Значение информатики при освоении специальностей спо кратко

Обновлено: 04.07.2024

2.Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

3. Значение информатики при освоении специальностей СПО.

ВложениеРазмер
Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах 73.47 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

План: 1.Основные этапы развития информационного общества. 2. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. 3. Значение информатики при освоении специальностей СПО .

Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.

Информационный прорыв кардинальным образом изменил современное общество, в том числе структуру экономики многих стран. Если раньше подавляющую часть экономики составляли промышленные предприятия - заводы и фабрики, а общество в целом так и называлось — индустриальным , то в наше время за счет широкого проникновения новых информационных технологий практически во все области жизни общества значительно изменилась не только экономическая, но и социальная структура общества, которое принято называть постиндустриальным .

Информационные технологии обусловили создание новой отрасли человеческой деятельности — в результате появились многочисленные IT-компании. Способность компьютера хранить, передавать и обрабатывать колоссальные объемы информации внесла изменение в характер информационной деятельности человека в самых разных областях. С помощью компьютеров и соответствующего программного и информационного обеспечения ведется бухгалтерия предприятий, осуществляется документооборот, планирование, учет, контроль и анализ.

Компьютеры управляют роботами и манипуляторами. Робот — это механическое устройство, управляемое компьютером, например на линиях сборки автомобилей. Роботы выполняют многократно повторяющиеся операции, в частности затягивание болтов или окраску деталей кузова.

Компьютерные системы используются для управления строительным процессом, доставкой блоков на строительные площадки, а такжев целях учета оборудования, объемов выполненных работ, финансового учета. Мощные компьютерные системы позволяют выполнять большое число банковских операций, включая обработку чеков, регистрацию изменения каждого вклада, прием и выдачу вкладов, оформление ссуды и перевод вкладов с одного счета на другой и (или) из банка в банк. Кроме того, крупнейшие банки имеют автоматические устройства, расположенные за пределами банка (Банковские автоматы).

компьютеры используют как для моделирования явлений и процессов, так и для обработки результатов экспериментов. Научные искусственные спутники Земли посредством оптических, локационных и других приборов собирают информацию о ближнем и дальнем космосе и передают ее на Землю. в учебных заведениях компьютеры используются не только для обучения, но и для управления образовательным процессом.(АСУ)

Медицина — очень сложная наука. И здесь ей на помощь приходит компьютер. В настоящее время многие врачи используют компьютерную диагностику. Компьютерные томографы, ультрозвуковая диагностика, лечение глаз, зубов.

Вопросы и задания 1) Для чего используются роботы в медицине? 2) В каких областях применяют промышленных роботов, автоматизированные системы управления? 3) Приведите примеры использования роботов в различных сферах деятельности. 4) Оформите плакат-схему. История развития информационного общества.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"

Презентацию "Роль информационной деятельности в современном обществе" выполнила преподаватель ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусина Ж.М. Работа состоит из 12 слайдов, с комментариям.


Роль начально профессионального образования в современном обществе

К мастеру производственного обучения, как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования: « Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и.


Тезисы докладов "Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе"

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе по результатамнаучно-практической конференции.

Информационные технологии, и их использование в современном обществе

Информационные технологии, и их использование в современном обществе.

Роль среднего профессионального образования в современном обществе

За последние десятилетия в нашей стране сложился четкий стереотип: хочешь быть успешным – получи высшее образование, и перед тобой откроются все двери.В современном обществе, не без участия сред.


Роль самообразования в современном обществе

quot;Всякое настоящее образование добывается путем самообразования. все, что делаешь и чего добиваешься самолично, по своей воле и желанию, -это залезает в голову всего крепче" (Н.А. Рубакин)В .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Значение информатики при освоении специальности

Современная информатика очень велика по объему и очень динамична. Если изучаемые в СПО курсы математики, химии и большинства других наук практически не изменяются на протяжении многих лет будущей профессиональной деятельности сегодняшнего студента, то в информатике дело обстоит иначе.

В понимании некоторых людей информатика есть совокупность приемов и методов работы с компьютерами. На самом деле это не совсем так: компьютеры являются лишь техническим средством, с помощью которого информатика реализует свой прикладной пользовательский уровень.

Информатика – комплекс научно-практических дисциплин, изучающих все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Однако из какого бы определения ни исходить у современной информатики есть два взаимодополняющих аспекта научный и технологический. Первый является более устоявшимся, второй –весьма мобильным, хотя и в технологической части информатики есть вполне сформировавшееся ядро.

Приведем примеры. Так, существует большое количество алгоритмических языков программирования и, допустим, что человеку, умеющему работать с Паскалем, приходится браться за Си. Новая система обозначений, дополни-тельные возможности – на некоторое время может полностью поглотить внимание, но постепенно приходит понимание: главное – навыки к алгоритмизации и структурированию данных, и если они есть, то кодирование алгоритмов на другом языке или переход на другую программу из данного класса программ, но с большими возможностями – дело не самое сложное. И так с любой программой.

Итак, главное при изучении информатики – освоить фундаментальные понятия каждой из ее областей, ориентироваться в их взаимосвязи, приобрести навыки практической работы с важнейшими техническими и программными средствами.

Без отчетливого понимания истории развитии вычислительных средств, классификации ЭВМ, основ функционирования вычислительной техники, уровней программного обеспечения, классификации программных средств, основных понятий файловой системы нельзя всерьез освоить многие разделы информатики.


Вопросы для закрепления материала:

Что изучает информатика?

Что такое информация?

Что такое информационное общество?

Что входит в состав информационных ресурсов?

Что такое каналы передачи информации?

Что такое биологические информационные каналы?

Что такое технические информационные каналы?

Ход занятия

Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе

Вы поступили в наше учебное заведение, чтобы получить среднее профессиональное образование. Цель образования – получение новых знаний, практических навыков их применения в сфере профессиональной деятельности, развитие культуры. Основная цель наших занятий: обладание знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, развитие информационной культуры.

Наш курс дисциплины Информатика затронет следующие темы:

1. Информационная деятельность человека.

2. Информация и информационные процессы.

3. Средства информационных и коммуникационных технологий.

4. Технологии создания и преобразования информационных объектов.

5. Телекоммуникационные технологии.

Рассмотрим, что скрывает в себе название дисциплины Информатика?

Информатика – наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи.

Одним из основных понятий дисциплины Информатика, которое очень часто применяется представителями различных научных дисциплин и направлений, является понятие "информация".

Информация - это сведения об окружающем нас мире и протекающих в нем процессах.

Более половины всего занятого населения наиболее развитых стран прямо или косвенно принимает участие в процессе производства, хранения и распространения информации.

Человеку постоянно приходится участвовать в процессе передачи информации. Передача может происходить при непосредственном разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи: телефона, радио, телевидения и др. Такие средства связи называются каналами передачи информации. Информационные каналы разделяются на два вида: биологические и технические.

Биологические информационные каналы – это органы чувств человека. Их пять: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. По способу восприятия человеком информация бывает зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная, вкусовая, мышечная и вестибулярная.

Технические информационные каналы – это телефон, радио, телевидение, компьютер и др.

Процесс передачи информации всегда двусторонний: есть источник, и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник её получает (воспринимает). Каждый человек постоянно переходит от роли источника к роли приемника информации.

На заре цивилизации человеку было достаточно элементарных знаний и первобытных навыков. По мере развития общества участие в информационных процессах требовало уже не только индивидуальных, но и коллективных знаний и опыта, способствующих правильной переработке информации и принятию необходимых решений. Для этого человеку понадобились различные устройства.

Этапы появления средств и методов обработки информации, вызвавших кардинальные изменения в обществе, определяются как информационные революции. При этом общество переходит на более высокий уровень развития и обретает новое качество. Информационные революции определяют переломные моменты во всемирной истории, после которых начинаются новые этапы развития цивилизации, появляются и развиваются принципиально новые технологии.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей ги­гантский качественный скачок в развитии цивилизации.

Вторая информационная революция (середина XVI века) началась в эпоху Возрождения и связана с изобретением книгопечатания.

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появились те­леграф, телефон и радио, позво­ляющие оперативно передавать информацию в любом объеме. Появилась возможность обеспечить более оперативный обмен инфор­мацией между людьми.

Четвертая информационная революция (70-е годы XX столетия) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персональных компьютеров. Это стимулировало переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным, что привело к миниатюризации узлов, устройств, приборов, машин и появлению программно-управляемых устройств и процессов. На микропроцессорах и интегральных схемах стали создаваться компьютеры, компью­терные сети, системы передачи данных (информационно-комму­никационные системы) и т. д.

До середины ХХ века общество было индустриальным сейчас наметился переход к информационному обществу.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Признаки информационного общества

Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.

Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.

Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.

Безопасность информационного общества, информации.

Защита интеллектуальной собственности.

Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.

Негативные тенденции, наблюдаемые в информационном обществе:

информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией, так называемую, информационную культуру.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерные информационные технологии, современные технические средства и методы. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры, которую нужно формировать с детства.

Компьютерная грамотность предполагает:

знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

знание основных видов программного обеспечения;

умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)

В состав информационных ресурсов входят:

• Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);

• центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий),

• архивы (идет перевод в электронный вид),

• отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по об-работке информации и управлению),

• социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионый фонд, система страхования, туризм и т.д.).

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Достоинства

Материальные носители

2-3 млн. лет назад*

Формирование трудового коллектива, способ сохранения и передачи накопленного опыта

30 тыс. лет назад

Накопление и распространение знаний

Камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк, бумага

Середина XVI века

Массовая доступность к информации → промышленная революция

С конца XIX века - …

Быстрая передача информации на любые расстояния

С середины ХХ века - …

Компьютерные сети принципиально изменили обработку, хранение и передачу информации.

Перфоленты, перфокарты, магнитные карты и ленты, диски (гибкие, жесткие, оптические), flash-накопители, …


-75%

Шальнева Екатерина Александровна


Оскольский политехнический колледж

Для развития современного общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные.

Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, будем называть информационными процессами.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров, которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах — обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Вместе с тем постоянное совершенствование техники, производства привело к резкому возрастанию объема информации, с которой приходится оперировать человеку в процессе его профессиональной деятельности.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного производства позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей и т.д.. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию различных датчиков, автоматизированной охраны, датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами и т.д.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

В центре внимания многих работ находятся быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий и их возрастающее использование во всех сферах экономической и общественной жизни. Цифровые технологии активно проникают в традиционные технологии, меняя их возможности и сферы использования.

Согласно официальным источникам, информационное общество — это общество, в котором качество жизни, также как перспективы социальных изменений и экономического развития во все большей степени зависят от информации и от ее эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и информационных технологий.

Современное общество требует, чтобы его гражданин обладал информационной культурой. Информационная культура является элементом общей культуры человека. Информационная культура — это знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Одной из основных особенностей современности является перемещение существенной части социально-экономических процессов в виртуальное пространство. Всё чаще мы сталкиваемся с некорректностью использования Internet пространства, неумением применять ИКТ в социально-бытовых, социально-экономических целях и т.д. Как должны реагировать образовательные организации?

Информатика должна стать культурологической учебной дисциплиной, основной целью преподавания которой должно стать формирование компетенций информационной культуры.

Одним из важнейших требований, предъявляемых на современном этапе в СПО, является подготовка специалистов, владеющих информационными (ИТ) и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) и способных применить их к решению профессиональных задач. Отмечается, что качество такой подготовки определяется способностью к самостоятельному, свободному освоению новых информационных программных продуктов, творческим подходом к дальнейшему образованию, стремлением к самообразованию.

С нашей точки зрения роль информатики в СПО должна быть в:

  • формировании логического и алгоритмического мышления;
  • формировании навыков использования виртуальности, приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
  • формировании навыков использования информационных систем;
  • овладении умением применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других дисциплин в СПО;
  • воспитании ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых обучающимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Рабочая программа предусматривает подготовку проектных заданий, творческих и графических работ студентов. Моделирование и проектирование направлены на формирование умений описывать и строить модели управления систем различной природы (физических, технических, экономических и др.), использовать модели и моделирующие программы в области естествознания, обществознания, математики и т. д.

Проектные, творческие работы помогут применять полученные умения в реальной образовательной деятельности обучающихся и позволяют настраивать обучение на соответствующее профильное направление.

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах;
  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию;
  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;
  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Современный человек в обязательном порядке должен уметь отбирать и анализировать получаемую им из различных информационных ресурсов информацию, уметь ранжировать ее. Человек должен представлять, какая информация нужна ему для решения поставленных перед ним задач.

Читайте также: