Живопись древнего рима кратко

Обновлено: 23.04.2024

С возникновением римской культуры античная эпоха вступила в свою завершающую стадию. Искусство в Риме играло совершенно иную роль, нежели в Греции, в которой оно было неразрывно связано с жизнью. Греческие живописцы, скульпторы, зодчие, философы и поэты сами творили историю. В Древнем Риме эту задачу выполняли правители городов, полководцы, юристы, ораторы. Их имена вписаны в анналы истории, а вот имена римских живописцев и скульпторов до нас не дошли, хотя они были так же талантливы, как и греческие.

Конец этрусской культуры стал началом римского искусства. Вероятно, и до этого времени в Древнем Риме существовали художники и ваятели, но никаких сведений о них не сохранилось. Сказалось и то, что почти до конца существования Республики Рим постоянно вел завоевательные войны, покоряя своих соседей, а война, как известно, не способствует развитию искусства. Страну сотрясали также внутренние распри: плебеи боролись с аристократами, отстаивая свои права; италийские города (муниципии) требовали равенства с гражданами Рима. Войны длились столетиями, не прекращаясь ни на один год. Возможно, именно в результате этих причин римского искусства как такового не существовало до IV-III вв. до н. э. Первой заявила о себе архитектура: сначала в виде мостов и оборонительных сооружений, а позднее — храмов.

Чтобы представить, как формировалось римское искусство, лучше всего обратиться к Помпеям — городу, погибшему в 79 г. до н. э. в результате извержения Везувия. Этрусские и греческие традиции заметны в архитектуре Помпеев, а также в их фресковой живописи.

Все помпейские росписи относятся к четырем разным стилям. Первые два стиля развивались в эпоху Римской республики. Со II и до начала I в. до н. э. был популярен т. н. инкрустационный стиль, напоминающий инкрустацию стен яшмой и мрамором. В подобных росписях обычно преобладали теплые цвета (темно-красный, желтый), а также белый и черный. Расписанные в инкрустационном стиле внутренние стены дома напоминали своим видом каменные наружные. Таковы росписи в доме Саллюстия и в доме Фавна в Помпеях. Римские мастера заимствовали этот стиль у греков. Росписи в инкрустационном стиле свидетельствуют о том, что декоративное искусство в Риме в это время достигло необыкновенного расцвета.

В 80-30-х гг. до н. э. на смену инкрустационному стилю пришел архитектурно-перспективный. Посетившему комнату, расписанную в подобном стиле, казалось, что его окружают городские здания. Но присмотревшись, он мог увидеть большие картины, как бы помещенные среди иллюзорных колонн. Так расписаны внутренние стены в огромном доме, названном виллой Мистерий. В одной из комнат обнаружены фрески со сценами посвящения в мистерии Диониса помпеянки — хозяйки дома. Подобные мистерии, помогающие, по верованиям помпеян, обрести бессмертие, были очень распространены, несмотря на то что власти неоднократно пытались их запретить.

Эти монументальные фрески с фигурами в человеческий рост и тщательным рисунком напоминают греческие. Но само действие, предстающее перед глазами зрителя, в Греции было бы невозможным. Художник изобразил Диониса, возлежащего со своей супругой Ариадной. Кажется, что бог не видит женщину, которую бьет кнутом крылатая
богиня. Окруженный сатирами Силен произносит пророчества о смерти и возрождении Диониса, вместе с которым умрет и воскреснет женщина. Ощущение тревоги и страха перед неотвратимостью смерти, пронизывающее изображение, подчеркивается кроваво-красным фоном росписей. Сюжет и манера письма, а также образ образ крылатой богини с бичом идут от живописных традиций этрусских гробниц.

Соединяя черты греческого и этрусского искусства, росписи виллы Мистерий имеют элементы, которых ранее не существовало в античной живописи. Эти фрески отличаются цельностью и четкостью композиционного построения и удивительной гармонией.

Фрагмент росписи виллы Мистерий. Помпеи. 60-е гг. до н. э.

Фрагмент росписи виллы Мистерий. Помпеи. 60-е гг. до н. э.

В это время были распространены также фрески с изображением садовых ландшафтов в сочетании с человеческими фигурами, написанными несколько гротескно.

Постепенно Рим становился крупным культурным центром, куда стекались мастера из разоренных греческих городов, а также из Египта, Сирии, Малой Азии. Все эти иноземные художники, скульпторы, зодчие воплощали в своих творениях идеалы Великого Рима.

В середине I в. до н. э. в Риме сложились необходимые условия для создания централизованного государства. 15 марта 44 г. до н. э. республиканцами был убит диктатор Юлий Цезарь, пытавшийся ограничить власть сената. Сторонник Цезаря Марк Антоний казнил главного идеолога Республики — оратора Цицерона: ему отрубили голову и правую руку, которой он писал свои филиппики против Антония. В стране беспрерывно шли гражданские войны.

После смерти Юлия Цезаря главой Рима стал его внучатый племянник, Октавиан Август. В годы его правления было построено множество прекрасных зданий из мрамора, процветали поэзия и проза. В этот период жили замечательные поэты Вергилий, Гораций, Овидий, а также ценитель искусства Меценат, этруск по происхождению. Хитрый и расчетливый политик, Август старался представить народу время своего правления как золотой век. Поэтому искусство этого периода имеет черты греческой классики, идеальной и строгой.

Нереида. Роспись зала Морских чудовищ. Стабии. I в. н. э.

Нереида. Роспись зала Морских чудовищ. Стабии. I в. н. э.

Кроме мифологических сцен, в орнаментальную композицию иногда вводились натюрморты, пейзажные и бытовые сюжеты. Интересны фрески в доме Ливии на Палатине, изображающие прекрасный сад с деревьями, цветами и птицами.

В годы правления Августа в состав Римской империи уже входил Египет. Черты его искусства заметны в римских росписях с египетскими орнаментальными мотивами.

Канделябрный стиль фресковой живописи стал объектом для подражания в европейском искусстве XVIII—XIX вв.

В 54 г. н. э. римским императором стал Нерон, жестокий и кровавый деспот. В годы его правления обстановка в стране крайне обострилась. Роптали крупные землевладельцы Италии, желавшие возрождения республики. Ряды безработных в городах пополнялись за счет разорившихся мелких и средних землевладельцев. Провинциальная аристократия требовала для себя равных прав с римской. Восстали Иудея, Британия, Галлия.

Расцвет фантазийного стиля пришелся на эпоху Флавиев. Художники этого времени украшали стены мифологическими сюжетами, обрамляя их орнаментом. Изображения отличаются объемностью и динамичностью: фигуры запечатлены в момент движения или танца. С большим мастерством исполнены фрески в доме Веттиев в Помпеях. Их стены представляли собой архитектурные фантазии: фронтоны и арки, причудливые карнизы и позолоченные колонны, иллюзорные дворцы, уходящие в глубину пространства. Поражают своей воздушной легкостью и замечательные росписи из зала Морских чудовищ в Стабиях.

Большой интерес представляет фреска с натюрмортом на стене дома в Геркулануме. Ее отличает светлый, изысканный колорит и продуманная, цельная композиция. Художник настолько искусно изобразил блики на вазе, что стекло кажется удивительно тонким и прозрачным.

Все эти стили росписей, сменяющие друг друга, свидетельствуют о том, как быстро римские живописцы овладели приемами передачи пространственной перспективы, светотеневых эффектов, динамики движений.

В конце правления Тита Флавия на Рим обрушились ужасные бедствия: в результате извержения Везувия погибли Помпеи, Стабии, Геркуланум. Пожар и эпидемия чумы стали причинами страшных разрушений и гибели множества людей в Риме.

В V в. н. э. Римское государство, ослабленное внутренними распрями и внешними войнами, распалось. Но его искусство оказало значительное влияние на развитие культуры последующих эпох.

Под влиянием греков римляне полюбили фрески и мозаику, которыми часто украшали дворцы, виллы и домусы. Возможно, авторами этих произведений были греки и выходцы из других стран Средиземноморья, но они, безусловно, отвечали вкусам и представлению о прекрасном самих римлян.

Совершенно самостоятельным жанром римского искусства являлся скульптурный портрет. Своим появлением он обязан культу предков, который требовал изображения умершего со всей возможной точностью. Первоначально для этого снимали посмертные гипсовые маски, затем стали приглашать для создания портрета мастера.

Своих родных и героев римляне любили и уважали такими, какими они были, – без приукрашивания и идеализации. Морщины, лысины, одутловатость или избыточная худоба не мешали им восхищаться заслугами выдающихся политиков и воинов. Поэтому мы видим римлян на портретах такими, какими они были в действительности. Исключением были портреты Октавиана Августа: в них чувствуется греческое влияние и стремление уподобить принцепса вечно юному божеству.

Реалистичностью и точностью передачи характера отличались и статуи полководцев и императоров, которые водружали на форумах в ознаменование их заслуг. До наших дней сохранилась только статуя Марка Аврелия: христиане по ошибке приняли ее за изображение императора Константина Великого. В отличие от греков римляне никогда не раскрашивали скульптуры, а выразительность взгляду придавали, пробуравливая зрачок.

Превосходных результатов римляне достигли в жанре рельефа. Его высшим образцом считаются рельефы колонны Траяна, посвященные событиям победоносной войны с даками. Французский писатель Стендаль назвал их лучшим автопортретом, который оставили человечеству римляне.

Римская наука и искусство, вобрав в себя достижения древних греков и создав собственные великие произведения, стала основой для всей дальнейшей европейской культуры.

Судя по сохранившимся до наших времен памятникам, и по исследованиям учёных, в Древнем Риме живопись была, в основном, монументальной , то есть, неразрывно связана с архитектурой. На её развитие (как и на развитие многих других областей римского искусства) оказали значительное влияние культура этрусков , а затем, Древней Греции (о древнегреческой живописи можно прочитать здесь ).

Самыми распространёнными видами живописи стали фре́ска, темпера или энкаустика (техники росписи по штукатурке) , украшающая стены общественных сооружений, жилых домов и дворцов,

а также моза́ика , применяющаяся очень широко (особенно интересны мозаичные полы древнеримских зданий).

Образцы римской живописи дошли до нас в малом количестве. Однако история сделала искусствоведам поистине бесценный подарок. 4 августа 79 года нашей эры произошло сильнейшее извержение вулкана Везувий, который находится на юге Италии, в нескольких километрах от современного Неаполя.

Лишь в 19 веке начались раскопки и научные исследования этих городов, которые продолжаются до сих пор. Они дают уникальные материалы, свидетельства культуры и сведения о быте, нравах, устройстве городов и искусстве Римской Империи до 1 века нашей эры.

В числе прочего, в Помпеях были обнаружены образцы античной живописи.

Это мозаики и фрески, украшавшие дома и общественные сооружения жителей этого города.

На них мы видим прекрасно выполенные натюрморты,

удивительные пейзажи с деревьями, плодами и птицами,

сцены, иллюстрирующие сюжеты и образы мифологии,

жанровые, бытовые зарисовки,

и ритуальные сцены, которые, весьма вероятно, имели место в жизни Древних Римлян.

Помпейские росписи бывают далеки от изобразительного реализма, и могут представлять собой почти абстракцию, или фантастические диковинные видения.

С началом распространения христианства возникают новые формы искусства, в том числе христианская живопись. Она сохранилась в катакомбах - местах захоронения первых христиан, служивших также местом проведения ими собраний.

Для раннехристианской живописи характерны религиозные сюжеты, декоративность и новая смысловая символика образов христианских символах в искусстве будет отдельная статья) .

Об античной станковой живописи современные искусствоведы могут судить по весьма своеобразным памятникам, обнаруженным на территории Египта.

После завоевания этих территорий сначала Александром Македонским, а затем, Августом Октавианом, эта некогда могущественное государство стало лишь отдалённой римской провинцией со смешанным населением (египтяне, греки, римляне, сирийцы, евреи, ливийцы и многие другие). Здесь сохранялись древнеегипетские религиозные традиции, основанные на культе смерти. Однако быстро распространялись и эллинистические, и римские культурные тенденции. В Египте I-III вв. н.э. также как несколько тысячелетий назад, умерших мумифицировали, но вместо погребальных масок стали изготовлять портреты, написанные на досках восковыми (техника энкаустики) или темперными красками.


Согласно Павсанию, Полигнот впервые передал мимику, показал переживания героев, охарактеризовал возраст человека. Он ввел в картину пейзаж. Но самая большая заслуга Полигнота — новое решение многофигурной композиции. Он размещал фигуры на разных уровнях плоскости картины. Возвышенное, строгое монументальное искусство Полигнота оказало влияние на творчество великого скульптора Фидия, младшего его современника. К живописи Полигнота как к совершенному образцу обращались скульпторы, мастера вазовой живописи, чеканщики.

Изучение и применение эффекта светотени древние приписывали Аполлодору Афинскому (середина V в. до н.э.). Этот мастер стал впервые писать темперой на грунтованных досках.


Декоративная фреска первого помпеянского стиля из Самнитского дома. Геркуланум. II-I вв. до н.э.

Образ красоты

Живопись в Древнем Риме появилась около 300 г. до н.э., когда Фабий Пиктор Квинт воссоздал в храме на Квиринале эпизоды второй Самнитской войны.

Наиболее полное представление о древнеримской живописи дают фрески, обнаруженные в Помпеях, Геркулануме и Стабиях. Эти некогда цветущие города на берегу Неаполитанского залива перестали существовать в результате землетрясения и извержения Везувия в 79 году н.э. Вулканический пепел засыпал дома и улицы и тем самым на многие столетия сохранил не только строения, но и внутренний облик частных домов и общественных зданий. Остались утварь, мраморные и бронзовые статуи, мозаичные полы и росписи на стенах.


Декоративная фреска второго помпеянского стиля виллы Мистерий. I в. до н.э.

Прибежище души


Фреска третьего помпеянского стиля. Первая половина I в. н.э.

Четыре стиля

В римской настенной живописи II в. до н.э. — I в. н.э. принято различать четыре декоративных стиля, которые именуют помпеянскими, потому что впервые такие росписи в технике фрески и энкаустики были открыты при раскопках в Помпеях.

Стиль III именуется орнаментальным (30-е гг. до н.э. — 50-е гг. н.э.), так как его композиции подчеркнуто плоскостны, изящны, несколько холодноваты и декоративны.

К этому стилю относятся дома Лукрецио Фронто, Луция Цецилия Юкунда и вилла Цицерона в Помпеях.

Росписи этого стиля характерны для дома Веттиев и дома Изобилия в Помпеях.


Декоративная фреска четвертого стиля из Геркуланума. Вторая половина I в. н.э.

Символы ушедшей цивилизации

Наиболее яркое представление о мастерстве древнеримских художников дают фрески, находящиеся на вилле Мистерий, построенной в 1-й половине II в. до н.э. и реконструированной ок. 60 г. до н.э.

Главное сокровище виллы — фриз зала Мистерий, изображающий фигуры высотой в человеческий рост, которые будто движутся в ритуальном действе, — здесь реальность соединяется с мифом. Сцена, толкованию которой посвятили немало сил крупнейшие ученые, стремясь постичь ее тайный смысл, пока остается загадкой.

Перед нами роспись, выполненная мастером, владеющим тончайшими выразительными приемами и демонстрирующим изысканный вкус. Драгоценная киноварь покрывает фон фриза, обрамленного карнизом из слоистого желтовато-зеленоватого оникса. До сих пор остается неясным не только значение отдельных фигур, но и сама последовательность действия. Порядок рассматривания росписей зависит от того, какую основную идею тот или иной исследователь видит в изображенных сценах. Некоторые ученые, например Паскаль Киньяр, склоняются к круговому прочтению сцены.

«Когда входишь на террасу виллы, — пишет исследователь, — взгляду твоему, слева направо, предстают двадцать девять персонажей фрески. С левого края, не сразу заметная вошедшему посетителю, в монументальном кресле восседает матрона, видимо, управляющая церемонией. Юная женщина в свадебном покрывале и греческом пеплуме прислушивается к читающему голосу. Обнаженный мальчик в высоких сапожках читает ритуальный текст, разворачивая свиток. Молодая женщина, сидящая рядом, положила руку на плечо читающего ребенка. Ее левая рука с обручальным кольцом сжимает свиток. Менада в лавровом венке держит в руках круглое блюдо, полное пирожных. Жрица, стоящая возле стола, спиною к зрителям, приподнимает ткань, накрывающую корзинку, чье содержимое скрыто от взгляда. Помощница совершает возлияние над веткой оливы, которую протягивает ей жрица. Силен перебирает медиатором струны своей лиры. Сатир с остроконечными козьими ушами играет на свирели. Фавнесса кормит грудью крошечного козленка. Стоящая женщина с откинутой назад головой испуганно отступает, отмахиваясь левой рукой от того, что она увидела. Покрывало, которое придерживает ее правая рука, высоко вздувается над ее головой от этого резкого движения. Старый силен, увенчанный плющом, протягивает сатиру полный кубок вина, предлагая выпить его. За ними стоит молодой сатир, поднимающий кверху театральную маску.

Бог опирается на плечо богини. Здесь фреска безвозвратно испорчена: может быть, Бахус опирается на Ариадну, а может быть, на Семелу.

Современный итальянский исследователь Антонио Вароне считает всю изображенную сцену неким видением, главная героиня которого — одновременно матрона, невеста и жрица культа — сидит в задумчивости в углу рядом с входом в альков. В ее воображении и развертывается представленная на фризе сцена. Эпизоды, связанные с сакральным подготовлением девушки к браку, возникают на фризе, как и в воображении девушки, вне строгой временной последовательности, и в момент священного экстаза сливаются с явлением божества в окружении исступленно ликующих спутников.

Рассматривая изображения на боковых стенах, зритель увидит следующий ряд. С одной стороны перед ним предстанет сцена подготовки к обряду посвящения. Служанка помогает девушке нарядиться и причесаться, затем героиня смотрится в зеркало, а рядом с ней появляются два амура, спутника Венеры. На противоположной стене девушка, ведомая опытной женщиной со священными текстами в левой руке, внимает предписаниям ритуала — их читает со свитка папируса обнаженный мальчик, символ чистоты и невинности. Следующий сюжет — церемония очищения — открывает сцены священного ритуала. Сидящая спиной к зрителю девушка, украшенная миртовым венком, правую руку подставляет служительнице, которая окропляет ее священной водой, а левой достает что-то из корзинки, поднесенной служанкой. Другая служительница культа, не случайно показанная беременной, несет девушке священные пшеничные лепешки, символ плодородия земли, которая дарит богатую жатву.

В этот момент сцена преображается: появляются спутники Диониса, и дальше обе линии развиваются параллельно, сплетаясь в фантастическом рисунке. Под звуки лиры силена, считавшейся символом космической гармонии, вакханка кружится в стремительном танце и одновременно на втором плане Пан играет на свирели-сиринге, а нимфа кормит грудью молодую лань, что символизирует пронизывающую весь универсум любовь. На противоположной стене обнаженная вакханка в экзальтации исполняет танец, сопровождая его ритмом кроталов (кастаньет), которые она держит высоко над головой. В руках ее подруги тирс, священный жезл Диониса, увенчанный гроздьями винограда и увитый плющом. Девушка, проходящая обряд посвящения, в смятении и страхе перед ожидающим ее испытанием пытается отступить и бросается на колени наставницы. Та ее утешает и ободряет.

На задней стене — кульминация священнодействия. Дионис, отставив в сторону тирс и сбросив сандалии, в хмельном упоении приклонил голову к плечу богини любви Венеры, которая величественно восседает в центре композиции. Ее фигура на фреске сохранилась не полностью. Некоторые исследователи ошибочно идентифицировали ее с матерью Диониса Семелой или его невестой Ариадной.

Видение завершилось, знание обретено, и женщина, одновременно жрица и жена, в задумчивой отрешенности возвращается к ритуалу в воспоминаниях, — мы видим ее, погруженную в размышления, у входа в супружескую спальню.

Может быть, подобное объяснение — всего лишь очередная попытка раскрыть религиозно-мистический смысл фрески, утраченный уже в период античности. Но эти образы, символизируя ушедшую цивилизацию, увлекают нас своей тайной и по сей день.

Виртуозы фрески

«Античные фресковые живописцы с их исключительной умелостью и ловкостью руки, — отмечает исследователь, — работая совместно, вдвоем или втроем, писали даже самые большие из дошедших до нас стенных картин максимально в два-три дня. Причем если иметь в виду толщину античной штукатурки, — они совсем и не нуждались в нанесении свежей штукатурки.

Древнеримская живопись, переняв у греческих мастеров скульптурную объемность, композиционные приемы, внесла много нового в их систему. Это относится к цвету римских фресок — яркому, насыщенному, гармоничному; к свободной, смелой живописной манере, сохраняющей характер эскизного наброска и вызывающей волнение у зрителя. Они добились подлинной виртуозности владения кистью.

Искусство Древнего Рима включает огромное количество произведений различных видов художественного творчества, датируемых периодом со II века до н. э. — по V век нашей эры. Созданные умелыми мастерами той эпохи шедевры до сих пор вызывают восхищение у миллионов людей. Не случайно, именно искусство Древнего Рима на протяжении многих столетий было неисчерпаемым источником вдохновения для художников разных исторических эпох, жанров и стилей.

Искусство Древнего Рима. Фрагмент позолоченного стеклянного медальона, III век нашей эры

Искусство в Древнем Риме не только играло в жизни людей важную эстетическую роль, но и широко использовалось богатыми слоями общества для подчеркивания своего высокого статуса. Дворцы римской элиты той эпохи были украшены скульптурами, росписями и всевозможным декором, а в убранстве знати неизменно присутствовали роскошные ювелирные изделия.

Искусство Древнего Рима. Александрова мозаика с изображением битвы при Иссе, I век до нашей эры

Особенности искусства Древнего Рима

Искусство возникло в Древнем Риме не на пустом месте. Напротив, оно впитало в себя многовековые достижения соседних культурных цивилизаций, главным образом — греческой и этрусской. Уникальная заслуга римлян заключается в том, что они сохранили для потомков и дополнили собственными шедеврами уже существующие формы искусства, а также сделали его более доступным для широких слоев населения.

Искусство Древнего Рима. Бюст императора Септимия Севера, начало III века нашей эры

Хотя Рим был основан еще в VIII веке до нашей эры, на протяжении многих столетий он оставался небольшим городком, в котором искусство развивалось очень медленно. Но уже к середине III века до н. э. римляне завоевали Апеннинский полуостров, затем разгромили Карфаген в ходе Пунических войн и постепенно установили господство практически над всем Средиземноморьем.

Активная захватническая политика привела к тому, что Рим в ту пору стал крупнейшим центром политической, социальной и культурной жизни Средиземноморского региона. Здесь жили самые богатые люди, которые вели роскошную жизнь и щедро оплачивали работу художников. Это привело к тому, что в Рим массово переезжали самые лучшие мастера искусств из разных уголков сначала республики, а затем и империи, которые постепенно растворились в местном обществе.

Искусство Древнего Рима. Римская мозаика на стене в Доме Нептуна и Амфитриты , I век нашей эры

Именно греческие художники познакомили римлян с достижениями в сфере живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, их работы долгое время оставались идеалами совершенства для местных мастеров. На протяжении многих столетий римляне не только копировали лучшие произведения древних греков, но и создавали собственные шедевры. Так в течение семи столетий формировалось уникальное древнеримское искусство, которое гораздо позже стало фундаментальной базой для зарождения грандиозной эпохи Ренессанса в мировой культуре.

Основные виды искусства Древнего Рима

Художники римской эпохи подарили потомкам множество уникальных образцов художественного творчества. К ним можно по праву причислить искусные работы ювелиров, стеклодувов, мастеров обработки металла. И все же, к основным видам искусства Древнего Рима относятся:

Искусство Древнего Рима. Пантеон — Храм всех богов, начало II века нашей эры

Наибольший вклад в развитие мировой культуры из древнеримских деятелей искусств несомненно внесли архитекторы. Именно в этой сфере римляне проявили себя смелыми новаторами и добились потрясающих результатов.

Искусство Древнего Рима. Акведук Сеговии, конец I века нашей эры

Среди главных достижений зодчих той поры можно особо выделить следующие изобретения:

  • Крещатый свод.
  • Полукруглые арки без связывающего раствора.
  • Купол (сводчатый потолок).

Искусство Древнего Рима. Колизей — Амфитеатр Флавиев, конец I века нашей эры

Римляне значительно усовершенствовали архитектурные наработки греческих коллег, благодаря чему началось грандиозное строительство всевозможных зданий и сооружений на огромной территории. Помимо роскошных храмов и дворцов, римские архитекторы создавали множество общественных построек:

  • термы (бани);
  • акведуки;
  • форумы;
  • очистные сооружения;
  • табуларии (архивы);
  • базилики (места для собраний знати);
  • театры и амфитеатры.

Искусство Древнего Рима. Скульптурный портрет императора Клавдия, I век нашей эры

Многие уникальные образцы древнеримской архитектуры сохранились до наших дней. Среди них — Амфитеатр Флавиев (Колизей), Термы Каракаллы и Пантеон (Храм всех богов).

Искусство Древнего Рима. Термы Каракаллы, начало III века нашей эры

В сфере скульптуры римляне не только переняли у древних греков традиции создания рельефов и объемных композиций, но и дополнили их собственными художественными нововведениями. Римский скульптурный портрет отличается необыкновенным реализмом изображения, до наших дней сохранились тысячи работ неизвестных авторов. Большинство скульптур и бюстов — это изображения реальных исторических личностей из мрамора или бронзы.

Уникальными разработками древнеримских скульпторов также являются триумфальные арки и рельефные колонны, увенчанные статуями императоров. А каменные саркофаги, украшенные искусной резьбой, заказывали у зодчих самые влиятельные люди того времени, чтобы отдать дань памяти умершим родственникам.

Искусство Древнего Рима. Часть Колонны Траяна, начало II века нашей эры

Римские живописцы значительно расширили жанровое разнообразие своих работ по сравнению с древнегреческими коллегами. Помимо традиционной мифологической тематики в их творчестве появились многочисленные жанровые сцены, анималистические композиции и натюрморты. Большое распространение также приобрели эротические изображения, а могущество державы художники часто возвеличивали в картинах, посвященных военным триумфам и завоеваниям.

К сожалению, до наших дней практически не сохранилось произведений станковой живописи, а подавляющее большинство фресок уцелело лишь благодаря тому, что они были погребены под толстым слоем вулканического пепла в Помпеях и обнаружены только в середине XVIII века в ходе раскопок.

Искусство Древнего Рима. Часть Арки Константина, начало IV века нашей эры

Искусство древнеримской мозаики также оказалось почти полностью утраченным на сегодняшний день. Немногие уцелевшие образцы явно свидетельствуют, что и этот вид искусства римляне позаимствовали у греков, а для изготовления панно мастера чаще всего использовали окрашенные кусочки камня и керамику. Мозаичными изображениями с обрамлением из орнаментов и геометрических узоров было принято украшать не только стены и полы, но и потолки всевозможных построек. Героями произведений были как мифические персонажи, так и реальные исторические личности.

Искусство Древнего Рима. Фреска из Виллы Мистерий, 80 год до нашей эры

Влияние искусства Древнего Рима на развитие мировой культуры сложно переоценить. Оно представляет огромный интерес для ученых и коллекционеров. Шедевры мастеров той поры уже несколько тысяч лет вызывают восхищение, а их стоимость на арт-аукционах нередко исчисляется астрономическими суммами.

Читайте также: