Значение государственной регистрации кратко
Обновлено: 02.07.2024
Статья 2. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
-
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
-
Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти в области юстиции.
На основании и во исполнение настоящего Федерального закона, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, в пределах своей компетенции вправе издавать методические рекомендации по вопросам практики ведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
- Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда.
- Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.
Статья 6. Признание ранее возникших прав
-
Права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества документов.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины.
В иных случаях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за государственную регистрацию возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.
-
Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;
руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
судам, правоохранительным органам, судебным приставам-исполнителям, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимого имущества и (или) их правообладателями;
лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;
федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;
Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Сведения о правах наследодателя на объекты недвижимости предоставляются также по запросу нотариуса в связи с открытием наследства.
Указанная в настоящем пункте информация предоставляется правообладателю в срок не более чем семь рабочих дней.
правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей по находящимся в производстве уголовным и гражданским делам;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
налоговых органов на территории, находящейся в их юрисдикции;
государственных органов по контролю за использованием и охраной земель и других природных ресурсов;
органов государственной статистики;
федерального антимонопольного органа и его территориальных органов на территориях, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;
Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации; организаций, определенных законами Российской Федерации.
Органы охраны объектов культурного наследия направляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о недвижимом имуществе, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) или к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (далее - выявленные объекты культурного наследия), о принятом решении о включении выявленного объекта культурного наследия или об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, об особенностях, составляющих предмет охраны указанного имущества как объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия, и об обязательствах по его сохранению в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Иметь государственный регистрационный документ, подтверждающий ваше право на владение объектом недвижимости – значит защитить себя от незаконного присвоения и иного посягательства со стороны недобросовестных лиц. Чтобы осуществить подобную процедуру, надо более досконально разобраться во всех нюансах ее проведения. Далее рассмотрим, что такое государственная регистрация прав на недвижимое имущество, и как выполняется процедура.
Термины и понятия
Под понятие недвижимого имущества, подлежащего регистрации, подпадают:
- земельные участки;
- недра;
- объекты, относящиеся к земле, перемещение которых без нанесения им вреда невозможно (такие, как капитальные строения – жилой дом, хозяйственные постройки).
Ограничения или обременение – это создание условий, ущемляющих права лиц на действия с тем или иным объектом. К ним относятся и часто применяются: сервитут, аренда, доверительное управление, арест, кредитное обязательство, концессионное соглашение и ряд других.
Основанием для регистрации служит статья 131 ГК РФ, Конституция РФ, а весь порядок изложен в Федеральном законе о регистрации прав на недвижимое имущество от 21 июля 1997г №122 –ФЗ.
Осуществляя регистрацию прав для физического или юридического лица на недвижимость и сделки с ней – государство подтверждает и признает возникновение прав или условий на это имущество, предусмотренных ГК РФ. Это могут быть ограничение в правах, утрата прав или их переход другим лицам.
Обратите внимание! Государственная регистрация прав на недвижимое имущество – единственное доказательство права и может быть оспорено только в суде.
Все органы власти, юридические и физические лица должны понимать и с уважением относиться к правам лиц на объект либо долю в нем.
Принципы государственной регистрации прав на недвижимость
Основной свод правил – база деятельности в регистрации прав, прописан в первой главе ФЗ -№122, и предусмотрен ст.131 ГК РФ.
Наиболее важными из них являются:
Цели и задачи
Прежде всего, это обеспечение безопасности собственников и лиц, имеющих обременения, защита их прав. Все, кто участвуют в правоотношениях, равно получают услуги регистратора по изменению статуса собственника на объекты владения, долевого участия, его готовность выполнить другие действия, по предоставлению подтверждающих документов. В случае если участники возникших отношений нарушают условия сделки, то им отказывают в регистрации.
Прозрачность отношений дает возможность гражданам получать необходимую информацию, предохраняет их от риска быть обманутыми. Любая из сторон, самостоятельно изучив документы, и усомнившись в их правдивости, может отказаться и прекратить дальнейшие действия по регистрации прав собственности на недвижимое имущество.
Прозрачной становится и доходность, получаемая участниками отношений. О чем уведомляется налоговая служба, целью которой является получения налогов с прибыли участников. Обязанность Росреестра, предоставлять им такие сведения.
Одна из последних целей — это проведение разъяснительной работы с собственниками по предотвращению незаконных действий с их стороны при работе с недвижимостью.
Возможность зарегистрировать собственные права на недвижимый объект позволили в разы снизить количество мошеннических схем по приобретению прав на недвижимое имущество.
Права и сделки, подлежащие регистрации
Весь основной перечень прав опубликован в ст.4ФЗ № 122 и включает:
- Все вещные права, собственность, возможность производить сделки. Подразумеваются земельные участки, капитальные строения, временные постройки. Предприятие регистрируется как одно целое. Именуется имущественным или недвижимым комплексом, помещением или долями в правах собственности.
- Перечень ограничений и обременений подразумевает наличие кредита, доверительное управление, аренду, сервитут, безвозмездное пользование. При аренде и найме недвижимости на срок от одного года и более – регистрируется договор.
Процесс регистрации
Для того, чтобы осуществить регистрацию права, либо его передачу, нужно подготовить подтверждающие документы о возникновении на то оснований. Если нет такого опыта, то лучше воспользоваться юридическими услугами специалистов практиков по этому вопросу. Этим вы сэкономите время, здоровье и деньги. Походы по различным ведомствам с целью добыть нужную справку, составить правильно запрос – затянутся на длительное время.
Подготовьте основные документы, необходимые для регистрации прав на недвижимость. Сроки предоставления документов строгих рамок не имеют. Предполагается, что лицо — владелец, заинтересовано в скорейшей передаче своей собственности, а лицо приобретатель – в оформлении всех документов. То есть, сами участники имеют непосредственный интерес в краткости и быстроте процедуры оформления.
Росреестр – это федеральный орган уполномоченный осуществлять государственную регистрацию. Оформить сделку можно в любом его представительстве. Альтернативой ему служит многофункциональный центр по приему документов.
Для проведения сделок нужны такие документы:
- Личные паспорта участников процесса.
- Договор купли – продажи, либо иное соглашение (в 3-х экземплярах)
- Чек, подтверждающий, что госпошлина за регистрацию прав на недвижимое имущество уплачена.
- Кадастровый паспорт.
- Расписки или иные документы, доказывающие проведение денежных расчетов между участниками.
Могут возникнуть и дополнительные требования. Это зависит от того, кем являются собственники, их дееспособность и статус. Если недвижимость принадлежит несовершеннолетнему, то необходимо участие органов опеки, либо согласие одного из родителей, заверенное нотариально, – если собственность общая. Так же необходимо письменное согласие, заверенное у нотариуса, со стороны лиц которым принадлежат доли в недвижимости. Заявление на проведение государственной регистрация прав на недвижимое имущество оформляется через МФЦ или в Росреестре.
Результаты процедуры регистрации права недвижимости
Срок регистрации определен 10-ю днями с момента подачи бумаг в Росреестр или через МФЦ.
Предусмотрено установленным порядком наличие двух результатов:
В 2016 году вступили в силу изменения относительно подтверждающих документов, в частности свидетельств. Их заменили справки, именуемые выпиской из ЕГРП. Для надежности лучше запросить подтверждение сведений свежей выпиской, так как старая бумага уже не актуальна.
Если вам отказали в регистрации, нужно изучить мотивы отказа. Они должны соответствовать основаниям ст.20 ФЗ № 122, где предусмотрены причины, являющиеся нарушением нормативных требований.
Отказ может быть обжалован заявителем в суде, где по нему будет принято соответствующее решение, вплоть до отмены отказа. Выдача документов проводится в Росреестре и в МФЦ.
Государственная регистрация недвижимого имущества — это необходимая процедура, которая защищает права собственника от посягательств, делает сделку с недвижимостью безопасной для всех сторон участников. Учитывает и соблюдает интересы всех заинтересованных лиц.
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.
Пресс-центр
Публикации о Росреестре
Что такое Росреестр и чем он занимается
Что такое Росреестр и чем он занимается
Что такое Росреестр и чем он занимается
Расскажите о задачах Росреестра. Из чего состоит, чем занимается.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) находится в ведении Минэкономразвития. В 2010 году к Росреестру присоединили Роснедвижимость (бывшие земельные комитеты). Функции Росреестра: государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставление информации из единого государственного реестра, принятие на учет и снятие с учета бесхозяйных объектов недвижимого имущества, государственный земельный контроль, контроль за землеустройством, ведение и сохранность фонда данных, государственный мониторинг земель. Кадастровая палата находится в ведении Росреестра.
Какие виды права регистрирует Росреестр?
Все вещные права на недвижимое имущество: право собственности, право пользования, право оперативного управления и право хозяйственного ведения (эти два права - для юридических лиц), а также - аренда, сервитут, ограничения (аресты, запреты).
Какие виды собственности бывают и чем они отличаются друг от друга?
Собственность можно разделить на два вида: индивидуальная и общая. В свою очередь общая делится на совместную и долевую. Имущество может находиться в собственности двух лиц и более с определением доли каждого (это долевая собственность), или без определения таких долей (совместная). Общая совместная собственность - это собственность супругов или крестьянского (фермерского) хозяйства, ее можно прекратить, определив доли каждого по обоюдному согласию или по решению суда. В общей долевой собственности определена конкретная доля каждого участника. Участник может выделить свою долю в общем имуществе в натуре, т.е. конкретную площадь, комнату, земельный участок - при этом режим долевой собственности прекращается, а возникает индивидуальная собственность на конкретное имущество.
Решили проблему очередей?
Фантастика! И что, есть реальные клиенты?
540 случаев только в ноябре! В первую очередь пошли юридические лица. На сайте Управления можно взять образцы договоров. Сейчас можно обойтись без риэлторов и даже нотариусов. Третий вариант - выездные приемы на территориях сельсоветов, четвертый вариант - по почте.
Это касается оформления ранее учтенных участков. Надо просто принести документ на выделение земли, кадастровый паспорт не нужен.
Будет ли прием граждан в Многофункциональном центре?
Будет. Кадастровая палата будет вести прием с 1 декабря 2011 года.
Расскажите, сохранился ли упрощенный порядок госрегистрации.
Да. Он распространяется на земельные участки, выделенные до вступления в силу Земельного кодекса в 2001 году. Назначение участков - личное подсобное хозяйство, индивидуальное жилищное строительство, садоводство, огородничество, индивидуальное гаражное строительство. Упрощенный порядок распространяется на земельные участки под этими объектами и сами объекты. Эти участки считаются ранее учтенными, они имеют кадастровые номера. Инструментально их межевать не надо, и госпошлина за регистрацию меньше - двести рублей вместо одной тысячи.
Как будет оформляться документ на придомовую территорию многоквартирного дома?
Пожаловался пенсионер, что у него оформлено свидетельство собственности на комнату в коммуналке на 15,5 кв.метров, а плату за отопление и МОП с него берут за 15,8 кв.м. Мои попытки объяснить, что 0,3 метра - это, по-видимому, его доля помещений общего пользования - кухни, ванны, туалета, коридора — успехом не увенчались.
Судя по площади (0,3 кв.м) речь идет о встроенном шкафчике в комнате. Но собственность на жилые помещения в многоквартирном доме однозначно предполагает и общую долевую собственность на помещения общего пользования. Как и собственность на комнату в коммуналке предполагает наличие у собственника и общей долевой собственности на места общего пользования.
Но в свидетельстве-то у него указана только комната, а УК требует оплаты содержания и отопления всей площади квартиры.
На общую долевую собственность МОП тоже можно оформить свидетельство, но пока это право жителя, а не обязанность.
Может ли служба регистрации устранить техническую ошибку без решения суда? Я обнаружил неправильный кадастровый номер в регистрационном документе.
Техническая ошибка - это несоответствие данных в госреестре (ЕГРП) вашим документам. Если на руках кадастровый план, а в свидетельстве указан номер, не соответствующий кадастровому номеру, нужно обращаться в регистрационную службу.
Оформлен договор дарения деревенского дома, но земельный участок не оформлен. Даритель проживал в доме до конца жизни.
Если одаряемый указан в техпаспорте на дом, то он имеет право оформить право на земельный участок — это по правилам дачной амнистии. Но в этом случае должны быть приложены документы на земельный участок, подтверждающие право самого дарителя.
Можно ли оформить дополнительный земельный участок в овраге, прилегающий к моей дачной земле?
Землеотвод - это компетенция муниципалитета (в городе это делает городская администрация, в районе - районная). Если участок можно предоставить (он не находится в водоохранной полосе или зоне отчуждения), есть процедура: делается объявление в газете, проводится конкурс, потом участок предоставляется в аренду. И только потом проводится регистрация.
Человек получил землю, хочет зарегистрировать.
- Он приносит постановление о землеотводе (акт), мы сами запрашиваем кадастровый паспорт и через положенное время выдаем документ. Срок регистрации - 30 дней.
А каково разрешенное использование земельного участка?
Можете строить, а потом зарегистрировать право собственности на построенный объект. Если это жилой дом, то регистрация делается на основании кадастрового паспорта, выданного БТИ. А если это гараж или баня, хозпостройка - то регистрируется на основании декларации, заполненной самим хозяином (этажность, материалы).
Почему так много ошибок попадает в налоговую?
Конвертация отчета происходит от нашего территориального отдела в областное управление, там передают в областное Управление налоговой инспекции, а уже оно - в межрайонную инспекцию. Но сегодня появился 210-й закон о предоставлении государственных и муниципальных услуг, где говорится о взаимодействии федеральных и муниципальных органов. 1 октября он вступил в силу. Мы уже не требуем документы, которые исходят от федеральных органов.
В каком состоянии сейчас оформление паев на земли сельхозназначения?
- Если вы хотите оформить именно право на пай, берите свидетельство о выделении пая (розового цвета, выдавалось земельным комитетом), его копию, заявление на госрегистрацию и госпошлину на 50 руб. (квитанция есть у нас).
У меня дача по диагонали разделена границей областей - Курской и Орловской. Как оформить право?
Два варианта. Разделить участок и оформить половинки по месту нахождения. Второй - оформить по месту нахождения большей части земли. Если участок выделялся в Курской области, то его кадастровый учет, скорее всего, прошел по Курской области.
Прежде надо поискать хоть какой-то документ о выделении земли. Если не найдете, надо обратиться в Студенокский сельсовет; - были ли постановления о землеотводах. Если там не будет никаких следов, то нужно обратиться в архив. Сделать оттуда выписку (с фамилией и указанием участка) - и с выпиской - в Росреестр.
Мы не знаем, куда обратиться для решения общих вопросов. Общества никакого нет.
По официальным данным налоговой инспекции, ни одно садоводческое общество не ликвидировано, значит, у кого-то есть печать с/о и есть ответственные лица.
У меня есть государственный акт на право собственности на землю. Хочу получить свидетельство. Что нужно?
Для этого надо прийти в регистрационную службу, на улицу XXI Партсъезда, 9, написать заявление, принести акт, заплатить госпошлину в двести рублей. Больше ничего не надо.
Можно ли узнать историю объекта путем запроса в Росреестр?
Сведения, содержащиеся в ЕГРП, являются общедоступными только в отношении объекта (кто собственник, на каком праве). Содержание правоустанавливающих документов, права отдельного лица, переход права - это предоставляется только ограниченному кругу лиц в установленном федеральным законом порядке.
Ответ группе собственников земельных участков из с.Разветье - в следующем номере.
Телефон доверия Управления Росреестра по Курской области (4712) 54-60-53.
Читайте также: