Жизнь и творчество омарла батырая кратко

Обновлено: 02.07.2024

Я, как сокол на скале, видно, лишь затем рожден,
Чтобы пары зорких глаз не спускать с тебя одной.
Я, как лев среди лесов, лишь затем, как видно, рос,
Чтобы, гордость укротив, о любви тебе твердить.

Вот Батырай, вот образец того мышления, которое присуще только благородному и целомудренному народу. Все по-настоящему народные поэты всегда и во все времена были понятны всем народам нашей земли. Когда читаешь Батырая, думаешь не только о нем, а вспоминаешь всех любимых певцов. Своими песнями он напоминает нам о них. Поэты очень похожи друг на друга, как похожи моря и горы.
Поэт Батырай, который больше, чем кто-либо другой, знал тяжелую участь землепашца, оставил прекрасные пожелания многострадальному труженику-крестьянину.

Стер ладони ты сохой,
С малых лет, учась пахать,
С малых лет ты наполнял
Посевным зерном подол.
За труды твоих быков
И за твой, крестьянин, труд
Пусть пшеницей закрома
Будут полны через край.

Пусть эти строки не насыщены присущим Батыраю богатством образной системы, но они так же просты и задушевны, как и безыскусные творения самого народа. И когда читаешь стихи землепашца Батырая, пусть далеко от нас Шотландия, мы вспоминаем невольно певца-землепашца Шотландии Бернса:

Будь неладен этот свет,
Что за скверная пора,
Корм у стойла позабыт,
А ячмень ослам дают.

Как не вспомнить неотразимого Омара Хайяма, когда читаешь четкие, краткие стихи даргинского поэта Омарла Батырая, ибо настоящие поэты, в какой бы они стране ни жили, всегда похожи, даже когда они неповторимы и самобытны. Думая о скитальческой судьбе Батырая, невольно вспоминаешь немца Гейне, осетина Косту Хетагурова. Батырай молча прислушивался, присматривался к жизни своего народа, потом трансформировал все это в своем творчестве. Он слагал песни о горцах, какими они возникали из этих мыслей и видений, какими хотелось их видеть Батыраю. Он будто возвращался в свой аул и рассказывал о себе. Его не все понимали, глубинности его человеческой не принимали, но, слушая Батырая, народ наслаждался его песнями.
Такие поэты — сыновья своего народа, и в то же время они принадлежат всему человечеству. Они не могут молчать, когда видят несправедливость того мира, в котором живут. Пусть и наш Батырай еще не знал, что делать с той злосчастной действительностью и как с ней бороться, но он слагал стихи, которые действительно лучше, чем любое огнестрельное оружие. Батырай бил чванливых старшин и богатеев точным словом, язвительной насмешкой. Он утверждал, что жизнь борца, жизнь человека, посмевшего восстать против царских законов, коротка и трагична. Об этом он написал блистательно, образно:

Кремневку точит ржа,
Конь хороший в западне,
А прославленный храбрец
Сослан в царскую Сибирь!

Удивителен сам по себе факт, что не приобщенный к мировой культуре, простой горец, всю жизнь носивший на одном плече соху, на другом — свою бедность, мог так искусно и так естественно отчеканить стих, соблюдая в нем дисциплину, присущую высокообразованным и многогранным людям. Доказательство этому — стихи Батырая о любви.
Наш известный критик Камиль Султанов очень тонко подметил эту художественную грамотность поэта. В истории дагестанской поэзии трудно найти другого поэта, который пользовался бы арсеналом художественных сравнений так свободно и мудро, с таким же блеском, как Батырай. Откройте томик Батырая, любое его стихотворение вас убедит в правильности этой мысли.

Если выйдешь ты за дверь,
Точно солнце из морей, —
Как над морем камыши,
Тело вздрогнет у меня.
Если выглянешь в окно,
Как луна в просветы гор,
Точно птица в камышах,
Взор трепещет у меня.

Я ношу в груди огонь,
Гибель сеющий в лесах.
Но когда, не знаю сам,
Он испепелит меня?
Разрушительницу гор,
Бурю я ношу в глазах,
Но когда, не знаю сам,
В прах сметет она меня?

Так осматриваю я
Каплю каждую с небес,
Может, упадет с дождем
Талисман моей любви,
Так считаю по весне
Каждый стебель на полях,
Может, выйдет из земли
Фиолетовый цветок.

Здесь мы будто слышим добрый и ласковый голос человека, который обращается к явлениям природы, как к детям своим. Вот посмотрите, с помощью каких точных запоминающихся и зримых художественных деталей, сравнений Батырай создает образ Аминат, образ своей возлюбленной, и как он нежно к ней обращается:

Солнце юное мое,
Глянь в окошко хоть разок,
Чтоб согреть своим огнем
Неодетых бедняков.
Двухнедельная луна,
Выйди из дому хоть раз,
Чтоб зажечь глаза слепых,
Точно звезды подо лбом.

Пусть у храброго отца
Не родится робкий сын,
Ибо должен будет он
Дать отпор врагам отца.
Пусть у робкого отца
Не родится храбрый сын,
Ибо должен будет он
Разделить позор отца.

От рожденья ты — герой,
Друг отважный храбрецов,
И взрастил тебя отец
Всем трусливым на беду.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Жизнь и творчество омарла батырая Жизнь и творчество.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Жизнь и творчество омарла батырая Жизнь и творчество.

Жизнь и творчество
омарла батырая
Жизнь и творчество
омарла батырая
(1820 – 1900).

Жизнь (1820 – 1900) Омарла Батырай – классик даргинской поэзии – родился в.

Омарла (в переводе с ДАРГИНСКОГО языка - сын Омара) Батырай родился в селении.

Омарла (в переводе с ДАРГИНСКОГО языка - сын Омара) Батырай родился в селении Урахи Даргинского округа (ныне Сергокалинский район Республики Дагестан), по национальности даргинец

РАННИЕ ГОДЫ БАТЫРАЯ! О раннем де.


РАННИЕ ГОДЫ БАТЫРАЯ!
О раннем детстве Батырая мало что известно. Вероятно, это было, типичное детство крестьянского мальчика из горного аула. Современники поэта утверждают, что Батырай был неграмотен. Мать поэта Шамай хорошо знала народные песни и искусно исполняла их. Она не только пела, но и рассказывала детям сказки, стараясь привить им любовь к музыке.
Маленький Батырай запоминал напевы, а затем повторял их на своем чунгуре (струнный музыкальный инструмент). Как поэт Батырай сформировался в начале сороковых годов 19-го века.

Творчество Творчество О.Батырая принято делить.

Пусть у храброго отца Не родится робкий сын, Ибо должен будет он Дать отпор в.

Пусть у храброго отца
Не родится робкий сын,
Ибо должен будет он
Дать отпор врагам отца.

Пусть у робкого отца
Не родится храбрый сын,
Ибо должен будет он
Разделить позор отца.

Память Расул Гамзатов посвятил Батыра.

Память
Расул Гамзатов посвятил Батыраю одно из своих стихотворений:
У поэтов нет могил,
Если их стихи живут
У народа на устах.
Вот Омарла Батырай
Создал памятник себе,
О котором лишь мечтать
Может истинный поэт
В сентябре 1961 года в городе Избербаш был открыт Государственный даргинский театр, которому было присвоено имя Омарла Батырая.
Одна из центральных улиц в Махачкале названа именем поэта.

 Даргинский музыкально-драматический.

Даргинский музыкально-драматический театр
им. Омарла Батырая в Избербаше.

Омарла Батырай. Кто в Дагестане не знает это славное имя! Великий даргинский поэт, творивший во второй половине XIX века, который отразил в своих песнях жизнь народа. Его песни, чистые, кристальные, как горный родник, ясные и в то же время сложные, были близки и понятны всем простым горцам, утоляли их жажду прекрасного.


Горец, мужественный человек, Батырай прославлял храбрость, молодецкую удаль, человека труда, глубоко и проникновенно он пел о любви, а точнее, о своей возлюбленной. Его песни, эмоциональные, проникновенные, и сегодня волнуют сердца горцев. Но, наверное, не все знают, что первым человеком, привившим Батыраю любовь к песням, к народному творчеству, была его мать Шамай. Именно она помогла ему выйти на дорогу поэзии.

Властьимущие селения Урахи не любили Батырая за его независимый характер, за его чуллан чугур, особенно за его любовные песни. Ему запрещали петь. За каждую спетую песню штрафовали или вынуждали покинуть село.

Сам он шутливо сетовал по этому поводу:

Мне б штрафных быков иметь
Больше, нежели волос,
Чтоб старшинам Урахи
Каждый день давать троих.

Романтическая история любви Батырая и Аминат по-разному освещается исследователями литературы. Мы же приводим только то событие, которое действительно произошло и которое в какой-то степени определило дальнейшую судьбу молодых влюбленных.
Четырнадцатилетняя Аминат болью и радостью вошла в жизнь Батырая с первой же встречи. Всем сердцем, раз и навсегда полюбил он юную красавицу. И полились песни

Телеграфный столб в пути -
Гордо поднятый твой стан.
Ослепительны глаза,

Как фарфоровый стакан.
Брови, точно в два ряда,
Вдоль стаканов провода.

Я ношу в груди огонь,
Гибель сеющий в лесах,
Но когда, не знаю сам,
Он испепелит меня.

Разрушительницу гор -
Бурю - я ношу в глазах,
Но когда, не знаю сам,
В прах сметет она меня.

Говорят, что эта песня была самой любимой песней Аминат: в ней она услышала его желание и готовность любить ее до конца своей жизни.Батырай успокоился после согласия Аминат выйти за него замуж и позволения украсть ее.

Молодой поэт внимательно следил за домом своей возлюбленной, выжидая удобный момент, чтобы похитить ее. И он наконец настал. В полдень, когда Аминат пошла с подругой за водой, Батыраю удалось свершить задуманное.

В песнях Батырая женщина - самое красивое и доброе существо на земле, поэтому она достойна счастья и любви. Нам трудно понять, какой смелостью были в то время светлые и вдохновенные песни Батырая о горянке; ведь они являлись своеобразным вызовом обществу, лицемерным ревнителям адатов, которые проповедовали пренебрежительное отношение к женщине.

Сказывают, что при рождении первой внучки, дочери сына Умалата, Батырай, взяв на руки девочку, сказал прекрасные слова своей родне, которые переживали, что родилась девочка (рождение девочки в те времена горцы принимали, как несчастье, как немилость судьбы).

Кто на лоб ее взглянет,
покачнется.
Кто в глаза ее глянет, -
ниц упадет.

Батырай не хотел жить по канонам мракобесия. Он шел своей дорогой и пел о том, о чем пела его душа. Пел о своей возлюбленной.

Омарла Батырай – классик даргинской поэзии – родился в селении Урахи в крестьянской семье. Родители поэта Омар и Шамай были музыкально и поэтически одаренными людьми. Именно они пробудили в нем творческую фантазию, любовь к искусству. В то же время поэт учился у народа, жадно вбирая все крупинки народных талантов.

Вскоре верхушка аула выслала его из с.Урахи, и поэт вместе с семьей вынужден был переселиться в хутор Ая-Махи. Здесь он в 1900 г. умер в бедности.

В любовной лирике поэт воспевает свободную, чистую, земную, человеческую любовь, красоту, искренность, нежность горянки, показывает её горькую, бесправную судьбу. В песнях Батырая она непокорна, она борется за свободу чувств, личности. Все симпатии лирического героя, т.е. поэта, на стороне горянки. Батырай тем самым объявляет войну устаревшим обычаям.

Когда дагестанские народы проливали кровь за свою независимость в борьбе с царским самодержавием, его колониальной политикой, Батырай обратился к теме героики, связывая её с современными ему событиями. В этом цикле стихов поэт создает образ храбреца, вобравшего в себя свободолюбивые идеалы народа. Храбрец в его песнях борется не только за интересы своего народа, он борется против врагов всего Дагестана, за счастье всех угнетенных. Вступая в конфликт с господствующим классом и царским самодержавием, герой его песен гибнет или сослан в Сибирь.

В песнях на тему труда и быта, народной жизни Батырай правдиво показывает безграничную энергию и трудолюбие своего народа, ясный ум, мужество и стойкость простого труженика, наделенного тонкой душой и глубоким чувством красоты. Поэт не ограничивается изображением крестьянского быта, рассказом о тяжелом положении крестьянства в обществе. В его творчестве впервые отражаются идеология крестьянства.

О. Батырай внес большой вклад и в формирование художественно- поэтического языка даргинцев. Его поэтическая речь вошла в общелитературный фонд и безусловно содействовала становлению и развитию даргинского литературного языка.

Поэзия Батырая нашла живой отклик не только в сердцах даргинцев. Благодаря великолепным переводам Э. Капиева она стала достоянием самого широкого круга почитателей художественного таланта поэта. Она любима аварцами, лезгинами, кумыками, лакцами, она восхищает и русского читателя.

Чародеем слова, духовным солнцем своего народа назвал Омарла Батырая Расул Гамзатов.

Читайте также: