Журналистика 21 века кратко

Обновлено: 13.05.2024

На сегодняшний день сообщество журналистов расколото. Одни видят свой долг в постановке и рассмотрении актуальных проблем, в поиске истины и правды для общества. Другие – в производстве ложной информации. Одни – обучают и воспитывают свою аудиторию, в то время как другие – ее развращают и унижают. Журналист должен быть предан своему делу, ведь его профессия важна для общества. Журналистика - это не только искусство, но и ремесло, в которое нужно вкладывать много времени, труда и души.

Содержание

Что такое журналистика?
2. Предпосылки появления журналистики
3. Появление интернета и электронных СМИ
4.Основные требование к телерадиоинформации.
5. Актуальные проблемы развития электронной журналистики
6. Честность в журналистике.
7. Язык современных газет
8. Журналистика и социум
9. Есть ли будущее у газет?

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат. Журналистика 21 век.docx

НОУВПО Гуманитарный университет

Реферат по курсу: "введение в специальность"

Тема: "Журналистика: 21 век"

студентка 1 курса ТРЖ

Рогалина Александра Алексеевна

Лебедева Светлана Викторовна

г. Екатеринбург 2013

1. Что такое журналистика?

2. Предпосылки появления журналистики

3. Появление интернета и электронных СМИ

4.Основные требование к телерадиоинформации.

5. Актуальные проблемы развития электронной журналистики

6. Честность в журналистике.

7. Язык современных газет

8. Журналистика и социум

9. Есть ли будущее у газет?

Мы живём в те времена, где информация играет важную роль в нашей жизни. Она пользуется спросом у всех: правительство, бизнес, организации. Информация необходима в повседневной жизни, она формирует наше представление о мире и способ мышления.

На сегодняшний день сообщество журналистов расколото. Одни видят свой долг в постановке и рассмотрении актуальных проблем, в поиске истины и правды для общества. Другие – в производстве ложной информации. Одни – обучают и воспитывают свою аудиторию, в то время как другие – ее развращают и унижают. Журналист должен быть предан своему делу, ведь его профессия важна для общества. Журналистика - это не только искусство, но и ремесло, в которое нужно вкладывать много времени, труда и души.

Многие осуждают журналистов и не одобряют их деятельность. Но что мы знаем о журналистике как о профессии? Только то, что мы видим, слушаем и читаем, но мы не ведаем о ее множестве "подводных камней". Идеальных журналистов нет, как наверное, нет и идеальных врачей, учителей. Но есть те, кто стремится к таковому.

Сейчас методы журналистики более разнообразны. И в 21 веке работа журналиста становиться всё интересней. В настоящее время существует много форм распространения информации. Например: газеты, журналы, а теперь и телевидение, радиовещание и интернет. Каким бы противоречивым не выглядело современное развитие массовых коммуникаций, но журналистика имеет огромное значение для развития современной цивилизации. В наше время журналистика оказывает больше влияние на судьбы людей, поэтому очень важно, чтобы она строилось на принципе объективности и доходчивости.

Что такое журналистика?

Понятие "журналистика" каждый определяет по - своему:

Журналистика - это творчество.

Журналистика - это телевидение и радио.

Журналистика - это события и ложь .

У каждого своё определение этой деятельности, но мы точно знаем, что на сегодняшний день журналисты необходимы. Информация играет важную роль в нашей жизни, а журналист - это тот, кто связывает нас с этой информацией. Понятие "информация" - очень широкое. Социальная информация является высшим и самым сложным видом информации. Одной из её разновидностей является массовая информация, которая распространяется через печать, телевидение, радио и другие средства.

Главным в журналистике является диалог. Журналист нужен читателю, также, как и читатель нужен журналисту. Некоторые говорят, что им не важна оценка окружающих, но это не так. Любому пишущему человеку не всё равно, как отреагирует общество. Каждый журналист желает , чтобы сказанное им нашло отклик в сердцах людей. Это относится как к гражданским журналистам, так и к профессионалам.

Предпосылки появления журналистики

Откуда пошло зарождение журналистики? Для других важных наук нужны были причины и потребности к их появлению. Точно также было и с журналистикой.

Информационное общения, как известно, появилось на заре развития человечества, когда только начиналось формирование общностей. В то время люди обменивались информацией с помощью жестов, зрения и слуха, как при близком контакте, так и на расстоянии (звуки рогов, дым или костры). При появлении наскальных рисунков предпринимались попытки обмена информации, направленные на формирование и оценки общественного мнения.

В несколько раз увеличиваются возможности информационного общения с возникновением человеческой речи. С этого времени, используя речь, жесты и мимику, устные выступления становятся самой важной формой массовой информационной деятельности. Собственно журналистика - печатные периодические издания - могла возникнуть только после изобретения книгопечатания.

Самым важным для появления журналистики, конечно, является потребность в актуальной, регулярной экономической информации. Естественно, что для возникновения журналистики был необходим и определённый уровень культуры общества и, прежде всего, грамотность населения.

Появление интернета и электронных СМИ

Готовить к жизни в современных информационных условиях призвано медиаобразование – это современное направление в культурной деятельности, целью которого является непрерывное развитие в обществе культуры, восприятия материалов, анализа и оценки деятельности средств массовой информации. Если говорить об информационной культуре, то нужно заметить, что она основана на идеалах, ценностях и уважении. Сегодня все большее распространение приобретает понимание того, что медиаобразование, изучение которого начинают в школе, должно продолжаться и с её окончанием.

В развитии мировой журналистики в начале XXI века просматриваются противоречивые тенденции. Но каким бы сложным не выглядело это историческое и современное развитие массовых коммуникаций, несомненно развития современной цивилизации имеет огромное значение в журналистике. Сегодняшнее общество превратилось в информационный социум, для которого информация является частью жизни. Журналистика оказывает возрастающее влияние на судьбы и умы человечества. Вступая в новую информационную эру, залезая во всемирную информационную паутину, телевидение, радио и интернет становится явлением новой, глобальной коммуникации. И оно стремительно движется дальше по пути прогрессивного восхождения.

Основные требование к телерадиоинформации.

Главное требование —это полезность информации. А чтобы информация была полезной, она должна обладать определенными характеристиками, которые будут важны для потребителя:

1) Понятность. Информация должна быть понятной для пользователя, который обладает определенным количеством знаний.

2) Уместность. На уместность информации влияет ее содержание и существенность. Если отсутствие информации повлияет на решение пользователя, то она считается уместной.

3) Достоверность, надежность.


Актуальные проблемы развития электронной журналистики

Говоря о современных проблемах профессионального роста журналистов и их успешной работы в СМИ, на мой взгляд, необходимо упомянуть об обучении технологическим новшествам, которые интересны с точки зрения творческих возможностей. Перспективным направлением в сфере массового распространения информации, безусловно, является Интернет.
Проблема непрофессионализма актуальна и в отношении авторов почтовых рассылок. То есть те, кто пишет блоги в интернете, немногие из них являются настоящими профессионалами в журналистике. Как правило, это люди по тем или иным причинам решившие поделиться собственными знаниями или какой - нибудь сенсацией или просто таким образом заявить о себе. О степени профессионализма авторов рассылок можно судить по новизне информации и, конечно, грамотности изложения. Если при оценке почтовой рассылки, которую создают профессиональные журналисты, мы можем применять данные характеристики, то в отношении блоггеров они явно будут отсутствовать.

В развитии электронных СМИ и внедрении новых информационных технологий важны все три части:

  • экономическая
  • технологическая
  • социальная (массовая потребность людей).

Так происходит вообще со всеми технологиями. Сегодня практически все масс-медиа испытывают на себе сильное влияние мобильной телефонии, которая еще стремительнее, чем персональные компьютеры и Интернет, ворвалась в повседневную жизнь людей несколько лет назад.

Роль средств массовой информации в различных сферах общественной жизни велика и многогранна. Взаимодействие их с институтами власти вызывают большой интерес. Политика в большей мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных связей с обществом, потому что политика тесно связана с государством, а следовательно и с обществом.

Телевидение на сегодняшний день представляет наиболее массовый вид СМИ, кроме того, оно обладает максимальной силой эмоционального воздействия на аудиторию, что обеспечивает эффективный процесс восприятия информации определенными категория. Телевидение на сегодняшний день - противоречивое, странное явление, в котором как в зеркале отражаются все проблемы нашей действительности. Но телевидение - это одно из тех явлений, в котором угадывается огромный потенциал и которое существует как образ надежды на будущее, которое принесет обществу новое качество и новые возможности для дальнейшего развития.

Ещё, телевидение нельзя отделить от времени. Оно ему соответствует. Все негативное и отталкивающее, несуразное и абсурдное, безвкусное и злобное, что имеет место в действительности отображается на телеэкране и стремительным потоком выливается на зрителя под видом настоящего искусства и настоящей журналистики .

Средства массовой информации в Интернете становятся в последнее время все более важной составляющей медиапространства. Существенным фактором здесь выступает постоянный рост количества пользователей Интернета, а также заметная роль интернет-СМИ в политических событиях. Особенно это касается молодого поколения, которые часто пользуются интернет услугами. Ведь на сегодняшний день обучение почти полностью перешло на информационный уровень, с использованием новых технологий. Школы, высшие учебные заведения, больницы - всё оснащено технологиями.

Несмотря на большое количество программ, общественно - политическое вещание не соответствует стандартам демократического общества. Главный его недостаток – отсутствие плюрализма мнений. Российские общественно- политические программы не представляют различные мнения относительно рассматриваемых событий, что делает их схожими в идеологическом направлении. В данной ситуации зритель может либо принять предлагаемую ему трактовку событий, либо составить собственное мнение на основе самостоятельного анализа информации, что представляется сложным процессом, так как ежедневные информационные программы не всегда подают информацию объективно.

Честность в журналистике.

Одна из первых задач журналиста - это гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл, вскрывая важнейшие связи и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общество получило достаточно материала, позволяющего сформировать точное представление о мире.

Время идёт. Все, что было невозможным десятки лет назад, сейчас считается частью нашей повседневности. Кто бы мог подумать, что о событии, произошедшем за океаном минуту назад, мы узнаем за два нажатия, открыв новостной портал в своём гаджете. Десятки лет назад отважные журналисты сквозь кровь, пот и слёзы пытались собрать любую информацию о политической ситуации в стране, ближайших мероприятиях и прогнозируемых ценах за пакет молока, печатая весь собранный материал в газетах. Сейчас же журналистика достигла космического уровня в оперативном сборе информации.

Журналистика 21 века отличается своей динамичностью и влиятельностью на положение всего мира. Современная журналистика объединяет материки, континенты и страны, что не может не сплачивать людей по всему миру.

Работа современных журналистов просто поражает: они не только собирают информацию, но и организовывают целые расследования и разгадывают преступления.

Знаменитая британская журналистка крупной телерадиовещательной организации ББС Стейси Дули раскрыла множество дел по борьбе с преступностью. Одними из запоминающихся ее путешествий являются поездки в Японию, Канаду, Америку и Германию, где она придала широкую огласку громким делам, касающимся насилия, которые никак не поднимали органы власти.

Одним из самых главных достижений журналистики 21 века, определённо, является профессиональный видеорепортаж. Это самый серьезный и опасный вид журналистики. Динамика кадра, захват самого важного и интересного, четкое описание событий, цензура — все это малая часть работы дуэта корреспондента и оператора.

Возможно, оперативность и качество передачи информации возрастёт в несколько раз, однако сейчас тяжело представить, чем конкретно это будет представлено: разработкой новых гаджетов или новой формулой успеха в привлечении внимания общественности. Журналистика не стоит на месте — она эволюционирует.


Оригинал статьи
Статья переведена с личного разрешения автора.

Перевел Максим Саломатин

В дефиците не информация, а наше время, которое требуется для её переработки, осознания, действия на её основе.

Качество против количества

До сих пор многие новостные медиа входят в изменившуюся медиа-среду просто увеличивая объём работы своих журналистов. Требуют делать подкасты, делать фото, вести блоги, следить за социальными сетями, форумами и видео-хостингами, заводить аудиторию, вовлекать её в производство.

Я выделил 6 ролей журналистов в зависимости от 3 ключевых источников информации, с которой они имеют дело в сетевой среде. Может быть, вы предложите свои роли или типы информации. Это ни в коем случае не исчерпывающий список.

Три источника информации

Шесть ролей журналистов

В традиционных ньюсрумах редакторы являются промежуточным звеном между результатом труда журналиста и читателем. В СМИ 21-го века всё наоборот. В мире информационной перегрузки умения редактора направлены на сбор информации (агрегация), отбор полезного и релевантного материала (фильтрация), публикацию (социальные закладки и блоги), избежание конфликтов с законодательством.

Иными словами, редактор делает то, что уже многие годы делают блогеры — достают интересную информацию и публикуют её. Поэтому на данную должность можно нанять толкового блогера, платить ему на почасовой основе или за использование его контента. И ещё — желательно всё-таки поднатаскать его предварительно в нужной теме.

Кроме того, редактор-агрегатор может быть полезен тем, что подскажет полезные темы журналистам или будет наполнять виджеты качественными подборками фидов.

Мобильный журналист (MoJo)

Поскольку новостные медиа всё больше стремятся к эффективности использования своих ресурсов, репортёрам иногда бывает очень трудно доказывать целесообразность своей работы за пределами офиса. Редакции всё больше полагается не на живые показания свидетелей события, а на пресс-релизы и телефонные комментарии. Забавно, что новые технологии (3G/Wi-fi) при этом позволяют журналисту полноценно выполнять свою работу именно за пределами офиса.

Если вам интересно, что именно входит в обязанности добытчика данных, то вы можете посмотреть, что спрашивала у соискателей этой должности газета Chicago Tribune, и чего ждала от него Roanoke Times.

Мультимедиа продюсер мыслит именно в этом ключе и умеет работать с аудио, видео, графикой, блогами, использовать базы данных, карты и смешивать XML- данные (mashup). Возможно, не всю работу они выполняют сами. Например, разрабатывать приложение для работы с базой данных будут программисты, а нужный кусок видео привезёт мобильный журналист. Но мультимедиа продюсеры имеют видение. У них есть внутренняя картина того, что вообще можно сделать.

Это — специализированный репортёр 21-го века. Для этого недостаточно быть экспертом в своей области и знать основные имена. Для этого нужно светится в данной области, вести блог, видео-блог, делиться социальными закладками, комментировать в своей теме по всей блогосфере.

Такие успешные блоги, как Mashable, TechCrunch, Daily Kos, Boing Boing, TPM — яркие примеры этой сферы. Они не только сообщают о том, что происходит, но и вовлекают, способствуют распространению и взаимодействию, они — как регулируемые дорожные перекрёстки.

Я сказал ранее, что новые технологии ставят коммуникацию с обществом на новую основу и в новых масштабах. Источники стали сотрудниками, соавторами и распространителями, а роль редактора сообщества заключается в том, чтобы строить сообщество, помогать начинать и поддерживать дискуссию, удерживать от грубости, отвечать на вопросы, объяснять, помогать им в отдельных проектах. Таких журналистов уже много. Например, Шейн Ричмонд (Shane Richmond) в Telegraph, Джоана Гери (Joanna Geary) в Birmingham Post and Mail, Эндрю Роджерс (Andrew Rogers) в Reed Business Information.

Основная тенденция развития средств массовой информации в мире — движение к информационному обществу, что связано прежде всего с появлением новых революционных технологий. Западная журналистика переходит на принципиально новый уровень: цифровое телевидение позволит любому составить программу телевизионного вечера, исходя из своих интересов и желаний.

В России цифровые технологии стали широко внедряться в сферу печатных СМИ; редакции уже многих газет создают электронные версии своих изданий, осваивая тем самым виртуальное пространство Интернета.

В информационном обществе, в которое стремится преобразоваться сегодняшнее индустриальное, большая часть населения будет занята в сфере производства, обработки, управления и обмена информацией. В настоящее время информация порой представляет собой основанные на образах и мифах пропагандистские комплексы, а глобализация процессов в масс-медиа ведет к росту потока субъективной информации, созданной в интересах отдельной личности или организации.

Другими тенденциями журналистики является, с одной стороны, дифференциация и расширения многообразия печатных изданий и электронных СМИ, с другой, интеграция средств массовой информации, вызываемая стремлением к экономической выживаемости.

Читайте также: