Завтра была война история создания кратко

Обновлено: 30.06.2024

Главные герои повести школьники, заканчивающие 9 класс. Воспитанные в духе социализма и романтичному посвящению себя служению своей родине.

Их родители, имеющие или не имеющие, но так или иначе относящиеся к революции, воспитывали своих детей с идеей построения коммунизма.

Главная героиня Искра Полякова, как и ее одноклассники, мечтает совершить подвиг, стать комиссаром, поэтому на личной жизни ставит крест. Искра активистка и яростная комсомолка, не допускающая даже мысли сомнений в заветах партии.

Но девочки ее класса были немного другими. Они мечтали о любви, хотели построить личную жизнь и быть счастливыми. Естественно, и они верят в победу коммунизма, в неоспоримую идею создания идеального общества равных возможностей.

Но их мечты так и остались мечтами. В 1940 году стоял тотальный контроль над обществом, и иметь собственное мнение, не совпадающее с мнением представителей партии, было крайне опасно. Так был арестован отец одноклассницы Искры Вики Люберецкой, крупный авиаконструктор.

Вику объявляют дочерью врага народа. Начинаются гонения и травля девушки в попытке заставить отречься от отца. Но Вика воспринимает этот поступок как предательство по отношению к родителю и не собирается этого делать.

Ее одноклассники, узнав эту ужасную новость, приходят к Вике со словами поддержки, хотя школа была против этого и даже наложила запрет. Но друзья считают, что девушка тут ни причем и нарушают все запретительные предписания.

Затравленная и загнанная в угол Вика кончат жизнь самоубийством. Одноклассник Артем дерется на дуэли с десятиклассником, который и афишировал новость об аресте по школе.

Главная героиня Искра, так рьяно отстаивавшая идеалы комсомола в начале повести, в конце ее начинает сомневаться и приходит к выводу, что все мы люди и ошибаться в этой жизни могут все. Даже партия и комсомол.

Борис Васильев писал эту повесть от имени одноклассника ребят, единственного оставшегося в живых.

Второй идеей Борис Васильев ставит разницу поколений нынешнего и того, послереволюционного и предвоенного. В отличие от нас, те дети знали точно, что война будет.

Урок по роману Бориса Васильева

I. Вступительная беседа

Что вы знаете о жизни и творческой судьбе писателя Бориса Васильева?

Какие произведения Б.Л. Васильева вам известны?

II. Тест на знание текста (в сильном классе стоит провести его до анализа произведения, в слабом — после)

Кто из героинь повести “объявила себя Пифией” и “начала вещать”? “Она была щедрой пророчицей: каждого ожидали куча детей и вагон счастья”.

а) Лена Бокова,

б) Зина Коваленко,

в) Искра Полякова,

г) Вика Люберецкая.

“Она каждого слушала по-разному, но зато всем существом, словно не только слышала, но и видела, осязала и обоняла одновременно. Она была очень любопытна и чересчур общительна, почему её не все и не всегда посвящали в свои секреты”.

“…часто выступала в школах, техникумах, в колхозах и на заводах. Говорила резко и коротко, точно командуя, и мы её побаивались”.

а) Тов. Полякова,

б) Валентина Андроновна,

в) Искра Полякова,

г) здесь нет нужной героини.

“В свинцовом зеркальном холодке отразилась смуглая маленькая девушка с круглыми от преступного любопытства, блестящими, как вишенки, глазами”.

Кого из девочек в классе “…не только любили, но слушали. Слушали все, но зато ничего не прощали. (Она) …всегда помнила об этом и немного гордилась, хотя оставаться совестью класса было порой нелегко”.

“Искра привычно вскочила. Мать с перекошенным, дёргающимся лицом лихорадочно рвала…”

Чего не терпел директор школы?

“…и за всё разом любила директора школа. Любила, уважала, но и поба-ивалась, ибо директор не терпел… и, если ловил лично, действовал сурово”.

а) Наушничья,

б) воровства,

в) хулиганства,

г) здесь нет нужного слова.

Кто “был продуктом целеустремлённой деятельности Искры, реально существующим доказательством её личной силы, настойчивости и воли”?

а) Артём Шефер,

б) Сашка Стамескин,

в) Пашка Остапчук,

г) Вовик Храмов.

Вспомните, кого из поэтов любили девочки.

Вставьте во фразу нужное слово.

“Она (Валентина Андроновна) стала чужой, чужой настолько, что её даже перестали…”

“…рос он среди драчунов братьев, умел постоять за себя и ничего не боялся. Ни боли, ни крови, ни встречного удара. Он был ловок, увёртлив…”

Кто из героинь была “вполне сложившейся, спокойной, уверенной в себе и своём обаянии девушкой с большими серыми глазами”?

а) Люберецкая,

б) Коваленко,

в) Полякова,

г) здесь нет нужной героини.

Кто из героев был главным конструктором авиационного завода, имел орден Боевого Красного Знаме-ни за Гражданскую войну и орден за высокие достижения в мирном строительстве?

а) Леонид Сергеевич,

б) Андрей Иванович,

в) Николай Григорьевич,

г) здесь нет нужного героя.

Кто из девочек “…по-прежнему усердно занималась, читала стихи и неформулярные романы, играла в баскетбол, ходила… в кино или просто так и регулярно выпускала стенгазету, поскольку была её главным редактором”?

У кого из героинь “была такая тяга к странному — ляпнуть что-то, а потом посмотреть, что из этого выйдет? Из того опыта ничего доброго не вышло, но зато… всласть наревелась и долгое время ходила в героинях, даже за косы её дёргали сильнее и чаще, чем остальных девочек”.

История создания произведения

(Действие построено хронологически. Начинается оно в 1938 году. Основные события происходят в сентябре–октябре 1940-го. Заканчивается роман встречей выпускников в 1980 году.

В романе изображён город Воронеж с его широким проспектом Революции и самым большим фотоателье на нём.)

Назовите основные темы романа.

(Повесть о своём времени; “мысль семейная”.

О каждой теме говорим отдельно.)

Повесть о своём времени

  • Как происходило утверждение коммунистической идеологии? Её признаки. Опора на цитаты:

“Готовьтесь к борьбе!…”

“И надо учиться любить и учиться ненавидеть, и это самые главные предметы в жизни…”

“…враги используют сейчас любые средства, чтобы растлить нашу молодёжь, чтобы оторвать её от партии, чтобы вбить клин между отцами и детьми…”

“Честь — дворянское понятие. Мы её не признаём”.

“Человека вообще нет. Нет! Есть гражданин, обязанный верить. Верить!”

Опора на цитаты:

Пирожные “они привыкли есть только по великим праздникам…”

“…сахара нет, будут давать по 2 кг”.

Опора на цитаты:

“…спортзал — редчайшая вещь по тем временам”.

Система оценок: “очень плохо”, “посредственно”, “отлично”.

Запрет на Есенина.

“Мысль семейная”

Самостоятельная работа учащихся по тексту произведения.

Задание: разделившись на группы, составьте рассказ о семьях героев романа по данному плану.

1. Что вы узнали об истории семьи?

2. Дайте характеристику родителям героя.

3. Кто стоит во главе семьи?

4. На каких принципах строятся взаимоотношения взрослых и детей?

5. Что воспитывает каждая семья в своих детях?

6. Сильные и слабые стороны в системе воспитания этой семьи.

  • 1-я группа. Семья Люберецких (гл. 1, 3, 4, 5)
  • 2-я группа. Семья Коваленко (пролог, гл. 4, 5)
  • 3-я группа. Семья Шеффер (гл. 2, 4)
  • 4-я группа. Семья Поляковых (пролог, гл. 1, 3, 4, 8, 9)
  • 5-я группа. Семья Стамескина (гл. 1, эпилог)

Семья Люберецких

(примерный ответ 1-й группы)

Мать Вики давно умерла. Глава этой семьи — Леонид Сергеевич. К моменту действия романа принял место главного инженера авиационного завода.

Леонид Сергеевич — “рефлектирующий интеллигент”. Он честно слу-жил новой идеологии, но не всё в ней понимал. Например: истина для него не могла быть догмой, “она обязана всё время испытываться на прочность и целесообразность”. Леонид Сергеевич на всё имеет собственный взгляд. Он любит запрещённого Есенина, цитирует “буржуазного” поэта Блока, вспоминает встречи с Маяковским и споры с ним: “Мы не довольствовались абсолютными истинами, мы искали и спорили. Спорили ночи напролёт”.

По мнению Люберецкого, в жизни есть две святые обязанности, о которых нужно всегда думать: для женщин — научиться любить, а для мужчин — служить своему делу. Это основной принцип воспитания дочери.

В эпоху общественных интересов он разделил жизнь на общественную (долг) и сугубо личную (счастье). Таким образом, Люберецкий отказывался быть просто винтиком государственной машины. Подобное мироощущение придёт в наше общество лишь в 60-е годы, в знаменитую “хрущёвскую оттепель”. Поэтому Люберецкого мож-но назвать несвоевременным человеком.

В семье царят любовь и взаимопонимание. Но Леонид Сергеевич живёт в состоянии беспокойства за дочь. Выражалось оно в крайностях: “Страх за дочь породил машину, доставляющую Вику в школу и из школы, в театр и из театра, за город и домой”. Желание видеть её самой красивой привело к заграничным нарядам. Тем самым он торопил её развитие. Ошибкой в семейном воспитании Люберецкого было то, что её наряды, машина отделили Вику от ребят её класса, по уровню жизни она стояла над ними, поэтому у неё появилось чувство “вдовствующей императрицы”, а за ним и одиночество, которым она очень тяготилась. “Но была самолюбива, больше всего боялась, что кто-нибудь вздумает её жалеть…”

Отец был единственной опорой Вики в жизни, поэтому, потеряв его, она сделала первый шаг к самоубийству. У неё не было друзей, которые разделили бы с ней горе (арест).

Как человек своего времени, Вика была предана идеологии, царившей в обществе. Но школа, Валентина Андроновна хотели отторгнуть её, исключив из комсомола. Она стала дочерью врага народа. Всё это легло непосильным грузом на плечи девочки, и она решила уйти из жизни.

Затем выслушиваются и дополняются ответы каждой группы, делаются выводы.

IV. Обобщение

Вика и Искра придумывают надпись на памятник С.Есенина.

  • Опишите памятник, который поставили бы вы вашим ровесникам из сороковых.
  • Какая надпись могла бы быть на нём?

V. Домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем.

Сочинение-рецензия. Повести Бориса Васильева находятся вне времени, так как затрагивают общечеловеческие проблемы, что и попыталась выявить ученица.

Главные герои повести школьники, заканчивающие 9 класс. Воспитанные в духе социализма и романтичному посвящению себя служению своей родине.

Их родители, имеющие или не имеющие, но так или иначе относящиеся к революции, воспитывали своих детей с идеей построения коммунизма.

Главная героиня Искра Полякова, как и ее одноклассники, мечтает совершить подвиг, стать комиссаром, поэтому на личной жизни ставит крест. Искра активистка и яростная комсомолка, не допускающая даже мысли сомнений в заветах партии.

Но девочки ее класса были немного другими. Они мечтали о любви, хотели построить личную жизнь и быть счастливыми. Естественно, и они верят в победу коммунизма, в неоспоримую идею создания идеального общества равных возможностей.

Но их мечты так и остались мечтами. В 1940 году стоял тотальный контроль над обществом, и иметь собственное мнение, не совпадающее с мнением представителей партии, было крайне опасно. Так был арестован отец одноклассницы Искры Вики Люберецкой, крупный авиаконструктор.

Вику объявляют дочерью врага народа. Начинаются гонения и травля девушки в попытке заставить отречься от отца. Но Вика воспринимает этот поступок как предательство по отношению к родителю и не собирается этого делать.

Ее одноклассники, узнав эту ужасную новость, приходят к Вике со словами поддержки, хотя школа была против этого и даже наложила запрет. Но друзья считают, что девушка тут ни причем и нарушают все запретительные предписания.

Затравленная и загнанная в угол Вика кончат жизнь самоубийством. Одноклассник Артем дерется на дуэли с десятиклассником, который и афишировал новость об аресте по школе.

Главная героиня Искра, так рьяно отстаивавшая идеалы комсомола в начале повести, в конце ее начинает сомневаться и приходит к выводу, что все мы люди и ошибаться в этой жизни могут все. Даже партия и комсомол.

Борис Васильев писал эту повесть от имени одноклассника ребят, единственного оставшегося в живых.

Второй идеей Борис Васильев ставит разницу поколений нынешнего и того, послереволюционного и предвоенного. В отличие от нас, те дети знали точно, что война будет.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Завтра была война Васильева

Популярные сегодня темы

28 августа 1828 года появился на свет известный писатель Лев Николаевич Толстой в имении Ясная поляна в Тульской губернии. Писатель происходил из дворянского рода, графской ветви и владели усадьбе Ясная Поляна

Несмотря на то, что внешность Пьера Безухова несколько далека от образа классического красавца и героя – любовника, его образ все же обладает некоей харизмой и специфическим колоритом.

Пётр 1 – одна из самых противоречивых личностей в истории. Некоторые считают его величайшим правителем, чуть ли не поднявшим Россию с колен и поставившим её на один уровень с европейскими государствами.

В романе М. Шолохов уделяет большое внимание женщинам и их роли. Каковы же основные женские образы?

Горе от ума это известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова. В нем присутствует как классицизм, так и романтизм. Комедия рассказывает про светское общество периода, когда было крепостное право.

Смысл повести

Смысл книги

Герои произведения

Краткое содержание повести

Во вступлении рассказчик говорит, что от их полного класса осталась всего лишь фотография, на которой они еще семиклассники. Фотографироваться их потащила Искра. После войны из большого класса уцелело всего лишь 19 человек, и все встречи выпускников проходят как-то тихо, все вспоминают прошлое, в том числе и войну, ее последствия – у кого-то остался осколок, который не вытащили.

Сама повесть начинается с описания героев и их будней еще тогда, когда они были девятиклассниками. Поначалу Искра кажется непримиримой идеалисткой, радеющей за будущее комсомола, но уже тогда становится понятна причина поведения девушки – ее нещадно избивает за малейшую провинность мать. Так, например, когда девушку едва не изнасиловали и она потеряла шапку, которую напавшие на нее парни успели снять, Искра переживает не о том, что с ней произошло, а о том, что мать с ней сделает за потерянную шапочку. Ее после драки возвращает Саша Стамескин, и после этого Искра и Саша ходят неразлучно. В первой главе Саше приходится уйти из школы – его мать не может платить за учебу, так как денег перестало хватать из-за ухода отца Саши из семьи.

Во время празднования дня рождения Вика Люберецкая дает Искре томик Есенина. Та случайно проговаривается об этом классной руководительнице. Отца Вики арестовывают, объявляют врагом народа. По словам Саши, причина в том, что тот продал чертеж самолета врагам. Вика не выдерживает и убивает себя, напившись снотворного. Оставляет предсмертную записку. Ее хоронят одноклассники, директор школы помогает с транспортировкой гроба и говорит ребятам, что равнодушие убивает не хуже пуль.

В конце повести раскрывается судьба ее героев. Саша Стамескин стал директором крупного авиазавода, Валя Александров – часовщик, Паша Остапчук потерял ногу и так и не обрел счастье с Леной. Искра и Артем не выжили.

Смысл произведения

В повести показан один из наиболее сложных этапов становления личности. Герои взрослеют, вместе с ними растут и их проблемы. Сквозь повесть проходит мотив любви, дружбы и предательства. Несмотря на то, что мечты части героев сбылись, большая их часть разочарована в настоящем и не испытывает от этого радости.

1987 год
Киностудия: Киностудия им. М. Горького
Режиссер: Юрий Кара
Операторы: Вадим Семёновых
Сценарий: Борис Васильев
Жанр: кинодрама





Когда я вспоминаю Бориса Львовича Васильева, перед глазами возникает его светлая, добрая, чистая улыбка. Я уверен, что создать таких цельных, чистых, героических персонажей Борис Львович никогда не смог бы, если бы сам не был именно таким: простым, но в то же время великим Человеком…

Читайте также: