Значение транспорта в сельском хозяйстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Транспорт в сельском хозяйстве обеспечивает технологические процессы внутри отрасли, а также связь сельского хозяйства с другими отраслями народного хозяйства. Из-за несвоевременной поставки грузов срываются работы, простаивает машинно-тракторный парк, не вывозится своевременно сельскохозяйственная продукция, снижается её качество, что приводит к значительным потерям. Поэтому от степени развития транспорта и эффективности его использования во многом зависят результаты всего сельскохозяйственного производства. Транспортные средства включают подвижной состав, дороги, приспособления и оборудование для механизированного выполнения погрузоразгрузочных работ и нормальной эксплуатации подвижного состава.

В сельском хозяйстве используются следующие виды транспорта: Автомобильный, тракторный и гужевой. В ряде случаев применяется трубопроводный транспорт (подается вода, перекачиваются жидкие корма и т.д.). Наибольшее значение имеет автотранспорт. На него приходится около 80% всего объёма грузоперевозок в сельском хозяйстве, тогда как на тракторах перевозится лишь около 15%, а на всех остальных видах транспорта – около 5% грузов.

Число автомашин в сельском хозяйстве увеличилось по сравнению с 1965 г. более чем в 1,7 раза, их общая грузоподъёмность возросла в 2,4 раза, а средняя грузоподъёмность – в 1,4 раза. Это свидетельствует о том, что постоянно улучшается обеспеченность сельского хозяйства автомобильным транспортом и совершенствуется автопарк в качественном отношении. Продовольственной программой намечено за одиннадцатую и двенадцатую пятилетки выделить сельскому хозяйству 3000 – 3060 тыс. грузовых автомобилей повышенной грузоподъёмности. При этом намечается организовать производство специально для сельского хозяйства грузовых автомашин повышенной проходимости с кузовом большой ёмкости.

Большое внимание уделяется строительству в сельской местности дорог с твёрдым покрытием. В настоящее время таких дорог ещё мало, поэтому в одиннадцатой пятилетке намечено увеличить капиталовложения на строительство внутрихозяйственных сельских дорог в 1,4 раза. Сельскохозяйственные предприятия также выделяют определённые ресурсы для строительства дорог и выполняют такие работы сами или строят дороги на межхозяйственной основе.

Установлено, что производительность транспортных средств на дорогах с твёрдым покрытием в 1,7 – 2 раза выше, чем на грунтовых, что в значительной мере снижает расход топлива и себестоимость 1 т перевезённого груза. Хорошие дороги, как уже отмечалось, ускоряют доставку груза, способствуют предотвращению потерь сельскохозяйственной продукции и сохранению её качества. Хорошие дороги улучшают работу пассажирского транспорта – увеличивается скорость его движения, гарантируется регулярность рейсов автобусов, что сберегает время сельских жителей. Улучшаются условия использования личного транспорта сельского населения. В связи с этим дорожное строительство находится в центре внимания производственного и социального строительства на селе.

Автомобильный транспорт используется в колхозах и совхозах в основном для внутрихозяйственных перевозок в ходе технологических процессов, поэтому по существу он является технологическим транспортом. На долю внутрихозяйственных грузов приходится 2/3 всех перевозок. На внутрихозяйственных транспортных работах используется также автопарк специализированных транспортных предприятий. Однако половина внехозяйственных перевозок выполняется автотранспортом колхозов и совхозов, что в ряде случаев отвлекает его от неотложных технологических работ. Поэтому ставится задача, чтобы все внехозяйственные перевозки осуществлялись специализированным транспортом Госкомсельхозтехники и других (прежде всего заготовительных) организаций.

Для анализа эффективности эксплуатации грузового автотранспорта в сельскохозяйственных предприятиях используются следующие показатели:
- Коэффициент использования автомашин в работе (отношение числа автомобиле-дней в работе к числу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве);
- коэффициент использования пробега (отношение пройденных километров с грузом к общему пробегу машины);
- среднесуточный пробег автомашины (отношение суммы общего пробега всех машин к количеству машино-дней в работе);
- номинальная грузоподъёмность среднесписочной автомашины (отношение количества машино-тонна-дней в хозяйстве к количеству машино-дней пребывания в хозяйстве);
- коэффициент использования грузоподъёмности автомашин (отношение фактической загруженности автомашин к номинальной);
- выработка на тонна-машину определяется по двум показателям: перевезено грузов (отношение общего объёма перевезённых грузов к среднегодовому тоннажу автопарка) и выполнено тонна-километров (отношение общего объёма транспортных работ в тонна-километрах к среднегодовому тоннажу автопарка).

Экономическую эффективность использования грузового автотранспорта характеризует себестоимость 1 т/км, отношение суммы эксплуатационных затрат по автопарку к объёму выработанных тонна-километров. Из эксплуатационных затрат следует особо выделить расход топлива в расчёте на 1 т/км работы.

Уровень использования автотранспорта в сельском хозяйстве можно повысить за счёт строительства полевых дорог с твёрдым покрытием, более полной загрузки автомобилей на сельскохозяйственных работах, сокращение простоев на погрузке и разгрузке автомашин, повышения общего уровня организованности в проведении всех транспортных работ и дисциплины труда.

Для использования транспорта в сельском хозяйстве характерна сезонность: более 70 % грузов в растениеводстве перевозится в период уборки урожая, что создаёт большую напряжённость в работе транспортных средств. Автомашин в этот период, как правило, не хватает, поэтому приходится широко использовать для перевозки грузов тракторный парк. Стоимость перевозок на тракторах гораздо выше, чем на автомашинах, но в целях сокращения сроков проведения уборочных работ, предотвращения потерь продукции и снижения её качества эти повышенные затраты на перевозки бывают вполне оправданы.

Гужевой транспорт в общественном производстве имеет преимущества в перевозке мелких грузов на незначительные расстояния, для него не существует бездорожья.

Для своевременного выполнения всех транспортных работ в сельском хозяйстве с наименьшими потерями и издержками необходимо полнее использовать все транспортные средства при рациональном их сочетании.

Транспорт является важным элементом инфраструктуры сельскохозяйственного производства, без его участия практически не осуществляется ни один вид сельскохозяйственной деятельности.

Транспортные средства участвуют во всех производственных процессах. В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные работы относятся к числу наиболее трудоемких и энергоемких процессов, на них приходится около 1/3 всех затрат труда при воз­делывании сельскохозяйственных культур, в себестоимости сельс­кохозяйственной продукции транспортные расходы составляют от 15 до 40%.

Для транспортных работ используются автомобили, тракторы и рабочие лошади.

Автомобили перевозят грузы на большие расстояния. Тракторы, как правило, осуществляют перевозки внутри хозяйства, они незаменимы на плохих дорогах осенью и зимой. Гужевым транспортом (лошадьми) пользуются для внутриусадебных перевозок, на фермах.

На животноводческих фермах используются такие способы транспортировки грузов, как наземные трубопроводы, подвесные дороги и т.д.

В среднем 80% грузов перевозят грузовыми автомобилями, 15% -тракторами, 5% -гужевым транспортом.

Роль и значимость автомобильного транспорта в сельскохозяй­ственном производстве определяются двумя основными фактора­ми: огромным объемом перевозимых грузов, непосредственным участием в сельскохозяйственном производстве.

Участвуя в производственных процессах, автомобильный транспорт перестает выполнять чисто транспортную функцию, а вместе с обслуживаемыми сельскохозяйственными машинами и агрегатами осуществляет процесс, состоящий из технологических, перевозочных и перегрузочных операций. Автомобиль или при­цеп, оборудованный тем или иным рабочим органом, например, разбрасывателем удобрений, погрузчиком-подборщиком, стано­вится транспортно-технологическим средством.

Другая особенность применения автомобильного транспорта состоит в том, что он является связующим звеном любого произ­водственного потока и в этом своем качестве определяет саму воз­можность построения процессов по индустриальным схемам.

С ростом интенсификации сельскохозяйственного производ­ства объем транспортных работ будет увеличиваться. Возрастут перевозки готовой продукции, сырья и материалов при выполне­нии технологических процессов производства сельскохозяйствен­ной продукции, органических и минеральных удобрений, кормов, строительных, топливно-смазочных и других материалов.

От правильной организации перевозок, оснащенности организаций соответствующими современными транспортными средства­ми, их рационального использования в значительной степени зави­сят своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, их качество, производительность труда и себестоимость продукции.

В то же время использование транспорта в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей. Это многообразие грузов, неравномерность грузопотоков в течение года, рассредоточение грузов на большой территории, разнообразие транспортных средств и т.д.

Классификация грузоперевозок осуществляется:

I. По пунктам назначения:

II. По объемной массе:

1. транспортабельные (большой плотности) грузы: зерно, строительные материалы, минеральные удобрения и т.д.;

2. малотранспортабельные (небольшой плотности): сено, солома, мякина.

III. По срочности:

1. скоропортящиеся: молоко, овощи, фрукты, зеленые корма;

Транспорт является важным элементом инфраструктуры сельскохозяйственного производства, без его участия практически не осуществляется ни один вид сельскохозяйственной деятельности.

Транспортные средства участвуют во всех производственных процессах. В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные работы относятся к числу наиболее трудоемких и энергоемких процессов, на них приходится около 1/3 всех затрат труда при воз­делывании сельскохозяйственных культур, в себестоимости сельс­кохозяйственной продукции транспортные расходы составляют от 15 до 40%.

Для транспортных работ используются автомобили, тракторы и рабочие лошади.

Автомобили перевозят грузы на большие расстояния. Тракторы, как правило, осуществляют перевозки внутри хозяйства, они незаменимы на плохих дорогах осенью и зимой. Гужевым транспортом (лошадьми) пользуются для внутриусадебных перевозок, на фермах.




На животноводческих фермах используются такие способы транспортировки грузов, как наземные трубопроводы, подвесные дороги и т.д.

В среднем 80% грузов перевозят грузовыми автомобилями, 15% -тракторами, 5% -гужевым транспортом.

Роль и значимость автомобильного транспорта в сельскохозяй­ственном производстве определяются двумя основными фактора­ми: огромным объемом перевозимых грузов, непосредственным участием в сельскохозяйственном производстве.

Участвуя в производственных процессах, автомобильный транспорт перестает выполнять чисто транспортную функцию, а вместе с обслуживаемыми сельскохозяйственными машинами и агрегатами осуществляет процесс, состоящий из технологических, перевозочных и перегрузочных операций. Автомобиль или при­цеп, оборудованный тем или иным рабочим органом, например, разбрасывателем удобрений, погрузчиком-подборщиком, стано­вится транспортно-технологическим средством.

Другая особенность применения автомобильного транспорта состоит в том, что он является связующим звеном любого произ­водственного потока и в этом своем качестве определяет саму воз­можность построения процессов по индустриальным схемам.

С ростом интенсификации сельскохозяйственного производ­ства объем транспортных работ будет увеличиваться. Возрастут перевозки готовой продукции, сырья и материалов при выполне­нии технологических процессов производства сельскохозяйствен­ной продукции, органических и минеральных удобрений, кормов, строительных, топливно-смазочных и других материалов.

От правильной организации перевозок, оснащенности организаций соответствующими современными транспортными средства­ми, их рационального использования в значительной степени зави­сят своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, их качество, производительность труда и себестоимость продукции.

В то же время использование транспорта в сельском хозяйстве имеет ряд особенностей. Это многообразие грузов, неравномерность грузопотоков в течение года, рассредоточение грузов на большой территории, разнообразие транспортных средств и т.д.

Классификация грузоперевозок осуществляется:

I. По пунктам назначения:

II. По объемной массе:

1. транспортабельные (большой плотности) грузы: зерно, строительные материалы, минеральные удобрения и т.д.;

Интенсификация сельскохозяйственного производства и последовательное осуществление комплексной механизации неразрывно связаны с ростом объема транспортных работ, значительная доля которых составляет неотъемлемую часть технологических процессов возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.

В общем комплексе сельскохозяйственных работ на транспортные и погрузочные работы приходится приблизительно 30-35% затрат труда, 35-40% стоимости механизированных работ и до 50% затрат энергии. Объем перевозок сельскохозяйственных грузов составляет в среднем от 20 до 60 т.км на 1 га пашни. Расчеты показывают, что в пересчете на условный транспорт (грузоподъемностью 2,5 т) на каждые! 100 га пашни требуется в различных зонах (в зависимости от интенсивности сельскохозяйственного производства) от 0,5 до 1,25 единицы.

Внутриусадебный транспортосуществляется главным образом различными видами транспортеров, трубопроводов, самоходными тележками и лишь частично тракторным и гужевым транспортом, обычно на расстояниях до 1-3 км.

Внутрихозяйственный полевой транспорт(как правило, на коротких - до 5-10 км - расстояниях) является преимущественно тракторным (при расстояниях до 10 км) и частично гужевым (3-5 км). Движение происходит больше всего (70-90% пути) в условиях грунтовых проселочных дорог и бездорожья.

Внехозяйственные перевозкиобычно связаны со сравнительно длинными расстояниями (в среднем 30-40 км) и совершаются как по проселочным, так и по улучшенным грунтовым дорогам и дорогам с покрытиями. Осуществляются они чаще всего автомобилями, но нередко и тракторным транспортом, например трактором К-700 со специальными тележками.

Производственный (зависимый) транспорт, непосредственно связанный с работой сельскохозяйственных машин и выполняющий не только перемещение (транспортирование), но и сбор и распределение материалов, осуществляется в основном тракторным и гужевым транспортом, а частично автомобилями.

Самостоятельный (независимый) транспорт, непосредственно не связанный с производственным процессом, осуществляется главным образом автомобилями и тракторными поездами большой грузоподъемности.

Во всех видах сельскохозяйственного транспорта на долю тракторного транспорта приходится 60-80% общего объема перевозок и 20-30% общей перевозочной работы в т×км; на долю автомобилей - 20-40% общего объема перевозок в т и 70-80% общей перевозочной работы (грузооборота) в т*км.

При большом разнообразии видов транспортной работы важно рационально сочетать тракторный и частично гужевой транспорт с автомобильным, производственный транспорт со специально создаваемым, разрабатывать конструкции машин, приспособленные к условиям работы в сельском хозяйстве.

Для повышения эффективности использования как уже имеющегося, так и вновь поступающего в с. х-во автотранспорта, в первую очередь необходимо обратить внимание на улучшение технической подготовки кадров шофёров, орг-цию и оборудование гаражей и авторемонтных предприятий, полное использование пробега и грузоподъёмности автомобиля, загрузку обратных рейсов, повышение коэф-та технической готовности автопарка и на правильное планирование работы автотранспорта.

Для увеличения времени работы и скорости движения автомобилей требуется также всемерное развитие автодорожной сети и улучшение существующих дорог.

Транспорт играет в сельскохозяйственном производстве важную роль. На него приходится 25-30% общих издержек производства на продукцию.

В сельскохозяйственных предприятиях используют в основном следующие виды транспорта:

Транспортные работы подразделяют на внутриусадебные, внутрихозяйственные и внехозяйственные.

Наибольший объём грузооборота, особенно по внехозяйственным перевозкам, приходится на автотранспорт (80%), который является более маневренным. Но в связи с высокой стоимостью бензина на перевозках внутри хозяйства экономически более выгодно использовать тракторы (15%). Важной является и роль гужевого транспорта, особенно по внутриусадебным перевозкам (5% от общего объёма грузов).

§ на транспортабельные и малотранспортабельные;

§ на скоропортящиеся и длительного хранения (по срокам перевозки);

§ по физико-механическим свойствам (твёрдые, жидкие, полужидкие, газообразные);

§ по способам транспортировки и погрузки, насыпные, наливные, штучные);

§ по габаритности (длинномерные, негабаритные).

По объёмному весу, принятому при нормировании транспортных работ грузы подразделяют на 4 класса в зависимости от использования грузоподъёмности транспортного средства:

1-й класс – коэффициент использования грузоподъёмности 1,0 (зерно, стройматериалы, минеральные удобрения);
2-й класс - коэффициент использования грузоподъёмности 0,71-0,99 (картофель, корнеплоды);
3-й класс - коэффициент использования грузоподъёмности 0,51-0,70 (плоды, овощи, зелёная масса);
4-й класс - коэффициент использования грузоподъёмности 0,41-0,50 (сено, солома, сенажная масса).

Все дороги также разделены на классы:
1-й класс – асфальтированные;
2-й класс – гравийные;
3-й класс – грунтовые, полевые.

Использование транспорта в сельскохозяйственном производстве имеет свои особенности:
§ большое разнообразие грузов;
§ сезонность перевозок и большая неравномерность грузопотоков в течение года;
§ плохие дорожные условия;
§ преимущество односторонних перевозок.

Основные направления улучшения использования сельскохозяйственной техники показаны на рис.1.


Рисунок 1. – Основные направления улучшения использования сельскохозяйственной техники

Важнейшим элементом материально-технической базы АПК являются машины и оборудование. А в сельском хозяйстве значительную роль играет машинно-тракторный и комбайновый парки.

Выпуск тракторов в Республике Беларусь — в послевоенный период.

С развитием МТБ улучшаются качественные показатели тракторов и комбайнов: повышается скорость движения, возрастает маневренность и проходимость машин, уменьшаются габариты, масса конструкций и удельный расход топлива, растет производительность.

Увеличение производства и поставки тракторов, комбайнов и других машин в сельское хозяйство способствует уменьшению нагрузки земли на одну машину, вследствие чего создается возможность выполнения необходимых объемов работ в оптимальные сроки. Однако промышленности необходимо совершенствовать и улучшать машинно-тракторный парк, а предприятиям АПК (в том числе и сельскому хозяйству) — повышать эффективность его использования. Для многих промышленных предприятий АПК, а также для колхозов, совхозов и развивающихся крестьянских и фермерских хозяйств необходим трактор с высокой маневренностью, с повышенной скоростью, двумя ведущими мостами, высоким дорожным просветом и регулируемой колеей. Важным условием эффективного использования таких тракторов является обеспечение их необходимым комплексом машин и орудий для выполнения всего комплекса работ в соответствии с новыми технологиями производства сельскохозяйственной продукции. Эффективность использования имеющегося на предприятии машинно-тракторного парка характеризуют следующие показатели:

• сезонная и годовая выработка на трактор, комбайн или другую машину, га, усл. эт. га, т/км и др.;

• годовая выработка на среднегодовой трактор в целом по парку, определяемая делением годового объема механизированных работ в условных эталонных гектарах на среднегодовое количество условных эталонных тракторов, эт. га;

• часовая, сменная и дневная выработка (физических и эт. га);

• количество отработанных машино-смен и дней в году;

• коэффициент сменности, определяемый отношением количества машино-смен к количеству машино-дней.

Экономическую эффективность использования имеющихся машин, агрегатов и их комплексов можно определить и с помощью таких показателей, как производительность труда, эксплуатационные расходы на единицу продукции или выполненную работу, себестоимость условного эталонного и физического гектара обработки почвы, уборки урожая и т.д.; произведенные затраты на центнер продукции, на гектар; срок окупаемости капитальных вложений на приобретение машин и механизмов.

Обеспеченность сельскохозяйственными машинами и орудиями характеризуется наличием машин и орудий различных видов в расчете на 100 га пашни (для машин общего назначения) или какой-либо культуры (для специальных машин).

В качестве показателя обеспеченности хозяйства техникой можно использовать коэффициент обеспеченности (Коб, %), который определяется как отношение фактического количества техники (ТХф,) к нормативной потребности (ТХН).

Тракторообеспеченность определяется как отношение физических или условных эталонных тракторов к площади сельхозугодий или пашни.

Эффективность использования машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве характеризуется нижеследующей системой показателей.

Сменная и дневная выработка в условных эталонных гектарах – отношение объема механизированных работ к числу отработанных тракторами смен или дней.

Годовая выработка в эталонных гектарах на физический и условный эталонный трактор – отношение объема механизированных работ к числу физических или условных эталонных тракторов.

Коэффициент сменности работы тракторов – отношение числа машино-смен к числу машино-дней или отношение дневной выработки к сменной выработке.
Число отработанных машино-дней и машино-смен физическим или эталонным трактором – отношение общего числа отработанных машино-дней и машино-смен к числу тракторов.
Коэффициент использования тракторного парка – отношение числа отработанных машино-дней одним трактором к годовому фонду рабочего времени.
Величина эксплуатационных затрат в расчете на условный эталонный гектар – отношение эксплуатационных затрат к объему механизированных работ. Эксплуатационные затраты включают оплату труда механизаторов и вспомогательных рабочих, стоимость топлива и смазочных материалов, амортизационные отчисления по тракторам и сельскохозяйственным машинам, затраты на техническое обслуживание и текущие ремонты тракторов и машин, затраты на хранение машин.

Себестоимость условного эталонного гектара механизированных работ – отношение производственных затрат по эксплуатации техники к объему механизированных работ в условных эталонных гектарах.

Перевод физического объема тракторных работ в условные эталонные гектары производится путем умножения числа выполненных сменных норм выработки трактором данной марки на эталонную выработку.

Эффективность использования комбайнов (зерноуборочных, картофелеуборочных, силосоуборочных и т.д.) определяется следующими показателями: сезонная выработка, га; дневная (суточная) выработка, га; число дней работы; себестоимость работ.

Интенсификация сельскохозяйственного производства неразрывно связана с увеличением объема транспортных работ. Значительная доля их является неотъемлемой частью производственных процессов возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.

В сельскохозяйственном производстве нашей страны объем грузоперевозок на каждый гектар пашни составляет более 50 т различных грузов и в будущем будет увеличиваться. В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные и погрузочные относятся к наиболее трудоемким и энергоемким. В себестоимости сельскохозяйственной продукции транспортные расходы составляют 15—40%. Примерно третья часть фонда зарплаты в хозяйствах идет на оплату труда работников, занятых на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах.

Особенностью сельскохозяйственных перевозок является их многократность, которая оценивается коэффициентом повторности (для основных сельскохозяйственных грузов он равен 2). Задержка в проведении транспортных работ вызывает простои агрегатов, уничтожение продукции или снижение ее качества, нарушение ритма производства в случаях, когда транспортные средства работают в едином технологическом комплексе с обслуживаемыми сельскохозяйственными машинами. От их работы зависят производительность машин, которые входят в технологический комплекс, сроки проведения работ, урожайность и себестоимость продукции. Недостаток транспортных средств или нерациональное их использование препятствуют комплексной механизации отраслей сельскохозяйственного производства.

Изменение структуры автопарка, рациональное применение тракторного транспорта, механизация погрузочно-разгрузочных работ, внедрение передовых методов и приемов в организации использования транспорта являются условиями сокращения доли затрат на перевозки в себестоимости сельскохозяйственной продукции.
Основной вид транспорта в сельском хозяйстве — автомобильный. На долю его приходится до 80% грузооборота (ткм) хозяйств. Автомобильный подвижной состав в сельском хозяйстве Беларуси: бортовые автомобили — около 45%, автомобили-самосвалы — 34, автоцистерны — 12, автофургоны, а также автомобильные прицепы и полуприцепы — 3%.

На перевозках сельскохозяйственных грузов используются в основном автомобили грузоподъемностью до 5 т (около 83%) и примерно 13% грузовых автомобилей грузоподъемностью более 5 т. В хозяйствах чаще всего применяются грузовые бортовые автомобили и самосвалы семейства УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ российского и МАЗ отечественного производства и др.

Для внутрихозяйственных полевых перевозок используются преимущественно тракторы. Хорошая проходимость, синхронное движение с уборочными агрегатами позволяют эффективно применять тракторы на уборочно-транспортных операциях. Как правило, на технологических перевозках используются колесные тракторы, а в тяжелых дорожных условиях — гусеничные с прицепами.

Значительный объем перевозок в сельском хозяйстве выполняется транспортно-технологическими средствами, которые объединяют функции транспортных и технологических машин (тракторные прицепные разбрасыватели удобрений, кормораздатчики и др.). На долю тракторного транспорта приходится до 60—80% объема перевозок (т).

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лекция 2. ТРАНСПОРТ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

2.1. Транспортный процесс Значение транспорта в сельском хозяйстве. Произ-

водство сельскохозяйственной продукции, как растение-водческой, так и животноводческой, связано с большим объемом транспортных работ. Транспортные расходы занимают значительное место в общем объеме затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Эти рас-ходы в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляют 15…40 %, а затраты труда 30…70 % в зависи-мости от природно-производственных условий и вида воз-делываемой сельскохозяйственной культуры. При этом на транспортных работах занято 20…25 % работников сель-ского хозяйства.

Основной вид транспорта в сельском хозяйстве – авто-мобильный, на долю которого приходится до 80 % всего объ-ема перевозок. На долю тракторного транспорта в сельском хозяйстве приходится не более 20…27 % объема перевозок.

Грузоподъемность автомобилей колеблется в широких пределах, поэтому в зависимости от условий работы сле-дует выбирать такой автомобиль, который наиболее полно отвечает требованиям высокой производительности и ре-сурсосбережения.

Виды транспортных средств, применяемых в сель-

ском хозяйстве . В сельскохозяйственном производстве используют все основные виды транспорта, включая авто-мобильный, тракторный, гужевой, авиационный, железно-дорожный, трубопроводный, канатный.

Основную часть грузов перевозят автомобильным (до 80 %) и тракторным (до 20…27 %) транспортом, поэ-тому далее более подробно будут рассмотрены эти два вида транспорта.

Гужевой транспорт используют в небольшом количе-стве и в основном на внутриусадебных перевозках, включая подвоз кормов на фермах, перевозку молока и др.

Авиационный транспорт используют для подкормки растений и защиты посевов от болезней и вредителей, а так-же как санитарную авиацию. Однако применение авиации

сельском хозяйстве резко снижено из-за высокой стоимо-сти работ.

Железнодорожным транспортом доставляют техни-

ку, удобрения и другие материалы, а также вывозят урожай

помощью трубопроводного транспорта перемещают на небольшие расстояния корма, молоко, отходы животных, минеральные удобрения и другие материалы.

Канатно-воздушный транспорт преимущественно ис-

пользуют в горных районах, где отсутствуют дороги.

Классификация сельскохозяйственных грузов . Сель-

скохозяйственные грузы насчитывают более 100 наиме-нований и классифицируют их по физико-механическим свойствам; по степени или коэффициенту использования грузоподъемности транспортных средств; по способу по-грузки и разгрузки; по срочности и периодичности перевоз-ок; по массовости и условиям перевозок.

По физико-механическим свойствам грузы разделяют на твердые, жидкие и газообразные.

Твердые грузы , в свою очередь, подразделяют по спо-собу погрузки и разгрузки: н а в а л оч н ы е, перевозимые навалом без упаковки (овощи, дрова, каменный уголь и др.), с ы п у ч и е, или н а с ы п н ы е, перевозимые насыпью (зерно, песок и др.).

К жидким , или наливным , грузам относят воду, молоко, жидкие нефтепродукты, аммиачную воду и др., для перевоз-ки которых требуются специальная тара или цистерны.

Основными газообразными грузами являются кисло-род, бытовой газ и другие газы, перевозимые в специальных баллонах под большим давлением.

По степени или коэффициенту использования грузо-подъемности транспортных средств все сельскохозяй-

ственные грузы делят на пять классов (табл. 2.1).

Класс груза зависит от его плотности (т/м 3 ), т. е. мас-сы данного груза , содержащейся в одном кубическом ме-тре. Чем больше плотность, тем соответственно больше степень использования грузоподъемности транспортных средств.

Плотность сельскохозяйственных грузов изменяется в широком диапазоне [от 120 кг/м 3 (полова) до 1800 кг/м 3 (каменный уголь)], что создает дополнительные трудности при организации перевозок.

Конкретные численные значения плотности и клас-сов всех основных сельскохозяйственных грузов приве-дены в справочной литературе. Грузы с плотностью более 600 кг/м 3 без упаковки примерно относятся к грузам перво-го класса.

По способу погрузки-разгрузки грузы подразделяют: на

сыпучие и навалочные , которые можно перевозить без тары,

а грузить и выгружать сбросом ; наливные ; штучные ; тар-

ные и бестарные . Основную часть сельскохозяйственных грузов (до 70 %) составляют насыпные и навалочные.

По срочности и продолжительности перевозок раз-

личают срочные грузы, перевезти которые необходимо в сжатые сроки, определяемые агротехническими сроками,

несрочные грузы, перевозить которые можно в течение бо-лее длительного периода. К первой группе относят урожай большинства сельскохозяйственных культур и скоропортя-щуюся продукцию животноводства, включая молоко, мясо

др. К аварийным относятся грузы, перевозимые при сти-хийных бедствиях (пожар, прорыв плотины и др.).

По массовости грузы делят на массовые и мелкопарти-

онные . К массовым относят грузы, перевозимые крупными партиями в течение длительного периода (зерно, сахарная свёкла, кукуруза в початках и др.). Мелкопартионные грузы перевозят небольшими партиями, включая отвоз молока по-сле каждого удоя.

По условиям перевозок различают обычные и скоро-

портящиеся грузы. Обычные грузы не требуют специаль-ных транспортных средств. Для перевозки скоропортя-щихся грузов с соблюдением особых условий требуются специализированные транспортные средства (скотовозы, птицевозы и др.).

Возможна и другая классификация грузов: по опасно-

сти при погрузке, разгрузке и перевозке малоопасные

и опасные ; по размерамгабаритные , крупногабаритные , негабаритные .

Классификация дорог. Различают классификацию ав-томобильных дорог и классификацию, используемую при нормировании тракторных транспортных работ.

Классификация автомобильных дорог. Существуют два вида классификации автомобильных дорог – государ-ственная и техническая.

По государственной классификации дороги подразде-ляют по ведомственной подчиненности, включая общего-сударственные, республиканские, областные, районные, ку-рортные и ведомственные.

Техническая классификация автомобильных дорог осу-ществляется по назначению и интенсивности движения транспортных средств. По этой классификации имеется пять технических категорий дорог.

К дорогам местного значения относят те, по которым выполняют внутрихозяйственные и внехозяйственные пе-

ревозки. Дороги для внехозяйственных перевозок соединя-ют хозяйственные центры с существующей сетью автомо-бильных дорог. Внутрихозяйственные дороги располагают на территории самого хозяйства.

Классификация сельскохозяйственных дорог при нор-мировании тракторных транспортных работ. Дороги в данном случае подразделяют на три группы:

первая – обычные грунтовые дороги, сухие, в хорошем состоянии, снежные укатанные дороги и дороги с твердым покрытием (асфальтные и гравийные);

вторая – гравийные и щебенчатые (разбитые), грун-товые и проселочные после дождя (мокрые), слегка отта-ивающие после оттепелей, с рыхлым снежным покровом, стерня зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;

третья – разбитые дороги с глубокой колеей, оттаива-ющая или просыхающая снежная целина (при перевозке са-нями), бездорожье в весеннюю или осеннюю распутицу.

План перевозок и графики работы транспортных средств . Показатели использования транспортных средств в значительной степени зависят от качества планирования перевозок и оперативной организации работы подвижного состава. При этом различают перспективное (на несколько

лет вперед), текущее (на год) и оперативное (на сезон и на каждую смену) планирование транспортных работ.

При перспективном планировании учитывают планы развития всего хозяйства и отдельных его отраслей, а также объемы перевозок основных видов грузов (семян, удобре-ний, урожая и др.) с учетом расстояний их доставки, а так-же развития дорожной сети. Определяют и перспективную потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах соответствующих видов (табл. 2.2).

Читайте также: