Здание академии художеств кратко

Обновлено: 04.07.2024

фото

Во времена Екатерины II появлялись и русские преподаватели. А. Ф. Кокоринов с 765 г. стал профессором, а с 1769 г. - ректором Академии. Преподавали выпускники Академии живописцы А. П. Лосенко, С. Ф. Щедрин, Д. Г. Левицкий, скульптор Ф. И. Шубин, архитектор В. И. Баженов.

Первоначально Академия художеств размещалась в помещениях Шувалова на Садовой ул., между Невским пр. и Итальянской ул.

В 1765 г. в присутствии Екатерины II состоялась торжественная закладка здания Академии художеств на набережной Невы.

В 1893 г. в. при Академии художеств образовалось, как автономная часть, Высшее художественное училище с шестилетним сроком обучения, в том числе с двухлетними подготовительными классами. Ректором училища до Октябрьской революции был Л. Н. Бенуа. Вместо классов были образованы мастерские, руководителями которых стали И. И. Шишкин, К. Е. Маковский. И. Е. Репин и др. известные художники, скульпторы и архитекторы. Размещалось училище в здании Академии художеств.

В 1918 г. училище было реорганизовано в Государственные свободные художественные учебные мастерские, которыми руководили Л. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский. А. А. Рылов, А. Т. Матвеев и К. С. Петров-Водкин.

В 1921 г. мастерские переименовали в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), а в 1922 г. объединили с центральным училищем технического рисования барона А.Л. Штиглица в высший художественно-технический институт, просуществовавший до 1930 г. Из него выделили институт пролетарских изобразительных искусств. В 1932 г. он был реорганизован в институт живописи, скульптуры и архитектуры, получивший в 1944 г. имя И. Е. Репина. Это название сохранилось и до настоящего времени.

Прямоугольное в плане здание со вписанным кольцеобразным корпусом и круглым двором. Между колонн портика у входа - статуи Геркулеса и Флоры.

Отделка фасадов и внутренняя планировка относятся к разным периодам зодчества. Особо интересны парадные залы второго этажа, центральный круглый конференц-зал, домовая церковь, выстроенная по проекту К. Тона.

фото

фото

фото

Гравюра Т. Молтона
по рис. Дж.Хирна. 1789

фото

Академия художеств.
М.Н. Воробьев. 1813

фото

Вид на Академию художеств. аквар.
Ж.Б. де ла Траверса. Конец 1790-х.

фото

Патерсен Б.
Набережная Васильевского
острова у Академии искусств

фото

Академия художеств.
грав. с карты Петербурга 1820-1825 гг.

фото

фото

Статуи Геркулеса и Флоры
у входа. [93]

фото

Прокудин-Горский.
Вид с Адмиралтейской наб.
(добавил Mary)

фото

Вид Академии художеств
с двумя сфинксами.
худ. П.С. Иванов.

фото

фото

фото

фото

(фото из сети)
(добавил Mary)

Здание представляет собой замкнутый блок с несколькими внутренними дворами. В основе композиции круг, вписанный в прямоугольник. Это самый большой в мире круглый двор. Малые дворы сдвинуты к углам. Лицевой фасад в центре выделен круглым выступающим вестибюлем, украшенным восьмиколонным портиком. Во двор из здания ведут четыре двери, над которыми значатся четыре основные направления деятельности школы:

( Наталия по материалам "Квартальный надзиратель" №3(110) март 2010)

В 1832-1834 гг. была сооружена гранитная пристань на Неве (арх. К. А. Тон) с изваяниями египетских сфинксов на гранитных пьедесталах. Первоначально предполагалось, что на пристани будут установлены конные статуи работы Клодта, но привезти сфинксов из Египта (Александрия) оказалось дешевле. Бородки у сфинксов были отбиты после смерти фараона Аменхотепа III, портретным изображением которого являются головы сфинксов. На груди между лапами и вокруг плиты высечена иероглифическая надпись, в которой перечисляются титулы Аменхотепа III.

На нижней площадке пристани возле каменных скамей стоят попарно четыре бронзовых грифона - скульптор П. П. Геде, 1834 г.

фото

Осеннее утро. 2008.
Фото - С. Васильев

фото

фото

фото

Дворовый фасад.
Фото - Mary, 2011.

фото

Академия Художеств - сверху
(добавил nikspb)

В центре здания - портик главного входа. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры. Геракл опирается на палицу, сделанную и ясеня Киферонских садов. На палицу наброшена шкура Немейского льва. В

левой руке за спиной он держит 3 золотых яблока из сада Гесперид. Рядом богиня цветов - Флора.

Над дверью здания надпись:"Свободным художествам. Лета 1765".

В круглом дворе установлена скульптура графа Шувалова работы Зураба Церетели.

Также в саду расположены рисовальная мастерская с дорическим портиком и мозаичная мастерская. В 1820-е гг. президент Академии Алексей Оленин задумал возвести в саду, если не копии конкретных шедевров, то примеры важнейших стилей. Портик, возведенный архитектором А.А. Михайловым 2-м - образец греческой классики.

Коринфская колонна посреди сада, прежде стоявшая в круглом дворе и перенесенная сюда Александром Брюлловым в 1840-е гг., осталась лишней при строительстве Казанского собора. Брюллов увенчал ее лирой.

( Наталия по материалам "Квартальный надзиратель" №3(110) март 2010)

фото

фото

Витражи в конференц-зале
Академии художеств. 1873 г.

фото

фото

Нижний вестибюль.
[93]
(добавил Mary)

фото

Вторая античная галерея
в Академии художеств.
Худ. Г. К. Михайлов. 1836.

Фото из книги [95] C. 192
(добавил - Андрей Агафонов)

фото

Реконструкция чердаков.
(фото сайт АМ Ухова )

фото

фото

фото

Центральный двор.
Вид с юго-востока

фото

Северо-восточный двор
Фото - Виктор М, 04.2013.

Церковь вмц. Екатерины

Академия художеств основана Елизаветой Петровной в 1758 по инициативе гр. И. И. Шувалова. Здание академии было возведено на берегу Невы в 1764-1788 по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота при участии Ю. М. Фельтена. Церковь во имя прп. Иоанна Дамаскина, защитника иконопочитания, была заложена по проекту Деламота 28 июня 1765 митрополитом Новгородским Димитрием и архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом в присутствии Екатерины II. Храм располагался на втором этаже со стороны сада. Несмотря на это, студентам целых 55 лет приходилось пользоваться временным походным храмом Сошествия Св. Духа, который ранее принадлежал русскому гарнизону в Пиллау. Над постройкой церковного купола и помещения храма много потрудился в 1770-е Фельтен, но окончательной отделке помешали разные обстоятельства. Отделку первоначально поручили молодым выпускникам Академии - братьям Ивану и Алексею Алексеевичам Ивановым, но их предложения не были осуществлены.
Несмотря на то, что в 1818 на завершение церкви были истребованы средства, оно началось только в 1832 по чертежам К. А. Тона и под руководством И. О. Вальпреда, причем предполагалось, что церковь "будет украшена живописными и ваятельными произведениями первенствующих наших академических художников". Так и случилось. Акад. В. К. Шебуев написал на западной стене несохранившееся "Крещение Руси" и участвовал в исполнении образов для двухъярусного иконостаса работы Иванова, декорированного коринфскими пилястрами, вместе с акад. А. Е. Егоровым, А. Г. Варнеком, Ф. П. Брюлло, А. И. Ивановым. Эскиз плафона принадлежал кисти Шебуева. Автором евангельских сцен был П. В. Басин, запрестольного образа "Моление о чаше" - Ф. А. Бруни, лепки - Т. Дылев.
Вопреки православным канонам, в украшении обильно использовались "ваятельные изображения", на что потребовалось разрешение митрополита Серафима. Коленопреклоненных ангелов по краям иконостаса исполнил С. И. Гальберг, статуи четырех евангелистов по углам свода - В. И. Демут-Малиновский, рельефы меж пилястр – А. А. Иванов, П. А. Ставассер и К. М. Климченко, пилястры и фриз - Трискорни. Работы продолжались и в 1841, когда дополнительные "большие" рельефы создали, кроме Иванова и Ставассера, также А. И. Теребенев и Д. И. Иенсен. Все эти работы стоили 5 тыс. руб.
За счет Императора была сделана утварь к освящению, которое состоялось 24 ноября 1837, когда церковь получила свое название в память Екатерины II. В 1847-1848 К. А. Тону наконец-то удалось возвести над храмом купол, плафон в котором исполнил П. С. Тюрин по эскизу Шебуева. В 1878 акад. П. Ф. Плешанов написал выносные иконы; в 1884 был постановлен новый, украшенный мозаикой престол.
С 1850 около 50 лет в храме настоятельствовал прот. Илия Самуилович Денисов. Дьяконом в 1853–1895 был В. П. Постников, активный член Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, который в свой семье воспитывал нескольких сирот и пользовался в народе большой любовью. Последним перед революцией священником был прот. Петр Константинович Любимов. Весной 1919 он "заболел от голода отеком лица" и уехал из города. 8 августа 1918 был создан приход, председателем совета которого стал архитектор акад. М. Т. Преображенский.
Церковь закрыта 17 октября 1919 и стала частью музея Академии. Ликвидирована весной 1929. Долгие годы в помещении находился клубный зал Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
10 ноября 1991 возобновлены богослужения и начата реставрация интерьера. Через четыре года в храме восстановлен иконостас, и 25 ноября 1995 он освящен по полному чину епископом Тихвинским Симоном. Новый иконостас сделан по эскизу настоятеля игумена Александра (Федорова) и арх. О. Иевлевой. Образа написал А. Стальнов, преподаватель иконописи в духовных школах Петербурга.
В 1996 общине передана часовня свт. Спиридона Тримифунтского (1903-1904, арх. С. П. Кондатьев) на Большом проспекте Васильевского острова. На куполе храма в 2001 водружен крест. ([ 95 ]. 2010 г.и. C.192; добавил: Наталия )

Витражи были расположены в центре Аванзала в трёх слегка вытянутых вверх окнах с полуциркульным завершением и в трёх небольших оконцах над ними. Исполнил их выпускник Академии Художеств Владимир Дмитриевич Сверчков. (Установлены в 1873 году). Они были выполнены в традиционной технике стекольной живописи, что свойственно работам Сверчкова. Большой профессионализм в этой работе обнаруживается как в построении самой композиции (взаимоотношениях крупных и мелких пятен, тонкой проработке живописи при цельности общего восприятия), так и в прорисовке деталей, богатой графической разработке стекольного полотна, обнаруживающей любовь к фактуре материала.

В центре каждого витража в крупных окнах расположены аллегорические фигуры, изображённые стоящими в нишах, олицетворяющие виды искусства и всем своим видом и облачением напоминающие римских богов. Орнаментальное обрамление всех трёх фигур одинаковое и, возможно, отличалось лишь в цвете. Под каждой фигурой в ренессансном картуше прямоугольная табличка со словами, обозначающими аллегорию - соответственно: живопись, архитектура, скульптура.

Над тремя основными витражами, изображавшими аллегории искусств, в небольших круглых окнах помещались три малых, с вензелями Елизаветы Петровны, Екатерины II, и академическим гербом.

Все вышеперечисленные витражи погибли предположительно в первые послереволюционные годы. Их утрата - одна из крупнейших для Петербурга в области стекольной живописи.

Библиотека Академии Художеств основана в 1757 г. Не прекращала работу в годы ВОВ. В библиотеке 5 читальных залов.

(Е. Ю. Иванов, К. К. Севастьянов "Утраченный Петербург")

(добавил Mary , иллюстрации - Mary , d7161 , Фото - Mary )

Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527


На участке дома №17 по Университетской набережной в начале XVIII века располагались построенные по типовому проекту особняки дипломата князя В. Л. Долгорукова, президента Коллегии иностранных дел графа Г. И. Головкина и президента главного магистрата князя А. Г. Долгорукова.

Дом В. Л. Долгорукова в 1733 году перешёл австрийскому послу графу Вратиславу Лобковичу. До 1738 года он перестраивался по проекту архитектора И. К. Коробова. Позже здесь работали Морская академия, типография Морского кадетского корпуса и морская аптека.

Дом Головкина в 1756 году отдали под Российский театр (Комедиантский дом). В феврале следующего года здесь прошли первые спектакли, в том числе трагедия А. П. Сумарокова "Синав и Трувор". При театре жили как сам драматург, так и актёры, в основном из ярославской труппы Ф. Волкова. В первое время спектакли Российского театра были доступны публике за определёную плату, потом учреждение стало придворным.

Академия "трёх знатнейших художеств" (живописи, скульптуры и архитектуры) была основана по инициативе М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова, по указу императрицы Елизаветы Петровны. Считается, что после своего основания она располагалась в одном из корпусов дворца И. И. Шувалова. В 1759 году Академия художеств приобрела дом А. Г. Долгорукова [1, с. 628]. Через четыре года были выкуплены бывший дом В. Л. Долгорукова и театральное здание. Они и стали служить учебным целям.

Екатерина II, придав Академии статус Императорской, посчитала, что учреждению необходимо одно большое новое здание взамен трёх старых, не приспособленных для учебных целей. Ещё в 1758 году из Парижа архитектором Блонделем был прислан соответствующий проект, но он не учитывал местных условий и был отвергнут.

Проект собственного здания Академии художеств в 1763 году составил профессор архитектуры петербургской Академии Ж. Б. Валлен-Деламот. В начале следующего года Екатериной II проект был утверждён, после чего появилось распоряжение о выделении на строительство 160 000 рублей в течение четырёх лет. Говорят, что одно из условий проекта установила сама Екатерина II. Она приказала построить здание так, чтобы внутри был круглый двор "для того, чтобы все дети, которые тут учиться будут, имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих архитектурных проектах постоянно с ним соотносились".

18 марта была учреждена "Экспедиция строения академического здания". Её возглавил директор Академии архитектор А. Ф. Кокоринов. Президент Академии И. И. Бецкой приказал:

"для вящего порядку и успеху господам надворному советнику и архитектору Кокоринову и господину профессору и архитектору Деламоту всякую неделю собиратца в экспедицию, ежели когда зачем чаще не можно, то в неделю неотменно по дважды, причём быть господину секунд майору Салтыкову и обще о всём касающемся до произведения сего строения разсуждать и по тому в действие производить; когда же либо в чём несогласны будут, в таком случае требовать резолюцей от меня" [Цит. по: 2, с. 414].


Следующим летом несколько сот рабочих принялись закладывать фундамент нового здания.

Торжественная церемония закладки состоялась 7 июля 1765 года в годовщину вступления на престол Екатерины II, о чём напоминает дата на полу вестибюля: "MDCCLXIV". Торжество подробно описал Я. Штелин.

Перед фасадом реконструируемых зданий была выстроена лестница, по которой посетители поднимались на великолепно украшенный балкон. Через него можно было пройти в аванзал, а затем в открытую галерею по обеим сторонам здания. Под галереей в нишах располагались аллегорические статуи и вазы с барельефами. Площадь перед Академией вымостили досками, на берегу Невы устроили новую пристань с тремя причалами и лестницей. Эту площадь закрывал от многолюдной толпы забор, убранный зелёными ветками. У проходов дежурил караул.

В первую очередь состоялось освящение церкви при участии императрицы. Она прибыла на праздник около 11 часов на шлюпке, была встречена президентом И. И. Бецким и всеми директорами и членами Академии. Екатерина II положила в основание академического храма закладной порфировый камень. В угловые квадратные камни были вложены серебряные и золотые монеты. После церемонии закладки императрица присутствовала в главном зале при зачитывании Устава Академии и в час пополудни водой отправилась ко Двору.

"Но для того чтобы и каждый мог принять участие в этом академическом празднике, Академия в вышеописанном уборе под надзором дежурного директора и члена Академии была полностью открыта целых 8 дней.
Наплыв знатных, средних и простых людей, желающих осмотреть Академию, был постоянно столь большим, что ежедневно с утра до наступления ночи комнаты и залы кишели множеством людей" [Цит. по: 2, с. 417].

Сначала приступили к возведению северного корпуса. В 1764-1770 годах были построены корпуса со стороны сада, 3-й и 4-й линий, круглый и дворовый корпус. Последний из них, окружающий круглый двор диаметром 55 метров, назван "циркуль".

В феврале 1771 года академический Совет приостановил строительство из-за недостаточного финансирования. В следующем году скончался А. Ф. Кокоринов, которого обвинили в растрате выделенных на строительство средств. До отъезда во Францию в 1775 году работами руководил Валлен-Деламот, которого затем сменил профессор архитектурного класса Ю. М. Фельтен.

Строительство здания Академии художеств было окончено в основном к 1784 году, отделку завершили к 1788 году. Кроме Фельтена в работах принимали участие Е. Т. Соколов, Дж. Квадри, Дж. Лукини, Б. Руска, Л. Руска. В оформлении интерьеров участвовали А. А. Михайлов, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. П. Мартос, А. И. Иванов, К. А. Тон.

Здание Академии художеств является одним из первых петербургских зданий спроектированных по принципам классицизма.

Главный купол венчала деревянная статуя богини Минервы работы скульптора И. П. Прокофьева. Она просуществовала до 1860 года. В 1885 году на её месте появилась гипсовая композиция скульптора А. Р. Бока. Спустя всего 15 лет она была утрачена в результате пожара.


Отделка помещения здания Академии художеств была изменена во второй половине XIX - начале XX века. Над этим работали архитекторы А. И. Резанов, Ф. И. Эппингер, Л. Н. Бенуа, В. А. Щуко.

В октябре 1941 года при Академии был открыт госпиталь. После начала блокады Ленинграда некоторые сотрудники перебрались жить в подвальные помещения, здесь они жили, здесь же учились. Студенты и сотрудники Академии вместе охраняли здание и хранящиеся здесь ценности. В декабре 1941 года состоялась очередная защита дипломных работ. К защите было допущено около 60 человек, многих из них специально вызвали с фронта. Весной 1942 года в Круглом дворе и академическом саду устроили огороды, спасшие жизнь многим людям во время блокады.

Капитальный ремонт здания был проведён в 1950-х годах. Тогда старые перекрытия были заменены на железобетонные по проекту архитекторов И. Н. Бенуа и В. Н. Рахманина. В 1972-1980 годах реставрировались парадные залы.

На купол здания Академии художеств в 2000 годах вернулась скульптура "Минерва, коронующая художества и науки". 29 мая 2003 года во внутреннем дворе был установлен бронзовый памятник первому президенту Академии художеств И. И. Шувалову работы скульптора З. К, Церетели. Президентами Академии художеств в разное время были И. И. Бецкой, граф А. С. Строганов, А. Н. Оленин. Здесь же находились их служебные квартиры.

Среди воспитанников учебного заведения: художники А. П. Лосенко, Д. Г. Левицкий, В. Д. Поленов, О. А. Кипренский, А. А. Иванов, К. П. Брюллов, В. А. Серов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Прокофьев, Ф. И. Гордеев, М. И. Козловский, Ф. Ф. Щедрин, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, И. П. Мартос, М. М. Антокольский, архитекторы В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, А. П. Брюллов, К. А. Тон, Л. Н. Бенуа, поэт и художник Т. Г. Шевченко и многие другие.

Здание Академии художеств


В Санкт-Петербурге академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой улице. С 1758 года здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. С 1760 года лучшие выпускники на казённые средства отправлялись на стажировку за границу.

В 1759 году распоряжением императрицы Елизаветы Петровны Академии были переданы два дома на углу набережной Невы и 3-ей линии Васильевского острова. Но они не могли удовлетворить нужд столь значимого высшего учебного заведения. Екатерина II придала Академии статус Императорской.

В 1764 году началась закладка фундамента будущей Академии. Строительство здания велось по проекту французского архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота при участии архитектора А. Ф. Кокоринова, ставшего первым директором Академии.

Торжественная закладка здания состоялась в присутствии императрицы и наследника 7 июля 1765 года (в годовщину вступления на престол Екатерины II). Екатерина Великая положила в основание академического храма закладной порфировый камень.

Первым начали возводить северный корпус, в 1764-1770 годах возвели корпуса со стороны сада, 3-й и 4-й линий, круглый и дворовый корпус.

В феврале 1771 года академический Совет приостановил строительство из-за недостаточного финансирования. В следующем году скончался А. Ф. Кокоринов, которого обвинили в растрате выделенных на строительство средств.

До отъезда во Францию в 1775 году работами руководил Валлен-Деламот, которого затем сменил профессор архитектурного класса Ю. М. Фельтен и Е.Т. Соколов, старавшиеся по возможности не изменять замысла автора проекта. К 1789 году работы по возведению были завершены, но отделка интерьеров Академии художеств затянулась до 1817 года.

В 1832-1834 годах гранитная набережная перед академией была оснащена спуском к воде, украшенным фигурами египетских сфинксов на гранитных пьедесталах.

В настоящее время в здании Академии художеств расположены Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, а также архив, библиотека лаборатории и мастерские.

Вместе с Меншиковским дворцом, зданием Академии наук, Кунсткамерой и другими памятниками архитектуры 18 - 19 веков здание Академии художеств является важным элементом в общей панораме набережных Невы.

Центральная часть здания была увенчана статуей Минервы, покровительницы ремесел и искусств, в окружении трех гениев художеств. Статуя была выполнена по проекту архитектора Прокофьева и установлена на куполе главного корпуса в 1786 году. Примерно через сто лет композиция, все более и более разрушавшаяся от времени, была заменена новой из тонкой листовой меди по проекту архитектора фон Бока. В 1910-х годах в здании произошел крупный пожар, после которого сильно поврежденную статую пришлось демонтировать. По сохранившимся чертежам и моделям скульптуры она была воссоздана скульптором Михаилом Аникушиным и его учениками и установлена на прежнем месте к 300-летию Санкт-Петербурга (в 2000 годах).

Здание Академии художеств

Здание Академии художеств — одно из самых выдающихся произведений русского зодчества XVIII века, глубокое по замыслу и по оригинальности планового решения. В архитектурном пейзаже Университетской набережной ему принадлежит очень важное место. Великолепный вид на здание открывается с противоположного берега Невы — с Английской набережной. Построенное в 1764–1788 годах, оно является одним из первых в России сооружений, созданных в архитектурных формах раннего классицизма. В начале XVIII века участок на Васильевском острове между 3-й и 4-й линиями занимали дома петровских вельмож — Г. И. Головкина, В. Л. Долгорукова и А. Г. Долгорукова. После основания Академии эти дома были переданы в её пользование, а затем снесены для постройки нового здания по проекту, разработанному архитекторами А. Ф. Кокориновым и Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

В первую очередь были возведены корпуса, обращенные в сад и на 3-ю и 4-ю линии, а также дворовые корпуса. В 1788 году здание было закончено постройкой, но фасады и некоторые внутренние помещения в большей своей части не были отделаны. Строительные работы закончились только в 1810 году. Плановое решение здания своеобразно: в основной прямоугольник вписаны парадный круглый и четыре прямоугольных служебных двора. Расположение внутренних помещений, разнообразных по размерам и конфигурации, тщательно продумано. Парадные помещения — вестибюль нижнего этажа, парадная лестница, залы бельэтажа — отличаются богатством оформления и совершенством композиции.

Из четырех фасадов здания наиболее торжественно решен главный. Его центр отмечен ризалитом и портиком из тосканских колонн, несущих треугольный фронтон. Здесь нашли свое отражение мотивы, характерные для архитектуры барокко. Криволинейным в плане выступам первого этажа противопоставлены изогнутые, плавные линии боковых частей ризалита, венчающего карниза и аттика над ним. Круглый двор (диаметром около 40 метров) вначале был связан с набережной сквозным проездом, превращенным в 1817 году в вестибюль — единственное помещение, сохранившее до настоящего времени свой первоначальный облик. Верхний парадный вестибюль частично перестроен. В его композицию включена ионическая колоннада, поддерживающая хоры. Рядом с вестибюлем расположена чугунная лестница, сооруженная в 1817–1820 годах по проекту А. А. Михайлова 2-го.

Стены расписаны по эскизам А. Е. Егорова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева и украшены барельефами работы В. И. Демут-Малиновского, И. П. Мартоса, С. С. Пименова и. П. Прокофьева. Художественный интерес представляет анфилада залов второго этажа вдоль главного фасада, так называемые Рафаэлевские и Тициановские залы, отделанные в 1830–1834 годах по проекту К. А. Тона, центральный круглый конференц-зал (переделанный А. И. Резановым в 1864 году, но сохранивший живописный плафон работы В. К. Шебуева), боковые восьмигранный и круглый залы. К. А. Тон является также автором проекта домовой церкви, законченной в 1837 году. Оформление залов библиотеки было выполнено по проекту Д. И. Гримма (1860-е годы) и В. А. Щуко (1914 год).

С Академией художеств связаны имена большинства выдающихся русских архитекторов, скульпторов, живописцев, граверов. В стенах Академии художеств обучались зодчие В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, И. А. Фомин, В. А. Щуко; скульпторы М. И. Козловский, Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, П. К. Клодт, М. М. Антокольский; живописцы О. А. Кипренский, Д. Г. Левицкий, С. Ф. Щедрин, К. П. Брюллов, И. Б. Репин, И. И. Левитан, Ф. А. Бруни, И. И. Шишкин, И. К. Айвазовский, В. А. Серов и др.

Читайте также: