Значение слова шумеры кратко
Обновлено: 05.07.2024
Шуме́р — цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IV—III тысячелетиях до н. э.. Считается первой цивилизацией на Земле.
Содержание
Шумеры
Шумеры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно — колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и пива.
Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены; в разработке находится ряд гипотез.
Письменность
Древнейшей известной письменной системой является шумерская письменность, в дальнейшем развившаяся в клинопись. Клинопись — это система письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой (стилом) на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась на все Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до I в. н. э.
История
I Этап раннединастического периода (ок. 2750—2615 до н. э.)
- 1. Эшнунна. Расположен был ном Эшнунна в долине реки Диялы.
- 2. Сиппар. Расположен выше раздвоения Евфрата на собственно Евфрат и Ирнину.
- 3. Безымянный ном на канале Ирнина, позднее имевший центр в городе Куту. Первоначальными центрами нома были города расположенные под современными городищами Джедет-Наср и Телль-Укайр. Города эти прекратили своё существование к началу 3-го тыс. до н. э.
- 4. Киш. Расположен на Евфрате, выше его соединения с Ирниной.
- 5. Кеш. Расположен на Евфрате, ниже его соединения с Ирниной.
- 6. Ниппур. Расположен ном на Евфрате, ниже отделения от него Интурунгаля.
- 7. Шуруппак. Расположен на Евфрате, ниже Ниппура. Шуруппак, по-видимому, всегда зависел от соседних номов.
- 8. Урук. Расположен на Евфрате, ниже Шуруппака.
- 9. Ур. Расположен в устье Евфрата.
- 10. Адаб. Расположен на верхнем отрезке Интурунгаля.
- 11. Умма. Расположен на Интурунгале, в месте отделения от него канала И-нина-гена.
- 12. Ларак. Расположен на русле канала, между собственно Тигром и каналом И-нина-гена.
- 13. Лагаш. Ном Лагаш включал в себя целый ряд городов и поселений, расположенных на канале И-нина-гена и примыкающих к нему каналах.
- 14. Акшак. Местоположение этого нома не совсем ясно. Обычно его отождествляют с позднейшим Описом и помещают на Тигре, против впадения в него реки Диялы.
Из городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер, расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам.
Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур — храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль почитался, как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.
II Этап раннединастического периода (ок. 2615—2500 до н. э.)
На юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его приемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака, сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура, по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук, Адаб, Ниппур, Лагаш, Шуруппак, Умма и др. Если принять во внимание территории охваченные этим союзом можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима, поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединенное государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в деле Шуруппака или об уплате им дани.
III Этап раннединастического периода (ок. 2500—2315 до н. э.)
III этап Раннединастического периода характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья и Элама друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными.
В этот период расширяется ирригационная сеть. От Евфрата в юго-западном направлении были прорыты новые каналы Арахту, Апкаллату и Ме-Энлила, часть которых достигала полосы западных болот, а часть полностью отдавала свои воды орошению. В юго-восточном направлении от Евфрата, параллельно Ирнине был прорыт канал Зуби, бравший начало от Евфрата выше Ирнины и тем самым ослаблявший значение номов Киша и Куту. На этих каналах образовывались новые номы:
- Вавилон (ныне ряд городище у города Хилла) на канале Арахту. Общинный бог Вавилона был Амаруту (Мардук).
- Дильбат (ныне городище Дейлем) на канале Апкаллату. Общинный бог Ураш.
- Марад (ныне городище Ванна ва-ас-Са’дун) на канале Ме-Энлила. Общинный бог Лугаль-Марада и ном
- Казаллу (точное местоположение неизвестно). Общинный бог Нимушда.
- Пуш на канале Зуби, в его нижней части.
По древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура. Затем трон захватывает Лугальаннемунду, правитель Адаба, подчинивший Шумеру пространства от Средиземного моря до юго-западного Ирана. В конце XXIV в. до н. э. новый завоеватель — царь Уммы Лугальзагеси расширяет эти владения до Персидского залива.
В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетиях до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий, как язык литературы и культуры.
Культура
Шумер — одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение.
Архитектура
В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.
Источник: Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. — М.:Академический проект, 2001.
Литература
Религия
- энство
- истина
- царская власть
- закон
- искусство
Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.
Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землей между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землей, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.
Кто такие шумеры и почему их так называют?
Как жили шумеры?
Цивилизации шумеров приписывают множество изобретений, в том числе изобретение колеса и гончарного круга, письменности и сельскохозяйственных орудий, оросительной системы и даже пивоварения.
Шумеры проживали на территории Южной Месопотамии, в заболоченных низовьях двух рек: Тигра и Евфрата. Они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и ремеслом. Простейшими постройками шумеров были тростниковые хижины, также они могли возводить глинобитные постройки, а для создания наиболее важных зданий использовали сырцовый кирпич. Чтобы передвигаться по воде, шумеры сооружали тростниковые ладьи, обмазанные природной смолой.
Поскольку шумеры жили в жарком и влажном климате, они носили минимум одежды. На изображениях протописьменного периода (2900-2750 гг. до н. э.) видно, что обычные жители в то время и вовсе не носили одежду. В то же время рисунки раннединастического периода (2750-2310 гг. до н. э.) показывают, что люди того времени одеты в каунакес (особая одежда из длинношерстного меха).
Современные исследователи считают, что образ жизни шумеров во многом схож с бытом современных жителей Южного Ирака — болотных арабов. Даже современные тростниковые постройки последних напоминают строения, изображенные на шумерских артефактах.
В середине XX века были проведены антропологические исследования костных останков из шумерских захоронений. На основе результатов этого анализа ученые пришли к выводу, что облик жителей этих территорий к сегодняшнему дню практически не изменился. По мнению ученых, шумеров стоит относить к средиземноморскому типу европеоидной расы, который типичен и для современных арабов. То есть если бы шумеры жили сегодня, они относились бы к арабским народам.
Большая часть исследований относится к лингвистической сфере. Языковеды пытаются установить родственные связи шумерского с другими языками. На протяжении последнего столетия выдвигались различные гипотезы, которые связывали шумерский практически со всеми языками Евразии. Однако ни одна из них не стала общепризнанной. Сложность исследований заключается еще и в двойном искажении шумерского. Современные ученые дешифровали его через другой мертвый язык, аккадский, который на данный момент также реконструируется.
Эта статья об исторической области; о древнейшей цивилизации см. Шумеры.
Области Шумер и Аккад на карте Древней Месопотамии
Шуме́р [1] (аккад. Šumerû ) или Киэнги (шум. Ki-en-gi(-r) [2] ) — древняя область в Южной Месопотамии, на территории современного Ирака [2] . В XIX веке по имени этой области исследователи дали название шумерскому языку [2] и говорившему на нём населению — шумерам [3] . Иногда Шумером называют саму шумерскую цивилизацию и соответствующую ей территорию распространения шумерского языка (включая область Аккад). Шумер был ведущей областью Древней Месопотамии в эпоху раннего бронзового века: там располагались древнейшие города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Ларса и другие.
Шуме́ры — принятое в науке наименование представителей древнего народа, населявшего южную часть Междуречья.
Что известно о шумерской цивилизации?
Считается, что шумеры выступили на арену всемирной истории приблизительно в четвертом тысячелетии до Рождества Христова.
Для своего времени шумеры стояли на довольно высокой ступени развития, занимались строительством и земледелием, обработкой металлов, обладали научными знаниями, письменностью, культурой. В религиозном отношении шумеры были идолопоклонниками.
Вопрос о точном происхождении этого народа до сих пор служит предметом научных дискуссий и споров. По одной из гипотез, шумеры пришли в Сеннаар со стороны гор, лежащих на восток от Двуречья. По другой, их прародиной была Аравия. Существует сказание, соотносящее место древнейшего поселения шумерийцев с островом Дильмун (Персидский залив).
Считается, что этнически этот народ был чужд семитским племенам. Опираясь на дошедшие до нас изображения, некоторые исследователи отмечают, что шумеры отличались круглыми лицами и косой постановкой глаз.
Что сообщает Писание о древних поселенцах земли Сеннаар?
Согласно свидетельству известного древнееврейского историка Иосифа Флавия, по осушении земли территория Сеннаар стала прибежищем для представителей всех трех ветвей человечества: потомков Сима, Иафета и Хама (Иудейские древности. Кн. 1, гл. 4).
Являлась ли шумерская цивилизация первой цивилизацией на земле?
Распространенное на сегодняшний день мнение о том, что Месопотамия была колыбелью человеческого рода, и что шумерская цивилизация представляла первое высокоразвитое общество на земле, следует считать антинаучным и бездоказательным.
Во-первых, изначально человек жил в Раю, а бытописатель нигде не утверждает, что Рай находился в земле Сеннаар. Из Едема, конечно же, выходила река, которая, затем разделялась на четыре, две из коих были Тигром и Евфратом ( Быт.2:14 ). Но где располагались их русла до потопа, сказать невозможно.
Во-вторых, первые очертания цивилизации возникли задолго до шумерской. Так, строителем города, был сын Адама, Каин ( Быт.4:17 ). При Иувале люди уже знали музыку и пользовались музыкальными инструментами ( Быт.4:21 ). Тувалкаину был известен метод добычи и обработки меди и железа ( Быт.4:22 ). А первым величайшим кораблестроителем был Ной ( Быт.6:22 ).
Во-третьих, Ной со своей семьёй высадился из ковчега на территории Араратских гор ( Быт.8:4 ), а уже только оттуда произошло дальнейшее переселение людей в Междуречье ( Быт.11:1 ).
Являются ли месопотамские мифы и легенды первоисточниками религиозных знаний древнего Израиля?
Предположение о том, что Авраам, переселившись из Ура (важнейшего культурного и экономического центра Месопотамии) в Палестину, перенёс туда мифологические сказания и легенды, не имеет оснований. Если бы патриарх верил в мифы, что заставило бы его, услышав голос Единого и Истинного Бога, променять насиженное место на многолетние странствования и скитания? А если не верил, зачем бы ему было нужно их тиражировать и распространять?
Между священными библейскими текстами и мифами есть, разумеется, нечто общее. Однако, связано это отнюдь не с заимствованием из мифов. Напротив, мифы содержат в себе отголоски тех подлинных знаний, которые дошли до Месопотамии по преемству от первых людей. Писание же содержит точные знания в необходимой для нас полноте.
Истинность Библии подтверждается множеством факторов, чего не скажешь о мифах. К числу таких факторов относятся десятки пророчеств, исполнившихся с доскональною точностью, проверить которые не представляет труда.
Читайте также: