Жизнь ума ханна арендт кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Ознакомление с книгой

предлагаю страницы книги

Ханна Арендт (1906-1975) - одна из наиболее ярких политических мыслителей XX века. Хотя она сама себя никогда не причисляла к философам, книга "Жизнь ума" - последняя и наиболее значительная ее книга - оригинальное философское исследование в собственном смысле слова, масштабная и увлекательная попытка представить всю западную традицию понимания работы ума в основных его проявлениях - Мышления, Воления и Суждения. Ханна Арендт успела завершить работу только над первыми двумя томами. В самом начале работы над текстом третьего тома "Суждение" ее настигла смерть. Некоторое представление о замысле этой части можно составить по подготовительным материалам - "Лекциям по политической философии Канта", фрагменты из которой вошли в Приложение.

СоцЛаб (библиотека и др.)

СоцЛаб (библиотека и др.)

СоцЛаб (библиотека и др.) запись закреплена

Арендт Ханна
Жизнь ума. — СПб.: Наука, 2013. — 517с. — (Сер. Слово о сущем).

прим.: анг. вариант с SL — переделка с более высоким разрешением, но, соответственно, вес больше

Арендт Ханна

Ханна Арендт (Hannah Arendt; 14 октября 1906, Линден, Ганновер, Германская империя - 4 декабря 1975, Нью-Йорк, США) - известный немецко-американский философ, политолог и историк, основоположник теории тоталитаризма.

Родилась в еврейской семье в Ганновере. Детство прошло в Кенигсберге (с 14 лет посещала могилу Канта). Получила образование по классической филологии и теологии в университетах Кенигсберга, Берлина, Марбурга, Фрайбурга и Гейдельбера, училась у Э. Гуссерля, М.Хайдеггера и К.Ясперса. Со многими из них состояла в переписке. Докторскую диссертацию о понятии любви у Августина защитила в Гейдельберге в 1928 (под руководством К. Ясперса).

Участвовала в антифашистском движении. Перед приходом к власти нацистов бежала во Францию, а затем из оккупированной Франции в 1940 - в Нью-Йорк.

В США сотрудничала в ряде международных еврейских организаций.

С 1963 - профессор Чикагского университета; с 1967 - профессор политических и гуманитарных наук в Новой школе социальных исследований (Нью-Йорк). Преподавала в университете Беркли (Калифорния), Принстонском и Колумбийском университетах, постепенно завоевав репутацию одного из ведущих политических мыслителей страны.

Почетный доктор многих университетов, лауреат премий в области социальных наук Германии, США, Дании. Доктор философии (1928), член-корреспондент Германской академии языка и литературы (ФРГ), действительный член Американской академии политических наук.

Награждена премией Лессинга (1959), медалью Эмерсона - Торо (1969), премией Соннига за вклад в европейскую цивилизацию (за 8 месяцев до смерти).

Книги (13)

Не служит ли повседневный труд, планирующе-изготовительная деятельность, наукотехника и даже отчасти художественное творчество бегству от политического действия, из открытого публичного мира?

Ханна Арендт склонна отвечать на этот вопрос положительно. Ее тревожит состояние современного социума, замкнувшегося в деловитости производства и потребления. Незатребованными остаются исторические возможности свободного личного поступка.

Широкому систематическому анализу в книге подвергнуты исходные нужды и условия человеческого существования, основные виды человеческой истории, связанные с переносом центра тяжести на науку и вторжением человечества в космос. Одно из редких философских произведений современности, способное увлечь любого образованного читателя.

Публикация книги спустя полвека после ее первого издания имеет двойной смысл.

Во-первых, после издания двухтомника о Нюрнбергском процессе, тема Холокоста в Советском Союзе практически замалчивалась, так что российский читатель впервые может ознакомиться с чрезвычайно дотошным исследованием Ханны Арендт.

Ханна Арендт — одна из наиболее ярких политических мыслителей XX века.

Очерки всемирно известного социального мыслителя, философа и политолога Ханны Арендтпредставляют собой воспоминания о современниках, которых она хорошо знала.

Констатируя распад того единства, которое эти понятия образовывали вплоть до Нового времени, Арендт исследует последствия этого распада для разных областей человеческой жизни — воспитания, политики, культуры.

Книга радикально переосмысляет феномен насилия, традиционно считавшегося если не основой власти, то одним из основных способов ее осуществления, — по мнению Арендт, если считать властью легитимную форму господства, присущую любой группе согласованно действующих людей, насилие оказывается ее полной противоположностью — его применение всегда является следствием слабости власти и продолжает ее разрушать.

В политической ситуации нашего времени, чреватой угрозой тотального истребления в войне и вместе с тем не дающей угаснуть надежде на эмансипацию человечества путем революции — и поныне нет важного вопроса, с самого начала нашей истории определявшего основное содержание политики: свобода или тирания?

В той мере, в какой насилие преобладает в войнах и революциях, они в строгом смысле слова оказываются вне политики, и это происходит даже несмотря на роль, которую они играли на протяжении всей истории человечества.

Значимость этого факта и по сей день состоит в признании того, что политические взаимоотношения не устанавливаются сами собой и всегда, где живут люди вместе, и что существуют явления, которые, хотя и могут возникать в строго историческом контексте, на деле не являются политическими и даже могут вообще не иметь отношения к политике.

В настоящий сборник вошли ранее не публиковавшиеся работы Ханны Арендт, написанные ею в последнее десятилетие ее жизни.

Эти работы позволяют увидеть, как Арендт приходит к пониманию того, что наряду с радикальным злом, описанным в ее более раннем анализе тоталитаризма, существует более опасное зло, не зависящее от политической идеологии, которое может твориться бесконечно, если тот, кто его совершает, не испытывает никакого сожаления и без труда может забыть о содеянном.

Имена Мартина Хайдеггера и Ханны Арендт не нуждаются в пояснениях, они давно вошли в пантеон мировой философской мысли.

Тем интереснее биографическая подробность, связавшая этих двух людей. Их отношения вышли за пределы контактов учителя и ученика (X.Арендт была студенткой М.Хайдеггера в Марбургском университете). Роман, длившийся 4 года (с 1925 года), перерос в дружбу, выдержавшую огромный временной перерыв (до 1950 года). Ханна Арендт сохранила до конца жизни теплые дружеские чувства к философу и приложила все свои силы, всю свою энергию, чтобы имя Мартина Хайдеггера очистилось от обвинений в пособничестве нацизму.

Переписка двух выдающихся мыслителей стала доступной для читающей аудитории в 1998 году, когда было опубликовано первое издание сборника писем, подготовленного немецкой исследовательницей Урсулой Лудзь.

Телевизионное интервью. Октябрь 1964 года.

Интервью Ханны Арендт немецкому журналисту Гюнтеру Гаусу посвящено переломным моментам ее биографии, имеющей существенное значение для понимания ряда аспектов ее творчества.

Арендт рассказывает также о своем отношении к интеллектуалам, к отдельным философам, к политике, тоталитаризму и демократии.

Ханна Арендт — немецко-американский философ, политический теоретик и публицист. Она еврейка, пережившая холокост, до конца дней исследовавшая антисемитизм. На примере Отто Адольфа Эйхмана, одного из последователей Адольфа Гитлера, мыслитель объяснила, что зло в своей сути банально и даже бюрократично. Но основной вклад в социологию, совершенный Ханной Арендт, — это теория тоталитаризма.

Детство и юность

Теоретик родилась 14 октября 1906 года в Линдене (сейчас Ганновер), крупном городе Германской империи. Ее отец инженер Пол Арендт умер, когда девочке исполнилось 3 года, и воспитание легло на плечи матери Марты Кон — глубоко погруженной в политику социал-демократки.

Детство и молодость Ханны прошли в Кёнигсберге (сейчас Калининград) с бабушкой и дедушкой — зажиточными и образованными евреями. Они воспитывали внучку на постулатах реформистского иудаизма. Формально девочка не принадлежала ни к какой общине, но прекрасно знала, что значит быть еврейкой.

В 1928 году Ханна Арендт получила докторскую степень по философии во Фрайбургском университете. На защите она познакомилась с Карлом Ясперсом, чьи книги читала с упоением. Мыслители дружили до самой смерти.

Еще одной и последней альма-матер Арендт стал Гайдельбергский университет.

Личная жизнь

Мартин Хайдеггер, один из крупнейших философов XX века, обратил внимание не только на ум, но и на внешность Ханны Арендт. Ему было 35 лет, а ей — всего 17, когда наметилась любовная связь.

Роман оставался тайным вплоть до публикации в 1982 году биографии Ханны Арендт в описании Элизабет Янг-Брюль. По свидетельствам публициста, учитель и студентка встречались в 1924-м, а когда любовный пыл угас, сохранили дружеские отношения. Основной причиной расставания стал статус Мартина Хайдеггера: он боялся потерять работу и семью.

Были в личной жизни Ханны и законные мужья. Первый — Гюнтер Стерн, позже известный под фамилией Андерс. Они сочетались браком в 1929 году. Рассорила крепкую, казалось бы, пару идеология. К тому же в 1936-м Арендт познакомилась с поэтом Генрихом Блюхером, возникла страсть. Новый роман и разность интересов привели к тому, что в 1937-м брак завершился.

В январе 1940 года состоялась свадьба с Блюхером. Они не расставались до самой смерти поэта в 1970-м.

Детей у Арендт не было.

Политическая философия

Интерес к политике Ханна Арендт начала проявлять в 1930-х годах. Погружение в тему началось с трудов Карла Маркса и Льва Троцкого. Уже в 1932-м она написала статью о роли женщины в политике.

Будучи далекой от феминизма, Арендт подчеркнула, что женщин в обществе презирают. Им вменяют обязанности, которые противоречат праву на свободу и независимость. Однако политику — сферу, которая дает власть и влияние — прибавлять к этим обязанностям не стоит.

Гестаповец, которого назначили главным по делу Ханны, проникся к ней теплыми чувствами. С его легкой руки женщина избежала правосудия.

Сразу после выхода на свободу Арендт иммигрировала во Францию. Она читала лекции об антисемитизме, писала тематические книги. В 1940 году философа увезли в концлагерь Гюрс. Спустя месяц, воспользовавшись смятением надзирателей, она сбежала в США.

В последующие годы женщина пропагандировала идею устроить революцию, созвать еврейскую армию. Ее призывы не нашли отклика.

Смерть

В переписке с друзьями Ханна Арендт твердила, что намерена высказывать свои мысли вплоть до самой смерти. Поэтому после сердечного приступа в 1974 году она вернулась к сочинительству и преподаванию. 4 декабря 1975-го философ перенесла очередной сердечный приступ прямо на рабочем месте. Он и стал причиной смерти.

Тело Арендт кремировали, а прах захоронили рядом с прахом ее супруга Генриха Блюхера на кладбище Бард-колледжа в Нью-Йорке. Судя по фотографиям с места, могилу украшает скромное надгробие с указанием полного имени философа на момент смерти — Ханна Арендт Блюхер, места рождения и дат жизни и смерти.

Читайте также: