Журнал русское богатство кратко

Обновлено: 11.05.2024

ежемесячный литературный, научный и политический журнал, выходил с 1876 (сначала в Москве, с середины 1876 - в С.-Петербурге). С 1880 издавался артелью писателей народнического направления (Н. Н. Златовратский, С. Н. Кривенко и др.). С 1893 новая редакция (Н. К. Михайловский, В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненский) сделала журнал ведущим органом т. н. либерального народничества. С 1914 выходил под названием "Русские записки", закрыт в 1918.

литературный, науч. и обществ.-политич. журнал; выходил в Петербурге (затем Петрограде) в 1876-1918; в 1879 был преобразован в ежемесячный журнал общего типа. В истории журнала было три важнейших периода. Первый - народнический - период в нач. 80-х гг. связан с редакторством Н. Н. Златовратского. В журн. сотрудничали С. Н. Кривенко, П. В. Засодимский, Н. И. Наумов и др. демократич. публицисты. В 1883-91 "Р. б." издавалось Л. Е. Оболенским. В этот период журнал пропагандировал религ.-нравств. взгляды Л. Н. Толстого. Третий период в истории "Р. б." наметился с 1892, когда идейным руководителем журн. стал Н. К. Михайловский. К журн. примкнули публицисты-народники С. Н. Южаков, А. В. Пешехонов, Н. P. Даниельсон, В. П. Воронцов и др. Журн. проводил взгляды либеральных народников, выступал против марксизма. Кн. В. И. Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" имеет подзаголовок "Ответ на статьи "Рус. богатства" против марксистов". В лит. отделе журнала печатались прогрессивные писатели Г. И. Успенский, В. М. Гаршин, В. Г. Короленко, Н. Г. Гарин-Михайловский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, М. Горький, А. И. Куприн и др. В 1904 после смерти Михайловского редактором стал Короленко. В годы первой рус. революции 1905-07 "Р. б." стало органом полукадетской партии "народных социалистов". На этих идейных позициях журн. оставался вплоть до 1918.

Лит.: Указатель статей, помещенных в журн. "РБ" с 1893 по 1911, СПБ, 1911; Евгеньев-Максимов В., Из истории "РБ", "РБ", 1917, No 11, 12; Есин Б. И., Либерально-народнич. журнал "РБ". Публицистика В. Г. Короленко, в его кн.: Рус. журналистика 70-80-х гг. XIX в., М., 1963; Летов Б. Д., "РБ", в кн.: Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 2, (Л.), 1965.




Не чуждый в юности народнических иллюзий, Короленко и в 90-е годы испытывает еще народнические влияния. Но тщательное изучение жизни приводит его к преодолению в известной мере прежних симпатий.

Народники, отказавшись к этому времени от революционной борьбы, продолжали рассматривать крестьянскую общину как готовую форму социализма, как идеал общественного устройства. Они не хотели понять, что в общине и в кустарной артели нет равенства, что в ней орудует кулак, эксплуатирующий бедноту. Не уяснив себе революционной роли рабочего класса, народники в конце концов превратились в защитников кулачества, врагов пролетариата.

Участие Короленко в мултанском процессе – отличный пример борьбы журналиста за правое дело. Короленко-журналист не посчитал за невозможное стать стенографом, следователем, защитником и юристом, когда этого потребовала справедливость. Защищая равноправие наций и языков, борясь с национальным гнетом в царской России, он еще раз зарекомендовал себя смелым публицистом-демократом.

После 1905 журнал стал органом правого крыла партии кадетов и проводил идеи просвещенной гражданственности. Непримиримые позиции в отношении безрелигиозной маргинальной революционной мысли и практики занимали в журнале веховцы.

Издателем-редактором журнала до 1906 г. был В. М. Лавров, много переводивший с польского языка и способствовавший этим укреплению в русской публике популярности представителей новой польской беллетристики.

После смерти В. А. Гольцева в 1906 г. журнал возглавил А. А. Кизеветтер, который пригласил в соредакторы П. Б. Струве. Журнал резко меняет направление, отказываясь от устаревшего идейного балласта, и ориентирован на обсуждение насущных социальных и духовных реформ в стране. Основатель журнала В. М. Лавров не покидает журнал при новой редакции, но его переводов печатается значительно меньше, чем прежде.

Иностранное обозрение более 10 лет вёл В. А. Гольцев.

За десять лет издания журнала (1880—1889) был составлен алфавитный указатель (помещенный в декабрьской книжке за 1889 г.).


41. Журнально-публицистическая деятельность А.П. Чехова.

В журналистике 80-х годов активно участвовал великий русский писатель А.П. Чехов.

Направление большинства изданий, где приходилось печататься Чехову, не соответствовало его мировоззрению и творческим планам, но в 80-е годы – в период жестокой политической реакции – многие писатели-демократы испытывали подобные неудобства.

Однако именно через периодику Чехов пришел в литературу, отсюда начался его путь к вершинам творчества, здесь он получил боевое крещение и впервые ощутил силу печатного слова. В практике спешной журнальной работы вырабатывался краткий и необычайно емкий чеховский литературный стиль.

Несмотря на свой развлекательный характер, юмористическая журналистика 80-х годов не была гарантирована от придирок и преследований цензуры. Беспринципная, трусливая политика издателей и редакторов не только не ослабляла, но иногда усиливала цензорское рвение. Немало пришлось пострадать от цензурного ведомства и молодому журналисту Чехову.

Писатель никогда не был аполитичен, как утверждала современная ему либерально-народническая критика. Он лишь отрицательно относился к той легальной политической жизни, которую наблюдал в России. Не удовлетворяли его ни буржуазный либерализм, ни народничество 80-х годов. Но гуманизм и демократизм, отвращение к социальному неравенству и произволу господствующих классов несомненны у Чехова с первых шагов его литературной жизни.

Материальная необеспеченность семьи заставляла его очень много работать. Нет почти ни одного вида журнального труда, которого бы он не испробовал. Чехов писал статьи, рассказы, театральные рецензии, репортерские заметки из зала суда, делал подписи к рисункам, сочинял анекдоты, пародии и т.д.

Вместе с тем в фельетонах и рассказах Чехова обильно представлены вариации на такие обязательные для юмористических журналов сюжеты, как ловля женихов, обжорство на масленице, злые тещи, дачные приключения и т.п.

Во-вторых, Чехов желал изучить свою родину, познать жизнь народа. Именно это заставило его выбрать трудный в условиях того времени маршрут, путешествие по которому граничило с подвигом.

Поездке предшествовало основательное изучение писателем материалов, относящихся к истории острова, его географии и климату, жизни и быту ссыльнокаторжных. Чехов широко ознакомился с научной литературой вопроса.

По пути на Сахалин Чехов, проезжал через Ярославль, Н. Новгород, Пермь, Тюмень и далее в Сибири – через Томск, Ачинск, Красноярск, Иркутск, Благовещенск, Николаевск.

В этой поездке, предпринятой на свой страх и риск, Чехов показал лучшие качества журналиста. Он был настойчив в достижении поставленной цели, проявил смелость, большую внутреннюю собранность, наблюдательность, строгость в отборе фактов.

Книга о Сахалине сочетала в себе глубину и точность научного исследования с высокой художественностью. Она явилась сильным разоблачительным документом, хотя повествование в ней ведется внешне бесстрастно, без обличительных монологов и восклицательных знаков. Чехова не соблазнила занимательность биографий отдельных каторжников (Сонька-золотая ручка и др.), как это случилось с журналистом В.М. Дорошевичем, посетившим Сахалин после Чехова.

В своих очерках писатель рассказывает о тяжелых условиях жизни и труда каторжных и вольнонаемных, о тупости чиновников, об их наглости и произволе. Администрация не знала даже, какое количество людей обитает на острове, и Чехов проделал огромную работу, в одиночку проведя перепись населения Сахалина!

Книга Чехова о Сахалине произвела глубокое впечатление на читателей. Она будила общественное сознание, вызывала ненависть к самодержавному строю.

Своей литературно-публицистической деятельностью Чехов являет высокий пример журналиста, патриота и демократа, отдавшего талант на службу народу. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской публицистики.

Не случайно в 1895 г. имя Чехова стояло рядом с именами других писателей и общественных деятелей под петицией Николаю II о стеснениях печати в России, а в 1902 г. писатель демонстративно отказался от звания академика в знак протеста против отмены царем избрания М. Горького в почетные члены Академии наук.

Не чуждый в юности народнических иллюзий, Короленко и в 90-е годы испытывает еще народнические влияния. Но тщательное изучение жизни приводит его к преодолению в известной мере прежних симпатий.

Народники, отказавшись к этому времени от революционной борьбы, продолжали рассматривать крестьянскую общину как готовую форму социализма, как идеал общественного устройства. Они не хотели понять, что в общине и в кустарной артели нет равенства, что в ней орудует кулак, эксплуатирующий бедноту. Не уяснив себе революционной роли рабочего класса, народники в конце концов превратились в защитников кулачества, врагов пролетариата.

Участие Короленко в мултанском процессе – отличный пример борьбы журналиста за правое дело. Короленко-журналист не посчитал за невозможное стать стенографом, следователем, защитником и юристом, когда этого потребовала справедливость. Защищая равноправие наций и языков, борясь с национальным гнетом в царской России, он еще раз зарекомендовал себя смелым публицистом-демократом.

После 1905 журнал стал органом правого крыла партии кадетов и проводил идеи просвещенной гражданственности. Непримиримые позиции в отношении безрелигиозной маргинальной революционной мысли и практики занимали в журнале веховцы.

Издателем-редактором журнала до 1906 г. был В. М. Лавров, много переводивший с польского языка и способствовавший этим укреплению в русской публике популярности представителей новой польской беллетристики.

После смерти В. А. Гольцева в 1906 г. журнал возглавил А. А. Кизеветтер, который пригласил в соредакторы П. Б. Струве. Журнал резко меняет направление, отказываясь от устаревшего идейного балласта, и ориентирован на обсуждение насущных социальных и духовных реформ в стране. Основатель журнала В. М. Лавров не покидает журнал при новой редакции, но его переводов печатается значительно меньше, чем прежде.

Иностранное обозрение более 10 лет вёл В. А. Гольцев.

За десять лет издания журнала (1880—1889) был составлен алфавитный указатель (помещенный в декабрьской книжке за 1889 г.).


41. Журнально-публицистическая деятельность А.П. Чехова.

В журналистике 80-х годов активно участвовал великий русский писатель А.П. Чехов.

Направление большинства изданий, где приходилось печататься Чехову, не соответствовало его мировоззрению и творческим планам, но в 80-е годы – в период жестокой политической реакции – многие писатели-демократы испытывали подобные неудобства.

Однако именно через периодику Чехов пришел в литературу, отсюда начался его путь к вершинам творчества, здесь он получил боевое крещение и впервые ощутил силу печатного слова. В практике спешной журнальной работы вырабатывался краткий и необычайно емкий чеховский литературный стиль.

Несмотря на свой развлекательный характер, юмористическая журналистика 80-х годов не была гарантирована от придирок и преследований цензуры. Беспринципная, трусливая политика издателей и редакторов не только не ослабляла, но иногда усиливала цензорское рвение. Немало пришлось пострадать от цензурного ведомства и молодому журналисту Чехову.

Писатель никогда не был аполитичен, как утверждала современная ему либерально-народническая критика. Он лишь отрицательно относился к той легальной политической жизни, которую наблюдал в России. Не удовлетворяли его ни буржуазный либерализм, ни народничество 80-х годов. Но гуманизм и демократизм, отвращение к социальному неравенству и произволу господствующих классов несомненны у Чехова с первых шагов его литературной жизни.

Материальная необеспеченность семьи заставляла его очень много работать. Нет почти ни одного вида журнального труда, которого бы он не испробовал. Чехов писал статьи, рассказы, театральные рецензии, репортерские заметки из зала суда, делал подписи к рисункам, сочинял анекдоты, пародии и т.д.

Вместе с тем в фельетонах и рассказах Чехова обильно представлены вариации на такие обязательные для юмористических журналов сюжеты, как ловля женихов, обжорство на масленице, злые тещи, дачные приключения и т.п.

Во-вторых, Чехов желал изучить свою родину, познать жизнь народа. Именно это заставило его выбрать трудный в условиях того времени маршрут, путешествие по которому граничило с подвигом.

Поездке предшествовало основательное изучение писателем материалов, относящихся к истории острова, его географии и климату, жизни и быту ссыльнокаторжных. Чехов широко ознакомился с научной литературой вопроса.

По пути на Сахалин Чехов, проезжал через Ярославль, Н. Новгород, Пермь, Тюмень и далее в Сибири – через Томск, Ачинск, Красноярск, Иркутск, Благовещенск, Николаевск.

В этой поездке, предпринятой на свой страх и риск, Чехов показал лучшие качества журналиста. Он был настойчив в достижении поставленной цели, проявил смелость, большую внутреннюю собранность, наблюдательность, строгость в отборе фактов.

Книга о Сахалине сочетала в себе глубину и точность научного исследования с высокой художественностью. Она явилась сильным разоблачительным документом, хотя повествование в ней ведется внешне бесстрастно, без обличительных монологов и восклицательных знаков. Чехова не соблазнила занимательность биографий отдельных каторжников (Сонька-золотая ручка и др.), как это случилось с журналистом В.М. Дорошевичем, посетившим Сахалин после Чехова.

В своих очерках писатель рассказывает о тяжелых условиях жизни и труда каторжных и вольнонаемных, о тупости чиновников, об их наглости и произволе. Администрация не знала даже, какое количество людей обитает на острове, и Чехов проделал огромную работу, в одиночку проведя перепись населения Сахалина!

Книга Чехова о Сахалине произвела глубокое впечатление на читателей. Она будила общественное сознание, вызывала ненависть к самодержавному строю.

Своей литературно-публицистической деятельностью Чехов являет высокий пример журналиста, патриота и демократа, отдавшего талант на службу народу. Многие его произведения вошли в золотой фонд русской публицистики.

Не случайно в 1895 г. имя Чехова стояло рядом с именами других писателей и общественных деятелей под петицией Николаю II о стеснениях печати в России, а в 1902 г. писатель демонстративно отказался от звания академика в знак протеста против отмены царем избрания М. Горького в почетные члены Академии наук.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

Русское богацтво.doc

Министерство образования и науки РФ

Воронежский государственный университет

Факультет журналистики, специальность журналистика

и публицистика В. Г. Короленко

по истории журналистики

студента IV курса З/О

Личность В. Г. Короленко

В 1882—1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов.

Рост рабочего движения и кризис народничества привели к распространению марксизма в России. В 1883 г. в Женеве бывшие члены "Чёрного передела" создали первую марксистскую организацию "Освобождение труда". Руководителем организации стал Г.В.Плеханов. Он первым из русских марксистов выступил против народничества и показал, что Россия идёт по пути промышленного развития. Плеханов был одним из организаторов газеты "Искра". На II съезде РСДРП в 1903 г. по основным вопросам он поддержал Ленина, но в дальнейшем перешёл на позиции меньшевизма. Плеханов признавал социализм, но отрицал необходимость насильственного захвата власти. Он отрицательно встретил октябрьский переворот большевиков, -однако отказался поддержать антибольшевистские силы.

Члены группы "Освобождение труда" перевели на русский язык и издали ряд произведений Маркса и Энгельса. Группа не была связана с рабочим движением и занималась пропагандой идей марксизма среди узкого круга людей. В результате деятельности организации началось распространение марксизма в России.

Осенью 1895 г. при участии Ленина в Петербурге был создан "Союз борьбы за освобождение рабочего класса".

В 1902 г. из остатков народнических кружков и групп возникла партия социалистов-революционеров (эсеров). В момент возникновения во главе партии стояли В.М.Чернов, М.А.Натансон, М.Р.Гоц, Г.А.Гершуни. Эсеры главную роль в предстоящей революции отводили крестьянству.

Заметное распространение получили либеральные идеи. Либералы выступали против насильственных, в особенности кровавых действий. В этом было их главное отличие от революционеров. Основные требования либералов сводились к борьбе за постепенные реформы. К числу либералов относились такие известные люди как М.А.Стахович, П.Б.Струве, Е.Д.Кускова, П.Н.Милюков, В.Д.Набоков и др. В начале XX в. тактика либералов стала радикальнее.

Основную массу городского населения составляли мещане. Они не пользовались привилегиями. С развитием промышленности быстро росла численность рабочего класса.

Русско-японская война 1904 - 1905 годов носила несправедливый захватнический характер. С самых первых дней война была непопулярна в России и воспринималась общественностью как бессмысленный конфликт. С началом войны осложнялось экономическое положение. Когда начали приходить известия о поражениях и потерях, то ненависть к войне стала почти всеобщей.

Выиграть войну в такой обстановке было невозможно. Начались мирные переговоры, посредником на которых выступил американский президент Т.Рузвельт. В августе 1905 г. подписали Портсмутский мирный договор. Российскую делегацию на переговорах возглавлял С.Ю.Витте.

Революция 1905-1907 годов

Первая русская революция стала результатом противоречий экономического и политического развития страны, нежелания царизма провести последовательные преобразования. Неудачный ход русско-японской войны вызвал недовольство правительством. Расширилось оппозиционное и революционное движение в стране.

Началом революции стал расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. Священник Гапон повел 100 тыс. рабочих с женами, детьми, иконами и царскими портретами просить у царя "правды и защиты".

По характеру революция была буржуазно-демократической. Движущими силами были пролетариат и крестьянство. Три политических лагеря: правительственный, революционно-демократический и либерально-буржуазный - определяли ход революции К началу октября 1905г. положение в Петербурге и во всей стране было критическим. 17 октября 1905г. Николай II подписал манифест, утвердил программу Витте и назначил его председателем объединенного Совета министров. Манифест даровал населению гражданские свободы, неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний, союзов. Эсеры, большевики, меньшевики, анархисты (левые партии) не, были удовлетворены Манифестом 17 октября и требовали продолжения борьбы до свержения самодержавия. Либералы восприняли Манифест как крупную победу. К этому времени образовалось две основные, либеральные партии - конституционные демократы (кадеты) и "Союз 17 октября"(октябристы). Кадеты представляли левое радикально-либеральное крыло. Их лидерами были П.Н.Милюков, В.Набоков, П.Б.Струве. Манифест 17 октября привел к противостоянию русский народ. В конце октября 1905г. по стране прокатилась волна черносотенных погромов. Они стали пробой сил националистов и монархистов.

Вскоре, однако, сотрудники разбрелись и в 1881 и 1882 годах журнал вели почти исключительно П. В. Засодимский, Н. Ф. Бажин и С. Н. Бажина.

В приложении журнал давал переводы научных и философских сочинений — Вундта, Спенсера и других.

Все публикуемые материалы хранятся в Отделе руко писей РГБ (фонды В. Г. Короленко и А. В. Пешехонова) и в РГАЛИ (фонд А. Г. Горнфельда).

Н.Ф. АННЕНСКИЙ — КОРОЛЕНКО
21 — XII — 902, СПб.

6 ноября 1904, Петербург Вчера я, наконец, видел Св.Мирского, хотя это и стоило некоторого труда. Народу масса. Третьего дня (4го), войдя в нижнюю приемную, где записываются желающие видеть министра, я прежде всего заметил А. П. Субботи на 49 . Человек вида непривлекательного, всклоченный, с огромной бородой, производящей впечатление какой то неопрятности. Такое же впечатление неопрятности полу чается и от нравственного облика этого господина. Издатель какого-то убогого финансово-экономического жур нальчика, дающего, конечно, одни убытки, он по временам пишет либеральные статьи и, говорят, сводни чает по финансовой части… Вообще, личность неопределенная 50 . У него под мышкой был портфель. Увидев меня, он тотчас же подошел, и слегка не то шепелявя, не то картавя, завел либеральный разговор.

Читайте также: