с помощью кавычек, если цитирование частичное (Пушкина не зря назвали “солнцем поэзии”).

Скобки

Чаще всего в скобки берут вставные конструкции.

Это слова и предложения, поясняющие и дополняющие основную фразу, но с несколько иной коммуникативной целью. При этом они могут иногда быть связаны с предложением грамматически (чаще только по смыслу). Примером может служить предыдущее предложение.

Скобки могут использоваться также при цитировании – в них заключают фамилию автора цитаты.

Двоеточие и тире

В качестве выделяющего знака они используются в комплекте. Однако, как мы уже знаем, может встретиться и один знак, если нет возможности обозначить начало или конец выделяемого элемента.

Двоеточие и тире используются в двух случаях:

  • при прямой речи(Он мрачно сказал: “Ищи теперь ветра в поле!” – и махнул рукой. Для сравнения. “Ищи ветра в поле!” – сказал он. Он сказал: “Ищи ветра в поле!”);
  • при однородных членах с обобщающими словами(Разные цветы: васильки, ромашки, колокольчики – стояли в вазе. В вазе стояли цветы: васильки, ромашки, колокольчики. Васильки, ромашки, колокольчики – разные цветы стояли в вазе.)

Двойное тире

Тире с двух сторон может выделять отдельные элементы фраз. Но это не очень распространенный знак, поэтому ряд его употреблений – случаи спорные или вариативные.

Итак, двойное тире ставится в следующих случаях:

  • при прямой речи для оформления слов автора, разрывающих высказывание (“Сегодня, – заметил дед, – намного прохладнее!”);
  • вставные конструкции, если автор хочет подчеркнуть более тесную связь конструкции с коммуникативным замыслом основного высказывания;
  • иногда обособленные определения или приложения.

Запятые

Чаще всего встречается именно этот знак. Причем в качестве знака выделения требуются две запятые: в начале и в конце. Но, как обычно, бывает и одна, если это начало или конец предложения.

Запятыми выделяются:

  • обращения (Ира, зайди к директору!);
  • вводные слова (Мы, кажется, опаздываем);
  • обособленные определения, дополнения, обстоятельства (Щенок, бежавший по улице, остановился и глядел, помахивая хвостиком.);
  • обособленные уточняющие члены (Приезжайте утром, часиков в девять.);
  • междометия и “формулы вежливости” (Ах, сударыня, пожалуйста, приезжайте скорее!);
  • придаточные части сложноподчиненного предложения.

Обращение может выделяться иногда восклицательным знаком, но только в начале предложения (Оля! Постой!) При этом дальше может быть и заглавная, и строчная буква.

Что мы узнали?

Выделительные знаки препинания не разграничивают однообразные элементы, а обособляют особенные. В качестве выделительных знаков могут использоваться скобки, кавычки, двойное тире, двоеточие плюс тире, запятые. Они могут выделять обращения, вводные и вставные конструкции, обособленные определения, обстоятельства и дополнения, прямую речь и цитаты, группы однородных членов с обобщающими словами, придаточные части сложноподчиненного предложения.

Читайте также: