Женщина в средневековом европейском обществе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Именно средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине. С христианской культурой в нашу жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, — виновница грехопадения Ева и добродетельная мать Христа Мария. Современное общество, воспроизводя стереотипы женственности, нередко использует примеры средневековых персонажей — прекрасной возлюбленной Данте Беатриче, отважной, самоотверженной Орлеанской Девы Жанны д'Арк, мудрой мыслительницы Хильдегарды Бингенской, куртуазной королевы Элеоноры Аквитанской, неистово набожной святой Екатерины Сиенской. Изучение экономического, юридического, социального статуса средневековой женщины, несомненно, позволяет лучше понять и положение женщины в современном обществе: в экономике и политике, образовании и семейной жизни.

Содержание

1. Введение
2.Рассмотрение идеала женщины:
- воспитание
- женский образ Евы и Девы Марии
3. Понятие женской греховности
4. Культ Прекрасной Дамы
5. Эстетические особенности образа женщины
6. Женщины-рыцари
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по средневековой культуре.docx

Отношение к монахине в средневековом обществе определялось оценкой непорочности, целомудрия как наиболее угодного Господу состояния. Считалось, что монахиня, которая дала обет целомудрия, думает не о земном, мирском, греховном, а о Боге, спасении души. Полагалось также, что монахиня, как и земная женщина, вступает в брачный союз: но не в телесный союз с земным мужчиной, а в духовный союз с Иисусом Христом. Символом этого мистического брака считался перстень на ее пальце. Не случайно тема мистического брака с Христом была очень популярной в творчестве женщин-святых, например Екатерины Сиенской.

Культ Прекрасной Дамы

Средневековье знает два полярных взгляда на положение женщины — женщина предстает либо воплощением греховности, она изначально порочна; либо в образе святой небесной красоты, Культ Прекрасной Дамы является ее земной разновидностью. Поразительно, что такие разные культурные миры существовали в одной эпохе параллельно, не пересекаясь друг с другом.

Культ Прекрасной Дамы, который был тесно связан с распространением культа Девы Марии, так как была женским идеалом красоты.

В моде была дама высокая, хрупкая и тонкая, с плоской грудью (иногда грудь перетягивали бинтом) и узкой талией, с белой, как лилия, кожей, с длинными золотистыми завитыми волосами, с нежным взлетом темных, но не сросшихся бровей, большими голубыми или зелеными глазами, прямым носиком, маленьким улыбающимся ротиком, полными губами и ямочкой на подбородке. Это было совершенно светское изобретение. Рисовался некий туманный, мерцающий неразгаданной загадкой женский образ. С относительной точностью можно сказать, что на свет он появился в конце XI - начале XII века, местом его рождения считается южная область Франции, Прованс. Прославление Дамы сердца распространяется при многих блестящих дворах Западной Европы: в Бретани, Бургундии, при дворе Элеоноры Аквитанской и Генриха II в Англии (XII века). Дамы сами способствовали распространению этого культа, они покровительствовали трубадурам и являлись главными вдохновителями и подлинными ценителями искусства куртуазной любви.
Трубадурами назывались поэты, слагавшие свои песни посвященные Прекрасной Даме, были первыми произведениями высокой литературы, написанными не на "вечной" латыни, а на разговорном языке, что делало их понятными всем.

В период Средневековья женщина занимает второстепенное, подчиненное положение. Отношение к ней общества закреплено в догматах христианской религии. Основные черты морали, господствовавшей в средневековом обществе: аскетический и антисексуальный идеал, превосходство мужчины над женщиной.

Помимо воспевания сеньоры, культ предполагал реальные действия, подтверждающие чувства почитателя. Это подвиги на поле боя или на турнирах, совершаемые в честь возлюбленной, что было наиболее традиционно, разнообразные деяния, начиная с самых простых и безобидных поступков, таких как ношение платка, ленты, перчатки или рубашки своей дамы, а также цветов ее герба, и кончая самыми экзотическими и мазохистскими актами вроде вырывания ногтей, бега на четвереньках и воя по-волчьи. Добровольно вступая в любовное рабство, рыцари подвергали себя всевозможным унижениям, чтобы добиться благосклонности своей повелительницы.


Любовь должна быть платонической. Ее реальное содержание, смысл были не столько в самом любовном романе, сколько в тех душевных переживаниях, которые преображают влюбленного, делают его совершенным, щедрым, благородным. Она — источник вдохновения и военных подвигов.


"Любовь стала полем, на котором модно было взращивать всевозможные эстетические и нравственные совершенства. Благородный влюбленный. вследствие своей страсти становится чистым и добродетельным".


Это сила, поднимающая человека выше рамок жизни земной и дающая путь к мистическому союзу с силами высшими. Слияние образов Прекрасной Дамы и Девы Марии позволяет говорить даже об эротическом отношении к Мадонне в куртуазной культуре; любовь земная — преддверие любви небесной.
Главное в куртуазной поэзии есть именно преображающая сила любви — но не женщина. Смысл любви здесь не в отношении к неповторимой индивидуальности Прекрасной Дамы, не столько в объекте любви, сколько в переживаниях ее субъекта. Не случайно в лирике трубадуров героиня лишена индивидуальных черт.

Наиболее обстоятельно куртуазная теория представлена в сочинении "О любви", принадлежащем перу Андрея Капеллана, духовника французского короля. Любовь, по словам Капеллана, преображает человека: даже грубого и невежественного заставляет блистать красотой, низкородного одаряет благородством нрава, надменного благодетельствует смирением. Андрей Капеллан выделяет три пути достижения любви: красота облика, доброта нрава и красноречие.

В системе правил для любящих, представленной Капелланом, тридцать одно правило.

Приведем некоторые из них:

— супружество не причина к отказу от любви;

— кто не ревнует, тот не любит;

— что берет любовник против воли другого любовника, в том нет вкуса;

— любовь разглашенная недолговечна;

— легким достижением обесценена бывает любовь, трудным — входит в цену;

— кого безмерное томит сладострастье, тот не умеет любить


Кодекс рыцарской любви долго существовал и после того, как рыцарский дух его покинул. Безусловно, культ Прекрасной Дамы, созданный в рамках куртуазной культуры, оказал сильное влияние на преодоление женоненавистничества и подготовил почву для рождения одухотворенной индивидуальной любви. Однако об этом благотворном влиянии можно говорить скорее применительно к последующим эпохам, чем собственно к средневековью. Разумеется, культ женщины был идеалом маленькой аристократической касты.

• Первое — нижнее — платье — камиза — узкая и длинная рубашка с узкими и длинными рукавами. У простых людей камиза одновременно являлась и верхней одеждой.

• Второе — верхнее — платье — котта — с узким глухим лифом. Верх платья шнуровался сбоку или сзади.

Платье было с длинной и широкой, за счет вшитых боковых линий, юбкой и длинными и узкими рукавами, заканчивающимися широкими манжетами в виде раструба (в связи с сокрытием рук).

Сверху надевали безрукавное длинное сюрко — из дорогих тканей, сходное по крою с платьями.

Сюрко по вырезу и проймам украшалось мехом (горностай).


Волосы замужних женщин прятались под головным убором, никто, кроме мужа, не мог любоваться их красотой, а обязательным условием красоты, согласно представлениям об эстетическом идеале, были длинные золотистые вьющиеся волосы.

Короткие волосы считались признаком рабства и бесчестия.

Поверх платков на голову женщины надевали украшенные головные обручи — темплеты - круглые щитки над ушами.

Это была живая приманка для блох. Зверька тоже украшали, надевая ему золотую цепочку на шею.

Женская обувь имела слегка заостренные носки. Обувь изготавливалась из дорогой плотной ткани или из цветной мягкой кожи на мягкой подошве. Женская обувь походила на мужскую.

Согласно этикету, женщины должны были ходить мелкими шагами, опустив глаза, слегка склонив на бок голову, изящным движением руки уметь подхватывать платье, не волоча его по земле, и т. д.

В трактате "О семье" писалось, что женщины, безумные, разрушают нежнейшую кожу ядовитыми мазями. Это было верно, т. к. косметические средства действительно были вредны (например, свинцовая пудра и белила, а мода на расширенные зрачки – использовались капли белладонны – порой вела к ухудшению зрения и даже слепоте).

Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Для женщины в Средневековье была разработана наиболее развернутая и аргументированная концепцию несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине. С христианской культурой в нашу жизнь пришли два женских образа-антипода, которые до сих пор играют важнейшую роль в отношении к женщине, - виновница грехопадения Ева и добродетельная мать Христа Мария. Изучение юридического, экономического и социального статуса женщины в Средневековье позволяет, несомненно, лучше понять и положение женщины в современном обществе: в политике и экономике, образовании и личной, семейной жизни.

mediival woman3

Женщине в Средневековье было отведено весьма скромное, если не сказать ничтожное, место в стройном здании социальной иерархии. Патриархальный инстинкт, традиции, сохранившиеся еще со времен варварства, наконец, религиозная ортодоксия - все это настраивало средневекового человека на весьма настороженное отношение к женщине. Да и как еще можно было к ней еще относиться, если на священных страницах Библии рассказывалась история о том, как злокозненное любопытство Евы и ее наивность довели Адама до греха, имевшего столь ужасные последствия для рода человеческого? Поэтому вполне естественным казалось возложить всю тяжесть ответственности за первородный грех на хрупкие женские плечи. Изменчивость, кокетство, легковерие и легкомыслие, жадность, глупость, завистливость, коварство, богопротивная хитрость, - и это далеко не полный список нелицеприятных женских черт, ставших излюбленной темой литературы и народного творчества. Женскую тему эксплуатировали с самозабвением. В средневековой литературе очень много произведений, высказывающих пренебрежительное и откровенно враждебное отношение к женщине. Однако, что удивительно: все это существовало рядом с совершенно иной литературой, которая настойчиво воспевала и славила Прекрасную Даму.

Следует отметить, что обвинение женщины Средневековья в том, что она была главным виновником первородного греха, определялось самой сутью средневекового миросозерцания, в котором грехопадение осмыслялось как победа природного, телесного над собственно человеческим - духовным началом. А поскольку первое отождествлялось с женским, а второе - с мужским, постольку в этой системе ценностных координат женщина была обречена нести главную ответственность за грехопадение. Подтверждение этому видели и в характере наказания человека: утратив бессмертие, он отныне был вынужден в поте лица своего заботиться о хлебе насущном, женщина в свою очередь получила дополнительную кару - рожать на свет детей в муках. Поэтому вполне естественным казалось возложить всю тяжесть ответственности за первородный грех на хрупкие женские плечи.

При характеристике женщины в Средневековье настойчиво постулировалось ее несовершенство в физическом, нравственном и интеллектуальном отношениях. При доказательствах апеллировали обычно к следующим спорным моментам повествования о сотворении человека: во-первых, женщина была создана Богом не одновременно с мужчиной, а после него, для него и из его ребра; во-вторых, в рассказе о сотворении человека не упоминается, вдохнул ли Бог Еве живую душу. Это в свою очередь послужило основанием для того, чтобы поставить впоследствии вопрос о том, является ли женщина вообще человеком. Эта тема всерьез обсуждалась на одном из церковных соборов в IV века.

mediival woman2

Женщина в Средневековье вступала в статус замужней женщины очень рано. Совершеннолетним возрастом, позволяющим вступать в брак, считалось четырнадцать лет для мальчиков и двенадцать лет для девочек. При таком положении вещей выбор супруга целиком зависел от родительской воли. Неудивительно, что освященный церковью брак для большинства оказывался пожизненным кошмаром. Об этом же и свидетельствуют законы того времени, которые очень подробно регламентировали наказания для женщин, убивших своих мужей, - по-видимому, такие случаи были не редкостью. Доведенных до отчаяния преступниц закапывали живьем в землю или сжигали на костре. А если еще вспомнить, что средневековая мораль настоятельно рекомендовала жену бить и желательно почаще, то легко представить, как "счастлива" была Прекрасная Дама в своей семье. Типичными для той эпохи были слова доминиканского монаха Николая Байарда, писавшего в конце XIII века: "Муж имеет право наказывать свою жену и бить ее для ее исправления, ибо она принадлежит к его домашнему имуществу". В этом церковные воззрения несколько расходились с гражданским правом. Последнее утверждало, что муж может бить жену, но только умеренно. Вообще, средневековая традиция советовала мужу относиться к жене, как учитель к ученику, то есть почаще учить ее уму-разуму. А причиной для этого, снова таки, было Священное писание, в котором можно найти следующие цитаты: "Всякому мужу глава Христос, жене глава -- муж" (I Кор. 11:3); "А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии" (I Тим. 2:12); "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены" (Ефес. 5:22--23); "Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да убоится мужа своего" (Ефес. 5:33).

Отношение к браку в то время было противоречивым и, на современный взгляд, странным. Далеко не сразу церковь вообще сумела найти достаточно оснований, чтобы оправдать брак как таковой. Долгое время считалось, что настоящим христианином может быть только девственник. Эта концепция, впервые сформулированная Святым Иеронимом и папой Григорием Великим, безоговорочно принималась церковью. Однако уже Блаженный Августин на рубеже IV и V веков утверждал, что брак все-таки не так уж плох. Святой отец тоже признавал превосходство девственников над женатыми, но считал, что в законном супружестве плотский грех превращается из смертного в простительный, "ибо лучше вступить в брак, чем разжигаться". При том строго оговаривалось, что в браке соитие должно совершаться не ради наслаждения, а только с целью рождения детей, у которых, коли они будут вести праведную жизнь, появляется шанс заменить в раю падших ангелов. Подобный взгляд стал преобладать в церковных кругах лишь в начале IX века, и с той поры брачные союзы стали освящать таинством венчания.

mediival woman4

Главное, что требовалось от замужней женщины в Средневековье, - рождение детей. Но сия благословенная способность часто оказывалась для средневековой семьи не благом, а горем, так как сильно осложняла процедуру наследования имущества. Делили добро по-всякому, но самым распространенным способом распределения наследства был майорат, при котором львиную долю имущества, прежде всего земельные наделы, получал старший сын. Остальные сыновья либо оставались в доме брата в качестве приживалов, либо пополняли ряды странствующих рыцарей - благородных, но нищих. Жены и дочери в течение долгого времени вообще не имели никаких прав на наследование супружеского и родительского имущества. Если дочь не удавалось выдать замуж, ее отправляли в монастырь, туда же шла и вдова. Только к XII веку жены и единственные дочери приобрели право наследования, но и тогда (и много позже) они были ограничены в возможности составлять завещания. Английский парламент, например, приравнивал их в этом отношении к крестьянам, бывшим собственностью феодала.

Небольшое повышение статуса женщины в Средневековье наблюдается в XII - XIII веках, в христианской концепции мироустройства начинает все более явно проявляться образ другой женщины - не Евы, которая несет в себе греховность и порок, а Дева Мария, которая непорочной стала матерью Христа и подарила миру нового Бога. Женщина, таким образом, не только погубила человечество, но и спасла его, дав миру Спасителя. Хотя авторы женоненавистнических текстов и утверждали, что Мария не имеет ничего общего с обычными женщинами, зерно сомнения, тем не менее, было посеяно. Женщина стала все ближе и ближе продвигаться по иерархической лестнице вверх, ближе к мужчинам, становясь все более заметными в социальной жизни Средневековой Европы. Сквозь вековые пелены традиций и религиозных ограничений экзальтированного Средневековья рисовался некий туманный, мерцающий неразгаданной загадкой женский образ. Так возникла легенда о Прекрасной Даме.

В средневековом искусстве сложилось целое направление, воспевающее женщину. Это были трубадуры - средневековые поэты и певцы, авторы песен, получивших название менестрели. Творчество трубадуров приходится на период XI - XIII веков, они сочиняли свои песни на провансальском, разговорном языке юга Франции. Трубадуры занимались не только искусством, они принимали активное участие в политической, социальной и религиозной жизни тогдашнего общества. После альбигойского крестового похода (1209-1229гг.), закончившегося падением Прованса, движение трубадуров закончило свое существование, однако они оставили после себя богатое культурное наследие, и образ Прекрасной Дамы, не утратил свое очарование и по сей день.

mediival woman6

Трубадуры, воспевавшие женщину Средневековья - Прекрасную Даму, обычно рисовали ее замужней. Замужество было той непреодолимой преградой, благодаря которой любовь приобретала необходимую степень трагической безнадежности. Эта безнадежность и составляла главный предмет лирики трубадуров. Любовь вдохновенного поэта далеко не всегда оказывалась взаимной и только в редких случаях завершалась близостью. Таков был закон рыцарской верности, предполагавший максимальную идеализацию чувства и желательно более полный отказ от плотского наслаждения. В мире рыцарской доблести и чести женщины неожиданно приобретают огромные права, возносятся в сознании мужского окружения на недосягаемую высоту - вплоть до небывалой доселе возможности вершить суд над мужчиной. Правда, все эти права и возможности осуществлялись в очень узкой сфере рыцарской эротики, но и это уже было победой женщины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • социально-экономический (статус женщины, её права и степень участия в публичной сфере);
  • патриархатная традиция, предопределившая ограничение мира женщины домашними рамками и лишавшая женщину права личного выбора;
  • определяющая роль христианского учения в системе специфических представлений о мире, господствовавших в средневековую эпоху.

На этих основах создавалась система поведенческих стереотипов, обусловливавших отношение к женщине. Данные стереотипы (представления о женщине, запретительная практика, соотнесение норм и традиций с реальным поведением людей) на протяжении веков подвергались изменениям, что нашло отражение в самых разных источниках: жизнеописаниях, мемуарах, переписке, нотариальных документах, генеалогии, трактатах, литературных текстах и произведениях изобразительного искусства.

Рассмотрим, не претендуя на всеохватность, феномен восприятия женщины в средние века через призму её оценки религией, отношений с властью, семьёй, трудовой деятельностью.

Христианство и женщина. В Новом Завете рассуждений о женщине мало, во всяком случае, в сравнении со старозаветной историей. Лишь отдельные эпизоды и высказывания дают основание судить об отношении Христа к женщине. И, как ни странно, отношение это уважительное. Перед Богом мужчина и женщина равны. Иисус не допускает дискриминации в вопросах веры. Его милосердие в отношении Марии Магдалины, любовь к сестре Лазаря Марии вызывали недоумение и даже ревность учеников. Новозаветные женщины оказались смелее мужчин и твёрже в вере, в момент ареста и после распятия, не таясь, пришли они к гробу. Именно женщине – Марии Магдалине – первой явился воскресший Иисус.

История о сотворении человека и грехопадении в церковно-христианской интерпретации ставила под сомнение женскую интеллектуальную и нравственную полноценность. С Евой связывалась идея изначального несовершенства, ущербности, порочности, распространившаяся с прародительницы на весь женский род, что привело к женоненавистничеству (мизогинии). Дискутировался даже вопрос: является ли женщина вообще человеком.

Сюжет об Адаме и Еве, об их грехопадении, наряду с прочими библейскими сюжетами, вошёл в мировое изобразительное искусство. Варианты его воплощения обнаруживаются в архитектурном декоре средневековых соборов, в книжной миниатюре.


Церковь Сент-Мадлен в Везеле. XII век


Изгнание из рая. Средневековая миниатюра


Ведьма на коне дьявола. Средневековая гравюра


Ян Люкейн. Сожжение ведьмы

Между тем, амбивалентность, заложенная в самой христианской доктрине, отражалась на протяжении всего средневековья в неоднозначной оценке женской природы. Женщина (в лице Евы) не только погубила человечество, но и (в лице Марии) спасла его рождением Христа. Богоматерь олицетворяет христианский идеал женственности, поднявшейся не только над собственной природой, но и над мужской. В священной иерархии она по славе стоит выше любого мужчины и даже ангелов.



Золотая Богоматерь. Собор в Амьене

Церковь внушала, что женщина, принимающая Христа и желающая служить ему, должна перестать быть женщиной, отречься от своей телесности и в этом отречении возвыситься, то есть уподобиться мужчине. В реальной жизни единственной возможностью приближения к христианскому идеалу для женщины было религиозное служение – монашество и затворничество. В VI веке орден бенедиктинцев начал основывать женские монастыри, в XII веке – цистерцианцы и августинцы, в XIII веке – доминиканцы и францисканцы. Возникновение в средневековье огромного количества женских монастырей объясняется целым рядом причин, среди них, кроме искренней веры, жажды самоотречения и служения, следует назвать желание самореализации, стремление к знаниям и образованию, что для женщин долгое время было возможно только за монастырскими стенами. Особенно на первых порах среди монахинь преобладали представительницы аристократии, поскольку плебейки (крестьянки и горожанки) не имели необходимых материальных средств. В XII веке настоятельницей одного из монастырей была дочь Вильгельма Завоевателя – Сесилия. Со временем ограничения размывались, но социальное и культурное расслоение сохранялось и в монастырской жизни.

Дошедшие до нас имена незаурядных женщин средневековья, прославившихся своей деятельностью, научными штудиями и художественными произведениями, преимущественно связаны с историей монашеских орденов. Хотелось бы назвать некоторых из них, тем более что сохранились их тексты и изображения: Гросвита, Хильдегарда Бингенская, Екатерина Сиенская, Биргитта Шведская.


Гросвита (ок.935–1002) – немецкая аббатиса гандерсгеймского бенедиктинского ордена. Известная писательница своего времени, создававшая оригинальные религиозные тексты на латыни и драматические произведения, опирающиеся на античные источники, в том числе Вергилия, Овидия, Плавта, Теренция. Многочисленные драмы и комедии дали основание считать Гросвиту первым драматургом европейского средневековья.



Екатерина Сиенская (1347–1380) – итальянская писательница и религиозный деятель позднего средневековья. В отличие от большинства сестёр-монахинь, Екатерина происходила из бедной семьи ремесленника. Она рано почувствовала призвание к миротворческой и благотворительной деятельности, чему и посвятила всю жизнь. Екатерину часто сравнивали с Франциском Ассизским и называли его духовной преемницей. Своей деятельностью она активно способствовала возвращению центра папства из Авиньона снова в Рим, для чего вела активную переписку с церковными и светскими деятелями своего времени. Она стала первой женщиной, которой официально было разрешено проповедовать в католической церкви. Незаурядность этой женщины, аскеза её как невесты Христовой, таинственность и мистика посещавших её видений сделали Екатерину привлекательной моделью для художников последующих эпох.


Джованни ди Паоло


Помпео Батони. Экстаз Св. Екатерины

ВложениеРазмер
fenomen_zhenschiny_-_virago_v_srednevekovom_obschest.docx 25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Вторгаясь в мужской мир, женщина, так или иначе, ссылалась на образ мужчины и пыталась под него подстроиться. Потому что только такая модель поведения могла дать ей право на часть привилегий мужчин. В результате, такая женщина уже не соответствовала своей гендерной роли в обществе и перенимала на себя мужские функции. Отсылка к образу мужчину и заимствование атрибутов, его характеризующих, можно рассмотреть на некоторых примерах из истории Средневековья.

Мы обратим внимание на женщин, которые не соответствовали гендерной роли, заданной обществом. В этой связи для нас интересна личность Кристины Пизанской - средневековой женщины, вовлеченной в литературную деятельность. Литература, так же как и большинство других сфер общественной жизни, являлась мужской прерогативой. Кристина Пизанская была первой женщиной, заявившей о своей авторской индивидуальности и претендующей на равное положение с мужчинами – писателями, а также на свое место в литературе того времени.

Нам важно ответить на вопросы: 1) Как Кристина Пизанская воспринимала себя и свою гендерную роль в современном ей обществе? 2) Какова была общественная оценка гендерной роли, которую брала на себя Кристина Пизанская?

Читайте также: