Жанровое богатство и традиции древнерусской литературы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Древнерусская литература – жанры и примеры произведений

Повесть

Повесть (или сказание) – это рассказ о событиях. Повесть могла быть воинской, сатирической или бытовой .

Летопись (хроника)

Запись исторических событий по годам.

Житие

Произведение, рассказывающее о жизни святого или святых, строящееся по определенным канонам (от рождения и до смерти героя), являющееся образцом нравственного пути, благочестивой жизни, чудес и прославления.

Поучение

Поучения давали образцы поведения для древнерусского человека.

Слово

Слово можно приравнять к речи, но необязательно рассчитанной на произнесение перед аудиторией. Тем не менее, черты слова как речи – это красноречие, стилистическая изысканность, нетрадиционные (лирические) отступления, необязательность хронологии, обсуждение глобальных проблем общественно-политического охвата. Однако, произведения в этом жанре могли сильно отличаться друг от друга.

Хождение

Рассказ о путешествии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Прошлое должно служить современности. Д.С. Лихачев.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Прошлое должно служить современности. Д.С. Лихачев.

Прошлое должно
служить современности.
Д.С. Лихачев.

С какими видами сказок мы познакомились с вами?

С какими видами сказок
мы познакомились с вами?

Классификация сказок Народные.

Литературные
(авторские)
о животных
(герои: медведь, волк, кот,
лиса, коза, петушок, курочка)

бытовые (герои: мужик, барин, муж, жена)
волшебные (герои: Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей-Бессмертный)

СКАЗКИ
Сказки народов России
Сказки народов мира

Сказки русских писателей

Сказки зарубежных писателей

ВОЛШЕБНЫЕБЫТОВЫЕО ЖИВОТНЫХНаличие волшебства, чуда; Столкновение с волшебной.

ВОЛШЕБНЫЕ
БЫТОВЫЕ
О ЖИВОТНЫХ
Наличие волшебства, чуда;
Столкновение с волшебной
силой;
Наличие волшебных
персонажей, предметов
В основе сюжета – необычное происшествие, в котором отсутствует волшебство, чудо, но присутствует смекалка;
Жизненные конфликты получают сказочное разрешение;
Действующие герои-антагонисты
Действующие лица–животные;
Конфликты отражают жизненные отношения людей;
Сказочные образы – традиционные типы (лиса – хитрая, волк - глупый)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Мы переходим к изучению авторских произведений

ДРЕВНЕРУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА.
Мы переходим
к изучению
авторских произведений

Литература Древней Руси одна из старейших в Европе, часть самобытнейшей культ.

Литература Древней Руси одна из старейших в Европе, часть самобытнейшей культуры русского народа, и по сей день остаётся хранительницей духовных основ народного национального самосознания. В Древнерусской литературе, отмеченной многообразием жанров, воплотилась мечта русского народа о высоком гуманистическом назначении человека.
ДРЕВНЕРУССКАЯ
ЛИТЕРАТУРА

В 7 - 8 веках славяне начали расселяться по Восточной Европе. Тогда еще не мо.

В 7 - 8 веках славяне начали расселяться по Восточной Европе.
Тогда еще не могла идти речь о литературе: литературное произведение – произведение написанное.

863 г. – вторая половина 9 века - Кирилл и Мефодий создают и распространяют с.

863 г. – вторая половина 9 века - Кирилл и Мефодий создают и распространяют специальную азбуку для славян.
До нас дошли новгородские берестяные грамоты, то есть письменность, не связанная с христианством, существовала и раньше. Но с принятием христианства на Руси появились книги переводные, греческих авторов.
Произведения древнерусской литературы, не переводы, а оригинальные произведения, о которых мы сегодня поговорим, появились на границе с 10 и 11 веков.

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 годуво.

Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году
во время княжения в Киеве Владимира Святославича, внука княгини Ольги.
Князь
Владимир
Святославович
Принятие христианства
поставило Русь в ряд
крупнейших европейских
государств,
способствовало
распространению грамотности, книжности и развитию искусства.

Возникающие в это время монастыри становились центрами духовного просвещения.

Возникающие в это время монастыри становились центрами духовного просвещения на Руси, при них создавались библиотеки, школы.

Самой первой дошедшей до нас книгой является датированное 1056-1057 гг. "Ост.

Тексты записывались без пробелов не только между фрагментами, но и между слов.

Тексты записывались без пробелов не только между фрагментами, но и между словами. Без специальной подготовки их не прочтешь. И каждый переписчик еще и ошибки делал. А ученые по этим ошибкам могут судить о том, как развивался язык.
Разворот
Евангелия

Рукописные книгиПисали на пергаменте. Делали деревянные переплеты, обтянутые.

Рукописные книги
Писали на пергаменте.
Делали деревянные переплеты, обтянутые кожей.
Книги стоили очень дорого.
Хранились в монастырях.

Основные черты древнерусской литературы религиозно-назидательный характер пр.

Основные черты
древнерусской литературы
религиозно-назидательный характер произведений;
анонимность (автор чаще неизвестен);
историзм: автор искренне верит в то, о чем пишет, нет места вымыслу;
рукописный характер.

 Вместе с письменностью на Русь пришли различные жанры византийской хрис.

Особенности Летописи как жанра ДРЛ Летописи создавались в монастырях мо.

Особенности Летописи как жанра ДРЛ
Летописи создавались в монастырях монахами-летописцами с IX по XII вв.
Особенности летописи как жанра ДРЛ:
летопись – это свод по годам (хронограф);
летописи составлялись по канону (строгому порядку): указывался точно год («В лето…), прописывалось сотворение мира;
композиционным элементом были библейские сюжеты;
проговаривались основание государства (города);
факты из жизни князя, явления природы, основание монастырей и пр.
Летописцу некогда было говорить о частных фактах
Летопись никогда не содержала вымысла
Летопись была анонимна (автор не указывался)
Летопись была историческим документом, учебником, по которому учились нравственности
Летописи создавались на стыке язычества и христианства, и поэтому в летописях переплетались разные религиозные традиции

Летопись. Летописание. Погодная запись (год). В 1073 г. монах Киево-Пе.

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских.

Житийная литература (агиография) пришла из Византии. Житие призвано на приме.

Житийная литература (агиография) пришла из Византии.
Житие призвано на примере жизни святого человека воспитывать гражданина Русского государства.
Житие имело свой этикет: герой рассматривался как прообраз Христа, т.е. был неуязвим и непогрешим в частной жизни.
Житие (прославление жизни, христианских подвигов и чудес святого ) , рассказ, который записывали после смерти и официального признания церковью святости этого человека , было церковным жанром, остальные жанры древнерусской литературы можно назвать светскими ( то есть для всего света)))
Житие

Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли.

Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.
Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых.

Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было.

Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.
Сказание
о Борисе и Глебе
книга
Житие
Сергия Радонежского
(1418 г.)
Житие
Святого
Александра Невского

Поучения – красноречивая речь, проповедь, излагающая правила жизни («Поучени.

Хождения - новый жанр в русской литературе – описание путешествия. Афанасий.

Хождения - новый жанр в русской литературе – описание путешествия.
Афанасий Никитин — русский путешественник, купец и писатель. Родился в семье крестьянина Никиты, так что Никитин это, не фамилия путешественника, а его отчество: в то время у большинства крестьян не было фамилий. В 1468 году отправился в экспедицию в страны Востока и побывал в Персии, Индии и Африке. Описал своё путешествие в книге "Хождение за три моря".

Самым странным и непонятным остается слово.Оно явно употреблено в непривычном.

Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово.

Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Рус.

Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Сло.

Будучи авторскими, литературные произведения были, как правило, анонимы, так.

Будучи авторскими, литературные произведения были, как правило, анонимы, так как, с одной стороны, древнерусские книжники редко указывали в рукописях свое имя, считая себя не творцами, а лишь исполнителями высшей Божественной воли; с другой- древнерусские тексты распространялись в рукописном виде и древние книжники при переписывании могли перерабатывать текст,
становясь соавторами. Этим объясняется существование различных редакций одного и того же литературного памятника.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ- Как называется литература, с которой мы начали знакомство.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
- Как называется литература, с которой мы начали знакомство?
- В какой временной промежуток она существовала?
- Какое событие повлияло на появление древнерусской литературы?
- С какими жанрами древнерусской литературы мы познакомились?

Краткое описание документа:

Цели презентации: познакомить с обстоятельствами возникновения древнерусской литературы; познакомить с жанрами и отдельными произведениями древнерусской литературы; закрепить умение различать волшебную, бытовую и сказку о животных; развивать устную речь учащихся.

Древнерусская литература возникла в XI веке и развивалась в течение семи веков, до Петровской эпохи. Киевскую Русь сменило время княжеств Северо-Восточной Руси с центром во Владимире, летописная Русская земля пережила монголо-татарское нашествие, освободилась от ига. Великий князь московский стал царем, Государем Всея Ве-ликия, и Белыя, и Малыя Руси. Умер последний отпрыск “колена Рюрикова”, на троне воцарилась династия Романовых.

Русь становилась Россией, передавая своей преемнице богатейшие

Термин “древнерусская литература” является условным. Начиная c XIII века литература, изучаемая нами, является восточнославянской словесностью Средневековья. Продолжая употреблять термин, исторически закрепившийся за названным явлением, не будем забывать о его реальном смысловом наполнении.

Древнерусская литература делится на несколько периодов (по Д. С. Лихачеву):

Литература Киевской Руси (XI-XIII веков);

Литература XIV-XV веков;

Литература XVI века;

Литература XVII века.

В эпоху Киевской Руси происходило становление литературных жанров, закладывались основы всех

восточнославянских литератур – русской, украинской, белорусской. В это время жанры греческой и византийской литературы начинают развиваться на национальной почве. В процессе становления древнерусского литературного языка большую роль играет не только живой разговорный язык того времени, но и еще один язык, близкородственный ему, хотя и иноземный по происхождению, – язык Старославянский (церковнославянский).

Литература следующих двух периодов – это уже литература собственно русского народа. Это время создания

Традиций, развития новых идей в русской культуре и словесности, время, которое называют Предвозрождением.

XVI век – время развития публицистических жанров

Литературы. Создается “Домострой” – свод житейских правил и наставлений, отражающий принципы патриархального быта. “Домострой” требует строгости домашнего

Во время царствования Ивана Грозного создаются “Великие Минеи Четьи” – свод из двенадцати книг, включающих чтение н а каждый месяц. Каждая из двенадцати книг насчитывает от тысячи пятисот до двух тысяч листов большого формата. Составление беловых списков длилось около двадцати пяти лет.

В книги включены произведения различных жанров, к созданию, переводу и редактированию которых было привлечено большое количество русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков.

В это же время создается “Лицевой свод”, который содержит положение всемирной истории от сотворения мира до XV века. Сохранившиеся десять томов насчитывают около десяти тысяч листов, украшенных 17 744 миниатюрами (цветными иллюстрациями).

XVII век – эпоха, когда меняется мировоззрение лю Дей, старые литературные формы распадаются, возникают

Новые жанры и идеи. Намечается переход к литературе

Петровского времени. Развивается сатирическая и бытовая

Литература, центр внимания постепенно перемещается на

Жизнь простого человека – не князя, не святого.

Древнерусская литература не похожа на литературу Нового времени: ее пронизывают иные мысли и чувства, в ней иной способ изображения жизни и человека, иная система жанров.

В эпоху Средневековья невозможно провести четкую границу между литературами светской и церковной. Они развивались вместе, не отрицая, а обогащая одна другую. Основные жанры древнерусского литературного творчества – Летописание, житие, красноречие (которое включает в себя Поучение, жанры Похвалы И Слова), Воинские повести, хожения (хождения) И Послания.

Поэзии, драматургии, романа, повести в современном понимании этих жанров в XI-XVI веках не было. Они возникают только в XVII веке.

Все жанры древнерусской литературы развиваются в тесной взаимосвязи с устным народным творчеством. Более всего фольклорная стихия повлияла на летопись. Как и фольклор, древнерусская литература не знала понятия авторского права: каждый книжник мог использовать все, что было написано до него.

Это проявлялось в повсеместных текстовых заимствованиях. Писцы стремились оставлять неизменными только тексты богослужебных книг и законодательных актов.

Главная роль книги в культуре Древней Руси – служить средством спасения души. В связи с этим наиболее важными книгами считались Евангелие, Священное Писание, святоотеческие творения, житийная литература и церковные предания. Важными также считались исторические произведения и памятники деловой письменности. Менее всего ценились мирские сочинения, не преследовавшие дидактических целей.

Их считали “суетными”.

В начале своего развития древнерусская литература очень тесно связана с бытом, особенно бытом богослужебным. Произведения, помимо литературного значения, имеют еще и практическое, прикладное. Лишь постепенно с течением времени происходит отделение художественно-эстетической функции от бытовой, прикладной.

Древнерусская литература – дореалистическая, средневековая, изучение ее показывает нам, насколько отличается наше восприятие мира от восприятия наших предков. В сознании жителей Древней Руси книга являлась символом христианства, просвещения и особого уклада жизни. При испытании христианства идолопоклонниками прежде всего проверке подвергалась книга. В “Житии равноапостольного князя Владимира” рассказывается, как язычники потребовали, чтобы патриарх Фотий положил в огонь книгу, которая учит христианской вере.

Евангелие не сгорело в огне. Пораженные язычники поверили в истинность нового учения и крестились. И книга, и сама письменность овеяны ореолом чуда.

Славянская азбука была дана Константину после его молитвы как Божественное откровение. Понятия Христианство, Книга И Чудо Тесно переплетались между собой.

Чудо русского языка в том, что человек даже с небольшой филологической подготовкой может читать древнерусские тексты почти тысячелетней давности. Но часто слова, которые кажутся нам знакомыми, имеют иное значение, встречается много непонятных слов, трудно воспринимаются синтаксические конструкции. Названия предметов, имена, подробности быта, сама логика событий – все требует комментария.

Если не вдуматься в смысл произведения, современному читателю может показаться, например, “Повесть о Петре и Февронии Муромских” забавной сказкой, и ее богословская проблематика и философская глубина останутся незамеченными.

За последние столетия коренным образом изменились стереотипы общественного сознания, нормы поведения, мышление человека, старые слова обрели новый смысл,

Поступки наполнились иным содержанием. Уже с изобретением книгопечатания к книге стали относиться иначе.

Первоначально вся письменная литература была исключительно церковной. Темы и идеи произведений могли быть разными, но глубоко религиозным было мироощущение авторов и читателей. Это проявляется не только в богослужебных и богословских текстах, но и в описании истории, в воинских повестях и светских сюжетах.

В представлении православного Средневековья “почитание книжное” было нравственной заслугой и добродетелью, приближало человека к постижению Бога. Для этого надо было “в нощи и в дне” читать и перечитывать духовную литературу. “Повесть временных лет” пишет, что именно так и поступал Ярослав Мудрый. Искусство чтения состояло в медленном, сосредоточенном и обдуманном восприятии написанного “вьсем сердцьмъ”.

Читатель останавливался, повторно перечитывал важные места, внимательно всматриваясь в глубину смысла. Такая культура чтения учила распознавать за внешней оболочкой скрытую природу вещей, постигать “духовными очима” невидимый простому глазу мир.

Книга – микрокосм, в котором “любители душепита-тельных словес” наслаждаются вечными истинами и получают лекарство душевное – утешение и поучение. Читать следовало не торопясь, а укрывшись от житейской суеты и пустых треволнений. Считалось, что, обратившись к произведению с греховными помыслами, нельзя извлечь из него ничего полезного для души.

До сих пор в нашем сознании сохраняется древняя вера в чудесную силу слова.


В данной статье, которая предназначена для учеников 9 класса, рассмотрим, что такое жанры древнерусской литературы, как происходило их деление, каковы особенности первичных и объединяющих жанров.

Определение

Жанр – это исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений.

Жанры древнерусской литературы исследователи делят на первичные и объединяющие.

Первичные жанры

К основным первичным жанрам относятся:

Объединяющие жанры

К объединяющим жанрам древнерусской литературы относятся:

  • летопись – повествование о событиях исторической важности, расположенных в хронологической последовательности;
  • хронограф – описание времени 15-16 вв.;
  • четьи-минеи – собрание произведений о святых людях;
  • патерик – описание жизни святых отцов.

Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров.

Часто в одной книге были собраны произведения разных жанров.

Летопись, являющаяся одним из самых древних жанров, играла огромную роль в древнерусской литературе и в Древней Руси в целом. Говоря кратко, летопись была не только свидетельством об исторических событиях прошлого, но и политическим и юридическим документом.

Таблица

Жанр

Произведение древнерусской литературы

Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского

Сказание о мести Ольги древлянам

Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.

Что мы узнали?

Жанры древнерусской литературы делятся на первичные (житие, слово, поучение, повесть, хождение (хожение), летописный рассказ, летописное сказание, погодная запись и др.) и объединяющие (летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик). Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров. В одной книге часто были собраны произведения разных жанров. Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.

Читайте также: