Защита прав и свобод человека средствами оон кратко

Обновлено: 02.07.2024

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

  • 1. Выявление, пресечение и недопущение фактов нарушений прав и свобод личности. Высшие представительные и исполнительные органы РФ и РТ принимают нормативные акты, направленные на упрочение прав и свобод, совершенствование их защиты, повышение ответственности за их соблюдение. Правоохранительные органы занимаются профилактикой правонарушений, раскрывают и расследуют преступления, посягающие на права и свободы граждан.
  • 2. Восстановление нарушенных прав и свобод личности. Оно осуществляется, как правило, путем: отмены неправомерных юридических актов (например, приказа об увольнении лица); возложения обязанности возместить причиненный ущерб (оплатить ремонт поврежденного транспортного средства и т. д.); возврата имущества собственнику (передача похищенной вещи владельцу по решению суда и др.); опровержения сведений, порочащих честь и достоинство.
  • 3. Применение норм юридической ответственности. Это наиболее жесткая реакция государства на факты нарушений прав и свобод личности. Для виновного наступают негативные последствия в виде лишений определенных благ, назначаются, например, меры наказания. Они могут касаться как личности правонарушителя (лишение свободы, увольнение и др.), так и его имущества (конфискация, штраф и др.)

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

  • Высшие - Президент, Федеральное Собрание, Правительство, Органы судебной власти
  • Органы субъектов Российской Федерации - Органы местного самоуправления
  • Правоохранительные органы


Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты нашего бюро проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, семейным, гражданским делам, жилищным и другим вопросам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Система Организации Объединенных Наций по поощрению и защите прав человека состоит из двух главных типов структур: органов, созданных на основе Устава ООН и органов, созданных согласно международным соглашениям и договорам по правам человека.

Совет по правам человека является межправительственным органом в системе ООН, отвечающим за содействие всеобщему уважению и защите всех прав человека по всему миру и за рассмотрение ситуаций, связанных с нарушением прав человека, а также подготовку соответствующих рекомендаций. В компетенцию Совета входит обсуждение всех тематических вопросов и ситуаций в области прав человека, которые требуют его внимания в течение всего года.

Адрес: Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций

Управление Верховного Комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) является координационным центром деятельности Организации Объединенных Наций в сфере защиты прав человека. Данный комиссариат был основан Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

Адрес: Швейцария, CH-1211, Женева 10, Дворец Наций

Офис Старшего Советника ООН по правам человека при системе ООН в Российской Федерации поддерживает партнерские отношения с государственными органами федерального и регионального уровня, учреждениями ООН, организациями гражданского общества, в том числе, неправительственными организациями, научно-исследовательскими центрами и другими учреждениями и организациями, заинтересованными в практической реализации Концептуальных рамок сотрудничества.

Адрес: Россия, 125009 Москва, Леонтьевский пер., 9

Тел./факс: 8 (495) 787-21-03

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, также называемое Агентством ООН по делам беженцев, было создано 14 декабря 1950 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. В мандат Агентства входит координация международных усилий по защите беженцев и решение их проблем во всем мире. Основная цель Агентства – защита прав и благосостояния беженцев. Основной целью Агентства УВКБ ООН в России является поддержка и дополнение усилий правительства Российской Федерации по созданию справедливой и эффективной системы предоставления убежища в соответствии с международными стандартами, а также предотвращение и сокращение случаев безгражданства, осуществляемое во взаимодействии с правительственными и неправительственными партнерами.

Дети коренного народа Эмбера были перемещены в результате вооруженного конфликта в Колумбии к 2006 году. Насильственные переселения вдвойне катастрофичны для общин коренных народов, тесно связанных с землей. Коренные народы имеют право, коллективно и индивидуально, на полное осуществление всех прав человека и основных свобод, признанных в Уставе Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека и в нормах международного права, касающихся прав человека. Фото ООН/Марк Гартен

В 1948 году Всеобщая декларация прав человека поместила вопросы прав человека в сферу международного права. С тех пор Организация старательно выполняет миссию по защите прав человека, опираясь на правовые документы.

Какие правовые инструменты помогают ООН в деле защиты прав человека?

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ)

Управление Верховного комиссара по правам человека, штаб-квартира которого расположена в Женеве, имеет многочисленные региональные отделения по всему миру. В рамках системы ООН Управление несет главную ответственность за поощрение и защиту прав человека.

Управление оказывает поддержку миротворческим миссиям в ряде стран. Помимо региональных отделений Управление имеет центры по правам человека, страновые представительства по правам человека по всему миру

Верховный комиссар по правам человека регулярно выступает с заявлениями по вопросам прав человека в мире. Он также имеет полномочия проводить специальные расследования ситуации в области прав человека и выпускать соответствующие доклады.

Специальный докладчик по праву на достаточное жилище г-жа Лейлани Фарха предупреждает о широком распространении бездомности.

Региональные отделения УВКПЧ

Африка
  • УВКПЧ имеет отделения в Африке, в том числе четыре региональных центра.
Америка
  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека имеет представительство в Нью-Йорке.
  • Региональное представительство для Южной Америки находится в Сантьяго, Чили.
  • Региональное представительство для Центральной Америки находится в Панаме, Панама.
Азиатско-Тихоокеанский регион
  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) имеет Тихоокеанское региональное отделение в Суве, Фиджи.
  • Региональное отделение УВКПЧ для стран Юго-Восточной Азии находится в Бангкоке, Таиланд.
Европа и Центральная Азия
  • Управление Верховного комиссара ООН по правам человека имеет региональное представительство для Европы в Брюсселе, Бельгия.
  • Региональное представительство для Центральной Азии в Бишкеке, Кыргызстан.
Ближний Восток и Северная Африка
  • Региональное отделение для Ближнего Востока и Северной Африки находится в Бейруте, Ливан.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный в 2006 году, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека, в качестве ключевого независимого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека.

Договорные органы по правам человека

Договорные органы по правам человека представляют собой комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление основных международных договоров по правам человека.

Договорные органы состоят из независимых экспертов, обладающих признанной компетенцией в области прав человека, которых предлагают и избирают государства-участники на установленный четырехлетний срок с возможностью продления.

Договорные органы по правам человека

Специальные процедуры Совета по правам человека

Специальные процедуры Совета по правам человека — это независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах.

​​​​​Рабочая группа по вопросу о правах человека

Рабочая группа по правам человека продвигает права человека в рамках всей системы ООН в области развития.

Специальные советники по предупреждению геноцида и по вопросу об ответственности по защите

Специальный советник по предупреждению геноцида выступает в роли посредника, призванного распространять информацию о причинах геноцида и тенденциях его распространения, заблаговременно обращать внимание соответствующих сторон на опасность возникновения геноцида, вести разъяснительную работу и мобилизовывать усилия в поддержку принятия надлежащих мер. Специальный советник по вопросу об ответственности по защите руководит разработкой теоретических, политических, организационных и оперативных аспектов концепции ответственности по защите.

Какие правовые инструменты помогают ООН в деле защиты прав человека?

Принятая почти 70 лет назад Декларация стала тем фундаментом, на котором зиждутся внушительное число имеющих обязательную юридическую силу международных договоров по правам человека и развитие норм в области прав человека во всем мире.

Международный билль о правах человека

Всеобщая декларация прав человека (1948) была первым юридическим документом, защищающим универсальные права человека.

Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Другие инструменты

Целый ряд международных договоров в области прав человека и другие документы, принятые начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека.

В 2007 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию ООН о правах коренных народов.

Департамент по политическим вопросам и вопросам миростроительства играет ведущую роль в работе Организации Объединенных Наций по оказанию помощи странам для проведения заслуживающих доверия, транспарентных и всеохватных выборов. С 1992 более 100 стран попросили и получили помощь со стороны Организации Объединенных Наций в проведении выборов.

Демократия

Демократия, основанная на верховенстве закона, является в конечном счете средством для достижения международного мира и безопасности, экономического и социального прогресса и развития, и соблюдения прав человека — трех столпов миссии Организации Объединенных Наций, изложенных в Уставе ООН.

Демократические принципы проходят красной нитью через всю нормативную деятельность Организации Объединенных Наций. В Директивной записке Генерального секретаря ООН по демократии от 2009 года излагается принципиальная позиция Организации Объединенных Наций по вопросам демократии, основанная на универсальных принципах, нормах и стандартах, которая подчеркивает особое значение согласованных международных норм, учитывает накопленный опыт и показывает области, в которых у Организации Объединенных Наций есть свои сравнительные преимущества, и провозглашает твердое намерение Организации проводить принципиальную, продуманную и последовательную деятельность в поддержку демократии.

Какие еще учреждения и органы ООН работают в области защиты прав человека?

Генеральный секретарь

Генеральный секретарь назначает специальных представителей, выступающих против грубых нарушений прав человека:

19 января 2018 года Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш учредил Международную комиссию по расследованию в Мали, предусмотренную мирным соглашением. Международная комиссия по расследованию состоит из трех членов: г-жа Лена Сундх (Швеция), Председатель; г-н Саймон Мунзу (Камерун); и г-н Винод Булелл (Маврикий). Комиссия обязана расследовать утверждения о злоупотреблениях и серьезных нарушениях международного права, прав человека и международного гуманитарного права, включая утверждения о сексуальном насилии в связи с конфликтом, совершенных на всей территории Мали в период с 1 января 2012 года. По итогам работы Комиссия представила свой доклад Генеральному секретарю.

cover image depicting young children

Совет Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН зачастую имеет дело с серьезными нарушениями прав человека в зонах конфликтов. Устав ООН наделяет Совет Безопасности полномочиями по расследованию и посредничеству, направлению миссии, назначению специальных посланников, или обращению к Генеральному секретарю с просьбой использовать свои добрые услуги.

Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН

Третий комитет Генеральной Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы) рассматривает широкий круг вопросов, включая вопросы прав человека. Комитет также обсуждает вопросы, связанные с улучшением положения женщин, защитой детей, положением коренных народов, обращением с беженцами, продвижением основных свобод путем ликвидации расизма и расовой дискриминации, а также право на самоопределение. Комитет также затрагивает важные вопросы социального развития.

Другие органы ООН

Широкий круг вопросов, связанных с правами человека, рассматривают различные межправительственные органы и межведомственные механизмы, расположенные в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, а также Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций.

Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и их вспомогательные органы принимают политические решения и выносят рекомендации государствам-членам, системе Организации Объединенных Наций и другим заинтересованным сторонам.

Постоянный форум Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов, консультативный орган Экономического и Социального Совета, наделен полномочиями для обсуждения проблем коренных народов, в том числе права человека.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека взаимодействует с этими органами и механизмами и предоставляет им консультационную и иную поддержку по вопросам прав человека. Управление также внедряет проблематику прав человека во все области работы Организации, включая социально-экономическое развитие, поддержание мира и безопасности, миротворчество и гуманитарную деятельность. Вопросы прав человека также рассматриваются в контексте постконфликтных мероприятий по поддержке миростроительства ООН.

Операции ООН по поддержанию мира

В ознаменование Международного дня миротворцев ООН: познакомьтесь с Николь Нгой, сотрудником по правам человека, работающим в Миссии ООН по поддержанию мира в Демократической Республике Конго.

Многие операции ООН по поддержанию мира, а также политические миссии и миссии по миростроительству имеют мандаты, направленные на содействие защите и поощрению прав человека посредством срочных и долгосрочных действий; расширение прав и возможностей населения по отстаиванию и утверждению своих прав человека; и предоставление государственным и прочим национальным учреждениям возможности для исполнения своих обязательств по защите прав человека и соблюдению правовых норм.

Группы по вопросам прав человека, входящие в состав миссий ООН, работают в тесном сотрудничестве и координации с другими гражданскими и силовыми компонентами миротворческих операций, в частности, в сфере защиты гражданских лиц; борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта и жестоким обращением с детьми; и повышения уважения прав человека и правовых норм посредством правовых и судебных реформ, реформ сектора безопасности и системы мест лишения свободы.

Комиссия по положению женщин

Комиссия по положению женщин является основным глобальным межправительственным органом, занимающимся вопросами гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин.


Оглавление

  • 1. Развитие гуманитарного права
  • 2. Международное гуманитарное право как отрасль современного международного публичного права
  • 3. Нормы и функции международного гуманитарного права
  • 4. Источники международного гуманитарного права
  • 5. Субъекты международного гуманитарного права
  • 6. Принципы международного гуманитарного права
  • 7. Права человека и Устав ООН
  • 8. Защита прав человека Верховным комиссаром ООН по правам человека
  • 9. Защита прав человека Верховным комиссаром ООН по делам беженцев
  • 10. Международный суд ООН: состав, компетенция, принятие решений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное гуманитарное право. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

7. Права человека и Устав ООН

ООН — одна из важнейших международных организаций, основной целью которой является защита прав человека и гражданина как на международном, так и на национальном уровнях. Основным документом, определяющим деятельность ООН, является его Устав, принятый 26 июня 1945 г.

Устав закрепляет, что основными целями Организации являются:

1) поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных мер для предотвращения, устранения угрозы миру и подавления актов агрессии в соответствии с принципами справедливости и международного права;

2) развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народов, принятие других мер для укрепления всеобщего мира;

3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

В Уставе записано, что все члены ООН:

1) обладают суверенным правом;

2) выполняют принятые на себя обязательства;

3) разрешают свои международные споры мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир и безопасность;

4) воздерживаются от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Государства, не являющиеся членами ООН, должны действовать на основе этих же принципов.

Основным правом человека является право на мирное существование. В ст. 33 Устава ООН закреплено право на мирное разрешение споров: они должны осуществляться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам, соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору.

Международный суд — главный судебный орган ООН. Он действует на основе статуса постоянной палаты международного правосудия и образует неотъемлемую часть настоящего Устава.

Каждый член Организации обязуется выполнить решение Международного суда по тому делу, в котором он является стороной. В случае, если стороной в деле не выполнены обязательства, возложенные на нее решением Суда, другая сторона имеет право обратиться в Совет Безопасности, который может дать рекомендации или принять меры для приведения решения в исполнение.

Основы прав человека — уважение жизни и достоинства каждого отдельного человека. Они неотъемлемы, т. к. присущи каждому человеку независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иных обстоятельств.

На основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г., гарантируются права человека на:

1) жизнь, свободу и неприкосновенность личности;

2) справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;

3) участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах; свободу мысли, совести и религии;

4) свободу выражения мнения;

5) имущество и свободу распоряжаться собственностью;

6) свободу собраний и объединений.

Согласно Конвенции запрещаются:

1) пытки и бесчеловечное и унизительное обращение;

2) смертная казнь;

3) рабство и подневольный труд;

4) дискриминация в реализации гарантированных Конвенцией прав;

5) выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну;

6) коллективное выдворение иностранцев.

Отдельные граждане и государства могут обращаться в Европейский суд по правам человека.

После чудовищных преступлений, совершённых фашистами в период Второй мировой войны, в юриспруденции сформировалось такое понятие, как система международной защиты прав человека. Главы ра́звитых стран и правоведы пришли к выводу, что существуют свободы, которыми должны обладать абсолютно все люди на планете, независимо от расы, религии, гражданства и пола.

Международная защита прав человека

Структура системы и документы

Международной защитой прав и свобод человека занимаются такие организации, как ООН, ОБСЕ, Совет Европы и Евросоюза. Эта отрасль публичного права представляет собой совокупность норм, принципов и средств, позволяющих регулировать и защищать свободы граждан всего мира.

Полномочия ООН

Организация Объединённых Наций создана по инициативе нескольких держав, входящих в состав антигитлеровской коалиции. Летом 1945 года был подписан Устав ООН. Первые положения этого документа посвящены международному сотрудничеству по вопросам прав человека.

В состав организации входит множество подразделений, но особый интерес для правозащитников представляют комитеты:

  • против пыток;
  • по ликвидации расовых дискриминаций;
  • по защите прав мигрантов.

Организация Объединённых Наций

Кроме этого, в структуру ООН по защите прав человека входят разнообразные комиссии по правам ребёнка, положению женщин и трудящихся. В 1976 году был учреждён Комитет по правам человека. В его состав входит 18 человек. В качестве членов подразделения избирают только компетентных специалистов, обладающих высокими нравственными качествами.

Структурные подразделения ООН следят практически за всеми сферами жизни человека:

  1. Обеспечивают защиту человека от государственного произвола.
  2. Следят, чтобы гражданин смог свободно распоряжаться продуктами собственной хозяйственной деятельности.
  3. Обеспечивают условия для духовного развития и реализации потенциала.
  4. Контролируют предоставление гражданам свободы выбора и возможности участия в политической жизни страны.
  5. Следят за уровнем жизни граждан разных государств.

Функции и полномочия международной организации чрезвычайно разнообразны. Подразделения обсуждают проблемы на конференциях, проводят исследования, подготавливают проекты деклараций и соглашений, оказывают консультативную помощь государствам. В некоторых случаях комитеты и комиссии контролируют соблюдение международных обязательств.

Европейские организации

Развитие международного сотрудничества привело к созданию множества сообществ, защищающих права граждан разных государств. В современное время насчитывается около 5 тыс. таких учреждений. Особое место в мировой системе защиты занимает Совет Европы и Европейского Союза, ОБСЕ.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Осенью 1953 г. в Европе была принята знаменитая Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Правовой акт был ратифицирован во многих странах Северной и Южной Америки, Азии и Европы. Россия приняла конвенцию в 1998 году, таким образом, взяв на себя ответственность по исполнению положений акта.

На основании этого документа был учреждён Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Главный штаб организации расположен в Страсбурге. К другим неправительственным международным учреждениям можно отнести:

  • Общество Красного Креста и Красного Полумесяца;
  • ЮНИСЕФ;
  • Ассоциацию юристов-демократов.

Ещё одной авторитетной структурой является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Учреждение объединяет 57 стран в разных частях планеты.

Главные правовые источники

Международные права и свободы не имеют юридической силы, если они не закреплены в официальных документах, например, пактах, декларациях, договорах. Декларацией называют нормативно-правовой акт, в котором сформулированы общие принципы и цели всех сторон. Договоры — соглашения, подписанные уполномоченными представителями государств. Правительство каждой страны имеет возможность ратифицировать или не принять условия, прописанные в документе. Ратификации предшествует тщательный анализ акта, выпуск соответствующего закона о принятии положений и вступлении в силу. Подобные документы заключаются только в письменной форме.

Всеобщая декларация от 1948 г

К главным нормативно-правовым актам, защищающим права граждан, относятся:

  1. Всеобщая декларация от 1948 г.
  2. Международный пакт о политических и гражданских правах от 1966 года и факультативные протоколы к нему.
  3. Пакт о социальных и культурных правах от 1966 г.

Все документы входят в состав Хартии прав человека. В отличие от договоров, положение пактов распространяется абсолютно на все государства, независимо от его принятия.

Условия и порядок подачи жалобы

Национальная правовая система часто бывает неэффективна. Главный способ защиты прав человека на международном уровне — подача жалобы в Комитет ООН или в ЕСПЧ. В подобных организациях обращения граждан рассматриваются бесплатно. Для подачи жалобы в Комитет ООН важно соблюсти некоторые условия:

  1. Ответчиком может быть только конкретное государство, а не юридическое или частное лицо.
  2. Заявителем является пострадавший человек или его доверенное лицо.
  3. Жалоба может касаться только решений органов власти, а не конкретного закона. Комитет не может проверять внутреннее законодательство на предмет его соответствия международным пактам и декларациям.
  4. Гражданин использовал все внутренние ресурсы страны для обжалования решения.

Пода́ть заявление можно по электронной почте на официальном сайте ООН. В письмо необходимо вложить жалобу, составленную в свободной форме, документальные доказательства нарушения прав, копию решения или приговора судебной инстанции. В жалобе кратко перечисляются:

Пода́ча заявления

  • персональные данные заявителя;
  • перечень нарушенных прав со ссылками на международные акты;
  • какие-либо доказательства.

Если заявитель не нарушил установленных требований, комитет приступает к рассмотрению жалобы. Для получения комментариев и объяснений информация по иску передаётся государству-ответчику. Если нарушения будут найдены, органы власти получают указание восстановить права гражданина или устранить негативные последствия нарушения в течение 180 дней.

По мнению правоведов, наиболее эффективным способом отстаивания своих интересов является подача иска в Европейский суд в Страсбурге. В качестве основной меры наказания применяется не предписание об устранении нарушения, а штраф. Иск в ЕСПЧ можно пода́ть в течение 6месяцев после вынесения заключительного решения или приговора. Заявителем может быть не только частное лицо, но и организация или группа людей.

Решения комитета ООН и ЕСПЧ не всегда соблюдаются государствами. К примеру, в 2018 году в России было исполнено не более 30% заключений международных организаций, остальные постановления были проигнорированы. Это свидетельствует, что система международной защиты свобод человека нуждается в доработке.

Читайте также: