Земельная реформа в кабарде и балкарии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Горская АССР, объединившая горских народов бывшей Терской области, в силу различных объективных и субъективных причин также оказалась нежизнеспособной. О своем желании выйти из состава Горской Республики заявили руководители Кабарды. В результате, кабардинский народ 1 сентября 1921 г. первым на Северном Кавказе обрел автономную самостоятельность. Вместе с тем, для советской власти это был не первый опыт формирования областной национальной автономии. В 1920 г. были образованы автономные области вотского (удмуртского), чувашского, калмыцкого и марийского народов1.
Учитывая, что попытки образования Татаро-Башкирской республики, т.е. двухсубьектного этнополитического образования, еще в 1918 г. закончились безрезультатно2, можно было бы предположить, что в условиях демонтажа ГАССР советская власть пойдет по пути формирования автономных областей для каждого народа Северного Кавказа. Однако особенности исторической ситуации в регионе, наличие тесных социально-экономических и политических связей между народами Северного Кавказа способствовали развитию ситуации в другом направлении.

Для понимания причин и предпосылок такого национально-государственного развития региона необходим комплексный подход к изучению проблемы. На наш взгляд, необходимо исследование проблем формирования национальной государственности карачаевцев, балкарцев, кабардинцев и черкесов, с одной стороны, и осетин, ингушей и чеченцев — с другой. Ретроспективный анализ исторических процессов начала 1920-х гг. свидетельствует о взаимосвязи проблем национально-государственного развития народов региона в таком разрезе. В данном докладе хотелось бы предложить вашему вниманию анализ событий по проблемам формирования КЧАО и КБАО.

Несмотря на то, что Кабарда первая вышла из Горской Республики и впоследствии сформировалась объединенная автономная область кабардинского и балкарского народов, эта идея была привнесена в Кабардино-Балкарию извне.

Анализ источников и исследований в области национально-государственного строительства показывает неоднозначность протекания процесса объединения. Как известно, были альтернативные модели развития, предполагавшие иные решения. Тем не менее, события развивались по пути конституирования объединенной автономной области, что явилось логическим результатом стечения множества объективных факторов. Среди них определяющую роль сыграли малоземелье Балкарии и характер ее территориальных отношений с Кабардой. Конкретнее это выражалось в невозможности решения земельной проблемы балкарцев без использования резервов Кабарды.

Выход Кабарды из Горской Республики инициировал возникновение двух разновекторных этнополитических тенденций. Во-первых, начавшийся распад Горской Республики и потеря территориальной связи Балкарии с ней создавали предпосылки для образования Балкарской автономной области. Во-вторых, существовавшая традиционная система взаимоотношений между Кабардой и Балкарией являлась объективной предпосылкой для их объединения в единую автономию.

Появлению идеи объединения Кабарды и Балкарии в единую автономию способствовало то обстоятельство, что аналогичные процессы, развернулись в ходе формирования Карачаево-Черкесской автономной области. По всей видимости, идея образования двухсубъектной автономии в регионе возникла в кругах карачаевской партийной элиты. Ко времени выхода Кабарды из состава Горской Республики стало ясно, что руководители Кабарды не уступят земли Карачаю. С другой стороны, надежды на согласие Центра на присоединение Кисловодска в качестве административного центра Карачая было мало. В таких условиях родилась идея об объединении Карачая с некоторыми казачьими станицами и черкесским Эльбурганским округом с центром в Баталпашинске. 17 октября 1921 г. комиссия по изучению вопроса о выделении Карачая из Горской Республики доложила свои предложении на заседании коллегии НКН РСФСР. Коллегия НКН утвердила предложения комиссии. Для изучения вопроса на месте решили делегировать члена Коллегии НКН РСФСР Ибрагимова, которому давался трехнедельный срок4.

Представителем ВЦИК был, по всей видимости, B.C. Муромцев. В любом случае, он, как уполномоченный ВЦИК на Северном Кавказе, не мог не знать о таком решении. Поэтому не случайно, что именно он впервые предложил образовать объединенную автономную область кабардинского и балкарского народов. Президиум исполкома Кабардинской АО 7 декабря 1921 г. признал возможным объединение Кабарды и Балкарии6. Это решение ни к чему никого не обязывало. Его необходимо рассматривать не как стремление к включению Балкарии в Кабарду, а как проявление доброго отношения руководителей Кабарды к балкарскому народу.

Однако за время функционирования Балкарского округа в составе Горской Республики сформировался слой руководящих деятелей, которые почувствовали вкус к власти. В этот круг входили не только представители балкарской национальности. Движущую силу процесса формирования Балкарской автономной области играли не они. Не случайно впоследствии Б. Калмыков указывал, что именно руководящие деятели Балкарии, присланные из центра, педалируют эту тенденцию.

9 декабря 1921 г. Балкарский исполком направил в Коллегию НКН РСФСР информационный доклад, в котором обосновывалась необходимость выделения Балкарского округа из Горской Республики в автономную область7. Анализ его содержания показывает, что он написан человеком, хорошо знакомым с особенностями и нюансами теории и практики национальной политики советской власти. Он также хорошо знал работы Сталина по этой проблеме. Все это наводит на мысль, что автором доклада является не местный партийный и советский работник.

Коллегия Наркомнаца на своем заседании 14 декабря 1921 г. постановила избрать комиссию в составе Бройдо, Ибрагимова и Клингера для изучения вопроса об образовании Балкарской автономной области11.

В конце декабря 1921 г в Москве проходил 9-й Всероссийский съезд Советов, в котором принимали участие делегаты Кабарды и Балкарии. 4 января 1922 г. Балкарская делегация направила докладную записку, за подписью, в том числе Энеева и Гемуева, в Наркомнац. Они считали присоединение Балкарии к Кабардинской области «в данный исторический период нецелесообразным по следующим соображениям:

1. Балкария представляет совершенно отдельную народность с самостоятельным языком, особыми условиями быта, характера и т.д.

2. В хозяйственном отношении Балкария имеет свои особенности. В Балкарии господствует скотоводческое хозяйство, тогда как в Кабарде преобладает земледелие.

3. Балкария испокон веков была в полной зависимости от Кабарды экономически и политически, что является одной из причин ее отсталости в хозяйственном и культурном отношениях. Слияние с Кабардой до уничтожения экономического господства Кабарды вследствие ее многоземелья и при наличии национального неравенства означает продолжение старой политики.

Исполком Кабардинской автономной области направил в коллегию НКН РСФСР решительный протест против некоторых положений проекта постановления об образовании Балкарской автономной области и, в частности, против включения Долинского в Балкарскую область. Были также возражения против включения в Балкарскую АО многих лесных полян, входящих в территорию Кабардинской АО.

6 января 1922 г. на заседании коллегии Народного комиссариата по Делам Национальностей РСФСР рассматривался проект постановления ВЦИК об образовании Балкарской автономной области. Коллегия одобрила проект, подтвердив включение в Балкарию Долинского, признававшегося центром Балкарии17.

Это решение в определенных кругах сейчас признается антиконституционным’9. Однако не все так однозначно.

Во-первых, оценивать с точки зрения Конституции 1918 г. те или иные решения органов власти РСФСР по проблемам национально-государственного устройства представляется не корректным. Эта Конституция была принята в июле 1918 г. и не могла учитывать всей сложности исторической ситуации 1920-х гг.

На заседании Коллегии НКН РСФСР от 6 января 1922 г. присутствовали только три члена коллегии: Карклин, Павлович, Ибрагимов и представители от Кабарды Калмыков, Балкарии Энеев, Карачая Алиев, черкесов Гутекулов, а также отделов представительств22. Таким образом, не было наркома и достаточного количества членов самой коллегии. Поэтому нельзя назвать это заседание даже заседанием Малой Коллегии.

Из всех членов Коллегии НКН РСФСР только Сталин бывал на Северном Кавказе и имел определенное представление о происходящих здесь процессах. Еще в октябре 1920 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение о командировании Сталина на Кавказ в качестве Чрезвычайного и Уполномоченного Представителя РСФСР25. Как известно, в результате Сталин провозгласил Горскую Республику. А в 1921 г. Сталин побывал теперь уже в Кабарде. Он приехал 27 мая, а уехал 8 августа 1921 г.26. Конечно, он приезжал отдохнуть и подлечиться, но, тем не менее, у него была возможность ознакомиться с особенностями взаимоотношений Кабарды и Балкарии. Что касается других представителей НКН, то у них не было еще возможности подробно изучить обстановку в регионе.

По всей видимости, Сталин еще прислушался и к мнению Муромцева, который в докладной записке от 7 января 1922 г. указал, что объединение Кабарды и Балкарии уничтожит земельные споры между Кабардой и Балкарией27. Таким образом, именно земельно-территориальный вопрос предопределил вынесение решения об объединении Кабарды и Балкарии.

Вместе с тем, возникли новые проблемы. Претворение в жизнь постановления ВЦИК от 16 января 1922 г. фактически приостановилось. Дело в том, что оно исходило из решения НКН РСФСР от 9 января 1922 г., по которому были определены принципы организации системы власти в объединенной автономии Кабарды и Балкарии. Во главе объединенной КБАО должен был стоять общий областной исполком, составленный на паритетных началах из представителей Кабардинского и Балкарского исполкомов. Примечательно, что постановление распространяло это правило и на Карачаево-Черкесскую АО30.

На этом этапе Калмыков решительно выступил против предложенного центром механизма объединения Кабарды и Балкарии. Аналогичность протекания процессов в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии проявилось и в том, что и там процесс объединения затормозился. 21 марта 1922 г. НКН предложил Ибрагимову через Президиум ВЦИК ускорить проведение в жизнь положения о Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской автономных областях33. По всей видимости, все-таки речь может идти о некоем компромиссе, заложенном в основу формирования указанных автономных областей. Его сущность состояла в том, что руководители Кабарды должны были согласиться с принципом паритетной конструкции власти в пользу балкарцев в силу такого же согласия Карачая в отношении черкесов.



Кабардино-карачаевскими территориальными отношениями занималась комиссия ВЦИК под председательством Дмитриева36. Вместе с тем, в дело вмешались военные. 25 января 1922 г. в Пятигорске состоялось объединенное совещание командования Северо-Кавказского военного округа с представителями заинтересованных сторон. Было признано необходимым установление нейтральной зоны между автономными подразделениями и введение туда войсковых частей37.

В центре нейтральной зоны находилось карачаевское село Хасаут. Анализ материалов, относящихся к кабардино-карачаевскому территориальному спору 1920-х гг., показывает, что он трансформировался в проблему выяснения административной принадлежности указанного селения. Корни событий уходят в 60-е гг. XIX. В 1868 г. в ходе проведения земельной и крестьянской реформ 125 семей карачаевцев были устроены в Большой Кабарде и поселены в с. Хасаут38, которое до революции находилось в составе Нальчикского округа. Впоследствии после образования Горской Республики село вошло в состав Карачаевского округа, и против этого руководство Кабарды не выступало.

Но в процессе ухудшения кабардино-карачаевских этнотерриториальных отношений на рубеже 1921-1922 г. позиция Б.Калмыкова и других руководителей Кабарды меняется. Они начинают выступать за восстановление границы 1917 г. с Карачаем, т.к. Хасаут стал своеобразным плацдармом, откуда исходила опасность для территориальной целостности Кабарды.

Нейтральная зона фактически охватывала территорию между реками Кич-Малка и Малка. Карачаевцы требовали проведения границы по Малке, а кабардинцы — по Кич-Малке. Все эти проблемы были весьма актуальны в процессе формирования автономий Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Ее решение также носило компромиссный характер, который связывал процессы национально-государственного строительства в указанных этнополитических образованиях. Более того, он пришел на смену принципа паритетности в конституировании системы власти, т.к. руководство Кабарды заняло принципиальную и последовательную позицию неприятия принципа паритетности.

Наркомнац обязал руководителей Кабарды и Балкарии, Калмыкова и Энеева, в двухнедельный срок организовать объединенный исполком на паритетных началах и предложил Наркомфину не отпускать никаких средств по открывающимся кредитам ни Кабарде, ни Балкарии впредь до организации объединенного исполкома41.

Решимость НКН во что бы то ни стало завершить процесс объединения Кабарды и Балкарии объяснялась тем, что таким образом можно было решить земельный вопрос балкарцев. К этому времени был накоплен большой объем информации комиссией Дмитриева, занимавшегося сбором материалов по земельному вопросу в регионе. В марте-апреле 1922 г. представители многих сел Балкарии направили в комиссию прошение о предоставлении им кабардинских земель42.

В результате Президиум ВЦИК 22 июня 1922 г. принял постановление об этнотерриториальном разграничении Кабарды и Балкарии в рамках объединенной автономии43. Оно удовлетворяло земельные интересы Балкарии.

Наркомат по делам национальностей, понимая всю сложность ситуации, принял следующее постановление: 1. а) полагая, что главной причиной трений между Кабардой и Балкарией является земельный вопрос, приобретающий особо важное значение в связи с тяжелым положением скотоводческих горских племен на Кавказе вообще и стихийным переходом их к земледелию, сопровождающимся постепенным переселением на плоскость, признать выделение Балкарии из объединенной Кабардино-Балкарской автономной области в особую автономную область не желательным и не соответствующим развитию экономических и культурных сил как Балкарии, так и Кабарды; б) отметить, что решение президиума ВЦИК от 20/VI (так в документе — АК.) исходит из существования единой КБАО, тесно объединяющей Кабарду и Балкарию и поэтому выделение Балкарии потребует пересмотра земельного вопроса; в) полагая необходимость существования объединенного Кабардино-Балкарского облисполкома на паритетных началах и принимая во внимание большое число населяющих Кабардинскую область нацменьшинств, НКН находит возможным согласиться с предложением создать объединенный исполком с представительством 1/3 от Кабарды, 1/3 от Балкарии и 1/3 от нацменьшинств, населяющих Кабарду48.

В результате в 1922 г. процесс конституирования Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской автономных областей завершился.

Подводя итоги анализу национально-государственным процессам в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, необходимо отметить, что основными факторами, предопределившими образование объединенной автономии, были характер и принципы решения земельно-территориальных вопросов и вопросов конституирования органов власти. Важное значение имело то обстоятельство, что эти проблемы оказались взаимосвязаны и взаимообусловлены, определяя характер развития ситуации в области национально-государственного развития в начале 1920-х гг. Несмотря на существовавшие и существующие до сих пор определенные проблемы необходимо признать, что проект национально-государственного устройства кабардинского и балкарского, карачаевского и черкесского народов в форме объединенной автономии оказался объективно жизнеспособным.

А. Г. Кажаров
к.и.н., доцент КБГУ (г.Нальчик)

Приводится краткий экскурс в историю земельных отношений России, в том числе Кабарды и Балкарии в различные периоды их развития. Анализируются основные законодательные акты по регулированию земельных преобразований в 19-20 веках. Даётся авторская оценка проводимых реформ.

Ключевые слова: история, земельная реформа, крепостное право, вольноотпущения, уорки, князья, поземельный банк

08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Список литературы:
1.Галиновская Е.А. Земля и право. М.: Инфра. М-Норма, 1997. С.3.
2.Жакомихов Т.А. Аграрные отношения в Кабарде и Балкарии (XIX в.)// ученые записки КБГУ, 1963. Вып. 48. С.80.
3.Кажаров Б.Х. О системе регулирования землепользования в кабардинской сельской общине (первая половина XIX в)// Из истории феодальной Кабарды И Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1981. С.30.
4.Налоева Е.Дж. Об особенностях кабардинского феодализма. //Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1981. С.5.
5.Там же. С. 7.
6.Там же С. 13-14..
7.Думанов Х.М. новые документы о земельных отношениях в Кабарде в дореформенный период // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1981. С.216.
8.Жакомихов Т.А. Национализация земли в Кабардино-Балкарии // Ученые записки. КБГУ, 1960. Вып.8. С.216.

Вторым этапом реформы является осво­бождение крестьян от феодальной зависи­мости в 1867 г. Подготовка к освобожде­нию крестьян проводилась параллельно с земельными преобразованиями. В 1866 г. был создан при наместнике Кавказа "Особый комитет по крес­тьянским делам", а в Кабардинском округе был образован ка­бардинский отдел Терской сословно-поземельной комиссии во главе с начальником округа полковником Нуридом. Он провел большую работу по сбору и изучению материалов, касающихся положения разных категорий крестьян. Часть князей и дворян предъявила правительству ультима­тум: или разрешить им переселиться в Турцию, или оставить крестьян. Но, убедившись, что правительство их не отпустит, князья и дворяне решили взять дело освобождения крестьян в свои руки, чтобы провести его, как отмечается в документе, "с возможно меньшими для них невыгодами". Владельцы пред­ставили свой проект реформы, предусматривающий доброволь­ное соглашение с крестьянами об их освобождении с уплатой выкупной суммы 200 рублей за взрослого. Те, кто не мог выку­пить себя сразу, должны были 6-8 лет отрабатывать выкупную сумму на положении временнообязанных крестьян. В целом в Кабарде было освобождено за выкуп около 11 тыс. крестьян, бесплатно - 785 человек и оставалось на положении временнообязанных 1511 человек. Реформа проходила в обстановке острых социальных про­тиворечий. Крестьяне, собравшиеся на р. Шалушке, близ Наль­чика, требовали освобождения без выкупа, выражали протесты против тяжелых условий освобождения.

42.Национально-государственное строительство в Кабарде и Балкарии в 20-х гг. ХХ в. Образование КБАО.После окончания Гражданской войны на­чалось восстановление экономики Кабар­дино-Балкарии. В решении важнейших за­дач экономического и культурного строи­тельства огромную роль сыграло предоставление многим наро­дам страны национальной государственности. Как известно, в прошлом горские народы ее не имели. Поэтому в жизни народов Северного Кавказа большое значение вмел Декрет ВЦИК от 20 января 1921 г. об образовании Горской Автономной Совет­ской Социалистической Республики, в состав которой вошли Кабарда и Балкария как самостоятельные округа. Первые месяцы существования Горской республики пока­зали, что наиболее целесообразной формой национально-государственного устройства для горских народов является не мно­гонациональная автономная республика, а предоставление каждому народу национальной областной автономии, непос­редственно связанной с РСФСР. Поэтому в июле 1921 г.съезд Советов Кабарды, поддержанный трудящимися всего округа, просил высшие органы РСФСР о выделении Кабарды аз состава Горской республики в Кабардинскую автономную область. Вскоре после образования КАО встал во­прос и о выделении Балкарии из Горской АССР. Дело в том, что кабардинцы и бал­карцы издавна поддерживали экономические, культурные и родственные отношения. Они были связаны общностью исто­рических судеб, традиций и обычаев, совместной борьбой про­тив национального и социального гнета. Поэтому ВЦИК, идя навстречу желанию двух братских народов, постановлением от 16 января 1922 г. выделил Балкарию из состава ГАССР и об­разовал единую Кабардино-Балкарскую автономную область. На объединительном съезде Советов в декабре 1922 г. был из­бран новый облисполком (30 человек). Председателем облис­полкома стал Б. Э. Калмыков, его заместителями М. А. Энеев и Ф. И. Фаддеев. Предоставление национальной государственности народам Кабардино-Баакарии имело большое значение в политическом, экономическом и культурном развитии народов, открывало но­вые широкие возможности для укрепления дружбы и братского сотрудничества кабардинцев и балкарцев с другими народами страны. Оно повышало политическое самосознание и актив­ность людей, создавало наилучшие условия для быстрейшего восстановления разрушенного войной хозяйства. Но автономия во многом была формальной, и она ограничивалась команд­но-административной системой управления. В декабре 1922 г. образовался СССР, имевший определенное значение в исторических судьбах всех народов, вошедших в его состав, в том числе и народов Кабардино-Балкарии. Образова­ние СССР должно было способствовать укреплению дружбы и взаимопомощи между народами, обеспечивать необходимые условия для ускоренного восстановления и выравнивания эко­номики и культуры народов национальных окраин.

Читайте также: