Земства и городские думы кратко

Обновлено: 05.07.2024

1 января 1864 г. указом было введено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земства учреждались в уездах и губерниях как всесословные органы местно­го самоуправления. Избирательная система строилась по принципу имущественного ценза, по куриям. Курий было три: земледель­ческая, городская и курия сельских крестьянских обществ.

В земледельческую курию входили уездные землевладельцы и крупные владельцы недвижимости. В городской курии объединя­лись собственники городских промышленных и торговых заведе­ний. Третья курия состояла из представителей сельских крестьян­ских обществ. Выборы по этой курии были многоступенчатые. Сначала сельские общества выбирали представителей на волостные сходы. Там избирали выборщиков, которые участвовали в уезд­ном съезде. На уездных съездах трех перечисленных курий проис­ходили выборы гласных в уездное земское собрание. На уездных земских собраниях избирались губернские гласные. Выборы в зем­ства проводились каждые три года.

Земские органы делились на распорядительные - собрания глас­ных и исполнительные - земские управы. Собрания гласных засе­дали раз в год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали земские налоги, выбирали земские управы. Земства распределяли государственные сборы и назначали местные сборы, устраивали благотворительные заведения. В компетенцию земств входили так­же здравоохранение и народное образование.

Введение земств способствовало развитию хозяйственной ак­тивности на местах, активизации общественно-политической жизни и, что особенно важно, вовлечению в нее широких слоев населения, включая крестьянство. В то же время земская реформа содержала значительные ограничения.

Городовое положение было учреждено только 16 июля 1870 г.

Создавались всесословные органы городского управления, изби­раемые на основе имущественного ценза. Избирательные права получали промышленники, купцы и владельцы недвижимого имущества. Все избиратели делились на три курии в зависимости от уплачиваемого налога: в первую входила небольшая группа наиболее крупных налогоплательщиков, уплачивающих треть го­родских сборов; вторую составляли более мелкие налогоплатель­щики, вносящие еще одну треть; третью - все остальные налогоплательщики.

Распорядительным органом самоуправления была городская дума, исполнительным - городская управа под председательством городского головы. Правительство, как и в случае с земствами, постаралось переложить на плечи городского самоуправления дела по ведению хозяйства. Самоуправление было обязано следить за благоустройством городов, развитием промышленности, торгов­ли, здравоохранения и народного образования. Кроме того, го­родская дума устанавливала налоги. Городскои бюджет отягощали расходы на полицию, тюрьмы и воинский постой. Являясь по су­ществу государственными, они съедали значительную часть и без того небогатых городских бюджетов.

1 января 1864 г. указом было введено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земства учреждались в уездах и губерниях как всесословные органы местно­го самоуправления. Избирательная система строилась по принципу имущественного ценза, по куриям. Курий было три: земледель­ческая, городская и курия сельских крестьянских обществ.

В земледельческую курию входили уездные землевладельцы и крупные владельцы недвижимости. В городской курии объединя­лись собственники городских промышленных и торговых заведе­ний. Третья курия состояла из представителей сельских крестьян­ских обществ. Выборы по этой курии были многоступенчатые. Сначала сельские общества выбирали представителей на волостные сходы. Там избирали выборщиков, которые участвовали в уезд­ном съезде. На уездных съездах трех перечисленных курий проис­ходили выборы гласных в уездное земское собрание. На уездных земских собраниях избирались губернские гласные. Выборы в зем­ства проводились каждые три года.

Земские органы делились на распорядительные - собрания глас­ных и исполнительные - земские управы. Собрания гласных засе­дали раз в год. Они решали хозяйственные вопросы, утверждали земские налоги, выбирали земские управы. Земства распределяли государственные сборы и назначали местные сборы, устраивали благотворительные заведения. В компетенцию земств входили так­же здравоохранение и народное образование.




Введение земств способствовало развитию хозяйственной ак­тивности на местах, активизации общественно-политической жизни и, что особенно важно, вовлечению в нее широких слоев населения, включая крестьянство. В то же время земская реформа содержала значительные ограничения.

Городовое положение было учреждено только 16 июля 1870 г.

Создавались всесословные органы городского управления, изби­раемые на основе имущественного ценза. Избирательные права получали промышленники, купцы и владельцы недвижимого имущества. Все избиратели делились на три курии в зависимости от уплачиваемого налога: в первую входила небольшая группа наиболее крупных налогоплательщиков, уплачивающих треть го­родских сборов; вторую составляли более мелкие налогоплатель­щики, вносящие еще одну треть; третью - все остальные налогоплательщики.

Распорядительным органом самоуправления была городская дума, исполнительным - городская управа под председательством городского головы. Правительство, как и в случае с земствами, постаралось переложить на плечи городского самоуправления дела по ведению хозяйства. Самоуправление было обязано следить за благоустройством городов, развитием промышленности, торгов­ли, здравоохранения и народного образования. Кроме того, го­родская дума устанавливала налоги. Городскои бюджет отягощали расходы на полицию, тюрьмы и воинский постой. Являясь по су­ществу государственными, они съедали значительную часть и без того небогатых городских бюджетов.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Предпосылки реформы

В начале 60-х годов сложилась весьма плачевная ситуация в российских регионах, причиной которой во многом было неудовлетворительное местно самоуправление. До этого времени все чиновники назначались в Петербурге, и на местах абсолютно не знали нужды и потребности региона и людей, в нем проживающих. В результате практически все сферы жизнедеятельности регионов пришли в плачевное состояние. Здравоохранение, образование, дороги, рынки, хозяйства – проблемы были буквально во всем.

Обратная сторона медали – позиции дворянства, которое было крайне недовольно отменой крепостного права. Освобождение крестьян заставило многих дворян с недоверием относиться к действующей власти. Поэтому Земская реформа 1864 года принималась Александром 2 как попытка частично компенсировать потери дворянства, предоставив им долю власти в регионах.

В целом же можно выделить следующие причины проведения реформы 1 января 1864 года:

  • Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
  • Предоставить населению самостоятельность в решении местных вопросов.
  • Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.

Особо обращаю внимание на 2 пункт. Эти Александр 2 хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.

Трутовский - заседание Земства

Суть реформы

Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческая, городская и крестьянская.

Кто поулчил избирательные права в 1864 году
Курия Получали избирательные права
Земледельческая При наличии 200 десятин земли и имущества не менее чем на 15 тысяч рублей. Также признавались владельцы предприятий с доходом выше 6 тысяч рублей.
Крестьянская На 1-ом этапе выбирались представители в волостные сходы. На 2-ом этапе выбирались представители уездных земств. На 3-ем этапе выбирались представители губернских земств. Все шло поэтапно.
Городская Купцы, владельцы предприятий с доходом более 6 тысяч рублей. Также признавались владельцы недвижимости стоимостью 3600 рублей (в крупных городах) и 600 рублей ( в остальных городах).

Выборы по всем куриям проводились 1 раз в 3 года.

Избирательные курии с 1864 года

Земское самоуправление

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года, то есть выбранные депутаты за 1 срок могли поучаствовать только в 1 таком съезде. В целом уездная и губернская система земств была похожа между собой. Каждый год они проводили сессии и выбирали управление. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – Министром внутренних дел.

Структура Земского самоуправления после 1864 года

Волостное (местное) самоуправление

Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, повинностей, рекрутчины, выбор управления сходом и старосту. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне решал Волостной сход.

Структура Волостного самоуправления после 1864 года

Функции земств

Земская реформа 1864 года наделяла местные органы самоуправления властью для решения локальных местных проблем:

  • Строительство местных дорог. Например, строительство дороги между деревнями, или между городом и деревней.
  • Открытие и ремонт школ, больниц и приютов.
  • Сбор статистических данных и организация переписи населения.
  • Помощь крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.

Земства только внешне действовали как независимые и самостоятельные органы. На самом же деле их роль была незначительной и тщательно контролировалось. Главный контроль заключался в том, что все Земства подчинялись губернатору. Губернатор утверждал все решения Земств, а также имел полномочия для отмены любого решения местных органов. Второе ограничение – Земствам запрещалось заниматься политическими вопросами и объединяться между собой (например, нельзя было создать всероссийское Земство). Это были собрания, которые решали конкретные локальные вопросы местного значения, и не более того.

Органы Земств были разделены на исполнительные (Управа)и распорядительные (Собрание).

Земская реформа 1864 года - органы управления

Реализация реформы

Начиная с 1 января, Земская реформа 1864 года начала свою реализацию под контролем правительства Александра 2. Очень важно отметить, что Земства вводились не на всей территории Российской Империи. В частности новое положение не затронуло 2 категории регионов:

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

После крестьянской реформы 1861 г. в экономической структуре России произошли связанные с этим изменения. Невозможно было приспособить старую политическую систему к новым условиям. Областная жизнь управлялась директивами из центра, что вело к ошибочным и запоздалым решениям.

История

Земская реформа 1864 г. имеет историю, уходящую к правлению Александра I, когда он заказал Сперанскому проект системы самоуправления. Сперанский справился с задачей: он создал проект системы самоуправления, ориентированный на нужды населения. Схематично это выглядело так: внизу — волостные думы. Избиратели отбираются не по сословному принципу, а по имущественному цензу. На собраниях избираются делегаты в уездную думу. Уездные думы выбирают делегатов в губернию; губернские — делегатов в Государственную думу.

Но в реформе Александра II данный проект претерпел значительные изменения: например, не было волостных дум, где должно было преобладать крестьянство, не было и Государственной думы – земство кончалось на уровне губернии и, таким образом, не было преемственности, хотя именно это подразумевалось: главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.


Г. Мясоедов "Земство обедает"

Но власть не хотела делиться властью и ограничивала земство только определенными задачами, о чем мы скажем ниже. Общие вопросы жизни страны затрагивать земствам запрещалось вплоть до роспуска собрания при нарушении этой установки.


Схема выборов в земства

Избиратели делились на 3 курии: уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ. Курия — особые разряды, на которые делились избиратели по имущественному, национальному, расовому и другим признакам в дореволюционной России при выборах. Правом участия в выборах по 1-й курии пользовались владельцы не менее чем 200 десятин земли, владельцы промышленных, торговых предприятий или другого недвижимого имущества на сумму не ниже 15 тыс. руб. или приносящего доход не менее 6 тыс. руб. в год, а также уполномоченные от землевладельцев, обществ и учреждений, владевших не менее 1/20 ценза 1-й курии.

Избирателями городской курии были лица, имевшие купеческие свидетельства, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 500 руб. (в небольших городах) до 3 тыс. руб. (в крупных городах). Выборы по крестьянской курии были многостепенными: сельские общества выбирали представителей на волостные сходы, те — выборщиков, а последние — гласных в уездное земское собрание.


Вводились земства постепенно и не во всех районах империи. К концу 1870-х годов земства были введены в 34 губерниях Европейской России, в Бессарабии и в области Войска Донского, где в 1882 г. были ликвидированы. Позже земские органы появились в Ставропольской, Астраханской, Оренбургской губерниях. Многие национальные и другие районы Российской империи земств не имели. Закон о земстве в западных губерниях был принят лишь в 1911 г. Их компетенция все более и более ограничивалась правительством. Несмотря на ограничения, земства в России сыграли заметную роль в решении вопросов как хозяйственного, так и культурного плана (просвещение, медицина, земская статистика и т.д.). Земская реформа содействовала развитию местной инициативы, хозяйства и культуры. При этом земство было системой внебюджетной, но обладало правом самообложения. Поэтому на земских собраниях было два актуальных вопроса: что конкретно строить (делать) и где брать на это деньги. Естественно, давать их никто не хотел, поэтому – налогообложение, поборы…

Существует обширная литература о земских учителях, врачах – этих идеалистах, с энтузиазмом бросившихся в народ: Глеб Успенский, Чехов, М. Булгаков рассказывают о них в своих произведениях.

Нельзя при этом не отметить, что создание земских учреждений было успехом сторонников конституционного правления. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. За годы своего существования земства подняли уровень образования и народного здравоохранения, улучшили дорожную сеть и расширили агрономическую помощь крестьянам в таком масштабе, на который государственная власть была неспособна.


Основные положения земской реформы

Заключение

Земская реформа была актуальной для России. Но она не была достаточно продумана: проект Сперанского был искажен, а нового ничего предложено не было. Вступив в силу, земская система самоуправления добилась определенных положительных результатов, но, не поддерживаемая и сильно ограничиваемая правительством, она постепенно вырождалась, теряя популярность и актуальность.

О земстве снова вспомнили в начале 90-х из-за голода 1891-1892 годов. Комитеты помощи голодающим при Александре III действовали вместе с земствами. Но земства уже не возродились. Окончательно уничтожили всю земскую систему самоуправления большевики, заменив ее системой советов.

В 1870 г. по типу земской была проведена городская реформа. Она заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями — городскими думами и городскими управами.

Владимир Павлович Журавлёв, кандидат юридических наук,
Председатель Избирательной комиссии Ленинградской области







Уездное земское собрание


Количество уездных гласных в зависимости от численности населения уезда колебалось от 10 до 96, губернских гласных — от 15 до 100. В 1865—1867 гг. среди уездных земских гласных дворяне составляли 42%, крестьяне — 38, купечество — 10, духовенство — 6,5, прочие — 3%. В губернских земских собраниях дворяне абсолютно преобладали — 74,2%, купечество составляло 10,9, крестьянство —10,6, прочие—4%.
Земства многое делали для улучшения жизни населения, но это тема для другой статьи. Авторитет земств в глазах населения постоянно возрастал пропорционально производимой работе. В глазах же чиновной бюрократии земство превращалось в здоровенное бревно и не вызывало нежных чувств. Российское самодержавие всячески ограничивало деятельность земств, их возможности, полномочия.
В правление Александра III в рамках проводившихся контрреформ были утверждены новые положения о


земствах (1890 г.) и городах (1892 г.). Процент жителей, имевших право избирать и быть избранными в земские и городские органы, резко сократился за счет расширения избирательных прав дворянства. Сокращение численности провинциального дворянства приводило к тому, что в первом избирательном съезде выборы часто носили фиктивный характер. Количество избирателей-дворян часто не превышало числа гласных, подлежащих избранию. В таком случае голосование не проводилось, все избиратели, прибывшие на съезд, автоматически становились членами уездного земского собрания. Руководящие места в этих органах также были отданы дворянам.


Участники городской думы




Собрание было правомочно осуществлять выборы, если число присутствующих превышало число вакансий. Если число избирателей, прибывших на выборы, было меньше числа избираемых гласных, следовало назначить новые выборы. Повторное собрание приступало к выборам при любом количестве избирателей. Право избрания в гласные имели все участники собрания, в том числе уполномоченные. Один человек мог подать не более двух голосов: один лично и один по доверенности.
Производились выборы путем тайного голосования шарами. Избранными считались кандидаты, получившие более половины голосов членов собрания. Городская дума избирала членов распорядительного органа — городской управы и главное должностное лицо городского самоуправления — городского голову. Таким образом, последний являлся главой городской думы и городской управы.


___________________
1. Корнилов А.А. Из истории вопроса об избирательном праве в земстве. СПб., 1906. С.6—7.
2. Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957. С.131.
3. Цит. по: Гармиза В.В. Подготовка земской реформы 1864 г. М., 1957. С.232.
4. Высочайше утверждённое Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т.XXXIX. Отд-ние 1-е. СПб. 1867. Ст.40934. С.2.
5. Высочайше утвержденное Городовое положение от 16/28 июня 1870 г. //Полное собрание законов Российской империи. Собр. II. Т.XLV. Отд-ние 1-е. СПб. 1874. Ст.48498. С.825.

Читайте также: