Живопись средневековой руси кратко

Обновлено: 30.06.2024

Древнерусская живопись – изобразительное искусство Древней Руси (IX-XIII вв.). До реформ Петра I иконопись оставалась основной составляющей живописи Руси. Основными видами живописи на Руси были:

  • иконы;
  • фрески;
  • мозаики;
  • книжные миниатюры.

Живопись Руси в X-XII веках

Иконопись получила развитие на Руси с принятием христианства в 988 г. В первом каменном храме – Десятинной церкви – внутренняя роспись была выполнена мастерами, приглашенными из Византии. Скорее всего, главные фрагменты росписи были выполнены мозаикой, а остальные части храма украшали фрески (роспись по сырой штукатурке).

Византия оказала большое влияние на развитие древнерусской иконописи.

В 1030-е гг. Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор. Храм был богато украшен росписями: в барабане центрального купола были помещены изображения 12 апостолов, на стенах – цикл евангельских событий, а на западной стене – портрет семьи Ярослава. Алтарь и главный купол были украшены мозаиками.

Большое значение для развития древнерусской иконописи имели росписи Успенского собора Киево-Печерского монастыря, которые были созданы византийскими художниками в 1073-1089 гг. Эти изображения стали образцом для последующих росписей и неоднократно повторялись, оказав большое влияние на древнерусскую иконопись. В монастыре была основана русская иконописная школа. До XIII в. византийских мастеров активно приглашали расписывать русские храмы – например, Софийский собор в Новгороде, Мирожский монастырь в Пскове, Георгиевская церковь в Старой Ладоге и др.

На русских иконах обычно изображали:

  • Христа;
  • Богоматерь;
  • апостолов;
  • святых.

Готовые работы на аналогичную тему

Кроме икон и храмовых росписей, древнерусская живопись также была представлена оформлением и иллюстрацией рукописей. Из XI в. до нас дошла только одна из иллюстрированных рукописей – напрестольное Евангелие Софийского собора в Новгороде, больше известное как Остромирово Евангелие. Оно украшено растительным орнаментом, крупными инициалами, тремя портретами евангелистов Иоанна, Луки и Марка – все эти особенности были характерны для византийской школы.

В древнерусском искусстве второй половины XI – XII в. формируется новый эстетический идеал аскетической строгости и эмоциональности образов. Образуются центры иконописи, как правило, при монастырях: такая школа существовала в Киево-Печерской Лавре.

Фресковые росписи получают распространение во многих города – Киев, Чернигов, Полоцк, Смоленск, Суздаль. В этот период были расписаны Успенский собор Киево-Печерской Лавры, Софийский собор в Новгороде, Михайловский собор в Киеве, соборы Юрьева и Антониева монастырей и др. В храмах появляются изображения первых русских святых, прежде всего, Бориса и Глеба. Роспись Софийского собора оказала большое влияние на традиции живописи северо-западной Руси: декорации, расположение сюжетов, монументальность и масштабность оставили след в культуре Новгорода до XV в. В 1120-1130-х гг. в нем уже действовало несколько художественных артелей, работавших при владычном и княжеском дворе, а также при монастырях.

Живопись Руси в XIII веке

Вывод

Итак, основной тематикой живописи на Руси была религиозная тема. Стиль создания фресок, мозаик, икон, книжных миниатюр формировался под мощным влиянием византийских традиций. В целом, за период существования Древнерусского государства, живопись достигла высокого уровня мастерства, что было результатом развития разных художественных школ в русских землях. Монголо-татарское нашествие на время приостановило это развитие, однако, восстановление началось уже в конце XIII в., что впоследствии приведет к большему прогрессу в живописи.

Для блогов - Информеры праздников, курсов валют на каждый день + лунный календарь ухода за растен.

Все браузеры интернета. .

Доброе субботнее утро всем! -А вы сегодня были счастливы? -Еще нет. -Тогда пото.

Лишь себе доверяю. и точка! .

Карусель Сыпятся снежные звезды Кружит зимы карусель Зацеловала шальная Нас озорница метел.

-Ссылки

-Рубрики

  • живопись (87)
  • зарубежные художники (41)
  • история и терминология (8)
  • русские художники (36)
  • каталог рубрик (10)
  • кулинария (244)
  • второе блюдо (56)
  • выпечка (86)
  • десерт (8)
  • заготовки (6)
  • кулинарные сайты (3)
  • кулинарные секреты (8)
  • мультиварка (4)
  • напитки (5)
  • первое блюдо (15)
  • полезные продукты (9)
  • соусы (3)
  • специи, приправы (2)
  • холодное блюдо (39)
  • литература (440)
  • аудиокниги (188)
  • зарубежная литература (11)
  • литературный каталог (105)
  • поэзия (99)
  • русская литература (19)
  • цитата (3)
  • электронная библиотека (9)
  • юмор (6)
  • миф или реальность (54)
  • cны и сноведения (4)
  • астрология (1)
  • гипотезы (10)
  • мистика (10)
  • мифы и легенды (16)
  • приметы (6)
  • тесты (1)
  • фантастика и фэнтази (2)
  • экзотерика (4)
  • музыка (73)
  • "Helloween" (26)
  • rock & metal (10)
  • классическая музыка (2)
  • музыкальные сайты (6)
  • популярная музыка (29)
  • наука и техника (141)
  • изобретения (6)
  • компьютер (51)
  • космос (16)
  • математика (2)
  • медицина (54)
  • философия (4)
  • энциклопедии и словари (3)
  • языкознание (6)
  • скульптура (8)
  • зарубежные скульпторы (7)
  • русские скульпторы (1)

-Метки

-Фотоальбом

ФАНТАСТИКА И ФЭНТАЗИ 14:48 11.12.2016 Фотографий: 73 КОСМОС 13:02 07.08.2016 Фотографий: 17 ГЕОРГ ЯКОБ ИОГАНН ВАН ОС 09:11 23.04.2016 Фотографий: 20

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика


Подобно тому, как искусство средневековой Франции или Германии при всей своей самобытности вливается в общее русло тогдашнего культурного развития Западной Европы, искусство средневековой Руси (которую принято называть Древней), тоже возникшее на национальной почве и питавшееся национальными источниками, тесно переплетается с другими замечательными художественными культурами, и прежде всего с византийской художественной системой.
Искусство Древней Руси — это искусство всего нашего народа с древнейших времен вплоть до великого перелома, нашедшего свое выражение в реформах Петра I.


vladimir-mother (470x700, 437Kb)

Владимирская богоматерь. Первая половина XII в. Государственная Третьяковская галерея.

Своими корнями древнерусское искусство уходит в те далекие времена, когда русский народ еще не знал христианства. Стремление народа к красоте проявилось очень рано, о чем свидетельствуют древнейшие изделия его рук, равно как и все наше замечательное народное творчество, на протяжении веков обновлявшее и развивавшее сюжетные и декоративные мотивы все той же седой отечественной старины.

Как и тогдашняя культура всех европейских стран, художественная культура Древней Руси основывалась в своем развитии на христианском вероучении. Христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. Однако христиане, получив положение государственной религии, забыли, о наивностях первоначального христианства с его демократически-революционным духом.

Самобытность древнерусского искусства ярко отражает те идеалы, что воодушевляли русский народ на его историческом пути. Русь приняла христианство от Византии — второго Рима. Как в первом Риме, так и во втором верховная власть воспользовалась христианством для подчинения народных масс, ибо, постепенно утрачивая свою революционную взрывчатую силу, оно проповедовало равенство только перед богом, смирение и обещало избавление от рабства и нищеты лишь в посмертной, потусторонней жизни на небе: догматы христианской церкви стали одновременно и политическими аксиомами. Так же воспользовались христианством и власть имущие на Руси.

И не прямая ли перекличка с творчеством этих мастеров, исполненных тех же тревог и надежд, что и весь тогдашний русский народ, в истинно вещих стихах Александра Блока?

О, я хочу безумно жить:
Все сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить.
Несбывшееся - воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его!
Он весь – дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!

С высокой правдой в душе жил русский народ в бурное и жестокое время, именуемое средневековьем. И так как этот народ издавна любил красоту и воплощал ее по-своему, он сумел излить свою душу в искусстве, славящем его светлую веру в добро.


bogomater (580x700, 661Kb)

Богоматерь. XIX в.


Первым, наиболее полно сохранившимся до наших дней, памятником древнерусской живописи стали комплекс мозаик и росписей храма Святой Софии в Киеве (XI в.). Система храмового декора здесь поражает своим единством, стройностью замысла и качеством исполнения. Образы крупномасштабны, движения фигур повторяются, напряженный ритм композиции замедлен, все это придает живописи Софийского собора убеждающую реальность.

oklad (600x700, 719Kb)

Богоматерь. Ткань, бисер, жемчуг, темпера, левкас, дерево XIX в. Фото В.В.Чистякова

В начале XIII века происходит расцвет русской живописи, возникают масштабные по значению стенописи в храмах, создаются иконы нового, монументального стиля. В результате татаро-монгольского нашествия (1234-1480 гг.) культурная жизнь замирает, но, несмотря на это уже во второй половине XIII столетия выявляются два основных центра иконописи - Новгород и Ростов. Появляются произведения с упрощенными приемами письма и преувеличенной тяжеловесностью форм, напряженными ликами. Здесь уже нет прежней гармонии, свойственной искусству домонгольского периода.

Первая половина XIV века ознаменована переносом митрополичьей кафедры из Владимира в Москву и возобновлением связей с Византией. В это столетие Феофаном Греком создается роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде (1378 г.). Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью и темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов.


raspyatie (572x700, 655Kb)

Распятие. Дерево., левкас, темпера. XIX в. Фото В.В.Чистякова

sergij (600x695, 554Kb)

Икона Сергия Радонежского. Литьё. XIX в. Россия. Фото В.В.Чистякова


Следующий, заключительный этап - живопись XVII века. Время перемен и смуты привнесло в живопись стремление освободиться от устаревших традиций, новые жанры и сюжеты. С другой стороны, в этот период появились попытки превратить традицию в догму. Известные мастера этого этапа — Назарий Истомин Савин, Симон Ушаков. С началом последовательной ориентации России на культуру Западной Европы в эпоху Петра I завершается основной этап истории древнерусского искусства.

Основным строительным материалом в древней Руси было дерево. Из него сооружали и простейшие избы-срубы, и крепости, и многоярусные и шатровые храмы. К сожалению, памятников деревянного зодчества не сохранилось. Об архитектуре древней Руси можно судить только по сохранившимся каменным постройкам.

Каменное строительство получило широкий размах после принятия христианства и роста городов. Оно опиралось на византийские традиции: широкое распространение получил крестово-купольный тип храма, использовались византийские рецепты изготовления кирпича-плинфы и приемы строительства.

Олицетворением красоты и мощи древнерусского государства был Киев – его столица. Уже остановившись перед главными воротами, ведущими в город, нельзя было не задуматься: если ворота таковы, то каков же сам город? Две параллельные стены из кирпича и камня, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной 25 м. Надвратная церковь Благовещения с позолоченным куполом венчала сооружение. Два массивные створки гигантских дверей были окованы позолоченной медью - видимо, это и определило их название – Золотые ворота. Золотые ворота, как и многие каменные сооружения Киева, сильно пострадали во время монгольского нашествия. Сейчас над их руинами возведен новодел – архитектурная реконструкция.

Прямая дорога от Золотых ворот вела к главному храму Киева – Софийскому собору (первая половина 11 в.). Его внешний облик в последующие времена претерпел значительные изменения, но и сегодня поражает необыкновенной красотой и величием. Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Пятинефный крестово-купольный храм увенчивают тринадцать ассиметрично расположенных куполов. Центральный купол символизирует Иисуса Христа, а остальные – его учеников-апостолов. В древности купола имели шлемовидную форму. Храм окружали открытые галереи (сейчас не сохранились). Стены собора были выстроены из красного плоского кирпича-плинфы и слоев серого гранита, чередующихся с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание цветов придавало зданию нарядный вид. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами. Величественны были и внутренние помещения собора, украшенные многочисленными фресками и мозаиками.

С 1045 по 1050 год по повелению новгородского князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, был построен Софийский собор в Новгороде. Новгородская София повторяла киевскую не только по своему имени, но и по масштабам. Однако новый храм оказался непохожим на своего предшественника. Он прекрасен по-своему.

Собор отличает соразмерность пропорций и практическая продуманность архитектурных решений. Подобно киевской Софии, новгородская представляет собой огромный расчлененный столбами пятинефный храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. При этом общая композиция здания, в отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих правильной формы камней. В 12 в. стены новгородской Софии были оштукатурены. Сложное завершение ранних киевских соборов заменено пятиглавием.

Новгородская София своими огромными размерами и высотой впечатляет даже современного человека, а для сред-невекового новгородца, жившего в избе, он воистину казался колоссом.

В середине 12 – начале 13 веков в крупный культурный центр превращается некогда окраинный Владимир-на-Клязьме. Зодчие здесь применяли в основном белый камень – местный известняк, стены зданий покрывали искусной резьбой. Главный храм – Успенский собор, был выстроен на возвышенности, господствующей над городом, его золотые купола были видны издали на лесных дорогах, ведших во Владимир. Первоначально трехнефный одноглавый, храм был перестроен после пожара и в 1189 г. и освящен заново. Его значительно расширили и сделали пятиглавым. Фасады здания богато украшены, купола далеко расставлены друг от друга. Сравнительно узкие, спрятанные в глубине стены окна подчеркивают стройность и высоту здания. Посередине наружных стен проходит широкая ажурная лента, состоящая из колонок, соединенных арками (аркатурно-колончатый пояс).

В пригороде Владимира на берегу реки Нерли стоит еще один шедевр древнерусской архитектуры – церковь Покрова Богородицы – гимн красоте и гармонии человека и природы. Он был построен в память о погибшем сыне князя Андрея Боголюбского близ княжеской резиденции – замка Боголюбово, среди заливных лугов на искусственном холме. Храм Покрова на Нерли сравнивают и с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, и с девушкой в подвенечном наряде, и с белым лебедем. Еще один памятник владимирской архитектуры – Дмитриевский собор - поражает воображение сочетанием совершенства форм и роскошью белокаменной резьбы.

Славу древнерусского искусства составляют не только памятники архитектуры, но и неразрывно связанные с ними мозаики, фресковая живопись, иконы.

Уникальным ансамблем монументального искусства являются мозаики и фрески Софии Киевской (11 в.). Их создателями были как византийские, так и местные мастера. Величественно и торжественно, спокойно и сдержанно взирают со сводов, стен, куполов, хоров и лестничных переходов изображения апостолов, евангелистов, святых. В их суровых строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее.

Самой известной мозаикой Софийского собора является Богоматерь Оранта (Молящаяся). Огромная фигура Богоматери в верхней части главной алтарной апсиды (в конхе) останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола.

В Софии Киевской сохранились не только религиозные, но и светские росписи, отражающие реальный мир человека. В западной части собора были два групповых портрета членов семьи Ярослава Мудрого: на одной фреске был изображен сам великий князь с сыновьями, несущими в руках макет Софийского собора (фрагмент этой фрески был реконструирован в 20 в.), а на другой –портрет дочерей Ярослава, смиренно ступающих со свечками в руках (это изображение частично сохранилось). Одухотворенные лица княжон индивидуализированы, тонкие губы плотно сжаты. Сохранились фрагменты фресок со сценами дворцовой жизни князей, их светских развлечений: охоты, представлений скоморохов, визита княгини Ольги в Константинополь и др.

В эпоху раздробленности формируется новгородская школа живописи, представленная главным образом иконами.

Лик Богоматери написан ровным оливково-зеленоватым тоном с вплавлением бледно-розоватых оттенков, которые придают образу теплоту человеческого лица. Лик Младенца, более светлый по тону, выписан мелкими и достаточно густыми мазками. Дева Мария и Ее Сын полны грусти и с тревогой прижимаются друг к другу. Иконный образ впечатляет жизненной одухотворенностью и натурной достоверностью живописи.

21. Искусство Великого Новгорода.

Культура Средневековая культура Новгородской Руси заметно отличалась от культуры ее соседей. Современная наука знает о ней много благодаря тому, что здесь, на севере, сохранилось гораздо больше памятников ушедшей эпохи. Археологи, лингвисты, этнографы и другие ученые продолжают с интересом изучать наследие, которое оставила после себя Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, помогли культуре города встать на один уровень с западными европейскими центрами. Некоторые исследователи даже утверждают, что Новгород является одной из северных колыбелей Возрождения. Жители республики были большими ценителями искусства. Об этом говорит огромное количество уникальных зданий. Большинство из них сохранилось благодаря тому, что сюда не добрались монголо-татарские орды. Регулярные нашествия степняков часто опустошали Владимирскую Русь, где приходилось заново перестраивать целые города. Во второй половине XIII века даже были забыты некоторые ремесла из-за гибели специалистов и мастеров. Летописи - это еще одно явление, которым отличается Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, привели к тому, что авторы хроник в своих документах не только описывали события, но и затрагивали темы быта жителей и внешнего облика города. Этого стиля не было у южных соседей.

Живопись Больше половины памятников средневековой русской живописи сохранила именно Новгородская Русь. Особенности развития края привлекали сюда талантливых художников из всех славянских областей. На берега Волхова они стремились ради свободы и спокойной жизни, которая позволила бы им плодотворно творить. Живопись Новгородской Руси даже превосходила западную. В Европе соборы в готическом и романском стилях почти не украшались фресками. В новгородских храмах сохранилось огромное количество мозаик на самые разные библейские сюжеты. Свой расцвет местная живопись пережила в XIV веке, когда ей удивлялись даже гости из Италии и Византии. К сожалению, вся эта художественная школа ушла в прошлое. Она исчезла после присоединения республики к Москве. Князья делали все, чтобы была обезглавлена Новгородская Русь. Особенности развития сделали северные соборы богаче и красивее московских. В то же время местная аристократия была гордой и самобытной. Все это раздражало центральную власть. В XV-XVI вв., под разными предлогами, было проведено несколько фатальных погромов. Самым страшным ударом стал террор опричников Ивана Грозного. После этого новгородская школа искусства постепенно затухла и умерла.

Архитектура Как и живопись, архитектура Новгородской Руси известна своей самобытностью по отношению к владимирской, суздальской, киевской и т. д. На севере жили лучшие плотники, мастерски работавшие с разными видами древесины. На всей Руси именно новгородцы первыми освоили камень как строительный материал. В 1044 году здесь появился детинец, а еще через год – храм Святой Софии. Все эти шедевры архитектуры были сделаны из камня и сохранились до сего дня. Талант новгородских мастеров выражался и в передовых позициях в области инженерного искусства. Каменный мост через Волхов долгое время был крупнейшим в Европе, а его строительство велось по уникальной методике. Новгородская архитектура родилась как синтез нескольких стилей. В ней прослеживаются элементы европейского, византийского и собственно русского стиля. Греческие веяния пришли в город вместе с православной верой. Европейская школа прижилась в республике благодаря активному сотрудничеству с западными торговцами и Ганзейским союзом. Впитав всего понемногу, местные мастера создали свой собственный узнаваемый почерк. Памятники Новгородской Руси сохранились во многом благодаря тому, что зодчие строили из надежных материалов.

Берестяные грамоты Берестяные грамоты, которые продолжают находить современные археологи, являются огромным кладезем знаний о жизни, которую вела Новгородская Русь. Кратко говоря, они помогают приоткрыть завесу тайны над давно ушедшим в прошлое бытом и привычками тогдашних жителей республики. Часто грамоты являются частными письмами или деловыми документами. На них фиксировались сделки и писались любовные признания. Археологам удавалось даже найти шуточные послания, являющиеся уникальными памятниками народного фольклора. Образование Наличие вышеописанных писем говорит о том, что грамотным было абсолютное большинство жителей. Правители Новгородской Руси старались развивать образование. Например, именно здесь Ярослав Мудрый открыл первое училище, которое выпускало специалистов церковного и государственного профиля. Обширные связи с европейскими торговыми городами позволяли богатым боярам посылать туда своих детей. Доподлинно известно, что новгородские юноши учились в университетах итальянской Болоньи и немецкого Ростока.


Русское средневековье – это период со времени образования Киевской Руси (IX в.) до XVII в. В средневековой культуре проявляется сильное влияние религии (языческой и христианской) на все ее сферы.

Сохранившиеся памятники древнерусского зодчества поражают мастерством, художественным вкусом и высоким уровнем строительных технологий. С принятием христианства на Руси (988 г.), с ростом городов (к XI в. их число достигло более 270) архитектурное строительство приобретает особый размах. Ведется каменное строительство, опирающееся на византийские традиции (широкое распространение получил крестово-купольный тип храма, разделенный на три или пять нефов). Основные декоративные элементы фасадов – двухуступчатые ниши и окна, тонкие колонки на апсидах, выложенные из плинфы меандры (геометрический орнамент), и вкладные кресты.

Чтобы понять и почувствовать необыкновенную красоту русского зодчества средневековья, достаточно посмотреть всего лишь несколько памятников архитектуры этого периода.

Каменное здание Софийского собора в Новгороде возведено в 1045-1050 годах, по инициативе князя Ярослава Мудрого и его старшего сына Владимира. Посвящение храма Святой Софии - Божественной премудрости (имя София с древнегреческого – "мудрость"). О красоте архитектурного облика собора Софии Новгородской В.А. Рождественский в своем стихотворении "Новгородская София" сказал:

"Он, словно шлем, надвинул главы
И стены выставил, как щит.
Он весь - тугая соразмерность,
Соотношение высот,
Асимметрия, тяжесть, верность
И сводов медленный полет."


В этот период так же развивается форма деревянной архитектуры (дерево на Руси использовалось для строительства крестьянских изб-срубов, а также шатровых и ярусных храмов).

Единственной формой изобразительного искусства в России в течение 600 лет было религиозное искусство (мозаики, фрески и иконы), ему характерно следование канону – устойчивому набору сюжетов, композиционных схем, типов изображений, освященных вековой традицией и церковью. Первое место среди изобразительных искусств Киевской Руси принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске (мозаика – изображение, выполненное из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.п., крепящихся на слое цемента или мастики; фреска – живопись, водяными красками по свеженаложенной штукатурке). Росписи храмов передавали основное содержание христианского вероучения.

Систему росписи средневекового храма представляют мозаики и фрески собора Софии Киевской, заложенного в 1037 году Ярославом мудрым. Этот памятник архитектуры сохранил не только образ древней архитектуры. но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются мозаики и фрески. Наиболее важную в символическом смысле и наиболее освещенную часть храма (центральный купол, подкупольное пространство, алтарь) покрывали мозаики – Христос Вседержитель в центральном куполе и Богоматерь Оранта в алтарной апсиде.



"Христос-Вседержитель". Мозаичное изображение. Главный купол

Остальную часть храма украшают фрески – сцены из жизни Христа, Богоматери, изображения мучеников, проповедников и др. Здесь же представлены светские фрески: этюды придворной жизни (фигуры музыкантов и скоморохов, сцены охоты и состязания на ипподроме и т. п.), представлены два уникальных групповых портрета Ярослава Мудрого с семьей.

Произведения станковой живописи средневековой Руси были представлены в виде икон. Иконы (от греческого eikon – изображение, образ) появились в Киевской Руси из Византии. Известно имя знаменитого русского иконописца XI - начала XII в. печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров. Иконы писали на деревянных досках, покрывали льняным маслом, амброй. Православная церковь требовала четкого соблюдения иконописного канона и не допускала писание икон с живых людей или по воображению художника. Чтобы следовать канону, иконописцы использовали в виде образцов древние иконы или иконописные подлинники: толковые, которые содержали словесное описание каждого иконописного сюжета и образа, или лицевые,-иллюстративные (прориси – графическое изображение сюжета). Условность письма подчеркивала в облике изображаемых на иконе лиц их духовность и неземную сущность, фигуры писались плоскими и неподвижными; тени от фигур не изображались (т. к. в Царствии Божием нет теней). Использовалась обратная перспектива, как особая система изображения пространства, условный золотой фон икон символизировал божественный свет, все изображение на иконе пронизано этим светом.


Искусство книжной миниатюры – особое явление древнерусской живописи. Изображались яркие фигуры евангелистов и портретные изображения великокняжеских семей, заставки заполнялись фантастичным растительным орнаментом.

Огромную роль в Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, отражающее образы языческой мифологии.

Славу искусства Киевской Руси, связанного с религией тематикой, содержанием и формой, составляет не только архитектура, монументальная живопись (мозаики, фрески), иконопись, но и резьба по камню, деревянная скульптура. Медленно, но непрерывно вырабатывался оригинальный тип русского искусства, из элементов заимствованных у Византии, пришедших с Востока и Запада, а также на основе традиций русского народа и слившихся с ним племен. Каждая эпоха становления средневекового Русского искусства, развивающегося на протяжении нескольких веков, открыла миру свои шедевры, законченные и гармоничные. Все они были отражением художественной системы, сформировавшейся на определенном этапе исторического развития.

Читайте также: