Зимнее утро чайковский описание кратко

Обновлено: 05.07.2024

- активизировать словарь за счё т слов: композитор, музыка, пьеса, балет, консерватория.

Восп. : Здравствуйте ребята. Все вы наверняка любите праздники и фейерверки. Правда?

Восп. : А я вот знаю одного композитора, который постоянно придумывал для своей большой компании племянников разнообразные праздники с кострами, фейерверками и танцами. Хотите с ним познакомиться?

Восп. : Я сейчас вам расскажу про него. (Показ с иллюстрациями)

Петр Ильич Чайковский родился на Урале, в небольшом городе Воткинске. Был впечатлительным и эмоциональным ребёнком. Он очень любил музыку. Первым учителем музыки его была мама. В возрасте 8 лет он уехал в Петербург. Там он закончил училище правоведенья и получил специальность юриста. Поступил в консерваторию – так называется высшее музыкальное заведение.

А может даже кто - то из вас уже слышал названия произведений Чайковского : он написал 3 балета известных всему миру, такие как: " Щелкунчик", "Лебединое озеро", " Спящая красавица";

Ребята, а мы с вами сегодня послушаем небольшое музыкальное инструментальное сочинение – пьесу Петра Ильича Чайковского из сборника "Детский альбом". Пьеса называется - "Зимнее утро".

Восп. : Молодцы ребята, очень внимательно все слушали. Понравилась ли вам пьеса?

Восп. : Хорошо. А как вы представляете себе зимнее утро?

Дети: Морозное. Пахнет свежестью. Снег скрипит под ногами. Метель метёт.

Восп. : Так, метель метёт. А менялась ли музыка?

Дети: Менялась, музыка то затихала, то с новой силой играла.

Восп. : Правильно. Очень похоже на настоящую метель. Иногда музыка звучала жалобно, правда? Ведь всем птичкам и зверькам было очень холодно в такое утро. А какая эта музыка по настроению?

Дети: Тревожная, взволнованная.

Восп. : Давайте с вами ещё раз послушаем "Зимнее утро". Переместимся мысленно и представим утро зимой. Для этого сядьте по удобней и закройте глазки.

Восп. : О каком композиторе мы сегодня с вами говорили?

Дети: О Петре Ильиче Чайковском.

Восп. : Правильно. А как называется музыка которую мы слушали?

А теперь мои хорошие я вам раздам листики и мы попробуем нарисовать то, что услышали.

Рекомендации по слушанию музыки для детей 5–7 лет. Часть 1 Дети шестого года жизни способны более тонко, дифференцированно воспринимать музыку, понимать ее образ, высказывать свои предпочтения..

История создания

Петр Ильич Чайковский

Александра Ильинична Давыдова, сестра Чайковского

Однако необходимо заметить, что созданию цикла предшествовали весьма огорчительные события, произошедшие в личной жизни Петра Ильича за год до этого. Летом 1877 года Чайковский женился на Антонине Милюковой. Это был не совсем обдуманный поступок, впоследствии принёсший композитору довольно много неприятностей. Быстро разочаровавшись в своей супруге, отличавшейся истеричным характером, Пётр Ильич находился в подавленном состоянии, которое могло привести его к нервному расстройству. Во избежании такого исхода событий, он принял решение уехать из России, чтобы сменить обстановку и немного отвлечься от мрачных мыслей.

Совершая вояж по европейским странам, Чайковский стал понемногу развеиваться, однако он скучал по общению с родными людьми и поэтому в письме попросил своего брата Модеста составить ему компанию в этом путешествии. С удовольствием откликнувшись на просьбу Петра Ильича, младший брат приехал в Италию, где в то время находился композитор, но прибыл туда не один, а со своим подопечным – глухонемым мальчиком Колей Конради. Чайковский прежде уже был знаком с воспитанником Модеста и относился к нему с большим вниманием. Петру Ильичу нравился смышлёный и кроткий по нраву подросток, и он с удовольствием занимался с Колей, с восторгом наблюдая за его успехами. Впрочем, подопечный брата был не единственный ребёнок, с которым во время этого путешествия общался композитор. На улицах Италии он нередко встречал подростков, своими выступлениями собирающих публику и тем самым зарабатывающих себе на жизнь. Например, во время прогулок по Флоренции Петру Ильичу особенно запомнился юный певец - мальчик Витторио, так задушевно исполнявший народные песни, что композитор даже прослезился.

Италия во времена Чайковского

Впервые юные музыканты познакомились с детскими пьесами, которые для них сочинил знаменитый композитор Чайковский, накануне Рождественских праздников 1878 года.


Пьеса, написанная в простой трёхчастной форме, музыкальном размере 2/4 и с авторским темповым указанием Allegro, начинается со светлого Ре-мажора, однако затем модулирует в параллельный си минор, которым впоследствии и заканчивается произведение.

Тематический материал первого раздела произведения, при постоянном динамическом нарастании, строится на последовательности коротких поднимающихся вверх мотивов с ниспадающими секундами. Такое строение мелодической линии явственно отображает оживлённого ребёнка, радующегося наступлению нового дня.


Спустя шестнадцать тактов начинается средняя часть, вносящая в музыку композиции немного грустный оттенок, который отражает испортившееся настроение малыша из-за того, что на улице плохая погода и нельзя пойти погулять. Нисходящие секундовые интонации здесь приобретают более тёплый эмоциональный оттенок, так как передают жалобные всхлипы расстроенного ребёнка. Когда наступает реприза, оживлённая музыка возвращается вновь, однако всё же произведение завершается восьмитактовой кодой, музыка которой окрашена в печальные тона средней части.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ренних Виктория Пнк-23

Анализ произведений Чайковского.

В торжественном траурном шествии, мрачном до миноре звучит похоронный марш. Сначала траурная процессия находится далеко, потом она все приближается и приближается, вот она уже рядом с нами, а затем начинает удаляться. Как и в каждом похоронном марше, следует привлечь внимание юного пианиста к ритмической фигуре (половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная). В разной исполнительской ситуации эта игра звучит неодинаково - то как манерная поступь, то в кульминации - чеканно, зловеще. Мрачный характер музыки подчеркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе, который должен быть хорошо согласован с мелодической линией. Особо нужно подчеркнуть в кульминации септаккод двойной доминанты: он обычно появляется в Чайковского в наиболее напряженных фрагментах.

В этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов серебро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою…

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

Мальчикам очень интересно поиграть в лошадки.

Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.

Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.

Но жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.

А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и веселый,
Прошу на танец, господа!

Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Композитор тоже много путешествовал и по России и загранице, но сердце свое он всегда отдавал России..

В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей –
Станет сердцу веселей.

До чего сегодня весело у нас —
Под камаринскую все пустились в пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед

Этот край вечнозеленый полюбил я навсегда!
Ах, Неаполь, место сердцу дорогое,
Не расстанусь я с тобою,
Мой Неаполь, никогда.
Здесь все вокруг мое —
И дали неоглядные, и здания нарядные,
И улочки недлинные, и площади старинные,
И лодки на песке, и сам Везувий вдалеке.

Далее дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

Вспомним о сборниках Гречанинова, Гедике, Кабалевского и о многих других альбомах и отдельных детских пьесах.

Читайте также: