Живопись владимиро суздальского княжества кратко

Обновлено: 05.07.2024

На Северо-Востоке древнерусского государства расположена земля, которая издавна прозывалась Залесской.

Во времена массовой христианизации Руси здесь строилось много церквей, которые все были сделаны из дерева. Так, Лаврентьевская летопись под 1096-ым годом упоминает о целом ряде деревянных храмов, среди которых наиболее значимыми были: церковь Дмитриевского монастыря в Суздале, церковь Спаса в Муроме и сгоревшая в XII веке церковь Богородицы в Ростове. Это свидетельствует о том, что на заре становления Владимиро-Суздальского княжества на его территории имели вероятность сосуществовать как эманационного, так и имманационного качества христианские культовые здания, возведенные из дерева. Кроме того, вплоть до XI века такие города Залесья, как Ростов и Суздаль представляли собой крупные очаги язычества. Здесь на площадях, практически рядом с православными церквями, стояли дохристианские памятники зодчества, а некоторые суздальские урочища до нашего времени сохранили свои культово языческие наименования.

На рубеже XI-XII столетий на Северо-Восточных землях Руси начинается постройка первых каменных храмов — Успенского в Ростове и Богородице-Рождественского в Суздале. Печерский патерик свидетельствует, что эти церкви были возведены по подобию Успенского собора Киево¬Печерского монастыря. Современные археологические раскопы, действительно, выявили шестистолпную основу данных храмов и их построение из плинфы в технике кладки со скрытым рядом. Однако поскольку Печерская церковь была создана на основе модификации стольного Софийского храма, то позволительно утверждать, что зачин Залесскому каменному зодчеству положили эманационного толка патрицы, матрицей для которых послужили план и архитектурные объемы собора Святой Софии Киевской.

В конце 1150-х годов архитектурная ситуация во Владимиро-Суздальском княжестве опять изменилась. В помощь к уже имеющимся здесь мастерам были приглашены западноевропейские специалисты по возведению культовых зданий из Южной Германии и Северной Италии (имеются свидетельства, что в Залесье их прислал император Фридрих Барбаросса). Таким образом, к началу 60-х годов XII века на Северо-Восточной земле Руси сложилась строительная организация, в которой над проблемами строительства преимущественно диктатных храмов одновременно работали западноевропейские, галицкие и местные архитекторы. Именно силами этого международного союза мастеров были созданы такие произведения приоритетно эманационного зодчества, как Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и собор Рождества Богородицы в Боголюбово. По композиционным и конструктивным основам своим данные храмы представляли не что иное, как патрицы с матрицы Софии Киевской, но при всем том они были построены из блоков белого камня и снабжены типично романскими архитектурными деталями: украшенные резьбой перспективные порталы, тонкие колонки на наружных пилястрах, аркатурно-колончатый пояс, проходящий по фасадам и апсидам, резанные в камне фасадные композиции и пр.

Практически в те же времена на территории Владимиро-Суздальского княжества начала свою деятельность командированная из Киева строительная артель, работавшая в технике кирпично-плинфяной кладки. Ей было создано несколько преимущественно диктатного характера сооружений, в число которых входили собор Княгинина монастыря во Владимире и собор Спасского монастыря в Ярославле.

Таким образом, в период, непосредственно предшествующий татаро-монгольскому нашествию на Русь, в границах Залесской земли одновременно создавались православные храмы, и успешно визуализировавшие тенденцию обесконечивания конечного, и наглядно представлявшие тенденцию оконечивания бесконечного.

Своеобразие владимиро-суздальской храмовой архитектуры периода Андрея Боголюбского

Успенский собор во Владимире является наиболее крупным преимущественно эманационного характера храмом, возведенным на территории Владимиро-Суздальского княжества в течение XII-XIII веков. В строительстве собора можно выделить два этапа. Один из них занимает время от закладки сооружения до случившегося во Владимире в 1185-ом году грандиозного городского пожара, в огне которого собор весьма сильно пострадал. Начало другому этапу бытия Успенского собора положило решение церковных и городских властей о восстановлении главного храма Северо-Восточной земли русской, в итоге приведшее к капитальной перестройке большинства архитектурных объемов здания.

Во владимирском Успенском соборе была кристаллизована достаточно развитая система убранства фасадов, в полной мере характеризующая культовую архитектуру Владимиро-Суздальского княжества XII века преимущественно эманационного содержания.

Во-вторых, это вертикальные членения — сложные уступчатые лопатки с чередующимися прямоугольными или закругленными уступами, украшенные приставленными к ним тонкими полуколонками, капители которых поддерживают водометы, лежащие между закомарами.

В-третьих, это перспективные порталы с чередующимися прямоугольными или закругленными профилями, включающими полуколонки с капителями и базами.

В-четвертых, это профилировка наружных откосов окон, повторяющая в упрощенной форме чередование профилей в порталах.

В-пятых, это обработка апсид тонкими полуколонками, одни из которых опираются на цоколь, а другие подобны колонкам аркатурного пояса.

В-шестых, это членение барабанов несущими арочками с полуколонками, число которых вдвое превышает число окон, и венчающие эти барабаны карнизы из рядов бегунца, поребрика и полукружий, охватывающих основание купола.
В-седьмых, это скульптурные композиции на уровне окон и в полях закомар.

Церковь Покрова Богородицы (1165) поныне стоит далеко за городской чертой на берегу близ слияния реки Нерли с Клязьмой, поднятая над их водами на искусственном, облицованном белым камнем холме. Изначально она призвана была обеспечивать религиозно эманационное общение Бога с местным людом, издалека пришедшим к храму, а также встречать различного рода гостей Залесья, плывущих по Нерли и Клязьме к Боголюбову и Владимиру.

Специфика владимиро-суздальских храмов периода Всеволода III и его сыновей

Успенский собор (1185-1189) во Владимире в его перестроенном после пожара 1185-ого года облике получил большего размера алтарную часть и был расширен с трех сторон за счет двухэтажных галерей. На углах новой постройки были возведены четыре главы, образовавшие вместе центральным куполом, оставшимся от первоначального собора, пятиглавую композицию.

В связи с обстройкой галереями изначального храмового ядра резко ослабилось освещение нижней части собора и, как следствие, изменилась эманационная композиция интерьера: его диктатная насыщенность стала намного более действенной. Внутренние помещения нынешнего Успенского собора весьма бережно, но умело и споро настраивают души находящихся в них верующих на восприятие и освоение божественной Благодати.

Что же касается внешнего облика храма, то, распространившись вширь, собор тем самым расширил и область своего диктатного воздействия. Теперь основное внимание было уделено крупным формам здания, видимым издалека: двум ярусам закомар, пяти куполам и увеличенным объемам апсид. Это во много раз усилило эманационные потенции Успенского собора в городском ансамбле. Видоизменившись, храм получил возможность распространять божественное благо-слово-воление в сердца не только вблизи общающихся с ним людей, но и людей, находящихся на очень значительном удалении от собора. Недаром для лучшей обозримости с дальних точек колончатый пояс южного фасада здания — этот один из наиболее важных в эманационном отношении архитектурных элементов храма — при перестройке был рельефно выделен и живописно расцвечен, что значительно усилило его художественную выразительность.

Собор Святого Димитрия Солунского (1194-1197) — это сугубо городской храм, который был сооружен в центре Владимира вместе с дворцовыми постройками и отделен от города возведенными одновременно с ним стенами детинца, окружавшими княжескую и епископскую резиденции. Изначально собор ориентирован был на участие в торжественных и пышных литургических церемониалах, и его эманационно диктатное содержание предназначалось для пособничества в религиозно душевном обращении благо-слово-воления Бога одновременно к большому количеству православных верующих. При этом местоположение храма среди связанных с ним дворцовых построек было таково, что стимулировало людей религиозно соотноситься с ним на весьма близком расстоянии.

Как Покровская церковь, так и Дмитриевский собор — это четырехстолпные, трехапсидные, одноглавые, покрытые по закомарам культовые здания с хорами в западной части и охватывающими их с трех сторон низкими пристройками. Одинаковы в этих зданиях вертикальные и горизонтальные членения фасадов, а также обработка оконных проемов, барабанов и апсид.

Действенным средством усиления эманационной торжественности в Дмитриевском соборе служил характер размещения стеновых барельефов. В отличие от достаточно скромного резного убранства Покровской церкви, каменные барельефы Дмитриевского собора, сплошь заполнявшие верхние части храмовых стен — от простенков барабана до аркатурного пояса — издали выглядели как своеобразная вязкая фактура стеновых поверхностей, значительно успокаивающая темп божественно диктатной эманации. К тому же большинство резных камней, украшавших храм, расположено было протяженными поясами в соответствии с рядами кладки, что усиливало горизонтальную составляющую архитектурной композиции собора и, тем самым, монументализировало его приоритетно эманационный облик.

Собор Святого Георгия (1230-1234), возведенный в Залесском городе Юрьеве-Польском, в своем изначальном облике сохранился примерно до половины высоты стен (и то не на всем протяжении), будучи после обрушения, случившегося с ним в первой половине XV века, в 1471-ом году полностью перестроен в верхней части.

План Георгиевского собора имеет в основе почти точный квадрат (10,3 х 10,8 м — внутри) с сильно выступающими к востоку тремя алтарными апсидами. С трех сторон к зданию примыкают открытые внутрь притворы; из них западный больше по площади и высоте, чем боковые. В торцевых фасадах притворов помещаются перспективные порталы.

Вообще в Юрьеве-Польском соборе количество резных камней на фасадных стенах превышает всякую меру. Фактически у храма нет ни одного архитектурного объема, который не был бы украшен каменной резьбой. При этом великое множество отдельных антропоморфных и зооморфных фигур, а также многочисленные сюжетные композиции выполнены, как в Дмитриевском соборе Владимира, рельефом на отдельных плитах, вставленных затем на место.

После смерти Мстислава Великого Киевское княжество стало раздробленным, одним из образований стало Владимиро-Суздальское княжество. В нем активно развивались зодчество и живопись. Было построено множество храмов. Особое распространение получила иконопись. В живописи просматривались традиции Византийского искусства. Особенно это видно в иконе Владимирской Богоматери. Популярно было и декоративно-прикладное искусство, о чем свидетельствуют росписи в храмах золотом.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Вы здесь: Home Мировая художественная культура Русское изобразительное искусство и архитектура Искусство Древней Руси Искусство Владимиро-Суздальского княжества

  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1
  • Ошибка при загрузке компонента: com_content, 1

Искусство Владимиро-Суздальского княжества оказало огромное влияние на культуру формирующейся Москвы. Но на самом пике своего расцвета оно было прервано вторжением Батыя.

В результате нашествия погибла значительная часть населения Руси. Киев, Владимир-на-Клязьме, Галич, Владимир-Волынский, Чернигов, Переяславль, Рязань и многие другие города были разрушены. Развитая городская культура Древней Руси понесла значительный урон.

Немного истории

В 1132 г. умер последний могущественный киевский князь Мстистав Великий. Именно эта дата стала началом распада Киевского государства. Эпоху XII-XVI вв. называют удельным периодом или феодальной раздробленностью.
Княжества Владимиро-Суздальское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Смоленское, Галицко-Волынское, Киевское, Переслав-Муромское, Черниговское, Тмутараканское, Рязанское, а также Новгородская и Псковская республики – вот во что превратилась могущественная Киевская держава. Это были миры, обособленные в своих эгоистических принципах, но в то же время связанные русским национальным сознанием. Каждое из княжеств оставило свой след в искусстве, но политическое и культурное первенство принадлежало всё-таки Владимиро-Суздальскому княжеству.
Отдалённым следствием распада Киевской Руси стало формирование современных народов: белорусов, русских и украинцев.
Формально Киевская Русь существовала до монголо-татарского нашествия (1237-1240), а Киев продолжал считаться главным городом.

Искусство

Зодчество, живопись и ваяние представлены во Владимиро-Суздальском княжестве во всё своём великолепии. За столетие это искусство прошло путь от суровой простоты ранних храмов (церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском) до утонченно-изысканного изящества Георгиевского собора в Юрьеве.

Зодчество

Церковь Бориса и Глеба (Кидекша)

Это один из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси, наиболее ранняя белокаменная постройка Северо-восточной Руси. Построена в правление Юрия Долгорукого, датируется 1152 г. В настоящее время здесь музей. Ки́декша – село в Суздальском районе Владимирской области.
Церковь Бориса и Глеба одноглавая, четырёхстолпная, трехапсидная. Сложена из тщательно отёсанных и положенных почти насухо квадров качественного белого камня.

Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский)

Заложен Юрием Долгоруким в 1152 г. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157 г. В настоящее время здесь расположен филиал городского музея-заповедника. Это одноглавый крестово-купольный четырёхстолпный трёхапсидный храм. Толщина стен: от 1 м 30 см до 1 м. Высота храма в древности составляла около 22 м.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Интерьер собора
Как известно, город Владимир назван в честь его основателя, Владимира Мономаха. Сын Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский – перенёс сюда свою резиденцию.
Андрей Боголюбский – государственный деятель, полководец и дипломат.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Успенский собор (Владимир)

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Храм Покрова на Нерли (Боголюбово)

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Существует легенда, что князь Андрей построил этот храм после кончины любимого сына Изяслава – в память о нём. Храм стоит, словно свеча, отражаясь в воде, сверкая ослепительной белизной.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 г. основал здесь загородную резиденцию. В этой резиденции он воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Это был настоящий замок-крепость, включавший собор, переходы из него в княжеский терем и т.д. Помимо храмов, ансамбль включал 2-этажный каменный дворец и каменный киворий (навес над престолом, поддерживаемый колоннами).
Князь Андрей был убит в этом замке боярами в результате заговора. Во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Золотые ворота (Владимир)

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Золотые ворота со стороны Козлова вала
Золотые ворота не имели аналогов в средневековой Европе.

Дмитриевский собор (Владимир)

В 1194-1197 гг., в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества, великий князь владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо построил собор в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). Собор являет собой канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 г. включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор той же конструкции, что и церковь Покрова на Нерли, но отличный от него тем, что не устремлен ввысь, а торжественно, спокойно и величаво стоит на земле. От его образа веет не легкостью и изяществом, а эпической силой.
Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм много раз горел и подвергался разграблениям. В результате реставрации 1837-1839 гг. по распоряжению Николая I храм лишился интереснейших частей — лестничных башен и галерей.
В настоящее время действует как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.
Особенностью Дмитриевского собора является его резьба. Мощный колончатый пояс делит фасады по горизонтали на две части, вся верхняя часть сплошь украшена резьбой. Украшение Дмитриевского собора скорее всего дело рук русских зодчих и резчиков.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

При князе Юрии Всеволодовиче был построен собор Рождества Богородицы в Суздале (1122-1125), верхняя его часть перестроена в XVI в. Это шестистолпный, с тремя притворами и поначалу с тремя главами собор. Одной из последних построек домонгольской поры был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (Владимирская область) в честь св. Георгия (1230–1234).

Сооружён князем Святославом Всеволодовичем. Представлял собой кубический храм с тремя притворами (перестроен в XV в.).

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Покрытый сверху донизу узором резьбы, храм действительно напоминает какую-то затейливую шкатулку. Здесь отражены и религиозная, и политическая тематики, и сказочные сюжеты, и воинская тема.

Живопись

О монументальной живописи Владимиро-Суздальской школы можно судить по сохранившимся фрагментам сцены Страшного суда Дмитриевского собора, росписи которого, по мнению исследователей, исполняли как русские, так и византийские мастера.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Фреска из Дмитриевского собора Владимира (северная часть свода). Изображены апостолы: Павел, Матфей, Марк, Симон, Яков, Фома

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Центральная апсида с иконой Дмитрия Солунского, купольным крестом и ковчежцем-мощевиком
Икон XII-XIII вв. Владимиро-Суздальского княжества сохранилось немного, но среди них есть настоящие шедевры иконописи.

Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Владимирская Богоматерь

Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Ярославль. 193.2 × 120.5 см. Первая треть XIII в. Государственная Третьяковская Галерея (Москва)
На иконе – изображение могучей, но любящей и сострадающей людям Заступницы всего человечества.

Декоративно-прикладное искусство

Покров на Нерли

Искусство Владимиро-Суздальской Руси

5 лет ago Enottt Комментарии к записи Искусство Владимиро-Суздальской Руси отключены

Владимир – третий крупный культурный центр домонгольской эпохи после Новгорода и Киева. Третий, потому что он заявил о себе позже этих городов, а, во-вторых, это молодой и новый город. Возвышение владимиро-суздальской земли началось во второй четверти 12 века (1125-1150 гг.), и было это связано с падением авторитета Киева как центра Древней Руси. Возвышению Владимиро-Суздальской земли способствовали именно киевские князья, прежде всего Юрий Долгорукий. Именно с ним связано основание двух маленьких крепостей: Вологда и Москва. Еще один город, основанный Юрием, это Переславль-Залесский. Приставка важна: люди, приходившие с юга, приносили на Север свои топонимы – отсюда названия рек, городов. И в этом городе князь построил и крепость, и княжеский двор. До сих пор сохранились остатки земляных валов, бывших частью крепости. Сохранилась территория бывшего княжеского двора: там стоит самый древний храм Владимиро-Суздальской Руси – Спасо-Преображенский собор (1152), построенный по заказу Юрия Долгорукого. Он построен из природного известняка Плинфа, булыжник не использовали, делали только из известняка. Этот строительный материал добывался и теперь добывается на открытой земле, но ныне он используется для облицовки. Например, здание правительства ЯО облицовано известняком.

Особенности известняка:

  • во-первых, этот камень – результат моря, существовавшего тут много миллионов лет назад. Это органические останки тех живых существ, которые населяли это море.
  • во-вторых, при добыче он очень мягкий. Его очень просто добывать, и добыча не требует каких-то механизмов.
  • в-третьих, со временем он твердеет и становится очень прочным. И эту его особенность стали использовать строители, они использовали известняк для резьбы: делали на нем узоры, орнаменты. Храмы Владимиро-Суздальской Руси богато украшены наружной белокаменной резьбой.

Считается, что храм в Переславле строили черниговские мастера, уже имевшие тогда опыт строительства и овладевшие сложными формами строительства христианского храма. Уже целенаправленно возвысить эту территорию решил сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский. Юрий тут бывал наездами, а Андрей целенаправленно обустраивал, возвышал эту землю, и практически с нуля создал Владимир. С 1160-х годов князь Андрей Юрьевич ведет очень большое, массивное строительство во Владимире. Строительство это он мог осуществлять только силами южнорусского населения, которое он мог привлекать. Он привлекал крестьян, ремесленников большими налоговыми льготами. Отсюда за князем Андреем потянулось население из южной Руси, владимирская земля – северная граница чернозема, там самые плодородные земли. Земля та же, леса – строительного материала – много, налоговые льготы, княжеская защита привлекали людей. С чего начал Андрей? Он начал со строительства укреплений во Владимире, с широкомасштабного строительства крепости. Город тем и отличается от сельского поселения, что там есть крепость, что он огорожен. Это огромные валы, на которых стояла деревянная крепость. В значимых, узловых местах стояли каменные башни, которые играли также роль парадных ворот города. И вот во Владимире мы имеем первый случай, когда одна из этих каменных башен сохранилась. Это так называемые Золотые ворота.

Было несколько ворот: золотые, серебряные, водяные, но сохранились только Золотые ворота. Что из себя представляют Золотые ворота? Это белокаменная башня, внизу которой проходит высокая арка-проезд, наверху она увенчана церковью. Посвящена она положению Ризы Богоматери. Посвящение очень важное и закономерное. Башня была предназначена не только для укрепления валов и стен, даже внутренняя конструкция арки была предназначена для защиты от врагов, даже если они ломают ворота и входят в крепость. Конечно, сломать каменную крепость в домонгольскую эпоху было тяжело, но и такой вариант учитывался.

Почему эта башня с надвратным храмом называется Золотые ворота? В названии совершенно очевидно подчеркнуть приверженность Владимира Киеву. Но не только. На название повлияло и то, что глава надвратной церкви тоже была позолочена, это был своеобразный маяк на всю округу. Золотом были украшены и сами створы ворот, и они тоже сияли, блистали на солнце. Золото тут реально присутствует. Кремль Владимира расположен на естественном природном возвышении, на высоком, почти вертикальном, плато, и на его территории Андрей построил Успенский собор и княжескую резиденцию.

Успенский собор Владимира – главный храм новой столицы. И здесь обратим внимание на посвящение храма, почему он посвящен Успению Богоматери. И тут мы обращаемся к событиям еще 9 века о крещении Аскольда и Дира. В представлении восточно-православных христиан в событиях, когда сами природные силы вмешались и нанесли поражение врагам, тут божий промысел, промысел Богоматери. И с тех пор образ богоматери стал градозащитным. Теперь мы обращаемся к надвратному храму, посвященному ризе богородицы. Это тоже неслучайно, потому что образ ризы богородицы градозащитный. Праздник Успения имел такую же функцию.

1164 – в битве на Нерли, под Владимиром, с волжскими булгарами, князь Андрей Боголюбский выиграл, но потерял сына, и построил белокаменный храм Покрова Богородицы, храм Покрова на Нерли. Посвящение храма было выбрано, исходя из общей политики Андрея, в связи с амбициозными, конкретными и достигнутыми целями. Князь Андрей прилагал усилия, чтобы возвысить территорию Владимиро-Суздальской Руси. И ему было важно объединить эту территорию княжеской властью и понятными и близкими всем религиозными культами. И в этом смысле надо сказать, что Андрей Боголюбский – один из самых выдающихся политиков Руси. Таких людей, как он, мало: деяния Боголюбского надолго пережили его самого и его эпоху.

До этого храма (Покрова на Нерли) не было на Руси храмов с таким посвящением. При князе Андрее была использована старая Византийская легенда о покрове Богородицы, про юродивого, которому было видение Богородицы. И Андрей сделал праздник в честь этой легенды. И, соответственно, была создана своя церковная служба для этого праздника, появились иконы с изображениями этого праздника. Праздник этот установили осенью, 14 октября, и он стал необычайно популярен в народе.

В селе Боголюбове под Владимиром князь Андрей создал загородную резиденцию, практически маленький княжеский городок. Это первый случай, когда князь отстроил резиденцию для своих нужд. И единственное место, которое дошло до нас от этой резиденции, — это лествичная башня, где его убили.

Территория Владимиро-Суздальской Руси оказалась государствообразующей. Богоматерь Владимирская является единственным памятником в нашей истории, который повлиял на все стороны жизни русского общества:

на искусство. Нет другого архитектурного сооружения, картины, скульптурного изображения, которое также повлияло бы на все стороны жизни общества. Культ иконы Владимирской богоматери повлиял на живопись: с нее писали много копий.

на политические представления Руси. В 12 в. культ иконы уже создан и распространен, принят. Ни тогда, ни в 13 в. на Руси не было образов, которые были бы сравнимы по популярности с иконой. И, когда в 14 в. на Русь двинулось войско Тамерлана (1395), икону перевезли в Москву и молятся ей о защите Руси. Русские войска и войска Тамерлана сошлись, и вдруг Тамерлан ушел из Москвы без боя. И после этого икона становится защитницей Москвы и остается в Москве. 1480 – на Русь идет Ахмат, чтобы восстановить зависимость Руси. И опять бескровная победа.

икона – политический символ Руси. В 16 веке первого русского царя Ивана (1547) венчают на царство перед иконой. С той поры всех русских царей, а позднее и императоров венчают на царство перед иконой. 1589 – поставление первого патриарха на Русь перед иконой Владимирской Богоматери. И следующее поставление также будет перед иконой Владимирской Богоматери, и все следующие поставления тоже будут перед ней.

Андрей погиб в 1173, сохранилось описание его гибели, драматичное и эмоциональное. После него владимирский престол занял Всеволод Большое Гнездо. Он сын Юрия Долгорукова и греческой принцессы, до 10 лет воспитывался в Византии, знал греческий язык, имел сильное войско и большой авторитет. Он был прозван Большое Гнездо, т.к. имел 12 сыновей и неизвестно сколько дочерей. Он был заказчиком Дмитриевского собора во Владимире. Храм Посвящен воину-мученику Дмитрию Солунскому. В летописях говорится, что Всеволод уже не привлекал строителей из разных земель, но Дмитриевский собор, скорее всего, создан западноевропейскими мастерами. Это удивительная постройка, созданная на основе очень глубокого знания традиций каменного зодчества. Фантастические орнаменты покрывают этот храм. Там много изображений святых, растительных орнаментов, изображений всадников, львов, грифонов, фантастических животных, изображение царя Давида на престоле, необычно изображение сюжета вознесения Александра Македонского, еще изображен сам Всеволод, сидящий на престоле с младенцем на руках. Что необычно и замечательно? Белокаменный декор создавался не после строительства храма, а до. Были отдельные блоки белого камня, и на них вырезалось то, что потом стало на наружном фасаде храма. Сохранились фрески этого Собора (конец 12 – начало 13 века), их создавали греки, на них сохранилась композиция Страшного суда.

Несмотря на то, что от 13 века памятников сохранилось мало, именно в 13-14 веках на Руси шел важный процесс — процесс создания национальной формы интерьера храма, который стал иконостасом . Как он шел, мы не знаем, мы имеем готовые формы. Но это выдающиеся произведения: иконостасов нет ни в католических, ни в протестантских храмах. Тогда сложилась особая, русская форма интерьера храма.

Читайте также: