Живопись 14 16 века кратко

Обновлено: 16.05.2024

Характерными чертами развития живописи и архитектуры стали сле­дующие.

1. Архитектура. XIV-XVIвв. – двухвековой расцвет русской архитек­туры между двумя упадками: разорительным монгольским наше­ствием XIII в. и Смутным временем рубежа XVI-XVIIвв. Ведущими архитектурными школами в тот период были: новгородская и псков­ская в Северо-Западной Руси, владимирская в Северо-Восточной Руси (ее преемницей стала московская), но в целом происходит синтез, смешение архитектурных школ. Выделились две главные тенденции в развитии двух основных архитектурных направлений:

  • новые черты в церковно-храмовом зодчестве: начинается отход от господствовавшего ранее крестово-купольного стиля, одним из проявлений этого отхода стало возникновение шатрового стиля (например, построенные при Иване IV церковь Вознесе­ния в Коломенском и Покровский собор на Красной площади в Москве, более известный как собор Василия Блаженного, ко­торый был возведен в 1555-1561 гг. зодчим Бармой Постником 1 в честь взятия Казани);
  • широкое строительство каменных кремлей. Первой и круп­нейшей каменной городской крепостью в Северо-Восточной Руси стал Московский Кремль, который отстраивался из кам­ня дважды: в 1366-1368 гг. его стены (вместо построенных при Иване Калите дубовых) были возведены из белого камня, а в 1485-1499 гг. стены и башни Кремля были выстроены из обожженного красного кирпича (итальянскими мастерами

Пьетро Солари, Аристотелем Фиораванти, Марком Фрязином и др.). В конце XV – начале XVI в. те же итальянские архи­текторы обновили и частично создали внутренний ансамбль Московского Кремля, который включал в себя Успенский со­бор (Аристотель Фиораванти, 1475-1479 гг.) – главный храм Московского государства (место венчаний на царство и коро­наций), Архангельский собор (Алевиз Новый, или Алевиз Фря- зин, 1505-1508 гг.), построили Грановитую палату (Пьетро Солари и Марк Фрязин, 1487-1491 гг.), колокольню Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин). В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел белокаменные стены Белого города в Мос­кве и Смоленский кремль. В XVI в. крепости-кремли были построены также в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне и других городах.

В 1586 г. был создан замечательный шедевр русского оружейного дела: мастер московского Пушечного двора Андрей Чохов изготовил Царь- пушку калибром 890 мм.

Московское искусство сложилось из традиций домонгольской живописи Северо-Восточной Руси 13 в. и свежих художественных влияний, пришедших из Византии с митрополитом греком Феогностом, который был и художником.
Велика роль Феофана Грека в становлении московской живописи начала 15 в.

Феофан Грек. Богоматерь Донская.


Феофан Грек. Богоматерь Донская. Ок. 1392 г. ГТГ.
Из местного ряда Благовещенского собора Московского Кремля.
Традиционный тип – Умиление. Сцена нежного ласкания матери и ребенка.
Певучесть линий и глубокая звучность цвета:
темно-вишневый мафорий Богоматери,
интенсивно-синий ее чепец,
рыжевато-коричневая рубашка младенца, покрытая золотыми линиями,
Все это сообщает очарование немного сумрачному образу.
Существует легенда, что эта икона была с Дмитрием Донским на Куликовом поле.
Иконографическая традиция присутствует, но она сильно урезана, упрощена.

Летом 1405 г. Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами – Прохором с Городца и Андреем Рублевым роспись московского Благовещенского собора.

В соборе были найдены иконы древнего иконостаса, выполненные этими мастерами, хотя специалисты считают, что они были перемещены сюда из другого храма после большого пожара в Кремле в 16 в.



Считают, что Феофаном Греком была написана центральная часть деисуса – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек.


Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора. Феофан Грек.

Иконы праздничного чина, расположенные над деисусным, приписывают Прохору с Городца и Андрею Рублеву.

Успение Богоматери


Успение Богоматери. Икона праздничного чина иконостаса Благовещенского собора в Москве.
Иконостас Благовещенского собора – древнейший из сохранившихся русских иконостасов.

Андрей Рублев. 60-е гг. 14 в.? – 1427/30.
Инок московского Андроникова монастыря.
Годы творческого формирования Рублева были наполнены радостью первой крупной победы и предчувствием грядущего окончательного освобождения Руси. Это определило характер его живописи.
На его творчество повлияла совместная работа с Феофаном Греком. Но Рублев скорее противоположная Феофану творческая личность.

Рублев. Апостол Павел.


Рублев. Апостол Павел. Икона из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.

росписи Успенского собора во Владимире


В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный (?) с помощниками выполняют росписи Успенского собора во Владимире.

Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408.


Андрей Рублев с помощниками создают иконостас для этого храма.
Андрей Рублев, Даниил Черный и мастерская. Средняя часть деисусного чина: архангел Михаил, Богоматерь, Спас в Силах, Иоанн Предтеча, архангел Гавриил.
Перед художниками стояла трудная задача – создать грандиозный иконостас в большом храме. Этим объясняются размеры икон, поражающих монументальностью.
Фигуры исполнены с большим лаконизмом, лики серьезны и задумчивы. Колорит основан на сочетании ярких и чистых тонов.

Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в.


Рублев. Спас. Икона из Успенского собора на Городке в Звенигороде. Нач. 15 в. ГТГ.
Канон русской духовной красоты.
Безмятежный покойи беспредельное милосердие.
От него исходят не суровость, не неземное величие, а доброта и задушевность, близкие людям.

Централизация государства при Иване III, нормализация жизни создали условия для развития культуры. Искусство этого времени пропитано представлениями о гармонии мира и его идеальном устройстве.
Крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 в. – Дионисий.
Дионисий. Ок. 1440 – после 1503.
В отличие от Рублева не был монахом, отличался большой образованностью. Его два сына были живописцами и помогали отцу.
Дионисий с другими мастерами выполняет иконостас и алтарную преграду Успенского собора Московского Кремля.

Дионисий. Алексей человек божий


Дионисий. Алексей человек божий. Алтарная преграда Успенского собора Московского Кремля. 80-е гг. 15 в.

Дионисий. Поклонение волхвов. Роспись в приделе Успенского собора.


Дионисий. Поклонение волхвов. Роспись в приделе Успенского собора.



Дионисий. О тебе радуется.
Яркие красочные сочетания темно-вишневого силуэта Марии, с бледно-розовыми, злотисто-охристыми и голубыми пятнами создают праздничное, торжественное впечатление.

Дионисий. Наружная фасадная роспись Рождество Богородицы.


Собор Рождества Богородицы имеет наружные фасадные росписи.
Дионисий. Наружная фасадная роспись Рождество Богородицы.

Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря


Вершина творчества великого мастера – Дионисий. Икона Распятие из Павло-Обненского монастыря. ГТГ.
Христос помещен на высоком холме, вокруг большое пустое пространство – Голгофский крест словно парит над миром. Этот смысл выражен:
в светлом колорите иконы, где обилие сверкающего белого сочетается с лимонно-желтым и розовым;
в певучести линий, очерчивающих длинные, тонкие фигуры.

Выводы

Различия иконописных школ московской живописи 2 пол. 14 – 15 вв.:

- Феофан Грек – 2 пол. 14 в. Властный, суровый, эмоционально насыщенный живописный язык. Монументальность, экспрессия форм и линий. Насыщенный, контрастный колорит. Смелые образы нарушающие иконографические схемы.

- Андрей Рублев – кон. 14 – нач. 15 вв. Совершенство пластики и мягкость линий. Проработанность форм. Удивительно сложный и гармоничный колорит, сочетание тончайших цветовых градаций и мягкого контраста.

- Дионисий – кон. 15 в. Развил направление, взятое Рублевым. Пластичность линии, вытянутые пропорции. Нежный, мягкий колорит, создающий праздничное и торжественное впечатление. Светлые оттенки красивейших розовых, золотисто-охристых голубых и зеленых.

Автор материалов - Елена Владимировна Миронова.
Русская живопись до XVII века имела преимущественно религиозный характер. Иконы, фрески и мозаики украшали храмы. Иконы висели и в домах на почетном месте – в красном углу.
Я надеюсь, вы помните, что икона – это священный образ, выполненный красками на дере-вянной доске или стенах церкви. Фреска – вид настенной живописи, в которой краски наносятся на сырую штукатурку.
Мастера, создававшие иконы и фрески, творили, подчиняясь строгому канону – то есть стро-гим правилам. За их исполнением следила церковь.
Наша задача – познакомиться с известнейшими русскими иконописцами XIV-XVII вв. и узнать, какие новые жанры искусства появились в России в XVII-XVIII вв.

Выдающимся живописцем конца XIV – начала XV века был Феофан Грек. Греком его называли, потому что он был родом из Византии. Феофан Грек расписывал церкви в Новгороде и Москве, писал иконы. Лики, выполненные Феофаном Греком, отличаются индивидуальными выразительными чертами. Они выглядят сурово и грозно.


Спас Вседержитель.
Фреска церкви Спаса на Ильине
улице в Новгороде.



Иоанн Предтеча.
Фрагмент иконы.
Феофан Грек.

В отличие от памятников архитектуры и от литературных произведений древнерусские иконы очень трудно точно датировать. И если росписи храмов иногда отмечались летописцем, то написание икон было делом абсолютно незаметным и анонимным. Отсюда бесконечные споры искусствоведов о времени создания и при­надлежности знаменитых икон кисти того или иного мастера.

Источники сохранили имена трёх великих художников XIV-XV вв. — Ан­дрея Рублёва, Феофана Грека и Дионисия. Каждый из них оставил глубокий след в истории русского искусства, стал приме­ром для многочисленных подражаний.

О жизненном пути этих мастеров из­вестно очень мало. Однако их внутренний мир и взгляд на жизнь отчётливо вырази­лись в созданных ими произведениях.

Борис и Глеб. Икона начала XIV в.

Андрей Рублёв

Будущий художник Андрей Рублёв родился около 1360 г. Вся его жизнь свя­зана была с Москвой. Он рано принял монашеский постриг и стал убеждённым последователем преподобного Сергия Ра­донежского. Заветы игумена — самоотре­чение, деятельная любовь к людям, посто­янное духовное общение с Богом — стали путеводными для художника.

Последние годы жизни художник провёл в московском Спасо-Андрониковом монастыре — духовной отрасли Троице-Сергиева мо­настыря. Он был окружён славой и почётом, имел много учеников и был достаточно богат, чтобы давать деньги на строительство камен­ного собора в монастыре. Скончался старый мастер около 1430 г.

Звенигородский чин

Кисть Дионисия отличается какой-то особой изысканностью и утончённостью. Его святые парят в воздухе, подхваченные невиди­мой силой. Это ощущение усиливается цветовой гаммой, в которой преобладают светлые, нежные тона.

Знаменитый мастер Дионисий обычно работал с несколькими помощниками, которые в совершенстве усвоили ма­неру письма своего учителя. Поэтому зачастую очень трудно бывает отличить иконы самого Дионисия от произведений его учеников.

Роспись Ферапонтова монастыря

Иконы Дионисия

Читайте также: