Значение слова шумеры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Шуме́р — цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IV—III тысячелетиях до н. э.. Считается первой цивилизацией на Земле.

Содержание

Шумеры

Шумеры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно — колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и пива.

Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены; в разработке находится ряд гипотез.

Письменность

Древнейшей известной письменной системой является шумерская письменность, в дальнейшем развившаяся в клинопись. Клинопись — это система письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой (стилом) на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась на все Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до I в. н. э.

История


I Этап раннединастического периода (ок. 2750—2615 до н. э.)

  • 1. Эшнунна. Расположен был ном Эшнунна в долине реки Диялы.
  • 2. Сиппар. Расположен выше раздвоения Евфрата на собственно Евфрат и Ирнину.
  • 3. Безымянный ном на канале Ирнина, позднее имевший центр в городе Куту. Первоначальными центрами нома были города расположенные под современными городищами Джедет-Наср и Телль-Укайр. Города эти прекратили своё существование к началу 3-го тыс. до н. э.
  • 4. Киш. Расположен на Евфрате, выше его соединения с Ирниной.
  • 5. Кеш. Расположен на Евфрате, ниже его соединения с Ирниной.
  • 6. Ниппур. Расположен ном на Евфрате, ниже отделения от него Интурунгаля.
  • 7. Шуруппак. Расположен на Евфрате, ниже Ниппура. Шуруппак, по-видимому, всегда зависел от соседних номов.
  • 8. Урук. Расположен на Евфрате, ниже Шуруппака.
  • 9. Ур. Расположен в устье Евфрата.
  • 10. Адаб. Расположен на верхнем отрезке Интурунгаля.
  • 11. Умма. Расположен на Интурунгале, в месте отделения от него канала И-нина-гена.
  • 12. Ларак. Расположен на русле канала, между собственно Тигром и каналом И-нина-гена.
  • 13. Лагаш. Ном Лагаш включал в себя целый ряд городов и поселений, расположенных на канале И-нина-гена и примыкающих к нему каналах.
  • 14. Акшак. Местоположение этого нома не совсем ясно. Обычно его отождествляют с позднейшим Описом и помещают на Тигре, против впадения в него реки Диялы.

Из городов шумеро-восточносемитской культуры, находившихся вне Нижней Месопотамии важно отметить Мари на Среднем Евфрате, Ашшур на Среднем Тигре и Дер, расположенный к востоку от Тигра, по дороге в Элам.

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур — храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль почитался, как верховный бог ещё в течение тысячелетий всеми шумерами и восточными семитами (аккадцами), хотя Ниппур никогда не представлял собой политического центра ни в историческое, ни, судя по шумерским мифам и легендам, в доисторическое время.

II Этап раннединастического периода (ок. 2615—2500 до н. э.)

На юге параллельно династии Авана продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его приемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака, сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура, по Итурунгалю и И-нина-гене: Урук, Адаб, Ниппур, Лагаш, Шуруппак, Умма и др. Если принять во внимание территории охваченные этим союзом можно, вероятно, отнести время его существования до правления Месалима, поскольку известно, что при Меселиме каналы Итурунгаль и И-нина-гена находились уже под его гегемонией. То был именно военный союз небольших государств, а не объединенное государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в деле Шуруппака или об уплате им дани.

III Этап раннединастического периода (ок. 2500—2315 до н. э.)

III этап Раннединастического периода характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья и Элама друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными.

В этот период расширяется ирригационная сеть. От Евфрата в юго-западном направлении были прорыты новые каналы Арахту, Апкаллату и Ме-Энлила, часть которых достигала полосы западных болот, а часть полностью отдавала свои воды орошению. В юго-восточном направлении от Евфрата, параллельно Ирнине был прорыт канал Зуби, бравший начало от Евфрата выше Ирнины и тем самым ослаблявший значение номов Киша и Куту. На этих каналах образовывались новые номы:

  • Вавилон (ныне ряд городище у города Хилла) на канале Арахту. Общинный бог Вавилона был Амаруту (Мардук).
  • Дильбат (ныне городище Дейлем) на канале Апкаллату. Общинный бог Ураш.
  • Марад (ныне городище Ванна ва-ас-Са’дун) на канале Ме-Энлила. Общинный бог Лугаль-Марада и ном
  • Казаллу (точное местоположение неизвестно). Общинный бог Нимушда.
  • Пуш на канале Зуби, в его нижней части.

По древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура. Затем трон захватывает Лугальаннемунду, правитель Адаба, подчинивший Шумеру пространства от Средиземного моря до юго-западного Ирана. В конце XXIV в. до н. э. новый завоеватель — царь Уммы Лугальзагеси расширяет эти владения до Персидского залива.

В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетиях до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий, как язык литературы и культуры.

Культура


Шумер — одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение.

Архитектура

В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat— святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Конструктивной особенностью монументального зодчества было идущее от 4 тысячелетия до н. э. применение искусственно возведённых платформ, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от сырости почвы, увлажняемой разливами, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Другой характерной чертой, основанной на столь же древней традиции, была ломаная линия стены, образуемая выступами. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Покрытия в основном были плоские, но известен был и свод. Обнаруженные раскопками на юге Шумера жилые здания имели внутренний открытый двор, вокруг которого группировались крытые помещения. Эта планировка, соответствовавшая климатическим условиям страны, легла в основу и дворцовых построек южного Двуречья. В северной части Шумера обнаружены дома, которые вместо открытого двора имели центральную комнату с перекрытием.

Источник: Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. — М.:Академический проект, 2001.

Литература

Религия


  • энство
  • истина
  • царская власть
  • закон
  • искусство

Человек, согласно шумерской мифологии, создан из глины, замешанной на божественной крови. Также у шумеров присутствовал миф о всемирном потопе.

Вселенная в шумерской мифологии состоит из нижнего и верхнего мира и землей между ними. В целом нижний мир считался огромным космическим пространством под землей, противовесом небесам. Нижним миром правили боги: Нергаль и Эрешкигаль.

Кто такие шумеры и почему их так называют?

шумеры

Как жили шумеры?

Цивилизации шумеров приписывают множество изобретений, в том числе изобретение колеса и гончарного круга, письменности и сельскохозяйственных орудий, оросительной системы и даже пивоварения.

Шумеры проживали на территории Южной Месопотамии, в заболоченных низовьях двух рек: Тигра и Евфрата. Они занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и ремеслом. Простейшими постройками шумеров были тростниковые хижины, также они могли возводить глинобитные постройки, а для создания наиболее важных зданий использовали сырцовый кирпич. Чтобы передвигаться по воде, шумеры сооружали тростниковые ладьи, обмазанные природной смолой.

Поскольку шумеры жили в жарком и влажном климате, они носили минимум одежды. На изображениях протописьменного периода (2900-2750 гг. до н. э.) видно, что обычные жители в то время и вовсе не носили одежду. В то же время рисунки раннединастического периода (2750-2310 гг. до н. э.) показывают, что люди того времени одеты в каунакес (особая одежда из длинношерстного меха).

Конституция для самых маленьких. Украина.

Современные исследователи считают, что образ жизни шумеров во многом схож с бытом современных жителей Южного Ирака — болотных арабов. Даже современные тростниковые постройки последних напоминают строения, изображенные на шумерских артефактах.

В середине XX века были проведены антропологические исследования костных останков из шумерских захоронений. На основе результатов этого анализа ученые пришли к выводу, что облик жителей этих территорий к сегодняшнему дню практически не изменился. По мнению ученых, шумеров стоит относить к средиземноморскому типу европеоидной расы, который типичен и для современных арабов. То есть если бы шумеры жили сегодня, они относились бы к арабским народам.

Большая часть исследований относится к лингвистической сфере. Языковеды пытаются установить родственные связи шумерского с другими языками. На протяжении последнего столетия выдвигались различные гипотезы, которые связывали шумерский практически со всеми языками Евразии. Однако ни одна из них не стала общепризнанной. Сложность исследований заключается еще и в двойном искажении шумерского. Современные ученые дешифровали его через другой мертвый язык, аккадский, который на данный момент также реконструируется.

Эта статья об исторической области; о древнейшей цивилизации см. Шумеры.

Области Шумер и Аккад на карте Древней Месопотамии

Области Шумер и Аккад на карте Древней Месопотамии

Шуме́р [1] (аккад. Šumerû ) или Киэнги (шум. Ki-en-gi(-r) [2] ) — древняя область в Южной Месопотамии, на территории современного Ирака [2] . В XIX веке по имени этой области исследователи дали название шумерскому языку [2] и говорившему на нём населению — шумерам [3] . Иногда Шумером называют саму шумерскую цивилизацию и соответствующую ей территорию распространения шумерского языка (включая область Аккад). Шумер был ведущей областью Древней Месопотамии в эпоху раннего бронзового века: там располагались древнейшие города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Ларса и другие.

Шуме́ры — при­ня­тое в науке наиме­но­ва­ние пред­ста­ви­те­лей древ­него народа, насе­ляв­шего южную часть Меж­ду­ре­чья.

shumery - Шумеры

Что известно о шумер­ской циви­ли­за­ции?

Счи­та­ется, что шумеры высту­пили на арену все­мир­ной исто­рии при­бли­зи­тельно в чет­вер­том тыся­че­ле­тии до Рож­де­ства Хри­стова.

Для своего вре­мени шумеры стояли на довольно высо­кой сту­пени раз­ви­тия, зани­ма­лись стро­и­тель­ством и зем­ле­де­лием, обра­бот­кой метал­лов, обла­дали науч­ными зна­ни­ями, пись­мен­но­стью, куль­ту­рой. В рели­ги­оз­ном отно­ше­нии шумеры были идо­ло­по­клон­ни­ками.

Вопрос о точном про­ис­хож­де­нии этого народа до сих пор служит пред­ме­том науч­ных дис­кус­сий и споров. По одной из гипо­тез, шумеры пришли в Сен­наар со сто­роны гор, лежа­щих на восток от Дву­ре­чья. По другой, их пра­ро­ди­ной была Аравия. Суще­ствует ска­за­ние, соот­но­ся­щее место древ­ней­шего посе­ле­ния шуме­рий­цев с ост­ро­вом Диль­мун (Пер­сид­ский залив).

Счи­та­ется, что этни­че­ски этот народ был чужд семит­ским пле­ме­нам. Опи­ра­ясь на дошед­шие до нас изоб­ра­же­ния, неко­то­рые иссле­до­ва­тели отме­чают, что шумеры отли­ча­лись круг­лыми лицами и косой поста­нов­кой глаз.

Что сооб­щает Писа­ние о древ­них посе­лен­цах земли Сен­наар?

Согласно сви­де­тель­ству извест­ного древ­не­ев­рей­ского исто­рика Иосифа Флавия, по осу­ше­нии земли тер­ри­то­рия Сен­наар стала при­бе­жи­щем для пред­ста­ви­те­лей всех трех ветвей чело­ве­че­ства: потом­ков Сима, Иафета и Хама (Иудей­ские древ­но­сти. Кн. 1, гл. 4).

Явля­лась ли шумер­ская циви­ли­за­ция первой циви­ли­за­цией на земле?

Рас­про­стра­нен­ное на сего­дняш­ний день мнение о том, что Месо­по­та­мия была колы­бе­лью чело­ве­че­ского рода, и что шумер­ская циви­ли­за­ция пред­став­ляла первое высо­ко­раз­ви­тое обще­ство на земле, сле­дует счи­тать анти­на­уч­ным и без­до­ка­за­тель­ным.

Во-первых, изна­чально чело­век жил в Раю, а быто­пи­са­тель нигде не утвер­ждает, что Рай нахо­дился в земле Сен­наар. Из Едема, конечно же, выхо­дила река, кото­рая, затем раз­де­ля­лась на четыре, две из коих были Тигром и Евфра­том ( Быт.2:14 ). Но где рас­по­ла­га­лись их русла до потопа, ска­зать невоз­можно.

Во-вторых, первые очер­та­ния циви­ли­за­ции воз­никли задолго до шумер­ской. Так, стро­и­те­лем города, был сын Адама, Каин ( Быт.4:17 ). При Иувале люди уже знали музыку и поль­зо­ва­лись музы­каль­ными инстру­мен­тами ( Быт.4:21 ). Тувал­ка­ину был изве­стен метод добычи и обра­ботки меди и железа ( Быт.4:22 ). А первым вели­чай­шим кораб­ле­стро­и­те­лем был Ной ( Быт.6:22 ).

Во-тре­тьих, Ной со своей семьёй выса­дился из ков­чега на тер­ри­то­рии Ара­рат­ских гор ( Быт.8:4 ), а уже только оттуда про­изо­шло даль­ней­шее пере­се­ле­ние людей в Меж­ду­ре­чье ( Быт.11:1 ).

Явля­ются ли месо­по­там­ские мифы и легенды пер­во­ис­точ­ни­ками рели­ги­оз­ных знаний древ­него Изра­иля?

Пред­по­ло­же­ние о том, что Авраам, пере­се­лив­шись из Ура (важ­ней­шего куль­тур­ного и эко­но­ми­че­ского центра Месо­по­та­мии) в Пале­стину, пере­нёс туда мифо­ло­ги­че­ские ска­за­ния и легенды, не имеет осно­ва­ний. Если бы пат­ри­арх верил в мифы, что заста­вило бы его, услы­шав голос Еди­ного и Истин­ного Бога, про­ме­нять наси­жен­ное место на мно­го­лет­ние стран­ство­ва­ния и ски­та­ния? А если не верил, зачем бы ему было нужно их тира­жи­ро­вать и рас­про­стра­нять?

Между свя­щен­ными биб­лей­скими тек­стами и мифами есть, разу­ме­ется, нечто общее. Однако, свя­зано это отнюдь не с заим­ство­ва­нием из мифов. Напро­тив, мифы содер­жат в себе отго­лоски тех под­лин­ных знаний, кото­рые дошли до Месо­по­та­мии по пре­ем­ству от первых людей. Писа­ние же содер­жит точные знания в необ­хо­ди­мой для нас пол­ноте.

Истин­ность Библии под­твер­жда­ется мно­же­ством фак­то­ров, чего не ска­жешь о мифах. К числу таких фак­то­ров отно­сятся десятки про­ро­честв, испол­нив­шихся с дос­ко­наль­ною точ­но­стью, про­ве­рить кото­рые не пред­став­ляет труда.

Читайте также: