Земельные ресурсы башкортостана кратко

Обновлено: 30.06.2024

П.В.Клец – заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан;

Р.Ф.Фахретдинова – заместитель руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан;

Д.М.Магадеева – врио заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.

В подготовке разделов доклада принимали участие:

Р.Г.Аюпов – начальник отдела государственного земельного контроля; М.Ю.Динмухаметов – начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, С.Б.Мережников – начальник отдела правового обеспечения, Т.В. Горелова – начальник отдела кадастровой оценки недвижимости, Г.Р.Каримова – врио начальника отдела кадастрового учета земельных участков.

Техническое редактирование и оформление:

Е.А.Иванов – главный специалист ‑ эксперт отдела информационных технологий.

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.. 5

1.1. Распределение земельного фонда по категориям земель. 5

1.1.1. Земли сельскохозяйственного назначения. 7

1.1.2. Земли населенных пунктов. 8

1.1.3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. 11

1.1.4. Земли особо охраняемых территорий и объектов. 12

1.1.5. Земли лесного фонда. 14

1.1.6. Земли водного фонда. 15

1.1.7. Земли запаса. 15

1.2. Распределение земельного фонда по угодьям.. 17

1.2.1. Сельскохозяйственные угодья. 20

1.2.2. Земли под водой, включая болота. 24

1.2.3. Земли застройки. 25

1.2.4. Земли под дорогами. 26

1.2.5. Лесные площади и лесные насаждения, не входящие в лесной фонд. 26

1.2.6. Прочие земли. 27

1.3. Распределение земель в Республике Башкортостан по формам собственности и принадлежности Российской Федерации, Республике Башкортостан и муниципальным образованиям.. 28

1.3.1. Распределение земель сельскохозяйственного назначения. 32

1.3.2. Распределение земель населенных пунктов. 33

1.3.3. Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. 35

1.3.4. Распределение земель иных категорий. 36

1.4. Использование земель производителями сельскохозяйственной продукции. 37

1.4.1. Использование земель предприятиями, организациями для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о формах собственности и правах на землю) 40

1.4.2. Использование земель гражданами для производства сельскохозяйственной продукции (сведения о правах на землю) 42

1.5. Сведения о наличии земель, предоставленных гражданам в ходе земельной реформы. 46

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.. 57

ГЛАВА 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.. 76

3.1. Государственный кадастр недвижимости. 76

3.1.1. Кадастровое деление территории кадастрового округа. 77

3.1.2. Организация ведения государственного кадастра недвижимости. 82

3.1.3. Проведение работ по верификации и нормализации баз данных ГРЗ КР в кадастровом округе 100

3.1.4. Создание и обновление картографической основы для целей кадастра, государственного мониторинга земель и землеустройства. 101

3.2 Государственный мониторинг земель и землеустройство. 106

3.2.1. Государственный мониторинг земель. 106

3.2.1.1. Выполнение работ по государственному мониторингу земель. 106

3.2.1.2. Анализ качественного состояния земель. 111

3.2.2. Землеустройство. 123

3.2.2.1 Выполнение землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности и по поручению органов государственной власти. 123

3.2.2.2. Создание и ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства. 123

3.2.2.3. Контроль за проведением землеустройства, осуществление экспертизы землеустроительной документации, исполнение обращений граждан и юридических лиц по вопросам проведения землеустройства. 125

3.3. Государственный земельный контроль. 126

3.3.1. Организация осуществления государственного земельного контроля. 126

3.3.2. Анализ сведений, полученных при осуществлении государственного земельного контроля 128

3.3.3. Взаимодействие с органами власти. 132

3.3.4. Государственный земельный контроль как мера эффективного управления земельными ресурсами 134

3.4. Государственная кадастровая оценка земель в Республике Башкортостан. 138

3.4.1. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель. 138

3.4.2. Результаты государственной кадастровой оценки земель. 142

3.4.2.1. Земли сельскохозяйственного назначения. 143

3.4.2.2. Земли садоводческих, огороднических и дачных объединений. 150

3.4.2.3. Земли населенных пунктов. 152

3.4.2.4. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. 157

3.4.2.5. Земли особо охраняемых территорий и объектов. 161

3.4.2.6. Земли лесного фонда. 162

3.4.2.7. Земли водного фонда. 163

3.4.3. Определение кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошел государственный кадастровый учет текущих изменений. 164

3.4.4. Анализ результатов рассмотрения обращений по вопросам государственной кадастровой оценки земель. 166




ГЛАВА 4. ЗЕМЕЛЬНЫЙ РЫНОК В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН.. 169

4.1. Сделки по продаже государственных и муниципальных земель. 177

4.2. Сделки с землями граждан и юридических лиц (продажа, дарение, наследование, залог) 178

4.3. Сделки по аренде и продаже прав аренды государственных и муниципальных земель. 182

4.4. Цена земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений. 184

4.5. Платежи за землю.. 186

ГЛАВА 1. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Земли, находящиеся в пределах Республики Башкортостан, составляют земельный фонд.

Согласно действующему законодательству и сложившейся практике, государственный учет в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.


Башкортостан - один из ведущих индустриальных и сельскохозяйственных регионов Российской Федерации.

Ведущие отрасли специализации: топливная промышленность, химическая промышленность, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, сельскохозяйственная промышленность, легкая и пищевая промышленность.

Распределение земельного фонда Республики Башкортостан по категориям земель

В структуре земельного фонда Республики Башкортостан преобладает государственная и муниципальная собственность на землю.

1. Земли сельскохозяйственного назначения

Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям ( тыс.га)

Площадь категории земель сельскохозяйственного назначения в Республике Башкортостан по сравнению с предшествующими годами уменьшилась. Большая часть земель сельскохозяйственного назначения находится в государственной и муниципальной собственности (70 %).

2. Земли населенных пунктов

Площадь городов и поселков городского типа республики составляет 215 тыс.га. Из всех земель передано в собственность граждан 10,8 тыс. га (ИЖС и садоводство). В собственность юридических лиц передано 2,3 тыс.га.

Площадь сельских населенных пунктов составляет 415,6 тыс.га. В собственности граждан находится 82,6 тыс.га земель (ЛПХ и ИЖС). В собственности юридических лиц – 0,6 тыс.га.

Площадь земель населенных пунктов за последние годы увеличивается. Большая часть земель находится в государственной и муниципальной собственности. Рост частной собственности на землю.

3. Земли промышленности и иного специального назначения

Распределение земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения по угодьям

В Республике Башкортостан отсутствуют земли для обеспечения космической деятельности. В 2014 году по сравнению с предшествующим годом площадь земель данной категории уменьшилась на 0,1 тыс.га.

Большая часть земель находится в собственности Российской Федерации.

4.Земли особо охраняемых территорий и объектов

Общая площадь рассматриваемой категории в 2014 году увеличилась. Категория земель особо охраняемых территорий и объектов представлена в основном лесами (85%).

6. Земли водного фонда – 77,9 тыс. га

В % от категории

Земли под водой

Земли под болотами

7. Земли запаса – 21,5 тыс.га

В % от категории

Лесные насаждения, не входящие в лесной фонд

Земли под водой

Земли под болотами

Распределение земель запаса по угодьям

По состоянию на 1 января 2014 года 21,5 тыс. га земель запаса находится в государственной собственности. В составе земель запаса 7,6 тыс.га занимают сельскохозяйственные угодья, в том числе 1,9 тыс.га – пашня. Это, в основном, удаленные, труднодоступные участки.

Структура земельного фонда Республики Башкортостан хорошо работает на регион. Специализацию и структуру региона не надо менять. Однако, в последующем незначительно сократится площадь земель сельскохозяйственного назначения, возрастет площадь земель населенных пунктов и земель промышленности и иного специального назначения. Также нужно отметить, что доля частной собственности на земли населенных пунктов и земли промышленности и иного специального назначения возрастет.

1. Государственный доклад о состоянии и использование земель в Республике Башкортостан в 2010 году. - Уфа.: Управление Росреестра по Республике Башкортостан, 2011.- 262 с.

2. Государственный доклад о состоянии и использование земель в Республике Башкортостан в 2011 году. - Уфа.: Управление Росреестра по Республике Башкортостан, 2012.- 225 с.

3. Государственный доклад о состоянии и использование земель в Республике Башкортостан в 2012 году. - Уфа.: Управление Росреестра по Республике Башкортостан, 2013.- 262 с.

4. Государственный доклад о состоянии и использование земель в Республике Башкортостан в 2013 году. - Уфа.: Управление Росреестра по Республике Башкортостан, 2014.- 262 с.

Под водой находится 99,2 % всей территории земель водного фонда.

Общая площадь земель рассматриваемой категории за истекший

К категории земель запаса относятся земли, находящиеся в

государственной или муниципальной собственности, и не предоставленные

гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда

перераспределения земель. Площадь земель запаса по состоянию на

1 января 2019 года составляет 21,4 тыс.га или 0,2 % всего земельного

В составе земель запаса 7,5 тыс.га занимают сельскохозяйственные

угодья, в том числе 1,9 тыс.га - пашня. Это, в основном, удаленные,

труднодоступные участки. Распределение земель запаса по угодьям

Земельные угодья являются основным элементом государственного

земельного учета и подразделяются на сельскохозяйственные и

несельскохозяйственные угодья. К сельскохозяйственным угодьям

относятся пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища.

Несельскохозяйственные угодья - это земли под поверхностными водными

объектами, включая болота, земли под лесами и древесно-кустарниковой

растительностью, под постройками, дорогами, нарушенные и прочие земли

Наибольший удельный вес в структуре земель республики приходится

на сельскохозяйственные угодья, площадь которых составляет

(51,3% территории). Лесные площади и лесные насаждения, не

входящие в лесной фонд, занимают 5993,5 тыс.га (41,9%). Под реками,

водохранилищами, озерами занято 149,9 тыс.га (1%), под болотами - 50,8

тыс.га (0,4%), под дорогами и застройками - 392,9 тыс.га (2,7%). Прочие

земли занимают 364,5 тыс.га (2,6%), нарушенные земли - 17,2 тыс.га

(0,1%). Распределение земельного фонда республики по угодьям

Под лесами и лесными насаждениями, не входящими в лесной фонд - 5993,5 тыс.га (41,9%)

Распределение земель Республики Башкортостан по угодьям в разрезе

районов и городов представлено в таблице 1-8 и приложении 2.

Земельный фонд в административных границах районов и

Сельскохозяйственные угодья - это земельные угодья, систематически

используемые для производства сельскохозяйственной продукции.

Общая площадь сельскохозяйственных угодий по Республики

Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в

категории земель сельскохозяйственного назначения - 6620,5 тыс.га или

90,4%. Значительные площади находятся на землях населенных пунктов -

Земли сельскохозяйственного назначения - 6620,5 тыс.га (90,4%)

Земли промышленности, транспорта и иного назначения - 6 тыс.га (0,1%)

Земли особо охраняемых территорий и объектов - 35,2 тыс.га (0,5%)

Главными пользователями сельскохозяйственных угодий являются

сельскохозяйственные организации, а также граждане, занимающиеся

За 2018 год площадь сельскохозяйственных угодий в республике, в

целом, уменьшилась на 1 тыс.га. Уменьшение связано с предоставлением

их для промышленного и внутрихозяйственного строительства и

предшествующим годом уменьшилась на 9,0 тыс. га. Основные изменения

произошли за счет перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида

несельскохозяйственных угодий связано, в основном, с предоставлением

земель для индивидуального жилищного строительства, строительства

авиационного полигона, строительства автомобильных дорог, разработки

карьеров, для строительства скотомогильников, кладбищ, и др.

Изменение площадей сельскохозяйственных угодий за 1995, 2005,

Рис.1-7. Динамика изменения площадей сельскохозяйственных угодий за

В структуре сельскохозяйственных угодий на долю пашни приходится

50,0% или 3661,5 тыс.га, площадь сенокосов составляет 1273,1 тыс.га,

Общая площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий

предшествующим годом площадь орошаемых земель уменьшилась на 0,7

тыс.га.: введено в эксплуатацию - 0,9 тыс.га., выбыло из эксплуатации- 1,6

Республика Башкортостан обладает уникальными по качеству и достаточными по количеству земельными ресурсами.

В соответствии с материалами государственного учета земель, земельный фонд республики по состоянию на 1 января 2008 года составил 14294,72 тыс. га (0,8% площади Российской Федерации). В структуре основных категорий земель преобладают земли сельскохозяйственного назначения – 54,1% (7735,2 тыс. га) и земли лесного фонда – 37,4% (5352,2 тыс. га). На долю земель поселений приходится 4,3% (613,6 тыс. га), при этом города и поселки городского типа занимают порядка 1,5% земельного фонда; на долю земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного специального назначения приходится 0,8% (110,0 тыс. га). Особо охраняемые территории составляют 384,1 тыс. га или 2,7% общей площади земельного фонда (в основном это земли трех заповедников и национального парка). Наименьшую долю составляют земли водного фонда 0,5% (77,9 тыс. га) и земли запаса – 0,2% (21,6 тыс. га).

По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан, произошло незначительное изменение в структуре земельного фонда: на 2465 га уменьшилась площадь земель сельскохозяйственного назначения, из них 1911 га переведены в категорию земель населенных пунктов в связи с расширением и изменением административных границ населенных пунктов и районов; 729 га предоставлены для строительства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, разработки месторождений с переводом земель в категорию промышленности; 12 га переведены в категорию земель особо охраняемых территорий для организации отдыха и туризма; 187 га земли возвращены промышленными предприятиями, которые были предоставлены им ранее для несельскохозяйственных нужд. Площадь земель населенных пунктов за прошедший год в целом увеличилась на 1948 га, площадь земель промышленности – на 512 га, площадь земель лесного фонда – на 27 га.

Площадь сельскохозяйственных угодий в 2007 году сократилась на 1,1 тыс. га, в основном в связи с предоставлением земли под строительство, посадку полезащитных и овражно-балочных лесных насаждений. Площадь пашни в целом уменьшилась на 1,5 тыс. га, при этом залужено и переведено в кормовые угодья 1,6 тыс. га, из них в сенокосы – 0,8 тыс. га и пастбища – 0,8 тыс. га.

В перспективе сложившаяся структура распределения земельного фонда по категориям земель сохранится, и соотношение земель разных категорий будет изменяться в незначительной степени.

Правовые отношения перевода земельных участков из одной категории в другую, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ), а также соответствующими республиканскими нормативными правовыми актами.

По данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Башкортостан, по состоянию на 1 января 2008 года в собственности граждан находится 2214,7 тыс. га земель (15,5%) земельного фонда республики, в собственности юридических лиц – 914 га (0,006%). Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составляет 12079 тыс. га (84,5%), из них 5297,8 тыс. га (43,9% от государственной и муниципальной собственности и 37,1% от общего земельного фонда республики) находится в собственности Российской Федерации.

Из всех земель, находящихся в собственности граждан, более 98% – это земли сельскохозяйственного назначения, 1,6% – земли населенных пунктов, незначительную долю составляют земли промышленности (12 га). Собственность юридических лиц распределяется по следующим категориям земель: 12,4% – земли сельскохозяйственного назначения, 70,1% – земли населенных пунктов, 17,5% – земли промышленности, энергетики, транспорта. В пользование и аренду предоставлено 29,4 тыс. га земель, находящихся в муниципальной собственности, 40,8 тыс. га земель, находящихся в собственности республики, и 174,5 тыс. га земель, находящихся в федеральной собственности.

В соответствии с Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Законом Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" с 1 января 2006 года по 1 января 2008 года на территории республики проводились мероприятия по бесплатной однократной приватизации гражданами земельных участков земель сельскохозяйственного назначения. Бесплатная приватизация проведена в 974 хозяйствах на площади 2481,4 тыс. га, в том числе пашни – 2225,4 тыс. га (89,0%). Полностью завершены работы по кадастровому учету приватизируемых земельных участков в 18 муниципальных районах, в 11 районах работа близится к завершению. Земельные доли (паи) предоставлены в распоряжение 357,3 тыс. граждан в виде общей (долевой) собственности, из них 16,5 тыс. граждан (4,6%) уже зарегистрировали право собственности на земельные доли (паи) на общую площадь 127,7 тыс. га.

Физико-географические особенности территории республики определяют структуру почвенного покрова земель. Почвы обнаруживают ярко выраженную высотную поясность. Наибольшее распространение получили черноземы, серые лесные, горные и пойменные почвы. Одной из природных особенностей почв Башкортостана является относительно высокое содержание гумуса, что квалифицирует их как потенциально высокоплодородные. Однако при этом почвы Башкортостана характеризуются слабой подвижностью гумуса, укороченностью генетического профиля (особенно у черноземов), пониженной биологической активностью, тяжелым механическим составом, карбонатностью почвообразующих пород, что требует пристального внимания к ведению земледельческих работ для получения максимальной продуктивности.

Анализ современного состояния земельных ресурсов, динамика изменения свойств почв показывает, что начиная с 90-х годов имеет место устойчивая тенденция деградации, отчуждения, загрязнения и захламления почв, теряется устойчивость к внешним воздействиям, снижается способность к саморегуляции и восстановлению первоначальных свойств, воспроизводству плодородия, утраченного вследствие истощительного и нерационального использования земель.

Деградация в основном вызвана процессами эрозии почв, переувлажнением и заболачиванием, переуплотнением почвенного профиля вследствие применения традиционных аграрных технологий. Всего в 2007 году выявлено 1239 тыс. га (8,7% территории республики) деградированной пашни. Более 1 тыс. га подвержены водной эрозии, 55 тыс. га – ветровой эрозии, переувлажнены – около 125 тыс. га, заболочены – 63,3 тыс. га, засолены – 17,3 тыс. га. Степень эродированности пашни по республике составляет в среднем 48,4%. Главными причинами развития эрозии являются нерациональное соотношение площадей пахотных, луговых и лесных угодий; высокая распаханность (которая составляет порядка 50%, а в некоторых районах 70-80%) и низкая лесистость сельскохозяйственных угодий; малая доля почвозащитных технологий; нарушение структуры посевных площадей и севооборотов.

В связи с развитием эрозии и переуплотнением почвы происходит сокращение мощности гумусового горизонта пахотных почв (в среднем на 5 см, с колебанием от 1 см до 20 см).

Для устранения причин снижения плодородия почв, обеспечения прироста гумуса необходимо ежегодно вносить 7-8 тонн органических удобрений на 1 га севооборотной площади, в действительности объем вносимых органических удобрений в среднем по республике составлял 1,4 тонны на 1 га. В ряде районов органические удобрения вносились в количестве 0,1-0,3 тонн на 1 га или вовсе не вносились.

На предотвращение развития и устранение процессов деградации земель, восстановление их плодородия, возврат эродированных земель в хозяйственный оборот ориентированы мероприятия программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Башкортостан на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11 июля 2006 года № 198. Мероприятия группируются по следующим основным направлениям: агрохимическая мелиорация почв, агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения, гидромелиорация и культурно-технические работы.

По данным Управления по землеустройству при Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, с целью преодоления деградации почв залужено многолетними травами и переведены в кормовые угодья – 1160 тыс. га деградированной пашни, из подлежащих залужению – более 75 т. га.

Деградация почв происходит и в результате химического загрязнения и отчуждения земель вследствие деятельности нефтедобывающих, нефтеперерабатывающих, горнодобывающих предприятий, а также предприятий тяжелого машиностроения. Так, общая площадь нарушенных земель в республике составила 15,6 тыс. га, из которых за отчетный год рекультивировано и восстановлено только около 8%. Снизить уровень загрязнения почв можно только обеспечивая жесткий контроль в районах добычи полезных ископаемых, а также добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов.

В последнее время возрастает количество земель, выводимых из хозяйственного оборота вследствие их захламления, что главным образом связано с образованием отвалов и хвостохранилищ вскрышных и пустых пород в процессе добычи и обогащения медной руды (на долю которых приходится более 80% всех отходов республики). Так, площадь, занимаемая отвалами Учалинского рудника, составляет 301 га, хвостохранилищем занято 113 га земель. Проблема обостряется размещением отходов производства и потребления в несанкционированных местах, площадь которых, по оценкам, составляет более 80 га.

Таким образом, анализ качественного состояния почв и земельных угодий подтверждает необходимость совершенствования системы и порядка деятельности в области охраны почв и земель, где основной акцент должен быть направлен на недопустимость воздействий техногенного характера на почвы и земельные ресурсы, приводящих к деградации и ухудшению их качества.

В соответствии с подпрограммой "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений" и целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости" на 2003-2007 годы обобщены итоги оценки факторов стоимости и сделок с недвижимым имуществом по 60 муниципальным районам и городским округам республики, обеспечивающие выполнение расчетов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Читайте также: