Значение открытий лейбница кратко

Обновлено: 30.06.2024

Немецкий философ-рационалист и знаменитый математик, обладал универсальным умом, занимался также физикой и механикой; вместе с тем был юристом, дипломатом, публицистом, политиком, историографом, библиотекарем.

В своем философском творчестве обращался к самым разнообразным проблемам:

  • Исследовав предшествующую и современную ему философию, в результате усвоения и критического осмысления ее идей, он создал собственную синтетическую философскую систему.
  • Лейбниц стремился создать такую философскую систему, которая объяснила бы мир в его многообразии и внутренней активности. Онтологию он строит на том, что весь мир состоит из множества субстанций-монад, которые представляют собой духовные единицы бытия; а также обращается к проблеме единства мира, состоящего во всеобщей взаимосвязи отдельных субстанций.
  • Мир, с его точки зрения, познаваем, и в центре теории познания – проблема истины, требующая рационалистического истолкования.
  • Но главное назначение философии он видел в создании теоретической картины такого общества, в котором был бы счастлив человек. Знание о природе и обществе должно быть неразрывно связано с достижением счастья, – считал Лейбниц.

Главные философские произведения Лейбница

Понятие субстанции как единицы силы

Лейбниц в своем объяснении мира, а, следовательно, субстанции пытается переосмыслить все имеющиеся подходы к этому вопросу от античности до современной ему философии. Он отмечает, что философы-рационалисты разделили природу вещей на дух и тело – в виде дуализма Декарта или модусов Спинозы. По их мнению, природа тела состоит в протяжении, а природа духа – в мышлении.

Лейбниц же считает, что главное – это объяснение внутренней активности мира, а потому протяжение не может быть сущностью тел. По его мнению, этого недостаточно для объяснения всех свойств, присущих телам, а именно – инерции или сопротивления.

Все тела движутся или стремятся к движению, даже в состоянии кажущегося покоя, а это есть активность, деятельность, сила, которая внутренне присуща телам. Отсюда следует вывод, что все тела сами суть силы и, следовательно, субстанции. Значит, протяжение и движение обладают не физической природой, а силой, представляющей собой метафизический принцип.

Таким образом, в понятии силы Лейбниц пытается преодолеть противоположность между телесной и духовной природой, между протяжением и мышлением. Сама сила нематериальна, она имеет духовную природу, но вместе с тем в ней заключается природа тела, которое немыслимо без силы. Это значит, что сила выражает и духовную и телесную природу – единую сущность всех вещей – и может быть приравнена к понятию субстанции. Поэтому, согласно Лейбницу, сколько вещей – столько и сил, сколько тел – столько и субстанций, то есть каждое тело представляет собой отдельную субстанцию.

Восприятием обладают все монады, но лишь некоторые, наделенные душой и разумом, обладают, кроме того, еще и апперцепцией. Здесь философ подчеркивает различие между представлением вообще, как метафизическим принципом, и сознательным (человеческим) представлением.

Система предустановленной гармонии

Для объяснения своей позиции философ приводит популярный пример с двумя маятниковыми часами, которые могли бы совершенно синхронно работать в трех следующих случаях:

Таким образом, Бог создал лучший из миров, где все находится в постоянном движении и развитии. Монады образуют непрерывный совершенный восходящий порядок, обеспеченный законом мировой гармонии. Он существует изначально, так как одна сущность не происходит из другой, а бесчисленное множество монад существует с начала времен.

Философ, физик-изобретатель, математик, юрист, историк и языковед. Этому человеку до всего было дело. Готфрид Вильгельм фон Лейбниц (Leibniz) родился 1 июля 1646. В Лейпцигском и Йенском университетах изучал юриспруденцию и философию. В течение 40 лет стоял на службе у ганноверских герцогов в качестве историографа и тайного советника юстиций. В 1700 стал первым президентом Берлинского научного общества. Трижды в 1711, 1712 и 1716 встречался с Петром I. Лейбниц разработал ряд проектов по развитию и усовершенствованию систем образования и государственного управления в России. Состоял в переписке почти со всеми выдающимися деятелями науки и политики того времени.

Готфрид Вильгельм фон Лейбниц

Философские идеи Лейбница явили собой завершающий этап в развитии философии XVII в.. Лейбниц стал предтечей немецкой классической философии.

Существенный вклад Лейбниц внес в лингвистическую науку. Лейбниц был создателем теории исторического происхождения языков, составил подробную генеалогическую классификацию языков, развил учение о происхождении названий. Является одним из создателей немецкого философского и научного тезауруса.

В математической науке важнейшим достижением Лейбница является разработка дифференциального и интегрального счисления. Работа в этой области проводилась независимо от Исаака Ньютона. Первые успешные результаты были получены Лейбницев в 1675. Первая систематическая работа дифференциального исчисления была издана в 1684, а интегрального — в 1686 году. В этих трактатах были даны точные определения и введены специальные знаки для дифференциала и интеграла, приведены правила дифференцирования суммы, произведения, частного, любой постоянной степени, функции от функции, а также правила отыскания и различения экстремальных точек кривых и отыскание точек перегиба, установлен взаимно обратный характер дифференцирования и интегрирования.

5 марок 1966 г.

5 марок 1966 г. - немецкая памятная монета, посвящённая 250-летию смерти Готфрида Вильгельма Лейбница

Используя своей метод исчисления к ряду задач механики (о циклоиде, цепной линии, брахистохроне и др.), Лейбниц наряду с Гюйгенсом и братьями Бернулли создают в 1686- 1696 гг. вариационное исчисление.

Позднее Лейбниц вывел формулу для многократного дифференцирования произведения — знаменитую формулу Лейбница. Более того, им были предложены правила дифференцирования ряда важнейших трансцендентных функций.

В 1702-1703 гг Лейбниц разрабатывает метод интегрирования рациональных дробей. В это время Лейбниц широко применяет метод разложения функций в бесконечные степенные ряды, к тому же установил признак сходимости знакочередующегося ряда и дал решение некоторых типов обыкновенных дифференциальных уравнений в квадратурах.

Требующий усовершенствования медот дифференциального исчисления Лейбница все же во многом стал определяющим для дальнейшего развития математического анализа.

Не менее важны открытия Лейбница в других областях математики, в том числе: в комбинаторике, алгебре (начала теории определителей), в геометрии, где он сформировал основы теории соприкосновения кривых (1686), разрабатал совместно с Гюйгенсом теорию огибающих семейства кривых (1692-94), выдвинул идею геометрических исчислений.

Среди уникальных изобретений Лейбница стоит особенно выделить следующие: механический калькулятор, способный выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, устройство для использования энергии ветра при отводе воды из шахт.

Смелые мысли, неординарные идеи, активность и стремление к истине объясняют его интерес практически ко всем наукам. Перечислять заслуги в развитии лингвистики, математика, физики, биологии, геологии, механики, логики, психологии и философии можно бесконечно долго.

Ґотфрід Вільгельм Лейбніц

14 ноября прошло 300 лет со дня смерти Готфрида Вильгельма Лейбница (1.07.1646 -14.11.1716) - немецкого философа, ученого, политика, дипломата, одного из самых универсальных гениев в истории человечества.

Лейбниц оставил научное наследие в математике, механике, философии, теологии, юриспруденции, истории, политике, языкознании, геологии, палеонтологии, психологии, педагогике.

Он был юристом, политиком, дипломатом, публицистом, организатором науки, инженером, изобретателем. Он переписывался почти со всеми философами, учеными, политиками тогдашней Европы: написал около 20 000 писем до 1100 человек.

Как мыслитель Лейбниц имел три уникальные черты. Он был очень проницательным - находил новое в общеизвестном и дополнял то, что считалось завершенным; часто высказывал идеи, на основе которых впоследствии возникали новые науки и научные направления. Он умел гармонично сочетать то, что другие считали несовместимым - идеи схоластической и новой философии, веру и разум. Он осмысливал чрезвычайно широкий диапазон вопросов - от фундаментальных принципов философии и науки к проектированию машин и решению текущих проблем международной политики.

Немного о жизненном пути Лейбница [Лейпциг (1646-1667)]

Лейбниц (Gottfried Wilhelm Leibniz) родился 1 июля 1646 г., за два года до окончания Тридцатилетней войны, которая принесла большие беды Германии. Его отец, юрист по образованию, был профессором философии морали (этики) Лейпцигского университета. Один его дед был профессором римского права того же университета, второй служил в горном ведомстве. В шестилетнем возрасте Готфрид потерял отца, после которого осталась большая библиотека. В семь лет мальчик стал посещать городскую школу, где с первого года обучения изучал латынь. Он очень любил читать (читал на немецком с шести лет).

Когда Готфриду было восемь лет, в его руки попала иллюстрированная "Римская история" Ливия. Имея лишь начальные знания по латыни, он стал читать подписи к иллюстрациям и пытался понять прочитанное. Затем вернулся к началу книги и стал понимать больше. После нескольких повторов понял уже почти всю книгу. Мать надлежащим образом оценила достижения сына и позволила ему пользоваться родительской библиотекой. Много лет спустя Лейбниц вспоминал: "Я был рад, что наконец увидел античных авторов, которых до того знал лишь по именам: Цицерон и Сенека, Плиний, Геродот, Ксенофонт, Платон, историков времен империи и многих латинских и греческих отцов церкви". В 12 лет он был уже знатоком латыни.

В последнем классе школы изучали логику. Этот предмет произвел очень большое впечатление на юного Лейбница. Его восхитило то, что предикаменты (категории) образовывали будто всеобщий реестр вещей. У него появилась идея создать нечто подобное для суждений, а также нечто вроде алфавита человеческих мыслей, комбинируя знаки которого, можно было бы получать новые знания. Эта идея станет впоследствии одной из руководящих в его научном творчестве.

В 1661 г. Готфрид вступил в Лейпцигский университет. Большое впечатление на него произвел профессор риторики Якоб Томазий, который читал лекции по древнегреческой и древнеримской литературе и очень высоко оценивал философию Аристотеля. Лейбниц самостоятельно ознакомился с некоторыми произведениями Ф. Бэкона, Й.Кеплера, Галилея, Р. Декарта, Т. Гоббса, П.Гассенди и других философов и ученых. Впоследствии он вспоминал, что в 15-летнем возрасте целыми днями размышлял о выборе между Аристотелем и Демокритом, между схоластической и механистической философией. Тогда он предпочел механистическую философию - стал сторонником философии Галилея, Декарта, Гоббса, но впоследствии подверг ее критике, и дальше всю жизнь пытался найти компромисс между аристотелизмом и механицизмом. Следует также заметить, что Лейбниц был глубоко верующим человеком и всю жизнь пытался совместить религию и науку, не допуская сомнений в догматах христианской веры.

Метафізична диспутація про принцип індивідуума, 1663 р.

В 1663 г. Лейбниц получил степень бакалавра философии, защитив на диспуте работу "метафизическая диспутациях о принципе индивидуума", которая вышла в печати с похвальным предисловием Томазия. Во время летнего семестра 1663г. он слушал в Иенском университете лекции по математике Эдуарда Вейгеля - большого энтузиаста идеи неограниченного применения математики и математических методов во всех областях знаний. Вейгель выдал работу "Идея математико-философской энциклопедии", пытался математически доказать христианские догматы.

Поскольку Лейпцигский университет отказал Лейбницу в проведении защиты докторской диссертации (как слишком молодому), то ученый поехал в Нюрнберг, где его родственник, Ю.Я.Лейбниц, занимал высокий пост, и 5 ноября 1666 г. блестяще защитил докторскую диссертацию в Университете имперского города Нюрнберг , находившийся в г. Альтдорф вблизи Нюрнберга. В феврале 1667г. ему присудили степень доктора обоих прав (гражданского и церковного), а также предложили занять кафедру на юридическом факультете.

Майнц и Париж (1667-1676)

Лейбниц отклонил предложение о занятии кафедры и осенью 1667 г. поступил на службу Майнцскому курфюрсту Иоганну Филиппу фон Шенборну. Он стал помощником придворного советника Лассера, участвовал в подготовке нового свода законов. В 1668 г. он стал помощником бывшего министра Майнцского курфюрста Иоганна Христиана фон Бойнебурга и присоединился к международной политике. Лейбниц, в частности, написал меморандум, где обосновывались преимущества немецкого князя на польском престоле, который Бойнебург зачитал на польском сейме во время выборов короля. Лейбниц также работал над проблемой объединения христианских культов и церквей, которая беспокоила тех, кто хотел объединения Германии, которая тогда была раздроблена на несколько десятков государств. Он изучал много богословской литературы, надеясь разработать систему догматов, приемлемую и для католиков, и для протестантов различных течений.

Лічильна машина Лейбніца (1690 р.).Зберігається у державній бібліотеці Нижньої Саксонії у Ганновері

В Майнце Лейбниц занялся исследованиями в области естествознания, написал работу, которая называлась "Новая физическая гипотеза" и состояла из двух частей - "Теория абстрактного движения" и "Теория конкретного движения". Начал работать над созданием механической счетной машины. Начал переписку с Лондонским королевским обществом, Парижской академией наук, отдельными учеными и философами.

Одной из актуальных проблем для Германии была военная угроза со стороны Франции. Чтобы отвести эту угрозу, Бойнебург и Лейбниц решили разработать для французского короля Людовика XIV проект завоевания Францией Египта. С этим проектом Лейбниц осенью 1672 г. уехал в Париж. Курфюрсту Шенборну о плане не сообщили.

В Париже Лейбниц прожил до конца 1676г. Это имело огромное значение для становления его как ученого и философа. Здесь он общался с мыслителями - философом и богословом А.Арно (одним из авторов знаменитого учебника по логике, известного как "Логика Пор-Рояля"), главой философов -картезианцев Н.Мальбраншем, знаменитым голландским физиком Х. Гюйгенса, в то время президентом Парижской академии наук. Здесь Лейбниц изучил французский, на котором впоследствии написал много трудов и писем, начал серьезно изучать математику и сделал свои первые математические открытия.

Осенью 1672 г. он поделился с Гюйгенсом результатами своих исследований, касающихся способа нахождения сумм определенных числовых рядов. Гюйгенс заметил, что Лейбниц не очень хорошо знает математику и посоветовал ему ознакомиться с "Геометрическим трудом" Григория с Сен-Винцента и "Арифметикой бесконечных" Дж. Валлиса - книгами, в которых в геометрической форме излагались элементы математического анализа.

В начале 1673 г. Лейбниц поехал в Лондон в составе дипломатической миссии Майнцского курфюрста. На заседании Лондонского королевского общества он сделал доклад о разработке механической счетной машины, которая должна была выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, но еще не была готова. Доклад произвел хорошее впечатление, и после отъезда он был избран в члены Общества. Однако общение с математиками триумфа не принесло. Лейбниц узнал, что открытый им метод нахождения сумм рядов не новый, и вообще осознал свое, как впоследствии выразился, "высокомерное математическое невежество". Вернувшись в Париж, он, по совету Гюйгенса, изучает "Геометрию" Декарта, работы Б.Паскаля, в том числе неопубликованные, доступ к которым получил благодаря рекомендации А.Арно.

Осенью 1673 г. Гюйгенс подарил Лейбницу свою новую книгу "Маятниковые часы", которая содержала ряд его открытий в области математики и теоретической механики. Следующие три года Лейбниц посвятил главным образом математике. Он изучает математические труды, проводит исследования числовых рядов, алгебраических уравнений, поиска экстремумов и квадратур (площадей криволинейных фигур), обсуждает математические проблемы с Гюйгенсом и молодым немецким математиком Е.В.Чирнгаузом. От секретаря Лондонского королевского общества Ольденбурга он получает краткие сведения о некоторых результатах исследований И. Ньютона и английских математиков. Результатом этой работы стало то, что в середине 1676 г. Лейбниц сформулировал основные правила дифференцирования и интегрирования (см. "Лейбниц и математика" книги: Погребысский И.Б. "Готфрид Вильгельм Лейбниц").

Ганновер (1676-1716)

В 1676 г. Лейбниц поступил на службу к герцогу Иоганну-Фридриху. Оставив Париж, он сначала поехал в Лондон, где продемонстрировал работу своей счетной машины. Затем побывал в Голландии, где встречался и имел длинные беседы с философом Б. Спинозой, изобретателем микроскопа А.Левенгуком, математиком Я.Гудде.

В декабре 1676 г. Лейбниц приехал в Ганновер, столицу Брауншвейг-Люнебурзького герцогства, и стал библиотекарем и придворным советником Иоганна-Фридриха, а через год - государственным чиновником при юридической канцелярии. Он предлагает совершенствования в различных областях государственного управления и производства, из которых попытались реализовать только проект использования ветровых двигателей совместно с водяными для откачки воды из шахт. В декабре 1679 г. Иоганн Фридрих умер, а его преемник, Эрнст Август, усовершенствованиями, как и библиотекой, интересовался мало. В 1685 г. он поручил Лейбницу написать историю своего княжеского дома (который был младшей ветвью рода Вельфов). Это стало основным занятием Лейбница на службе до последних дней жизни. Он отнесся к заданию творчески, решил, что следует писать не просто генеалогию одного рода, а общеисторическую работу, опираясь на первоисточники - хроники, воспоминания, указы и другие документы. С этой целью он планирует обзор архивов, и в 1688 г. едет в Вену, далее в Италию, где находился с марта 1689 г. по март 1690г. Там он собрал много ценных материалов, но они требовали осмысления и побуждали к новым поискам. Собственно, Лейбниц был первым, кто взялся за серьезную подготовительную работу по написанию истории Германии в Средние века и стал одним из первых историков, которые в своей работе использовали первоисточники и делали их критический обзор.

В 1698 г. ганноверский престол унаследовал сын Эрнста Августа - Георг-Людвиг, который не любил Лейбница, постоянно обвинял его в том, что он мало работает. Когда Георг-Людвиг в 1714 под именем Георга І стал английским королем, не захотел взять с собой в Лондон Лейбница, а велел ему оставаться в Ганновере и заканчивать историю Вельфов.

14 ноября 1716 г. Лейбниц умер в Ганновере.

Научное наследие Лейбница

Математика. Вместе с И. Ньютоном (и независимо от него) Лейбниц был основателем математического анализа - дифференциального и интегрального исчисления, причем сделал решающий вклад в создание этой области математики. Известны отдельные приемы решения задач на проведение касательных, поиска экстремумов, определение площадей криволинейных фигур Лейбниц свел в единую систему, исследовал основополагающие вопросы дифференциального и интегрального исчисления, предложил принятую сегодня символику и терминологию. Это он ввел обозначения dх, d2x, dy / dx, ∫ и др., Придумал термин "дифференциал", "дифференциальное исчисление", "интегральное исчисление", "дифференциальное уравнение", "функция", "переменная величина", "постоянная величина "," координаты "," абсцисса "," алгебраические и трансцендентные кривые "и др. Лейбниц решил ряд знаменитых задач, в частности, о форме кривой наискорейшего спуска и цепной линии. Он переписывался с швейцарцами братьями Якобом и Иоганном Бернулли, французами П.Вариньоном и Г.Ф.Лопиталем, другими математиками, что способствовало стремительному развитию математического анализа в континентальной Европе. Получил Лейбниц и многие другие результаты, в частности, вывел ряд для числа π, описал двоичную систему счисления и предсказал перспективность ее применения в вычислительной технике.

В философию Лейбниц ввел разделение истин по происхождению на истины разума и истины факта. Критиковал распространенные в то время философские школы - картезианцев и сенсуалистов. Принцип сенсуалистов "Нет в уме ничего, чего бы не было в ощущениях", Лейбниц дополнил: "кроме самого разума". Если картезианцы единственным атрибутом материи считали протяженность (телесность) и рассматривали ее как пассивную субстанцию (откуда выводили закон инерции), то Лейбниц утверждал, что одной телесностью невозможно объяснить взаимодействие тел. По его представлениям, мир состоит из монад - единичных сущностей, обладающих внутренней активностью, в которых неразрывно связаны телесное и бестелесное (духовное), материя и движение.

В логике Лейбниц сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математизации логики и построения логического исчисления. В механике Лейбниц, рядом с декартовским количеством движения (mv), ввел новую меру движения, "живую силу" (mv2), и сформулировал "закон сохранения живых сил", что стало шагом к закону сохранения энергии. Он развил теорию сопротивления балок сгибанию - ввел в расчеты закон Гука и момент инерции сечения балки. В геологии Лейбниц одним из первых высказал мысль об эволюции Земли и существования ее в прошлом в огненно-жидком состоянии. В биологию Лейбниц ввел идею целостности организмов - невозможности их сведения к совокупности механизмов. В психологии он выдвинул понятие бессознательных "малых перцепций" и развил учение о бессознательной психической жизни. В языкознании он выдвинул идею исторического происхождения языков, дал их генеалогическую классификацию, развил учение о происхождении названий.

В педагогике Лейбниц сформулировал принцип самостоятельности ученика, отмечал, что учитель должен научить ученика учиться и выработать у него потребность в постоянном пополнении знаний. Он критиковал положение Локка о человеческой душе как "чистой доске" (tabula rasa) и сравнивал душу ребенка с глыбой мрамора, красоту которой, скрытую в прожилках, может обнаружить мастер.

Лейбниц высказал также интересные идеи по организации образования, медицины, библиотечного дела, его называют одним из основателей эвристики.

Судьба научного наследия

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основоположник и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук.

В биографии Лейбница есть множество интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Готфрида Лейбница.

gotfrid-lejbnicz

Биография Лейбница

Готфрид Лейбниц появился на свет 21 июня (1 июля) 1646 г. в Лейпциге. Он рос в семье профессора философии Фридриха Лейбнюца и его супруги Катерины Шмукк.

Детство и юность

Одаренность Готфрида начала проявляться еще в ранние годы, что сразу же заметил его отец.

Глава семейства побуждал сына получать разные знания. Помимо этого, он сам рассказывал интересные факты из истории, которые мальчик слушал с большим удовольствием.

Когда Лейбницу было 6 лет скончался его отец, что стало первой трагедией в его биографии. После себя глава семейства оставил большую библиотеку, благодаря чему мальчик мог заниматься самообразованием.

В то время Готфрид ознакомился с сочинениями древнеримского историка Ливия и хронологической сокровищницей Кальвизия. Эти книги произвели на него огромное впечатление, которое он сохранил на всю жизнь.

gotfrid-lejbnicz-5

Одновременно с этим подросток изучал немецкий и латинский языки. Он был гораздо сильнее в знаниях всех своих сверстников, что безусловно замечали и учителя.

В отцовской библиотеке Лейбниц нашел труды Геродота, Цицерона, Платона, Сенеки, Плиния и других древних авторов. Все свободное время он посвящал книгам, стараясь почерпнуть все больше знаний.

Готфрид обучался в Лейпцигской школе Святого Фомы, проявляя прекрасные способности в точных науках и литературе.

Однажды 13-летний подросток смог сочинить стих на латыни, построенный из 5 дактилей, добившись нужного звучания слов.

По окончании школы Готфрид Лейбниц поступил в Лейпцигский университет, а спустя пару лет перевелся в Йенский университет. В данный период биографии он увлекся философией, правом, а также проявил еще больший интерес к математике.

В 1663 г. Лейбниц получил степень бакалавра, а затем и степень магистра философии.

Учение

Дело в том, что когда парень прослышал об алхимическом обществе, он захотел оказаться в нем прибегнув к хитрости.

gotfrid-lejbnicz-v-obshhestve

Готфрид Лейбниц в обществе

Позже Готфрид признался, что ему не было стыдно за свой поступок, поскольку им двигало неуемное любопытство.

В 1667 г. Лейбниц увлекся философско-психологическими идеями, достигнув в данной области больших высот. Еще за пару столетий до рождения Зигмунда Фрейда ему удалось разработать концепцию бессознательных малых перцепций.

Готфрид разработал синтетическую систему полагая, что мир состоит из неких субстанций – монад, существующих отдельно друг от друга. Монады в свою очередь представляют собой духовную единицу бытия.

Философ был сторонником того, что познавать мир следует посредством рационального истолкования. Бытие в его понимании имело гармонию, однако вместе с тем он стремился преодолеть противоречия добра и зла.

Математика и науки

Будучи на службе у майнцского курфюрста Лейбницу приходилось посещать разные европейские государства. Во время таких командировок, он познакомился с голландским изобретателем Христианом Гюйгенсом, который стал обучать его математике.

В 1673 г. Готфрид изобрел вычислительную машину, которая автоматически записывала обрабатываемые числа в десятичной системе исчисления. Впоследствии данная машина стала называться арифмометром Лейбница.

Интересен факт, что один такой арифмометр оказался в руках Петра 1. Русский царь был настолько впечатлен диковинным аппаратом, что решил подарить его китайскому императору.

В 1697 г. Петр Великий познакомился с Лейбницем. После длительной беседы он распорядился выдать ученому денежное вознаграждение и удостоить его титула тайного советника юстиции.

Позже, благодаря усилиям Лейбница Петр согласился простроить в Петербурге Академию наук.

kopiya-mehanicheskogo-kalkulyatora-lejbnicza

Копия механического калькулятора Лейбница

Биографы Готфрида сообщают о его споре с самим Исааком Ньютоном, который произошел в 1708 г. Последний обвинил Лейбница в плагиате, когда внимательно изучил его дифференциальную систему исчисления.

Ньютон утверждал, что пришел к подобным результатам еще 10 лет назад, но просто не захотел издавать свои идеи. Готфрид не отрицал, что в молодости исследовал рукописи Исаака, однако к тем же результатам он якобы пришел самостоятельно.

Более того, Лейбниц разработал более удобную символику, которая используется и сегодня.

Кроме математики, физики и психологии Готфрид еще увлекался языкознанием, правоведением и биологией.

Личная жизнь

Лейбниц довольно часто не доводил свои открытия до конца, в результате чего многие его идеи не были завершены.

Мужчина с оптимизмом смотрел на жизнь, был впечатлителен и эмоционален. Тем не менее, он отличался скупостью и корыстолюбием, не отрицая данных пороков. Биографы Готфрида Лейбница до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, сколько у него было женщин.

Достоверно известно, что математик испытывал романтические чувства к прусской королеве Софии Шарлотте Ганноверской. Однако их отношения были исключительно платоническими.

После смерти Софии в 1705 г. Готфрид так и не смог найти для себя ту женщину, с которой ему было бы интересно.

Смерть

В последние годы жизни Лейбниц имел весьма натянутые отношения с английским монархом. На ученого смотрели, как на рядового историографа, а король и вовсе был уверен в том, что зря оплачивает труды Готфрида.

По причине малоподвижного образа жизни у мужчины появились подагра и ревматизм. Готфрид Лейбниц умер 14 ноября 1716 г. в возрасте 70 лет, не рассчитав дозу лекарства.

Читайте также: