Жак ле гофф история тела в средние века кратко

Обновлено: 05.07.2024

В кратком курсе истории тела рассказывается о главном объекте дискуссий и конфликтов того времени, размышляя о свободе, чувственности и сексуальности. Отношение к телу, угнетаемому и превозносимому, в Средние века было противоречивым и неоднозначным - от воздержания священников до наслаждения мирян, от устоев христианства до пережитков язычества, от моды в одежде до привычек в питании, от целибата до страстной любви.

Предисловие - ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТЕЛА 1

Введение - ИСТОРИЯ ЗАБВЕНИЯ 2

"ПОСТ" И "КАРНАВАЛ": - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ 6

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. 7

ВЕЛИКОЕ ОТРЕЧЕНИЕ 7

ЖИТЬ И УМИРАТЬ В СРЕДНИЕ ВЕКA 18

ДОРОГА ЖИЗНИ 19

БОЛЕЗНЬ И МЕДИЦИНА 22

МЕРТВЫЕ И УМИРАЮЩИЕ: ПРОСЛАВЛЕННЫЕ И ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ 26

ПРОЦЕСС ЦИВИЛИЗАЦИИ ТЕЛА 28

GULA И ГАСТРОНОМИЯ 28

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТЕЛА 30

ТЕЛО ВО ВСЕХ СВОИХ СОСТОЯНИЯХ 31

ТЕЛО КАК МЕТАФОРА 33

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕСНОЙ МЕТАФОРЫ 34

Заключение - МЕДЛЕННАЯ ИСТОРИЯ 37

Жак Ле Гофф, Николя Трюон
История тела в средние века

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТЕЛА…

Введение. ИСТОРИЯ ЗАБВЕНИЯ…

"ПОСТ" И "КАРНАВАЛ":

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ.

Табуирование спермы и крови…

Принижение тела в сексуальных отношениях

Теория и практика…

Истоки подавления: поздняя Античность…

Христианство совершает великий поворот против тела…

Подчиненное положение женщины…

Стигматы и самобичевание…

Тощий и толстый…

Каменная змея против ивового дракона…

Труд: тягостный или творческий…

Принимать смех всерьез…

Сны под надзором…

ЖИТЬ И УМИРАТЬ В СРЕДНИЕ ВЕКА…

"А ложились ли они вместе?"…

Наконец появляется ребенок…

БОЛЕЗНЬ И МЕДИЦИНА…

Больной, отверженный и избранный…

"Надлежащее смешение" и теория четырех жидкостей…

Под маской Галена…

Границы схоластической медицины…

МЕРТВЫЕ И УМИРАЮЩИЕ: ПРОСЛАВЛЕННЫЕ И ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ…

Руководство для умирающих…

ПРОЦЕСС ЦИВИЛИЗАЦИИ ТЕЛА…

Встреча двух культур и моделей питания…

Нагое или одетое?…

Женская красота: между Евой и Марией…

ТЕЛО ВО ВСЕХ СВОИХ СОСТОЯНИЯХ…

ТЕЛО КАК МЕТАФОРА…

Сердце, тело бреда…

Голова - ведущая функция…

Печень, великий проигравший…

Рука, двойственное орудие…

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕСНОЙ МЕТАФОРЫ…

Голова или сердце?…

Как глаза на теле…

Государство - это тело…

Голова встает на ноги…

Король и святой…

Заключение. МЕДЛЕННАЯ ИСТОРИЯ…

Предисловие
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТЕЛА

История, более достойная этого названия, чем робкие наброски,

на которые нас ныне обрекает ограниченность возможностей,

уделила бы должное место приключениям тела.

Марк Блок. Феодальное общество. 1939

История тела в Средние века… Она еще не написана, и это одно из величайших упущений в историческом знании, восполнить которое - важная задача историков. Действительно, в традиционной истории человек не имел телесного воплощения. Ее действующими лицами были мужчины, иногда она обращала благосклонное внимание на женщин, но почти всегда они были бесплотны, словно жизнь человеческого тела проходила вне времени и пространства, обусловленная лишь биологическим видом, который, как считалось, не меняется. В исторических источниках чаще всего содержатся повествования о сильных мира сего: королях и святых, воинах и сеньорах - важных персонах ушедших времен. С них стряхивали прах забвения, их восславляли, а то и мифологизировали, если это диктовалось обстоятельствами. Личность сводилась к одной только внешней стороне и лишалась плоти, тела превращались в символы, явления и образы. Исторические персонажи жили и действовали: вступали в право наследования, становились правителями, сражались, участвовали в различных событиях. Их описывали и подвергали анализу, а затем выставляли как своего рода стелы, предназначенные знаменовать собой вехи всемирной истории. Что же касается той человеческой массы, которая их окружала и способствовала славе или падению, то вся история этих людей: их стремления и поступки, сомнения и страдания - скрывалась за словом "плебс", или "народ".

То, что Мишле придавал историческое значение свищу Людовика XIV, выглядело скандальным исключением. Не повлияло на развитие историографии и курьезное сочинение последователя Литре, врача и позитивиста Огюста Браше, "Психическая патология французских королей" (1903), в котором шла речь о наследственности. Лишь марксизм, прежде всего благодаря введенному им понятию классовой борьбы, способствовал подрыву этой традиционной концепции историографии. Однако марксизм выступал в первую очередь как идеология и философия. Он находился на периферии истории.

Направление исторической науки, получившее название школы "Анналов", поставило себе задачу создать историю людей - тотальную, глобальную историю. Оно выдвинуло идею "длительной протяженности", обратив внимание на чувства, на материальную и духовную жизнь людей. Уолтер Бенджамен говорил в свое время, что история часто писалась с точки зрения победителей. Но кроме того, как показал Марк Блок, она долгое время была лишена тела с его плотью и внутренностями, с его утехами и страданиями. Итак, следовало возвратить истории тело. И написать историю тела.

Ибо у тела есть своя история. В обществах разных эпох отношение к нему было неоднозначным. Различной была и его роль в социуме. Со временем менялись и образ тела в воображании людей, и его место в реальности - как в повседневной жизни, так и в особые моменты истории. Античные греки и римляне много занимались гимнастикой и спортом, а в Средние века возобладал идеал монашеского аскетизма, то есть произошло огромное изменение! А раз есть изменение во времени - значит, есть и история. Так что история тела является существенной частью глобальной истории Средневековья.

Динамика общества и цивилизации в Средние века определялась противоречиями: напряженными были взаимоотношения между Богом и человеком, мужчиной и женщиной, между городом и деревней, верхами и низами, богатством и бедностью, между разумом и верой, между войной и миром. При этом одним из главных оставалось противоречие между телом и душой. И еще острее стояла проблема внутренней противоречивости самого тела.

С одной стороны, тело презирали, осуждали и унижали, ибо спасение в христианской религии достигается через телесное покаяние. Папа Григорий Великий на пороге Средневековья объявил тело "отвратительным вместилищем души". В эпоху раннего Средневековья идеал человека общество видело в монахе, умерщвлявшем свою плоть, а знаком высшего благочестия считалось ношение на теле власяницы. Воздержание и целомудрие причислялись к высшим добродетелям. Чревоугодие и сладострастие порицались как самые тяжкие смертные грехи. Источник бед человеческих - первородный грех, в Книге Бытия трактовавшийся как грех гордыни человека и его вызова Богу, - в Средние века считался грехом сексуальным. При таком осмыслении поступка прародителей человечества главным пострадавшим становилось тело. Первые мужчина и женщина были осуждены на труд и на боль. С тех пор мужчина должен был в поте лица трудиться, добывая пропитание, а женщина - в муках рожать детей. Наготу своего тела им следовало скрывать. В оценке этих последствий первородного греха люди Средневековья зашли чрезвычайно далеко.

Как мы уже знаем, в Средние века ожидаемая продолжительность жизни была невелика. Следовательно, старики выглядели как исключение. Случалось, что в каком-нибудь тексте о человеке, в том числе и известном, говорилось как о старике, в то время как ему было всего лишь сорок пять лет. Мало кто из французских королей умер в возрасте старше пятидесяти или пятидесяти пяти лет. Все большим уважением пользовалась социальная среда, в которой жизнь мужчин и женщин длилась дольше. Такими местами, где следили за питанием и придерживались здоровой диеты, являлись монастыри. Таким образом, в эпоху Средневековья на всех стариков распространялся благородный образ старого монаха. Помимо всего прочего, в те времена редко хранили архивы, а значит, важным достоянием стариков становилась память. Древним обычаям и традициям придавалось очень большое значение, и со стариками советовались по всем вопросам. Так, мать Людовика Святого Бланка Кастильская советовалась со стариками Иль-де-Франса, к какому времени восходит статус сервов, освобождения которых она добивалась.


Portrait of an Old Woman Hans Memling

БОЛЕЗНЬ И МЕДИЦИНА


Триумф смерти Брейгель


Как это часто бывает, метафора имеет много значений. Когда Христос целовал прокаженных, это было знаком великой жалости. Людовик Святой стремился следовать его примеру и поступал так же.

БОЛЬНОЙ, ОТВЕРЖЕННЫЙ И ИЗБРАННЫЙ


Извлечение камней глупости Ян Ван Хемес

БРАТ ТЕЛО


МОЧА И КРОВЬ

Античная практика диагностики, основанная на прощупывании пульса и изучении языка, вытеснялась новой техникой — уроскопией, или исследованием мочи. В употребление ее ввел Эгидий из Корбея (1165-1213), а византийские и салернские медики широко распространили.


Врачи в те времена готовы были всю медицинскую диагностику свести к уроскопии. Даже корпоративным знаком медиков стал специальный сосуд из стекла (matula), который требовался для применения этого метода. Наряду с уроскопией широко применялось кровопускание, которое также происходило от гуморальной теории и систематически использовалось в монастырях. В связи с этими методами врачевания в памяти неизбежно воскресают гротескные образы мольеровских врачей.

ПОД МАСКОЙ ГАЛЕНА


В самом деле, вот что писал английский интеллектуал XII века Аделард Батский: «В нашем поколении укоренился недостаток, заставляющий его с порога отвергать все, что очевидно происходит от современников.

Таким образом, средневековая медицина отнюдь не пребывала в застое, который ей обычно приписывался. В те времена не существовало медицинских университетов. Единственное и довольно значимое исключение составлял университет в итальянском городе Салерно, основанный в X веке. Тем не менее сильные мира сего демонстрировали готовность обращаться к помощи хороших врачей, чаще всего евреев и в большинстве случаев хирургов.


Domenico Di Bartolo

ГРАНИЦЫ СХОЛАСТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ


Для того чтобы научный подход стал определяющим в медицине, чтобы она перестала воспринимать тело человека с точки зрения духа и связанных с ним символов, необходим был другой идеологический контекст. И он возник только в XVII веке.

Вместе с тем мы обязаны средневековой медицине важными практическими новшествами, особенно в области хирургии. Именно тогда научились делать трепанацию, вправлять переломы, оперировать анальную фистулу и геморрой. Средневековые хирурги умели останавливать кровотечение прижиганием, извлекать посторонние металлические предметы при помощи магнита, зашивать проникающие раны груди[91]. Существенно обогатилась в Средние века и фармакология, главным образом за счет спирта и ртути. Ибо открытие спирта относится именно к той эпохе. Технологию дистилляции и перегонки применяли в монастырях первоначально для производства лекарств. Таким образом, история спирта начинается с использования его в качестве антисептического средства.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ

Ограниченность средневековой медицины компенсировалась начавшей действовать как раз в то время системой общественной помощи нуждающимся. Она выражалась в первую очередь в возникновении больниц, развитие которых обусловливалось утверждением в обществе двух важнейших ценностей: милосердия (caritas) и немощи (infirmitas).


Узы отеческой любви, связывающие Бога и людей (caritas), распространялись и на братские отношения между людьми, ибо, как учила Церковь, невозможно любить Бога, не любя своих братьев. Понятие infirmitas означало телесную слабость, зависимость и социальную незащищенность, однако постепенно начинало восприниматься как общий удел всех людей того времени, поскольку им присущи непостоянство и слабость — удел человечества после грехопадения.

ВСКРЫТИЕ ТЕЛА

МЕРТВЫЕ И УМИРАЮЩИЕ: ПРОСЛАВЛЕННЫЕ И ОТВРАТИТЕЛЬНЫЕ


Danse Macabre of Basel,


РУКОВОДСТВО ДЛЯ УМИРАЮЩИХ


Филиппо Липпи погребение св Стефана

Жак Ле Гофф, Николя Трюон — История тела в средние века. Часть V was last modified: Ноябрь 4th, 2019 by editor

 - История тела в Средние века

В кратком курсе истории тела рассказывается о главном объекте дискуссий и конфликтов того времени, размышляя о свободе, чувственности и сексуальности. Отношение к телу, угнетаемому и превозносимому, в Средние века было противоречивым и неоднозначным - от воздержания священников до наслаждения мирян, от устоев христианства до пережитков язычества, от моды в одежде до привычек в питании, от целибата до страстной любви.

Лучшая рецензия на книгу

Anastasia_Markova

Прочитанная книга - еще одна прожитая жизнь

 - История тела в Средние века

1 июля 2019 г. 20:33

9.jpg

Татьяна Мажарова Вопросы по поводу этой книги могут возникнуть сразу, спровоцированные ее названием. Что это еще за история тела? Понятно, когда специалисты говорят об истории какого-то периода, истории военных действий, даже у многих предметов и действий есть своя история, ибо прогресс не стоит на месте: и вещи, и виды деятельности видоизменяются со временем, так что, к примеру, история костюма или история выращивания тюльпанов в этом смысле мало кого удивят.

С телом-то ничего особо не происходит: у человека не меняется количество рук и ног, глаз и ушей, рождаются и умирают люди по-прежнему, хотя разработки современных ученых, связанные с выращиванием органов и поиском бессмертия, вселяют в кого оптимизм, а в кого и ужас. В любом случае подобные перспективы в Средние века вряд ли существовали, о чем же может быть эта книга?

Французский историк-медиевист, писатель и популяризатор наук Жак ле Гофф решил, тем не менее, что подобное исследование совершенно необходимо, поскольку он сам во многих своих работах исследовал жизнь Средневековья и доказал, что эти времена вовсе не были сплошной стагнацией и застоем, как все привыкли воспринимать их, что некое движение во всех отраслях в Средние века определенно существовало. В качестве соавтора ле Гофф привлек писателя и журналиста Le Monde Николя Трюона, и вместе они написали достаточно легко читаемый и в то же время не очень-то развлекательный, а скорее все же серьезный труд о том, как воспринималось человеческое тело и все, что с ним происходит, в период Средневековья.

Кому-то, возможно, и не хватит именно большего количества развлекательной информации, забавных или душераздирающих случаев в качестве примеров, хотя, как мне кажется, конкретных примеров в книге предостаточно, но в данном случае на восприятие влияет тот фактор, что в какой-то степени я — читатель подготовленный, культурологических книг прочитала немало. Если вам не чужда подобная проблематика, то по большому счету книга ле Гоффа и Трюона покажется вам несколько вторичной (часто авторы ссылаются на других исследователей мировой истории и культуры), однако то, что им пришла сама идея о создании истории тела, несомненно, заслуживает восхищения — под таким углом, похоже, проблемы еще никто не рассматривал.

98.jpg

Отношение к телу по выводам ле Гоффа и Трюона в очень большой степени характеризует эпоху. Поскольку мировоззрение Средневекового человека было абсолютно религиозным, то очевидно, что именно религиозные догматы определяли его отношение к телу. Вернее (что особенно важно понять) то, как церковь трансформировала в нужном для себя русле и библейские тексты, и языческие пережитки и суеверия. Как подменялись понятия и выворачивались наизнанку факты ради достижения определенных политических или экономических целей.

Что именно в театре и актерстве вызывало особое противодействие церковников, и как это связано с мимикой и жестами? Или противоречивое отношение к мертвому телу как к отвратительному, но все же бывшему вместилищу бессмертной души и раскачивание в народных массах идеи о том, что мертвых следует как можно чаще поминать (а это определенные ритуалы и, конечно же, деньги в копилку церкви). Ого, а ведь тело и то, что с ним происходит на самом деле проявляется практически в каждом явлении общественной жизни!

Ле Гофф и Трюон анализируют изменения в отношении к телу со времен Античности, чуть забегая вперед, соотносят с воззрениями эпохи Возрождения и абсолютно не конкретизируют, не сравнивают ничего с нынешними временами. И да, в основе их исследований лежит в основном французская история Средневековья, часто это сопряжено и с анализом появления тех или иных слов или понятий во французском языке.
Однако именно размышления о современности, причем наднациональной сами собой напрашиваются при чтении этой книги. И то, что на протяжении такого внушительного временного отрезка тело человека всячески старались низвести, а оно, тем не менее, продолжало играть важную роль, говорит к пользу его удивительной силы, о которой мы не так часто задумываемся.

Читайте также: