Жан филипп рамо биография кратко

Обновлено: 04.07.2024


Жан-Филипп Рамо - популярный композитор из Франции, прославившийся своими музыкальными экспериментами. Он был знаменит на всю Европу, служил придворным композитором у французского короля. В историю мировой музыки он вошел, как теоретик направления барокко, создатель нового оперного стиля. Его подробную биографию расскажем в этой статье.

Биография композитора

Жан Филипп Рамо создал

Жан-Филипп Рамо родился в 1683 году. Он появился на свет во французском городе Дижоне.

Его отец был органистом, поэтому мальчика с детства приобщали к музыке. В результате ноты он выучил раньше, чем алфавит. Образование Жан-Филипп Рамо получил в иезуитской школе. Его увлечение музыкой родители всячески поддерживали. Поэтому, как только ему исполнилось 18 лет, отправили в Италию, чтобы совершенствовать музыкальное образование. Жан-Филипп Рамо учился в Милане.

Вернувшись на родину, он сначала устроился скрипачом в оркестр в городе Монпелье, затем пошел по стопам отца, начав работать органистом. Он постоянно выступал в Лионе, родном Дижоне, Клермон-Ферране.

В 1722 году Жан-Филипп Рамо, биография которого есть в этой статье, окончательно обосновался в Париже. Он начал сочинять музыку для столичных театров. Примечательно, что писал не только светские, но и духовные произведения. В 1745 году был назначен придворным композитором при дворе Людовика XV Возлюбленного.

Самые известные произведения

жан филипп рамо создал

Известность герою нашей статьи принесли светские произведения. Жан-Филипп Рамо создал множество пьес для клавесина, который в XX веке стали настолько популярными, что их даже стали проходить и изучать в детских музыкальных школах. Также среди его произведений стоит отметить целых пять концертов для скрипки, клавесина и виолы, характеристические пьесы, отличающиеся ярким и запоминающимся стилем.

Есть в активе композитора и духовные произведения. В первую очередь, это три латинские мотеты, то есть многоголосые вокальные произведения, которые были чрезвычайно популярны в Средневековье в Западной Европе, не утратили актуальность ив эпоху Возрождения.

Среди популярных пьес Рамо следует отметить произведения "Курица", "Тамбурин", "Молоточки", "Дофина", "Перекличка птиц".

Музыкальные эксперименты

Инструмент Жана-Филиппа Рамо - орган

В наши дни Рамо в первую очередь известен как смелый музыкальный экспериментатор. Особенно часто опыты он ставил при написании пьес для клавесина. Рамо экспериментировал с ритмом, гармонией и фактурой. Современники прямо называли его мастерскую творческой лабораторией.

Показателен пример пьес "Циклопы" и "Дикари". В них Рамо удалось добиться удивительного звучания за счет необычного развертывания тонального лада. Это было весьма изобретательно и необычно для музыкальных произведений того времени. В пьесе "Энгармоническая" Рамо одним из первых в мире применил энгармонические модуляции, то есть использовал совпадающие по высоте звуки, аккорды, интервалы и тональности, которые при этом оставались различными по написанию.

Инструмент Жана-Филиппа Рамо - орган. С ним он также неоднократно экспериментировал, добиваясь принципиально нового звучания.

Новый оперный стиль

Произведения Жана-Филиппа Рамо

Жан-Филипп Рамо создал новый оперный стиль. Этим он, пожалуй, больше всего прославился среди современников. Оценить его можно по самым известным музыкальным трагедиям автора. Например, это "Ипполит и Арисия".

Это его первая опера, либретто к которой написал Симон Жозеф Пеллегрен. Опера основана на знаменитой трагедии Расина под названием "Федра", которая, в свою очередь, написана на основе трагедий "Ипполит" Еврипида и "Федра" Сенеки.

Интересно, что эта опера была единственной у Рамо, которая не была популярна у зрителей. Но при этом вызвала оживленную полемику. Приверженцы оперных традиций считали, что она оказалась слишком сложной и искусственной. Сторонники музыки Рамо им всячески возражали.

Примечательно, что свою первую оперу Рамо написал, когда ему исполнилось почти 50 лет. До этого он был известен, как автор работ по теории музыки и сборников легких пьес для клавесина. Сам Рамо на протяжении многих лет трудился, чтобы создать большое произведение, достойное Королевской оперы, но никак не мог найти литератора, который помог бы ему осуществить этот замысел. Только знакомство с аббатом Пеллегреном, который к тому времени уже был известен, как автор либретто к опере "Иевфая", спасло ситуацию.

Пеллегрен согласился на сотрудничество, но, по слухам, требовал вексель от Рамо на тот случай, если произведение провалится. Одним из главных новшеств, которые композитор использовал в этой опере, стали связи, которые возникали между увертюрами и содержанием самой оперы. Так ему удалось проиллюстрировать противостояние главных героев произведения - Ипполиты и Федры.

Работу над созданием нового оперного стиля Рамо продолжил в операх "Кастор и Поллукс", опере-балете "Галантные Индии", произведениях "Дардан", "Празднества Гебы, или Лирические дарования", "Наида", "Саид", "Зороастр", "Бореады", лирической комедии "Платея". Большинство опер были впервые поставлены на сцене Парижской оперы.

В наши дни необычайно популярными стали семь кантат, которые так и не были опубликованы при его жизни. Часто хористы исполняют и его "Гимн ночи". Правда, в последнее время стало известно, что это не произведение Рамо, а более поздняя обработка темы ил оперы "Ипполит и Арисия", сделанная Нуайоном.

Трактаты о теории музыки

Биография Жана-Филиппа Рамо

В свое время Рамо прославился, как крупный музыкальный теоретик, благодаря которому французская классическая музыка и опера шагнули далеко вперед. В 1722 году он опубликован знаменитый "Трактат о гармонии, сведенной к ее природным началам".

Также известностью пользовались и до сих пор вызывают интерес у специалистов его работы способах аккомпанемента на клавесине и органе, исследования о происхождении гармонии, демонстрация ее основ, наблюдения за склонностью человека к музыке.

В 1760 году длительные обсуждения вызвал его трактат "Законы практической музыки".

Признание композитора

После смерти композитора о нем быстро забыли, так как на смену Рамо пришел еще более смелый реформатор Кристоф Глюк, создавший принципиально новую оперу. На протяжении практически всего XIX столетия произведения Рамо не исполнялись. Его музыку внимательно изучали только сами композиторы. Например, интерес проявляли Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз.

Только в начале XX века произведения Рамо стали возвращаться на сцену. в наши дни он стал признанным гением французской музыки, одной из самых влиятельных фигур середине XVIII века.

. Надо его любить с тем нежным почтением, которое сохраняется по отношению к предкам, немного неприятным, но умевшим так красиво говорить правду.
К. Дебюсси

Жан Филипп Рамо (Jean-Philippe Rameau)

Основные оперы:

По меньшей мере за пределами Франции театр Рамо еще предстоит узнавать. Существуют препятствия на этом пути, связанные с характером музыканта, с его особой судьбой как автора театральных произведений и отчасти не поддающимся определению талантом, то опирающимся на традицию, то очень раскованным в поисках новых гармоний и особенно новой оркестровки. Другая трудность состоит в характере театра Рамо, изобилующего длинными речитативами и аристократическими танцами, величавыми даже в своей непринужденности. Его склонность к серьезному, соразмерному, обдуманному, к музыкальному и драматическому языку, почти никогда не становящемуся импульсивным, его предпочтение подготовленных мелодических и гармонических оборотов — все это придает действию и выражению чувств монументальность и церемониальность и как бы даже превращает персонажей в фон.

Жан-Филипп Рамо - популярный композитор из Франции, прославившийся своими музыкальными экспериментами. Он был знаменит на всю Европу, служил придворным композитором у французского короля. В историю мировой музыки он вошел, как теоретик направления барокко, создатель нового оперного стиля. Его подробную биографию расскажем в этой статье.

Биография композитора

Жан Филипп Рамо создал

Жан-Филипп Рамо родился в 1683 году. Он появился на свет во французском городе Дижоне.

Его отец был органистом, поэтому мальчика с детства приобщали к музыке. В результате ноты он выучил раньше, чем алфавит. Образование Жан-Филипп Рамо получил в иезуитской школе. Его увлечение музыкой родители всячески поддерживали. Поэтому, как только ему исполнилось 18 лет, отправили в Италию, чтобы совершенствовать музыкальное образование. Жан-Филипп Рамо учился в Милане.

Вернувшись на родину, он сначала устроился скрипачом в оркестр в городе Монпелье, затем пошел по стопам отца, начав работать органистом. Он постоянно выступал в Лионе, родном Дижоне, Клермон-Ферране.

В 1722 году Жан-Филипп Рамо, биография которого есть в этой статье, окончательно обосновался в Париже. Он начал сочинять музыку для столичных театров. Примечательно, что писал не только светские, но и духовные произведения. В 1745 году был назначен придворным композитором при дворе Людовика XV Возлюбленного.

Самые известные произведения

жан филипп рамо создал

Известность герою нашей статьи принесли светские произведения. Жан-Филипп Рамо создал множество пьес для клавесина, который в XX веке стали настолько популярными, что их даже стали проходить и изучать в детских музыкальных школах. Также среди его произведений стоит отметить целых пять концертов для скрипки, клавесина и виолы, характеристические пьесы, отличающиеся ярким и запоминающимся стилем.

Есть в активе композитора и духовные произведения. В первую очередь, это три латинские мотеты, то есть многоголосые вокальные произведения, которые были чрезвычайно популярны в Средневековье в Западной Европе, не утратили актуальность ив эпоху Возрождения.

Среди популярных пьес Рамо следует отметить произведения "Курица", "Тамбурин", "Молоточки", "Дофина", "Перекличка птиц".

Музыкальные эксперименты

Инструмент Жана-Филиппа Рамо - орган

В наши дни Рамо в первую очередь известен как смелый музыкальный экспериментатор. Особенно часто опыты он ставил при написании пьес для клавесина. Рамо экспериментировал с ритмом, гармонией и фактурой. Современники прямо называли его мастерскую творческой лабораторией.

Показателен пример пьес "Циклопы" и "Дикари". В них Рамо удалось добиться удивительного звучания за счет необычного развертывания тонального лада. Это было весьма изобретательно и необычно для музыкальных произведений того времени. В пьесе "Энгармоническая" Рамо одним из первых в мире применил энгармонические модуляции, то есть использовал совпадающие по высоте звуки, аккорды, интервалы и тональности, которые при этом оставались различными по написанию.

Инструмент Жана-Филиппа Рамо - орган. С ним он также неоднократно экспериментировал, добиваясь принципиально нового звучания.

Новый оперный стиль

Произведения Жана-Филиппа Рамо

Жан-Филипп Рамо создал новый оперный стиль. Этим он, пожалуй, больше всего прославился среди современников. Оценить его можно по самым известным музыкальным трагедиям автора. Например, это "Ипполит и Арисия".

Это его первая опера, либретто к которой написал Симон Жозеф Пеллегрен. Опера основана на знаменитой трагедии Расина под названием "Федра", которая, в свою очередь, написана на основе трагедий "Ипполит" Еврипида и "Федра" Сенеки.

Интересно, что эта опера была единственной у Рамо, которая не была популярна у зрителей. Но при этом вызвала оживленную полемику. Приверженцы оперных традиций считали, что она оказалась слишком сложной и искусственной. Сторонники музыки Рамо им всячески возражали.

Примечательно, что свою первую оперу Рамо написал, когда ему исполнилось почти 50 лет. До этого он был известен, как автор работ по теории музыки и сборников легких пьес для клавесина. Сам Рамо на протяжении многих лет трудился, чтобы создать большое произведение, достойное Королевской оперы, но никак не мог найти литератора, который помог бы ему осуществить этот замысел. Только знакомство с аббатом Пеллегреном, который к тому времени уже был известен, как автор либретто к опере "Иевфая", спасло ситуацию.

Пеллегрен согласился на сотрудничество, но, по слухам, требовал вексель от Рамо на тот случай, если произведение провалится. Одним из главных новшеств, которые композитор использовал в этой опере, стали связи, которые возникали между увертюрами и содержанием самой оперы. Так ему удалось проиллюстрировать противостояние главных героев произведения - Ипполиты и Федры.

Работу над созданием нового оперного стиля Рамо продолжил в операх "Кастор и Поллукс", опере-балете "Галантные Индии", произведениях "Дардан", "Празднества Гебы, или Лирические дарования", "Наида", "Саид", "Зороастр", "Бореады", лирической комедии "Платея". Большинство опер были впервые поставлены на сцене Парижской оперы.

В наши дни необычайно популярными стали семь кантат, которые так и не были опубликованы при его жизни. Часто хористы исполняют и его "Гимн ночи". Правда, в последнее время стало известно, что это не произведение Рамо, а более поздняя обработка темы ил оперы "Ипполит и Арисия", сделанная Нуайоном.

Трактаты о теории музыки

Биография Жана-Филиппа Рамо

В свое время Рамо прославился, как крупный музыкальный теоретик, благодаря которому французская классическая музыка и опера шагнули далеко вперед. В 1722 году он опубликован знаменитый "Трактат о гармонии, сведенной к ее природным началам".

Также известностью пользовались и до сих пор вызывают интерес у специалистов его работы способах аккомпанемента на клавесине и органе, исследования о происхождении гармонии, демонстрация ее основ, наблюдения за склонностью человека к музыке.

В 1760 году длительные обсуждения вызвал его трактат "Законы практической музыки".

Признание композитора

После смерти композитора о нем быстро забыли, так как на смену Рамо пришел еще более смелый реформатор Кристоф Глюк, создавший принципиально новую оперу. На протяжении практически всего XIX столетия произведения Рамо не исполнялись. Его музыку внимательно изучали только сами композиторы. Например, интерес проявляли Рихард Вагнер и Гектор Берлиоз.

Только в начале XX века произведения Рамо стали возвращаться на сцену. в наши дни он стал признанным гением французской музыки, одной из самых влиятельных фигур середине XVIII века.

Жан-Фили́пп Рамо́ (фр. Jean-Philippe Rameau ; 25 сентября 1683, Дижон — 12 сентября 1764, Париж) — французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко.

Содержание

Биография

Сын органиста, знал ноты раньше, чем научился читать. Учился в иезуитской школе. В 18 лет был отправлен отцом в Италию совершенствовать музыкальное образование в Милане. Вернувшись, выступал скрипачом в оркестре Монпелье, служил органистом в Дижоне, Клермон-Ферране, Лионе. С 1722 обосновался в Париже. Писал для парижских театров, сочинял духовную и светскую музыку, с 1745 стал придворным композитором.

Творчество

Теоретические трактаты



(в скобках — даты публикации; все — в Париже):

  • Трактат о гармонии, сведенной к ее природным началам (Traité de l’harmonie réduite à ses principes naturels, 1722)
  • Новая система теоретической музыки (Nouveau système de musique théorique, 1726)
  • Рассуждение о различных способах аккомпанемента на клавесине или на органе (Dissertation sur les différentes méthodes d’accompagnement pour la clavecin ou pour l’orgue, 1732)
  • Происхождение гармонии, или Трактат о теоретической и практической музыке (Génération harmonique, ou traité de musique théorique et pratique, 1737)
  • Демонстрация основ гармонии (Démonstration du principe de l’harmonie, 1750)
  • Новые мысли г-на Рамо по поводу демонстрации основ гармонии (Nouvelles réflexions de M Rameau sur sa démonstration du principe de l’harmonie, 1752)
  • Наблюдения над нашей склонностью к музыке и о ее [склонности] основах (Observations sur notre instinct pour la musique et sur son principe, 1754)
  • Ошибки в музыкальных статьях Энциклопедии (Erreurs sur la musique dans l’Encyclopédie, 1755)
  • Законы практической музыки… (Code de musique pratique, ou Méthodes pour apprendre la musique … avec de nouvelles réflexions sur le principe sonore, 1760)

Признание

В честь Рамо назван кратер на Меркурии.

Издания и переводы трактатов

Примечания

  1. ↑ Некоторые клавесинные сюиты представляют собой переложения танцевальных сюит из его же опер.
  2. ↑ Принадлежность этой пьесы Рамо ныне оспаривается.

Литература

  • Lester, Joel. Compositional theory in the eighteenth century. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1992.
  • Lester J. Rameau and musical thought in the Enlightenment // The Cambridge history of Western music theory, ed. by Thomas Christensen. Cambridge, Mass., 2002, pp. 753-778.
  • Холопов Ю. Н. Творец новой науки о гармонии — Жан-Филипп Рамо // Холопов Ю. Н. [и др. авторы.] Музыкально-теоретические системы. — М., 2006. — С. 181—191.

Ссылки

    Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect (фр.) на International Music Score Library Project
  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 24 сентября
  • Родившиеся в 1683 году
  • Родившиеся в Дижоне
  • Умершие 12 сентября
  • Умершие в 1764 году
  • Умершие в Париже
  • Композиторы по алфавиту
  • Композиторы Франции
  • Композиторы эпохи барокко
  • Композиторы XVIII века
  • Академические музыканты Франции
  • Оперные композиторы
  • Балетные композиторы
  • Теоретики музыки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Рамо, Жан-Филипп" в других словарях:

Рамо, Жан Филипп — Жан Филипп Рамо со скрипкой, портрет работы Жака Андре Жозефа Аве Жан Филипп Рамо (фр. Jean Philippe Rameau, 25 сентября 1683, Дижон 12 сентября 1764, Париж) крупнейший французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко. Содержание 1… … Википедия

Рамо Жан-Филипп — Жан Филипп Рамо со скрипкой, портрет работы Жака Андре Жозефа Аве Жан Филипп Рамо (фр. Jean Philippe Rameau, 25 сентября 1683, Дижон 12 сентября 1764, Париж) крупнейший французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко. Содержание 1… … Википедия

Рамо Жан Филипп — Жан Филипп Рамо со скрипкой, портрет работы Жака Андре Жозефа Аве Жан Филипп Рамо (фр. Jean Philippe Rameau, 25 сентября 1683, Дижон 12 сентября 1764, Париж) крупнейший французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко. Содержание 1… … Википедия

Рамо Жан Филипп — (Rameau) (1683 1764), французский композитор и музыкальный теоретик. Используя достижения французских и итальянских музыкальных культур, значительно видоизменил стиль классицистской оперы, подготовил оперную реформу К. В. Глюка. Лирические… … Энциклопедический словарь

Рамо, Жан Филипп — Жан Филипп Рамо. РАМО (Rameau) Жан Филипп (1683 1764), французский композитор, музыкальный теоретик. Опираясь на достижения французской и итальянской музыки, внес новации в жанр лирической трагедии (в традиционных легендарно мифологических… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рамо Жан Филипп — Рамо (Rameau) Жан Филипп (24.9.1683, Дижон, ≈ 12.9.1764, Париж), французский композитор и музыкальный теоретик. Сын органиста. До 1738 работал органистом в церквах. С 1723 жил в Париже, с 1745 придворный композитор. Создал 48 миниатюр для… … Большая советская энциклопедия

РАМО Жан Филипп — ( крещен 25 IX 1683, Дижон 12 IX 1764, Париж) . Надо его любить с тем нежным почтением, которое сохраняется по отношению к предкам, немного неприятным, но умевшим так красиво говорить правду. К. Дебюсси Ставший знаменитым лишь в зрелые годы, Ж.… … Музыкальный словарь

РАМО Жан Филипп — (Rameau, Jean Philippe) (1683 1764), французский композитор и музыкальный теоретик. Родился 24 сентября 1683 в Дижоне. В 1702 1706 и 1716 1723 служил органистом в Клермон Ферранском кафедральном соборе; в 1706 1716 работал в Париже и Лионе. С… … Энциклопедия Кольера

Рамо, Жан-Филипп — Смотри также (1683 1764). Французский композитор. (1814) … Словарь литературных типов

Жан-Филипп Рамо — со скрипкой, портрет работы Жака Андре Жозефа Аве Жан Филипп Рамо (фр. Jean Philippe Rameau, 25 сентября 1683, Дижон 12 сентября 1764, Париж) крупнейший французский композитор и теоретик музыки эпохи барокко. Содержание 1 Биография … Википедия

Читайте также: