Житие константина богородского ногинск кратко

Обновлено: 03.07.2024

2 октября - очень значимая дата для православных жителей Богородского края, потому что в этот день совершается память священномученика Константина Богородского, который стал одной из первых жертв безбожной власти в послереволюционной России.

Священномученик Константин Богородский родился в 1852 г. в Саратовской губернии в семье псаломщика. Окончив семинарию, он стал миссионером. Многих удержал он своими беседами от ухода в раскол или секты, утвердил в Православии и наставил в истинной вере. В марте 1895 г. Константин Голубев был рукоположен во священника и определен на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору в Богородске. Протоиерей Константин был бессменным настоятелем Богоявленского собора двадцать три года, и за это время стал подлинным духовным отцом православных жителей города. Деятельность его была разнообразна. Он особенно заботился о духовном просвещении народа, преподавал в церковно-приходской школе, открыл и школу для женщин, состоял в комитете народной трезвости, окормлял заключенных, успешно продолжал миссионерскую деятельность, не оставлял и забот о благолепии храма.

В 1918 г. отец Константин был арестован и без суда и следствия приговорен к смертной казни. Мучители нанесли ему рану и еще живым закопали в землю. Вместе со священником были убиты женщина, бесстрашно его защищавшая, и молодой красноармеец, отказавшийся участвовать в убийстве, - как говорят, крещенный в детстве отцом Константином. Много лет место казни священномученика почиталось верующими жителями Богородска, туда приносили цветы, иконы и свечи, служили панихиды. Память об отце Константине дошла до нашего времени. В 1996 г. он был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в 2000 г. - прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Замечено, что сщмч. Константин особенно помогает тем, кто, как и он, трудится на ниве духовного просвещения народа и борьбы с ересями и сектами.

В 1995 г. Богоявленский собор находился в руках захвативших его раскольников, поэтому обретенные мощи были положены в соседнем Тихвинском храме. Вскоре после обретения мощей сщмч. Константина (много лет бывшего настоятелем собора) и прославления его как местночтимого святого Московской епархии многолетнее судебное разбирательство по поводу незаконного захвата Богоявленского собора раскольнической группой бывшего архимандрита Адриана (Старины) сдвинулось с мертвой точки.

Осенью 1997 г. удалось вернуть Богоявленский собор Русской Православной Церкви. Знаменательно, что первое богослужение в возвращенном храме было совершено в день памяти священномученика Константина - 2 октября.

В 2004 г. день памяти святого ознаменовался особенным духовным торжеством - перенесением честных мощей священномученика Константина и с ним убиенных из Тихвинского храма в Богоявленский собор. По благословению митрополита Ювеналия торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий.

2 октября 2004 г. в 9 часов утра началось богослужение в Тихвинском храме. Божественную литургию совершил Владыка Григорий, которому сослужили более сорока священников из разных благочинии Московской епархии. В празднике участвовали секретарь Московского Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, благочинные Подольского, Воскресенского, Егорьевского, Орехово-Зуевского, Щелковского церковных округов. По окончании Литургии начался молебен, а затем многолюдный - собралось около двух тысяч человек - крестный ход с честными мощами, который направился к Богоявленскому собору. Шествие возглавляли около пятидесяти хоругвеносцев с крестами и хоругвями. Раку с мощами несли шестеро священников. Приехали паломники из всех приходов Богородского благочиния. "Святый священномучениче Константине, моли Бога о нас!" - эту молитву повторяли вслед за хором и духовенством верующие, сердца которых наполняла духовная радость. "Как на Пасху!" - кто-то из участников крестного хода точно выразил общее настроение.

Священномученик Константин вернулся в храм, настоятелем которого он был двадцать три года. Святые мощи Константина Богородского отныне будут почивать там, где совершал он свое земное служение. Высокопреосвященнейший Григорий передал верующим благословение митрополита Ювеналия и поздравил с духовным торжеством, участниками которого стали все, собравшиеся в этот день в храме. С приветственным словом к народу обратились также протоиерей Александр Ганаба, благочинный церквей Богородского округа и настоятель Богоявленского собора протоиерей Михаил Ялов и настоятель Тихвинского храма архимандрит Сергий (Шагаев). Каждый из них по-своему выразил общую мысль: Господь рядом, и особенно остро мы ощущаем это среди скорбей и искушений, когда Он утешает и укрепляет нас; подтверждение этому мы находим и в житии священномученика Константина, и в современной жизни. Протоиерей Александр Ганаба, который совершал 2 октября 1997 г. первую Литургию в освобожденном от раскольников Богоявленском соборе, подчеркнул: "Мы - очевидцы чудес, происходящих по молитвам священномученика Константина, и не просто очевидцы - Господь сподобил нас личного участия в том, что будет впоследствии описано как чудеса святого Константина Богородского. Сегодня мы присутствуем при историческом событии, значение которого трудно переоценить".

Верующие Богородского края почитают своего небесного заступника - священномученика Константина. В Ногинске построен храм, освященный во имя сщмч. Константина Богородского, действует православная гимназия, также носящая его имя. Для гимназистов - юных христиан, которые только начинают свой жизненный и духовный путь, подвиг священномученика имеет очень большое значение. Это видно из тех размышлений, которыми поделились ребята в преддверии праздника памяти святого.

"Священномученик Константин, как и другие мученики, своим подвигом показал, что он готов не только служить Богу, но и жертвовать всем, что у него есть, даже жизнью. Эти мученические подвиги укрепляют маловерных, показывая, что не надо бояться ни страданий, не мучений, но всегда уповать на Господа, Который победил смерть, так что даже она теперь не страшна. Мученики являются живым упреком для тех, кто стесняется сказать, что он православный. Но Господь сказал, что Сам постыдится того, кто постыдится Его исповедать пред людьми. Не будем же стыдиться Господа, но будем укрепляться в вере, беря пример с новомучеников".

Евгений Шевыкин, Православная гимназия, 10 класс

"Меня сейчас переполняет духовная радость, т.к. мощи сщмч. Константина переносят в Богоявленский собор, поближе к гимназии. Это замечательно. Очень чувствуется молитвенная помощь священномученика в учебе, а когда летом мы ходили в поход на баркасах до Соловецких островов, путешествовать было легко, ведь наш небесный покровитель был с нами всегда: его имя носил один из баркасов.

Я бы на месте властей на флаге нашего города поместила не шесть ромбов, символизирующих текстильное производство, а икону Константина Богородского".

Екатерина Пузанова, Православная гимназия, 11 класс

"Обучаясь в Православной гимназии, мы очень часто приходим поклониться нашему небесному покровителю батюшке Константину, и меня в такие моменты всякий раз охватывает ощущение невидимого его присутствия. Когда стоишь возле мощей, такая необъяснимая радость вдруг начинает наполнять душу, и такие необыкновенные, светлые и возвышенные мысли прилетают откуда-то, и кажется, что ты начинаешь любить все и всех вокруг какой-то необыкновенной, почти Божественной любовью, и для всего мира хочется сделать много-много добра.

Знакомство с жизнью священномученика Константина Богородского, как и других святых, в каждом человеке усиливает ощущение реальности Бога, повышает уровень нашего духовного развития, учит прощать, надеяться, верить и любить.

Вообще, участвуя в паломнических поездках, читая жития святых, поклоняясь их мощам, купаясь в чудотворных источниках, мы становимся чище душой и сердцем и, оставаясь самими собою, все же становимся непохожими на себя прежних".

Максим Савинков, Православная гимназия, 10 класс

"Велика роль Константина Богородского в жизни города. По его молитвам полон народа: тут и дети, и молодые люди, и пожилые. С каждым годом прихожан становится больше. А благодаря твердой вере народа крепче становится духовность общества".

Никита Науменко, Православная гимназия, 10 класс

"Своим подвигом священномученик Константин показал, что Православие непобедимо. Смерть священника только укрепила верующих людей. Множество мучеников в годы гонений принимало смерть, своим мужеством помогая другим людям терпеть унижения и боль, достающиеся им от тиранов. Константин Богородский доказал, что против жестокости можно бороться любовью и верой. Его проповеди вдохновляли людей, и все верили, что Господь их не оставит. Даже сейчас, спустя почти сто лет, этот подвиг вдохновляет нас, побуждая не отчаиваться и всегда уповать на помощь Божию, с которой можно выдержать любые испытания".

Артем Киров, Православная гимназия, 11 класс

"Подвиг новомучеников имеет для нас великоее значение, так как они нам особенно близки, потому что являются нашими старшими современниками. Из всех новомучеников для нас наиболее яркий пример - Константин Богородский. Мы почитаем его, уважаем такие его качества, как бесстрашие, сила воли, твердость духа.

Когда я читаю жития мучеников, то невольно задумываюсь: а как бы я сама поступила, оказавшись в такой ситуации? - и понимаю всю свою немощь духовную и телесную, до конца осознаю свою трусость, страх перед смертью, болью.

Но своими подвигами новомученики призывают нас молиться, уповать на помощь Божию, просить, у Господа сил, чтобы никогда, даже в самой трудной ситуации, не забыть про Него и не отречься от Него".

Елена Сергеева, Православная гимназия, 11 класс

Так оказываются связанными воедино история и современность, прошедшее, настоящее и будущее.

Родился в 1852 году в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье пономаря [1]. Его отец умер, когда мальчику было всего девять лет.

В 1876 году окончил Саратовскую духовную семинарию по первому разряду со званием студента [2] и вступил в Саратовское братство Святого Креста [3]. Уроженец села, пораженного сектами и расколом, он в семинарии особое предпочтение оказывал изучению предметов, изъясняющих существо раскола и различных сект.

В том же году, по благословению епископа Тихона (Покровского), отправился миссионером Братства в родное село [4], где открыл церковноприходскую школу, в которой был и директором, и учителем по многим предметам и, в частности, по Закону Божию [5]. За два года, благодаря миссионерским трудам Константина Алексеевича, из раскола к Православной Церкви присоединились 1500 человек.

Представил епископу Тихону написанные пробные лекции.

В 1878 году был утвержден учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища [6] и назначен, как миссионер Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и блюстителем противораскольнической библиотеки в городе Вольске [7].

Был деятельным участником бесед с раскольниками, проводившихся в Вольске, Саратове, а также на своей родине в селе Барановке. Некоторые статьи по важным для своих оппонентов вопросам, как, например, о клятвах Собора 1666 и 1667 годов, Константин Алексеевич опубликовал позже в "Саратовских епархиальных ведомостях". Скоро беседы в Вольске приобрели известность и среди раскольников уезда, которые стали приезжать в город, чтобы присутствовать на них.

В 1879 году назначен на должность разъездного епархиального миссионера, и с этого времени его беседы в Вольске были переведены из епархиального училища в более поместительный Предтеченский собор. В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской епархии, во все те поселения, где или не было православного пастыря, или у пастыря не было достаточной подготовки для борьбы с сектантами, или он робел перед ними, так как в иных случаях они показывали большую сплоченность и организованность. Посещал с беседами также и Воронежскую епархию по приглашению местного архиерея.

Затем был приглашен митрополитом Сергием (Ляпидевским) на работу в Богородский уезд Московской епархии.

4 марта 1895 года был определен на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору города Богородска с правом первостояния между всеми священниками Богородского и Павло-Посадского уездов. Под его начало отошли шестнадцать приходов.

12 марта того же года был рукоположен во священника епископом Можайским Тихоном (Никаноровым).

В том же году вошел в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных.

Весной 1896 года назначен председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства.

В 1897 году был назначен заведующим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковноприходской школы, при которой с 1901 года стал законоучителем. Тогда же был избран на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. В 1900 году открыл при Богоявленском соборе женскую церковноприходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году был избран членом Богородского комитета народной трезвости. Участвовал во многих церковных мероприятиях в Богородском уезде, в освящении нововоздвигаемых храмов, в съездах преподавателей церковных школ. При этом. отец Константин не оставлял своих миссионерских бесед с раскольниками.

22 ноября 1903 года был возведен в сан протоиерея.

В 1913 году после двух с половиной лет тяжелой болезни скончалась его жена Мария.

В начале 1918 года был арестован в Богородске и без суда осужден на смертную казнь. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было в конце концов объявлено, так как после этого он передал из тюрьмы детям свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что осужден на смерть, и был к ней готов.

О предстоявшей казни священника было известно заранее. Протоиерей Константин прослужил в Богородске двадцать три года и за это время стал духовным отцом многих православных жителей города. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли рядом с ним, слышали, как отец Константин вслух сказал: "Не ведают, что творят".

Неглубокая могила была вырыта на опушке соснового бора под Богородском [8] на дне небольшого карьера, откуда когда-то бралась земля для различных технических нужд. Отцу Константину связали руки, и он просил освободить их, чтобы в смертный час осенить себя крестным знамением, но Белозеров отказал ему, сказав: "Довольно, поп, открестился". Красноармейцы из отряда Богородской ЧК вначале отказывались стрелять, и руки у них дрожали. Затем, выстрелив отцу Константину в ноги и в плечо, палачи стали засыпать свяшенномученика живого землей. "Несчастный, - сообщал на Поместном Соборе 20 сентября 1918 года архимандрит Сергий (Шеин), - подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца - его засыпали живым".

По преданию, после расстрела священник стал являться командиру отряда красноармейцев, выполнявших расстрел. Однажды, когда в комнату вошла с распущенными волосами его жена, он принял ее за убитого им священника, выстрелил в нее и убил. И затем застрелился сам.

20 ноября 1995 года были обретены мощи священномученика и перенесены в Тихвинский храм города.

При обретении были обнаружены останки еще двух человек, погребенных в той же могиле, которые в жизнеописаниях о. Константина часто именуются мучениками, пострадавшими вместе со священником. По этому преданию, один из них был солдатом, состоявшим в отряде красногвардейцев, родом из Богородска. Он отказался стрелять в священника и был за это убит. Другой была женщина, бесстрашно защищавшая о.Константина. Однако, по-видимому, это миф.

18 апреля 1996 года протоиерей Константин Голубев был причислен к лику местночтимых святых Московской епархии.

В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Награды

  • скуфья (1896)
  • камилавка, наперсный крест (1897)

Использованные материалы

[1] Саратовские ЕВ. 1871. №10 (16 мая), с. 197.

[2] Саратовские ЕВ. 1876. №25 (13 июля), с. 276.

[3] Список Братства Св. Креста // Саратовские ЕВ. 1878. №24 (30 июня), с.431.

[4] Отчет Саратовскаго православного, церковного Братства Св. Креста за 1877 год // Саратовские ЕВ. 1878. №14/15 (22 апреля), с. 295-299.

[5] Очерк села Барановки, Вольского уезда // Саратовские епархиальные ведомости. 1885. №2 (31 января), отд. неофиц. с. 46-58.

[6] Краткие сведения об учебно-воспитательной части Вольского духовного училища // Саратовские ЕВ. 1878. №35 (23 сентября), с. 391.

[7] Извлечение из протоколов Совета Братства Св. Креста за 1879 г. // Саратовские ЕВ. 1879. №24 (30 июня), с.431.

[8] Ныне в городской черте города Ногинска (Богородска), опушка соснового бора за стадионом

[9] "Непобедима пребывает: Жизнеописание и миссионерские труды священномученика Константина Голубева" / Сост., жизнеоп., примеч. И. И. Ковалевой. — М.: Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2007. — 400 с: ил.

[10] Письменный А. На Глуховке за 20 лет. [М.] 1937. С. 16.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Избранный от сынов российских быти исповедником Христа Распятого, за Него же пострадав даже до крове, послуживый Богу и ближнему проповедию Евангельскою и твердым стоянием в вере Православней, раскола искоренителю и ересей низложителю, восхваляем подвиги и страдания твоя. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, заступай нас, любовию тебе зовущих: Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Икос 1

Ангелов Творец и всея твари Создатель избра тя, святе Константине, в проповедника веры Православныя среди ересию раскола одержимых. Ты же, яко добрый воин Христов, Креста оружием вооруженный, со усердием провозвещал еси Учение Его, за еже слышиши от всех сицевая:
Радуйся, с раннего детства благочестием украшенный.
Радуйся, плод благоуханен житием твоим от юности являяй.
Радуйся, усердный исполнителю заповедей Божиих.
Радуйся, честный обличителю неверия и раскола.
Радуйся, таинств церковных благоговейный совершителю.
Радуйся, возлюбленный пастырю стада Христова.
Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Кондак 2

Видевше чада церковныя твердое стояние твое в вере Православней, возлюбиша тя, яко отца чадолюбива, паче же возлюбиша Господа, Его же ты, отче, проповедал еси, призывая всех воспевати Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разум совершен стяжал еси, отче, от Бога, яко противостати последователем треокаянного Аввакума, вся бо труды твоя направляя, да будет едино стадо и Един Пастырь. И много преуспел еси в сих трудех твоих: мнози бо из раскола в лоно Матери Церкви возвратишася и паки спасение узревше, возопиша к тебе таковая:
Радуйся, раскола искоренителю.
Радуйся, заблуждения Аввакумова и последователей его обличителю.
Радуйся, молние, ереси пожигающая.
Радуйся, одождение догматов Православия.
Радуйся, веру чрез многия труды непреложно утвердивый.
Радуйся, многих заблудших на путь истины наставивый.
Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Кондак 3

Сила Вышняго, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, обильно сниде на тя, отче, егда святителем Сергием в область столичную в богоспасаемый град Богородск призванный на служение и во иерея поставлен бысть, да многия души, в сети раскола уловленныя, спасеши и научиши всех православно воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Кондак 4

Икос 4

Слыша Филарета Милостивого, в тонком сне тебе явльшагося, глаголющаго о тяжком недуге супруги твоея Марии, не унывал еси, отче Константине, но паче к Богу молитвы твоя о здравии тоя возсылати потщался еси, на милосердие Его уповая. В сих узревше твердость духа твоего, со умилением взываем тебе:
Радуйся, в супружестве в любви и целомудрии поживый.
Радуйся, яко супруге твоей болящей молитвенник и духовный целитель был еси.
Радуйся, чад своих в Законе Христовом воспитавый.
Радуйся, в добрых делех их и наш наставник явивыйся.
Радуйся, супругом благочестивым покровителю.
Радуйся, скорбных сердец радостотворный посетителю.
Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, отче Константине, во граде Богородске, проповедию боговдохновенных словес твоих вся просвещая, от ереси и раскола отвращая и призывая всех взывати Света Подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Преосвященный Архипастырь Московский и вси православнии людие Божие избрание тя в миссионера земли Богородския, радовахуся. Мы же со благоговением воспеваем сице:
Радуйся, любимиче Божий, на подвиг равноапостольский избранный.
Радуйся, служителю Господень, предопределенный для возделывания нивы Христовой.
Радуйся, пастырю словесного стада Христова, блуждавшаго по вертепам неверия и раскола.
Радуйся, проповедниче веры истинныя в краю нечестия Аввакумова.
Радуйся, света истиннаго распространителю.
Радуйся, диавольския тьмы прогонителю.
Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Кондак 6

Проповедник богоносный быв, отче праведный, истинному боговедению и благочестию поучал еси паству твою и вся люди земли Богородския словом спасения, паче же образом жития своего наставляя на путь спасения, да вопиют вси Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси яко вторый Павел проповедию твоею в земли Богородстей, отче Константине, возвещая Истину Христову и во узах сущим. Они же, слово твое доброе послушающе, радости и надежды исполняхуся, зовуще ти сице:
Радуйся, сущих во узах посетителю неленостный.
Радуйся, проповедию твоею всех утешал еси.
Радуйся, Божественныя Литургии и в тюремном храме совершителю.
Радуйся, Божественными тайнами укреплял еси отчаянных.
Радуйся, примером добраго по Бозе жития твоего многих исправлял еси.
Радуйся, сего ради от Христа духовныя дары приял еси.
Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Кондак 7

Хотение едино всегда имел еси, отче, да чада Церковная в мире и благочестии пребывают, сего ради благовествовал еси Слово Христово, да вси любят друг друга и единем сердцем и единеми усты вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Дивно и пречудно служение твое бысть, святе Константине, всякое нечестие и беззаконие небоязненно обличал еси, и от народа за то зело любим был еси, вся бо назидал еси во спасение. Мы же, ревностному служению твоему подражати желая, приносим ти глаголы сия:
Радуйся, отче, святостию и чистотою светло украшенный.
Радуйся, Богоносе, дарами Божественными свыше одаренный.
Радуйся, яко твоею проповедию грешнии покаянием Богу угодиша.
Радуйся, яко твоими наставленьми заблуждшии правый путь спасения обретоша.
Радуйся, ближния твоя искренне возлюбивый.
Радуйся, спасению их усердно послуживый.
Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Кондак 8

Странно и ужасно бе видети, егда вера Христова во Отечестве нашем от единоплеменников поругашася, и тя, исповедника оныя, яко преступника воини ведяху на страдания; духовная бо чада твоя со слезами сретаху тя, Константине, поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Кондак 9

Икос 9

Витии человеческия умолкают в страхе и трепете, не могущие видети лютую кончину твою: к рову тя приведоша воини и, ураниши тя, еще жива суща в ров сей ввергоша и землею покрыша тело твое. Сие воспоминая со слезами зовем ти:
Радуйся, образе мужества и терпения.
Радуйся, яко не убоялся еси лютого мучения, тебе уготованнаго.
Радуйся, душу свою положивый за овцы своя.
Радуйся, мучениче и пастырю.
Радуйся, жертво принесенная в воню благоухания.
Радуйся, яко диавола посрамил еси.
Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Кондак 10

Спасти хотя душу свою, вдал еси себе, Константине, в руце мучителей, иже осудиша тя судом неправедным. Но вся сия ведый, паче пламенел еси серафимскою любовию к Богу, тем же вселился еси в Небесныя Обители, идеже со ангелы воспеваеши песнь хвалебную: Аллилуиа.

Икос 10

Царя земнаго чтити не восхотесте и Небесному Царю кланятися не возжелаете богопротивнии людие, заповеди Божия оставиша и беззакония многа сотвориша. Ты же, святе, не устрашился еси их, ниже усомнился еси во Всеукрепляющей помощи Божией: укрепляемый бо ею вся претерпел еси и служителей диавола тем посрамил еси. Тем же вопием ти, отче Константине, сицевая:
Радуйся, не убоявыйся волка грядущего.
Радуйся, даже до смерти Христово Евангелие возвещал еси.
Радуйся, стяжавый мученичества венец.
Радуйся, яко грехом расслабленныя воздвигл еси на путь спасения.
Радуйся, злобы богоотступных не устрашивыйся.
Радуйся, твердейший адаманта в терпении твоем показавыйся.
Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Кондак 11

Пение хвалебное тебе приносяще, страстотерпче Христов Константине, воспеваем подвиги твоя и с тобою пострадавших за истину, иже не восхотеста тлетворному духу века сего служити и беззаконная веления исполняти: ов убо стреляти отказахся, ова убо собою тя прикрывала. Ныне же с тобою Богу предстоят, немолчно взывая Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарная звезда явишася святыя мощи твоя, мучениче добропобедный, не токмо граду Богородску, но и всей России, просвещая всякого человека ко Христу грядуща и о покаянии радеюща, подвизая всех вопити тебе сице:
Радуйся, угодниче Христов.
Радуйся, скорый в бедах помощниче.
Радуйся, покров и заступление притекающих к тебе с верою.
Радуйся, светильниче Божий, горяй и светяй.
Радуйся, во светлостех святых вселивыйся.
Радуйся, мощами бо твоими нетленными с нами присно пребываеши.
Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Кондак 12

Благодать велию и богатую милость приял еси от Христа Бога нашего молитися за всех, с верою призывающих тя; тем же молим тя: помози нам предстательством своим у Господа сохранити в сердце своем веру истинную, упование непреложно, любовь к Богу и ближнему нелицемерну, подвигом добрым подвизатися, воспевая Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поем твоя крепкия подвиги, Константине священномучениче, почитаем страдания твоя, хвалим многое долготерпение твое, благоговейно покланяемся многоцелебным мощем твоим, имиже прослави тя Христос Бог по всей земли. В честь же победоносных подвигов твоих и страданий восписуем ти похвальная сия:
Радуйся, яко Христос Бог за доблестная страдания твоя славу и велелепие на тя возложил есть.
Радуйся, от мученических ликов под венец славы провождаемый во гласе радования.
Радуйся, Царствия Христова сонаследниче.
Радуйся, славы Божия сопричастниче.
Радуйся, граду Богородску и всем нам всегдашний покровителю.
Радуйся, помощь свою всем чтущим тя присно являющий.
Радуйся, священномучениче Константине, добрый пастырю и преславный исповедниче.

Кондак 13

О, святый и добропобедный священномучениче Константине! Нынешнее малое сие моление от нас приимши, исходатайствуй твоими всемощными молитвами мир и тишину Церкви нашей, да сохранит ю Христос Бог от ересей и раскола; нас же, любовию тя почитающих, сохранит и защитит Своею благодатию от всякого зла в жизни сей, и во время кончины нашея не оставит нас и Царствия Небесного наследники да явит, идеже с тобою воспоем Ему победную песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Молитва

О, страстотерпче Христов Константине блаженне!

Кровию твоею яко багряницею украсившеся и небесных чертогов и вечнующия славы сподобившеся, не забуди и нас, на земли сущих, но теплым ходатайством твоим пред Богом избави всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней и многоцелебней раце святых мощей твоих благоговейно припадающе и лобызающе я, мы, недостойнии и многогрешнии, к тебе, яко к скорому помощнику и теплому молитвеннику нашему, прибегаем, и с сокрушенным и смиренным сердцем вопием: не презри моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, но яко благодатию Божиею венчанный, очисти нас от недуг наших и испроси нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Ты бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру твою, кровию запечатленную, приял еси. Темже убо в человечестей помощи отчаявшимся, к тебе же тепле с верою прибегающим, и исцеление нам подавай неоскудно: всем же верным грехов оставление испроси, да славят Дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и твое теплое заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В страшную эпоху гонения на Церковь в России множество мучеников и исповедников подобно первым христианам проливали свою кровь за истину Православия. Бесчислен сонм мучеников Церкви Российской XX века! Многие из них были прославлены в последнее время в лике общероссийских или местночтимых святых. Так продолжается в Русской Православной Церкви благодатная традиция канонизации исповедников веры.

В многочисленном ряду таких свидетелей Истины одним из первых стоит известный миссионер Богородского края протоиерей Константин Голубев ( f 1918), прославивший Господа своим мученическим подвигом.

Отец Константин родился в 1852 году в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Во святом крещении он был наречен именем святого благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября). Отец его отошел ко Господу, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную семинарию, которую окончил по первому раз-

ряду. Когда ему исполнилось двадцать четыре года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения.

По благословению Преосвященного Саратовского и Царицынского Тихона он был назначен миссионером Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед. Еще через три года, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, епархиальный архиерей определил его противораскольническим и противосектантским миссионером Саратовской епархии.

Успешная деятельность отца Константина обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), и тот призвал его в Богородск для служения в Богоявленском соборе.

Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. В своем служении он принимал активное участие в деятельности на пользу заключенных и совершал богослужения в тюремном храме. Большое внимание отец Константин уделял проблемам религиозного образования и просвещения женщин, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа. Какими будут женщины в стране, считал он, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России.

Священник Константин также радел о борьбе с пьянством. При всех своих обширных начинаниях он не оставлял миссионерской деятельности и, кроме проповедей в соборе, проводил также публичные беседы как в самом городе, так и в селах и деревнях Богородского уезда.

Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. А она была большая, дружная. Семеро детей воспитывались в строгом православном духе.

При наступивших после 1917 года гонениях на Церковь Христову священник был арестован. Это произошло после всенощной в апреле-мае 1918 года.

Несколько дней отец Константин содержался под арестом в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия был приговорен к смертной казни.

Ему объявили о том, что он будет расстрелян. Священник не просил, чтобы его освободили, зная, что смерть неизбежна, и был к ней готов. Не знал он только того, что убийцы, вполне испытав силу его веры за время нахождения в тюрьме, избрали для исповедника мучительную казнь.

При расстреле священника только ранили, еще живым бросили в яму и стали засыпать землей.

Очевидцы расстрела вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

С тех пор православный народ не забывал своего пастыря и часто посещал место его страдальческой кончины.

Учитывая праведное житие и мученический подвиг протоиерея Константина и иже с ним убиенных, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, определено причислить их к лику местночтимых святых Московской епархии.

18 апреля 1996 года в Тихвинском храме Ногинска за Божественной литургией был торжественно совершен акт канонизации. Память священномученика Константина совершается 19 сентября (2 октября).

О сем благом и радостном событии прославления новых святых возвещаю всем вам, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, возлюбленные братья и сестры.

Память священномученика Константина Богородского собрала нас сегодня в Тихвинскую церковь Ногинска. Я очень рад, что духовенство Ногинского и других благочиний нашей епархии прибыло сегодня для совершения соборной молитвы этому великому святому.

В Святом Евангелии, которое вы сегодня слышали во время молебна, прозвучали слова Христа Спасителя о страшных испытаниях, которые будут постигать людей, когда в их сердцах охладеет любовь. Эти слова заканчиваются обетованием Господа о том, что только претерпевший до конца будет спасен (Мф. 10:22).

Именно это евангельское повествование, дорогие братья и сестры, в первую очередь относится к священномученику Константи-

ну. Всю свою жизнь он отдал служению Богу и людям: не только на словах - проповедью Евангелия Христова, но на деле, своим мученическим подвигом засвидетельствовал любовь и преданность Христу и Его Церкви.

Мало сохранилось свидетельств о его страданиях и кончине, но то немногое, что дошло до нас, потрясает и сегодня. Находясь в заключении, священномученик все свое время проводил в глубокой молитве, не ждал от истязателей милости, но мужественно ожидал своего часа. Когда его до смерти израненного, но еще живого закапывали в могилу, и тогда в его сердце не было ни страха, ни ненависти, но только предвкушение встречи с Господом, ради Которого и был пройден страшный путь.

Священномученик Константин был истинным ревнителем православной веры, всей своей жизнью утверждавшим единство нашей Святой Церкви.

Так всегда бывает: когда очень трудно, когда кажется, что нет больше сил нести свой крест, Господь посылает видимые знаки Своей милости и заступления.

Так и прославление святого Константина Богородского ободрило православных жителей Ногинска, отвратило от раскола многих, кто впал в этот грех. Житие и страдания подвижника ободряют сегодня каждого из нас.

И мы, архипастыри и пастыри, всегда молились, и будем молиться о земле Богородской, чтобы здесь, где проповедовал и пролил свою кровь священномученик Константин, процветала вера православная, чтобы его предстательством Господь сохранял нас от всякого зла.

Богородский край, место особого присутствия Матери Божией, освящен кровью священномученика Константина Богородского. Он был почитаем и до канонизации, но после его прославления святой видимым образом оказывает свое покровительство Церкви и всем людям Богородской земли.

Вы знаете, что героям, великим людям ставятся памятники, а святым созидаются храмы. Под престол полагаются мощи мученика, и на них совершается богослужение. Это видимый знак духовного присутствия угодников Божиих.

Кажется, недавно мы освящали часовню в честь погибших наших воинов, чтобы почтить память защитников родной земли. А сегодня мы видим другой, только что воздвигнутый храм.

Богоугодные дела никогда не изгладятся из благодарной памяти жителей Богородского края. Мы, люди, не вечны на земле, но храм будет вечен. И он будет напоминать о том жертвенном подвиге, который совершили благотворители и помощники в строительстве.

Волхвы принесли свои дары новорожденному Иисусу Христу, и с тех пор принято приносить в дар Спасителю самое лучшее, что есть у нас.

Священномученик Константин Богородский жизнь свою отдал за Христа. Все его служение было проникнуто жертвенной помощью ближним, проповедью Святого Евангелия. Отныне он особый покровитель этого града.

О, святый священномучениче Константине!

К тебе, как живому сущему, обращены сегодня наши мысли и молитвы. Ты предстоишь ныне перед Престолом Всемогущего Бога, Которому служил всю жизнь и отдал ее, удостоившись от Господа мученического венца. Сегодня мы нуждаемся в твоей помощи и молитвах.

Чтобы снять тяжелое бремя с народа этого града, причинившего тебе смертельные раны и страдания, земным поклоном я прошу от имени всех, чтобы ты простил нас!

О, святый священномучениче!

Ты в этом древнем крае ревностно проповедовал Христа и заблудших чад приводил в ограду церковную. Они тебя возлюбили, так же, как и те, которые были верны Церкви Христовой.

Твое явление святыми мощами, твое прославление в лике святых происходит в нелегкое для нашего народа время, когда мы вновь сози-

даем Святую Русь, когда, как волки хищные, раскольники и сектанты разрывают хитон Христов.

Мы верим, что твое явление среди нас - видимый знак Божией благодати, помощи всем, кто несет свои труды в Церкви Христовой и на благо нашего Отечества. Моли, священномучениче святый, чтобы умирился мир, чтобы сохранилась держава Российская в мире и благоденствии, особенно же молись за град сей, где ты двадцать три года прослужил как пастырь Христов. Мы благодарим Бога, что теперь в твоем лице мы имеем крепкого предстателя у Престола Божия.

В этот торжественный момент я имею поручение Предстоятеля нашей Церкви передать всем его первосвятительское благословение и поздравление с великим событием не только этого края, но и всей нашей Русской Православной Церкви.

Святейший Патриарх просил заверить, что в этот священный момент, находясь в Лавре преподобного Сергия Радонежского, он разделяет с нами и молитву, и радость праздника.

Для нас всех, собравшихся на это торжество, очень трогательно прославление священномученика Константина.

Сегодня вместе с Преосвященным епископом Григорием присутствуют все благочинные нашей епархии, настоятели и настоятельницы монастырей.

Нашу службу украшал хор Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря.

Как бы вся земля Подмосковная собралась сегодня, чтобы вознести свои молитвы, получить в сердце своем радость и нести ее миллионам и миллионам жителей града Москвы, Подмосковья, всей Московской епархии.

Я хотел бы особенно поблагодарить сегодня тех, кто предпринял большие труды по изучению архивных материалов, связанных с жизнью, служением, страданием и мученической кончиной священномученика Константина, а также при открытии святых его мощей.

Я приветствую нашу богохранимую паству, собравшуюся здесь, у мощей святого, который жизнь свою положил за спасение своих чад, проповедуя слово Божие.

Я думаю, что каждый из нас, прикладываясь сегодня к святым мощам священномученика Константина, будет слезно молить о прощении всех своих грехов, которые мы по немощи совершаем в своей жизни.

Мы должны испросить у святого угодника Божия сил для несения нашего жизненного креста, чтобы, как он, быть «верными даже

Теперь мы чувствуем, что мы не одиноки; здесь в этом храме -великая святыня, притекая к которой мы будем получать утешение, радость и залог вечного спасения.

К сегодняшнему празднику было предпринято много трудов, и я хочу поблагодарить всех вас за то, что вы составили это торжество. Мы издали житие священномученика Константина и его священное изображение. Каждый из вас получит его в благословение.

Читайте также: