Женевская конференция 1955 кратко

Обновлено: 02.07.2024

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 455—463

Глава 14. Борьба СССР за ослабление международной напряженности в середине 50-х годов (стр. 442—476)

1. Государственный договор с Австрией (стр. 442—452)

2. Женевское совещание глав правительств четырех держав (стр. 452—463)

3. Дальнейшие усилия советской дипломатии по оздоровлению обстановки в мире и развитию международного сотрудничества (стр. 463—476)

Дипломатическая борьба на Женевском совещании (стр. 455—463)

18 июля 1955 г. главы правительств четырех держав встретились за столом переговоров в Женеве в здании европейского отделения ООН 1.

1. Совещание проходило с 18 по 23 июля 1955 г. За это время состоялось семь пленарных заседаний, одно закрытое совещание и пять встреч министров иностранных дел.

Цель совещания с точки зрения СССР, как отмечалось в заявлении ТАСС от 14 июня 1955 г., заключалась в достижении дальнейшего смягчения международной напряженности, создании необходимого доверия в отношениях между государствами с различными социальными системами и решении совместными усилиями назревших международных проблем.

В центре совещания стояли вопросы послевоенного урегулирования и обеспечения безопасности в Европе.

После приветственного слова генерального секретаря ООН Д. Хаммаршельда совещание начало свою работу.

После вступительных речей была согласована повестка дня. Она включала четыре вопроса: германская проблема 9, европейская безопасность, разоружение, развитие контактов между Западом и Востоком.

Советская сторона отметила, что урегулирование германских дел имеет огромное значение для мира.

Руководствуясь этим, а также интересами превращения Европы в континент мира и сотрудничества, советская делегация внесла конкретные предложения по смягчению напряженности и обеспечению европейской безопасности.

Правительство СССР указало, что наиболее правильным и надежным путем обеспечения безопасности было бы заключение Общеевропейского договора о коллективной безопасности в Европе (вместо существующих военных группировок), как это предлагалось в Берлине в 1954 г.

Стремясь облегчить достижение договоренности, советская сторона выдвинула в дальнейшем в Женеве новое предложение — создать систему коллективной безопасности в Европе в два этапа.

Советские предложения предусматривали на первом этапе (два-три года) сохранение в силе НАТО, Парижских соглашений и Варшавского Договора, принятие входящими в них государствами обязательства воздерживаться от применения друг против друга вооруженной силы и разрешать все спорные вопросы мирным путем (предусматривался также отказ от увеличения вооруженных сил на территории других европейских государств впредь до достижения соглашения о сокращении вооружений, запрещение ядерного оружия, вывод иностранных войск с территории европейских стран). Это было бы первым шагом на пути создания системы коллективной безопасности в Европе. Участие в этом деле ГДР и ФРГ способствовало бы, по мнению советской стороны, устранению недоверия между обоими германскими государствами.

На втором этапе государства — участники соглашения должны были принять на себя в полном объеме обязательства, связанные с созданием системы коллективной безопасности. В соответствии с ними должны были, в частности, прекратить действие названные выше договоры и ликвидированы созданные на их основе группировки, которые заменила бы система коллективной безопасности. В результате такое препятствие к урегулированию германских дел, как участие ФРГ и ГДР в противоположных группировках, было бы устранено.

При обсуждении первых двух вопросов повестки дня делегации США, Англии и Франции, несмотря на известное различие в их точках зрения, выступили фактически с единых позиций. Они отказались рассмотреть по существу советский проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявив, что [стр. 459] можно вернуться к этому после решения вопроса о воссоединении Германии.

Подошел важный момент в работе совещания — предстояло принять решение по первым двум пунктам повестки дня, которое явилось бы исходным для последующей работы министров иностранных дел. Признать, что по вине западных держав чаяния, которые связывались народами с совещанием глав правительств, оказались обманутыми, США, Англия и Франция не могли. Поэтому они согласились с включением в совместную директиву глав правительств министрам иностранных дел пункта, поручавшего им продолжить обсуждение на специальном совещании.

По третьему вопросу повестки дня — о разоружении 13 — советской делегацией был внесен проект решения глав правительств, воспроизводящий те предложения, которые были внесены СССР на рассмотрение западных держав 10 мая 1955 г. Советская делегация отметила при этом, что. правительство СССР согласилось с Англией и Францией установить определенные уровни вооруженных сил и с их предложениями о размерах этих уровней для каждой из пяти великих держав. Советская делегация внесла еще одно важное предложение: не дожидаясь заключения общей международной конвенции, на что может потребоваться время, уже на данном совещании договориться о принятии на себя его участниками обязательства не применять первыми атомного или водородного оружия против какой-либо страны. Советская делегация считала необходимым также принять решение о выводе иностранных войск с территорий европейских государств.

При обсуждении вопроса о разоружении А. Иден вновь выдвинул план создания демилитаризованной зоны в Европе. Этот план имел определенные положительные стороны, так как учитывал в какой-то мере реальную обстановку и содержал предложение признать существующую разграничительную линию между социалистическим Востоком и капиталистическим Западом границей двух систем в Европе.

Правительство Аденауэра возражало и против этого. Оно считало, что создание зоны ограниченных вооружений может помешать процессу ремилитаризации ФРГ. Кроме того, в его планы отнюдь не входило признание реального положения, сложившегося в Европе. Правительство Аденауэра, заручившись поддержкой правительства США, оказало сильное давление на А. Идена, чтобы побудить его отказаться от своего плана.


По вопросам Азии и Дальнего Востока состоялся неофициальный обмен мнениями. Советские представители предложили решить вопросы о Тайване как неотъемлемой части КНР и восстановлении ее законных прав в ООН. Однако Эйзенхауэр и Даллес
Джон Фостер
ДАЛЛЕС
(1888 — 1959)
американский политик-республиканец, государственный секретарь США при президенте Эйзенхауэре с 26 января 1953 — 22 апреля 1959
(См.: Биографию) отклонили советские предложения. В результате этого обмена мнениями удалось лишь согласовать вопрос о китайско-американских переговорах на уровне послов. Они начались 1 августа 1955 г.

23 июля 1955 г. совещание закончило свою работу.

Принятая главами правительств директива представляла собой компромисс между точкой зрения западных держав и Советского Союза 18.

Советской стороне удалось добиться, чтобы вопросы европейской безопасности были поставлены па первое место. Это было значительным достижением советской делегации.

Вверх

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 319—320

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 317

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 374—378

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 468—472

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 321—327

С вступлением 28 апреля 1952 г. в силу Сан-Францисского мирного договора был распущен Союзный совет для Японии. Советское правительство не признало ликвидацию (без согласия всех его членов) органа, учрежденного по международному соглашению, и не отозвало из Токио своих представителей в Союзном совете. Наряду с протестом против односторонних действий империалистических держав в этой акции проявилось и стремление сохранить связи с Японией. Правительство Иосида отказалось признать за советскими дипломатами официальный статус, но не потребовало их выезда.

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 310—311

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 293—297

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 9—15

Когда военная мощь держав оси была сломлена и они не могли больше угрожать США и Англии, политика Вашингтона и Лондона стала все явственнее обнаруживать свой империалистический характер и антисоветскую направленность. Они стремились максимально урезать обеспечение интересов Советского Союза и всемерно укрепить свои позиции на мировой арене. Правящие круги западных стран были серьезно обеспокоены ростом влияния Советского Союза, а также провалом своих планов и надежд, которые они связывали с разгромом Германии и Японии.

История дипломатии. Т. 5. Кн. 1. / Под ред. А. А. Громыко и др.— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1974., стр. 306—310

В конце 1949 г. в правящих кругах США обострилась борьба по вопросу о мирном договоре с Японией. Министерство обороны отрицательно отнеслось к предложению государственного департамента о подготовке договора, считая, что его заключение слишком ослабит позиции США. Однако сторонники продолжения оккупации — военный министр Грей и его помощник Ворхис — вскоре уступили место деятелям, которые придерживались относительно более гибкой тактики.

Главы правительств высказались за развитие экономических и культурных связей между Востоком и Западом. Во время совещания состоялся неофициальный обмен мнениями по назревшим проблемам Азии и Дальнего Востока. В принятых Директивах совещание поручило министрам иностранных дел продолжить рассмотрение вопросов, обсуждавшихся главами правительств, чему было посвящено Женевское совещание министров иностранных дел четырёх держав 1955.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Женевское совещание глав правительств четырёх держав 1955" в других словарях:

ЖЕНЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ ЧЕТЫРЁХ ДЕРЖАВ 1955 — совещание глав пр в СССР, США, Великобритании и Франции; состоялось 18 23 июля 1955 в Женеве (Швейцария). В повестку дня совещания были включены герм. вопрос, вопрос о разоружении, о европ. безопасности, о развитии контактов между Востоком и… … Советская историческая энциклопедия

Женевское совещание министров иностранных дел четырёх держав 1955 — совещание министров иностранных дел СССР (В. М. Молотов), США (Дж. Ф. Даллес), Великобритании (Г. Макмиллан) и Франции (А. Пине), созванное в соответствии с Директивами Женевского совещания глав правительств четырёх держав 1955 (См.… … Большая советская энциклопедия

ЖЕНЕВСКОЕ СОВЕЩАНИЕ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЧЕТЫРЁХ ДЕРЖАВ 1955 — совещание министров иностр. дел СССР, США, Великобритании и Франции, созванное в соответствии с Директивами Женевского совещания глав правительств четырех держав 1955. Проходило в период с 27 окт. по 16 нояб. 1955 в Женеве (Швейцария). В повестку … Советская историческая энциклопедия

СССР. Внешняя политика СССР — Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа советское социалистическое государство и тем положила начало советской внешней политике,… … Большая советская энциклопедия

Коллективная безопасность — сотрудничество государств по поддержанию международного мира, предотвращению и устранению угрозы миру и, в случае необходимости, подавлению актов агрессии. Соглашение о К. б. должно включать систему мер, направленных на оказание… … Большая советская энциклопедия

Разоружение — система мероприятий, осуществление которых должно привести к полному уничтожению или существенному сокращению средств ведения войны и созданию условий для устранения угрозы её возникновения. В современных условиях в связи с наличием в… … Большая советская энциклопедия

Холодная война — У этого термина существуют и другие значения, см. Холодная война (значения). Холодная война Дата 5 марта 1946 1991 Место Мир Прич … Википедия

Женевское совещание глав правительств четырех держав — СССР, США, Великобритании и Франции,— проходившее в июле 1955 года, теперь вспоминают только историки. Однако оно стало дебютом наследников Сталина на международной арене, которые собирались вывести страну из долгой изоляции и к тому же пытались получить серьезные деньги в обмен на улучшение отношений с Западом.

"Булганину доставалось от Молотова за инфантильность" (на фото слева направо — Н. А. Булганин, Д. Эйзенхауэр, Э. Иден, Э. Фор. Женева, июль 1955 года)

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек" / А. Новиков/фотоархив журнала

"Подготовка Женевской встречи имела некоторое значение для освобождения Маленкова с поста председателя Совета Министров" (на фото — Г. М. Маленков во время визита в Великобританию, 1956 год)

Фото: Фотоархив журнала "Огонек" / Фотоархив журнала

"Он резок до крайности. Когда он возражает, то даже лицо искажается" (на фото — В. М. Молотов. Женева, июль 1955 года)

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек" / А. Новиков/фотоархив журнала

"Мы прилетели скромно, на двухмоторном Ил-14. Это, если можно так выразиться, несколько принижало солидность нашей делегации. Эйзенхауэр прилетел туда на великолепном четырехмоторном самолете" (на фото вверху — прибытие советской делегации, на фото внизу — самолет американского президента. Женева, июль 1955 года)

Фото: Фотоархив журнала "Огонек" / Фотоархив журнала

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек"

"Личные контакты Жукова с Эйзенхауэром могли быть полезны для нас" (на фото — маршал Жуков вручает орден Победы генералу Эйзенхауэру. 1945 год)

Фото: Фотоархив журнала "Огонек" / Фотоархив журнала

"После официальных заседаний каждая делегация в определенный вечер приглашала другую делегацию на обед или ужин" (на фото — завтрак и обед в честь премьер-министра Франции Э. Фора на вилле советской делегации. Присутствуют члены американской и английской делегаций. Женева, июль 1955 года)

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек" / А. Новиков/фотоархив журнала

"В Женеве Молотов не упускал случая выговорить Хрущеву, пока приватно, за каждое "отступление от протокола", вмешательство в прерогативы главы делегации, а они происходили почти ежедневно" (на фото слева направо — И. А. Серов, В. М. Молотов, Н. С. Хрущев, Г. К. Жуков. Женева, июль 1955 года)

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек" / А. Новиков/фотоархив журнала

"В этой обстановке наша информация, особенно о меняющихся планах и тактике западных держав, нюансах в позициях отдельных делегаций, имела первостепенное значение. Могу только сказать, что разведка справилась с этой задачей" (на фото — И. А. Серов, третий справа, с обеспечивающим составом делегации. Женева, июль 1955 года)

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек" / А. Новиков/фотоархив журнала

"Булганину доставалось от Молотова за инфантильность" (на фото слева направо — Н. А. Булганин, Д. Эйзенхауэр, Э. Иден, Э. Фор. Женева, июль 1955 года)

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек" / А. Новиков/фотоархив журнала

"Подготовка Женевской встречи имела некоторое значение для освобождения Маленкова с поста председателя Совета Министров" (на фото — Г. М. Маленков во время визита в Великобританию, 1956 год)

Фото: Фотоархив журнала "Огонек" / Фотоархив журнала

"Он резок до крайности. Когда он возражает, то даже лицо искажается" (на фото — В. М. Молотов. Женева, июль 1955 года)

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек" / А. Новиков/фотоархив журнала

"Мы прилетели скромно, на двухмоторном Ил-14. Это, если можно так выразиться, несколько принижало солидность нашей делегации. Эйзенхауэр прилетел туда на великолепном четырехмоторном самолете" (на фото вверху — прибытие советской делегации, на фото внизу — самолет американского президента. Женева, июль 1955 года)

Фото: Фотоархив журнала "Огонек" / Фотоархив журнала

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек"

"Личные контакты Жукова с Эйзенхауэром могли быть полезны для нас" (на фото — маршал Жуков вручает орден Победы генералу Эйзенхауэру. 1945 год)

Фото: Фотоархив журнала "Огонек" / Фотоархив журнала

"После официальных заседаний каждая делегация в определенный вечер приглашала другую делегацию на обед или ужин" (на фото — завтрак и обед в честь премьер-министра Франции Э. Фора на вилле советской делегации. Присутствуют члены американской и английской делегаций. Женева, июль 1955 года)

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек" / А. Новиков/фотоархив журнала

"В Женеве Молотов не упускал случая выговорить Хрущеву, пока приватно, за каждое "отступление от протокола", вмешательство в прерогативы главы делегации, а они происходили почти ежедневно" (на фото слева направо — И. А. Серов, В. М. Молотов, Н. С. Хрущев, Г. К. Жуков. Женева, июль 1955 года)

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек" / А. Новиков/фотоархив журнала

"В этой обстановке наша информация, особенно о меняющихся планах и тактике западных держав, нюансах в позициях отдельных делегаций, имела первостепенное значение. Могу только сказать, что разведка справилась с этой задачей" (на фото — И. А. Серов, третий справа, с обеспечивающим составом делегации. Женева, июль 1955 года)

Фото: А. Новиков/фотоархив журнала "Огонек" / А. Новиков/фотоархив журнала

"Идея принадлежала Черчиллю"

За десятилетия, прошедшие со времени проведения совещания глав правительств четырех держав в Женеве, подзабылось и оно само, и возникший после его окончания термин — "дух Женевы". И это довольно странно, учитывая то, какие надежды на него возлагались и как освещалось это событие, которое, как казалось тогда, может раз и навсегда положить конец конфронтации СССР и Запада.

О том, какое значение придавали встрече в Женеве руководители СССР, можно судить хотя бы по тому, что подготовка к нему стала поводом для смены главы советского правительства. Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев вспоминал:

"Идея Женевской встречи принадлежала, по-моему, Черчиллю. Он считал, что надо установить контакты с новым руководством СССР, чтобы не опоздать. Черчилль полагал, что следует воспользоваться смертью Сталина. Новое руководство СССР пока еще не окрепло, и с ним можно будет договориться: "нажать" на него с тем, чтобы вынудить его к соглашению на определенных условиях. В зарубежной печати стало появляться много материалов о том, что руководителям четырех великих держав необходимо встретиться. Мы тоже стояли за такую встречу.

Через дипломатические каналы мы навели контакты, провели консультации, договорились о дате встречи (июль 1955 г.) и избрали местом встречи Женеву. Председателем Совета Министров СССР к тому времени стал Булганин. Я сказал бы, что подготовка Женевской встречи имела некоторое значение для освобождения Маленкова с поста председателя Совета Министров. С деловыми качествами Маленкова мы ближе познакомились, когда умер Сталин. Маленков оказался человеком совершенно безынициативным и в этом смысле даже опасным, он слабоволен и слишком поддается чужому влиянию. Не только нажиму, а просто влиянию других".

Конечно, Хрущев лукавил. Ведь истинной причиной отставки Маленкова было желание первого секретаря ЦК избавиться от опасного конкурента в борьбе за абсолютное лидерство в стране. Но подготовка к встрече с лидерами велась очень серьезно, хотя и напоминала сборы крестьян, отправляющихся в большой и совершенно чуждый им город.

Возглавить делегацию должен был новый председатель Совета министров СССР Н. А. Булганин.

"Ведь это была встреча глав правительств,— рассказывал Хрущев.— Главой государства и правительства в США был президент Эйзенхауэр. Другие западные лидеры были главами правительств. Премьером Великобритании являлся Иден, Францию представлял премьер-министр Эдгар Фор. Когда мы обсуждали в Президиуме ЦК партии состав делегации, то решили, что в Женеву должен поехать Молотов как министр иностранных дел. И в других делегациях премьеров сопровождали министры иностранных дел".

Мы считали, что США нам могли бы дать в кредит что-то около 6 млрд долларов

Но, как замечал Хрущев, "Булганин в вопросах международной политики тоже не смог проявить должного понимания и оказался человеком, не способным к дипломатическим переговорам". Поэтому первый секретарь ЦК КПСС тоже вошел в состав делегации.

Однако такой состав делегации не гарантировал успеха. У Булганина и Хрущева не было никакого опыта в международных делах. А Молотов, как считал первый секретарь ЦК, был слишком недипломатичным дипломатом:

"Он резок до крайности. Когда он возражает, то даже лицо искажается. Его участие в делегации не располагало к поиску согласия. Я сомневался, что при его участии составится делегация, на которую можно положиться".

Чтобы добиться успеха на переговорах решили задействовать личные связи:

"Министром обороны,— вспоминал Хрущев,— тогда у нас был Жуков. Я имел к сему такие соображения: Жуков во время войны поддерживал очень хорошие отношения с Эйзенхауэром, а это могло способствовать лучшим контактам нашей делегации с представителями США. Да и личные контакты Жукова с Эйзенхауэром могли быть полезны для нас".

Кроме того, в ходе подготовки решили, что за организацию обеспечения безопасности и информирования делегации должен отвечать лично председатель КГБ при Совете министров СССР генерал армии И. А. Серов, которого сопровождала команда сотрудников 9-го управления КГБ, отвечавшего за охрану высших должностных лиц, и группа разведчиков из Первого главного управления КГБ.

Как водится, перед началом встречи в Женеву доставили разнообразные деликатесы для делегации и угощения партнеров по переговорам. Казалось бы, все было готово для решения важной задачи переговоров:

"Мы хотели,— рассказывал Хрущев,— как-то договориться насчет возможности получения кредита у Запада для ликвидации последствий кровопролитной войны и того разорения, которое нам она принесла. Мы считали (еще в первые дни после окончания войны нам делали намеки), что США нам могли бы дать в кредит что-то около 6 млрд долларов. Такая цифра фигурировала тогда, как я слышал это от Сталина. Конечно, мы хотели получить такой заем".

"Его друг, Жуков, не несет ответственности"

Однако с самого начала все пошло не так, как хотелось.

"Приехали в Женеву,— вспоминал Хрущев.— Самое прибытие нас на ее аэродром выглядело не совсем выгодным для нас. Делегации США, Англии и Франции прилетели на четырехмоторных самолетах. И это выглядело внушительно. Мы же прилетели скромно, на двухмоторном Ил-14. Это, если можно так выразиться, несколько принижало солидность нашей делегации, ибо наш самолет не свидетельствовал о высоком уровне развития советской авиационной техники. Западные лидеры тут явно подавляли нас, особенно США: Эйзенхауэр прилетел туда на великолепном четырехмоторном самолете".

Камнем преткновения оказался вопрос об объединении двух германских государств. Еще до начала переговоров было подготовлено заявление Н. А. Булганина по германскому вопросу, в котором говорилось:

"Задача объединения Германии неотделима от безопасности Европы в целом. Именно поэтому Советское правительство предупреждало правительства США, Англии и Франции, что ремилитаризация и вовлечение Западной Германии в военные группировки некоторых держав делают невозможным ее объединение с миролюбивой Германской Демократической Республикой. Однако парижские соглашения, предусматривающие восстановление милитаризма в Западной Германии и вовлечение ее в Западноевропейский союз и в Северо-Атлантический блок, были ратифицированы. Тем самым единство Германии приносится в жертву военно-стратегическим планам организаторов указанных группировок, направленных против Советского Союза и стран народной демократии".

Нам стало известно, именно от наших источников, что в лагере западных держав возникли определенные разногласия

Представители западных держав настаивали на том, чтобы вопрос об объединении Германии решался на свободных выборах в обеих ее частях. И достичь компромисса на переговорах не удавалось. Сотрудник советской разведки В. К. Радченко вспоминал:

"Главным и постоянным моим заданием во время саммита были встречи с очень важным нашим источником, как мы выражаемся, "ценным" агентом. Было принято решение встречи в Женеве не проводить — слишком маленький город, переполненный агентами спецслужб. Поэтому на встречи я выезжал в городки франкоговорящей Швейцарии, расположенные в основном на берегу Женевского озера. Нам стало известно, именно от наших источников, что в лагере западных держав возникли определенные разногласия: и англичане, и французы заявили, что не смогут безоговорочно присоединиться к позиции американцев, так как было очевидно, что такая постановка вопроса абсолютно неприемлема для Советского Союза. Вскоре эта отличающаяся от американской позиция была высказана премьер-министром Франции Фором".

Но последнее слово оставалось за американцами, и советская делегация возлагала большие надежды на встречи маршала Жукова и президента Эйзенхауэра. Старые друзья не раз беседовали, но результата от этих встреч оказалось не больше, чем от основных переговоров. В стенограмме беседы, проходившей 23 июля 1955 года, говорилось:

"Он, Эйзенхауэр, сделал все от него зависящее, чтобы лояльно работать совместно с другими делегациями в надежде на то, что это приведет к положительным результатам. Однако, когда министры иностранных дел приступили к обсуждению директив для октябрьского совещания министров, Молотов заявил, что некоторые пункты, которым американская делегация придает большое значение, являются неприемлемыми. Это вызвало разочарование у него, Эйзенхауэра, так как он, со своей стороны, пошел на большие уступки и считал, что Советская делегация могла бы принять те небольшие предложения, которые внесла делегация США, имея в виду облегчить дело воссоединения Германии. Возражения Советской делегации против некоторых пунктов американского проекта директив для министров иностранных дел существенно затрудняют работу совещания. Он, Эйзенхауэр, понимает, что его друг, Жуков, не несет ответственности за это, но он хочет, чтобы Жуков понял, что германский вопрос имеет большое значение в США, значительная часть населения которых, в том числе и он сам, состоит из выходцев из Германии".

"Мы ни о чем не договорились"

Не много дали и неформальные встречи делегаций:

"После официальных заседаний,— вспоминал Хрущев,— как это принято согласно международным правилам вежливости, каждая делегация в определенный вечер приглашала другую делегацию на обед или ужин. Там продолжался обмен мнениями уже после официальных переговоров. На пленарных заседаниях делегаций четырех держав тоже шел обмен мнениями, и каждая делегация высказывала свою точку зрения. А во время обедов та или другая делегация прощупывала гостей по всем вопросам, которые ее интересовали. И хотя мы ни о чем не договорились, но поняли, что можем разговаривать за столом переговоров".

Несмотря на неоднократные заявления о миролюбии СССР, ничего не вышло и с получением кредита:

"У нас,— рассказывал Хрущев,— давно уже завелась тяжба с американцами по вопросу наших платежей за их поставки по ленд-лизу. Мы отказывались платить, заявляя, что заплатили достаточную цену, проливая в войне кровь нашего народа. Однако во время переговоров в Женеве мы согласились выплатить часть той суммы, которую с нас требовали американцы, как условие предоставления нам нового кредита в размере 6 млрд долларов, и на длительный срок. Мы считали, что на таких условиях можем отдать платежи за ленд-лиз американцам".

Мы вернулись оттуда, не добившись желаемых результатов

Главным результатом переговоров стал раскол между членами советской делегации. Сын первого секретаря ЦК КПСС — С. Н. Хрущев вспоминал:

"В Женеве Молотов не упускал случая выговорить отцу, пока приватно, за каждое "отступление от протокола", вмешательство в прерогативы главы делегации, а они происходили почти ежедневно. Булганину тоже доставалось от Молотова уже за инфантильность".

Ну а единственным итогом совещания глав правительств четырех держав стал "дух Женевы" — эвфемизм, маскирующий отсутствие реальных результатов. Хрущев в мемуарах старался доказать, что все окончилось не так уж и плохо:

"Мы вернулись оттуда, не добившись желаемых результатов. Но это будет не совсем точно. Все-таки результат имелся: мы как-то нарушили изоляцию, которая существовала раньше вокруг нас. Это выразилось хотя бы в том, что Англия пригласила нас в гости, и мы это приглашение приняли. По тому времени это являлось хоть каким-то прорывом фронта".

Цель состояла в том, чтобы собрать вместе мировых лидеров, чтобы начать обсуждение мира. [2] Хотя эти дискуссии привели к множеству разных путей (переговоры по оружию, торговые барьеры, дипломатия, ядерная войнаи др.), на переговоры повлияла общая цель увеличения глобальная безопасность. [3]

Содержание

Миссия

Такие темы, как торговые соглашения Восток-Запад, тарифы, то гонка вооружений, Международный безопасность и разоружение политика все в той или иной степени были адресованы. [6] Самым значительным предложением президента Эйзенхауэра было его "Открытое небо"план, который предусматривал создание международной системы воздушного наблюдения. [7] Целью этой политики было предотвратить накопление странами опасных оружие, и в конечном итоге привести к разоружению всех оружие массового поражения. Удивительно, но одной из целей конференции американских политических советников было не давать никаких конкретных обещаний или гарантий Советам. В прошлом советские лидеры неверно истолковали американские предложения как искренние обещания, которые впоследствии могут привести к большему расколу, а не единству. Поскольку эта встреча была первой в своем роде, нужно было посадить семена объединения, и ничего больше. [8]

Вопрос торговых соглашений между Востоком и Западом требует очень деликатного обсуждения. [6] Все предыдущие переговоры по торговому соглашению между Востоком и Западом не были дипломатическими. В прошлом торговые соглашения всегда были поводом для дискуссий и горячих споров. Ни Великобритания, ни США не желали делить контроль над своими торговыми сферами, если это не давало очевидных стратегических преимуществ. Нации стояли в тупике, потому что никто не был готов идти на компромисс ради блага мирового сообщества. Проблема мирных переговоров в том, что, хотя каждая нация знает важность и преимущества мира, никогда не бывает достаточно взаимного доверия, чтобы гарантировать успех таких переговоров. [3] Переговоры в Женеве помогли сломать лед и познакомить страны с преимуществами глобальной свободной торговли. Кроме того, просто встретившись и поговорив, лидеры смогли наладить отношения и с оптимизмом смотреть на мирное будущее, основанное на сотрудничестве.

Холодная война и Женева

Холодная война оказала большое влияние на темы, обсуждавшиеся на Женевском саммите. Международная напряженность достигла своего пика во время холодной войны, когда напряженность росла, лидеры холодной войны считали, что было бы неплохо объединиться во имя общего дела мира в Женеве. [9]

Мировые лидеры обсудили вопросы безопасности, вооружений, Объединение Германии, и более крепкие отношения Восток-Запад. Хрущев был готов допустить объединенную Германию при условии, что она будет нейтральной, но вступление Западной Германии в НАТО в мае сделало ситуацию еще более сложной. Хрущев хотел, чтобы на смену ликвидации НАТО и Варшавского договора пришла новая система коллективной безопасности. [ нужна цитата ] Согласно воспоминаниям Андрея Громыко, советская делегация сделала заявление о том, что если мир является единственной целью НАТО, то не может быть никаких возражений против вступления Советского Союза в НАТО. Это было Аллан Даллес который посоветовал Дуайту Эйзенхауэру отказаться от этого предложения, и эта тема оставалась без внимания в течение остальной части саммита. Эта конференция ознаменовала собой эру нового оптимизма в отношениях холодной войны, однако позже она была нарушена Суэцкий кризис. [ нужна цитата ]

Читайте также: